Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С 91 Сучасний стан та проблеми розвитку дистанційної освіти в Україні та за кордоном ( 2005-2009 рр.) [Текст] : бібліогр. покажчик / Харк. нац. акад....полностью>>
'Тематическое планирование'
Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. 8 Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой ре...полностью>>
'Документ'
Цель дисциплины состоит в ознакомлении будущих бакалавров с альтернативными источниками энергии, стимулирование их деятельности для развития этого на...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом направления 200400 «Биомедицинская техника» специальности 20...полностью>>

Учебно-методический комплекс по направлению 080504 «Государственное и муниципальное управление» уфа 2010

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Подготовка кадров органов местного самоуправления сегодня требует не просто изучения и применения опыта различных регионов и имеющихся технологий, а создания комплексной программы по оказанию помощи органам местного самоуправления в обучении глав муниципальных образований, депутатов и муниципальных служащих. На наш взгляд, только комплексный подход к решению проблемы подготовки кадров органов местного самоуправления, вытекающий из этой программы, позволит помочь поднять уровень компетентности муниципальных работников.

5.16 Планирование карьеры служащего

Карьера поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.

Управление карьеройэто комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

К кадровым проблемам муниципальной службы можно отнести негативные тенденции в подборе, расстановке и продвижении кадров, что ведет к падению престижа муниципальной службы. Привлечь способных работников становится всё труднее. У основного контингента служащих стаж работы на муниципальной службе составляет в среднем один - три года. Средний, самый продуктивный возраст, вымывается из системы муниципальной службы вследствие неудовлетворенности человека своим положением, перспективами роста, заработной платой. В системе муниципальной службы, служащие с научными степенями по специализации этих учреждений составляют очень малый процент. Очень малый процент составляют лица, имеющие высшее образование по предусмотренным для исполнения муниципальной службы специальностям.

План семинарского занятия

  1. Кадровая политика. Государственная кадровая политика, ее субъекты и объекты

  2. Система управления кадрами в государственном органе

  3. Кадровые службы в системе государственного управления: эволюция, структура и статус

  4. Источники формирования кадрового потенциала

  5. Кадровое планирование

  6. Отбор и прием персонала на государственную службу

  7. Оценка в системе кадровой политики

  8. Управление профессиональной карьерой служащих

  9. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации, создание резерва кадров

Самостоятельная работа студентов

1. Проблемы и понятия для самостоятельного изучения и повторения:

Кадровая политика, ее субъекты и объекты. Система управления кадрами в государственном органе.

Кадровые службы. Кадровое планирование. Оценка в системе кадровой политики. Управление профессиональной карьерой. Подготовка государственных служащих.

2. Формы и виды СРС: проработка лекционного материала, проработка учебников, пособий, нормативных актов; подготовка выступлений дискуссиям; подготовка к экзамену.

Тема 6. Основные направления и этапы реформы государственной службы в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Тезисы лекций

6.1 Необходимость реформы

Можно говорить о том, что сформирована в целом новая государственная служба. Ее важнейшими особенностями, по сравнению с советской госслужбой, является, с одной стороны, опора на исторические традиции российского государственного строительства (единая табель о рангах, учет местной и региональной специфики, автономия местных органов власти (земств) при сохранении государственных гарантий и льгот муниципальным служащим и т. д.); с другой – широкое использование опыта организации государственного управления, государственной службы в западных странах, особенно в США, Франции, Германии. Размах и глубина преобразований, а также степень использования иностранного опыта, пожалуй, не уступят реформам петровской эпохи.

Однако позитивный результат современной реформы как государственной службы, так и системы государственного управления в целом оставляет желать лучшего. Неповоротливость, коррумпированность государственной машины, ее оторванность от нужд граждан, общая неэффективность стали в последние годы устойчивой доминантой общественного мнения. Наша государственная бюрократия, чья нормативная база, а также провозглашенные принципы организации и функционирования вполне соответствуют современным западным стандартам, подчас менее эффективна, чем во времена крушения Советского Союза. На первый взгляд это непонятно, т. к. те же реформы и возникающие как их следствие соответствующие государственные системы обеспечивают в других странах более-менее приемлемый уровень управления. Что же мешает нам – ментальные, сущностные, системные проблемы («западная демократия не для нас») или тактические ошибки, а, может, неумелая реализация в принципе верно выбранного курса?

