Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Каждый пятый человек после 30 лет постоянно храпит во сне. Часто храп воспринимается как неприятный, но безопасный звуковой феномен. К сожалению, это...полностью>>
'Презентация'
Подведение итогов конкурсов «Россия – Италия, Россия – Испания: узнаём друг друга». 2011 год был объявлен перекрёстным годом России – Италии и России...полностью>>
'Решение'
На прошлых уроках вы многому научились, и эти знания помогут сегодня совершить новое «открытие». Но сначала проверим выполнение домашнего задания и по...полностью>>
'Решение'
16. Последовательность задана формулой n-го члена yn=1/n2. Вычислить произведение членов с аn по аm этой последовательности (n и m вводятся с клавиат...полностью>>

Педагогическая династия Поповых: вклад в становление образования Удомельского района

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Шагурина С.В.,

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 1 им. А.С.Попова г. Удомля

Педагогическая династия Поповых: вклад в становление образования Удомельского района

История образования в Удомле ведет свое начало с 1883 г., когда начала работу Паношинская земская школа, находившаяся в ведении вышневолоцкого земства. В ней работали двое учителей: Петухова Елизавета Константиновна и Тихомандрицкая Анна Арсеньевна. В последующие годы значительный вклад в становление и развитие образования Удомли внесла семья изобретателя радио Александра Степановича Попова.

Обращение к теме педагогического вклада семьи А.С.Попова в становление образования Удомли объясняется тем, что наша школа носит его имя. Знакомство с удомельским периодом и дальнейшей историей семьи позволяет сделать вывод, что жизнь нескольких поколений Поповых являет собой яркий пример служения Родине. Учителя Поповы являлись достойными представителями российской интеллигенции. Основы нравственности и гражданственности закладываются в семье, поэтому значительна заслуга Александра Степановича и Раисы Алексеевны Поповых в воспитании своих детей в лучших российских традициях.

Раиса Алексеевна Попова (1860-1932гг.), урожденная Богданова, родилась 28 мая (по старому стилю) 1860 года. Её отец, известный юрист Алексей Иванович Богданов, в 1878 году переехал в Петербург. Он хотел дать дочери высшее образование. Для этого было необходимо сдать экзамены при мужской гимназии, так как женские не давали среднего образования. Репетитором для подготовки Раисы к экзаменам отец пригласил студента второго курса физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета Александра Попова. В это время ее отец скоропостижно скончался, оставив семью без средств. Александр Степанович безвозмездно занимался с Раисой Алексеевной, которая сдала успешно экзамены на аттестат зрелости и вступительные экзамены на Высшие женские медицинские курсы при Николаевском военном госпитале (ныне Первый медицинский институт имени академика И.П. Павлова в Петербурге).

А.С. Попов окончил университет в 1882 году, а в 1883 году получил приглашение работать в Кронштадте, тогда же состоялась свадьба Александра Попова и Раисы Богдановой. Раиса Алексеевна работала в Кронштадтском военно-морском госпитале, преподавала гигиену и естествознание, работала там школьным врачом.

В эти годы Александр Степанович тратил значительную часть своего заработка на проведение опытов по радиосигнализации: был создана судовая радиоприемная станция, грозоотметчик и др. Неустанный труд Раисы Алексеевны был значительной материальной поддержкой семьи. В этот период формировались нравственные ценности, традиции в семье. Дети росли в обстановке взаимопонимания, взаимовыручки, глубочайшего уважения к родителям, которые поддерживали в них стремление к образованию, увлечение музыкой, рисованием, театром.

Раиса Алексеевна была врачом-новатором, смело внедряла новые методы лечения и диагностики. В 1896 году А.С. Попов первым на военно-морском флоте сконструировал рентгеновскую установку, и Раиса Алексеевна помогала в эксплуатации этой установки в военно-морском госпитале Кронштадта. В 1901 году А.С.Попов стал профессором Электротехнического института, а в 1902 году семья переехала в Петербург, где жила в угловом доме у Тучкова моста на Кадетской линии Васильевского Острова.

Раиса Алексеевна работала в физиотерапевтическом кабинете, а также безвозмездно в больнице Покровской общины сестёр милосердия, в годы первой мировой войны работала в госпитале. Её труд был отмечен золотой медалью «За усердие».

В 1905 году Александр Степанович приобрел дачу в 3-х километрах от Удомли в живописном сосновом бору у озера Кубыча, близ деревни Лайково. С 1905 года начался удомельский период в жизни Поповых.

Александр Степанович был здесь последний раз 28 августа 1905 года. Он беседовал крестьянами и сделал фотоснимок празднично одетых крестьян. Его семья проживала в Удомле до 1930-х годов. Жена Раиса Алексеевна была организатором и первым врачом Удомесльской больницы, а их дети учительствовали в школе.

В семье Поповых было четверо детей, у них сложились доверительные отношения с родителями. Раиса Александровна, одна из дочерей, так вспоминает об отце: «Семья у нас была дружная. Все мы обожали отца. Любили его и многочисленные родственники, часто жившие у нас, и его ученики, сослуживцы, сотрудники, словом, все, кому приходилось иметь с ним дело.

