Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Предлагаемые методические материалы рассчитаны на оказание помощи студенту-заочнику в организации самостоятельной работы. Перечень контрольных вопрос...полностью>>
'Документ'
Побічні реакції, про які повідомлялось у зв’язку із застосуванням препарату і які перелічені у таблиці нижче, класифіковані відповідно до їх частоти ...полностью>>
'Программа'
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правит...полностью>>
'Доклад'
Накануне учебного года каждый педагогический коллектив анализирует свою работу за прошедший учебный год. Становится доброй традицией выступление дире...полностью>>

Рабочая учебная программа по дисциплине «Технологии и методики обучения информатике»

Главная > Рабочая учебная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Омский государственный педагогический университет

Факультет информатики

Кафедра теории и методики обучения информатике

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета информатики

______________/Котенко В.В./

«_______» __________2009г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«Технологии и методики обучения информатике»

цикла ГОС ОПД.03, входит в число обязательных дисциплин федерального компонента для направления 050200 (540204) «Физико-математическое образование» ПРОФИЛЬ «Информатика», бакалавриат по учебному плану набора 2007 года, форма обучения - очная

Составитель: к.п.н., доцент кафедры ТиМОИ _______________Г.А. Федорова

Рабочая программа составлена на основании ГОС 2005 года

и рассмотрена на заседании кафедры

«_____»___________2009г., Протокол № ___

Заведующий кафедрой академик РАО,

д.п.н., профессор ______________________ М.П. Лапчик

Рабочая программа одобрена методической комиссией
факультета информатики

«_____» ________________ 2009 г.

Председатель методической комиссии

к.п.н., доцент _______________В.В. Котенко

2009 г

1. Таблица распределения общего объема часов

по видам учебной работы

Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма итогового контроля

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия

Семинары

Лабораторный практикум

Другие виды занятий

Всего

Курсовая работа

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

3

5

76

30

16

-

14

-

-

46

-

-

зачет

3

6

132

66

22

-

-

42

66

15

экзамен

4

7

92

46

16

-

-

30

46

экзамен

Всего

300

142

44

14

72

158

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рабочая учебная программа курса «Технологии и методики обучения информатике» разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлению 540200 – Физико-математическое образование (Москва, 2005 г.) и в соответствии со структурой материала, представленном в учебном пособии [1]. Согласно ГОС «выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра физико-математического образования, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в предметной области знаний и образовании; конструировать содержание обучения в рамках базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России; осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики области предметных знаний».

Цели и задачи курса “Технологии и методики обучения информатике”:

  1. обеспечение глубокого изучения студентами научных и психолого-педагогических основ структуры и содержания курса информатики средних учебных заведений, понимание методических идей, заложенных в них;

  2. выработка у студентов практических навыков проведения учебной работы на уровне требований, предъявляемых реформой общеобразовательной и профессиональной школы;

  3. воспитание у будущих преподавателей умения решать проблемы преподавания информатики, формирования навыков самостоятельного анализа процесса обучения, творческого подхода к обучению;

  4. ознакомление студентов с различными средствами общения с ЭВМ, с использованием разнообразных типов вычислительной техники, привитие навыков работы за ЭВМ;

  5. выработка умений организовать работу обучаемых в кабинете вычислительной техники, управлять их работой в условиях локальной сети; научить студентов ориентироваться в постоянно изменяющемся парке вычислительной техники и программного обеспечения, уметь применять различные программные средства.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

Учебная дисциплина «Технологии и методики обучения информатике» относится к циклу ГОС ОПД.03 и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента. Изучается студентами, уже получившими определенную философскую, психологическую, общедидактическую, математическую и компьютерную подготовку. Эти знания студентов используются в курсе «Технологии и методика обучения информатике», конкретизируются и применяются в практике обучения школьников.

Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки) ГОС

Методика обучения в системе физико-математического образования. Цели обучения в системе физико-математического образования. Особенности содержания обучения. Различные технологии обучения школьников: урочные и внеурочные; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциации и индивидуализации и др. Выбор технологий и методик обучения в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости от специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников. Современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении предметной области. Методическая система обучения профильному предмету. Решение воспитательных задач через предмет. Технологии построения здоровьесберагющей среды обучения школьников.

Программа курса «Технологии и методики обучения информатике» рассчитана на изучение в течение трех семестров (5,6,7) и посвящена вопросам общей и конкретной методики обучения информатике, а также применению различных педагогических технологий в процессе обучения информатике и ИКТ. Общая методика представляет собой конкретизацию дидактики с учетом специфики информатики как учебного предмета и вырабатывает на психолого-дидактической основе общие методические идеи, положения, рекомендации. Вопросы общей методики обучения информатике рассматриваются в рамках данного курса в 5 семестре. Содержание данной части курса методической подготовки бакалавров физико-математического образования направлено на усвоение студентом:

— системы методических и технологических понятий, составляющих основу, содержание и методологию методики информатики как теории обучения и как учебной дисциплины;

— основных направлений в теории и практике обучения информатике в истории и на современном этапе развития в отечественной и зарубежной методике.

Особая роль в методической подготовке отводится семинару, который следует рассматривать как один из основных источников формирования методического мышления, обеспечивающий тесную связь между уровнем теоретической подготовки и практическими умениями реализовывать теоретические знания в процессе обучения информатике в школе. Методическое мышление проявляется в умениях анализировать, сопоставлять, синтезировать и т. д. Для формирования такого мышления и усвоения знаний методики на семинарских занятиях реализуется постоянная активность внимания, личная заинтересованность и активизация интеллектуальных и речевых способностей студентов. С целью активизации познавательной деятельности студентов на семинарах проводятся занятия в форме дискуссионных обсуждений вопросов курса на основе научно обоснованных высказываний студентов при решении методических задач, привлечения студентов к решению общих вопросов, связанных с обучением информатике в школе. Перед семинаром даются рекомендации по содержанию материала, в какой форме освещать изучаемый вопрос, с какой методической литературой работать и др.

Вторая часть курса посвящена изучению технологий и методик преподавания наиболее важных тем школьного курса информатики (6-7 семестры). В лекционной части курса рассматриваются различные концепции, теоретические основы и практические результаты обучения учащихся информатике, вырабатывается система научных знаний по методике преподавания, по каждой теме обсуждаются цели и содержание материала школьной информатики.

Практическая часть курса включает систему лабораторных работ, в ходе которых студенты узнают о методических умениях, получают необходимые знания для осуществления практической деятельности по формированию педагогических умений: формулирование образовательных, развивающих, воспитательных целей обучения, проектирование, отбор учебного материала для конкретных занятий, определение типа урока и его структуры, выбор методов обучения, разработка материалов для учащихся (инструкций, заданий, вопросов контроля), разработки методических материалов. Существенную часть лабораторных работ занимает изучение программного обеспечения школьного курса информатики. Особенностью данного курса является знакомство студентов с технологической составляющей процесса обучения информатике на различных уровнях обучения (пропедевтическом, базовом и профильном). Студенты разрабатывают учебные занятия с применением личностно-ориентированных технологий обучения, игровых технологий, проблемного и проектного обучения.

Самостоятельная работа студентов.

В методической подготовке большое значение играет самостоятельная работа студентов, которая является одним из условий формирования способностей студентов самостоятельно добывать, перерабатывать и практически применять знания. В результате происходит ограничение объясняющей функции преподавателя, переход от описательного объяснения к доказательному, формирование особого типа мышления — творческого мышления. Самостоятельная работа организована следующим образом — студенты выбирают тему из школьного курса информатики, для которой разрабатывают пакет методических материалов: определяют цели обучения, дают логический анализ содержания теоретического и практического материала, отображают основные средства, методы и приемы обучения, определяют формы контроля, оценки процесса и результата учебной деятельности учащихся, подбирают задачи и задания по теме, располагая их с учетом сложности, разрабатывают планирование раздела, включающего выбранную тему. Результат работы оформляется в виде реферата, включающего — конспект урока, методические рекомендации для учителя и ученика по использованию программно педагогических средств в процессе обучения, текст контрольного теста, набор задач и заданий по теме. Задание рассчитано на 6 семестр и предлагается после изучения общих вопросов методики с целью — показать, что при решении задач, тесно связанных с практикой, студенты способны самостоятельно и творчески использовать приобретенные знания и навыки, а также изложить результат в четкой и полной форме.

