Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Памятка'
Основные предпосылки возникновения дисциплины. Особенности анализа поведения представителями бихевиоризма, интеракционизма, психоанализа. Предмет дис...полностью>>
'Семинар'
По данным Минфина, опубликованным в 2011 году, контролерами качества было проведено 7 550 проверок качества работы аудиторов и аудиторских фирм и1 88...полностью>>
'Документ'
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоу...полностью>>
'Документ'
В соответствии с заключенным соглашением с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на территории Тульской области действует...полностью>>

Рабочая программа дисциплины «Геоботаника» Направление

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева»

Факультет биологический

Институт

Кафедра ботаники и физиологии растений

(наименование)

УТВЕРЖДЕНО

Председатель учебно-методической комиссии

______________Н. А. Атыкян

«____»______________200__г.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

________________С. В. Полутин

«___»________________200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Геоботаника»

Направление: «Биология», 020200.68

Специализированная магистерская программа: ­­­Ботаника, 020200.05.68

Индекс цикла по ГОС: СДМ.02

Форма

обучения: ­­­очная

Семестр: 10

Вид отчетности : 10 сем. – зачет

Всего часов по ГОС: 115

Из них:

Аудиторных: 30

Практических: нет

Лабораторных: нет

Самостоятельная работа: 85

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления (специальности) «Биология», 020200.68, утвержденного Министерством образования РФ 10 марта 2000 года, и на основании авторской разработки.

Составитель рабочей программы Т. Б. Силаева, профессор

Р

«______»____________200___г.

протокол №____________

Зав. каф. А. С. Лукаткин

абочая программа утверждена

на заседании кафедры

1. Цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины.

  1. Цель изучения дисциплины

Цели преподавания дисциплины – выработка у студентов представления о растительности как сложной системе, обеспечивающей нормальные условия существования человека и животных;Задачи дисциплины

Задачи изучения курса:

  • ознакомить студентов с основными признаками фитоценоза,

  • показать сложные взаимоотношения между растениями и другими компонентами биогеоценоза,

  • показать на примере смен фитоценозов непрерывный процесс развития органического мира,

  • выработать четкие представления и убеждения о необходимости комплексного решения проблемы охраны природы.

  1. Требования к уровню подготовки студентов, завершившего изучение данной дисциплины:

Студенты после изучения данной дисциплины должны:

иметь представление:

– о растительном сообществе;

– принципах классификации растительности, основные школах фитоценологии;

– концепции организмизма и континуализма в геоботанике, их характеристики;

– структуре фитоценоза, континууме и дискретности растительности;

– принципах и методах описания растительности;

– динамике растительных сообществ, сукцессиях, закономерностях эволюции растительных сообществ;

– территориальном распределение растительных сообществ, географии растительности.

знать:

– основные этапы развития геоботаники в России и за рубежом;

– закономерности взаимодействия растений и растительных сообществ и среды и основные черты взаимодействия между растениями в сообществах;

– основные отличительные признаки фитоценоза;

– ориентироваться в основных принципах выделения растительных ассоциаций, доминантный и эколого-флористический подходы в классификации растительности;

– знать и применять методики описания разных типов растительности;

– выявлять сезонную динамику растительных сообществ;

– уметь работать с приборами для геоботанических описаний;

– знать методы геоботанического картирования и районирования уметь:

Будущий специалист должен уметь правильно излагать свои мысли, пользоваться научными источниками информации, пользоваться полученными знаниями на практике, работать самостоятельно.

  1. Связь с дисциплинами (междисциплинарные связи)

Геоботаника тесно связана с систематикой растений, общей экологией, общем землеведением, географией растений, экологией растений законы и выводы которых она использует в своих исследованиях. В современной геоботанике также широко используется комплекс математических методов при классификации и сравнении растительности.

  1. Технологическая карта дисциплины (см. приложение)

Технологическая карта дисциплины

Дисциплина Геоботаника

Тематика

Текущий контроль

Методическое обеспечение

Раздел

Лекции

Час

СРС

Час

1.

Введение

Предмет и задачи геоботаники

2

История становления геоботаники. Вклад отечественных ученых в ее развитие

Основные зарубежные школы геоботаники

4

Конспект

Работнов Т.А. Фитоценология

Работнов Т.А. История фитоценологии

2.

Средообразующая роль растений, экологические свойства видов

Растение и среда

2

Биотическая трансформация экотопа под действием фитоценоза.

