Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Наукової праці «Екологічно чиста технологія збільшення урожайності соняшника на чорноземах звичайних» поданої на здобутя щорічної премії Президента У...полностью>>
'Документ'
Большое спасибо за любезное приглашение на Международную конференцию. Мне очень приятно присутствовать на этом важном и традиционном мероприятии вмес...полностью>>
'Документ'
Бактериологический эффект бифидумбактерина форте в сравнении с бифидумбактерином и плацебо при лечении взрослых и детей с ОКИ, хроническими заболевани...полностью>>
'Документ'
1. Цель и задачи преподавания дисциплины - совершенствование и углубление теоретических знаний студентов, приобретение ими практических навыков в обл...полностью>>

Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (2)

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методические рекомендации

для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии

Содержание

1.Особенности структуры экзаменационной работы в 2009 году 5

Приложение 1 17

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 17

Приложение 2 20

Памятка 20

Деятельность педагога в рамках подготовки девятиклассников к итоговой аттестации. 20

Организация проверки знаний и умений обучающихся при подготовке к экзаменационной работе 21

Приложение 5 42

Список литературы для подготовки к экзамену по биологии 42

Список литературы 42

Приложение 6 44

Приложение 7 46

Введение

Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания и национальной принадлежности. Основные цели развития образования – повышение его качества и усиление практической направленности.

Школьный курс биологии – важный компонент естественно-научного образования. Он вносит весомый вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся биологической картины мира, научного мировоззрения, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни.

С 2008 г. начинается эксперимент по введению новой формы экзаменационной работы по биологии для государственной итоговой аттестации выпускников 9-го класса.

Независимая оценка качества подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, являясь неотъемлемой частью региональных систем оценки качества образования, способствует профессиональной самоориентации обучающихся, организации индивидуальной работы, осуществлению отбора в профильные классы на старшей ступени общего образования и формированию индивидуальных учебных планов; оказывает позитивное влияние на оценку деятельности педагога, совершенствование методической работы, активизацию использования современных образовательных технологий.

При разработке документов для новой формы экзамена соблюдается преемственность с сложившимся в рамках ЕГЭ по биологии форматом представления заданий и системой оценивания.

Итоговая аттестация выпускников основной школы по биологии является экзаменом по выбору обучающихся. Для проведения экзамена по биологии в новой независимой форме учитывают требования следующих документов:

- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Содержание экзаменационной работы по биологии определяется федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Раздел «Обязательный минимум содержания образования» стандарта является основой для составления Кодификатора контролируемых элементов содержания, а раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» отражает перечень видов деятельности, на проверку которых ориентированы задания итоговой аттестации. В кодификатор не включаются элементы, выделенные в Стандарте курсивом как не подлежащие итоговой проверке, а распределение содержания Стандарта по элементам кодификатора производятся исходя из «объемности» входящих в данный элемент понятий и возможности их проверки в условиях письменного тестового контроля знаний.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) для проведения экзамена представляют собой письменную работу, которая призвана оценить общеобразовательную подготовку учащихся по биологии за курс основной школы. Экзаменационная работа универсальна по содержанию, поскольку опирается на требования федерального компонента стандарта основного (общего) образования и не зависит от особенностей методики преподавания тех или иных тем курса биологии, характерных для различных учебно-методических комплектов.

Количество вопросов, содержательный объём дидактических единиц и требований к уровню их усвоения соответствует объёму учебной нагрузки, предусмотренному на изучение биологии Базисным учебным планом РФ, всего 245 часов за 4 года обучения (6 класс – 35 ч., 7 класс – 70 ч., 8 класс – 70 ч., 9 класс – 70 ч.), и оптимально с точки зрения полноты проверки всех требований стандарта к уровню подготовки выпускников.

Проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в независимой форме регламентируется следующими нормативными правовыми актами.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 20 декабря 2006 г. № 258 – ФЗ, от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ, от 21 июля 2007 г. № 194-ФЗ).

Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования России от 3 декабря 1999 г. № 1075 и зарегистрированное Минюстом России 17 февраля 2000 г. № 2114, с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минобразования России от 16 марта 2001 г. № 1022, от 25 июня 2002 г. № 2398, от 21 января 2003 г. № 135, зарегистрированными Минюстом России соответственно 11 апреля 2001 г. № 2658, 16 июля 2002 г. № 3580 и 3 февраля 2003 г. № 4170.

Выпускники IX класса общеобразовательного учреждения, желающие продолжить обучение в профильных классах III ступени общего образования, где биология изучается на профильном уровне, должны выбрать биологию как один из экзаменов по выбору.

  1. Особенности структуры экзаменационной работы в 2009 году

Экзаменационная работа по биологии в 2009 г. состояла из трех частей и включала 32 заданий различной степени сложности.

Часть 1 (А) включала 25 заданий с выбором одного верного ответа из четырех (20 – базового и 5 – повышенного уровня сложности).

Часть 2 (В) включала 4 заданий с кратким ответом повышенного уровня сложности: с выбором верных ответов из предложенных, на установление соответствия, на определение последовательности этапов протекания биологических процессов, структурных элементов биологических объектов и на заполнение пропусков в биологическом тексте терминами из предложенного списка.

Часть 3 (С) содержала 3 задания с развернутым ответом. Из них одно на применение биологических знаний в практической жизненной ситуации, два задания на анализ содержания текста по биологической проблематике и соотнесение его со знаниями, полученными при изучении курса биологии в основной школе.

  1. Основные результаты экзамена по биологии в 2009г.

Экзамен по биологии в рамках государственной итоговой аттестации в 2009 году сдавали 5226 девятиклассников из 39 районов области и города Саратова, что составляет 25,67 % от общего числа выпускников основной школы.

Отметка за выполнение экзаменационной работы по биологии определялась на основании суммы баллов за правильно выполненные задания. В 2009 году была принята следующая шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале:

Таблица 1. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по 5- балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

менее 11

12-21

22-31

32-41

Средний показатель успеваемости по области составил 96, 01 %, самый низкий показатель в Балашовском районе (83%). В 26 районах успеваемость составила 100 % (Алгайском, Аркадакском, Аткарском, Базарно-Карабулакском, Балтайском, Воскресенском, Духовницком, Екатериновском, Ершовском, Ивантеевском, Краснокутском, Краснопартизанском, Лысогорском, Новобурасском, Новоузенском, Перелюбском, Ровенском, Романовском, Ртищевском, Самойловском, Саратовском, Советском, Турковском, Хвалынском, Энгельсском, ЗАТО Светлый)

Качество знаний по области составило 52,39 %, самый высокий показатель в Краснопартизанском районе и составил 97, 5 %, самый низкий в Красноармейском – 19%

Распределение отметок среди аттестуемых было таковым: «2»  1, 04 %, «3»  45,7 %, «4»  43,16 %, «5»  10,1%

Таблица 2. Распределение отметок среди учащихся, принявших участие в эксперименте по биологии в 2009 году

Отметка

2009г. (%)

«2»

1, 04

«3»

45,7

«4»

43,16

«5»

10,1

Данные, приведенные в таблице, показывают, что положительные отметки по пятибалльной шкале получили 98,96% обучающихся. Таким образом, можно сделать вывод, что практически все обучающиеся справились с экзаменационным заданием успешно.

Процент обучающихся, получивших за экзамен «5» колебался в интервале от 1,4 % (в Ровенском районе) до 50,7 % (в Питерском районе). В Красноармейском районе никто из обучающихся не получил за экзамен отметку «5»

Процент обучающихся, получивших за экзамен «4» колебался в интервале от 19,1 % (в Красноармейском районе) до 68% (в Екатериновском районе)

Процент обучающихся, получивших за экзамен «3» колебался в интервале от 2,4 % (в Краснопартизанском районе) до 75,5% (в Красноармейском районе)

Процент обучащихся, получивших за экзамен «2» колебался в интервале от 0,6 % (в Марксовском районе) до 9 % (в Озинском районе).

