Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОДУКЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ (В ФОРМЕ ПРИНЯТИЯ ДЕКЛАРАЦИИ О СООТВЕТСТВИИ), С УКАЗАНИЕМ НОРМАТИВНЫХ ДОК...полностью>>
'Документ'
Замысел "Мертвых душ" возник и сложился в творческом сознании Гоголя под непосредственным влиянием Пушкина. Пушкин, прочитав рукопись, прои...полностью>>
'Документ'
В соответствии с характеристиками и количеством, указанными в извещении о проведении запроса котировок на поставку книг для Муниципального учреждения...полностью>>
'Решение'
Рассмотрев представленный мэрией проект Стратегического плана развития городского округа Тольятти до 2020 года, руководствуясь Уставом городского окр...полностью>>

Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года №839 Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Администрация Тульской области

Комитет Тульской области по семейной,

демографической политике, опеке и попечительству


ДОКЛАД

«О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.

2009 год»

Настоящий доклад подготовлен комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 839 «Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации».

Доклад содержит анализ основных аспектов положения детей в Тульской области в 2009 году, а также мер, направленных на совершенствование политики в отношении детей.

Доклад подготовлен на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, информационно-аналитических материалов органов исполнительной власти Тульской области: департамента здравоохранения, департамента образования, департамента социального развития, департамента по спорту, туризму и молодежной политике, департамента культуры, департамента труда, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства, департамента финансов, службы занятости населения Тульской области, а также Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, государственной инспекции труда в Тульской области, Управления внутренних дел по Тульской области, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области,

Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тульской области.

ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В 2009 году сохранялись существующие тенденции в демографическом развитии Тульской области.

По предварительным сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, численность постоянного населения области по состоянию на 01.01.2010 составила 1540,3 тыс. человек. За 2007-2009 годы численность населения уменьшилась на 40,2 тыс. человек.

Вместе с тем за этот период несколько сократились темпы убыли населения: в 2009 году естественная убыль населения составила 15290 человек, что на 3643 человека меньше, чем в 2007 году. Коэффициент естественной убыли составил -9,9 на 1000 человек населения (Российская Федерация – -1,8; Центральный Федеральный округ – -4,7) против -12,0 промилле в 2007 году.

Численность детей в возрасте 0-17 лет по расчетным данным по состоянию на 01.01.2010 составила 234,9 тыс. человек, их доля в общей численности населения составляет 15,3%. За период 2007-2009 годов численность детского населения уменьшилась на 15,7 тыс. человек или 6,3%.

Вместе с тем, начиная с 2003 года, наблюдается рост рождаемости. За 2007-2009 годы рождаемость увеличилась на 14,2%.

В 2009 году родилось 14773 ребенка, что на 1604 человека (12,2%) больше, чем в 2007 году. Показатель рождаемости по сравнению с 2007 годом увеличился с 8,4 родившихся на 1000 человек населения до 9,6 (Российская Федерация – 12,4; Центральный Федеральный округ – 10,8).

Рост показателей рождаемости произошел не только за счет благоприятной половозрастной структуры населения репродуктивного возраста, но и за счет комплексных мер государственной поддержки молодых семей в связи с рождением и воспитанием детей, о чем свидетельствует увеличение доли вторых и последующих рождений в семьях. В 2009 году доля вторых и последующих рождений составила 40,8% (2008 г. – 39,7%).

В 2009 году по сравнению с 2007 годом на 6% уменьшилось количество детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке. Доля таких детей в общем числе новорожденных за этот период сократилась с 25,8% до 23,8%.

Численность умерших в 2009 году составила 30063 человек, что на 2039 человек (на 6,5%) меньше, чем в 2007 году. Показатель смертности по сравнению с 2007 годом уменьшился с 20,4 умерших на 1000 человек населения до 19,5 (Российская Федерация – 14,2; Центральный Федеральный округ – 15,5).

Наблюдается устойчивое снижение младенческой и детской смертности.

По сравнению с 2007 годом уровень младенческой смертности снизился на 19,1% и составил 7,6 на 1000 родившихся живыми (в 2007 г. – 9,4).

