Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Разработано приложение для анализа движения товарно-материальных ценностей на предприятии, являющееся одним из модулей автоматизированной системы АС+...полностью>>
'Документ'
Яровая И.А. Уважаемые коллеги, добрый день! Мы рады вас приветствовать на очередном заседании Государственно-патриотического клуба партии «Единая Рос...полностью>>
'Бизнес-план'
научные основы экономического анализа; роль и перспективы развития экономического анализа в условиях рыночной экономики; предмет и задачи экономическо...полностью>>
'Учебное пособие'
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Минист...полностью>>

Разработка и реализация дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии (на примере образовательной области «Технология») 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования; формулируются его цель, объект, предмет, гипотеза и задачи; даётся характеристика методологической основы и методов исследования; раскрываются основные этапы опытно-экспериментальной работы; определяются научная новизна, практическая значимость, достоверность и обоснованность научных положений и выводов; приводятся положения, выносимые на защиту; показаны основные формы апробации и внедрения результатов исследования.

В первой главе «Теория и практика решения проблемы развития творческих способностей учащихся в сфере обучения технологии» рассмотрено современное состояние технологического образования школьников в контексте их предпрофильной подготовки; представлен анализ психолого-педагогических источников по исследуемой проблеме; разработана теоретическая модель дидактической системы развития творческих способностей.

Проблема развития творческих способностей в процессе обучения имеет многовековую историю и остается актуальной в настоящее время. Традиционное содержание школьного образования не имеет достаточных возможностей для того, чтобы в полном объеме реализовывать развитие творческих способностей учащихся среднего звена. Данная проблема требует необходимости изменения форм и методов проведения самих занятий с целью развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии. Причем основным условием для развития творческого мышления школьников, на наш взгляд, может быть проблемное обучение.

Проблемное обучение рассматривается некоторыми исследователями (М.М. Левина и др.) как технология развивающего образования, направленного на развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей личности. И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др. связали развитие творческих способностей обучающихся в своих научных работах с идеей проблемного обучения.

Одной из ведущих идей модернизации системы образования является обеспечение условий для индивидуального развития учащихся. Для реализации этой идеи формируется современная система непрерывного образования, которая предоставляет возможности каждому гражданину формировать индивидуальную образовательную траекторию и получить профессиональную подготовку. Для достижения этих целей предусматривается профильное обучение старшеклассников.

Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения В.В. Давыдова, в соответствии с которой содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, методом – организация совместной учебной деятельности школьников и педагогов, а продуктом развития – главные психические новообразования. В дальнейшем эти идеи развивались в работах Ш.А. Амонашвили, А.З. Рахимова и др. Одним из практических приложений теории В.В. Давыдова явилась организация предпрофильной подготовки, в ходе которой учащиеся в процессе обучения осознают и развивают свои интересы и способности.

Задачами предпрофильного обучения являются выявление интересов и склонностей школьников и формирование в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности практического опыта, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; оказание психолого-педагогической помощи в приобретении представлений о жизненных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; развитие широкого спектра интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего образования, пути получения профессии. С этой целью в учебные планы введена новая форма организации учебного процесса – элективные курсы, которые связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов и потребностей учащихся.

Нами выявлен ряд недостатков в технологической подготовке учащихся среднего звена: отсутствие у учителей четких представлений о целях трудового воспитания в новых социально-экономических условиях; отсутствие методических пособий и неадекватный новым требованиям уровень материально-технической базы трудового обучения и воспитания; отсутствие у школьников мотивации к трудовой деятельности.

