Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1.1 «Программа адаптации, план введения в должность» для новых сотрудников предназначена для введения единой процедуры адаптации во всех структурных ...полностью>>
'Учебное пособие'
Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 080105 «Фин...полностью>>
'Исследование'
1.1. Состояние психосоматического здоровья молодежи в современных социально-политических условиях как основа адаптационного потенциала студентов начал...полностью>>
'Документ'
3.1.3. Провокація злочину і виконання спеціального завдання з попередження чи розкриття злочинної діяльності організованої групи чи злочинної організ...полностью>>

Доклад подготовлен на основе мониторинговых исследований и данных форм статистического наблюдения

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2

Департамент образования и науки Приморского края

Состояние и развитие системы

образования Приморского края

Публичный доклад

Владивосток

2011 г.

Публичный доклад о современном состоянии и перспективах развития краевой системы образования подготовлен департаментом образования и науки Приморского края по итогам 2010/2011 учебного года в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации.

В публикации раскрывается содержание и результаты функционирования системы образования Приморского края в современных социально-экономических условиях, характеризуются все уровни образования, реализуемого на территории края. Проанализирована степень эффективности использования имеющихся ресурсов, сформулированы задачи и основные направления деятельности на ближайший период.

Доклад подготовлен на основе мониторинговых исследований и данных форм статистического наблюдения.

Содержание

Вступительное слово 4

Введение 6

Общая характеристика системы образования 12

Дошкольное образование 13

Общее образование 19

Образование для детей с ограниченными возможностями 28

Положение детей-сирот и детей, оставшихся 34

без попечения родителей 34

Профессиональное образование 41

Начальное профессиональное образование 42

Среднее профессиональное образование 46

Высшее профессиональное образование 50

Развитие системы поддержки одаренных детей 55

Лицензирование и аккредитация 61

Контроль и надзор в сфере образования 62

Кадровый потенциал 65

Дополнительное профессиональное образование 68

Меры по развитию системы образования 70

Заключение 73

Вступительное слово

История образования Приморского края насчитывает почти полтора века. Среди первых учебных заведений во Владивостоке – Мариинское женское училище (1873 г.), мужская 6-классная прогимназия (1896 г.), Восточный институт – первое высшее учебное заведение на Дальнем Востоке (1899 г.), женская прогимназия (1901 г.), частная четырехклассная прогимназия с детским садом А.Ф.Салмановой (1909 г.). В 1883 г., ко времени образования Приамурского генерал-губернаторства, в Приморской области кроме прогимназий были открыты 3 городских училища и 31 сельская школа…

Наши предшественники многое сделали для того, чтобы в Приморье открылись профессиональные учебные заведения для подготовки своих, местных кадров, своих специалистов. Они понимали, что именно это позволит краю быть самостоятельным, независимым от центра.

Сегодня в Приморском крае успешно развиваются все виды образовательного процесса, предусмотренные федеральным законодательством: дошкольное, общее, специальное, дополнительное, профессиональное. При непосредственном участии департамента образования и науки Приморского края это развитие носит интеграционный характер, направлено на создание единого образовательного пространства.

История не раз доказывала справедливость тезиса: как государство без образования не имеет силы, так и образование без поддержки государства не имеет перспектив для развития. Так что мы нужны друг другу. И только вместе мы можем быть сильными и способными чего-то добиться. Если мы хотим, чтобы модернизация образования действительно стала процессом обновления, программой устойчивого развития, то мы должны консолидировать наши усилия. Педагоги, родители, чиновники, ученые, общественность – мы все полноправные участники этого процесса.

В представленном докладе рассматриваются ключевые вопросы состояния и развития системы образования региона:

  1. Доступность образования для граждан Приморского края вне зависимости от места проживания и состояния здоровья.

  2. Уровень качества образовательных услуг, предоставляемых населению региональной системой образования.

  3. Условия, которые созданы для предоставления качественных образовательных услуг: насколько они соответствуют современным требованиям.

  4. Результативность деятельности системы образования края в целом.

В заключении представлены ближайшие перспективы развития региональной системы образования и заданы стратегические направления.

Актуальной задачей доклада является подведение итогов обновления системы управления образованием, ориентированной на позитивный результат. Сбор и анализ информации, мониторинг развития образования по-прежнему являются ведущими функциями органа исполнительной власти Приморского края в сфере образования, условием принятия разумных управленческих решений. С этих позиций доклад – это аналитическое описание развития системы образования на основе общепринятых показателей, характеризующих состояние и тенденции ее развития.

