Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В настоящее время для контроля герметичности трубопроводов широкое применение находят акустические течеискатели с корреляционной обработкой сигналов....полностью>>
'Конкурс'
Соревнуются ребята одного возраста из параллельных классов. В команду входят по усмотрению руководителя 5—7человек. Место проведения состязаний — спо...полностью>>
'Документ'
(указывается место нахождения (адрес постоянно действующего исполнительного органа акционерного общества (иного лица, имеющего право действовать от и...полностью>>
'Публичный отчет'
В августе 2011г. произошло переименование МОУ Орловской ООШ в МБОУ Орловскую НОШ и МОУ Широко-Бахолдинской ООШ в МБОУ Широко-Бахолдинскую НОШ. Переоф...полностью>>

Методические указания по дипломному проектированию для учащихся специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»

Главная > Методические указания
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Могилевский государственный экономический профессионально-технический колледж

Утверждаю

Зам. директора по УПР

______________Е.В.Солодкина

от «___»_____________20___г.

Методические указания

по дипломному проектированию

для учащихся специальности 2-40 01 01

«Программное обеспечение информационных технологий»

Разработчики преподаватели

А.М. Юнцевич,

А.И Кашпар

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии преподавателей информационных технологий уровня ССО протокол № ___ от «____»______________20___ г.

Председатель цикловой комиссии: ______________ А.М.Юнцевич

Могилев 2011

Содержание

Предисловие 3

  1. Цели и задачи дипломного проектирования 3

  2. Организация дипломного проектирования.

  3. Общие требования к дипломному проектированию

3.1 Требования к технической части

3.2 Рекомендуемая структура технической части ДП

  1. Состав, объем и содержание дипломного проекта

4.1Содержание разделов технической части дипломного проекта

при разработке программных средств учебного назначения

4.2 Содержание разделов технической части при разработке

программных средств создания Internet-приложений

4.3 Содержание разделов технической части дипломного

проекта при разработке автоматизированных систем

4.4 Расчетно-пояснительная записка

4.5 Графическая часть проекта

  1. Отзыв о работе учащегося над дипломным проектом 8

Список литературы 10

11

Предисловие

В условиях глобальной информатизации общества неотъемлемым качеством специалиста является высокий уровень информационной культуры. Это предполагает знание особенностей информационных потоков в разных предметных областях, умение применять современные информационные технологии для автоматизации ручных работ и решения широкого круга нестандартных задач.

Необходимость информатизации всех областей функционирования общества диктует такие условия подготовки специалистов, чтобы они стали разработчиками, создателями и пользователями современных информационных систем, владели информационными технологиями, умели строить и оценивать работу информационных систем, качество обработки, полноту и точность информации в сфере профессиональной и социальной деятельности информационного общества.

Специалистами такого профиля являются выпускники специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», а дипломное проектирование является формой итогового контроля знаний учащихся.

Выполнение дипломного проекта позволяет проверить умение учащегося применять полученные им знания при выполнении конкретных производственных заданий с экономическим обоснованием принятых решений, проведением научно–исследовательских работ и использованием их результатов на производстве.

Дипломное проектирование осуществляется в сроки, определенные учебным планом. Организация, общее руководство, контроль за ходом дипломного проектирования осуществляются руководителями дипломных проектов.

Руководство экономическим разделом осуществляется консультантом по экономике.

Руководство разделом охраны труда осуществляется консультантом по охране труда.

1 Цели и задачи дипломного проектирования

Дипломный проект является комплексной самостоятельной работой учащихся, которая проходит экспертизу (рецензирование) и защищается перед Государственной экзаменационной комиссией. Основной задачей дипломного проектирования является решение различных задач на основе знаний, полученных при изучении специальных дисциплин.

Учащийся должен проявить максимум инициативы и самостоятельности в разработке комплекса вопросов, вытекающих из темы дипломного проекта.

Качество выполнения проекта определяется глубиной разработок и элементами новизны, вносимыми в дипломный проект. За принятые в проекте технические решения, за правильность оформления и качество всех расчетов несет ответственность учащийся - автор дипломного проекта.

