Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Вопросы к экзамену'
Простые суждения: состав и виды. Сложные суждения. Тождественно-истинная формула. Метод построения таблиц истинности. Логические отношения между сужд...полностью>>
'Кодекс'
Так, статья 352 предусматривает, что основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются: государственный надзор и конт...полностью>>
'Документ'
- в городе Белгороде (организационно-правовая форма - государственное автономное учреждение Белгородской области, обеспечивает предоставление услуг ж...полностью>>
'Документ'
Атестація в основній школі проводиться з п'яти навчальних предметів: української мови, біології, географії, математики,а також іноземної мови чи іншо...полностью>>

Учебно-методический комплекс по направлению 080504 «Государственное и муниципальное управление» уфа 2010

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 2. Правовые основы государственной службы

в Российской Федерации

Правовые источники государственной службы в РФ и РБ. Закон РФ об основах государственной службы. Закон РБ «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан» и Указы Президента РБ по вопросам государственной службы. Новые законы РФ о государственной службе: «О системе государственной службы в РФ» и «О государственной гражданской службе в РФ». Развитие законодательства о государственной службе.

Тема 3. Виды государственной службы.

Государственная гражданская служба Республики Башкортостан

Современная государственная служба. Виды государственной службы. Понятие государственной должности. Классификация и ранжирование государственных должностей. Гражданские должности. Классные чины и звания. Особенности государственной службы. Принципы построения и функционирования системы государственной службы.

Система органов государственного управления в Республике Башкортостан. Государственная гражданская служба Республики Башкортостан. Особенности и принципы государственной гражданской службы Республики Башкортостан. Взаимосвязь государственной и гражданской службы в РБ.

Тема 4. Прохождение государственной гражданской службы

в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Понятие и сущность прохождения государственной гражданской службы. Формы прохождения государственной гражданской службы. Система подбора кадров и поступление на государственную службу. Продвижение по службе.

Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу.

Понятие и стороны служебного контракта. Содержание и форма служебного контракта. Срок действия служебного контракта. Заключение служебного контракта.

Испытание при поступлении на гражданскую службу Отстранение от замещаемой должности гражданской службы Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

Аттестация государственных гражданских служащих: понятие, функции, механизм и проблемы совершенствования. Квалификационный экзамен. Служебное время и время отдыха. Отпуска на гражданской службе. Должностной регламент.

Особенности прохождения государственной гражданской службы и аттестации в РБ.

Принципы и приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы.

Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих. Кадровый резерв на гражданской службе.

Тема 5. Управление персоналом в системе государственной службы

Кадровая политика. Государственная и муниципальная кадровая политика, ее субъекты и объекты. Эволюция государственной кадровой политики за последние годы. Новые цели, приоритеты, принципы. Концепция государственной кадровой политики в РФ и РБ.

Источники формирования кадрового потенциала органов исполнительной власти. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации, создание резерва кадров.

Координация деятельности государственных органов всех уровней (федеральный, региональный, местный) в работе с кадрами.

Определение потребностей и организация работы по подбору и расстановке кадров в системе государственных и местных органов управления.

Повышение эффективности использования управленческих кадров. Формирование единой системы нормативно-правового обеспечения работы с кадрами.

Программы кадрового обеспечения конкретных проектов, реформ: разработка и реализация

Система управления кадрами в государственном органе. Кадровые службы в системе государственного и муниципального управления: эволюция, структура и статус. Изменение места и роли кадровых служб в системе управления персоналом государственного органа.

Кадровое планирование. Отбор и прием персонала на государственную службу. Управление профессиональной карьерой госслужащих. Оценка в системе государственной кадровой политики

Тема 6. Основные направления и этапы реформы государственной службы в Российской Федерации и Республике Башкортостан

Исторический опыт реформирования государственной и муниципальной службы в России. Достижения и проблемы современной государственной и муниципальной службы в России.

Цели, задачи и концепция современной реформы. Этапы реформы государственной службы. Основные направления реформы государственной и муниципальной службы в РФ и РБ. Система контроля и обеспечения реформы государственной службы.

Проблемы и перспективы развития государственной и муниципальной службы в РФ и РБ.

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ЛЕКЦИОННОГО КУРСА И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Государственная служба в России: понятие и этапы развития

Тезисы лекций

1.1 Общая характеристика государственной службы

Прежде всего необходимо уточнить содержание понятия «служба». Оно многозначно, и это отрицательно сказывается на его использовании как в теории, так и на практике. В конечном счете можно выделить два основных смысла у этого понятия. Во-первых, оно используется как синоним понятия «деятельность» (или особый вид деятельности), например, говорят о службе государству, фирме, какой-либо идее и т. д. Во-вторых, данное понятие употребляется и как синоним понятия «организация» (федеральная служба занятости, частная служба знакомств или служба уголовного розыска и пожарная служба в МЧС и др.).

