Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
До истечения трех лет шести месяцев со дня введения в действие Закона РК «О национальных реестрах идентификационных номеров» по всему тексту настояще...полностью>>
'Документ'
Для подолання протиріч між темпами суспільного та індивідуального соціально-культурного розвитку сучасні навчальні заклади потребують створення, осво...полностью>>
'Статья'
Настоящий областной закон регулирует отношения, возникающие в связи с ежемесячными денежными выплатами опекуну (попечителю) средств на содержание под...полностью>>
'Документ'
Миссия: Обеспечение устойчивого развития предпринимательства, торговли и сельского хозяйства города Усть-Каменогорска, создание условий для производс...полностью>>

Докладчик: г-н Иоаннис амиридис, Член Комитета (Греция)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Док.: GA37/LC37/REP/11/r

ДОКЛАД*

РОЛЬ ПАРЛАМЕНТОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ

УСКОРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

    Докладчик: г-н Иоаннис АМИРИДИС, Член Комитета (Греция)

I. ВСТУПЛЕНИЕ

Комитет по правовым и политическим вопросам на своем тридцать шестом заседании в Брюсселе 13 октября 2010 г. принял решение рассмотреть развитие научно-технического прогресса в государствах-членах ЧЭС с точки зрения парламентского вклада в этот процесс.

В связи с этим, тридцать седьмое заседание Комитета в Кишиневе 12-13 апреля 2011 г. посвящено вопросу «Роль парламентов в законодательном обеспечении ускорения научно-технического прогресса» и призвано подготовить доклад и рекомендацию для обсуждения на тридцать седьмом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи в Киеве в июле 2011 г.

ПАЧЭС уделяла большое внимание вопросам развития науки и техники в течение всей деятельности Ассамблеи и утвердила соответствующие доклады и рекомендации1, где подчеркивалось значение обеспечения долгосрочной устойчивости исследований и развития более тесных отношений между наукой и инновационными системами.

Главы государств и правительств отмечали в «Декларации юбилейного саммита по случаю пятнадцатой годовщины Черноморского Экономического Сотрудничества» от 25 июня 2007 г., что «углубление сотрудничества в приоритетных областях, представляющих общий интерес, таких как защита окружающей среды, торговля, транспорт, туризм, энергетика, телекоммуникации, наука, техника и борьба с терроризмом, даст ощутимые результаты, которые повысят качество жизни народов этого региона».

В связи с этим, министры, отвечающие за развитие науки и техники государств-членов ЧЭС, приняли декларацию в Софии 9 апреля 2010 г., где подчеркивается, что «наука и техника являются основным капиталом социально-экономического развития, и государства-члены ЧЭС, учитывая свои богатые давние традиции, стремятся уделять особое внимание дальнейшему развитию и укреплению этой области как на национальном уровне, так и в масштабах всей Организации». В Декларации на ЧЭС возлагается обязанность «направить деятельность на укрепление регионального сотрудничества в области научных исследований и технологического развития как основной движущей силы динамичного и устойчивого экономического роста и процветания народов региона».

В докладе использовалась информация, предоставленная национальными делегациями Азербайджана, Болгарии, Грузии, Греции и Румынии. Кроме того, справочный материал был получен Международным секретариатом ПАЧЭС из соответствующих источников сети Интернет.

II. РОЛЬ ПАРЛАМЕНТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ УСКОРЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

  1. Наука и техника являются основными компонентами общего прогресса общества. Ускорение научно-технического прогресса по широкому спектру областей пролагает путь для многих блестящих открытий. Множество исследований и инноваций, применяемых на практике в настоящее время, делают жизнь легче и комфортнее.

  2. Быстрый темп роста науки и технологии становится самым важным фактором развития национальной экономики во всем мире. Распространение новых знаний, продукции и процессов, получаемых в результате научно-технического прогресса, преобразует социальные структуры, поведение и сознание человека. Научный прогресс служит интересам общества, помогает повышать благосостояние людей и развивает общественное образование. Распространение новых технологий вторгается в культуру и повседневную жизнь. Расширение информационных сетей и системы Интернет позволяет все большему количеству людей во всем мире общаться и быстро передавать информацию. В последние годы ученые достигли большого успеха в развитии физики, химии, биологии и т.д., а использование технологии в сельском хозяйстве повысило продуктивность. Достижения в сфере медицинских исследований и современного здравоохранения играют огромную роль в улучшении качества жизни людей. Технологический прогресс преобразует процесс развития разных видов транспорта.

  3. Наука оказывает воздействие на все сферы человеческой жизни, а рост знаний ведёт к ещё большему влиянию на деятельность человека. Научные знания предоставляют возможность не только улучшать условия жизни, но и радикально её изменять. Глобализация привела к новым моделям взаимодействия, которые изменяют то, как получаются, распространяются и применяются знания. Глобальные научные и технологические сети и платформы способствуют распространению научно-технических знаний и информации.

  4. Достижения в области науки и технологий имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Стремительный научный прогресс поднял ряд проблем в сфере экологии и безопасности, которые вызывают глубокую озабоченность в наши дни. Результаты научно-технического прогресса могут быть использованы как в мирных, так и криминальных и террористических целях. Несомненно, что нестабильный политический климат, неразрешенные и затянувшиеся конфликты, снижающийся уровень жизни, продолжительные споры о границах и неотложные проблемы безопасности лишают регион возможности в полной мере воспользоваться преимуществами процесса экономического сотрудничества и научно-технического прогресса.

