Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В статті описано процес взаємодії між людьми у вигляді спілкування, досліджено форми, функції та засоби спілкування. Проаналізовано психологічну стру...полностью>>
'Примерная программа'
Целями освоения дисциплины «физиология» является формирование целостного теоретического представления, обеспечивающего понимание деятельности организ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Рабочая программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании , рабочей программы «Материаловедение» для высших учебных заведений по ...полностью>>
'Закон'
В соответствии со статьей Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2004, N 35, ст. 3...полностью>>

Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии (на примере образовательной области «Технология») 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

САЙНИЕВ Николай Сайнашевич

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

(на примере образовательной области «Технология»)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Уфа 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Бирская государственная социально-педагогическая академия»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Амиров Артур Фердсович

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Ахияров Камиль Шаехмурзинович

кандидат педагогических наук, доцент

Широкова Светлана Юрьевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Магнитогорский
государственный университет»

Защита состоится 18 февраля 2010 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.012.01 при ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» по адресу: 450000, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3 а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы».

Текст автореферата размещен на официальном сайте ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

«16» января 2010 г. ()

Автореферат разослан 16 января 2010 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук, Г.И.Гайсина

профессор

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В процессе социально-политических и экономических изменений в стране, где возникает спрос на конкурентоспособных и профессионально мобильных специалистов, возрастают требования к полноценной подготовленности школьников к жизни и к труду. Выпускник общеобразовательной школы, согласно целевым ориентирам, должен обладать не просто определенной суммой знаний, но и, прежде всего, владеть способами действия этими знаниями.

Содержание образования сегодня ориентировано не только на приобретение знаний, но и на разностороннее развитие личности. В связи с этим перед педагогическими коллективами выстраиваются такие первостепенные задачи, как развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся. В их решении особое значение имеет трудовое обучение и воспитание, реализуемое на уроках развивающейся образовательной области «Технология», которая трансформировала опыт работы отечественной и зарубежной школы. Образовательная программа «Технология» знакомит обучающихся с широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. Однако, учитывая современные требования к выпускникам школ, она требует определенной доработки.

Отдельной задачей образовательной области «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, связанной с созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению, выбору профиля обучения и последующему овладению выпускниками школ различными профессиями.

В контексте решения этой задачи новая образовательная область направлена на развитие творческих способностей и качеств личности учащихся в процессе обучения технологии, поскольку только творческая личность способна определить индивидуальную траекторию реализации жизненных планов. Для этого целесообразно прогнозирование развития сферы человеческой деятельности при разных способах поведения и разных управленческих решениях на основе критического анализа имеющихся и возможных вариантов социально-экономического и политического поведения, соответствующих научных разработок и рекомендаций.

Развитие творческих качеств личности выпускника современной общеобразовательной школы, позволяющих развить задатки и реализовать заложенные природой способности и склонности, становится в настоящее время важным и актуальным направлением педагогической деятельности и является одной из приоритетных задач не только системы образования, но и педагогической науки.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема развития

творческих способностей учащихся всегда была одной из ведущих в педагогике. Наиболее полное представление по нашей проблеме складывается на основе результатов анализа теоретических и экспериментальных исследований задач и формирования творческих способностей и творческого мышления.

Сущность современной творческой деятельности и её связь с развитием общечеловеческой культуры рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, А.З. Рахимова, В.А. Сластенина, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона и других. В указанных работах рассмотрены вопросы психолого-педагогической теории творчества, развития мышления и способностей в младшем подростковом возрасте.

Вопросы развития творчества учащихся в образовательной области «Технология» рассматривались в различных аспектах рядом авторов, в частности, А.А. Карачевым, О.А. Кожиной, Г.И. Кругликовым, Ю.Л. Хотунцевым. Проблеме влияния различных видов трудовой деятельности на формирование творческих способностей учащихся были посвящены работы В.И. Андреева, В.Ф. Асмуса и других.

В трудах Ф.Ф. Абазова, А.Ф. Амирова, П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, В.В. Лихолетова, В.Д. Симоненко, Р.З. Тагариева, Ю.Ф. Тимофеевой, Г.А. Федотовой освещаются вопросы творческого отношения к труду и формирования творческой личности посредством связи трудового обучения с изучением других школьных предметов.

Анализ ряда исследований, посвященных проблеме развития творческого потенциала личности (Л.К. Веретенникова, В.Г. Рындак, Н.Д. Ряховских), позволил сделать вывод о том, что данная проблема рассматривается в различных сферах образования, но при этом недостаточно исследованы вопросы, касающиеся развития творческих способностей учащихся в процессе изучения технологии в среднем звене общеобразовательной школы. Отсюда и возникает необходимость разработки различных аспектов проблемы конструирования дидактических систем развития творческих способностей школьников.

Теоретический анализ состояния проблемы и собственный опыт практической педагогической работы позволили нам выявить противоречия между потребностью общества в творческих, инициативных работниках и современным состоянием подготовки выпускников школ к осуществлению творческой деятельности. Данное противоречие сводится к тому, что заинтересованность учеников в получении знаний и умений технологического характера с последующим использованием их в самостоятельной творческой работе не сочетается со слабой общенаучной подготовкой учителей технологии к реализации поставленных перед ними задач; с непониманием необходимости организации всего учебного процесса в соответствии с целями и задачами образовательной области «Технология». Такое положение свидетельствует об актуальности рассматриваемой проблемы, её недостаточной разработанности, что и позволило определить тему исследования «Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии» (на примере образовательной области «Технология»).