Основные варианты средообразования. Эколого-фитоценотическая роль доминантов основных типов фитоценозов

5

Конспект

Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология: Учебник

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности:

Средообразующая роль растительности

Взаимоотношения растений в растительных сообществах

2

Экологические факторы, действующие на растения, их классификация. Флористический состав лесных фитоценозов

4

Контрольная работа, опрос

Горышина Т.К. Экология растений; Вальтер Г. Общая геоботаника

Аутэкологические и синэкологические факторы. Экологическая ниша у растений. Дифференциация экологических ниш в фитоценозах.

5

Конспект

Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология: Учебник

Эколого-фитоценотические стратегии видов

2

Взаимоотношения между растениями и их консортами

Флористический состав луговых фитоценозов

4

Контрольная работа, опрос

Работнов Т.А. Фитоценология

3.

Организация растительного покрова

Основные признаки фитоценоза

Флористический состав фитоценоза

2

Средообразующая роль растений, входящих в состав фитоценоза. Флористический состав болот

5

Конспект

Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология: Учебник

Растительный покров и рельеф. Пространственная структура лесных фитоценозов

4

Семинар

Воронов А.Г. Геоботаника: Учебник

Пространственная структура фитоценоза

2

Взаимоотношения между растениями в фитоценозах.

Гидрофильная растительность

5

Конспект

Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология: Учебник

Количественные отношения между видами в фитоценозе

2

Флористическая полночленность и неполночленность фитоценозов. Вертикальная и горизонтальная структура фитоценозов

4

Контрольная работа,

опрос

Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология: Учебник

Взаимоотношения фитоценоза и среды

2

Популяции растений, их структура и основные признаки. Синузии. Типы синузий. Мозаичность фитоценозов

5

Конспект

Злобин Ю.А. Принципы и методы изучения ценотических популяций растений

4.

Динамика растительных сообществ (синдинамика)

Изменения фитоценозов во времени

2

Возрастной спектр ценопопуляций растений. Основные формы динамики растительности (синдинамики)

7

Семинар

Работнов Т.А. Фитоценология

Необратимые изменения фитоценозов (сукцессии)

2

Понятие об альфа- бета- и гамма-разнообразии растительного покрова и методы их оценки. Суточная, сезонная, разногодичная изменчивость фитоценозов

7

Конспект

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник; Одум Ю. Экология. В 2-х т.

5.

Классификация фитоценозов

Классификация фитоценозов

4

Комплексность растительности как отражение неоднородности экологических условий местообитаний. Гидро- и ксеросерии как пример сукцессионных смен

7

Контрольная работа, опрос

Работнов Т.А. Фитоценология

6.

Основы географии растительности

Комплексность растительности. Геоботаническое районирование.

2

Экологические ряды и ценохоры. Искусственные фитоценозы.

5

Конспект

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник

Зональность растительности.

Биомы Земли

2

Основные подходы к классификации растительности. Методы картографирования растительности

8

Контрольная работа, опрос

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник

Написание рефератов и подготовка их к защите. Положение Мордовии в системе геоботанического районирования

7

Конспект

Работнов Т.А. Фитоценология

Семинар

Ипатов В.С., Кирикова Л.А. Фитоценология: Учебник

7.

Заключение

Заключение

2

Организация геоботанических исследований. Практическое значение геоботанических данных. Охрана растительности. «Зеленые книги»

4

Опрос

Воронов А.Г. Геоботаника: Учебник



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Аннотацияк рабочей программе дисциплины

    Документ
    Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Философия», «Политология», «Социология», «Культурология», «Мировая художественная культура», а также курсов по выбору, рекомендуемых
  2. Рабочая программа дисциплины «Лесоведение и луговедение» Направление подготовки

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 020200.68, «Биология», утвержденного Министерством образования РФ 10 марта 2 г.
  3. Рабочая программа дисциплины «Экология растений» (название дисциплины)

    Рабочая программа
    Экология растений изучает взаимоотношения растительных организмов между собой и с окружающей средой. Цель данного курса – углубить знания студентов по экологии растений, полученные при прослушивании курса «экология растений» на 3 курсе бакалавриата.
  4. Рабочая программа дисциплина: Экологическое почвоведение и экология почв Направление подготовки

    Рабочая программа
    Задача курса - дать знание о почве с позиций двух наук - экологического поч­воведения и экологии почв. Поэтому в курсе освещаются два круга вопросов: первый - взаимоотношение между почвой и наземной частью биоты, роль почвы в жизни
  5. Рабочая программа дисциплины дс. Ф. 03 Фармакогнозия Для специальности 060108 «Фармация»

    Рабочая программа
    Рабочая программа по дисциплине «Фармакогнозия» для специальности 060108 «Фармация» (заочная форма обучения) разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО специальность 060108 «Фармация» (Москва, 2 г.

Другие похожие документы..