В целом можно выделить две главные непосредственные причины административной реформы в нашей стране:

1. Роль государства в современном обществе не только не ослабевает, но и становится все более значимой. Общество развивается, усложняются его связи и отношения, однако необходимость организации и координации различных социальных элементов и структур не исчезает. Россия в этих условиях к концу 90-х годов прошлого столетия стала утрачивать основные признаки единого государства, деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского Союза перекинулись и на Российскую Федерацию.

2. Государственный аппарат России сегодня малоэффективен, он становится тормозом развития страны. Что, по существу, мешает нам войти в число процветающих стран? Мы имеем отличный кадровый потенциал, наша система образования остается одной из самых лучших в мире. У нас огромные природные богатства – естественное конкурентное преимущество России. Мы по-прежнему сохраняем передовые позиции во многих областях науки и производства. Однако реализовать эти возможности мы не можем, в первую очередь из-за неэффективного управления данным потенциалом со стороны государства.

6.2 Проблемы государственной службы

Думается, что имеет место и то и другое. Основные организационные проблемы государственной службы в современной России можно свести к следующим:

1. Авторитарные методы управления. Управленческий дух, атмосфера сложились в условиях командно-плановой экономики – и даже раньше – и по существу остаются такими же и сейчас. Новые организационные формы не соответствуют старому содержанию управленческих отношений в государственном аппарате, который привык работать в традициях восточной бюрократии. Поверхностная демократизация не только не ослабила издержки бюрократического стиля, но и в ряде случаев усилила их.

2. Недостаточным еще остается нормативно-правовое обеспечение государственного управления, особенно в том, что касается полномочий, специфики государственных органов, взаимоотношений как между ними самими, так и с гражданами, населением.

3. Не отработана т. н. вертикаль власти в стране, остаются спорными многие вопросы взаимодействия федеральных и республиканских (субъектов Российской Федерации) органов управления. Как всегда в таких случаях проигрывают граждане, общество в целом, а федеральные и областные (республиканские) органы получают очередную возможность «списывать» друг на друга свои промахи, уходить от ответственности.

4. Коррупция и протекционизм буквально разъедают систему государственного управления, что выражается сегодня не только в традиционном взяточничестве должностных лиц или совмещении должностей в государственных органах с предпринимательской деятельностью, но и в прямом сращивании части государственной верхушки с организованной преступностью. Периодические кампании по борьбе с коррупцией и злоупотреблениями на государственной службе серьезного успеха не имели.

Впрочем, эта тема требует серьезного научного анализа, здесь не все однозначно. Часто общественное мнение просто демонизирует чиновников, изначально и поголовно причисляя их к нахлебникам, казнокрадам и т. д. Как показывают наши исследования, да и проверки контрольных органов, в Республике Башкортостан коррупция в классическом понимании незначительна, скорее можно говорить о протекционизме, злоупотреблении служебным положением и отсутствии служебной этики.

5. Недостаточный уровень образования и квалификации государственных служащих. Абсолютное большинство из них не имеет профессионального образования по профилю работы, хотя степень ответственности, сложности, уровень требований в системе государственного управления, безусловно, требуют этого. Более того, во многих случаях государственные служащие вообще не имеют высшего образования. Значительная часть аппарата сформировалась еще в советский период и не может или не хочет что-либо менять в своей работе.

6. Низкий уровень качества работников государственного управления, к сожалению, «компенсируется» их количеством. Речь идет не столько о простом, физическом разбухании штатов госаппарата (в последнее время в среднем на 3% в год), сколько о неудачном соотношении элементов управленческой вертикали, выражающемся прежде всего в росте среднего звена. Последнее имеет место не только на региональном и местном уровнях, что отчасти оправдано необходимостью укрепления самостоятельности этих звеньев управления, расширением их функций, но и на уровне центральных и территориальных аппаратов федеральных органов власти.

Впрочем, не нужно преувеличивать эту проблему: по данным федерального статистического наблюдения, в органах государственной власти Российской Федерации на региональном уровне (в федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации) в 2009 г. замещали должности государственной гражданской службы 795,3 тысяч человек. В Республике Башкортостан эта цифра составляет 15385 человек, среди которых 9761 – это федеральные гражданские служащие, а остальные – гражданские служащие Республики Башкортостан. В среднем на тысячу жителей России приходится 6 государственных гражданских служащих (в РБ – всего 3,85), что в несколько раз ниже аналогичных европейских показателей. Число госслужащих Республики Башкортостан на 1 января 2009 г. составило 5624 человека, а это всего 1,4 чиновника на тысячу жителей республики. Правда, с учетом муниципальных служащих – а их в Республике Башкортостан насчитывается 7 300 человек - этот показатель составит 3,25 работников публичной власти РБ на тысячу человек населения.

