Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
В каком-то смысле фрейм — это именно то, что означает данное слово: рамка вокруг картинки, окошко или страница. Вводя тег , дизайнер НТМL-страницы ра...полностью>>
'Документ'
Голубовский М.Д. «Принцип факультативности, обобщённая концепция генома и наследственная изменчивость» . СП-б филиал Института естествознания и техни...полностью>>
'Документ'
В целях улучшения пожарной безопасности в городе и в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и...полностью>>
'Статья'
1.2. выпускник — лицо, получившее образование в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования...полностью>>

Б. Е. Большаков О. Л. Кузнецов П. Г. Кузнецов и проблема устойчивого развития Человечества в системе «природа-общество-человек» Доклад

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Не столкнулось ли мировое сообщество с проблемой превращения невозможного в возможное?

Мы знаем, что для постановки и решения проблемы требуются адекватные идеи.

4. Суть идеи П.Кузнецова

Выяснение смысла жизни — это постижение Закона, который реализуется Душой и Разумом.

П.Кузнецов

П.Г. Кузнецов оставил миру идею превращения невозможного в возможное. Трудно иначе назвать то, что позволяет проектировать развитие мира на основе общих законов природы.

Не менее трудно представить себе Логику, Теорию и Метод, которые образуют целостную систему — научное мировоззрение, дающее возможность Человечеству совершить переход из царства необходимости в царство свободы от нужды. Но именно П.Г. Кузнецов всей своей творческой жизнью продемонстрировал такое отношение к миру.

Основой его мировоззрения является ТВОРЧЕСТВО. В творческом процессе рождаются новые Идеи, которые обеспечивают устойчивый рост свободной энергии, устойчивый рост свободного времени Человека.

В мировоззрении П. Кузнецова переход к устойчивому развитию общества — это движение Человечества из «мира вещей» в «мир духовных ценностей». Из мира, где доминирует потребность и идея «ВЗЯТЬ», в мир, где будет доминировать идея и потребность «ОТДАТЬ» для блага людей и Человечества в целом.

Большинство нормальных людей скажет, что такой переход невозможен потому, что он полностью противоречит той реальности, которая нас окружает. Но именно такая реальность и находится в глубоком системном кризисе, поставившем Человечество на грань катастрофы.

Мировоззрение П. Кузнецова показывает выход из кризиса. Оно как бы переворачивает ситуацию и берет за «точку опоры» то, что проверено временем, то, что обеспечило сохранение развития Человека на всем протяжении его истории.

Вся история Человечества — это сохранение развития творческих задатков человеческого рода. Источником развития являются идеи, а целью — Человек, способный и реализующий свою способность к творчеству.

По этой причине лучший способ сохранить Землю для будущих поколений — это формировать людей, способных творчески решать проблемы перехода к устойчивому развитию, то есть превращать невозможное в возможное.

Творчество есть процесс превращения невозможного в возможное.

П.Кузнецов

1. Любое творчество — это целенаправленная деятельность, расширяющая границы возможного. Опыт Человечества показывает, что превращение невозможного в возможное реализуется тогда (и только тогда), когда имеются идеи и измерительная процедура их вклада в рост возможностей системы.

Именно поэтому Всемирный Совет Предпринимателей за устойчивое развитие взял на вооружение девиз: «Достижимо то, что измеримо, и все, что измеримо — достижимо».

2. Отсутствие устойчивого измерителя и процедуры измерения является главным источником всех возможных потерь в обществе, источником криминала, деградации, терроризма и возможного распада системы в целом. По этой причине законы системы в целом, политические цели и экономические решения должны быть выражены в измеримой форме и взаимно согласованы — соразмерены.

П. Кузнецов показал, что любому творческому процессу соответствуют два типа логик:

  • логика исследования (или логика мышления) — от «природы к идее»;

  • логика конструирования — от «идеи к природе».