Цель исследования: разработать, научно обосновать и экспериментально проверить дидактическую систему, обеспечивающую развитие творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Объект исследования – творческая учебно-познавательная и трудовая деятельность школьников в процессе обучения технологии в среднем звене общеобразовательной школы.

Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии.

Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся в рамках сконструированной дидактической системы будет успешным, если:

- технологическая подготовка учащихся среднего звена общеобразовательной школы будет осуществляться в контексте их предпрофильной подготовки с целью выявления интересов и склонностей школьников к различным видам трудовой деятельности;

- учебный процесс организован поэтапно с учётом условий объектно-субъектного преобразования личности и закономерностей развития творческих способностей;

- разработана модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы, содержащая в своей структуре теоретические методы и практические формы обучения технологии;

- выявлены и обоснованы педагогические условия для эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся. При этом одним из главных педагогических условий функционирования дидактической системы будет самостоятельная работа учащихся, которая необходима для активизации деятельности личности в образовательном процессе.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи исследования:

- изучить особенности технологического образования в условиях предпрофильной подготовки современных школьников;

- на основе анализа научной литературы по проблеме исследования с целью определения психолого-педагогических закономерностей творческого развития учащихся выявить сущность и содержание понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности личности» в контексте технологической подготовки школьников;

- разработать модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы;

- выявить и обосновать педагогические условия эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся и экспериментально проверить эффективность педагогических условий функционирования данной системы;

- разработать критерии и показатели развития творческих способностей учащихся;

- опираясь на результаты исследования, предложить научно-методи-ческие рекомендации для учителей общеобразовательных школ по развитию творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология».

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и психолого-педагогические положения о развитии личности и роли трудовой деятельности в воспитании и развитии творческой личности; концепции деятельности, развития и мышления, изложенные в научных работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Дж. Гилфорда, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.З. Рахимова; разработки личностно-ориентированного подхода А.З Рахимова, В.В. Серикова, В.А. Сухомлинского, И.С. Якиманской и др.; труды об интегративном подходе к процессу технологического образования, отражающие развитие его на основе объединительных тенденций П.Р. Атутова, Г.И. Кругликова, В.А. Полякова, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой, Н.А. Томина и др.; работы о деятельностном подходе, утверждающие человеческую деятельность в качестве основы развития преобразующего мышления, творческих способностей В.И. Андреева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, П.И. Пидкасистого, В.Л. Савиных; концептуальные положения в области компетентностного подхода в технологическом образовании Ф.Ф. Абазова, А.Ф. Амирова, К.Ш. Ахиярова, Р.З. Тагариева; основные положения о проектном подходе в образовательных системах (Дж. Дьюи, Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.)

Для реализации условий и возможностей дифференциации и индивидуализации в процессе технологической подготовки учащихся мы руководствовались основными положениями Концепции профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы (2002) и Концепции технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 2004-2010 гг.

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного педагогического опыта; беседа; анкетирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Этапы исследования. На первом этапе (2004-2006гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, анализ проблемы развития креативных (творческих) способностей учащихся в теории и практике воспитания творческого отношения учащихся среднего звена общеобразовательной школы к усвоению трудовых знаний и умений. В процессе теоретического осмысления проблемы изучалась специфика профильного обучения школьников, определялись объект, предмет, цель и задача исследования, сформулирована рабочая гипотеза, разработана программа экспериментальной работы. Уточнялось понятийное поле исследования. Определялась теоретико-методологическая база исследования. Разрабатывалась модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся. Обосновывались педагогические условия для эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006-2007гг.) разрабатывалась технология процесса развития творческих способностей школьников. В рамках реализации дидактической системы развития творческих способностей проводился формирующий эксперимент, который сопровождался исходными, промежуточными и итоговыми контрольными срезами, последующим анализом, обобщением и систематизацией полученных результатов. Выявлялись и разрабатывались критерии и показатели развития творческих способностей учащихся. Экспериментально проверялась эффективность педагогических условий функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся.

На третьем этапе (2007-2010гг.) проводился итоговый эксперимент. По результатам исследования были разработаны методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по развитию творческих способностей учащихся. Публиковались учебно-методические материалы, распространялся наработанный опыт среди учителей, принявших участие в исследовании по нашей проблеме. Проводилась апробация разработанных и опубликованных методических рекомендаций. Осуществлялось литературное оформление работы.

