Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Примерная программа'
Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к резул...полностью>>
'Документ'
Учитель биологии. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проводим очередной интегрированный урок по курсу «Английский язык – Биология». Цель нашего урока в...полностью>>
'Семинар'
Приглашаем Вас и ваших сотрудников, посетить 1 июня 2007 года первый из запланированных семинаров на базе созданного научно - технического центра (НТЦ...полностью>>
'Документ'
О мерах по улучшению системы учета энергоресурсов и совершенствованию расчетов за коммунальные услуги с потребителями на территории Раздольненского с...полностью>>

Проект стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года инновационный край – 2020

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОЕКТ

Стратегия инновационного развития
Красноярского края на период до 2020 года

ИННОВАЦИОННЫЙ КРАЙ – 2020

Правительство Красноярского края - 2011

  1. СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

    1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ КРАЕВОЙ СФЕРЫ ИННОВАЦИЙ И ПРИЧИНЫ НИЗКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

      1. Текущее состояние инновационной сферы

Развитие инновационной деятельности является одним
из приоритетных направлений развития в Российской Федерации. При этом Красноярский край является одним из немногих регионов России, в которых имеются практически все условия для активного развития инновационной сферы.

Структура экономики края, сегодняшнее состояние промышленности и предпринимательства края, характеризующиеся сырьевой направленностью и высокой степенью физического
или морального износа производственных мощностей, потерей рынков высокотехнологичной продукции и переходом на импортозамещение, требует немедленных и эффективных действий по развитию инновационной деятельности как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе. Необходимость внедрения новаторства в регионе в настоящее время имеет острейшую актуальность, задержка в развитии инновационной деятельности может привести край к переходу к самому негативному сценарию развития с практически полной переориентацией на сырьевые секторы экономики, разрушающейся промышленностью, потерей научного и кадрового потенциала, экономической деградации региона в целом.

В Красноярском крае сохранилась научно-образовательная основа для развития научно-технической деятельности - это 11 государственных и 2 негосударственных высших учебных заведения, Красноярский научный центр СО РАН, СКТБ «Наука» КНЦ СО РАН, несколько научно-исследовательских институтов, а также сеть филиалов высших учебных заведений.

По числу организаций, выполняющих исследования
и разработки (52 единицы в 2009 г.), Красноярский край занимает 13 место среди субъектов Федерации.

Всего в секторе исследований и разработок в 2009 г. работало около 3600 человек (это 16 место среди субъектов Федерации), объемы выполненных ими НИОКР составили 1,41 млрд. рублей,
в том числе, по заказам предприятий реального сектора экономики – 0,42 млрд. рублей.

Красноярский научный Центр объединяет 7 научных учреждений и организаций СО РАН: Институт биофизики, в котором работает 180 человек, Институт вычислительного моделирования (129 человек) Институт леса им. В.Н. Сукачева (288 человек), Институт физики им. Л.В. Киренского (307 человек), Институт химии и химической технологии (250 человек), Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука». Красноярский научный Центр имеет хорошую исследовательскую базу и ведет работы по приоритетным направлениям российской науки.

По общему числу студентов вузов Красноярский край занимает 18 место среди субъектов РФ (128,7 тыс. человек в 2009 г.),
но по числу студентов на 10 тысяч населения (435 человек) - только 42 место.

Крупнейшим центром образования и стратегическим преимуществом Красноярского края стал Сибирский федеральный университет, который в перспективе может стать также центром науки и инноваций. В состав СФУ вошли вузы, ведущие подготовку кадров для самых конкурентоспособных отраслей экономики России. На базе СФУ функционируют 18 специализированных институтов, включая институт нефти и газа. В СФУ созданы центр коллективного пользования с уникальным оборудованием, супер-компьютер, который может решать задачи межрегионального уровня, уникальная электронная библиотека, которая призвана стать мощным центром сбора и хранения информации.

Кроме того, на территории края имеются незадействованные производственные площади и мощности, которые потенциально могут выступать площадками для производства инновационной продукции.