  5. Более широкое сотрудничество в области науки и техники имеет важное значение для широкого спектра проблем, связанных с устойчивым развитием и повышением безопасности. В этом отношении, международное научно-техническое сотрудничество по созданию эффективных и прозрачных механизмов для расширения партнерства между государственным и частным секторами, направленных на получение инноваций, приобретает особое значение. Современные исследования дают огромное количество разнообразной информации, и задача сегодняшнего дня обработать, проанализировать и обменяться этой информацией таким образом, чтобы оптимизировать научные достижения, избегать дублирования усилий и максимально использовать преимущества информационно-коммуникационных технологий.

  6. Национальные парламенты государств-членов ЧЭС уделяют особое внимание обзору, обновлению и модернизации существующих законодательных рамок и введению в действие необходимых законов, соответствующих международным стандартам в области науки и технологии и отвечающих вызовам современного общества. Приоритетными направлениями национальной повестки дня являются укрепление политики с целью привлечения внимания общественности; повышение качества подготовки ученых; поощрение мобильности между государственным и частным исследовательскими секторами и расширение возможностей для проведения научно-технических исследований; оценка имеющейся практики и обмен передовыми подходами к разработке более совершенных методологий для оценки социально-экономических последствий; изучение влияния различных форм защиты интеллектуальной собственности, программного обеспечения, на доступ к информации о программном обеспечении и последующих модификациях; определение эффективных мер, направленных на расширение участия в научно-техническом просвещении; использование ресурсов повышения привлекательности науки и техники с самого начала процесса образования; укрепление организационно-правовых рамок обработки электронной научно-исследовательской информации; разработка ясных, официальных организационно-правовых правил ответственности различных сторон, участвующих в деятельности, связанной с информацией; более полное использование ресурсов для инновационных разработок и новых знаний с целью повышения научно-технического потенциала; уделение необходимого внимания требованиям национального законодательства о национальной безопасности и секретности; достижение устойчивого развития через применение научно-технических достижений с помощью укрепления национальной инновационной политики и программ. Соответствующие национальные законы и нормативы проводятся в жизнь национальными ведомствами и учреждениями, контролирующими деятельность соответствующих министерств.

  7. В Албании ответственность за деятельность университетов, научно-исследовательских центров и исследовательских институтов распределена между несколькими министерствами и Академией наук. Министерство образования и науки Албании отвечает за стратегическое планирование и правовые аспекты науки и техники, разработку национальных программ, технологическое развитие и международное научное сотрудничество. Большая часть деятельности Управления научных исследований посвящена двустороннему научно-техническому сотрудничеству. Это включает обмен учеными и студентами, а также документацией и информацией. Оно оказывает помощь совместным проектам исследований, и участию в конференциях и семинарах. В Албании были предприняты усилия по созданию сети связи между научными кругами и системой ИТ. Правовая база обеспечивается законом о научно-техническом развитии, законом о высшем образовании, законом об Академии наук; соответствующими правительственными решениями, решениями Совета по научной политике и технологическому развитию, а также министерскими постановлениями. Приоритеты научно-технического развития определены в национальной научно-технической и инновационной стратегии Албании на 2009-2015 годы.

  8. В Армении существуют прочные традиции научно-технического развития и образования. Армянские вузы продолжают модернизировать свою структуру и программы обучения. Успешное экономическое развитие на основе науки и техники требует больше, чем простое определение исследований и технологий, которые могут иметь экономический потенциал в более развитых рыночных экономиках. Оно требует создания цепочек, имеющих возможность финансировать, развивать и выставлять на рынок многообещающие технологии. Ряд достижений, имеющихся на сегодняшний день, и длинный перечень сфер потенциального интереса в будущем вызывают оптимизм, также как и изобретательность армянских ученых в создании и поддержании связи с международным научным сообществом. Закон о научной и научно-технической деятельности регулирует взаимоотношения между субъектами научно-технической деятельности, государственными органами власти и пользователями результатов исследований; определяет принципы формирования и проведения государственной политики в сфере научно-технической деятельности. Он также определяет правовой статус субъектов научно-технической деятельности; основные задачи, направления и принципы государственной политики в области науки и техники; полномочия руководящих органов в сфере науки; правовой статус научных организаций.

  9. В Азербайджане Национальная Академия наук является авторитетным государственным учреждением, формирующим политику научно-технического развития. Академия наук координирует деятельность всех исследовательских институтов и высших учебных заведений. Её основной задачей является проведение фундаментальных и прикладных исследований в области естественных, технических, социальных и гуманитарных наук с целью получения новых знаний и ускорения социально-экономических преобразований в стране. Научные достижения оказали огромное воздействие на формирование азербайджанского демократического государства. Деятельность Академии осуществляется по нескольким научно-исследовательским направлениям с эффективной исследовательской структурой. Каждое научное отделение включает исследовательские институты, целевые советы, комиссии, комитеты, научные общества и соответствующие научно-редакционные советы. Академия наук охватывает 66 учреждений, включающих 248 научно-исследовательских института, 9 проектировочных и технических отделений, 2 региональных исследовательских центра, 4 музея, 2 обсерватории, 3 экспериментальных завода и исследовательский центр «Азербайджанская национальная энциклопедия». В 2009 г. был утвержден новый Закон «Об образовании» и Распоряжением Президента страны от 4 мая 2009 г. утверждена «Национальная стратегия по развитию науки в Азербайджанской Республике на 2009-2015 гг.» и «Государственная программа по реализации Национальной стратегии по развитию науки в Азербайджанской Республике на 2009-2015 гг.». При Президенте Азербайджанской Республики создан Фонд развития науки, который выделяет гранты в целях реализации наиболее актуальных научных проектов.