Представляя настоящий Доклад, я не только отчитываюсь перед населением Приморского края, но и приглашаю к диалогу, который, я уверен, будет способствовать продуктивному развитию системы образования.

Директор департамента

образования и науки Приморского края В.В.Оноприенко

Введение

Эффективное функционирование и развитие системы образования неразрывно связано с условиями социально-экономического развития региона и складывающейся демографической ситуацией в крае.

По численности населения Приморский край занимает 1 место в Дальневосточном федеральном округе (удельный вес в общей численности в ДВФО -31,1%, в общей численности РФ -1,4%). Согласно предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 года, численность постоянно проживающего населения в Приморском крае составила 1 миллион 953 тысячи 474 человека. Из них 76,1% - городские жители, 23,9% - сельские жители.

В последние годы доля населения старше трудоспособного возраста увеличивается, трудоспособного возраста и моложе трудоспособного -уменьшается, что влечет за собой уменьшение объемов образовательных услуг, оказываемых в Приморском крае, влияет на процессы оптимизации и реструктуризации образовательной сети.

На объем потребности в образовательных услугах влияет также миграция населения. Миграционный оборот в Приморском крае в 2010 году составил 55,7 тысяч мигрантов, что на 7,5% больше, чем в 2009 году. Как следствие – увеличилось количество выбывших из края на 16,4%. Внутрикраевые перемещения населения характеризовались миграцией из села в город, обеспечивающей приток городского населения (в 2010 году - 870 человек).

Важным показателем социально-экономического развития является уровень занятости граждан. Численность безработных, официально зарегистрированных в Службе занятости населения на 01 июля 2011 года, составила 23753 человека. В январе-июне 2011 года в службу занятости населения за предоставлением государственных услуг обратилось 63041 человек, что на 16,2% меньше, чем в январе-июне 2010 года. Поставлено на учет в целях поиска подходящей работы 44554 человека, что составляет 87,4% к январю-июню 2010 года.

И хотя ситуация на рынке труда Приморского края имеет положительную динамику, она свидетельствует о невысоком образовательном уровне безработных (52% не имеют профессионального образования), о необходимости получения безработными переобучения, переквалификации, второй специальности.

Среди тех, кто ищет работу, среднее (полное) общее образование имеют 7224 человека, начальное профессиональное образование – 5138 человек, среднее профессиональное образование – 3836 человек, высшее профессиональное образование – 2746 человек.

Наиболее востребованы специалисты высшего уровня квалификации в области биологических, сельскохозяйственных и здравоохранения (почти 9 вакантных мест на одного претендента), в области естественных и инженерных наук (почти 5 вакантных мест для одного безработного), средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности (более 4 предложений на одного претендента), рабочие, занятые на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах (почти 26 рабочих мест на одного человека), большая потребность в неквалифицированной рабочей силе сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, промышленности, строительства.

Стратегией развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года Приморскому краю определена роль особой зоны тесного взаимодействия России с Азиатско-Тихоокеанским регионом, международного делового, представительского, транспортно-логистического, инновационно-образовательного и туристического центра.

Для решения этой задачи в крае реализуется инвестиционный план, включающий 69 приоритетных инвестиционных проектов с общей стоимостью более 2 триллионов рублей. Его основные направления: реализация проектов по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья; развитие транспортной системы; развитие перерабатывающих предприятий; строительство и реконструкция объектов энергетики и инженерной инфраструктуры; развитие инновационной деятельности; формирование Владивостокской агломерации.

В рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 года только в городе Владивостоке предусмотрено строительство 48 объектов. Многие из них не имеют аналогов в российской и мировой практике. Уникальные вантовые мосты на остров Русский и через бухту Золотой Рог, новые дороги и развязки, гостиницы, океанариум, театр оперы и балета – лишь некоторые из них. В Приморском крае планируется размещение завода по сжижению природного газа, создание ветряной электростанции, большие перспективы связаны с развитием в крае судостроения.

Для воплощения всех этих грандиозных планов нужны достойные кадры, профессионалы высокого класса, от которых зависит процветание Приморья и благосостояние каждого приморца. Так что социально-экономическое развитие региона напрямую зависит от развития системы образования Приморского края. Взаимосвязь двух ключевых фигур учебного процесса – учителя и ученика – сегодня, как никогда, очевидна. Общество нуждается в успешных учениках – будущих специалистах высокого класса, и на нас лежит огромная ответственность подготовить таких специалистов.