7. Остается неэффективной структура государственных органов: нет системности, отсутствует концептуальный характер многочисленных преобразований, приводящих зачастую только к дезорганизации госаппарата, к организационной нестабильности государственных структур.

8. Снижение престижа государственных органов в глазах рядовых граждан, причем масштабы отчуждения людей от государственного аппарата по некоторым оценкам даже превосходят соответствующий уровень недоверия, зафиксированный специалистами в последние годы существования СССР.

На фоне этих проблем уже несущественными кажутся снижение служебной дисциплины, диспропорция служащих по половому признаку, слабое информационно-техническое обеспечение деятельности государственного аппарата и т. д.

6.3 Сущность административной реформы

Термин «административная реформа» имеет несколько значений. В широком смысле слова под административной реформой понимается реорганизация системы государственного управления, иногда ведущая даже к смене государственного строя. Так, административные реформы Петра I привели не только к замене системы органов государственного управления, но и к формированию на базе сословно-монархического государства императорской России. В целом можно считать, что в Российской Федерации такого масштаба реформа была осуществлена в 90-е годы прошлого века и в ближайшем будущем речь может идти только о небольших, непринципиальных изменениях.

В узком смысле слова административная реформа – это реорганизация деятельности чиновничества, государственных органов для повышения эффективности их работы. Такая реформа нам еще только предстоит.

Наиболее острые проблемы развития исполнительной власти и в самых общих чертах меры по ее реформированию и логике их осуществления намечались в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию начиная с 1996 г. Однако понятие «административная реформа» впервые прозвучало лишь в Послании 2001 г. При этом в качестве основной поставлена задача: «...пересмотреть не только и не столько структуру и штаты, но главным образом − функции органов власти». И только в Послании Президента РФ 2002 г. говорится «...о необходимости административной реформы» и определяются основные направления модернизации исполнительной власти, охватываемые в настоящее время понятием «административная реформа».

Связь между реформой местного самоуправления и административной реформой. Государственное управление и местное самоуправление представляют две стороны публичного управления и уже в силу этого тесно взаимосвязаны. Обе реформы объединяет также и то, что они направлены на повышение эффективности работы органов публичного управления. Работа аппаратов государственных и муниципальных органов однотипна и опыт эффективной работы одних может быть полезен другим. Более того, успешная административная реформа невозможна без современного местного самоуправления. Сущность реформы местного самоуправления состоит в том, чтобы дать реальные возможности людям самим решать местные вопросы.

Местное самоуправление напрямую зависит от экономической, политической, идеологической системы в стране, поэтому реформа местного управления в республике осуществится лишь тогда, когда она станет не только составной частью, но сердцевиной всех других проводимых преобразований – политических, экономических, земельных, судебных, бюджетно-финансовых и др.

Почему мы должны развиваться в направлении бóльшей самостоятельности и ответственности местного самоуправления? Конечно, не только потому, что так принято на Западе. С одной стороны, в современных условиях эта система гораздо более эффективна, практична, поскольку в большей мере позволяет раскрыть внутренние резервы, потенциал, особенности местных сообществ, лучше обеспечить решение вопросов местного значения. С другой стороны, современные социально-экономические процессы создают предпосылки для развития самоуправления на новой основе: формируется слой граждан, экономически независимых от государственного диктата, обладающих не только чувством собственного достоинства, но и определенными материальными возможностями, в принципе способных стать социальной базой эффективного и самостоятельного муниципального образования.

В конечном счете предстоит создать систему местного самоуправления, где сами граждане активно и ответственно решают местные вопросы. Пока же местное самоуправление не создается снизу самими гражданами. Активное содействие становлению и развитию местного самоуправления в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента и Правительства Российской Федерации.

Чем более динамичным является общество, тем важнее значение этих реформ. Сегодня, по существу, мы должны говорить о постоянной реорганизации работы государственного аппарата. Внедрение инноваций в деятельности чиновников должно стать важнейшим критерием оценки их эффективности. Однако это сделать весьма непросто. Рыночные структуры (фирмы, корпорации), находящиеся в условиях конкуренции, вынуждены в рамках естественного отбора, «автоматически» создавать и внедрять новое в своей работе для того, чтобы обеспечить свое выживание. Государственные органы – монополисты в своей области, поэтому механизм поиска и внедрения эффективных инноваций может быть создан только сверху, со стороны главы государства и других политических структур. При этом, разумеется, они должны исходить из интересов населения, общества в целом.