Синтез этих логик есть разрешение диалектического противоречия, «сторонами» которого являются «категориальные пары»: например, пространство—время, материальное—идеальное, количество—качество, сохранение—изменение, бесконечное—конечное, жизнь—смерть, порядок—хаос, развитие—деградация и многие другие. Чем больше число категориальных пар использует исследователь, тем точнее он мыслит.

Он показал, что противоречие разрешается, если категориальные пары представлены в соразмерных универсальных мерах—законах, которые обеспечивают синтез разнокачественных понятий, логических и не-логических форм.

Мера как синтез качества и количества является универсальной, если ясна ее связь с пространством и временем. В этом и только в этом случае появляется возможность проверить истинность полученного вывода как в математическом, так и в прикладном (практическом) смысле.

Выражая категориальные пары в пространственно-временных мерах, он показал, что синтез логики мышления и логики конструирования есть качественно новая логика — логика проектирования различных форм движения, выраженных в универсальных мерах—законах.

Два сопряженных процесса — логика мышления и логика конструированияэто два названия единого процесса проектирования будущего мира.

Эта качественно новая логика и есть логика превращения невозможного в возможное на основе универсальных мер—законов. Синтез теорий естественных, технических и гуманитарных наук, стал возможным на основе этой логики.

Использование универсальных мер дало возможность рассматривать понятия разных предметных областей как проективное пространство с инвариантом, допускающее преобразование по определенным правилам. Все базовые понятия системы «природа—общество—человек» стали рассматриваться как группа преобразований с инвариантом. В качестве инварианта выступили общие законы природы, выраженные в пространственно-временных мерах.

Названия инварианта, выраженные в понятиях той или иной предметной области, являются его проекцией в той или иной частной системе координат. Вся совокупность проекций одного и того же инварианта образует понятие «группы», а правила перехода от записи в одной системе координат (или предметной области) к записи в другой системе координат (другой предметной области) — понятие «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ».

Вся совокупность перечисленных понятий и образует понятие «ТЕНЗОР». Это в свою очередь дало возможность П. Кузнецову рассматривать мир как мультитензор или группу преобразований с системой общих законов природы — инвариантов.

Логика проектирования развилась в тензорную методологию проектирования будущего мира как научный инструмент правильного применения общих законов природы для управления развитием в системе «природа—общество—человек».

5. Что объединяет все идеи П. Кузнецова

Все мои идеи — элементы общей цепи, составные цепочки, связывающей процессы перехода лучистой энергии, рассеивающейся в пространстве, в явления Жизни, но каждая покрывает свою предметную область.

П.Кузнецов

Мы квалифицируем П.Г. Кузнецова как выдающегося ученого современности. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что нового дал П.Г. Кузнецов мировой науке для решения проблем Человечества.

Мы хотим показать вклад с учетом названия нашего доклада. Можно было бы выделить в творчестве П. Кузнецова «частные звенья», упорядоченные во времени и показать их связь.

Однако на этом пути остается без ответа главный вопрос: Имеется ли та нить, которая сшивает эти частные звенья в единое целое? Что является инвариантом, независящим от названия частных научных проблем, которые решал П.Г. Кузнецов?

Если нет ответа на этот вопрос, то крайне сложно правильно понять связи энциклопедической целостности всех идей и работ П.Г. Кузнецова. Если такой ответ есть, то из него и должен следовать вывод о месте П.Г. Кузнецова в мировой науке.

Это невероятно сложные вопросы. Чтобы ответить нам пришлось написать пять книг, сделать учебник, несколько раз специально написать о П.Г. Кузнецове. И все равно сохраняется чувство неудовлетворенности. Очевидно, что еще не один раз придется переосмысливать эти вопросы.

Все работы Побиска Георгиевича — это энциклопедически целостная картина научных знаний об общих законах сохранения и изменения в живой и неживой природе. В соответствии с его методологией их можно было бы условно назвать как «группу преобразований с инвариантом».

Инвариантом выступает система общих законов природы, а группой преобразования — различные предметные области, изучаемые естественными, техническими и гуманитарными науками.