Основные формы контроля знаний и умений студентов: вопросы к экзамену по теоретическому материалу, выступления на семинарских занятиях, отчеты лабораторных работ, рефераты, тестовый контроль знаний.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Курс

Семестр

Раздел дисциплины, содержание

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Формы межсессионного

контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторный практикум

5 семестр

Общая методика

3

5

Лекция № 1. Методологические основы понятий методика и технология обучения. Связь методики преподавания информатики с философией, информатикой, психологией и педагогикой и другими науками.

2

2

Вопросы

экзамена.

Тест

Лекция № 2. Ретроспективный анализ этапов введения ЭВМ и программирования в среднюю школу России (середина 5О-х – середина 8О-х гг. XX века).

История развития прогрессивных идей в методике преподавания информатики. Исторические этапы становления школьного курса информатики.

2

-

2

Вопросы

экзамена.

Тест

Семинар 1. Предпосылки введения ЭВМ и программирования в среднюю школу России (середина 5О-х – сер. 8О-х гг. XX в.).

- появление первых ЭВМ;

- специализации по программированию на базе школ с математическим уклоном;

- обучение школьников элементам кибернетики;

- специальные факультативные курсы;

- специализации на базе УПК;

- развитие общеобразовательного подхода;

- введение в школу предмета ОИВТ

2

-

2

Доклады на семинаре.

Конспект статей

Лекция № 3. Информатизация образования как фундаментальная проблема. Информационно-коммуникационные технологии обучения.

Понятия информационные и коммуникационные технологии обучения (ИКТ), средства ИКТ, исторические этапы информатизации образования, основные направления информатизации образования.

2

-

2

Вопросы

экзамена.

Тест

Семинар 2. Информатика как наука и учебный предмет в средней школе. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя информатики. Применение информационно-коммуникационных технологий обучения.

- Становление информатики как науки, ее основные задачи и методы.

- Информатика как учебный предмет средней общеобразовательной и профессиональной школы.

- Взаимопроникновение учебных дисциплин со школьным курсом информатики.

- МПИ как новый раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя, его особенности. Место МПИ в системе подготовки учителя. Общие задачи курса МПИ.

- Концепция информатизации образования и МПИ.

2

-

2

Доклады на семинаре.

Конспект статей

Презентации

Лекция № 4. Система целей обучения информатике в общеобразовательной школе. Компетентностный подход в процессе обучения информатике.

Цели обучения информатике в средних учебных заведениях (значение курса информатики в общем образовании, в формировании научного мировоззрения обучаемых). Воспитание в процессе изучения информатики. Содержание понятий «алгоритмическая культура», «компьютерная грамотность», «информационная культура». Особенности реализации компетентностного подхода в процессе обучения информатике в общеобразовательной школе. Понятие ИКТ компетентность учащихся. Технологические и методические возможности предмета «Информатика и ИКТ» для формирования и развития ключевых компетентностей.

2

-

2

Вопросы

экзамена.

Тест

Семинар 3. Система целей обучения информатике в общеобразовательной школе.

Цели и задачи введения курса информатики в среднюю школу:

- «алгоритмическая культура» и ее содержание;

- «компьютерная грамотность»;

- «информационная грамотность» и ее компоненты; «информационная культура».

- развитие ИКТ компетентности учащихся.

- воспитательные и развивающие цели обучения информатике

2

-

2

Доклады на семинаре.

Конспект статей Презентации

Лекция № 5 Ретроспективный анализ процесса формирования содержания школьного образования по информатике. Содержание курса информатики и ИКТ для различных уровней образования.