В целом в 2010 году в Приморском крае отмечена положительная динамика основных показателей экономического и социального развития. Динамику экономического роста обеспечили промышленное производство, рост 117,1% к 2009 году, и развитие инфраструктурных видов экономической деятельности, в том числе: транспорт (рост грузооборота - 128,4%), связь (рост объемов услуг – 106,7%), торговля (рост оборота – 102,2%), развитие малого и среднего предпринимательства – его доля в ВРП края увеличилась до 22,3% против 19,8% в 2009 году.

Позитивные тенденции в экономике поддерживали рост доходов населения, улучшили ситуацию на рынке труда.

В декабре 2010 года средняя начисленная заработная плата в экономике составила 27927 рублей, с ростом 117% к декабрю 2009 года.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников отрасли «Образование» Приморского края по итогам 2010 года составила 10334 рубля в месяц, это на 2,39% больше, чем в 2009 году, учителей – 13680 рублей; учителей, осуществляющих функции классного руководителя – 14944 рубля.

По итогам первого полугодия 2011 года средняя заработная плата учителя составила 13795,89 рублей, классного руководителя – 15066,38 рублей.

Отставание средней заработной платы учителя от средней по экономике Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин назвал негативной тенденцией и выступил с инициативой увеличить фонд оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений с 1 сентября текущего года на 30 процентов, а также поставил задачу к 2013 году поднять ее до уровня средней заработной платы работников в целом по экономике конкретного субъекта Российской Федерации.

В Приморском крае, в соответствии с соглашением с Министерством образования и науки Российской Федерации, данное соотношение в 2011 году планируется довести до 83,1 %.

Мы живём в эпоху больших перемен, быстро меняющегося мира. Образование - это отрасль, которая не должна отставать от жизни, ему необходимо идти в ногу со временем.

"Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам",- такие стратегические задачи поставлены Президентом нашей страны Дмитрием Анатольевичем Медведевым.

Модернизация и развитие общего образования Приморского края, безусловно, связаны с реализацией национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", которая сегодня лежит в основе государственной политики в сфере образования. Стратегическая цель развития современной школы – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Задачи и направления деятельности всех участников образовательного процесса достаточно конкретны. Их шесть. Все они направлены на то, чтобы качество школьного образования соответствовало современным требованиям.

Прежде всего, должно произойти обновление образовательных стандартов.

Второе. Необходима система выявления и поддержки одаренных, талантливых детей.

Реализация двух первых положений без учителя нового поколения невозможна. Поэтому третья задача – это развитие учительского потенциала.

Четвертое. Школа должна быть новой не только по содержанию. Она, прежде всего, не должна быть ветхой. Это должно быть современное, умное здание, где были бы предусмотрены новые технологии обучения.

Пятое направление предполагает заботу о здоровье школьника, обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Шестое - будет способствовать развитию самостоятельности школ, формированию эффективных финансово-экономических механизмов модернизации региональной системы образования.

Основная цель системы образования – предоставление доступного, качественного образования детям вне зависимости от места жительства, разностороннее развитие детей, начиная с самого раннего возраста.

В 2010 году деятельность департамента образования и науки Приморского края была направлена на исполнение полномочий в части совершенствования нормативно-правовой базы, обеспечение гарантий прав граждан на получение общедоступного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Особое внимание уделялось выполнению федеральных и краевых программ, федеральных и краевых законов, постановлений и распоряжений Губернатора края, реализацию положений Послания Президента Российской Федерации, приоритетного национального проекта «Образование» и мероприятий в области демографической политики, национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

В целях совершенствования управления системой образования Приморского края были разработаны и приняты новые законодательные акты, регламентирующие деятельность субъекта, органов самоуправления в области образования.

Выполнению намеченных планов 2010 года способствовало следующее:

- оптимизация сети образовательных учреждений,

- подготовка к своевременному введению в практику новых государственных стандартов общего и профессионального образования на основе компетентностного подхода, включая требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней образования и к условиям осуществления образовательной деятельности;

- внедрение дистанционных образовательных технологий;

- введение механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, интеллектуальных и иных ресурсов;

- формирование и введение новой системы оплаты труда педагогических работников;

- повышение эффективности аттестации педагогических работников, их переподготовки и повышения квалификации;

- повышение эффективности системы контроля качества образования на основе внедрения независимой системы оценки учащихся как на уровне учреждений, так и на муниципальном и региональном уровнях;

- совершенствование процедур лицензирования образовательной деятельности.