В течение ряда лет в крае реализуются проекты по развитию инновационной системы в рамках научных и образовательных учреждений, организаций. Кроме того, создан Краевой региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор. Формируется Красноярский технопарк. Созданы собственные финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности, налажено взаимодействие с крупными общероссийскими финансовыми институтами поддержки инноваций. Впервые
с 2010 года в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства в крае реализуются меры поддержки инновационных проектов на всех стадиях их реализации. Кроме того, в крае осуществляется активная государственная поддержка молодых ученых, экспериментаторов, деятелей культуры в целях стимулирования и повышения престижа новаторства.

В то же время сегодняшнее состояние инновационной сферы нельзя признать удовлетворительным.

Переход на новый технологический уклад предъявляет высокие требования к работникам, непосредственно создающим инновационные товары и услуги. Хотя по абсолютному числу подготовленных квалифицированных рабочих по программам начального профессионального образования Красноярский край занимает 5 место среди субъектов Федерации в 2009 г.,
но в расчете на 10 000 человек занятого населения в крае выпущено 108 работников, и это 23 место среди субъектов Российской Федерации. Более того, выпуск рабочих с каждым годом сокращается.

В Красноярском крае расположено 86 предприятий, выручка каждого из которых составила в 2009 г более 1 млрд рублей. Однако, значительное число этих предприятий находится в тяжелом финансовом положении, в результате основную часть налоговых доходов бюджета Красноярского края в 2010 г. обеспечивали всего две компании - ОАО ГМК «Норильский Никель»
и ЗАО «Ванкорнефть» (дочерняя компания ОАО «НК "Роснефть". Среди 10 самых крупных компаний только одна относится
к высокотехнологичному сектору - «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева», все остальные представляют цветную металлургию, энергетику и нефтяную промышленность, то есть традиционные отрасли. Для таких компаний основным источником инноваций служат готовые технологические решения, воплощенные в машинах
и оборудовании, которые приобретаются за рубежом.
ГМК «Норильский никель» является самой большой компанией региона и одной из крупнейших компаний России, которая
уже в силу своего масштаба выступает крупным заказчиком технологических инноваций. Однако региональная инновационная система лишь ограниченно может удовлетворить потребности компании, которая в большей степени ориентирована
на собственные исследования и разработки и на приобретение импортного оборудования. Такая же ситуация типична и для других крупных предприятий края.

Общий объем НИОКР, выполняемый научными
и образовательными учреждениями края недостаточен
для предусматриваемого Стратегией заказа на инновации, который должен составлять не менее, чем 5,7-5,8 млрд. рублей в год.
По итогам 2010 года общий объем НИОКР составил
2,1 млрд.руб., в том числе за счет бюджетного финансирования – 1,04 млрд.руб. При этом общероссийская тенденция, характерная и для Красноярского края, состоит в ежегодном увеличении бюджетного финансирования в данной сфере на фоне общего снижения доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями.

По доле инновационно-активных предприятий и по величине затрат на технологические инновации Красноярский край занимает первое место в СФО, однако эти предприятия выпускают
в основном традиционную продукцию: доля инновационных товаров, работ и услуг составляет 0,6% по отношению к общему выпуску продукции, что ниже показателей как общероссийских,
так и средних по СФО.

По величине затрат на технологические инновации Красноярский край занимает 15 место среди российских регионов
и лидирует среди субъектов СФО.

Отношение внутренних затрат на исследования и разработки
к валовому региональному продукту сейчас не превышает 1 %.
По данному показателю край находится на 30 месте в России.
Доля расходов организаций предпринимательского сектора
во внутренних затратах на исследования и разработки составляет лишь 4,9%. Основной объем – 88,1% - средства федерального бюджета.

Затраты на технологические инновации организаций, осуществляющих инновационную деятельность, не превышают
1% от объемов промышленного производства и составили по итогам 2009 года немногим более 8 млрд. руб., практически
не изменившись в сравнении с 2008 годом. Из них 72% - инновации в технологических процессах, и только 28% - продуктовые инновации, связанные с созданием и производством новых товаров.

В 2009 году по числу созданных передовых технологий
(16 технологий) Красноярский край занял 11 место среди российских регионов. Высшее место из регионов
СФО у Новосибирской области (25 технологий, 7 место).