В данном случае понятие «служба» используется для обозначения особого вида управленческой деятельности − государственной административной (аппаратной) деятельности.

Служба в государственных органах, государственных и общественных организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Государственная служба обязана своим появлением государству, с его возникновением и развитием стала формироваться и служба, имея своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.

Государственная служба − это прежде всего служение государству, т. е. выполнение по его поручению, за плату от него определенной деятельности по реализации задач и функций государства в государственных органах, учреждениях и предприятиях. Закон «О системе государственной службы Российской Федерации» рассматривает государственную службу в более узком смысле − как профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и задач государства, в том числе в лице государственных органов и должностных лиц.

В широком смысле государственная служба обозначает любую профессиональную умственную деятельность в любых государственных организациях: в органах государственной власти, на государственных предприятиях и в государственных учреждениях. Нужно сказать, что в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» и в учебном курсе теории государственной службы понятие «государственная служба» используется только в узком смысле этого слова. Однако в некоторых странах, например, в Федеративной Республике Германии, законодательство различает оба вида государственной службы.

Таким образом, государственная служба − очень емкое понятие и может в разных обстоятельствах рассматриваться как сфера деятельности; социальный институт; функция; отношение (правоотношение), взаимосвязь; социальная система; социально-профессиональная группа; теория, учебная дисциплина и др.

Особенности труда государственного служащего в том, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать собственные функции и задачи. Государственная служба довольно жестко ограничивает служащего и налагает на него ряд обязательств. С другой стороны, государство компенсирует это предоставлением служащим определенных льгот и гарантий. Государственный служащий выполняет возложенные на него обязанности на возмездной основе. Общими чертами государственной службы являются:

− реализация управленческо-распорядительных функций государства;

− замещение служащим государственной должности государственной службы;

− осуществление этих функций на профессиональной основе и за вознаграждение;

− обеспечения служащими исполнения полномочий государственного органа;

− наличие специально подготовленных работников − государственных служащих;

− многообразие видов и уровней государственной службы;

− фиксация всех значимых сторон службы нормами целого комплекса отраслей права и др.

Государственная служба осуществляется на государственных должностях, поэтому должность – это необходимый элемент государственной службы. Должность – учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица аппарата, определяющая объем и содержание полномочий занимающего ее лица. Правовыми актами соответствующего органа определяется ее название, место в служебной иерархии (т. е. определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Таким образом, должность является формализованной социальной позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного служащего. Должность характеризует организационный статус, а именно круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления, ответственность за их исполнение.

Итак, государственная должность – это часть организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с соответствующей частью компенсации государственному служащему. Государственная должность предполагает установленный круг обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

1.2 Государственная служба в досоветской России

Становление современной государственной службы в Российской Федерации может и должно опираться на исторический опыт правового регулирования государственной службы как в дореволюционной России, так и в годы советской власти. Ценность этого опыта в том, что он указывает на механизмы и технологии организации и функционирования государственной службы, соответствующие менталитету российского народа. Анализ исторического опыта позволяет вскрыть общие тенденции и характерные особенности, представляющие интерес для современной практики и теории государственной службы Российской Федерации.

Государственная служба в России начала складываться по мере становления самой государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Причем первоначально категория людей управляющих княжеским двором была зависима, то есть это были не вольные слуги, а холопы (рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства.

В связи с развитием княжеского домена складывается дворцово-вотчинная система управления. Ее возглавлял огнищанин (тиун, огнищный или дворный), который заведовал двором князя, домашним хозяйством и финансами. Вотчинная администрация могла состоять как из свободных, так и лично зависимых от князя по договору - рядовичей. Со временем князья, по согласованию с вече, поручают этим агентам вотчинного управления выполнение государственных, исполнительных и судебных функций. В результате происходит вытеснение и ассимиляция десятичной системы управления дворцово-вотчинной.

Активно стала развиваться государственная служба в период образования Московского централизованного государства с XII по XV век. Именно в этот период создается централизованный государственный аппарат, формируются совершенно новые структуры власти в Московском государстве. Основой новой государственности стала система наместных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получала за свою службу, как военную, так и гражданскую земельный надел на прокорм1. Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за это содержание. К XV веку происходит резкое сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков.