  10. В Болгарии министерство просвещения и науки отвечает за развитие исследовательской деятельности и выработку политики в области образования. Национальный научный фонд – независимое подразделение министерства - играет главную роль в финансировании исследовательских проектов на конкурсной основе, а проекты осуществляются, главным образом, в рамках государственных исследовательских институтов или в сотрудничестве с деловыми кругами. Он также поддерживает деятельность международных объединений. Министерство экономики участвует в развитии высокотехнологичных секторов. Болгарское агентство по развитию малых и средних предприятий оказывает поддержку МСП. Оно управляет Национальным инновационным фондом, созданным в 2005 г. с целью финансирования дорыночной фазы развития продукта, главным образом, для фирм, сотрудничающих с государственными научно-исследовательскими институтами.

  11. Выработкой политики и финансированием в Грузии занимается министерство образования и науки и Грузинский национальный научный фонд. Исследования фактически проводятся в государственных университетах (частные университеты направляют эти исследования, главным образом, на образование), научно-исследовательских институтах и, в меньшей степени, в неправительственных организациях. Грузинская Академия наук является консультационным органом и играет главную роль в определении национальных приоритетов в области исследований и развития. Продолжающиеся изменения системы исследований в Грузии охватывают следующее: оптимизацию количества и профиля деятельности научно-исследовательских институтов и их интеграцию в университетскую систему; выработку новых моделей финансирования науки и техники; поддержку молодых ученых и т.д. В настоящее время в Грузии имеется 63 научно-исследовательских института и около 20 частных институтов, главным образом, медицинского профиля. Научно-техническая деятельность также осуществляется 6 аккредитованными университетами. Закон о науке и технике и их развитии регулирует принципы научно-технического развития в Грузии. Соответствующее законодательство также включает закон о зонах информационных технологий; закон о развитии инфраструктуры для науки и образования; Закон о будущем развитии высоких технологий.

  12. С момента создания Афинской академии многое было сделано в области науки и техники в Греции. Кроме Афинской академии в Греции имеется ещё пять крупных научно-исследовательских институтов. Ассоциация греческих химиков и греческое математическое общество в Афинах являются двумя главными специализированным научно-исследовательскими институтами. Девять колледжей предлагают передовую научно-техническую подготовку. Министерство исследований и технологии и греческая сеть исследований и технологии оказывают помощь в исследованиях и развитии коммуникационных и информационных технологий по всей Греции. Генеральный секретариат по исследованиям и технологии (ГСИТ) Министерство развития предлагают практические семинары для более конкретной и глубокой информации о науке и технике в Греции. В рамках своих программ ГСИТ Министерство развития поддерживает исследовательскую деятельность как научно-исследовательских институтов страны, так и отраслевых НИИ; способствует передаче и распространению передовых технологий по всей стране; способствует укреплению исследовательских кадров страны; развивает сотрудничество с другими странами и международными организациями по вопросам исследований и технологии; создает новые институты и технологические центры; поддерживает распространение информации об исследованиях и технологиях во всех стране и за её пределами с помощью системы ИТ и сетей; стимулирует деятельность, направленную на привлечение внимания общественности к вопросам исследований и технологии. Греческие университеты показывают высокий уровень исследовательской деятельности как по проектам, направленным на укрепление конкурентоспособности предприятий, так и по проектам, направленным на решение социальных вопросов. В Греции имеется пять научно-технических парков: научно-технический парк на Крите, технологический парк в Салониках, научно-технический парк Эпира, научный парк в городе Патры и технологический парк Фессалии. Инновационный коммутационный центр в Греции оказывает деловые услуги, нацеленные на содействие транснациональной передаче технологий, включая доступ к инновационному финансированию, проведение технологических мероприятий и советы экспертов по другим ключевым вопросам.

  13. В Молдове реформирование науки началась в 2004 г. Ратифицирование научно-инновационного кодекса стало поворотным пунктом в развитии науки и инноваций в стране. Это привело к двум существенным изменениям в роли Академии наук, ставшей единственным общественным институтом национального значения в области науки и инноваций, полномочным координатором научной и новаторской деятельности, высшим научным форумом и научным советником для государственных органов власти. Академи наук даны правительственные полномочия в области научных исследований. Агентство по инновациям и передаче технологий (АИПТ) созданное в соответствии с научно-инновационным кодексом и уполномоченное действовать в сфере проведения политики и стратегии по передаче инноваций и технологий, содействует развитию инновационной инфраструктуры в стране. Государственные программы в области науки и инноваций осуществляются правительством и научными кругами в лице Академии наук и согласно стратегическим направлениям деятельности в этой области.

