Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1. Настоящий коллективный договор заключен между работодателем – ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова», в лице директора, действующего на ос...полностью>>
'Документ'
Згідно з Договором № 2/1 від 01 лютого 2011р., укладеним між ТОВ “Аудиторська фірма “Аудитцентр-Запоріжжя”, що здійснює свою діяльність на підставі Св...полностью>>
'Расписание'
Кафедрам необходимо, согласно расписанию составить на каждую группу почасовой график практических занятий на отведенное число дней в соответствии с у...полностью>>
'Методическая разработка'
ТЕМА: История создания и развития Винницкого национального медицинского университета им. Н.И. Пирогова, его прошлое и настоящее. Значение музеев для ...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности 031001

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и методической

работе_______________Сидненко Т.И.

_________________________2009 года

РЕКОМЕНДОВАНО

Кафедрой русского языка и литературы

Протокол № ______ от __________________2009 г.

Зав. кафедрой ________________ Карлик Н.А.

ПРИНЯТО

УМС, протокол № ______ от _______________2009 г.

Председатель _________________ Сидненко Т.И.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины «История русской литературы»

Специальности – 031001 «Филология»

Факультет - филологический

Кафедра русского языка и литературы

Форма обучения очная

Курс 1

Семестр 1, 2

Зачет 1 семестр

Экзамен 2 семестр

Экзамен – 2 сем.

Автор: к.ф.н., доцент ______________ Карлик Н.А.

Санкт-Петербург

2009 г.

Содержание УМК.

  1. Программа учебной дисциплины (рабочая программа)

  2. Приложение к программе

  3. Перечень программного обеспечения по «Истории русской литературы»

  4. Конспекты лекций по «Истории русской литературы»

  5. Билеты к зачету по «Истории русской литературы»

  6. Экзаменационные билеты по «Истории русской литературы»

  7. Методическое обеспечение УМК

  8. Организация самостоятельной работы по дисциплине «История русской литературы».

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и методической

работе_______________Сидненко Т.И.

_________________________2009 года

РЕКОМЕНДОВАНО

Кафедрой русского языка и литературы

Протокол № ______ от __________________2009 г.

Зав. кафедрой ________________ Карлик Н.А.

ПРИНЯТО

УМС, протокол № ______ от _______________2009 г.

Председатель _________________ Сидненко Т.И.

ПРОГРАММА

Дисциплины «История русской литературы»

Специальности - 031001 «Филология»

Факультет - филологический

Кафедра русского языка и литературы

Форма обучения очная

Курс 1

Семестр 1, 2

Зачет 1 семестр

Экзамен 2 семестр

Экзамен – 2 сем.

Автор: к.ф.н., доцент ______________Карлик Н.А.

Санкт-Петербург

2009 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая характеристика дисциплины

«История русской литературы» - дисциплина, которая является базовой для студентов-филологов: соответствующей ей курс читается на 1 курсе. В течении двух семестров. студенты-филологи изучают историю отечественной литературы в хронологическом порядке – от древнерусского периода до ХХ века.

Курс "История русской литературы" предназначен для студентов-филологов и является основполагающим при изучении важнейших периодов в истории литературы нашей страны.

Целью курса является углубление и расширение знаний по истории русской литературы. В непосредственные задачи курса входит: изучение закономерностей историко-литературного процесса; уяснение художественного, нравственно-философского и общественного значения

литературных произведений; обучение навыкам анализа поэтического и драматического текста; изучение основных произведений древнерусской литературы и русской литературы Х1Х-ХХ веков, творческого пути их авторов.

Основная задача курса - ознакомление студентов с историей русской литературы, с различными литературными течениями, представляющими разные периоды ее развития, разнообразными жанрово-стилистическими формами прозы, поэзии и драматургии, с творчеством и художественными системами выдающихся русских писателей и поэтов.

Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент

Курс ориентирован на студентов, изучающих параллельно одну из общих дисциплин по теории литературы («Введение в литературоведение») и знающих историю русской литературы в объеме школьной программы.

Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины, должны знать общие закономерности развития русской литературы XIX-XX веков, а также – основные литературоведческие понятия и категории, необходимые для аналитического прочтения художественного текста. Студенты должны обладать умением анализировать литературное произведение с учетом различных сторон и элементов его структуры. У них должны быть сформированы навыки работы с научной и критической литературы, позволяющей глубже и точнее постичь особенности художественного текста.