Россия – страна с богатыми историческими традициями, в том числе в области государственного строительства. Наиболее заметными реформами в этой сфере были реформы Ивана Грозного, Петра I, В. И. Ленина, И. В. Сталина. Строительство новой России в 90-х годах прошлого века было вполне сопоставимым с вышеуказанными преобразованиями.

6.4 Исторический опыт реформ в России

Обобщая исторический опыт реорганизации государственного управления в нашей стране, можно отметить следующие особенности:

1. Преобразования инициировались первыми лицами государства, причем далеко не всегда их инициативы были сразу поняты и поддержаны обществом.

2. Успешными (т. е. доведенными до конца) были только те реформы, где сопротивление чиновничества переменам подавлялось жестко и бескомпромиссно, часто в форме репрессий.

3. Как правило, преобразования не имели серьезной научной основы и проводились по наитию, на основе интуиции или простого здравого смысла.

4. Очень редко учитывались национально-исторические особенности российского общества, чаще имело место организационное или идеологическое заимствование иностранного опыта.

5. Практически не учитывался позитивный опыт, накопленный в рамках предыдущей системы государственного управления.

6. Даже назревшие и системные преобразования давались очень дорогой ценой, зачастую приводя к смуте или гражданской войне.

7. Население никогда не привлекалось ни к поиску путей повышения эффективности работы госаппарата ни к реализации и оценке этих преобразований.

Таким образом, мы видим, что исторический опыт, «сын ошибок трудных», требует от нас более серьезно, внимательно и ответственно подходить к характеристике и оценке современной административной реформы. Россия как сложное государственное образование требует к себе бережного и, как подчеркнул Президент Российской Федерации В. В. Путин, профессионального отношения.

6.5 Направления административной реформы

Реформа может строиться по следующим направлениям:

1. Общеполитическое направление предполагает развитие и укрепление демократических начал нашего государства. Государственное управление − неотъемлемая часть общества. И если в этой системе, скажем, будут свертываться права, свободы человека, другие принципы демократии, то бессмысленно даже говорить о современной реформе этого института.

1.1. К числу главных задач, связанных с демократизацией государственного управления, относятся:

а) отработка механизма взаимодействия государственных органов с партиями, общественными объединениями, средствами массовой информации, другими институтами гражданского общества, включая создание в рамках собственной структуры эффективно работающих служб по связям с общественностью;

б) повышение открытости, «прозрачности» системы государственной службы, ее «отзывчивости» к нуждам граждан.

1.2. Превращение государственной службы в публичную, а граждан − в ее клиентов. Это предполагает постепенное изменение самой системы взаимодействий между государственной службой и обществом, а также господствующих в обществе ценностных установок по отношению к государственному аппарату.

1.3. Формирование новых критериев эффективности работы государственного аппарата, учитывающих материально-экономические, социальные и нравственные аспекты государственной службы.

1.4. Формирование нового стиля отношений в системе государственного управления, соответствующего требованиям современной управленческой культуры (менеджмента).

2. Законотворческое направление. В последние годы на федеральном и на республиканском уровнях было принято немало нормативных актов, регламентирующих деятельность органов государственного управления, принят ряд новых законов о государственной гражданской службе.

Однако создание достаточной правовой базы государственного управления далеко не завершено. Здесь имеется несколько аспектов:

2.1. Необходимо завершить работу по дополнению и конкретизации общих законов Российской Федерации и Республики Башкортостан о государственной службе в целом и о гражданской государственной службе в частности нормативными актами – не только президентскими указами, но и законами: например, о служебных расследованиях, административных судах и т. д.

2.2. Следует завершить регламентацию муниципальной службы, обеспечив при этом не только ее гарантии и самостоятельность, но и преемственность с государственной службой.

2.3. Необходимо принять и начать реализацию концепции административной реформы.

3. Организационное направление включает в себя:

3.1. Совершенствование организационно-управленческой структуры государственной власти, включающей:

а) структуру и перечень должностей в государственных органах;

б) структуру самих органов государственной службы; речь идет не только об изменении их полномочий, но и о сокращении или создании новых.