Целями дипломного проектирования являются:

- систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»;

- применение полученных знаний для решения конкретных задач;

- совершенствование навыков ведения самостоятельной проектной работы и реализации проекта на производстве;

- совершенствование приемов и стиля разработки программного обеспечения в различных приложениях.

Дипломный проект является квалификационной работой выпускника. По уровню выполнения дипломного проекта и результатам его защиты Государственной квалификационной комиссией (ГКК) делается заключение о возможности присвоения выпускнику квалификации техник-программист.

2 Организация дипломного проектирования

Написание дипломного проекта (ДП) – процесс достаточно сложный и трудоемкий, включающий разработку темы, экономические расчеты, составление мероприятий по охране труда и технике безопасности.

Тематика дипломных проектов должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития информационных технологий в Республике Беларусь.

Тема ДП назначается, как правило, индивидуально. Для крупных тем может быть привлечено несколько дипломников с четким разграничением решаемых задач.

Руководитель ДП разрабатывает индивидуальное задание и график выполнения проекта для каждого учащегося. Задания рассматриваются цикловой комиссией преподавателей информационных технологий уровня ССО, утверждаются председателем комиссии и выдаются учащимся до начала преддипломной практики.

Руководитель проекта:

- оказывает помощь в подборе материалов и литературы для выполнения проекта;

- проводит консультации и обеспечивает своевременное и качественное выполнение ДП;

- подготавливает отзыв о ДП.

Контроль за ходом выполнения ДП осуществляет руководитель дипломного проекта. Консультанты осуществляют технический контроль и нормоконтроль.

Первая проверка (процентовка) готовности проекта проводится примерно через три недели после начала дипломного проектирования. Требуемый объем выполняемого проекта должен быть не менее 30 % от всего объема. Вторая проверка осуществляется с интервалом в две недели, при этом должно быть выполнено 90 % всего объема ДП.

Заключительная проверка осуществляется в виде рабочей комиссии (предварительной защиты). На рабочую комиссию учащийся должен представить:

- дипломный проект в полном объеме, что означает наличие пояснительной записки с титульным листом, подписанным дипломником, руководителем и всеми консультантами; наличие графической части, подписанной руководителем и дипломником;

- отзыв руководителя.

Во время рабочей комиссии осуществляются проверка готовности дипломника к защите и нормоконтроль. Рабочая комиссия заслушивает доклад учащегося, подготовленный к защите, проверяет соответствие оформления пояснительной записки и графической части стандартам и принимает решение о возможности допуска дипломника к защите.

По представлению рабочей комиссии и отзыву руководителя заведующий отделением ССО назначает рецензента проекта. После получения рецензии допуск учащегося к защите фиксируется подписью заведующего отделением на титульном листе пояснительной записки проекта.

При отрицательных выводах рабочей комиссии вопрос о допуске рассматривается на заседании отделения ССО. При отрицательном заключении кафедры протокол заседания представляется заведующему отделением, который подает его для утверждения директору, после чего учащийся информируется о том, что он не допущен к защите.

Рецензент обязан ознакомиться с материалом ДП и дать письменную рецензию. Рецензия должна содержать заключение о соответствии ДП заданию и оценку качества выполнения отдельных разделов проекта, графической части и пояснительной записки в целом. В ней должны быть указаны положительные стороны и основные недостатки проекта.

Внесение изменений в ДП после рецензирования не допускается.

Допуск к защите объявляется приказом директора учебного заведения.

К защите дипломного проекта перед ГКК учащийся представляет:

- пояснительную записку;

- графические материалы;

- отзыв руководителя;

- магнитный или оптический носитель с этикеткой (при электронном представлении);

- рецензию;

- справку о внедрении, если она есть (диплом с практическим применением).

К защите дипломник подготавливает материалы для компьютерной презентации ДП в режиме слайд-шоу и использует их при защите.

Процедура защиты дипломного проекта устанавливается председателем ГКК и включает, как правило:

- доклад учащегося (не более 10 минут);

- чтение отзыва и рецензии;

- вопросы членов ГКК, которые могут касаться темы проекта или носить общий характер в пределах дисциплин специальности;

- ответы дипломника.

Учащемуся, защитившему дипломный проект, присваивается квалификация техника-программиста.