Учебная задача дисциплины

В результате изучения дисциплины «История русской литературы» студент должен:

Знать: основных тенденций развития отечественной прозы, специфики иерархических отношений в литературе, своеобразия русской поэзии и драматургии, сущности литературной критики.

Уметь: ориентироваться в многообразии творческих индивидуальностей литературного процесса на разных его этапах.

Иметь представление:

  • о структуре целей и основных задачах истории русской литературы;

  • о формальном и содержательном своеобразии русской прозы, поэзии и драматургии, об отличии отечественной литературы от зарубежной;

Обладать навыками аналитического прочтения художественных произведений, предполагающего видение проблематики и выявление основных художественных средств того или иного текста.

Воспитательные задачи дисциплины определяются формированием у студентов значимости выбранной профессии. Студенты решают практические задачи, выступают на семинарах и учатся работать в коллективе, а именно иметь свое мнение и уметь доказать правильность своей точки зрения.

Курс «История русской литературы» ориентирован на решение не только образовательных, но и воспитательных. задач. Изучение произведений русской литературы способствует формированию высоких нравственных качеств, национальной идентичности и патриотизма. Знакомство с лучшими образцами отечественной словесности, которые остались за пределами школьной программы, позволят составить целостное представление о здании русской классики и об архитектурных пристройках которые возводились в ХХ веке.

В ходе обучения решаются следующие воспитательные задачи:

  1. воспитание эстетического вкуса при помощи изучения художественного своеобразия литературных текстов современности;

  2. воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну, связанных с признанием самобытности и уникальности художественных произведений современных отечественных писателей и поэтов;

  3. воспитание на материале литературных произведений духовно-нравственных качеств (любви, дружбы, толерантного отношения к миру).

1.2. Курс «История русской литературы» полностью отражает специфику Государственной полярной академии, процесс обучения в которой преимущественно ориентирован на студентов, приехавших из регионов, расположенных в Заполярье: при изучении особенностей литературного процесса предполагается обращение к творчеству писателей и поэтов, чье творчество связано с районами Крайнего Севера.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

К элементам профессиональной направленности относится формирование общих навыков филологического подхода к изучению художественного текста. При изучении произведений отечественных писателей предполагается обращение к творчеству английских и французских авторов с целью сопоставить закономерности литературного развития в в русской и зарубежной культурах, что акцентирует профессиональную направленность (английская и французская филология) студентов, изучающих данную дисциплину. Рассмотрение на семинарских и лекционных занятиях глубоких и принципиальных вопросов, связывающих литературу прошлого с современностью, позволит студентам-филологам почувствовать себя на передовых рубежах гуманитарной сферы знаний, определить круг интересов, который предстоит им в дальнейшем расширять в ходе профессиональной деятельности

1.4. Программа предусматривает проведение как лекционных, так и семинарских занятий.

Учитывая тот факт, что русский язык для ряда студентов не является родным, в рамках лекционного курса закрепляются полученные в школе знания, а также расширяется, углубляется материал, представляются вниманию слушателей различные, в то числе и новейшие литературоведческие концепции.

В ходе семинарских занятий применяются самые различные формы проведения: дискуссии, самостоятельные сообщения, анализ различных аспектов художественного текста, Эти занятия имеют целью закрепление теоретического и фактического материала; развитие самостоятельного и творческого мышления.

Проведение семинарских занятий строится на закреплении результатов самостоятельной работы студентов с библиографическими источниками, изучении текстов разной жанровой специфики. Семинары должны проводиться с учетом активных форм проведения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.

.

1.5. Элементы профессиональной направленности программного материала, развивающие практические навыки специалиста выражаются:

- через умение быстро и четко формулировать ответы на поставленные вопросы;

- при необходимости вступать в дискуссии и отстаивать свою точку зрения;

- через умение выбрать и проанализировать наиболее интересные и значительные явления в современном литературном процесс, сопоставить их с произведениями современных английских и французских авторов..

1.6. Самостоятельная работа студентов связана с написанием рефератов и докладов по актуальным и дискуссионным вопросам изучаемого курса. Написание рефератов и докладов является необходимым элементом самостоятельной работы студента. Это формирует у студента умение работать со специальной, научной литературой, расширяет его кругозор.

В качестве самостоятельной работы предполагается чтение дополнительной учебной и научной литературы, подготовка докладов, посвященных отдельным произведениям писателей и поэтов, чтение художественной литературы, рекомендованной к самостоятельному изучению, конспектирование критических и научных работ, принципиальных для осмысления материала данной дисциплины, выполнение домашних заданий.

