Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
З метою оптимізації роботи, забезпечення сприятливих умов праці спеціалістів міськвиконкому, враховуючи кадрові зміни в апараті міськвиконкому відпов...полностью>>
'Публичный отчет'
Этот отчет был подготовлен DISCOVERY Research Group исключительно в целях информации. Содержащиеся в настоящем отчете информация была получена из отк...полностью>>
'Решение'
Рассмотрев представленный для заверения список кандидатов в депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов пятого созыва, выдвинутых Реше...полностью>>
'Документ'
Лечение одно- и двусторонних переломов пяточной кости на промежуточном этапе, вне зависимости от типа перелома и вида первичного лечения. Показания к...полностью>>

Отраслевая целевая программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009 2012 годы» содержание

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение

к приказу Минсельхоза России

от 6 октября 2008 г № 494

Отраслевая целевая программа

«Развитие мясного скотоводства России

на 2009 – 2012 годы»

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

3

Раздел 1

Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

6

Раздел 2

Цель и задачи программы

14

Раздел 3

Ожидаемые результаты программы и целевые индикаторы

15

Раздел 4

Перечень и описание программы мероприятий

20

Раздел 5

Сроки реализации программы

36

Раздел 6

Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы;

общая оценка вклада программы в достижение стратегической цели; оценка рисков ее реализации

36

Раздел 7

Оценка эффективности расходования бюджетных средств

43

Раздел 8

Методика оценки эффективности программы

45

Раздел 9

Обоснование потребности в ресурсах для

достижения целей и результатов программы

46

Раздел 10

Описание системы управления реализацией

программы

47

Приложения

50

Паспорт программы

Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета)

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Наименование программы

Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы

Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта

Приказ Минсельхоза России

от 6 ноября 2008 г № 494

А.В.Гордеев – Министр сельского хозяйства Российской Федерации

Цель и задачи программы

Целью программы является создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отечественной крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • формирование племенной базы мясного скотоводства;

  • увеличение производства конкурентоспособной говядины в рамках реализации региональных программ развития мясного скотоводства.

Целевые индикаторы и показатели программы

Показатели программы:

- увеличение численности скота специализированных мясных пород с 451,6 (в 2007 году) до 800 тыс. голов, в том числе племенных коров с 66,3 до 200 тыс. голов в 2012 году;

- увеличение покупок племенного молодняка интенсивных мясных пород с 7,4 тыс. голов в 2007 году до 50 тыс. голов ежегодно в 2009, 2010, 2011 и 2012 годах;

- увеличение реализации на племя молодняка мясных пород с 12,8 тыс. голов в 2007 г до 25 тыс. голов в 2012 году;

- увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 62,2 до 282,4 тыс. тонн в 2012 году.

Характеристика программных мероприятий

Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли специализированного мясного скотоводства, направленных на достижение поставленной цели:

 предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья в племенных стадах по системе «корова-теленок», покупку племенных телок, нетелей и быков-производителей, эмбрионов и семени быков;

 отбор на конкурсной основе региональных программ по развитию мясного скотоводства и оказание поддержки в их реализации из федерального бюджета в форме субсидий на откорм молодняка до живой массы свыше 400 кг, на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе «корова-теленок», промышленное скрещивание части маток в молочных стадах с быками мясных пород для получения высокопродуктивных телят на откорм.

Сроки реализации программы

2009 – 2012 годы

Объем и источники финансирования

Объем финансирования из средств федерального бюджета на реализацию программы на период 2009-2012 г.г. составляет, в ценах соответствующих лет, 19180,5 млн. рублей, в том числе по годам:

2009 – 4475,0 млн. руб., 2010 – 4714,2 млн. руб., 2011 4961,6млн. руб., 2012 – 5029,7млн. руб (дополнительная потребность)

из них средств по Программе на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 107,5 млн. рублей, прочие и эксплуатационные расходы – 19073 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности

1. Увеличение племенной базы мясного скота с 142,9 тыс. голов в 2007 г до 500 тыс. голов в 2012 г, в том числе коров с 66,3 до 200 тыс. голов.