Все работы П.Г. Кузнецова можно разделить на две большие группы:

  1. работы, в которых дается научно-теоретическое постижение инварианта—закона;

  2. работы, в которых показывается правильное применение закона в разнообразных предметных областях.

Первая группа — постижение закона.

Вторая группа — правильное применение закона.

К первой группе относятся: все работы по философии, диалектической логике, основаниям математики, теоретической физике и химии (включая фотонику и резонансную теорию катализа), теоретической биологии и медицине, теоретической экономике и теории управления общественным развитием.

Ко второй группе — огромное количество крайне интересных работ, связанных с вопросами применения открытых законов в разных предметных областях для управления на разных уровнях: от управления ходом истории до управления отдельным предприятием. Сюда же относятся работы по проектированию систем жизнеобеспечения с учетом специфики работы и жизни на Космическом корабле.

В приложении приводится список публикаций П. Кузнецова, разделенных по этим группам

6. Истоки открытий П.Кузнецова

Зачем Космос? Каково его назначение? И зачем Человечество?

Они образуют новую категориальную пару, которую пока, в виде категориальной пары, никто, как следует, не изучал.

П.Кузнецов

Существует ряд выдающихся открытий в философии, математике, физике, химии, биологии, технике, экономике, медицине, социологии, праве, образующих сущностные элементы системы научных знаний о законах Природы (включая общество и Человека). Нужно было выделить эти сущности и, что очень важно, устранить разрывы в связях между знаниями естественных, технических и гуманитарных наук. Но для этого нужно было быть П.Г. Кузнецовым, чтобы показать на универсальном LT-языке (Пространства—Времени) взаимосвязь идеального и материального Логики Пространства и Логики Движения, синтез качества и количества, законы сохранения и изменения в системе «природа—общество—человек», методологию правильного применения на практике законов для управления развитием.

Существует очень много вопросов, на которые в науке нет ответа. Но еще Гегель показал, что «ответ на вопросы, которые остаются без ответа, заключается в том, что эти вопросы должны быть иначе поставлены».

П.Г. Кузнецов гениально просто мог ставить вопросы «иначе». В результате — находился изумительно простой ответ. И этот ответ содержал в себе новое знание о сущности явления или процесса. И не просто новое знание, а новое научное знание, выраженное в мере. И не просто выражено в мере, а в универсальной мере, допускающей проверку в любой независимой от частных точек зрения системе координат.

Так возникало новое научное знание, имеющее общеобязательное значение. Так делалось научное открытие. Так открывалось система общих законов природы. На пути постижения этой системы требовалось иметь обоснованный ответ на очень много крайне сложных вопросов, которые на протяжении длительного времени оставались без ответа, препятствуя тем самым синтезу естественно-научных, технических и гуманитарных знаний в целостную конструкцию единого мира.

Мы хотели бы привести список выдающихся мыслителей и ученых, фундаментальные работы которых явились основанием универсальной системы общих законов.

Мы хотим поставить вопрос: «Что нового сделал П.Г. Кузнецов по сравнению с такими выдающимися мыслителями и учеными как: Н. Кузанский, И. Кеплер, И. Ньютон, Лагранж, Лаплас, И. Кант, Г. Гегель, С. Карно, К. Гаусс, Р. Майер, Клаузиус, К. Маркс, Ф. Энгельс, С. Подолинский, Н. Лобачевский, А. Эйнштейн, Клейн, О. Веблен, Н. Бурбаки, Гурвич, Э. Бауэр, В. Вернадский, Г. Крон, Р. Бартини, Л. Ларуш?»

Каждый из них внес неоценимый вклад в мировую науку, научное мировоззрение и миропонимание, оказал влияние на развитие идей П.Г. Кузнецова.

7. Что же нового по сравнению со своими великими предшественниками сделал в науке П.Г. Кузнецов?