Я хорошо помню весь его облик: медлительные манеры, ласковую улыбку, немногословную речь. Мы никогда не слышали, чтобы он раздражался, говорил резко, грубо. Он не способен был кого-либо обидеть. Отличительные черты характера отца: сердечность, душевная доброта, кротость и мягкость в обращении. Он был чрезвычайно застенчив и скромен. Не любил говорить о себе, выставлять напоказ свои заслуги. Страстно увлекался своими опытами и радовался, как ребенок, когда они ему удавались. Но личные выгоды, слава, почести его не интересовали. Он был совершенно лишён честолюбия.

Отец был неутомимый труженик. Мы, дети, редко видели его – только в часы обеда, в праздники и еще летом на даче». Раиса Александровна отмечает, что единственным отдыхом, который он себе позволял, была рыбалка. Это был великий труженик: во время преподавания в Кронштадте освоил и применял слесарные и токарные работы, стеклодувное дело, прекрасно фотографировал. Родители личным примером воспитывали детей.

Старший сын Попова – Степан Александрович (1884-1920г.) родился в Петербурге в 1884г. Он рос энергичным, веселым мальчиком, увлекался, музыкой, играл на барабане, кларнете, пианино. Друг отца, талантливый пианист Сергей Колотов, учил Степана музыке. В Мемориальном музее – квартире А.С.Попова при Электротехническом институте сохранились ноты, которые подарил своему сыну изобретатель радио. После смерти отца Степан Александрович стал главой семьи. Он учился на классическом и историко-филологическом факультетах Петербургского университета и продолжал занятия музыкой. Позднее Степан Александрович закончил Петербургскую консерваторию по классу композиции. Даже на отдыхе в Удомле С.А.Попов продолжал заниматься музыкой. Его фортепьяно было на даче в Лайково.

Степан Александрович стал одним из организаторов и первых преподавателей Удомельской средней школы. С осени 1918 года он преподавал историю, музыку, обучал рисованию и черчению, организовал драматический кружок и поставил пьесу А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся». В 1918 году был призван в армию, воевал в армии С.М.Буденного. В 1920 году умер от тифа.

В 1970г. во время праздничного концерта, посвященного 75 - летию радио, в Москве были исполнены три романса С.А.Попова на слова А.С.Пушкина и Ф.Сологуба.

Раиса Александровна Попова (1891-1976г.) родилась 25 июня 1891 года в Нижнем Новгороде, где А.С. Попов летом заведовал электростанцией, освещавшей нижегородскую ярмарку. С детства изучала и прекрасно знала немецкий язык, поступила в гимназию, а в 1914 году окончила Женский медицинский институт. Ее учителями были В.М.Бехтерев и И.П.Павлов, академик Маслов. После окончания института она была мобилизована на фронт 1 мировой войны. Осенью 1918 года работала в Удомельской школе учителем немецкого языка и гигиены. Ученики с благодарностью вспоминали ее уроки. Она была требовательной, но не жалела сил и времени на работу с детьми. В это время она повстречала своего будущего мужа, врача Владимира Гавриловича Андреева, родственника знаменитого В.В. Андреева, создателя оркестра народных инструментов. В 1921 году в Лайкове у нее родилась дочь Мария Владимировна Андреева. В 1921 - 1922 годах она вновь преподавала в школе немецкий язык и гигиену. В архиве сохранились документы о работе детей А.С.Попова в Удомельской школе 2 ступени. Раиса Александровна принимала участие в гражданской, финской войнах, в Великую Отечественную войну работала в госпитале. После войны она жила в Москве. В 50-е и 60-е годы часто приезжала в Лайково с внучкой Надей, которой впоследствии передала свой опыт педиатра и педагога.

Александр Александрович Попов (1887-1942 гг.) с раннего детства мечтал стать архитектором и обучался рисованию, получил разностороннее образование: окончил гимназию в Петербурге, учился в Электротехническом институте. Обучение прерывалось с началом Первой мировой войной, до 1917 года Александр служил в топографической части. В 1918 году он был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 - 1923 годы он работает преподавателем математики и рисования в Удомельской школе. Александр Александрович унаследовал от отца патриотизм, принципиальность, педагогический талант, скромность, трудолюбие и искусство общаться с людьми. В то время плохо одетые, полуголодные ученики впервые на уроках Александра Александровича получали основы эстетического образования. Его ученики вспоминают о туристическом походе в усадьбу «Чайка» художника В.К. Бялыницкого–Бируля. Дети из деревни Лайково вспоминали елку, которую А.А.Попов и его сестра Е.А.Попова организовали в своем доме. В 1920 году игрушек не было, их изготовил сам Александр Александрович. В то время он много рисовал. В акварелях воспевал удомельскую природу, создавал портреты удомельцев, для Дома Культуры он создал эскиз занавеса.