Первые отечественные программы курса ОиВТ. Поколения учебников. Развитие содержательных линий школьного курса информатики. Анализ проектов стандарта школьного образования по информатике (1997 г., 2000 г., 2004 г.) Основные компоненты содержания школьного курса информатики (решение Коллегии МО РФ, февраль 1995 г.). Тенденция снижения курса информатики в среднее звено и начальную школу. Проблема непрерывного курса информатики.

2

-

2

Вопросы

экзамена.

Тест

Семинар 4. Эволюция содержания школьного курса информатики в условиях проявления демократических тенденций в развитии средней школы.

- структура и содержание первых отечественных программ учебного предмета "Основы информатики и вычислительной техники" для средней школы (первая программа школьного курса ОИВТ (1985 г.); первая программа "машинного варианта" курса ОИВТ (1986 г.));

- анализ процесса формирования стандарта школьного образования по информатике основные компоненты содержания школьного курса информатики (1995 г.);

- первый проект федерального компонента ГОС по информатике (1996 г.);

- концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе (2000 г.).

- второй проект федерального компонента ГОС по информатике (2002)

- стандарт школьного образования по информатике (2004г.)

- место информатики в базисном учебном плане общеобразовательной школы (1993, 1998 г., 2000г., 2004 г.);

- нормативная база пропедевтического этапа обучения информатике в общеобразовательной школе.

2

-

2

Доклады на семинаре.

Конспект статей Презентации

Семинар 5. Обзор и анализ различных учебных пособий по школьному курсу информатики для различных уровней обучения.

Обсуждение авторских концепций содержания базового курса информатики. Анализ различных программ по курсу ОИВТ;

- первое учебное пособие по курсу ОИВТ под ред. А.П. Ершова;

- учебники второго поколения (авторы: Каймин В.А., Кушниренко А.Г., Гейн А.Г.

- современные учебные пособия для базового курса информатики (И.Г. Семакин, А.А. Кузнецов, Н.Д. Угринович; Н.В Макарова)

2

2

Доклады на семинаре.

Конспект статей Презентации

Лекция №6. Урочные и внеурочные формы обучения информатике в средних учебных заведениях. Сочетание индивидуальных и групповых форм обучения.

Урок как основная форма обучения информатике Методические аспекты повышения эффективности уроков информатики. Типы уроков по информатике и их структура. Основные этапы урока информатики.

Внеурочные организационные формы обучения информатике в общеобразовательной школе: факультативы, кружки, НОУ, олимпиады, внеклассные мероприятия, курсы по выбору и др.

2

-

2

Вопросы

экзамена.

Тест

Лекция №7. Реализация принципов дидактики в преподавании информатики. Методы обучения информатике.

Традиционные методы обучения: рассказ, лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа, упражнение, лабораторная работа. Характеристика основных методических приемов традиционных методов обучения. Модернизация методов обучения. Различные приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся. Проблемное обучение. Программированное обучение. Формы и методы проверки знаний на уроке.

2

-

2

Вопросы

экзамена.

Тест

Семинар 6. Методическая система обучения информатике и ИКТ. Урок как основная форма обучения информатике.

- понятие методической системы обучения;

- особенности реализации традиционных методов обучения информатике;

- особенности реализации проблемных методов обучения информатике.

- игровые методы обучения информатике.

- учебные проекты по информатике;

- система организационных форм обучения;

- внеурочные формы обучения информатике.

2

-

2

Доклады на семинаре.

Конспект статей Презентации

Лекция № 8. Технологии построения здоровьесберагющей среды обучения школьников информатике. Средства обучения информатике в общеобразовательной школе.

Кабинет вычислительной техники. Программное обеспечение. Организация работы в КВТ. Рекомендации к проведению занятий. Технические средства обучения. Специфика работы учителя в условиях локальной сети КВТ, Различные типы дисплейных классов. Управление и контроль за работой обучаемых за компьютером. СанПин.