В структуре причин младенческой смертности болезни перинатального периода составили 37,5%, врожденные аномалии – 31,3%, болезни органов дыхания – 13,4%, травмы и отравления – 4,5%, инфекционные и паразитарные заболевания – 4,5%.

По предварительным данным показатель детской смертности (смертность детей в возрасте 0-14 лет) составил 0,7 на 100000 человек соответствующего возраста (2007 г. – 0,9; 2008 г. – 0,8).

В структуре детской смертности врожденные аномалии составили 25,1%, болезни перинатального периода – 24%, травмы и отравления – 16,4%, болезни органов дыхания – 11,9%.

Одним из источников восполнения потерь численности населения является приток мигрантов. Начиная с 2005 года, число прибывающих в область превышает число выбывающих из нее, частично компенсируя естественные потери населения (2006 г. – на 6,4%, 2007 г. – на 24,8%, 2008 г. – на 25,9%, 2009 г. – на 16%).

В 2009 году количество прибывших в Тульскую область превысило число выбывших из нее на 2452 человека (2008 году – на 3592 человека). Общий объем миграции сократился по сравнению с 2008 годом на 15%.

По итогам 2009 года мигранты в трудоспособном возрасте среди прибывших в Тульскую область составили 76,1%, моложе трудоспособного – 11,6%, среди выбывших – 75% и 12,4% соответственно. Миграционный прирост за счет детей и подростков в возрасте 0-15 лет составил 13,7%.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ семей с детьми

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, среднедушевые доходы населения Тульской области в 2009 году составили 13488 рублей, превысив на 18,4% уровень 2008 года, что обеспечило 2,81 величины прожиточного минимума на душу населения, в то время как в 2008 году этот показатель составил 2,69. Отмечался рост реальных доходов населения, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен, на 2,7%.

Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам за 2009 год, составила 14305,2 рубля, что выше уровня 2008 года на 10,5%. Реальная заработная плата за 2009 год, рассчитанная с учетом изменения индекса потребительских цен, составила 97,8% к 2008 году.

Среднемесячная заработная плата за 2009 год в организациях образования составила 10828,6 рубля, в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг – 11750,4 рубля, что составляет соответственно 75,7% и 82,1% от заработной платы в экономике области в целом.

Средняя заработная плата по отраслям экономики в целом за 2009 год обеспечивала 2,73 прожиточного минимума для населения трудоспособного возраста (в 2008 году – 2,79), тогда как в учреждениях образования – 2,06, здравоохранения и предоставления социальных услуг – 2,24 (2008 г. – соответственно 1,95 и 2,19).

В течение 2009 года отмечалось замедление темпа роста потребительских цен.

За 2009 год повышение цен на продовольственные товары составило 7,6% (2008 г. – 18,2%, 2007 г. – 20%). Среди продуктов питания, входящих в пищевой рацион ребенка, подорожали цены на сухие молочные смеси для детского питания на 11,8%, мясопродукты – 4,9%, рыбопродукты и овощи – 10,6%, сливочное масло – 13,3%, молоко и молочные продукты – 4,2%, сахар – 47%, кондитерские изделия – 6,4%, фруктово-ягодные консервы для детского питания – 7,6%.

Стоимость минимального набора продуктов питания по Тульской области в декабре 2009 года составила 2114,81 рубля в расчете на месяц и осталась на уровне декабря 2008 года.

Цены на непродовольственные товары возросли на 11% (2008 г. – 11,1%, 2007 г. – 9,1%). Среди товаров детского ассортимента цены на одежду для детей дошкольного возраста подорожали на 35,7%, одежду для детей школьного возраста – 20%, детскую обувь – 17,7%, белье для детей ясельного возраста – 17,5%, игрушки – 8,3%, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары – 19,6%, в том числе: портфели ученические – 28,1%, учебники – 25,1%, школьные тетради – 20,8%.

Цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 16,1% (2008 г. – 19,3%, 2007 г. – 13,8%).

Последствия нестабильной экономической обстановки обусловили неблагоприятное развитие ситуации в сфере занятости населения.

В 2009 году численность граждан, обратившихся в целях поиска работы в службу занятости населения, увеличилась с 37,7 тыс. человек в 2008 году до 57,6 тыс. человек в 2009 году (в 1,5 раза).