В 1928 году А.А.Попов закончил архитектурный факультет Академии художеств. Он проектировал заводы, школы, больницы. В годы Великой Отечественной войны Александр Александрович защищал Ленинград: тушил зажигательные бомбы, организовывал отправку детей и стариков в бомбоубежища. Ленинградскую блокаду он не сумел перенести и умер 14 января 1942 года, Вдова Зинаида Николаевна и младшая сестра Екатерина Александровна в сильнейший мороз, слабые, под обстрелом везли умершего А.А.Попова в самодельном гробу. Жизнь детей А.С.Попова – образец патриотизма и жертвенности. Независимо от государственного строя они служили и защищали Родину.

Младшая дочь Екатерина окончила Бестужевские женские курсы. С 1919 по 1921 год она преподавала русский язык, литературу, арифметику в младших классах Удомельской школы. Поповы все силы отдавали ученикам, а те платили им искренней признательностью. Александр Александрович заботливо воспитывал таланты Удомельской школы, организовывал выставки детских рисунков, проводил экскурсии. Большим событием в культурной жизни поселка было каждое выступление школьной художественной самодеятельности. Раиса Александровна ставила с детьми «Свадьбу» А.П.Чехова. Екатерина Александровна разучивала со школьным хором революционные песни и романсы М.Глинки. Особенно ей запомнился концерт самодеятельности, состоявшейся в Доме Культуры в 1920г. Работая в Удомельской школе, Екатерина Александровна закончила в 1922 году историко-филологический факультет Петроградского университета.

Первый выпуск в школе был в 1921 году. По-разному сложились судьбы учеников династии Поповых. Многие выпускники уехали в Петроград. Нил Гусев окончил морское училище, стал адмиралом. Феодосия Ивановна Милюкова стала известным архитектором, Федор Яковлевич Полянский - профессором МГУ, Леонид Иванович Иванов – известным писателем-публицистом, Анатолий Павлович Мясников – заместителем директора одного из институтов Академии наук СССР. Степана Александровича, Александра Александровича, Раису Александровну, Екатерину Александровну Поповых отличали духовное богатство и душевная щедрость, вложенная их родителями. Талантливые учителя воспитали выдающихся учеников.

Екатерина Александровна Попова-Кьяндская, являясь основателем и руководителем Мемориального музея и мемориального музея-квартиры А.С.Попова при электротехническом институте, всегда поддерживала связь с Удомлей. Под ее руководством был организован музей А.С.Попова в Удомельской средней школе. Она стала инициатором открытия памятника изобретателю радио в Удомле (скульптор М.Т. Литовченко). Раиса Александровна и Екатерина Александровна участвовали в мероприятиях по открытию памятника А.С.Попову в Удомле. В торжественный момент открытия памятника Екатерина Александровна вспоминала те тяжелые, но счастливые дни, когда она преподавала русский язык и литературу в этой школе. До конца дней она поддерживала связь с классом, в котором была воспитателем. В Мемориальном музее-квартире хранится удостоверение №382, выданное Екатерине Александровне Поповой в том, что она с 1919 по 1921 год была учительницей в Удомельской школе II ступени. Р.А. и Е.А. Поповы многое сделали для увековечивания имени своего отца. В музее связи г. Санкт - Петербурга есть зал А.С.Попова. С уходом из жизни Р.А. и Е. А. Поповых в 1976 г., связь семьи с Удомлей не прервалась, правнучка А.С.Попова Надежда Григорьевна Мишкинис в 2000 году снова побывала в школе, встретилась с коллективом учителей (на снимке с директором школы Н.М.Седовой) и учеников.

В этой работе шла речь о поколении, которое участвовало в становлении образования в Удомельском районе. А.С.Попов, его жена также преподавали. Его внуки, правнуки соприкасались с этой профессией.

В непростое для российского образования время интересно и полезно обратиться к поучительным примерам энтузиазма и самоотдачи. Поповы в тяжелый для страны период способствовали становлению образования в ставшей им родной Удомле.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Е. В. Попова © гоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

    Документ
    Воспитание духовности: Ценностные основы идентичности личности: Материалы Всерос. науч.- практ. конф., 19-20 декабря 2007 г. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос.
  2. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  3. Пособие адресовано преподавателям, аспирантам и студентам педагогических институтов и университетов, а также слушателям системы повышения квалификации работников образования. Ббк 74. 03

    Документ
    В учебном пособии доктора педагогических наук, профессора А.Н. Джуринского представлена история школы и педагогики первобытной эпохи и Древнего мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени.
  4. Муниципальное общеобразовательное учреждение (52)

    Документ
    Состояние системы образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе №19»по итогам 2009-2010 учебного года: ПЕРМЬ.
  5. Министерство образования российской федерации сыктывкарский государственный университет основные итоги

    Документ
    В 2001 году в СыктГУ исследования проводились на 49 кафедрах по 20 научным направлениям (табл. 1), что характерно для классических университетов. Работали 3 научно-исследовательские лаборатории, 2 центра и 3 научных подразделения

Другие похожие документы..