3.2. Создание органа управления государственной службой и административной реформой (федеральная служба по административной реформе).

4. Развитие кадрового потенциала государственного управления.

4.1. Ввести переходной период (3−5 лет), в течение которого все государственные служащие (кроме младших государственных должностей) могли бы получить соответствующее образование.

4.2. Смелее использовать позитивный опыт работы с кадрами, особенно в приеме граждан на государственную службу (равенство, гласность, конкурсный отбор) и при аттестации госслужащих (современные технологии оценки, объективность и постоянное стремление к совершенствованию).

4.3. Аттестацию госслужащих проводить чаще (раз в 1−2 года) и нацелить ее не только на оценку соответствия госслужащих занимаемым должностям, но и на повышение госслужбы в целом, поиск резервов и новых возможностей.

4.4. Контингент студентов и слушателей по специальности государственное и муниципальное управление должен быть связан с заказчиком более тесно.

4.5. Очень важно не только расширить число специализаций по государственному и муниципальному управлению, но и обеспечить их более углубленный характер. Подготовка государственного служащего для работы в министерстве финансов должна серьезно отличаться от подготовки инспектора управления народного образования в городской администрации.

4.5. Сформировать (или восстановить) систему повышения квалификации государственных служащих на местах.

5. Морально-этическое направление сегодня является, на наш взгляд, чрезвычайно актуальным. Необходима разработка программы по повышению престижа государственных органов, включающей:

5.1. Борьбу с коррупцией и злоупотреблениями (от комитетов по этике до деклараций о доходах).

5.2. Формирование нового имиджа госслужащего (честность, демократичность, профессионализм, открытость).

5.3. Наполнение реальным содержанием прав и гарантий государственных служащих.

5.4. Разработку и принятие этического кодекса гражданских государственных служащих Республики Башкортостан. Возможно и введение присяги, как это было в досоветской России.

6. Информационно-аналитическое направление предполагает:

6.1. Разработку и подготовку комплексных долгосрочных стратегических преобразований, отражающих и обеспечивающих эволюцию России, в том числе и ее государственного аппарата.

6.2. Ведение и публикацию развернутого статистического учета государственного аппарата.

6.3. Организацию широкой научной деятельности в данной сфере − от социологического мониторинга госслужбы до компаративистских исследований.

6.4. Создание Реестра государственных служащих Республики Башкортостан.

6.5. Широкое использование международного и исторического опыта, а также опыта организации государственной службы в субъектах Российской Федерации. Для специалистов в области государственной службы интерес может представлять: карьерная система прохождения государственной службы; система стимулирования служащих; организация повышения квалификации государственных служащих, их стажировки, самостоятельной работы по повышению своего профессионального уровня и многое другое.

7. «Менеджерское» направление, включающее в первую очередь внедрение новых управленческих технологий (принятие решений, мотивация и контроль персонала, управление конфликтами, деловое общение, стратегическое планирование и т. д.), новых критериев эффективности государственного управления.

6.6 Организация работы государственного аппарата

на принципах рациональной бюрократии

Традиционно выделяют восточную и западную (рациональную) бюрократию. Известно, что публичной службы как таковой в рамках восточной модели не существовало, а вся армия чиновников работала не на обеспечение нужд граждан, а на защиту интересов центральной власти и своих собственных потребностей. При этом чиновники обладали, с одной стороны, возможностями для широкого произвола, с другой − постоянно подвергались опасности репрессий со стороны своего суверена.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений Для специальности 080504 государственное и муниципальное управление

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Демография» предназначен для преподавателей и студентов очной и заочной формы обучения Филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Правовое обеспечение управления государственной и муниципальной собственностью Специальность: 080504 Государственное и муниципальное управление (гму)

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление (ГМУ)
  3. Учебно-методический комплекс уфа 2008 удк 330 ббк 65. 23

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (2 ).
  4. Программа дисциплины «Правовое обеспечение государственного управления-2 (Административное право)» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Автор д ю. н., профессор И. В. Панова

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению дисциплины “Правовое обеспечение государственного управления - 2 (Административное право)”, студент должен обладать базовыми знаниями о системе российского права, источниках права, знать основы конституционного
  5. Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения (2)

    Методические указания
    Учебный курс «Государственная инновационная политика» базируется на сочетании теоретической и практической подготовки студентов. Его изучение является логическим продолжением обучения по следующим блокам контекстно-зависимых дисциплин:

Другие похожие документы..