  14. Научно-техническая политика в Румынии координируется Министерством образования и исследований, отвечающим за разработку и проведение научно-инновационной политики. Национальный Совет по научно-технической политике является высшим правительственным координационным органом, отвечающим за выработку исследовательской и инновационной политики с другими социально-экономическими задачами. Кроме того, имеется несколько специализированных учреждений, отвечающих за конкретные сферы деятельности, и консультативные органы; в последние годы был официально создан ряд центров или инфраструктур, ориентированных на передачу технологий. Законодательные рамки включают решение 787/2005 о создании Румынского агентства по науке и технике при Европейском Союзе; постановление правительства №7/2005 об использовании атомной энергии в исключительно мирных целях; решение правительства №1449/2005 об уставе национального ведомства по научным исследованиям; постановление правительства №57/2002 о научных исследованиях и развитии технологий; закон №150/2000 об утверждении постановления правительства №62 о создании Центра управления финансированием высшего образования и научных исследований в университетах. Национальная стратегия исследований и развития Румынии определяет государственную политику, направленную на достижение задач, представляющих национальных интерес в области науки. Она включает стратегические рекомендации ЕС о европейском территориальном сотрудничестве посредством реализации совместных программ в границах ЕС (с Венгрией и Болгарией) и вдоль внешних границ ЕС (с Сербией, Украиной-Молдовой, Венгрией-Словакией-Украиной, широким Черноморским регионом), транснациональных оперативных программ сотрудничества для юго-восточного европейского пространства (SEES) и межрегиональных программ сотрудничества.

  15. Научно-технические организации в России делятся на четыре основных сектора в зависимости от вида промышленности и основных функций - организации правительственного сектора, которые оказывают поддержку правительственным институтам, работая для общества в целом; организации сектора делового предпринимательства, поддерживающие компании, выпускающие продукцию и оказывающие услуги по продаже; организации сектора высшего образования, задействованные в профессиональной подготовке высококвалифицированных профессионалов в высших учебных заведениях; организации частного сектора некоммерческого характера, включая частные компании, не работающие в коммерческих целях. Государственный бюджет остаётся самым крупным источником финансирования российской науки. В стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации научно-технический прогресс назван в качестве приоритета. Приоритетные сферы науки и техники определяют общие направления, способные обеспечить новые технологии и возможности. Среди них – информация и телекоммуникации; нано технологии; рациональное использование природных ресурсов; энергетика и энергосбережение; транспорт, авиация и космические системы; безопасность и противодействие терроризму; перспективные вооружения, военное и специализированное оборудование. В 2010 г. Президент назвал пять приоритетов для модернизации российской экономики: ядерные и информационные технологии, космос, биомедицинские исследования и энергетическая эффективность. Основными руководящими органами в сфере науки, технологии и инноваций являются правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, возглавляемая в настоящее время премьер-министром, и комиссия по модернизации и технологическому развитию, во главе которой стоит президент. Комитет по образованию и науке Государственной Думы представляет федеральные законопроекты в комитеты, комиссии и депутатские группы Государственной Думы, Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, а также законодательным и исполнительным органам избирательных округов Российской Федерации. Российская Федерация оказывает поддержку научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами на основе существующих международных соглашений Российской Федерации, международных научных программ и проектов, и стремится к расширению научно-технического сотрудничества с исследователями и исследовательскими организациями.

  16. В Сербии на министерство науки и охраны окружающей среды возложены основные функции по формулированию научно-технической политики в рамках закона о науке. В своей деятельности министерство поддерживает, прежде всего, основную исследовательскую деятельность, на которую отводится большая часть его бюджета. Другими сферами деятельности являются технологическое развитие и передача технологий, международное сотрудничество, трудовые резервы и мероприятия по созданию информационного общества с акцентом на академическом сотрудничестве, инфраструктура информационной технологии и электронное правительство. Самым последним проявлением интереса к проведению инновационной политики является подготовка нового закона об инновациях. Международное сотрудничество направлено, прежде всего, на пересмотр двусторонних соглашений и участие в многосторонних программах, где особое внимание уделяется рамочным программам ЕС.

  17. Высший Совет по науке и технологиям (ВСНТ) является высшим руководящим органом в сфере науки Турции, возглавляемым премьер-министром и наделенным полномочиями для принятия решений в сфере национальной науки, технологии и инновационной политики. ВСНТ состоит из членов постоянного совета, представляющих государственных министров, национальную оборону, финансы, национальное образование, здравоохранение, сельское хозяйство и сельское развитие, промышленность и торговлю, энергетику и природные ресурсы, окружающую среду и лесоводство; председателя совета по высшему образованию; заместителя председателя государственного планирования; заместителей казначея и министра внешней торговли; председателя турецкого ведомства по атомной энергетике; председателя и заместителя председателя Совета по научным и техническим исследованиям Турции (ТУБИТАК); генерального директора управления радио и телевидения Турции; председателя Союза торгово-промышленных палат Турции, а также члена, который будет назначен университетом, выбранным Советом по высшему образованию; и других соответствующих участников, приглашаемых на заседания в качестве консультантов. В общем, более ста различных участников из правительственных органов, секторов высшего образования и деловых кругов представлены на заседаниях ВСНТ. Его функциями являются оказание содействия правительству в определении долгосрочной политики в области науки и техники; определение приоритетных областей для исследований и развития; подготовка соответствующих планов и программ, разработка процедур по созданию центров частных институтов, а также мониторинг и оценка их деятельности; координирование деятельности секторов и институтов на этапах составления программ и их осуществления. С целью расширения возможностей для развития техники, инновационной культуры и конкурентоспособности турецких компаний, таких институтов, как ТУБИТАК, министерство промышленности и торговли, Организация по развитию малого и среднего бизнеса (KOSGEB), и Фонд технологического развития Турции (ФТРТ) проводят политику, обеспечивающую финансирование исследований и развития. Создание технологических парков в рамках закона о зонах развития технологий укрепляет связь между частным сектором и исследовательским сообществом. Турция придает особое значение укреплению международного сотрудничества в области науки и техники.