Общая характеристика системы образования

В 2010/2011 учебном году в Приморском крае образовательную деятельность осуществляли около 1400 учреждений всех уровней образования, различной направленности, ведомственной принадлежности и форм собственности:

515 дошкольных образовательных учреждений, в том числе 472 муниципальных, 38 государственных и 5 негосударственных (в них воспитывается 72478 детей, процент охвата по предварительным данным -57%);

591 муниципальное общеобразовательное учреждение (в них обучалось 182 559 человек):

546 дневных муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе 11 гимназий, 5 лицеев, 26 общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (175647 человек);

45 вечерних школ (6912 человек) ;

13 негосударственных общеобразовательных учреждений (в них обучалось 1531 человек);

61 интернатное учреждение (5831 воспитанник, в т.ч. 2685 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей):

29 специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школы, школы-интернаты), 2 школы-интерната для детей-сирот, 28 детских домов, 1 санаторная школа-интернат, 1 специальная общеобразовательная школа закрытого типа (5831 воспитанник, в т.ч. 2685 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);

117 учреждений дополнительного образования (в них занимается 105032 чел., процент охвата - 60%).

Кроме того, на территории Приморского края осуществляют деятельность образовательные учреждения профессионального образования:

Система начального профессионального образования

32 учреждения краевого подчинения;

4 структурных подразделения вузов

Система среднего профессионального образования

21 государственное учреждение (7 краевого и 14 федерального подчинения);

22 структурных подразделения вузов;

7 негосударственных учреждений;

6 филиалов ссузов.

Система высшего профессионального образования

10 государственных вузов;

2 негосударственных вуза;

2 филиала ведомственных вузов городов России;

34 филиала вузов края.

Динамика изменения сети образовательных учреждений показывает уменьшение общего количества учреждений за последние 3 года на 15 %, в том числе общеобразовательных – на 9,4 %, начального профессионального на 11 %, высшего профессионального на 25 %. Уменьшение количества связано с оптимизацией сети (укрупнение, объединение), обусловленной демографической ситуацией и направленной на повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Дошкольное образование

Заботу по формированию маленького гражданина первым после семьи берет на себя дошкольное образовательное учреждение. Несмотря на то, что нам ежегодно удается повышать процент охвата детей дошкольным образованием, по предварительным итогам краевой показатель составляет 57%. Детей, не посещающих детские сады, еще достаточно много. Значит, уровень подготовки детей к школе, особенно из неблагополучных семей, остается по-прежнему невысоким.

На начало 2011 года в Приморском крае действовало 515 дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ):472 муниципальных, 38 государственных и 5 негосударственных. Кроме того, в 16 комплексах «Начальная школа – детский сад» и 90 общеобразовательных школах функционировали дошкольные группы.

Дошкольные образовательные учреждения края рассчитаны на 67760 мест, в них воспитывается 72478 детей, это на 1560 детей (2,2%) больше, чем в 2009 году. Численность детей, состоящих на учете для определения в ДОУ края, составила 39990 человек (включая детей от рождения до 1 года). Получили путевки в ДОУ 20266 детей (на 7% больше, чем в предыдущем году).

В городах и районах Приморского края процент охвата детей дошкольным образованием колеблется от 34,6 до 80 процентов. Наиболее благоприятно ситуация складывается в 10 муниципальных образованиях, где этот показатель выше среднекраевого. В гг.  Большом Камне - 80%, Спасске – Дальнем -79,9%, Арсеньеве - 76,1%, Дальнегорске - 73,3, Находке - 68,7%, Артеме - 63,5% и Уссурийске - 58,8%; муниципальных районах: Пожарском - 71,9%, Черниговском - 59,3% и Красноармейском - 58,7%. В шести районах края, относящихся преимущественно к сельской местности, образовательные учреждения, реализующие программу дошкольного образования, посещают менее 42% детей дошкольного возраста (Ханкайский, Спасский, Анучинский, Яковлевский, Михайловский, Шкотовский районы).