Средний балл по области составил 3, 6 балла и колебался в интервале от 3 баллов (в Пугачёвском районе) до 4,4 баллов (в Питерском районе).

Доля обучающихся, набравших баллы выше среднего по области составила 54,7 %, и колеблется от 19 % (в Красноармейском районе) до 100 % (в Красноармейском районе).

Доля обучающихся, подтвердивших годовые отметки составила 52, 39 % и колеблется от 16 % (в Екатериновском районе) до 100 % (в Новобурасском районе).

Никто из обучающихся за экзаменационную работу не набрал максимального количества баллов (41 балл).

Результаты выполнения заданий первой части работы, типичные ошибки

Средний показатель выполнения части 1(А) обучающимися составил  61,2%.

Таблица 3. «Результаты выполнения части 1»

№ задания

% Выполнено правильно

%

Выполнено

неправильно

%

Не приступали

А1

74

23

3

А2

54

42

4

А3

58

41

1

А4

57

41

2

А5

64

34

2

А6

62

37

2

А7

64

32

4

А8

88

11

1

А9

55

41

4

А10

59

40

1

А11

61

37

2

А12

62

32

6

А13

52

45

3

А14

64

33

3

А15

60

37

3

А16

68

29

3

А17

49

47

4

А18

58

39

3

А19

69

27

4

А20

68

29

3

А21

65

32

3

А22

54

41

5

А23

56

41

3

А24

60

36

4

А25

50

47

3

В первой части наибольший процент выполнения заданий А8 - 88%, А1 -74%, А 19 – 69 %, А20 – 68 %, А 21 – 65 %, А14 – 64 %. Наиболее успешно выполненные задания части 1, все базового уровня. Обучающиеся лучше всего справились с разделами программы: «Биология как наука», «Царство Животные», «Обмен веществ и превращение энергии в организме человека», «Гигиена человека», «Среды жизни, взаимодействия живых организмов», «Экосистемы, их структура и разнообразие».

Обучающиеся продемонстрировали хорошее умение объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей, называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем; выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

Наименьший процент выполнения заданий А 17 – 49%, А – 25 – 50%, А 13 – 52%.

Из заданий, вызвавших затруднения А 17 и А 13 относятся к базовому уровню, А 25 – к повышенному.

Слабые умения выявлены по узнаванию типичных биологических объектов, процессов, явлений; неумение оперировать существенными признаками биологических объектов и процессов, применять биологические знания в практической деятельности, сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, экосистемы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения; устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания; анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по биологии Содержание (1)

    Методические рекомендации
    Важным приоритетом современной государственной политики в области образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования независимо от доходов семьи, места проживания
  2. Методические материалы для учителей по итогам организации и проведения единого государственного экзамена в Саратовской области в 2011 году (1)

    Учебно-методическое пособие
    В настоящем сборнике представлены материалы, характеризующие отдельные показатели результатов единого государственного экзамена 2011 года в Саратовской области по предметам (этап – май-июнь).
  3. Методические материалы для учителей по итогам организации и проведения единого государственного экзамена в Саратовской области в 2011 году (2)

    Учебно-методическое пособие
    В настоящем сборнике представлены материалы, характеризующие отдельные показатели результатов единого государственного экзамена 2011 года в Саратовской области по предметам (этап – май-июнь).
  4. Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов с учетом примерного учебного плана

    Методические рекомендации
    Государственное образовательное учреждение дополнительного образования профессионального образования (повышения квалификации) специалистовСанкт-Петербургская академия постдипломного
  5. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2009 году материалы к обсуждению

    Методические рекомендации
    Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской "Федерации 2008 года Министерство образования и науки Российской Федерации,

Другие похожие документы..