В ходе исследования изучено состояние предпрофильной подготовки школьников девятых классов, где также имеются существенные недостатки. Выбор профиля подготовки у подавляющего большинства школьников не соответствует их способностям и возможностям. Многие из них не владеют элементарными знаниями вопросов рыночной экономики, в частности, не имеют представления о рынке труда. Отмечаются невысокий уровень знаний и умений, обязательных для повседневной жизни, а также слабая мотивация на получение профессионального образования. Школьники мало интересуются профессиями своих родителей, не знают о востребованных или почетных рабочих профессиях своего села, города, района. Во многих школах не на должном уровне поставлена профориентационная работа, не введены в учебный процесс спецкурсы или элективные курсы, не проводится в необходимом режиме реклама рабочих мест. Всё это отрицательно сказывается на предпрофильной подготовке школьников в условиях модернизации всей образовательной системы. В конечном итоге, выпускники проявляют беспомощность в выборе будущей профессии или выбирают её случайно.

На наш взгляд, образовательная область «Технология» призвана сыграть ключевую роль в профориентационной работе, которую нужно проводить во всех школах с целью оказания практической помощи школьнику в правильном выборе будущей профессии.

Современное технологическое образование школьников предполагает в качестве одной из важнейших задач развитие творческих качеств личности. Поэтому мы считаем целесообразным акцентировать внимание на понятие «творчество» в контексте технологического образования.

Первые исходные принципы творческой деятельности попытался обобщить И. Кант, который отметил, что сущность творчества проявляется в продуктивном воображении, выполняющего функцию источника и средства получения нового знания. Он одним из первых определил понятие о созидательной деятельности. Отметим, что понятия ряда «продуктивное воображение», «созидательная деятельность» и т. п. имеют непосредственное отношение к сущности технологического образования.

А.В. Брушлинский характеризует творчество как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее не известное. На данной позиции стоят многие исследователи по изучаемому вопросу, в частности А. Матейко. Творчество – это деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. В исследовательской среде принято говорить, что если в результате творческой деятельности появляются новые оригинальные, неповторимые объекты или идеи, не имеющие аналогов в общественно-историческом развитии, такие объекты и идеи характеризуются объективной новизной. Однако в технологическом образовании школьников мы часто имеем дело с субъективным уровнем творчества.

Б.Г. Ананьев также определял творчество как принципиально новую, преобразующую действительность в человеческой деятельности. В этом определении творчество представляется не только как деятельность по созданию только чего-то нового, но и как деятельность по преобразованию действительности. Преобразование действительности также является задачей образовательной области «Технология».

Одна из распространенных точек зрения на творчество сводится к тому, что творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей, то для ученика творчеством является субъективно вновь открытое знание (А.З. Рахимов).

Любой человек владеет определенными способностями. Поэтому при исследовании нашей проблемы было необходимо обратиться к анализу понятия способностей.

На наш взгляд, ценным для исследования проблемы способности является определение Б.М. Теплова. Способности, согласно его определению, это индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей; они не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.

В нашем исследовании особенное внимание уделено проблеме творческих способностей. Творческие способности, развиваясь в конкретном виде деятельности человека, дают начало творческому отношению в других ее областях. Под творческими способностями можно понимать совокупность таких компонентов личности, которые содействуют творческому осуществлению деятельности. Отсюда, чем выше уровень способностей к определенной деятельности, тем большая вероятность проявления творческих способностей в этой деятельности.

Наше научное исследование показало, что творческие способности присущи любому учащемуся, любому нормальному ребенку, только нужно вовремя их раскрыть и развивать в процессе технологического обучения. Элементы творчества проявлялись в процессе решения повседневных жизненно необходимых задач, их мы наблюдали и в процессе обучения технологии, они проявляются в самостоятельности личности.

Анализ работы отечественных ученых в области педагогики и психологии технологического обучения позволяет нам сделать вывод: творческие способности представляют собой сложную структуру, их изучению педагогическая наука должна уделять особое внимание, а в нашем случае это относится к развитию умственных способностей и мотивации, а также самоорганизации учащихся в образовательной области «Технология».

Результатом нашего теоретического исследования явилось решение важной исследовательской задачи, которая заключается в разработке модели дидактической системы развития творческих способностей школьников (Рис. 1).