Наглядные пособия. Дидактические средства обучения информатике. Понятие и классификация программных средств учебного назначения, особенности применения их применения в процессе обучения информатике. Управление и контроль за работой обучаемых

2

-

2

Вопросы

экзамена.

Тест

Семинар 7. Средства обучения информатике

- Современные требования к кабинету информатики.

- Программное и аппаратное обеспечение. Организация работы в КВТ.

- Дидактические средства обучения информатике.

- Понятие и классификация программных средств учебного назначения.

2

-

2

Доклады на семинаре. Презентации докладов.

Конспект статей.

Форма контроля – зачет. Основные требования: выполнение в течение семестра тестовых заданий, обязательное выступление на семинарских занятиях, конспекты источников. Зачет проводится в форме теста по теоретическим вопросам дисциплины.

6 семестр

Конкретная методика и технологии обучения информатике в начальной и основной школе

3

6

Лекция №1. Технологии подготовки урока информатики.

Основные этапы разработки урока, требования к результативности урока, дидактический анализ урока информатики, правила оформления конспекта урока.

2

2

Вопросы экзамена

Лекция № 2. Методические основы формирования понятий раздела «Информация и информационные процессы» в курсе информатики начальной и основной школы.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №1. Разработка тезауруса понятий. Решение типовых задач раздела «Информация и информационные процессы» в начальной и основной школе.

2

2

Отчет по лабораторной работе №1

Лабораторная работа №2. Разработка урока объяснения нового материала с применением мультимедийной презентации.

2

2

Отчет по лабораторной работе №2

Лекция № 3. Методические основы обучения содержательной линии «Компьютер» в школьном курсе информатике.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №3. Разработка контролирующих материалов по теме «Устройство компьютера»для пропедевтического, базавого и профильного курса информатики, разработка конспекта урока – контроля знаний и умений учащихся по теме.

2

2

Отчет по лабораторной работе №3

Лабораторная работа №4. Методика освоения темы «Программное обеспечение компьютера», базовые понятия раздела. Разработка лабораторной работы по теме «Программное обеспечение компьютера», разработка инструкций к лабораторным работам.

2

2

Отчет по лабораторной работе №4

Лекция № 4. Методика обучения алгоритмизации на основе использования системы учебных исполнителей в начальной и основной школе.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №5. Сравнительный анализ учебных исполнителей, используемых в процессе обучении в пропедевтическом и базовом курсе информатики. Разработка типологии и решение типовых задач раздела.

2

2

Отчет по лабораторной работе №5

Лабораторная работа №6. Разработка дидактических материалов с применением интерактивной доски к практическим урокам по теме «Алгоритмизация».

2

2

Отчет по лабораторной работе №6

Лекция № 5. Методика обучения алгоритмизации. Алгоритмы работы с величинами. Первое знакомство с программированием. Изучение языка программирования на профильном уровне обучения информатике

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №7. Базовые понятия темы «Алгоритмы работы с величинами». Планирование уроков. Изучение типологии задач по данной теме. Знакомство с особенностями школьного алгоритмического языка.

2

2

Отчет по лабораторной работе №7

Лабораторная работа №8. Разработка конспектов практических уроков с применением индивидуальных заданий по данной теме.

2

Отчет по лабораторной работе №8

Лекция № 6. Методика обучения технологии создания и обработки информационных объектов. Технологии работы с текстовой и графической информацией на различных этапах обучения информатике.

2

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №9. Разработка комплекса инструктивных материалов к лабораторным работам по теме «Технология обработки текстовой информации».

2

2

Отчет по лабораторной работе №9

Лабораторная работа №10. Разработка комплекса репродуктивных, продуктивных и творческих заданий по теме «Технология обработки графической информации».

2

2

Отчет по лабораторной работе №10

Лекция № 7. Методика обучения технологии хранения и поиска информации.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №11. Систематизация задач, используемых в процессе изучения технологии хранения, поиска и сортировки информации. Решение типовых задач.