В 2009 году передовых производственных технологий
в Красноярский край использовалось 1 352, что составляет менее 0,7 % от общероссийского объёма.

В количественном выражении импорт технологий превышает экспорт практически в три раза, в денежном – почти в пять раз, составляя около 2,5 млрд. руб. в год.

По показателю Красноярский край «Удельный вес малых
и средних предприятий региона, осуществляющих технологические инновации, в общем числе субъектов МСБ» находится на 16 месте.

В Приложении 1 представлены основные индикаторы инновационного развития Красноярского края.

Инновационное развитие Красноярского края в целом находится на среднем для России уровне (за исключением сильного отставания по числу студентов и объему инновационной продукции), который весьма низок по сравнению с уровнем развитых стран. Дополнительным проявлением накопившихся проблем служит неблагоприятная динамика основной части количественных показателей. Таким образом, ни величина достигнутых показателей, ни их динамика не соответствуют поставленным целям инновационного развития края.

      1. Основные причины низкой инновационной активности в Красноярском крае

Основными причинами низкой инновационной активности
и слабо развитой инновационной сферы в крае являются следующие:

  1. Не сформирован стабильный спрос на инновации
    как в рамках государственного и муниципального заказа,
    так и в рамках реализации государственных программ, инвестиционных проектов.

  2. Низкая инновационная активность крупного бизнеса.

  3. Отсутствие достаточного уровня конкуренции, стимулирующий предприятия к развитию инновационной деятельности.

  4. Существенная потеря рынка высоких переделов в пользу импорта, переориентация на сырьевые рынки, что привело к доминированию отсталых технологических укладов на большинстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, низкий уровень восприимчивости компаний к новым технологическим решениям

  5. Недостаточно участие края в реализации федеральных программ и проектов, направленных на развитие инновационной деятельности.

  6. Несбалансированность развития науки и образования,
    при значительном росте сферы вузовского и послевузовского образования, численность занятых в сфере исследований
    и разработок сокращается.

  7. Неразвитое законодательство и нормативно-правовая база в сфере поддержки инноваций, стимулирования, в том числе налогового, инновационной деятельности, поддержки интеллектуальной собственности, размещения государственного заказа на инновации.

  8. .Отсутствуют модели и инструменты, эффективно интегрирующие НИОКР в экономическую деятельность предприятий, в региональные инвестиционные проекты и программы.

  9. Отсутствует отраслевая наука, научно-исследовательские подразделения крупных компаний вынесены за пределы края. Следствием этого является острый дефицит частных инвестиций в НИР и ОКР, недостаточная вовлеченность в вопросы инновационного развития края как крупного, так и малого и среднего бизнеса.

  10. Отсутствует эффективная промышленная политика края и в том числе эффективная система управления инновационным развитием края, ориентированная на долгосрочную перспективу, определяющая четкие направления и перспективы развития.

  11. Отсутствует четкая информационная политика, направленная на пропаганду инновационного образа жизни, инновационной экономики, нового технологического уклада в крае.

  12. Существующие организации, ориентированные
    на поддержку инновационной деятельности, созданные в основном при вузах и муниципальных органах власти, функционируют автономно, фактически не взаимодействуют друг с другом
    и в целом являются малоэффективными.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Стратегическая цель - достижение долгосрочной конкурентоспособности региона в национальном и мировом масштабе на основе развития экономики знаний,
через формирование необходимых условий для модернизации производства и инноваций, и обеспечение:

  • повышение инвестиционной привлекательности края;

  • организацию новых рабочих мест на инновационных производствах и в организациях, оказывающих услуги
    в инновационной сфере,

  • повышение уровня заработной платы;

  • рост бюджетных поступлений за счет увеличения добавленной стоимости продукции и услуг,

  • повышение качества жизни населения края,

  • вывод на внешние рынки высокотехнологичных
    и экологичных инноваций.