При создании модели нами выделены цель, принципы, составляющие основу модели, определены компоненты дидактической системы, которые реализуются при помощи определенных технологий развивающего образования, педагогических условий, методов и форм обучения. Все перечисленные структурные составляющие созданной модели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Их совокупность влияет на достижение конечного результата.

Во второй главе «Педагогические условия реализации дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии» рассмотрена реализация дидактической системы в пространстве творческой деятельности учащихся; обоснованы цель, задачи и содержание опытно-экспериментальной работы, изложен анализ результатов опытно-экспериментального исследования.

Проведенный анализ научной литературы и наш собственный опыт


Рис. 1. Теоретическая модель развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии

показывают, что развитие творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе обучения технологии эффективно при реализации определенных педагогических условий. В качестве первого и главного педагогического условия развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии мы рассматриваем самостоятельную работу учащихся, которая необходима для активизации деятельности личности в образовательном процессе. Данную проблему плодотворно исследовали А.В. Пахомова, П.И. Пидкасистый, Л.В. Жарова, Е.Д. Жукова и др. Ученые-исследователи подчеркивают, что познавательный мотив укрепляется в самостоятельной работе новизной добываемых знаний и способов деятельности, возможностью выйти за пределы

программы и учебника. Основу самостоятельной познавательной деятельности учащихся составляют учебные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя. Актуальность организации самостоятельной работы учащихся вызвана тем, что объем изучения профессиональных дисциплин в учебных заведениях с каждым годом все уменьшается. Поэтому в процессе изучения технологии необходимо развивать самостоятельность, начиная с пятого класса. Для реализации данного педагогического условия нами при разработке календарно-тематического плана в 5-8 классах основной упор был сделан на самостоятельную работу учащихся с учебниками, справочной литературой и последовательное внедрение метода проектов в учебный процесс.

Одним из видов самостоятельной работы, активизирующих развитие познавательных умений учащихся, является реферат. Поэтому в процессе обучения технологии в 8 и 9 классах при изучении таких разделов, как «Семейная экономика», «Профессиональное самоопределение» школьниками были выполнены и защищены рефераты.

Вторым педагогическим условием, способствующим эффективному функционированию дидактической системы развития творческих способностей учащихся, является реализация проектного метода в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы.

Соглашаясь с мнением В.И. Андреева о дидактическом обеспечении личностно ориентированного обучения, мы считаем, что одним из важных условий решения данной проблемы является реализация метода проектов. С целью выяснения перспективы внедрения метода проектов в образовательную область «Технология» нами был проведен опрос учителей. Анкеты заполнили 70 учителей технологии из 60 школ Республики Башкортостан и г. Самары. Большинство участвовавших в опросе учителей (71,42%) не представляют сущности технологического образования. С методом проектов знакомы 80,14% опрошенных, не знакомы 14,28%. 5,58% учителей впервые слышат о методе проектов. 31, 43% анкетируемых учителей считают, что можно обойтись без метода проектов и 28,57% не проводят защиту творческих проектов.

Анализ приведенных выше результатов указывает на недостаточное использование проектов в учебном процессе.

В качестве ориентира для руководства учителей технологии при выполнении творческих проектов нами были разработаны методические рекомендации к выполнению проектов по технологии. Методические рекомендации к выполнению проектов по технологии составлены для учителей технологии средних общеобразовательных школ и студентов факультета технологии и предпринимательства с целью оказания методической помощи.

Третьим педагогическим условием развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии является внедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология».

Одним из разделов образовательной области «Технология» является «Семейная экономика». В процессе реализации задач технологического обучения данный раздел знакомит школьников с экономическими вопросами ведения домашнего хозяйства и дает им знания и умения в области рыночной экономики, весьма полезные в любой области человеческой деятельности. Многие учителя технологии (в анкетировании принимали участие 50 педагогов) испытывают определенные затруднения при подготовке и проведении уроков по данному разделу. Анализ полученных данных показал следующее:

а) испытывают значительные трудности в подготовке и проведении урока по семейной экономике 20,2% учителей;

б) 51,3% учителей вообще не проводят занятия по данному разделу.