2. Увеличение реализации племенного молодняка с 12,8 тыс. голов в 2007 году до 25 тыс. голов в 2012 г.

3. Увеличение производства высококачественной говядины от мясного чистопородного и помесного скота в живом весе с 62,2 тыс. тонн в 2007 г до 282,4 тыс. тонн в 2012 г.

3. Повышение занятости населения, создание 43544 дополнительных рабочих мест, увеличение поступления налогов в бюджеты всех уровней на 2678 млн. руб. и уменьшение выплат по безработице на 1045,1 млн. руб.

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Отраслевая целевая программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009 – 2012 гг.» (далее – Программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в России и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК России, на реализацию которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Программа разработана в развитие Государственной программы сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 гг., которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства.

Мясной подкомплекс России является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом. Вместе с тем, в нём накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объёмы производства мяса снижались и лишь в последние 2-3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.

С 1991 по 2007 г.г. численность крупного рогатого скота снизилась с 54,7 до 21,4 млн. голов, в том числе мясного скота с 1,3 млн. до 451,6 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 4,3 млн. тонн в 1991 г. до 1760 тыс. тонн в 2007 г, или в 2,4 раза, а импорт достиг 791 тыс. тонн, или 44,9 % от отечественного производства.

За этот же период в расчете на душу населения уменьшилось производство мяса всех видов с 67,3 до 36,7 кг, потребление – с 69 до 61 кг. Производство говядины уменьшилось с 29,2 до 12,4 кг (в 2,36 раза), а потребление – с 31,2 до 18,0 кг, то есть спрос на говядину на 31,1% удовлетворяется за счет импорта. Это означает, что Россия находится в зависимости от импорта в снабжении населения этим важным видом мяса.

Мясное сырье зарубежного происхождения часто ввозится в Россию с недостаточными качественными и санитарно-гигиеническими характеристиками. Практически невозможен контроль за использованием при производстве говядины кормов из генетически модифицированных организмов и запрещённых в России добавок, а также ветеринарный контроль за распространёнными за рубежом заболеваниями животных с длительными периодами латентности. Дальнейшее наращивание поставок мяса по импорту и их превращение в основной источник товарного наполнения отечественного мясного рынка в условиях мирового продовольственного кризиса и резкого повышения цен чреваты непредсказуемыми последствиями.

Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.

Для создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины в перспективе до 2020 года в объемах не менее 1700 – 2000 тыс. тонн (в такой же пропорции к говядине из молочных стад, как в Европе) Россия располагает всеми необходимыми предпосылками:

  • Наличие 77 млн. га естественных кормовых угодий и около 22-25 млн. га неиспользуемой пашни.

  • Апробированная в практически всех регионах страны малозатратная интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства.

  • Ресурсы маточного поголовья в мясных (16-20 тыс. телок в год) и молочных (не менее 150-200 тыс. телок в год) стадах для формирования новых мясных ферм племенного и особенно товарного назначения.

Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.

Основным источником производства говядины в России в 2000-2008 годах являются выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 98% этого вида мяса.

Согласно Концепции развития животноводства России до 2020 года, дальнейшее развитие молочного скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья коров на уровне 9,2-10,0 млн. голов и увеличения объемов производства молока путем повышения удоев.

Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет.

Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства. В западных странах молочное скотоводство много раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития и поэтому одновременно с сокращением поголовья молочных коров увеличивали число мясных коров в пропорции за одну молочную – 1,1-1,2 мясных коровы.

В результате в общем поголовье крупного рогатого скота на специализированный мясной скот приходится в странах ЕС – 40-50%, в Австралии – 85%, США и Канаде – 70-75%.

В России в период с 1991 по 2007 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота. Повышенный интерес к мясному скотоводству за три последних года увеличил численность мясного скота на 19,7 %, в том числе коров на 19 %. Эти темпы целесообразно не только сохранить, но придать им устойчивый характер для достижения стратегической цели.

1.2. Характеристика проблемы.

Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер.

1. Недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота и объемов производства говядины на уровне 1,5-2,0% означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.

Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. В 2007 году в стране имелось 36 племенных заводов, в которых содержалось всего 30,3 тыс. коров, и 93 племенных репродуктора с 36,0 тыс. коров. Из этих хозяйств было продано на племя всего 12810 голов молодняка. Максимально от имеющихся племенных коров можно получить на продажу 14-15 тыс. телок, что явно недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства - потребность составляет не менее 50-60 тыс. телок в год.

Государственная поддержка племенного скотоводства из федерального бюджета в размере 4000 руб. на корову в год при наличии теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев распространяется только на племенные заводы. Этот механизм поддержки показал свою эффективность, но размер ее покрывает не более 15-20% производственных издержек на содержание племенных коров, ведение племенного учета и выращивание племенного молодняка.

2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах.

В среднем по всем породам продуктивные качества мясного скота в племенных хозяйствах существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Так, в 2007 году молочность коров в племенных заводах составила 183 кг, в племенных репродукторах – 178 кг по сравнению с 250-320 кг в США, Канаде, Англии, Франции и других странах; живая масса взрослых быков – 755 кг в племзаводах и 743 кг в племрепродукторах, по сравнению с 1100-1200 кг в западных странах. В товарных (коммерческих) хозяйствах эти показатели еще ниже.

Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами испытания быков-производителей, недостатком экономических мотиваций обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалам продуктивности.

Государственная поддержка приобретения племенного молодняка высокого качества через систему лизинга и субсидий из бюджетов субъектов Федерации на компенсацию части затрат на эти цели осуществляется лишь в некоторых регионах, недостаточна по объему и не может решить проблему.

3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450-500 кг.

Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента в стране означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30-35% сверхремонтных бычков, 65-70% бычков убивают неоткормленными в возрасте до 1 месяца, а страна недополучает ежегодно не менее 350-400 тыс. тонн говядины.

Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10% от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно удорожает мясо, поступающее в розницу.

Стимулирование откорма молодняка до более высокой живой массы проводят из региональных бюджетов только в нескольких субъектах Федерации.

Государственная поддержка из федерального бюджета откорма молодняка из мясных стад и полукровных помесей, полученных в молочных стадах, до живой массы свыше 400 кг обеспечат решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде и, косвенно, будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента.

4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и, особенно в откормочных предприятиях, производственная база в которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5-8 % к имеющемуся откормочному контингенту.

Согласно экспертной оценке, современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ проволокой для эффективного их использования) имеется всего на 1,5-2% мясных ферм и не по всем позициям. Практически во всех действующих откормочных предприятиях реализована неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоёмким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.

Содержание мясных коров с телятами в облегчённых помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка – на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов – распространено не более чем на 5% животноводческих объектов. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины.

Государственная поддержка технологической модернизации отрасли на федеральном уровне проводится слабо. В некоторых субъектах Российской Федерации небольшому числу хозяйств оказывается содействие в создании и реконструкции предприятий отрасли в виде компенсации из регионального бюджета части затрат на капитальные вложения. Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках национального проекта «Развитие АПК». Однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен.

5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.

Естественные кормовые угодья во всех регионах страны имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. В результате мясная корова с телёнком вынуждена при выпасе проходить в сутки десятки километров. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250-400 г.

В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 14-15% вместо 35-36%, характерных для зарубежной практики.

При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и другие.

Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отраслевая программа «Развитие мясного скотоводства и увеличение производства говядины в Ленинградской области на 2012-2015 годы и на период до 2020 года» паспорт программы

    Программа
    Региональная экономически значимая программа «Развитие мясного скотоводства и увеличение производства говядины в Ленинградской области на 2012-2015 гг.
  2. Администрация ростовской области постановление от 30 ноября 2009 г. N 633 об утверждении областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ростовской области на 2010-2013 годы

    Документ
    В соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 31.03.2009 N 146 "О Порядке принятия решения о разработке областных долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и Порядке проведения и критериях
  3. Ведомственная целевая программа «развитие мясного скотоводства в калужской области на 2009 2012 годы» 2009 год

    Программа
    Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
  4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (1)

    Программа
    Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствияна 2013 - 2020 годы 5
  5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (4)

    Программа
    Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствияна 2013 - 2020 годы 5

Другие похожие документы..