  18. Наука в Украине сконцентрирована в институтах, представляющих академические, прикладные, университетские и промышленные направления науки. Министерство образования и науки Украины (МОНУ) является главным исполнительным органом в области науки на Украине, руководимым и координируемым Кабинетом министров Украины, который проводит политику правительства в сфере образования, научно-технических исследований и развития, определяет основные направления, обеспечивает интеграцию национальной науки и образования в глобальную систему. Министерство образования и науки Украины разрабатывает и осуществляет национальные научно-технические программы. Другие министерства и государственные комитеты Украины включают в свою инфраструктуру отдел по науке, технологии и инновациям, в частности, министерство промышленной политики, министерство аграрной политики, министерство здравоохранения, министерство экономики, министерство экологии, министерство топлива и энергетики, министерство транспорта и связи, и другие. Задачи и приоритеты научно-технического развития осуществляются с помощью системы программ научно-технического предпринимательства. Приоритетными областями научно-технического развития являются следующие: фундаментальные исследования наиболее важных проблем естественных и гумманитарных наук; новые биотехнологии и методы; новые компьютеризированные инструменты и технологии в электроэнергетике, промышленности и сельском хозяйстве.

  19. Страны ЧЭС имеют давние традиции и практические результаты в сфере научных исследований и развития технологий, однако всё ещё есть необходимость в укреплении, стимулировании и использовании накопившегося за годы опыта и творческого потенциала в качестве капитала национального и регионального развития. В большинстве государств проходит глубокая реорганизация системы и инфраструктуры исследований, направленная на удовлетворение существующих потребностей. Однако, улучшение инфраструктуры исследований по-прежнему остаётся главной необходимостью в большинстве государств-членов ЧЭС. Сотрудничество между государствами становится всё более полезным в рамках двусторонних мероприятий, обмена передовой практикой, обмена опытом и т.д., что обогащает разработку и осуществление национальной политики в области науки и технологии. Мероприятия по укреплению системы образования становятся более эффективными с помощью компетентных ведомств, таких как национальные академии, исследовательские советы и фонды, участвующие в создании общества знаний.

  20. В связи с этим государства заключают двусторонние соглашения между собой по подготовке законодательства в области науки и техники. В качестве примера можно упомянуть о том, что Албания заключила соглашение с Грецией о научно-техническом сотрудничестве; у Грузии имеются соглашения с Грецией, Болгарией и Украиной о сотрудничестве в области науки; Молдова подписала двусторонние соглашения с Азербайджаном, Россией и Украиной. Украина заключила соответствующие соглашения о сотрудничестве в области науки и техники с Арменией, Азербайджаном, Болгарией, Грузией, Грецией, Молдовой, Румынией и Россией.

  21. Наряду с развитием национальной системы, способствующей научно-техническому прогрессу, расширилось многостороннее сотрудничество между черноморскими государствами в рамках ЧЭС. ЧЭС выступает в качестве платформы для диалога, сотрудничества и обмена информацией и опытом между лицами, принимающими решения, и научными кругами региона. Пристальный интерес государств ЧЭС к этой сфере проявляется во время проводимых заседаний министров по науке и технике. Последнее заседание министров состоялось в Софии 9 апреля 2010 г., где была принята совместная декларация и второй план действий по сотрудничеству в области науки и техники (2010 г.-2014 г.), являющийся продолжением плана действий по сотрудничеству в области науки и техники 2005 г.