Высший слой «служилых людей» формировался в рамках института, который назывался Государев двор. В ХIV-ХV веках произошло образование Государева двора первоначально как некоторого подобия единого аппарата, а затем как объединения высших государственных служащих. Он делился на чины: думные (члены Боярской думы), высшие придворные чины (дворецкие, казначеи, кравчие, постельничие, ловчие, сокольничие, ясельничие), московские чины (стольники, стряпчие, «большие» дворяне, дьяки) и «выбор из городов» (представители дворян от уездных корпораций). В Государев двор по особым спискам входили служилые князья и представители княжеских территориальных корпораций. Представители Государева двора занимали высшие и средние командные должности в армии, возглавляли центральные и местные органы власти. Представителями власти великого князя, а затем царя на местах стали наместники в крупных землях и воеводы в волостях, уездах. Государственные служащие рекрутировались преимущественно из высших слоев русского общества. Для боярства, объединявшего родовые корпорации знати, наибольшее значение имели два признака: древность рода и знатность рода, которая определялась принадлежностью к княжеским фамилиям. Постепенно высший слой «государевых слуг» сформировался в самостоятельную сословную корпорацию - дворянство. В XIII - XIV веках дворяне занимали административные должности среднего уровня и за службу получали небольшие поместья на правах владения (а не собственности). В XV в. поместный принцип утвердился как основной во взаимоотношениях государства и его служащих. В зависимости от уровня службы полагалось жалованье и поместье определенного размера с крестьянами, которые обрабатывали землю на условиях барщины.

Эти отношения продолжают развиваться и укрепляться вплоть до XVII века. В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину (феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением). Устанавливается единый порядок государственной (военной службы), когда независимо от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое число вооруженных людей. Развивается система приказов как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и со строгим следовании инструкциям и предписаниям по горизонтали1. На местах при воеводах также создаются специальные аппараты управления.

Становление государственной службы не могло быть одномоментным актом. В XVI и первой половине XVII вв. еще доминировала практика временных служебных поручений. Но уже с середины XVII в. все более активно формировался институт постоянных служебных должностей в приказах и других государственных учреждениях того времени. В среде «служилых людей» происходила специализация и группировка по отраслям управления - делопроизводство, финансы, военное дело, дипломатия и т. д.

Таким образом, к XVII веку в России сформировалась приказно-воеводская система управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная служба была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги, родовитость. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские, а затем царские указы.

В силу специфики становления и укрепления российского централизованного государства с монархической формой правления в России утвердился тип государственной службы как повинности. В условиях петровской абсолютной монархии такой характер государственной службы был доведен до максимума. Всему периоду царствования Петра I свойственны строжайшие меры, понуждавшие дворян нести государственную службу в качестве пожизненной повинности. Такой правовой статус дворянства был установлен с принятием Указа о единонаследии 1714 года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном. Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую службу и служить за жалование2. Уклонение от службы влекло за собой лишение вотчин и поместий, перевод из высших чинов в низшие и, наконец, тяжелейшие уголовные наказания по суду.

Лишь с восшествием на престол Александра I государственная служба окончательно превратилась из повинности в соглашение служащих с государством, причем в условиях абсолютной монархии преимущественное право расторжения «трудового договора» закреплялось за государством.

Логическим продолжением Указа о единонаследии стал «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины...» (1722 г.). Здесь впервые законодательно было оформлено существование чиновничества как особой группы служащих и его правовое положение. Интересно, что Петр 1 широко использовал соответствующие документы ряда европейских стран (Англии, Дании, Пруссии, Франции, Швеции и других), однако не только переработал их с учетом российских особенностей, но и стремился перенять наиболее современные и эффективные - конечно, с поправкой на ту эпоху - подходы. Вводятся виды государственной службы (военная, гражданская, придворная), классы должностей (четырнадцать классов), чины (гражданские — от канцлера до комиссара, военные — от генерал-фельдмаршала до фендрика). В общей сложности в четырнадцать классов Табели было включено 262 должности: 126 военных должностей, 94 гражданские и 42 придворные. Кроме табельных чиновников, существовал институт «канцелярских служителей», не вошедших в сетку четырнадцати классов.

Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Устанавливались сроки службы в определенных чинах1. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Таким образом, принцип выслуги подчинял принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу. Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и принципы продвижения по службе.

Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка становятся важнейшими факторами определения квалификации чиновника, т.к. основой продвижения по службе стали знания и опыт, личные способности и заслуги перед отечеством. И хотя «Табель о рангах», более поздние уставы о гражданской службе (вплоть до 1906 года) предоставляли дворянам льготные права для получения тех или иных должностей в государственных учреждениях, новая система в большей мере способствовала повышению престижа гражданской службы, укреплению нравственности служащих, усилению мотивации их труда.

Государственная служба становится единообразной и централизованной в масштабах всей страны и определяется специальными законодательными актами, такими, как: Генеральный регламент работы правительственных учреждений, (1720 г.), семь регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав воинский, Устав о службе гражданской (1832 г.) и его модификации, правила производства в чины, должностные инструкции1. Кроме того, служба регулировалась манифестами, указами царя, а затем императора.