в) 9,8% учителей не проводят занятия из-за отсутствия учебников по технологии.

г) 19,5% учителей собираются провести уроки по семейной экономике, если им будет оказана соответствующая методическая помощь.

С целью оказания методической помощи учителям технологии в пределах отведенного на изучение программы времени нами была разработана модульная технология обучения. Весь учебный материал делится на тематические модули, каждый из которых состоит из трех блоков.

Блок I (информационно-познавательный). Учащийся получает общее представление об учебном материале в ходе урока-лекции. Учитель применяет различные методы и ориентирует ученика на конечный результат. Учащийся ознакомлен с целями обучения и перед ним поставлены определенные задачи.

В связи с применением блочного изучения крупных разделов особенно актуальным в современных условиях является лекционный метод обучения. Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью.

Учитывая неподготовленность школьников к восприятию материала лекции, данный метод нами вводился постепенно, вырастая из объяснений. При этом в начальный момент продолжительность лекции составляет 20-25 мин.

Блок II (деятельностный). Самостоятельная работа. Реализуется индивидуализация обучения. Учитель управляет процессом обучения каждого ученика, обеспечивает дидактическими материалами. Для реализации данного блока нами были составлены задания практических работ по каждой теме, которые ученики выполняют самостоятельно. После выполнения практических работ ученикам предлагается написать реферат на тему: «Наша семья в условиях рыночной экономики».

Блок III (контрольный). Зачет по практическим работам. Защита рефератов. Оценивание. Для успешной реализации модульного обучения требуется мотивация. Поэтому блок контроля, на котором оценивается работа школьника, является значимым в модульном обучении. В этом блоке учащиеся оценивают и соотносят полученные результаты с поставленными целями и задачами; анализируют проделанную работу; устанавливают, что в результате усвоено, а что нет и почему. В том случае, если не удалось достичь поставленных целей, изучению данного модуля можно уделить сверхзапланированное учебное время.

Четвертым педагогическим условием развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии является включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования. Для реализации данного педагогического условия в образовательном процессе среднего звена общеобразовательной школы и с целью оказания методической помощи учителям технологии при изучении темы «Моделирование изделий» в 6 классе нами было разработано компьютерное моделирование игрушечного трактора. Все изображения выполняются в программе Paint и копируются в Microsoft Word.

Использование компьютера в обучении технологии позволяет более качественно выполнять практические работы, сокращать время на создание технологических карт, чертежей, технических рисунков; моделировать изделие без дополнительных затрат.

В ходе разработки и построения теоретической модели дидактической системы развития творческих способностей учащихся (Рис.1) было выдвинуто предположение о том, что учет индивидуальных особенностей школьников и применение соответствующей методики обучения с использованием интегрированного содержания материала и организации самостоятельной деятельности школьников позволит в экспериментальных классах по сравнению с контрольными повысить уровень творческих способностей. Мы также предположили, что для достижения определенного уровня творческих способностей необходимо наличие не только программных технологических знаний и умений, но и определенный уровень проективных умений и навыков, приобретаемый учащимися в соответствующей деятельности.

Данное предположение проверялось в процессе экспериментальной работы. В основу эксперимента был положен личностно-ориентированный подход, в соответствии с которым изучалось развитие личности ученика в процессе технологической подготовки.

Целью экспериментального исследования явилась проверка эффективности разработанной модели дидактической системы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии, ориентированной на повышение качества образования учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Задачи экспериментальной работы вытекали из поставленной цели и включали: определение критериев и уровней сформированности творческих способностей учащихся; выявление и обоснование влияния творческих способностей на повышение качества образования учащихся среднего звена общеобразовательной школы на основе разработанной модели; проверку предлагаемой дидактической системы развития творческих способностей и ее влияния на совершенствование качества технологической подготовки учащихся среднего звена.

Изучив взгляды исследователей и сопоставив их со своим опытом работы в технологической подготовке учащихся среднего звена общеобразовательной школы, мы разработали и изложили в диссертации критерии сформированности творческих способностей учащихся. В качестве критериев нами выделены творческо-позиционный, творческо-целевой и творческо-деятельностный.

