Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Автор выражает признательность маркизу де Саду за его порочную философию; Джорджу Хейдьюку, книга которого "Сделай меня счастливым" подсказ...полностью>>
'Учебное пособие'
Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.:...полностью>>
'Методические указания'
Курсовое проектирование (выполнение курсовых работ) является одним из основных видов самостоятельной учебной работы студентов. Курсовые проекты (рабо...полностью>>
'Документ'
ВЫГОДНЕЕ, ЧЕМ В ПРАГЕ При заказе дополнительных экскурсий пешеходная экскурсия по Пражскому граду в подарок (акция действует при заказе экскур. в СПб...полностью>>

Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития личности на уроках географии

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития личности на уроках географии.

География — один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у учащихся активной, творческой жизненной позиции.

Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки учащихся к самостоятельной, познавательной, творческой деятельности, формированию у них умений и навыков исследовательской работы.

В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.

Целью моей деятельности является развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей через исследовательскую деятельность.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности, ставлю следующие задачи:

      1. обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

      2. учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, ведению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовать решения;

      3. помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

      4. подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно - исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.

На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.

Во внеурочное время: написание исследовательской работы и учебных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах.

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.

Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный подход обучения, т.е. личностное включение учащихся в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как «Оболочки Земли», «Народы и страны». В любой науке, при исследовании какого - либо предположения, необходимы различные методы.

К поисковым методам отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности. Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

      1. Создание проблемной ситуации , формулирование проблемной задачи.

      2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

      3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.

Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, т. к. чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой — последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.

Предлгаемые мною вопросы имеют разный уровень сложности. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их — правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:

    • Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать).

    • Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождения нового способа решения путем догадки.

    • Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего — поиск аналогии).

В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы «Почему...», «Чем объяснить...», свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идеей о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностного — ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно — исследовательскую деятельность учащихся.

Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.

Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого — педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.

Успешность формирования толерантной личности учащихся во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый ученик самобытен; верить в способности ребенка, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Урок — диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, ненасилия.

Использование ИКТ в обучении географии диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ориентация на развитие личности, обучение принятию решения в условиях альтернатив является базой для принципиально нового подхода к обучению.

Они помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача — научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для доступа к информации, обработке информации, интеграции информации, оценки информации, создание информации. Связь интеграции географии и информатики осуществляется через современные средства.

Мультимедиасредства, интегрирующее в себе мощные образовательные ресурсы, обеспечивает среду формирования и появления информационной компетенции. Мультимедиа и коммуникационные технологии открывают для меня принципиально новые методологические подходы в системе образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему «провинциализма» сельской школы как на базе Интернет коммуникаций, так и за счет интерактивных СД — ресурсов.

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.

Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования считаю внедрение в учебный процесс новых УМК «Сферы», который разделен на 2 блока «География Земли» и «География России». География Земля включает общеземлеведческие знания в сочетании со страноведческим содержанием. Усиленно внимание к этнокультурным сведениям. Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его разнообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния основных компонентов — природа, население и хозяйство. В работе использую этот УМК, который соответствует требованиям представленных в Стандартах второго поколения.

Мультимедийные учебники имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране процессов, наглядность которых, с помощью дидактических средств, трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать различные анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. Итак, компьютер стал для меня и для учеников помощником в изучении географии.

На уроках закрепления использую программы — тренажеры, позволяющие осуществлять контроль над усвоением изученного материала. Преимущество данных программ вижу в том, что ученик, совершивший ошибку, может снова вернуться к заданию. Школьник работает в своем темпе, соответствующем его природным задаткам.

На уроках — практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическим материалом, делать выводы.

В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с ИКТ.

Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий. Предлагаю и учащимся создать компьютерные презентации в программе POWER POINT. Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убедилась, что данная работа учащихся принимается с удовольствием. Коллекцию презентаций использую как демонстрационный материал на уроке.

Одним из главных и масштабных источников географической информации является сеть Интернет. Организуя работу учащихся в сети Интернет, исполняю роль координатора. Интернет — ресурсы активно используются учащимися при подготовке рефератов и докладов по географии.

Для того чтобы научиться использовать в исследовательской деятельности нужную информацию необходимо сформировать умение работать с учебником. На мой взгляд, для этого больше всего подходят УМК «Сферы» под редакцией В.П. Дронова и А.М. Кондакова. Учебники данного курса предлагают творческий подход в получении учащимися новых знаний, деятельностный подход в обучении. Картографический материал служит дополнением к текстовой информации, способствует развитию пространственного мышления, формирует практические навыки. Это новая линия учебников. Структура и содержание соответствуют стандарту общего образования, отражают современные тенденции развития школьной географии, отвечают концепции развивающего и личностно — ориентированного обучения. В изложении материала выполняется принцип проблемности. Причиной неуспеваемости иногда является невосприятие объяснения учителя. И не удивительно, при объяснении учителю необходимо учесть психологические и интеллектуальные особенности каждого ученика. Вот здесь и пригодиться умение работать с учебником.

Считаю, что основной задачей учителя является научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки — лекции, уроки — семинары, уроки — зачеты, уроки — практикумы.

Урок — лекция воспитывает у учащихся самостоятельность, теоретическое мышление. Формы лекций: вводная, обзорная, обобщающая. Необходимо во время лекции ученикам делать записи.

Урок — семинар. Учащимся даю индивидуальные или групповые задания (в настоящее время использую задания для подготовки к ИГА), подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материала, делают дополнения, анализируют выступления. Те учащиеся, которые не успели выступить на семинаре, сдают тетрадь с письменной работой.

Урок — зачет носит форму деловой игры, смотра знаний. Провожу его по требованиям, сформулированных в стандартах географического образования. На зачете проверяю умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности.

Уроки — практикумы провожу в каникулы или в конце изучения крупных тем по предмету, с целью преобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.

Для успешного освоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю школьникам домашнее задание исследовательского характера. При выполнении домашних мини - исследований ученики обогащают свой жизненный опыт: у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различные: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью.

При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономическо ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги. Систематизация работ по темам облегчает подготовку к зачетам и экзаменам.

Закончить я хочу словами В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства — умение учить детей думать». А как хочется, вслед за В.А. Сухомлинским, не уставать удивляться нашим ребятам: как быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как преображаются они внутренне и внешне.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой подготовки на уроках окружающего мира и внеурочной проектной деятельности учащихся начальных классов»

    Урок
    «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе краеведческой подготовки на уроках окружающего мира и внеурочной проектной деятельности учащихся начальных классов»
  2. Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования

    Документ
    доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой художественно-эстетического воспитания факультета дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
  3. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по литературе в профильной школе

    Автореферат
    Защита состоится «23» января 2007 года в 15 часов 30 минут на заседании Диссертационного совета Д 008.015.01 в Государственном учреждении «Институт художественного образования» Российской Академии образования по адресу: 119121, Москва, ул.
  4. Тема: "Туристско-краеведческая деятельность, как основа формирования познавательного интереса на уроках географии, а также во внеурочное время"

    Урок
    Тема: "Туристско-краеведческая деятельность, как основа формирования познавательного интереса на уроках географии, а также во внеурочное время".
  5. Методические рекомендации «Организация научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях»

    Методические рекомендации
    Развитие науки, ее кадровый потенциал во многом зависят от педагогических процессов, происходящих в школе. Внедрение форм учебно-поисковой, научно-исследовательской работы учащихся в образовательный процесс рассматривается в качестве

Другие похожие документы..