Экспериментальной базой исследования явились МОУ СОШ №№ 1, 3, 4, 7, 9, 10 г.Бирска, Малосухоязовская, Силантьевская, Сусловская МОУ СОШ Бирского района, МОУ СОШ №1 и №2 с.Чекмагуш, Имянлекулевская, Старобашировская и Новобалтачевская МОУ СОШ Чекмагушевского района, МОУ СОШ №№1 и №2 с.Мишкино, Чебыковская и Акбулатовская МОУ СОШ Мишкинского района, МОУ СОШ №1 и гимназия №2 с. Бураево Республики Башкортостан. Некоторые положения работы апробировались в средних общеобразовательных школах №1, 12, 44, 117 г. Самары.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- разработана и экспериментально апробирована модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии учащихся среднего звена общеобразовательной школы, которая позволяет определять цели и задачи каждого этапа технологического образования, подбор оптимальных педагогических условий для достижения как определенных целей каждого этапа, так и общей цели исследования проблемы;

- научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии, основными из которых выступают организация самостоятельной деятельности учащихся и реализация проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы;

- разработан критериальный аппарат, позволяющий замерять динамику развития творческих способностей и включающий критериальные показатели и характеристики уровней сформированности творческих способностей учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены особенности технологического образования учащихся среднего звена общеобразовательной школы в условиях их предпрофильной подготовки; уточнено авторское определение сущности и содержания понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности личности» в контексте технологического образования школьников; углублены теоретические представления о путях совершенствования технологической подготовки учащихся в рамках специально разработанной дидактической системы; систематизировано научное представление и расширена теоретическая база проблемы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны технология реализации дидактической системы и методические рекомендации по использованию метода проектов, что обеспечивает реальную основу развития творческих способностей школьников в процессе обучения технологии. На основе материалов исследования выработаны и внедрены в практику рекомендации по использованию дидактического обеспечения уроков технологии.

Достоверность и обоснованность результатов и научных выводов исследования обеспечиваются использованием методически обоснованных исходных положений в области философии, педагогики, психологии, методики преподавания технологии, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования; соблюдением необходимых условий опытно-экспериментальной работы; сопоставлением результатов теоретического и экспериментального исследования практической деятельности школ в процессе обучения (изучения) технологии; апробацией результатов исследования; внедрением разработок и авторского опыта в педагогическую практику.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшим показателем развития творческих способностей школьника является умение овладевать способами, приемами, правилами выполнения интеллектуальных и практических действий, а закономерностями творческого развития выступают объектно-субъектные преобразования личности, что можно считать основной задачей технологического образования школьников и актуализирует проблему предпрофильной их подготовки с целью выявления у них склонностей и способностей.

2. Модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы позволяет рассматривать процесс технологического образования школьников как систему, выстроенную на принципах проблематизации, диалогизации, индивидуализации, реализации проектного обучения, предполагающую наличие диагностического инструментария критериальных показателей уровня развития творческих способностей учащихся.

3. Педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческих способностей школьников, представляют собой комплекс, содержащий:

- организацию самостоятельной деятельности учащихся на основе развития познавательных возможностей обучающихся;

- реализацию проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы;

- внедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология»;

- включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Образование на рубеже веков» (Уфа, 2007); на международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.А.Сухомлинского (Уфа, 2008); на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения А.С.Макаренко (Москва-Уфа, 2008), на кафедрах педагогики и общетехнических дисциплин Бирской государственной социально-педагогической академии; на заседаниях НМЦ БГПУ им. М. Акмуллы; на педагогических советах, методических объединениях и семинарах в экспериментальных школах.

Результаты исследования и разработки дидактической системы внедрялись в практику обучения МОУ СОШ №№1, 3, 4, 7, 9, 10 г.Бирска, МОУ СОШ сел Малосухоязово, Суслово, Силантьево Бирского района, МОУ СОШ №№1, 2 с. Чекмагуш, МОУ СОШ сел Имянлекулево, Старобаширово и Новобалтачево Чекмагушевского района, МОУ СОШ №№1, 2 с. Мишкино, МОУ СОШ сел Чебыково и Акбулатово Мишкинского района, МОУ СОШ №1 и гимназия №2 с. Бураево Республики Башкортостан в виде дидактического материала, уроков в нетрадиционной форме, методических пособий, а также апробировались в виде статей в журналах, докладов на конференциях, открытых уроков для учителей Бирского района и г.Бирска. Основные положения диссертации получили отражение в открытых публикациях по теме исследования в сборниках научных трудов, в журналах и в методических рекомендациях (Пермь, 2007; Уфа, 2007, 2008; Бирск, 2008).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (222 наименования), 5 приложений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие педагогической мысли татарского народа в казанском крае в viii-начале XX вв. 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре истории педагогики и этнопедагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  2. Дидактические основы построения систем форм организации обучения на уроке в начальной школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Урок
    Защита диссертации состоится «23» декабря 2006 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04. в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385 , г.
  3. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится __23 июня__ 2010 г. в 1200 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.078.01. по за щите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г.
  4. Конфликтологическое обучение младших школьников в странах европейского союза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Документ
    Защита состоится «28» июня 2011 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 при Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта по адресу: 236041, г.
  5. Приоритетность современных информационно коммуникационных технологий и их использование в обучении иностранному языку в вузах республики таджикистан 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «10» декабря 2011 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного Совета Д.047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук в Академии образования Таджикистана по адресу: 734024,Республика Таджикистан, г.

Другие похожие документы..