В творческо-позиционном критерии нами выделены такие показатели, как нестандартное выполнение практических заданий, ориентация на самостоятельный поиск технологии изготовления объектов труда, применение проектного метода в обучении, деятельность по самообразованию, индивидуальный и дифференцированный подход к творческой деятельности, стремление к самосовершенствованию и к познанию нового. К творческо-целевому критерию мы отнесли следующие показатели: постановку новых целей деятельности, наличие интереса к творчеству, мобилизацию усилий по достижению поставленной цели и преодолению трудностей, планирование и самооценку, соблюдение техники безопасности. Показателями творческо-деятельностного критерия являются активное применение знаний в проблемной ситуации, владение технологическими умениями и навыками, умения применять знания при выполнении практических заданий, проявление инициативы и самостоятельности, последовательность операций при выполнении практических заданий и выполнение задания до завершения.

На основе установленных критериев сформированности творческих способностей были выявлены три уровня развития творческих способностей: высокий, средний, низкий.

Результаты констатирующего и формирующего эксперимента отражены на Рис.2 и 3.

В результате нашего исследования мы установили положительную динамику в изменении уровней проявления творческих способностей учащихся 5-9 классов. По данным экспериментального обучения количество учащихся экспериментальных классов, проявивших высокий уровень творческих способностей, увеличилось от 9% до 41%, а в контрольных всего лишь от 11% до 13% (Рис. 2 и 3).

Таким образом, формирующий эксперимент выявил изменение уровня развития творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии по всем критериальным показателям, однако значимыми эти изменения были лишь в экспериментальной группе. Применение математической статистики и оценивание по t-распределению Стьюдента гипотезы о средних значениях оценок в классах позволило обосновать достоверность утверждения о том, что доля учащихся, достигших высокого и среднего уровня развития творческих способностей в процессе обучения

Рис.2. Уровни сформированности творческих способностей учащихся

экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего

эксперимента

Рис.3. Уровни сформированности творческих способностей учащихся

экспериментальной и контрольной групп на этапе формирующего

эксперимента

технологии, в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной. Это свидетельствует о достаточности комплекса педагогических условий развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы в процессе обучения технологии.

В заключении подводятся итоги проведённого исследования, подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы, формулируются основные выводы исследования:

1. В ходе исследования было изучено состояние технологического образования в условиях предпрофильной подготовки учащихся среднего звена общеобразовательной школы. Расширены теоретические представления о необходимости применения предпрофильной подготовки с целью выявления интересов и склонностей школьников к различным видам трудовой деятельности, от которой зависит осознанный и ответственный выбор будущей профессии.

2. Уточнение сущности и содержания понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности личности» позволили реализовать индивидуализацию обучения, развить творческие способности учащихся в процессе обучения технологии.

3. Разработанная модель дидактической системы развития творческих способностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы позволяет определять цели, задачи каждого этапа технологического образования, подбирать оптимальные педагогические условия для достижения цели.

4. Выявлены и обоснованы педагогические условия эффективного функционирования дидактической системы развития творческих способностей учащихся и экспериментально проверены реализации педагогических условий функционирования указанной системы. Педагогическими условиями выступают организация самостоятельной учебной деятельности учащихся, реализация проектного метода в образовательном процессе, внгедрение модульной технологии в изучение основных разделов образовательной области «Технология», включение учащихся в процедуры компьютерного моделирования.

5. Разработанные критерии творческо-позиционного, творческо-целевого, творческо-деятельностного развития способностей обучающихся позволили установить положительную динамику в изменении уровней проявления технологической креативности учащихся 5-9 классов.

6. Результаты исследования по проблеме развития творческих способностей учащихся в образовательной области «Технология» изложены в научно-методических рекомендациях для школьных учителей.