  22. План действий ЧЭС по сотрудничеству в области науки и техники (2010 г. - 2014 г.) выступает в роли механизма для достижения целей, определенных в Декларации министров по науке и технике государств-членов ЧЭС 2010 г., и практического выражения вновь подтвержденной приверженности региональному сотрудничеству в области науки и техники. План действий вновь подтверждает приоритетность трудовых ресурсов, наращивания потенциала, исследовательской инфраструктуры и инноваций. План действий предусматривает следующие политические ориентиры в сфере трудовых ресурсов: дальнейшее укрепление социальной роли экспертов, занятых в сфере науки и техники с целью обеспечения устойчивого развития на основе знаний; повышение эффективности местного персонала, занятого в исследовательской деятельности, с помощью стабильной рабочей среды, мобильных схем, обмена учеными и взаимного участия в научных мероприятиях; дальнейшая стимуляция молодых исследователей во избежание утечки мозгов; профессиональная подготовка должностных лиц и администраторов исследований по вопросу более эффективной организации национальных исследовательских систем. В вопросе наращивания мощностей предусматриваются следующее: проведение исследований в масштабе региона с оценкой эффективности и потенциала исследовательских систем региона, включая сравнительный анализ влияния национальных исследовательских программ; проведение политики и стимулирование более широкого участия частного сектора в системе исследований региона; осуществление процедур оценки исследовательских центров и институтов на основе международно-принятых стандартов; достижение нормативной совместимости между государствами-членами ЧЭС в соответствии с международными стандартами путем пересмотра существующих правовых и административных норм в области защиты прав интеллектуальной собственности; гармонизация существующих национальных стандартов и систем сертификации в государствах-членах ЧЭС путем постепенного сближения с нормами Международной организации стандартов; рассмотрение вопроса о введении региональной системы национальных контактных центров, предназначенных для анализа деятельности организаций, осуществляющих сотрудничество в рамках ЧЭС, и своевременного обеспечения информацией об осуществляемых и запланированных исследованиях, открытых и выгодных для трансграничного сотрудничества и/или совместного финансирования; оказание поддержки деятельности исследовательских центров, в обязанности которых входит координация мероприятий по всему региону ЧЭС в конкретных областях, таких как качество воды, сейсмологические исследования и т.д., для проведения оценочных исследований и т.д.; создание электронной базы данных об организационно-правовом профиле исследовательских институтов стран ЧЭС. В исследовательской инфраструктуре были предусмотрены следующие инициативы: подготовка многонациональных проектов развития инфраструктуры регионального значения, направленных на использование современной инфраструктуры, включая экспериментальные региональные институты объединяющие ресурсы нескольких стран-участниц или исследовательских институтов, а также международных источников финансирования; расширение, укрепление и обеспечение устойчивости связи между национальными исследовательскими и учебными электронными сетями государств-членов и европейской г/бит сетью GEANT/GEANT-2 и другими европейскими электронными инфраструктурами. В инновационной сфере: аналитический сравнительный анализ эффективности структур, связанных с инновациями для определения передового опыта; объединение в сеть инновационных структур на региональном уровне с аналогичными международными структурами, включая ЕС, для интенсификации обмена информацией и передовым опытом; многосторонние схемы, предпочтительнее в региональном формате ЧЭС, для подготовки специалистов и управленческого персонала, занятого в инновационных структурах; проведение технико-экономического обоснования развития новых инновационных структур и определение имеющихся и необходимых ресурсов для этих целей. План действий также подчеркивает значение подготовки меморандумов о взаимопонимании по развитию сотрудничества в конкретных областях науки и техники, которые должны обсуждаться на уровне Рабочей группы ЧЭС по сотрудничеству в области науки и техники.

  23. Международный Центр Черноморских Исследований в тесном сотрудничестве с ЧЭС и связанными с ним органами работает над реализацией принципов устойчивого развития, инноваций и надлежащего управления, которые могли бы укрепить регион и привести к созданию динамичного центра, способного оказывать позитивное воздействие на различные аспекты развития широкого Черноморского региона. Среди его приоритетов – активизация и усиление человеческого капитала в информационных сетях; развитие надлежащего управления путем укрепления сотрудничества с НПО и гражданским обществом; оказание поддержки участию в информационных и инновационных сетях; разработка программ подготовки в соответствии с новыми предложенными приоритетами; освещение передового опыта в исследованиях и инновациях; и укрепление взаимоотношений с учебными заведениями и молодыми исследователями, которых знакомят с проблемами Черноморского региона и которые будут сотрудничать с МЦЧИ в разнообразных форматах; проведение политики и выработка целевых рамок для перспектив устойчивого развития региона, уделяя при этом особое внимание трансрегиональному сотрудничеству, трансграничному сотрудничеству, торговле, транспорту и новым инвестициям, параллельно используя такую ключевую политику, как «зелёное предпринимательство», «зелёные перевозки» и т.д. Сближение с программой «Зелёное Черное море» является новой перспективой, характеризуемой особым вниманием, уделяемым развитию, культуре, а также социально-экономическому процветанию; эта перспектива выходит за рамки традиционного подхода и делает движущей силой концепцию устойчивого развития, инноваций и управления. МЦЧИ участвует в дискуссиях руководства ЧЭС, а также органов, связанных с ЧЭС, главным образом, в роли консультанта. При наличии конкретных поручении МЦЧИ готовит проекты политических документов (декларации министров, планы действий, информационные документы), координирует деятельность специализированных групп экспертов по взаимодействию между ЧЭС и ЕС, а также по вопросам, связанным с безопасностью и стабильностью. Он также принимает активное участие в работе постоянных Рабочих групп ЧЭС. МЦЧИ регулярно докладывает об этой деятельности Совету министров иностранных дел ЧЭС. Как независимая структура по исследованиям и профессиональной подготовке, МЦЧИ наряду со своей организационной ролью использует синергию и разрабатывает дополнительные мероприятия, включая подготовку и публикацию исследовательских документов, проведение различных научных мероприятий, управление проектами исследований на контрактной основе, а также сетевые мероприятия. Программа включает ежегодную конференцию МЦЧИ – международный форум для тематических дискуссий между лицами, занимающимися выработкой политики, и исследователями; Международный Черноморский симпозиум – интерактивный учебный форум для молодых специалистов; Черноморская исследовательская сеть – многопрофильная система исследовательских институтов; Программа помощи МЦЧИ – вовлечение ведущих экспертов и представителей местных заинтересованных кругов в дискуссии по региональным вопросам; управление проектом: специально для проектов в области науки и техники, финансируемых совместно с ЕС.