      1. Он сумел выделить вопросы, без ответа на которые невозможно устранить разрывы в связях между философией, математикой, естественными, техническими и гуманитарными науками — между научно-теоретическими знаниями и возможностью их правильного использования в практике управления развитием в системе «природа—общество—человек».

      2. Он сумел выделить «стержневые» вопросы так, что ответы на них позволяют на «законной основе сшить» раздробленные и несоизмеримые знания в единую конструкцию мира, части которой можно сознательно изменять, сохраняя развитие в целом. До него невозможно было ясно и определенно сказать: «Как философские идеи идеалиста Гегеля связаны с идеями инженера-физика Крона? Как законы Кеплера, Ньютона, Лагранжа, Максвелла, Клаузиуса, Маркса, Подолинского, Эйнштейна, Вернадского выразить на универсальном языке Пространства—Времени? Как идеи о биосфере—ноосфере В.И. Вернадского правильно использовать при проектировании будущего мира на законной основе?»

      3. Он дал ответ на эти вопросы в такой форме, которая указывает путь объединения — синтеза несоразмерных и поэтому, казалось бы, несовместимых идей и теорий в естественных, технических и гуманитарных науках.

      4. Он оставил научно-теоретическую логику мышления, постигнув которую можно открывать новые законы природы, проектировать конкретные системы, управлять развитием на любом уровне системы «природа—общество—человек», превращать невозможное в возможное.

      5. Никто до него:

  • не предложил универсальный язык и метод описания законов природы;

  • не дал понятие общий закон природы, выраженный на универсальном языке Пространства—Времени;

  • не сформулировал общий закон развития Жизни в универсальных LT-мерах;

  • не показал в явном виде аналитическую связь общих законов природы с законами исторического развития Человечества;

  • не сформулировал универсальные инварианты исторического развития Человечества;

  • не предложил тензорную методологию проектирования будущего мира;

  • не показал, что:

  • синтез теории в естественных, технических и гуманитарных науках;

  • конструирование технологий машин и механизмов;

  • организация различных систем — есть лишь стороны единого процесса проектирования и управления ходом исторического развития Человечества.

И, наконец, П.Г. Кузнецов многих людей научил творчески мыслить. И на нас, учениках Побиска Георгиевича, лежит ответственность сделать так, чтобы естественнонаучное мировоззрение П.Г. Кузнецова стало достоянием Человечества.

8. Почему нельзя обойтись без закона природы в решении проблем устойчивого развития Человечества?

Существует широкая область явлений, в которых второй закон термодинамики не имеет силы. И именно эта область физических явлений носит название Жизнь. Обратное положение имеет название Смерть. Борьба между ними и образует всю совокупность процессов безграничного Космоса.

П.Кузнецов

Наше определение устойчивого развития принципиально отличается от других прежде всего тем, что оно основано на общем законе природы, открытом П.Г. Кузнецовым.

Эксперты ООН объявили, что они способны согласовывать свою деятельность с законами природы. Но с какими законами и как именно согласовывать деятельность, сказано не было.

В то же время основная трудность в разработке «по уму» стратегии устойчивого развития и определении эффективной экологической, экономической и социальной политики заключается в том, что законы права, цели и решения не согласованы с законами природы, с динамикой ее воспроизводства.

Эта рассогласованность порождает разрыв связей в системе «природа—общество—человек» и является причиной глобального системного кризиса.

Все законы можно разделить на два типа:

  1. законы, которые можно принять и отменить при определенных обстоятельствах;

  2. законы, которые нельзя ни принять, ни отменить ни при каких обстоятельствах.

Законы первого типа называются законами Права, а законы второго типа — законами Природы.

Законы Права Человек производит.

Законы Природы Человек открывает.

Закон Природы — это правило, которое подтверждено практикой и на протяжении тысяч лет просеяно через сито времени. В нем остается неисчезающая сущность, самое глубокое и нужное каждому Человеку — устойчивое правило сохранения Жизни.

Это правило не зависит от частных точек зрения и поэтому становится достоянием Человечества, определяет его мировоззрение. Его нельзя отменить. Оно становится общеобязательным. Но им нужно научиться пользоваться и правильно применять при выработке политики.