Дипломный проект после защиты хранится в колледже 5 лет.

Тематика дипломных проектов

Тематика дипломных проектов должна быть актуальной и соответствовать современному уровню и перспективам развития науки и техники, а по своему содержанию отвечать задачам подготовки высококвалифицированных специалистов.

В каждом дипломном проекте должен быть решен комплекс взаимоувязанных технологических и организационно–экономических вопросов, а также вопросов обеспечения экологичности и безопасности жизнедеятельности.

Темы дипломных проектов должны соответствовать основным направлениям профессиональной деятельности специалиста данной квалификации, отражать достижения науки, техники, организации производства.

3 Общие требования к дипломному проектированию

Дипломный проект состоит из пояснительной записки (ПЗ) и графической части. Объем ПЗ должен быть не менее 40 страниц (без учета приложений), объем графической части – не менее 2-х листов формата А1.

Состав пояснительной записки:

- титульный лист установленного образца;

- задание на дипломное проектирование;

- аннотация;

- содержание;

- введение;

- разделы технической части;

- раздел экономической части;

- раздел охраны труда;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Введение должно быть кратким и четким. В нем не должно быть общих фраз и отступлений, не связанных с разрабатываемой темой. Во введении обосновывается актуальность темы, дается краткий анализ достижений в области, посвященной теме ДП, формулируются тема и цель дипломного проекта и задачи, решение которых необходимо для достижения этой цели.

Заключение содержит перечисление основных результатов, характеризующих полноту решения поставленных задач и подводящих итог содержания ДП. Результаты следует излагать в форме констатации фактов с использованием слов «изучены», «сформулированы», «разработаны», «показаны», «предложены», «подготовлены» и т. п. Текст должен быть кратким и ясным. В заключении следует подвести итого проделанной работе, сделать выводы. Заключение должно содержать: основные результаты исследований и выводы, сделанные на их основе, предложения по использованию полученных результатов; научную и социальную значимость работы.

Список литературы. Данный раздел содержит перечень источников, использованных при выполнении дипломного проекта.

Приложения.

Приложение А Код программы

Приложение Б Руководство программиста

Приложение В Система помощи

Экономическая часть. В данном разделе указывают технико-экономические показатели, обосновывающие преимущество выбранного варианта технического решения (согласно требований консультанта по экономической части).

Охрана труда, техника безопасности, противопожарные мероприятия и охрана окружающей среды. Дипломникам необходимо рассмотреть вопросы по охране труда и окружающей среды, согласно требований консультанта по охране труда.

3.1 Требования к технической части дп

Содержание технической части зависит от вида дипломного проекта и должно иметь объем не менее 20 страниц. Дипломные проекты условно делятся на следующие виды:

-программные компоненты системного характера: компиляторы, интерпретаторы, системные программы, выполняющие различные вспомогательные функции, драйверы, программы-оболочки, утилиты (под утилитами имеются в виду программы резервирования, программы копирования информации, программы-упаковщики (архиваторы), программы-русификаторы, программы для диагностики компьютеров, программы-КЭШи (для ускорения доступа к информации на дисках), программы для оптимизации дисков, программы динамического сжатия дисков, программы ограничения доступа (для защиты информации));

-программные компоненты прикладного характера: автоматизированные системы, программные средства учебного назначения, компьютерные игры, реализация математических моделей, расчетные и информационные задачи, сетевые программы, интернет-приложения.

Содержание разделов дипломного проекта зависит от выбранного подхода к реализации программного средства. Различают структурный, объектный и смешанный подходы.

Сущность структурного подхода к разработке программного обеспечения (ПО) заключается в его декомпозиции (разбиении) на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые, в свою очередь, делятся на подфункции, те – на задачи и так далее до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. Структурный подход базируется на двух основополагающих принципах:

- использование процедурного стиля программирования;

- последовательная декомпозиция алгоритма решения задачи сверху вниз.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) – это методика разработки программ, в основе которой лежит понятие «объект». Объект – это некоторая структура, соответствующая объекту реального мира, его поведению. Задача, решаемая с использованием методики ООП, описывается в терминах объектов и операций над ними, а программа при таком подходе представляет собой набор объектов и связей между ними.