  24. Европейское сотрудничество в области научно-технических исследований (COST) является первой и самой широкой европейской сетью по координированию исследований, финансируемых из национального бюджета. Оно основано на межправительственных рамках сотрудничества, согласованных после конференции министров в 1971 г. Болгария, Греция, Румыния, Сербия и Турция являются членами COST. Начав с ограниченного количества научных сфер, COSTYLE="стала системой для сотрудничества в области исследований, охватывающей 33 европейских государства. Миссия COSTYLE="заключается в укреплении научно-технических исследований в Европе при поддержке европейского сотрудничества и взаимодействия между европейскими исследователями. Оно направлено на укрепление европейской синергии и эффективности неконкурентных и ненормативных исследований. За счёт фондов, обеспечиваемых COST, покрываются координационные расходы исследовательских сетей, тогда как исследования финансируются за счет национального бюджета. COSTYLE=" финансируется, главным образом, из особого раздела рамочных программ EU RTD. Как предшественник передовых многоплановых исследований, COSTYLE="играет важную роль в создании Европейского исследовательского пространства (ЕСП), предполагая и дополняя деятельность рамочных программ, выступающих в качестве моста, объединяющего научные круги всей Европы, повышая мобильность исследователей по всей Европе и способствуя созданию крупных проектов рамочной программы во многих ключевых научных областях, таких как биомедицина и молекулярные бионауки; продукты питания и сельское хозяйство; лес, его продукция и обслуживание; материалы, физические и полученные за счет нано технологий; химия и молекулярные науки и технологии; наука о земле и использование окружающей среды; личность и общество, культура и здравоохранение; информационные и коммуникационные технологии; транспорт и городское развитие.

  25. Следует укреплять координированные усилия на национальном и международном уровнях для содействия прогрессу научных исследований и инноваций; расширение использования существующих национальных и международных инструментов и развитие взаимовыгодного сотрудничества между правительством, гражданским обществом, бизнесом и промышленностью для повышения уверенности в использовании науки и техники на благо устойчивого развития.

Роль национальных парламентов

  1. Национальные парламенты, как законные представители народа, несут закрепленную конституцией ответственность защищать интересы избирателей. Их обязанность - озвучивать заботы и надежды избирателей для содействия глобальным процессам в научно-техническом развитии через обмен взглядами и обсуждение основных вызовов и перспектив, стоящих перед отдельными странами и регионом.

  2. Важной задачей национальных парламентов является осуществление контроля над деятельностью правительства в области, способствующей научно-техническому прогрессу, уделяя при этом особое внимание совершенствованию образования и исследований, для того, чтобы своевременно вводить в силу соответствующее законодательство. Также важно продолжать сближение законодательства со стандартами ЕС и международными нормами.

  3. Парламенты должны внимательно определять приоритеты финансирования науки, технологий и инноваций для развития, стимулирования и улучшения исследований, что должно соответствовать национальным приоритетам и стратегическим целям, а также поощрять партнерство.

  4. Парламентарии должны максимально использовать имеющиеся механизмы для привлечения внимания общественности с тем, чтобы преимущества научно-технического прогресса были поняты и получали поддержку. Популяризация науки помогает людям познакомиться с её преимуществами в ежедневной практике и получать необходимую помощь для научных программ. Поэтому популяризация науки должна быть важным элементом в определении стратегии в области науки и техники.

  5. Парламенты должны принимать активное участие в ратификации международных инструментов, касающихся устойчивого развития на основе научно-технического прогресса, и включать эти положения в национальное законодательство.

  6. Парламентская Ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничества должна оказывать поддержку мероприятиям ЧЭС для расширения многостороннего сотрудничества в области науки и техники и деятельности Рабочей группы ЧЭС по науке и технике.

III. ВЫВОДЫ

  1. Наука и техника являются наиболее обсуждаемой темой в современном обществе. Наука и общество развиваются одновременно. Общество определяет научно-технические изменения, которые, в свою очередь, формируют общество. Прогресс в технологии способствуют социальному прогрессу, а экономические, политические и социальные достижения влияют на роль, которую играют наука и техника.

  2. Знания являются одним из основных ресурсов социально-экономического развития. В этом контексте наука и техника с помощью получения новых знаний, подготовки высококвалифицированного персонала и его влияния на получение технологических инноваций занимают главную роль в будущей конкурентоспособности стран. Общество, чье правительство понимает зависимость развития новых технологий от широкой поддержки фундаментальных исследований, становится экономически процветающим.

  3. Наука является многослойной комплексной системой. Важно развивать новые области науки и техники, оказывающие влияние на сегодняшнюю и будущую устойчивость общества, такие как информационные технологии, космические технологии, устойчивое сельское хозяйство, биомедицинские технологии, биотехнологии, возобновляемая энергия и экологически чистое производство.