Стратегия подразумевает решение следующих Задач:

  • формирование спроса на инновации;

  • модернизация предприятий базовых (традиционных) отраслей региона;

  • привлечение и локализация в крае передовых технологий и производителей мирового уровня;

  • ускоренное (опережающее) формирование сектора «новой экономики», в том числе через стимулирование создания корпоративных научно-исследовательских подразделений и через научно-производственную кооперацию;

  • интеграция инновационной системы Красноярского края
    в инновационную систему СФО и России;

  • создание и совершенствование региональной инновационной инфраструктуры;

  • развитие сферы исследований и разработок, научного
    и кадрового потенциала;

  • рост творческой активности и развитие инновационной культуры жителей края;

  • улучшение инвестиционного инновационного климата в Красноярском крае;

  • формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности.

Целевые показатели приведены в приложении 2.

    1. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Сроки реализации Стратегии 2011-2020 годы.

Реализация Стратегии будет осуществлена в два этапа.

1 этап (2011-2014) – Этап восстановления связей между существующими субъектами научно-технической и инновационной деятельности и формирования недостающих.

Мероприятия первого этапа должны быть в основном направлены на создание в Красноярском крае привлекательных условий для инновационного бизнеса и услуг в сфере инноваций, налаживание взаимодействия с ведущими мировыми производителями высокотехнологичной продукции, формирование рынков инновационной продукции, развитие научного и кадрового потенциала.

2 этап (2015-2020) – Этап закрепления существующих связей и создания предпосылок для долгосрочного развития.

Основные мероприятия второго этапа будут направлены
на завершение формирования региональной инновационной системы и развитие ее в инновационную систему СФО, а также
на обеспечение стабильного капиталоемкого заказа на инновации, вывод региональной инновационной продукции и технологий (региональных брендов) на российские и мировые рынки.

При формировании программ развития инновационной деятельности края в целях реализации направлений настоящей Стратегии, сроки реализации конкретных мероприятий указываются
с учетом этапности стратегии.

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

    1. В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА
      НА ИННОВАЦИИ

  • формирование спроса на инновации в составе корпоративных программ развития, в том числе инновационного, предприятий и организаций края, включая государственные компании, монопольные компании;

  • формирование спроса, в том числе перспективного
    на заказные инновации;

  • формирование спроса на инновации в рамках крупных инвестиционных проектов, в том числе через развитие частно-государственного партнерства;

  • формирование спроса на инновации в рамках федеральных программ;

  • формирование спроса на инновации в рамках региональных и муниципальных программ;

  • формирование спроса на инновации в рамках размещения государственного и муниципального заказа;

  • вывод региональной инновационной продукции
    на общероссийские и международные рынки;

  • формирование исчерпывающего информационного ресурса о научно-технической и инновационной продукции, производимой в крае;

  • обеспечение технологических платформ производственными задачами и заказами.

    1. В ОБЛАСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ БАЗОВЫХ (ТРАДИЦИОННЫХ) ОТРАСЛЕЙ РЕГИОНА

  • привлечение на территорию региона в качестве резидентов технопарков и промышленных парков национальных
    и международных компаний и ТНК, способных ускорить технологическое перевооружение предприятий региона;

  • стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности предприятий с использованием инвестиционных налоговых кредитов, гарантий Красноярского края, других налоговых и неналоговых механизмов;

  • создание льготного механизма привлечения предприятиями, реализующими программы технического перевооружения, долгосрочных заемных средств.

    1. В ОБЛАСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ЛОКАЛИЗАЦИИ В КРАЕ ПЕРЕДОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ МИРОВОГО УРОВНЯ

    • создание на территории края не менее трех производств высокотехнологичной инновационной продукции для ведущих мировых производителей высокотехнологичной продукции;

    • проведение на постоянной основе взаимодействия
      с потенциальными инвесторами и заказчиками инновационной продукции по привлечению их на территорию Красноярского края;

    • размещение в крае представительств не менее пяти ведущих мировых производителей, в том числе в качестве якорных резидентов создаваемого Красноярского технопарка;

    • привлечение для осуществления технико-внедренческой деятельности в рамках создаваемой инновационной инфраструктуры в крае инновационных предприятий из других регионов СФО и России;

    1. В ОБЛАСТИ УСКОРЕННОГО (ОПЕРЕЖАЮЩЕГО) ФОРМИРОВАНИЯ СЕКТОРА «НОВОЙ ЭКОНОМИКИ»,

    • содействие предприятиям края в организации производства и продвижения на внутренние и внешние рынки наукоемкой продукции с помощью региональных и межрегиональных программ;

