Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1.1. Нормативы используются субъектами градостроительной деятельности, осуществляющими свою деятельность на территории Нижегородской области, незави...полностью>>
'Документ'
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обязаны принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по защите конституционных пр...полностью>>
'Документ'
7 класс Мигель де Сервантес Сааведра «Назидательные новеллы», «Цыганочка», «Английская испанка» Даниэль Дефо « Робинзон Крузо» Ж Верн «Таинственный о...полностью>>
'Документ'
Ведомости (Москва), N066, 14.4.2009 Казьмин Дмитрий,Стеркин Филипп, Дайте гарантии - Компаниям будут возмещать НДС в заявительном порядке, но при усл...полностью>>

Учебно-методический комплекс (умк) составлен на основании Государственно образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040201.

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра социологии социальной сферы и демографии

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методические комплексы для студентов дневного отделения специальности 040201.65 Социология

Самара

Издательство «Самарский университет»

2009

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании Государственно образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 040201.65 «Социология»

Составитель канд. психол. наук, доц. И.А. Логинова

Рецензент канд. психол. наук, доц. Е.И. Чердымова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИОЛОГИЯ»

Цель дисциплины - изучить структуру, формирование и функционирование социально - психологических явлений и процессов, а также сформировать у студентов социально-психололгические знания и умения связывать их с общественной практикой.

Задачи дисциплины:

  • раскрыть вопросы методологии социальной психологии как системы научного знания, ее предпосылки, истоки и непосредственные условия становления.

  • изучить фундаментальные социально – психологические проблемы (личности, деятельности, общности, общения, и состояния социальной психики);

  • ознакомить студентов с основами современной социальной психологии;

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение

данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Иметь представление:

  • об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной социальной психологии;

  • об особенностях структуры социольно-психологического знания и основных тенденциях ее исторического развития;

  • о таких социально- психологических явлениях как взаимодействия, отношения, общение, социальная перцепция;

  • о проблемах регулирования социально- психологических явлений и процессов.

Знать:

  • основные понятия и термины социальной психологии;

  • предмет, структуру, функции социальной психологии;

  • основные проблемы и направления развития социальной психологии.

Уметь:

  • квалифицированно анализировать основные современные социально- психологические проблемы общества;

  • квалифицированно применять общетеоретические знания к анализу конкретных социально-психологических ситуаций;

  • выделять социально-психологическую составляющую общественных явлений в ее связи с другими сферами общественной жизни.

Связь с предшествующими дисциплинами

Предмет «Социальная психология» опирается на освоенные студентами знания в сфере философии, психологии и педагогики.

Связь с последующими дисциплинами

Понятия, введенные в курсе социальная психология, будут использоваться в курсе «Общая социология», «Социология коммуникаций», «Социологические проблемы изучения общественного мнения», «Социология семьи», «Социология управления», «теория и практика PR»

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Вид учебных занятий

Количество часов

Всего часов аудиторных занятий

64

Лекции

42

Практические занятия (семинары)

22

Всего часов самостоятельной работы

43

Подготовка к лекционным и практическим занятиям

28

Подготовка к экзамену

15

Всего часов по дисциплине

107

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Раздел дисциплины

Количество часов

лекции

лабораторные занятия

Предмет, задачи и методологические основы социальной психологии как науки

2

Этапы развития социальной психологии

2

Феномен личности в социальной психологии

2

2

Духовно-психический потенциал личности

2

Социально-психологические барьеры личности

2

2

Феномен деятельности в социальной психологии

2

2

Психологическая готовность к деятельности

2

2

Психологическая включенность в деятельность

2

Общность как социально-психологический феномен

2

2

Социально-психологические особенности различных общностей

4

2

Общение как социально-психологический феномен

2

2

Структура общения

2

2

Социально-психологические механизмы общения

4

Состояние социальной психики в качестве предмета исследования

2

2

Настроение как эквивалент психического состояния индивида

2

2

Социально-психологический климат коллектива — показатель его состояния

2

Диагностика социально-психологического климата коллектива

2

Прогнозирование и регуляция социально-психологического климата коллектива

2

Общественное настроение как явление массовой психологии

2

2

ИТОГО:

42

22

Лекционный курс

Тема 1. Предмет, задачи и методологические основы социальной психологии как науки

Определение понятия социальной психологии: Основные структурные элементы социальной психологии как науки: предмет, объект, задачи, категории, теоретические основы, методы, функции.