Особую роль в становлении государственной службы сыграл Генеральный регламент (1720 г.), представлявший собой устав государственной гражданской службы. В нем содержалась характеристика обязанностей должностных лиц отраслевых коллегий (министерств), порядок обсуждения дел в коллегиях, организация делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами управления.

Большое значение придавалось разработке и совершенствованию Устава о гражданской службе. В редакциях 1852 и 1896 гг. Устав представлял разветвленную систему правовых норм, которые регулировали важнейшие стороны государственной службы. Устав о гражданской службе в редакции 1896 г. содержал 7 разделов, в том числе разделы о принятии на гражданскую службу и определении к должностям, о производстве в чины, общие обязанности государственных служащих и др.

В систему государственного управления входили Канцелярия Императора, Государственный совет, Сенат, Комитет (Совет) Министров, министерства и ведомства, губернские правления.

Во второй половине XVIII века, при Екатерине II, система, созданная Петром I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» (1762 г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины II. Ими дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы. Таким образом, после Петра I идет постепенное ослабление, а затем отмена обязательности государственной службы для основного служивого сословия - дворянства, она стала их привилегией.

Новое развитие получила государственная служба в первой половине XIX века. Ее развитие связано с именем выдающегося государственного деятеля России - Сперанского Михаила Михайловича. В 1809 году он подготавливает Указ об обязательном экзамене для занятия государственной должности. Устанавливался образовательный ценз, обязательное высшее университетское образование для замещения ряда должностей. И хотя этот указ под давлением бюрократии был отменен, тем не менее, постепенно вводились новые принципы государственной службы, связанные с повышением профессионализма, добросовестного отношения к работе, с укреплением исполнительности, организованности и нравственности государственных служащих.

Реформы государственного аппарата, проведенные в XVIII—XIX вв., привели к созданию высших, центральных и местных учреждений нового типа. В этот период был осуществлен переход от традиционной системы государственной службы к рациональной системе, построенной с учетом опыта ряда стран Западной Европы, для которых было характерно четкое устройство государственных органов, их функциональная дифференциация, иерархия должностей, централизм, точное определение полномочий должностных лиц, обязательность решений, контроль за исполнением указов и распоряжений вышестоящих органов государственного управления и должностных лиц, ответственность за исполнение должностных обязанностей.

Общие положения о принятии в гражданскую службу в XIX веке учитывали следующие критерии:

1. Состояние лица или его происхождение. На гражданскую службу по праву происхождения разрешалось вступать детям дворян, священников, купцов первой гильдии, приказных служителей, ученых и художников, не имеющих чинов. Императорские указы 1762 и 1801 г. были направлены на привлечение к государственной службе дворян и их детей.

2. Возраст. Возраст, с которого начиналась государственная служба в начале XIX в., определялся 16 годами. Специальным положением, утвержденным в 1831 г., предписывалось воспитывать российское юношество от 10 до 18 лет либо в отечественных учебных заведениях, либо под надзором родителей и опекунов (т.е. домашнее образование), но обязательно в России, в противном случае человек лишался права на вступление в гражданскую службу. Исключение из этого правила допускалось лишь с разрешения императора по каким-либо важным причинам.

3. Познания. Последний критерий - познания - требовал соответствующего свидетельства учебного заведения. Если же человек хотел вступить в гражданскую службу по праву своего происхождения, не имея соответствующего свидетельства об окончании учебного заведения, то он был обязан на предварительном испытании-экзамене доказать, что имеет познания грамматики и арифметики. Причем экзамен приходилось держать в том месте, куда желал определиться поступающий на службу.

Учебные заведения делились на три разряда:

Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.

Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.

Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений причислялись к III разряду.

Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духовные училища, лицеи, военно-учебные заведения и институт корпуса путей сообщения, определялись во все ведомства гражданской службы с классными чинами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений Для специальности 080504 государственное и муниципальное управление

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Демография» предназначен для преподавателей и студентов очной и заочной формы обучения Филиала Российского государственного гуманитарного университета в г.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Правовое обеспечение управления государственной и муниципальной собственностью Специальность: 080504 Государственное и муниципальное управление (гму)

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление (ГМУ)
  3. Учебно-методический комплекс уфа 2008 удк 330 ббк 65. 23

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» (2 ).
  4. Программа дисциплины «Правовое обеспечение государственного управления-2 (Административное право)» для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста Автор д ю. н., профессор И. В. Панова

    Программа дисциплины
    Приступая к изучению дисциплины “Правовое обеспечение государственного управления - 2 (Административное право)”, студент должен обладать базовыми знаниями о системе российского права, источниках права, знать основы конституционного
  5. Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения (2)

    Методические указания
    Учебный курс «Государственная инновационная политика» базируется на сочетании теоретической и практической подготовки студентов. Его изучение является логическим продолжением обучения по следующим блокам контекстно-зависимых дисциплин:

Другие похожие документы..