Смешанное программирование в настоящее время является наиболее распространенным способом написания программных компонент и объединяет различные подходы к проектированию и разработке программ. Одной из разновидностей смешанного подхода является визуальное программирование. Диалекты различных языков используют визуальные методы для построения интерфейсов, но элементы управления могут быть разработаны как структурным способом, так и объектным.

3.2 Рекомендуемая структура технической части дипломного проекта

Руководитель ДП по своему усмотрению может добавлять разделы технической части ПЗ, структурировать их на подразделы, пункты, подпункты.

В общем случае техническая часть ПЗ к ДП должна содержать описание следующих этапов создания программного средства:

- анализ предметной области и формулировку требований к программе;

- проектирование задачи;

- реализацию программы в кодах (собственно программирование);

- тестирование программы;

- руководство по применению программы.

Первый раздел содержит анализ и постановку задачи: исследование предметной области, определение круга задач, который должна решать программа, выделение ключевых абстракций, обоснование необходимости компьютерной обработки информации или процессов, анализ существующих решений.

Второй раздел отражает этап проектирования задачи, который заключается в разработке моделей, позволяющих понять структуру будущей системы и процесс ее функционирования, сбалансировать требования и наметить схему ее применения, определить виды выходных данных, их представление и способы хранения, вычислительную систему, алгоритм решения задачи (при структурном подходе); описание классов, иерархию классов, механизмы взаимодействия классов (при объектном подходе); функциональная модель объекта, модель данных, организация данных – логическая и физическая структура данных в контексте инструмента разработки; процессы; описание пользовательского интерфейса.

Результатом должна стать детализированная модель системы, представленная в виде совокупности диаграмм в нотации UML. Согласно методологии объектно-ориентированного анализа и проектирования, именно данная модель должна «служить» исходной информацией для написания программного кода. Итогом работы должна стать некоторая концептуальная схема, содержащая описание основных компонентов и тех функций, которые они должны выполнять.

Третий раздел (программирование) содержит описание программы. Здесь освещаются:

- обоснование выбранных средств и инструментов разработки;

- требования к аппаратным ресурсам и ОС;

- решение конкретной задачи проекта выбранными средствами.

Этап программирования вряд ли нуждается в уточнении, поскольку является наиболее традиционным для программистов.

Появление инструментариев быстрой разработки приложений (Rapid Application Development (RAD)) позволило существенно сократить время и затраты на выполнение этого этапа. Результатом данного этапа является программное приложение, которое обладает требуемой функциональностью и способно решать нужные задачи в конкретной предметной области.

Четвертый раздел определяет содержание испытаний программного средства. На этапе тестирования программы проводится проверка работоспособности программы на некоторой совокупности исходных данных или при некоторых специальных режимах эксплуатации. Результатом является повышение надежности программы, исключающее возникновение критических ситуаций или нанесение ущерба компании, использующей данное приложение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указания к дипломному проектированию по специальности 351400 «Прикладная информатика в экономике»

    Методические указания
    Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой “Экономических информационных систем и информационных технологий” (Протокол № 20 от 5.11.2004 года).
  2. Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики для учащихся специальности

    Методические рекомендации
    Преддипломная практика для учащихся специальности 2-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий» является важным составным элементом учебного процесса и играет существенную роль в профессиональном становлении высококвалифицированных
  3. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 1, 2011 г

    Документ
    Прапануем чарговы выпуск Паказальніка літаратуры, які змяшчае інфармацыю аб новых паступленнях у фонд ўнутрырэспубліканскага дакументаабмену і пераразмеркавання аддзела камплектавання фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі.
  4. А. С. Пушкина Информационно-библиографический отдел Омские книги (июль сентябрь 2011 г.) Выпуск 3 Ежеквартальный библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Омские книги : ежекварт. библиогр. указ. Вып. 3 (июль-сент. 2011 г.) / Ом. гос. обл. науч. б-ка им. А. С. Пушкина ; сост. Е. В. Шарамеева; редкол.: Л. Г.
  5. Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ

    Методические указания
    Изложены основные рекомендации и требования по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ. Приводятся необходимые образцы их основных составных частей.

Другие похожие документы..