Дискуссия о предмете социальной психологии: первый этап 20-ые годы XX века. Точка зрения Г.И.Челпанова, В.А.Артемьева, К.н.Корнилова, П.П.Блонского, В.М.Бехтерева. «Перерыв» в развитии социальной психологии. Работы А.С.Макаренко, А.С. Залужного, исследования Л.С.Выготского. Второй этап – 50-60-е годы. Три подхода по вопросу о предмете социальной психологии: 1) социальная психология как наука о «массовидных явлениях психики»; 2) социальная психология как наука о личности; 3) социальная психология как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Неоднозначность понимания парадигмы, единицы анализа ( как деятельности, общения , личности … или взаимодействия). Что такое социально психологические явления. Природа социально-психологических явлений, их классификация по различным основаниям: по содержанию, устойчивости и т.п.

Задачи социальной психологии как науки: изучение и осмысление социально-психоологических явлений и процессов, выявление закономерностей проявления социально-психологических явлений и поцессов в различных условиях, прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства и общества на основе учета социально-психологических закономерностей.

Методологические основы социальной психологии: диалектико-материалистический подход к пониманию окружающей действительности и общественной деятельности людей. Представления о движущих силах развития окружающей действительности и общественной активности людей. Понимание единства материальных (производственных) и психологических отношений людей. Представления об универсальной форме движения, развития, определяющей существование любой материальной системы. Правильное понимание причинной обусловленности и специфики развития различных общностей людей.

Теоретические основы социальной психологии: представления об иерархии и особенностях общественных отношений людей. Осознание специфики развития общественного сознания людей. Представления о сущности, механизмах и закономерностях проявления социально-психологических явлений и процессов. Понятие о методологии социально-психологической науки. Представления о методах и методиках изучения социально- психологических явлений.

Функции социальной психологии как науки: методологическая, теоретико- познавательная, мировоззренческая, регулятивная, прогностическая, аксиологическая.

Методы исследования в социальной психологии: основные и вспомогательные методы. Основные: наблюдение и эксперимент, социометрия. Наблюдение: житейское, научное, включенной, невключенное. Эксперимент: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий. Вспомогательные: метод обощения независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опрос, тестирование (проективное, психокоррекционное).

Соотношение базовых социально-психологических феноменов: взаимодействие, социальная перцепция, взаимоотношения, общение, взаимопонимание., влияние людей друг на друга.

Отрасли социальной психологии: этническая социальная психология, психология религии, политическая психология, психология управления, психология социального воздействия, психология общения, психология семьи, психология конфликтных отношений.

Связь социальной психологии с другими отраслями научных знаний: общей психологией, историческими науками, политическими науками, экономическими науками, культурологией, этнологией, педагогическими науками.

Вопросы к семинару

  1. Что является предметом изучения социальной психологии?

  2. Какое место занимает социальная психология в ряду других паук?

  3. Перечислите основные задачи социальной психологии как науки.

  4. В чем заключаются методологические и теоретические основы социальной психологии?

  5. Каковы функции социальной психологии как науки?

  6. Что входит в систему социальной психологии как науки?

  7. Каковы основания для классификации методов социальной пси­хологии?

  8. В чем специфика социально-психологического мышления как ин­струмента исследования?

  9. Каковы разновидности статуса социальной психологии как на­уки в системе гуманитарного знания?

  10. Каково соотношение базовых социально-психологических феноменов?

  11. Перечислите отрасли социальной психологии.

Библиографический список:

Грехнев В. С. Социально-психологический фактор в системе обще­ственных отношений. М., 1985.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психо­логии. М., 1984.

Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1975.

Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Се­менова. Л., 1977.

Парыгин Б. Д. Социальная психология как паука. Л., 1965.

Теоретическая и прикладная социальная психология /Под ред. А. К. Уледова. М., 1988.

Социальная психология: Учеб.пособие. - -СПб.: СПбГУП, 2003.

Основы социально- психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологв, преподававтелей и студентов: Н.Н.Богомолова, А.А.Бодалев, Р.В.Гительмахер и др. / Под общей ред. А.А.Бодалева и А.НюСухова. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Современные теории социальных изменений

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования направления 040201.
  2. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Публичный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  3. «морской государственный университет имени адмирала Г. И. Невельского»

    Публичный отчет
    Отчет о самообследовании Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «МОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени адмирала Г.
  4. М. В. Ломоносова Социологический факультет Кафедра социологии безопасности, образования и воспитания Москва- 2009 Федулова А. В. Методика преподавания социологии учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Методика преподавания социологии», методические рекомендации по изучению дисциплины, контрольные вопросы и задания для самостоятельного контроля, тематику рефератов и курсовых
  5. Отчет о результатах самообследования деятельности Курского государственного университета

    Публичный отчет
    1 сентября 1934 г. в городе Курске был открыт Педагогический институт (Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22 июля 1934 г. № 661), затем он был переименован в Курский государственный педагогический университет (Приказ

Другие похожие документы..