1.7. Применение активных форм и методов проведения занятий.

При проведении систематических занятий, наряду с традиционными формами обучения, применяются активные формы и методы обучения студентов, которые направлены на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Проведение семинарских занятий строится на закреплении результатов самостоятельной работы студентов с рекомендованной литературой, текстами литературоведческого, критического характера. Семинары проводиться с учетом активных форм и методов обучения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.

Для обеспечения эффективности учебного процесса рекомендуется использование технических средств обучения (ТСО). В качестве аудиовизуальных средств возможно прослушивание аудиозаписей произведений изучаемых авторов (например, песен авторов-исполнителей, В.Высоцкого) и просмотр телевизионных фильмов и записей передач, посвященных русской литературе. Предполагается посещение театральных постановок по произведениям отечественных авторов с последующим обсуждением художественных особенностей текста и его режиссерского видения.

1.8. Форма контроля

В качестве средств контроля успеваемости студентов и определения их знаний применяются:

1. Текущий контроль (оценка работы студента в аудитории на семинарских занятиях, а также самостоятельная внеаудиторная работа студента).

2. Промежуточный контроль (проверка к.р., рефератов, тестовых заданий).

3. Итоговый контроль (зачет, экзамен).

При определении знаний студентов применяется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.

Текущий контроль в I семестре предполагает разнообразные формы – коллоквиумы, совместное обсуждение поэтики литературных произведений, контрольные задания по анализу текстов разной жанровой специфики. Также учитывается посещаемость и (не)выполнение домашних заданий.

40-60 - балл за ПМК для допуска к сдаче зачета;

Студенты, набравшие в течение семестра до 40 баллов, не допускаются к зачету.

  • итоговый контроль в I семестре- зачет, включающий теоретический вопрос и практическое задание (20 – 40 баллов)

  • Максимальная оценка за пройденный курс- 100 баллов.

тестирование, выступления;

Во II семестре 4 устных выступления по творчеству писателей и поэтов ХХ века в сумме дают 40 баллов (10 за каждое)

За хорошо подготовленные письменные домашние работы (конспекты литературоведческих работ) студент может получить в сумме 20 баллов (4 балла за каждую из 5 работ)

Контрольная работа, написанная в форме реферата, является допуском к экзамену.

- итоговый контроль: ответ на экзаменационные вопросы (максимальная оценка - 40 баллов - «5» - полный ответ на вопросы по теоретическому материалу, успешно выполненное практическое задание). Минимальная – 20 баллов.

Результат по «Истории русской литературе» во II семестре определяется по 100-бальной шкале (100 баллов – максимальный результат: 4 устных выступления + 5 домашних заданий + ответ на экзамене)

Итоговый контроль: ответ на экзаменационные вопросы (максимальная оценка - 40 баллов - «5» - полный ответ на вопросы по теоретическому материалу, успешно выполненное практическое задание).

ЗА ЧТО СНИМАЮТСЯ БАЛЛЫ

КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СНИМАЕМЫ БАЛЛОВ

Пропуск занятий

1

Несвоевременная сдача доклада или сообщения

1

Отсутствие конспекта

3

Оценка за экзамен:

0- 40

1. «Неудовлетворительно» - до 19 баллов;

2. «Удовлетворительно» - 20 баллов;

3. «Хорошо» - 30 баллов;

4. «Отлично» - 40 баллов;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины История зарубежной литературы Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.1.1 Цель курса. Курс, основанный на современных достижениях российского и зарубежного литературоведения, имеет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренческую функции.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины История английской литературы Специальность

    Учебно-методический комплекс
    1.1. Краткая характеристика дисциплины«История английской литературы» – это самостоятельная учебная дисциплина, возникшая на стыке филологических (литературоведение и языкознание), исторических, культурологических и социально-политических
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины История лингвистических учений Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Современное языкознание—итог многовекового развития этой науки. Интерес к языку возник у людей в VI—V в.в. до н.э. Языкознание посте­пенно расширяло наши представления о языке, и современные успехи ученых были бы невозможны без достижений прошлого.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Синтаксис русского языка Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Курс читается студентам-филологам 3 курса и рассчитан на 34 аудиторных часа (17 лекций и 17 практических занятий). Дисциплина «Синтаксис русского языка» предполагает рассмотрение основных единиц синтаксиса: словоформ, словосочетаний,
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Современный литературный процесс Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Данная дисциплина призвана познакомить студента с общими особенностями современной отечественной литературы и закономерностями ее развития в последние десятилетия.

Другие похожие документы..