Безработными признано 40 тыс. человек, что в 2,1 раза больше, чем в 2008 году.

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения по состоянию на 01.01.2010, составила 16,5 тыс. человек, что на 8,3 тыс. человек больше, чем на 01.01.2009.

В общем числе безработных доля женщин сократилась с 62,2% до 53% (9,5 тыс. человек), молодежи в возрасте 16–29 лет – с 29,3% до 28,9%. Четверть безработных имеют несовершеннолетних детей.

Уровень регистрируемой безработицы на конец года составил 2,1% (2008 г. – 1,01%, 2007 г. – 0,87%).

В целях обеспечения социальной поддержки населения службой занятости населения Тульской области осуществлялось предоставление гражданам государственных услуг по оказанию содействия в трудоустройстве в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и долгосрочной целевой программой «Содействие занятости населения

Тульской области на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 330.

Проводимые мероприятия позволили трудоустроить в 2009 году 29,8 тыс. человек, обратившихся за содействием в трудоустройстве. В программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы» принял участие 681 человек. В период активного поиска постоянной работы более 5,3 тыс. человек были заняты на оплачиваемых общественных работах, среди которых многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей- инвалидов.

Мероприятия, проводимые органами занятости населения Тульской области, позволили трудоустроить каждую третью женщину. Из 6 тыс. вакансий, зарегистрированных в органах службы занятости населения, около 40% составили вакантные места, где могут работать представители слабого пола. Это такие профессии, как медсестра, кондитер, повар, воспитатель детского сада, швея.

В ситуации, когда женщины не могут трудоустроиться, принимались меры по их профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации, участию в специальных программах, в том числе, направленных на содействие в трудоустройстве граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

Всем обратившимся женщинам оказывались информационные и профориентационные услуги, цель которых – преодоление негативных последствий безработицы, социальная адаптация незанятых женщин, испытывающих трудности с трудоустройством.

Среди направленных центрами занятости населения на профессиональное обучение доля женщин составила 58%.

Повышению конкурентоспособности безработных женщин, их последующему трудоустройству способствовала подготовка по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда: швея, повар, продавец продовольственных и непродовольственных товаров, кассир торгового зала, кладовщик, оператор связи, парикмахер, маникюрша, пошивщик кожгалантерейных изделий, лифтер, оператор котельной, бухгалтер, оператор ЭВМ, менеджер по работе с персоналом, менеджер (в коммерческой деятельности).

В рамках программы «О дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2009 году» в общественных и временных работах приняли участие 30,8 тыс. человек, находящихся под риском увольнения, что позволило предприятиям сохранить рабочие места, а работникам поддержать уровень оплаты труда.

Кроме того, участие в программе дало возможность организовать собственное дело 703 безработным гражданам. Из числа безработных граждан, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей и получивших из федерального бюджета средства на развитие собственного дела, в 2009 году женщины составили более 40%. Они нашли применение в следующих видах деятельности: парикмахерские услуги, сельское хозяйство, пошив одежды, оказание услуг в сфере торговли, консультационных и правовых услуг.

Улучшению положения семей с детьми способствовала целенаправленная деятельность по повышению заработной платы.

В результате принимаемых мер увеличен размер заработной платы в бюджетной сфере, причем ее рост составил от 15,3% до 19,2% против 10,5% в отраслях экономики области в целом. Рост заработной платы обеспечивался в основном за счет повышения эффективности труда, оптимизации расходов учреждений, основанных на введенной новой системе оплаты труда.

Повышение заработной платы работников других отраслей экономики осуществлялось также через систему социального партнерства. Так, Областным трехсторонним соглашением, заключенным между администрацией Тульской области, Тульской Федерацией профсоюзов и Тульским областным союзом работодателей, с 1 декабря 2008 года установлена минимальная заработная плата в Тульской области в размере 4330 рублей, а для работодателей реального сектора экономики – не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Тульской области.