Основные результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи в изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

1. Сайниев, Н.С. Опыт развития творческих способностей школьников на уроках технологии [Текст] / Н.С. Сайниев // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. №12 (88): Психолого-педагогические науки (психология, педагогика, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 308-313

2. Сайниев, Н.С. Предпрофильная подготовка школьников в условиях модернизации Российского образования [Текст] / Н.С. Сайниев // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №5. – С. 196-202.

Методические рекомендации

3. Сайниев, Н.С. Методические рекомендации к выполнению проектов по технологии [Текст] / Н.С. Сайниев. – Бирск: Бирск. гос. соц. – пед. акад., 2008. – 36 с.

Статьи в сборниках научных трудов и материалах научно-практических конференций

4. Сайниев, Н.С. Формирование самостоятельности учащихся в процессе технологического образования [Текст] / Н.С. Сайниев // Образование на рубеже веков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Вагант, 2007. – С. 222-225.

5. Сайниев, Н.С. Реализация некоторых дидактических принципов обучения в технологическом образовании школьников [Текст] / Н.С. Сайниев // Проблемы развития личности в условиях сельской инновационной школы: Сборник научных трудов учителей – исследователей, аспирантов, научных сотрудников, докторантов. / Под общей ред. д-ра пед. наук, проф. Р.З. Тагариева, канд. пед. наук Н.П. Алтуниной. Выпуск 7. – Пермь: Изд-во Камского отделения Академии Естествознания, 2007. – С. 140-146.

6. Сайниев, Н.С. Внедрение метода проектов – дело общешкольное [Текст] / Н.С. Сайниев // Учитель Башкортостана. – Уфа, 2007. – №9. – С. 89-90.

7. Сайниев, Н.С. Из опыта модульного обучения на уроках технологии [Текст] / Н.С. Сайниев // Учитель Башкортостана. – Уфа, 2008. – №4. – С. 76-77.

8. Сайниев, Н.С. Реализация идеи трудового воспитания А.С. Макаренко в развитии творческих способностей учащихся на уроках технологии [Текст] / Н.С. Сайниев // Востребованность и реализация инновационных идей педагогического наследия А.С. Макаренко в практике современных образовательных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. док. пед. наук, проф., Ю.И. Юрички. – Москва – Уфа: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2008. – С. 22-24.

9. Сайниев, Н.С. Развитие теории трудового воспитания и обучения в трудах В.А. Сухомлинского [Текст] / Н.С. Сайниев, А.Ф. Амиров // Выдающийся педагог XX столетия В.А. Сухомлинский и современная школа: Материалы II-ой международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. – С. 222-225.

Подписано в печать 12.01.10.

Гарнитура «Times». Печать на ризографе с оригинала.

Формат 60х84 1/16. Усл.-печ. л. – 1,4. Уч.-изд. л. – 1,2.

Бумага писчая. Тираж 100 экз. Заказ № 001

________________________________________________

452450, Республика Башкортостан, г. Бирск, Интернациональная, 10.

Бирская государственная социально-педагогическая академия

Отдел множительной техники БирГСПА

23



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Развитие педагогической мысли татарского народа в казанском крае в viii-начале XX вв. 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре истории педагогики и этнопедагогики Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
  2. Дидактические основы построения систем форм организации обучения на уроке в начальной школе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Урок
    Защита диссертации состоится «23» декабря 2006 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04. в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385 , г.
  3. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат
    Защита состоится __23 июня__ 2010 г. в 1200 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.078.01. по за щите докторских и кандидатских диссертаций при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г.
  4. Конфликтологическое обучение младших школьников в странах европейского союза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Документ
    Защита состоится «28» июня 2011 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.084.03 при Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта по адресу: 236041, г.
  5. Приоритетность современных информационно коммуникационных технологий и их использование в обучении иностранному языку в вузах республики таджикистан 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «10» декабря 2011 г. в 14:00 часов на заседании диссертационного Совета Д.047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук в Академии образования Таджикистана по адресу: 734024,Республика Таджикистан, г.

Другие похожие документы..