    • поддержка развития интеграционных процессов
      и создание сетевых организаций, ассоциаций и союзов инновационных компаний, стимулирование формирования кластеров инновационных компаний;

    • упрощение доступа фирм к объектам земельной
      и промышленной собственности, энергетической инфраструктуре
      и другим ресурсам, находящимся в введении муниципалитетов;

    • сертификация инновационной продукции, производимой на территории края с целью включения её в технологические регламенты ряда отраслей, например, строительство.

    • разработка и реализация системных мер поддержки инновационно-активных организаций на всех этапах реализации инновационных проектов, включая мотивации, способствующие созданию малого и среднего инновационного бизнеса;

    • формирование высокотехнологичных кластеров предприятий и организаций, а также сетевых и кластерных образований в традиционных производственных отраслях и сфере услуг;

    • снижение административных барьеров в создании новых бизнесов.

    • создание в регионе условий для организации технологического аудита и международной сертификации качества на предприятиях и организациях;

    • разработка и реализация механизмов поддержки предприятий края, имеющих программы технологического и/или инновационного развития и модернизации;

    1. В ОБЛАСТИ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ИННОВАЦИОННУЮ СИСТЕМУ СФО И РОССИИ

    • создание узнаваемого бренда Красноярского края и широкое представление его на международном уровне, в том числе по вопросам инновационного развития;

    • установление взаимодействия различных элементов инновационной инфраструктуры России и СФО через участие края
      в работе межрегиональных и федеральных консультативно-совещательных органах по вопросам развития инновационной деятельности в России и СФО;

    • проведение межрегиональных и международных общественно-значимых мероприятий производственно-технической направленности;

    1. В ОБЛАСТИ СОЗДАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

  • выявление отсутствующих или слабых элементов региональной инновационной системы;

  • формирование общего перечня объектов региональной инновационной инфраструктуры, разработка регламентов взаимодействия ее элементов, четкое разделение сфер деятельности, формирование общего центра координации деятельности элементов региональной инновационной инфраструктуры;

  • содействие инновационным компаниям в привлечении финансовых ресурсов институтов развития РВК, Роснано и др. Консалтинговая поддержка в подготовке конкурсной документации
    и сопровождении проектов.

      1. По созданию физической региональной инновационной инфраструктуры

  • создание и развитие Красноярского технопарка;

  • развитие Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора, создание в его структуре современного Центра прототипирования, оснащенного инновационными технологиями прототипирования (FabLab);

  • создание и развитие Центра кластерного развития (ЦКР);

  • развитие региональных центров коллективного пользования, инжиниринговых центров,

  • создание особых экономических зон на территории края;

  • создание и развитие доступных для инноваторов промышленных зон и площадок, индустриальных парков и др., в том числе с участием зарубежных компаний;

  • создание центров (офисов) трансфера технологий;

  • создание отраслевых институтов, в частности Института трансляционной медецины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года

    Документ
    Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.
  2. Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года

    Документ
    Кировская область - один из крупнейших по территории регион в Приволжском федеральном округе, расположенный на северо-востоке европейской части страны.
  3. Правительство самарской области постановление от 9 октября 2006 г. N 129 о стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года (1)

    Документ
    В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:
  4. Правительство самарской области постановление от 9 октября 2006 г. N 129 о стратегии социально-экономического развития самарской области на период до 2020 года (2)

    Документ
    В целях формирования условий, обеспечивающих динамичное и устойчивое развитие экономики и социальной сферы в Самарской области, Правительство Самарской области постановляет:
  5. Губернатор новосибирской области постановление от 3 декабря 2007 г. N 474 о стратегии социально-экономического развития новосибирской области на период до 2025 года

    Документ
    В соответствии с Законом Новосибирской области от 16.07.2005 N 310-ОЗ "О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области", постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 26.
  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года утв распоряжением

    Документ
    2. Минэкономразвития России разработать с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и до 30 октября 2010 г. внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации прогноз долгосрочного социально-экономического

Другие похожие документы..