Единственным, прописанным в науке законом, характеризующим устойчивое направление изменений в природе, является второе начало термодинамики. Мы полагаем, что нет необходимости объяснять, что если деятельность согласовывать с этим законом, то неизбежны пределы роста и последующая смерть всего живого.

Странам было предложено самостоятельно разработать программы развития, полагая, что после их согласования можно будет сделать единую программу развития Человечества.

Мы утверждаем, что даже если это и произойдет и все страны разработают свои программы развития, то все равно нет никакой гарантии сохранения развития Человечества в целом.

Почему? Да потому что все равно это будет частная позиция, выражающая лишь «мгновенные» интересы на «бесконечно малом» отрезке исторического времени, без учета накопленного Человечеством опыта за миллионы лет своего существования и развития, без учета законов эволюции всего Живого на Земле на протяжении 4-х миллиардов лет.

Ниже мы приводим ряд аргументов, раскрывающих эту позицию.

    1. Нельзя привести ни одного примера устойчивого развития той или иной страны (или региона) за все время ее существования. В жизни каждой страны, так же, как и в жизни каждого человека, бывают периоды расцвета и упадка. Любая конкретная живая система смертна. И только Жизнь как космическое целое — геологически ВЕЧНА. Существует противоречие между смертностью индивидуума и вечностью явлений Жизни.

Но как согласовать конкретные программы и решения с ВЕЧНОСТЬЮ? Без ясного правила это сделать невозможно. Но именно закон и является «сухим остатком», квинтэссенцией этой вечности. В законе и формулируется ПРАВИЛО, которое можно использовать при формировании и оценке последствий программ и решений.

Наличие закона дает возможность учесть вечный опыт эволюции. Без закона невозможно на практике учесть этот опыт.

    1. Устойчивое развитие предполагает изменения, последствия которых необходимо предвидеть в длительной перспективе. Только в этом случае можно оценить влияние на возможности удовлетворять потребности будущих поколений. Речь идет о временных отрезках проектируемых изменений порядка 50-100 лет.

Оценить долгосрочные последствия проектируемых изменений в несоразмерных мерах экономики, математики, физики, химии, биологии, экологии, политики принципиально невозможно.

Необходим закон, выраженный в универсальных мерах, дающих возможность соразмерить разнокачественные процессы в системе «природа—общество—человек».

Без закона неизбежно будет иметь место искаженная картина. Только на законной базе можно оценить долговременные последствия проектируемых изменений.

  1. На пути перехода к устойчивому развитию высказываются самые разные, зачастую прямо противоположные точки зрения. Каждая сторона выдвигает определенные аргументы, достойные внимания. На как соединить противоположные позиции?

Еще И. Кант показал, что это возможно только при наличии объективного закона. Только на законной основе можно согласовать частные точки зрения так, чтобы система в целом сохранила развитие.

Без закона, выраженного в универсальных мерах, согласовать противоположные позиции принципиально невозможно.

Высказанные соображения дают возможность ответить на вопрос: «Почему нельзя обойтись без закона?».

    1. Без Закона невозможно соразмерить и соединить в единое целое огромное поле частных точек зрения: соединить так, чтобы сохранить развитие системы в целом (т.е. сделать так, чтобы всем, в сущности своей, было выгодно).

    2. Без Закона невозможно сделать ситуацию предсказуемой в перспективе нескольких поколений (50-100 лет).

    3. Без Закона невозможно на практике учесть обобщенный опыт развития Жизни на Земле.

    4. Без Закона невозможно проектировать изменения в отдельных частях системы «природа—общество—человек» так, чтобы система в целом сохраняла свое развитие в длительной перспективе.

    5. Без Закона невозможно оценить отдаленные последствия принимаемых программ и решений, влияющих на безопасность и развитие региона, страны, мирового сообщества.

    6. Без Закона управление субъективно и неизбежно порождает конфликтные ситуации.