Принимаются меры по сокращению задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 января 2009 года сумма задолженности составила 62,9 млн. рублей. Максимальная сумма задолженности приходилась на 1 июля 2009 года – 155,4 млн. рублей. К концу 2009 года суммарная задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций сократилась на 30,1% и составила 43,9 млн. рублей.

Численность работников, перед которыми имелась задолженность по заработной плате в течение года сократилась на 35,5% и на 1 января 2010 года составила 5782 человека.

По состоянию на 01.01.2010 в органах социальной защиты населения Тульской области на учете состояло 77196 семей, в которых воспитываются 108864 ребенка, в том числе 5261 многодетная семья (17091 ребенок). Более 37 тысяч семей (48%) являлись малоимущими и нуждались в социальной поддержке государства.

Законом Тульской области от 04.12.2008 № 1154-ЗТО «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Тульской области» с 1 января 2009 года многодетным семьям установлены следующие меры социальной поддержки:

 - скидка в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, – от стоимости топлива, в пределах норм, установленных администрациями муниципальных образований;

 - ежегодная денежная выплата на возмещение расходов на проезд в размере 1500 рублей на 1 семью;

- ежегодная денежная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения школьных занятий учащимися общеобразовательных учреждений в размере 2000 рублей на одного учащегося;

 - ежегодная денежная выплата на возмещение части стоимости питания для детей семьям, воспитывающим:

3 или 4 детей – в размере 1050 рублей;

от 5 до 9 детей – в размере 1500 рублей;

10 и более детей – в размере 2100 рублей;

- единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств бюджета Тульской области при рождении трех и более детей одновременно.

В 2009 году в соответствии с указанным законом 3033 многодетным семьям была предоставлена скидка в размере 30% установленной платы за коммунальные услуги на общую сумму 19,18 млн. рублей. 4790 многодетным семьям произведены денежные выплаты в сумме более 43,5 млн. рублей, в том числе многодетной семье, в которой в январе 2009 года родилась тройня, осуществлена единовременная денежная выплата на приобретение жилья в сумме более 3,4 млн. рублей.

В соответствии с Законом Тульской области от 11.01.2005 № 506-ЗТО «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда в междугородном транспорте детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении» в 2009 году предоставлялась скидка в размере 50% стоимости проезда детям из малоимущих семей, а также их сопровождающим к месту лечения и обратно на общую сумму 33,23 тыс. рублей (2008 г. – 56,6 тыс. рублей, 2007 г. – 55,26 тыс. рублей).

В 2009 году все малоимущие семьи с детьми, состоящие на учете в органах социальной защиты населения Тульской области, получили различные виды государственной социальной помощи из различных источников финансирования на общую сумму 101,06 млн. рублей, что на 18% больше, чем в 2008 году и на 24% больше, чем в 2007 году.

В целях оказания поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в рамках долгосрочной целевой программы по улучшению положения детей в Тульской области на 2009-2012 годы в муниципальных образованиях области организовано 10 пунктов горячего питания для 102 детей данной категории. 300,0 тыс. рублей направлено на оказание материальной помощи 67 детям военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Среди мер, направленных на финансовое благополучие семей с детьми, основными являются выплаты пособий по материнству и детству.

Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий, гарантирующая материальную поддержку гражданам, имеющим детей.

На территории Тульской области семьям с детьми предоставляется более 20 видов пособий и денежных выплат, направленных на поддержку материнства и детства.

В 2009 году объем выплат по различным видам пособий в связи с материнством и детством за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации составил 1,6 млрд. рублей, что на 35% превышает финансирование 2008 года.

Сумма пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в 2009 году выросла на 33% по отношению к 2008 году и составила 666,2 млн. рублей, в том числе гражданам, проживающим или работающим в зоне радиационного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС – 216,3 млн. рублей.

Неработающим гражданам ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет выплачено в органах социальной защиты населения на 16760 детей на общую сумму 588,8 млн. рублей, в том числе до полутора лет – на 10859 детей на сумму 352,9 млн. рублей.

Дополнительно к федеральным пособиям в области установлены региональные пособия семьям с детьми.