  4. Научно-технологический прогресс оказывает непосредственное огромное влияние на глобальную экономику и международные отношения. Научные исследования все больше определяют материальное будущее путем определения многих потенциальных технологических возможностей и вызовов для социальных и правительственных институтов, преобразуя эти возможности в реальные преимущества.

  5. Необходима сильная направляющая роль правительства, включая долгосрочное бюджетное финансирование, для улучшения научно-технологической базы. Важно увеличить фонды, выделяемые для исследований в институтах и в рамках программ.

  6. Несмотря на то, что успех национальных усилий решительно зависит от политики, проводимой научно-техническими исследовательскими институтами в пределах национальных границ, двустороннее сотрудничество также играет важную поддерживающую роль. Через обмен информацией и опытом страны могут эффективно противостоять вызовам. Хорошо налаженное взаимодействие между инновационной и научной системами необходимо больше, чем когда-либо для того, чтобы воспользоваться социально-экономическими преимуществами от государственных и частных инвестиций в исследования, обеспечение жизнеспособности и качества научной системы, и улучшение понимания и принятие общественностью науки и техники и значения инноваций.

  7. ПАЧЭС видит свою роль, главным образом, в совершенствовании законодательных рамок и содействии передаче соответствующих международных стандартов странам-членам в сфере науки и техники. На своих заседаниях ПАЧЭС обсуждает приоритетные вопросы, связанные с многосторонним экономическим сотрудничеством в Черноморском регионе, призывая к укреплению национальных и региональных ресурсов. Определение новой стратегии в отношении науки и техники на основе сотрудничества с соответствующими региональными и международными организациями имеет большое значение.

  8. Большинство основных достижений в сфере науки и техники предлагает широкие возможности и вызовы для социальных институтов. В глобализованном мире наука и техника может двигаться вперед только при наличии политико-экономической стабильности, поскольку инновационное развитие возможно только в условиях достижения долгосрочных целей. Поскольку новые возможности имеют глобальный эффект успешная инновация все больше зависит от международного сотрудничества в области науки и техники.

  9. Научно-технический прогресс несет с собой как позитивные, так и негативные последствия. В то время, как социально-технические достижения предоставляют всё больше возможностей для улучшения условий жизни людей и народов, в ряде случаев они становятся причиной социальных проблем, а также угрожают безопасности и благополучию человека.

  10. Тем не менее, универсальный язык науки и рациональность научного знания способны обеспечить, чтобы страны занимали сильные позиции в области научно-технических исследований, направленных на расширение сотрудничества и процветание. Исследовательская работа позволяет различным национальным ведомствам, институтам, университетам и частному сектору работать вместе по широкому кругу исследовательских программ и мероприятий, направленных на сотрудничество и развитие.

  11. Несмотря на неоднозначное понимание роли науки и технологии, преимущества, которые общество получает от научного прогресса, неизмеримы. Научные нововведения дают людям возможность достигнуть процветания. С каждым новым открытием и новыми технологическими возможностями, приходит и новая ответственность за решение глобальных проблем.

* Текст рассмотрен на тридцать седьмом заседании Комитета по правовым и политическим вопросам в Кишиневе 12 апреля 2011 г. и утвержден тридцать седьмой Генеральной Ассамблеей в Киеве 2 июля 2011 г.

1 Доклад и рекомендация 45/2000 «О развитии связи в Черноморском регионе», доклад и рекомендация 60/2002 «О глобализации: вызовах и перспективах для государств-членов ПАЧЭС»; доклад и рекомендация 66/2002 «Об информационном обществе: роли новых технологий»; доклад и рекомендация 71/2003 «О Черноморском информационном альянсе»; доклад и рекомендация 92/2006 «Об укреплении законодательных рамок защиты интеллектуальной собственности»; доклад и рекомендация 95/2007 «О сотрудничестве в области высоких технологий между государствами-членами ЧЭС».

46



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Введение (23)

    Диплом
    Советский Энциклопедический словарь так определяет слово «дипломатия»: «Официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также
  2. Вступительное слово А. Манфреда

    Документ
    В дискуссии принимали участие А.З.Манфред, В.М.Далин, А.В.Ефимов, Л.С.Гордон (Саранск), Т.Г.Салтановская (Киев), С.Л.Сытин (Ульяновск), А.В.Адо, А.В.Гордон, А.
  3. Архив Л. Д. Троцкого

    Документ
    В эти годы Троцкий, живя в Мексике, стремился сохранить связи со своими стронниками в других странах, особенно в США и в Западной Европе, активизировать контакты с Латинской Америкой.
  4. Информационный бюллетень профсоюза №7(98) 2009 г

    Информационный бюллетень
    О работе руководителей и профсоюзных организаций учреждений исполнения наказаний УФСИН России по Кировской и Омской областям по введению новых систем оплаты труда работников (№ 16-1)
  5. В. Н. Муравьева, ректор, профессор, зав кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Стгма

    Документ
    В. А. Батурин, проректор по научной и инновационной работе, профессор, зав. кафедрой клинической фармакологии, бактериологии, аллергологии и иммунологии ИПДО СтГМА

Другие похожие документы..