    7. Без Закона прямо противоположные точки зрения равноправны и нет никаких гарантий продвижения общества к устойчивому развитию.

    8. Без Закона имеет место — БЕЗЗАКОНИЕ.

Теперь мы хотим ответить на вопрос:

«Зачем нужен Закон?»

Закон нужен для того, чтобы выбрать правильный путь развития. Всякий путь имеет «начало» и направление движения.

Закон нужен затем, чтобы мы понимали:

  • свое начало;

  • направление движения;

  • возможные результаты на пути движения.

Каждый Человек, как и любая живая система, является заложником своих начал — рассеивания и накопления свободной энергии. В соответствии с одним началом имеет место диссипация энергии, ведущая к хаосу и Смерти. В соответствии с другим имеет место антидиссипация, ведущая к большей организованности, порядку и развитию Жизни.

Во взаимодействии этих начал и образуется путь нашего движения в будущий мир. И оттого, какое начало доминирует, зависит направленность и скорость нашего движения.

Если доминируют процессы диссипации — мы приближаемся к смерти. Если доминируют процессы антидиссипации — мы удаляемся от смерти.

Поэтому чрезвычайно важно иметь возможность контролировать оба процесса.

Но что значит словосочетание: «контролировать оба процесса»? Это значит, что мы должны уметь соразмерять оба этих процесса. Но для того, чтобы соразмерять эти разнонаправленные процессы, нужно иметь общую меру и точку отсчета. В противном случае, результаты будут условными, не имеющими практического значения. Поэтому очень важно понять, что сохраняется и что изменяется в этих процессах?

Понимая, что сохраняется в этих процессах, мы, тем самым, получаем «точку опоры» — правило устойчивости, не зависящее от направления движения.

Понимая, что изменяется в этих процессах, мы получаем возможность соразмерять оба процесса, опираясь на «правило устойчивого изменения».

Итак, что же сохраняется в этих процессах?

Может быть, сохраняется энергия?

Если энергия сохраняется, т.е. E = const, то изменение энергии во времени равно нулю, т.е. dE/dt = 0. Полная мощность системы равна нулю.

Это значит, что система является замкнутой. В ней нет обмена потоками энергии со средой.

Но ведь любая живая система является открытой, то есть обменивается энергией со средой. Ее мощность не равна нулю. Следовательно, сохранение энергии не может рассматриваться в качестве инварианта диссипативных и антидиссипативных процессов.

И здесь возникает вопрос: «Существует ли общий закон природы, из которого следуют оба эти процесса?»



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Б. Е. Большаков Механизмы формирования идеалов и ценностей для управления безопасностью и развитием страны План Методологические основания проблемы Механизмы-закон

    Закон
    Существует множество угроз: экологических, энергетических, продовольственных, демографических, финансово-экономических и других. И все они образуют то, что сегодня называется мировой системный кризис.
  2. Прорывные технологии в системах жизнеобеспечения

    Документ
    Современная система жизнеобеспечения должна обеспечить и современное качество жизни по достигнутому уровню знаний. Ведь качество жизни понимается как уровень жизни, т.
  3. К духовно-экологической

    Документ
    Спасибо Вам за книгу "Экологическая конверсия"1. С большим интересом прочел ее, хотя, откровенно говоря, свободного времени – кот наплакал. Очень рад нашему заочному знакомству.
  4. Программа Международной конференции по фундаментальным проблемам устойчивого развития в системе природа общество человек 24 25 октября 2011 г

    Программа
    Заведующий сектором инноваций в образовании Института комплексных исследований образования Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, профессор кафедры устойчивого инновационного развития Университета «Дубна», д.
  5. Большаков Б. Е. Шамаева Е. Ф. Обзор прорывных технологий жизнеобеспечения

    Документ
    В западной медицине понятие «здоровье» отождествляется с представлением об его наилучшем состоянии или высшим качеством у некоего абстрактного, генетически несуществующего человека.

Другие похожие документы..