Законом Тульской области от 28.12.2004 № 492-ЗТО «О ежемесячном пособии на ребенка в Тульской области» предусмотрена адресная выплата пособий на детей из семей, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума. Размер ежемесячного пособия на ребенка с учетом индексации составляет 117,72 рубля, на детей одиноких матерей – 235,44 рубля, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и детей военнослужащих, проходящих службу по призыву – 176,58 рубля.

В соответствии с Законом Тульской области от 07.03.2002 № 285-ЗТО «О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области», кроме предоставления прочих льгот, дополнительно к федеральному пособию выплачивается областное единовременное пособие при рождении ребенка в размере 1177,23 рубля.

В случае рождения трех и более детей одновременно семье оказывается материальная помощь по 5886,13 рубля на каждого ребенка. На второго и последующих детей выплачивается ежемесячное пособие в размере 353,17 рубля с рождения до достижения ребенком возраста полутора лет.

В целом по области различными видами региональных пособий и денежных выплат обеспечены более 87 тыс. детей. В 2009 году на эти цели за счет средств бюджета Тульской области израсходовано более 190 млн. рублей.

Важным показателем уровня жизни населения является обеспеченность жильем. По состоянию на 01.01.2009 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма состояло 57,4 тыс. семей, из них: 2,7 тыс. семей инвалидов и детей-инвалидов (4,8%), 1,4 тыс. многодетных семей (2,5%), 1,1 тыс. молодых семей (1,9%).

За 2009 год на территории области за счет всех источников

финансирования введено 4190 новых благоустроенных квартир общей площадью 394,8 тыс. кв. метров, что на 5,4% меньше, чем в 2008 году.

В рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» реализуются долгосрочные целевые программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2009-2012 годы».

Долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области от 30.04.2009 № 290, предусмотрено за счет средств бюджета Тульской области предоставление социальных выплат молодым семьям – участникам программы в размере 370,0 млн. рублей.

На реализацию программы в 2009 году из федерального бюджета выделены средства в объеме 39,87 млн. рублей, из бюджета области – 67,7 млн. рублей, в том числе 2,92 млн. рублей – на предоставление молодым семьям дополнительных социальных выплат при рождении ребенка. По программе молодой семье предоставляется социальная выплата до 40% от расчетной стоимости жилья.

Всего в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» с 2006 года улучшили жилищные условия 870 молодых семей, в том числе в 2009 году – 362 молодые семьи.

Постановлением администрации Тульской области от 30.04.2009 № 291 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2009-2012 годы», которой предусмотрено осуществление государственной поддержки развития ипотечного жилищного кредитования за счет средств бюджета Тульской области в размере 490,0 млн. рублей, из них 270,0 млн. рублей – социальные выплаты отдельным категориям граждан, в том числе многодетным семьям. Указанной категории при получении ипотечного кредита по программе предоставляется социальная выплата в размере 40% от расчетной стоимости жилья.

В 2009 году в рамках программы 133 семьи получили социальную выплату при оформлении ипотечного займа на приобретение жилья, в том числе 5 многодетных семей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительства Российской Федерации от 02. 11. 2000 №839 Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклад

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен отделом по делам семей, воспитывающих детей, и демографической политике Департамента социальной защиты населения Ивановской области на основе данных государственной статистики, официальных материалов органов
  2. Указ губернатора свердловской области об утверждении ежегодного государственного доклада

    Доклад
    Рассмотрев представленный Правительством Свердловской области ежегодный государственный доклад "О положении семьи и детей в Свердловской области" по итогам 2008 года и План мероприятий на 2009 год по реализации выводов и
  3. Доклад о положении детей в Ивановской области. Иваново, 2007

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен информационно-аналитическим отделом Департамента социальной защиты населения Ивановской области на основе данных государственной статистики, официальных материалов органов исполнительной власти.
  4. Правительства Российской Федерации Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклад

    Доклад
    Доклад подготовлен в целях обеспечения органов местного самоуправления систематизированной аналитической информацией о положении детей в городе и определения приоритетных направлений деятельности различных служб города по оптимальному
  5. Правительства Российской Федерации от 01. 12. 2009 №1830-р (с последующими изменениями), руководствуясь закон

    Закон
    В целях реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с Планом мероприятий

Другие похожие документы..