Для поднятия уровня общедоступности дошкольного образования в крае активно ведется работа по нескольким направлениям. Это и увеличение мощности сети детских садов, и поддержание низкого уровня родительской платы (ее размер в Приморском крае не превышает 20% от стоимости содержания ребенка в детском саду), и обеспечение выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении. Численность детей, родителям которых была выплачена данная компенсация в первом полугодии 2011 года, составила 57515 человек. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления предоставляют определенным категориям граждан льготы по оплате за содержание детей в детском саду. В первом полугодии 2011 года в число льготников вошло 6650 человек, что составляет 9,9% от списочного состава детей, посещающих муниципальные ДОУ.

Система дошкольного образования Приморского края ориентирована на детей с различным уровнем умственного и физического развития. Большая часть учреждений – это детские сады общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития – 36,9 %. Центры развития ребенка в крае составляют 27,4 %. Доля детских садов, реализующих действующий стандарт дошкольного образования, 25,4% . Кроме того, в крае действуют 1 детский сад для детей раннего возраста (0,2 %), 5 - компенсирующего вида (1 %), 38 - комбинированного вида (7,4 %), 9 - присмотра и оздоровления (1,7 %).

В крае функционирует 82 учреждения, имеющие 201 специализированную группу компенсирующей (коррекционной) и 51 – оздоровительной направленности для детей с нарушением слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта, задержкой психического развития, их посещает 4091 ребенок. В разрезе муниципальных образований края развитие этих видов групп неравномерно, что снижает их доступность, особенно для тех, кто проживает в сельской местности. На ближайшие годы поставлена задача развития инклюзивного образования, которое позволит решить задачи коррекции развития детей в обычных группах общеразвивающих детских садов.

В детских садах Приморского края реализуются все разновидности комплексных и парциальных образовательных программ, представленных в системе дошкольного образования Российской Федерации. Наибольшее распространение в практике работы педагогических коллективов получили комплексные программы «Воспитание и обучение в детском саду», «Радуга», «Детство», «Сообщество», «Школа 2100».

Для обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием в крае продолжается работа по организации вариативных форм дошкольного образования. По итогам первого полугодия 2011 года в ДОУ края функционируют 66 групп кратковременного пребывания, в которых воспитывается 811 детей дошкольного возраста разной направленности (адаптационные, физкультурно-оздоровительные, реабилитации детей-инвалидов, развития и подготовки детей к обучению в школе). В г. Артеме при муниципальных образовательных учреждениях действует 12 групп по присмотру и уходу за детьми, их посещает 278 детей. Всего группы вариативных форм дошкольного образования посещает 1089 детей дошкольного возраста (1,5% от общей численности воспитанников детских садов).

В рамках работы по развитию вариативных форм дошкольного воспитания и образования, администрациями муниципальных образований оказывается содействие гражданам, желающим заняться индивидуальным предпринимательством по оказанию услуг дошкольного образования и (или) услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Так, три индивидуальных предпринимателя (зарегистрированных в налоговых органах городов Артема, Арсеньева и Находки) открыли 4 группы по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, их посещают 65 детей. В настоящее время в Шкотовском районе 1 предприниматель готовит материальную базу для открытия такой же группы на 20 мест. В г. Владивостоке для указанной категории граждан администрацией города проводятся обучающие семинары, а также проводится работа с инвесторами, желающими работать в сфере дошкольного образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Департамент образования и науки Приморского края

    Доклад
    Публичный доклад о современном состоянии и перспективах развития краевой системы образования подготовлен департаментом образования и науки Приморского края по итогам 2010/2011 учебного года в соответствии с методическими рекомендациями,
  2. Доклад управления образования администрации города Фрязино Московской области о состоянии и развитии системы образования

    Доклад
    Цель настоящего доклада – представить общественности информацию о деятельности муниципальной системы образования, дать оценку выполнения отдельных задач и результатов комплексного анализа, определить перспективные направления деятельности.
  3. Управление качеством общего образования региона на основе кластерного подхода

    Автореферат
    Защита состоится 18 февраля 2010 г. в 11.00 на заседании диссертационного Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата педагогических наук Д 008.
  4. Системно-оптимизационный подход к профессиональной подготовке учителя гуманитарного профиля в вузе (на примере республики дагестан)

    Автореферат
    Защита состоится 24 июня 2010 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.341.06 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном социальном университете по адресу: 129226 г.
  5. Критерии оценки эпизоотической ситуации и прогнозирование заболеваемости крупного рогатого скота некробактериозом на основе искусственных нейронных сетей 16.

    Автореферат диссертации
    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭПИЗООТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА НЕКРОБАКТЕРИОЗОМ НА ОСНОВЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ

Другие похожие документы..