2

2

Отчет по лабораторной работе №11

Лабораторная работа №12. Разработка комбинированного урока

2

2

Отчет по лабораторной работе №12

Лекция № 8. Методика обучения технологии обработки числовой информации в курсе информатики основной школы.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №13. Знакомство с типологией учебных задач по данной теме. Решение типовых задач. Разработка демонстрационных презентаций к урокам по данной теме.

2

2

Отчет по лабораторной работе №13

Лабораторная работа №14. Разработка тестовых заданий по теме для организации компьютерного тестирования учащихся

2

2

Отчет по лабораторной работе №14

Лекция № 9. Методика обучения технологии обработки мультимедийной информации.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №15. Базовые понятия темы «Технологии обработки мультимедийной информации» в базовом курсе информатики.

2

2

Отчет по лабораторной работе №15

Лабораторная работа №16. Разработка творческого проекта по данной теме.

2

2

Отчет по лабораторной работе №16

Лекция № 10. Методика обучения телекоммуникационным технологиям в основной и профильной школе

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №17. Базовые понятия темы «Компьютерные коммуникации» в базовом курсе информатики. Планирование учебного процесса.

2

2

Отчет по лабораторной работе №17

Лабораторная работа №18. Разработка образовательного сайта по теме. Разработка конспекта урока с использованием образовательного сайта.

2

2

Отчет по лабораторной работе №18

Лекция № 11. Методика обучения информационному моделированию в курсе информатики основной и профильной школы.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №19. Базовые понятия темы «Моделирование» в курсе информатики основной школы. Планирование учебного процесса обучению темы на пропедевтическом, базовом и профильном этапах. Анализ преемственности содержания.

2

2

Отчет по лабораторной работе №19

Лабораторная работа №20. Разработка исследовательского учебного проекта по теме «Моделирование».

2

2

Отчет по лабораторной работе №20

Лабораторная работа №21. Разработка тематики рефератов и коллекции ссылок для изучения раздела «Социальная информатика».

2

2

Отчет по лабораторной работе №21

Разработка реферата по индивидуальным заданиям

15

Форма контроля – экзамен. Обязательное требование к экзамену: наличие отчетов по всем лабораторным работам, выступление по теме реферата. Конспекты лекций.

7 семестр

Конкретная методика и технологии обучения информатике в основной школе

и в начальных классах

Лекция № 1. Контроль знаний и умений учащихся по информатике на основе компьютерного тестирования.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №1. Разработка тестовых заданий для организации компьютерного тестирования.

4

2

Отчет по лабораторной работе №1

Лабораторная работа №2. Решение примерных заданий ЕГЭ по информатике

2

4

Отчет по лабораторной работе №2

7

Лекция № 2. Применение игровых технологий в обучении информатике.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №3. Разработка дидактических игр для организации контроля знаний и умений учащихся, обобщающего повторения (начальная школа или основная школа).

2

2

Отчет по лабораторной работе №3

Лабораторная работа №4. Проведение дидактической игры. Разработка критериев оценки эффективности игровой технологии.

2

2

Отчет по лабораторной работе №4

Лекция № 3. Организация проблемного обучения информатике на разных ступенях обучения.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №4. Разработка конспектов уроков информатики, содержащих проблемные ситуации на различных этапах урока.

4

4

Отчет по лабораторной работе №3

Лекция № 4. Технология интенсификации обучения информатике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №5. Разработка опорных конспектов к урокам информатики.

2

4

Отчет по лабораторной работе №5

Лекция № 5. Технология программированного обучения. Применение электронных средств обучения.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №6. Разработка обучающей презентации к уроку информатики основанной на технологии программированного обучения

4

3

Отчет по лабораторной работе №6

Лекция №6. Применение кейс-технологии в обучении информатике.

3

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №8. Разработка конспекта урока, реализующего уровневую дифференциацию обучения на различных этапах урока

4

3

Отчет по лабораторной работе №8

Лекция №7. Технология проектного обучения информатике в основной и профильной школе.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №9. Разработка учебного проекта, реализуемого на уроках информатики.

2

2

Отчет по лабораторной работе №9

Лабораторная работа №10. Телекоммуникационные учебные проекты по информатике

2

2

Отчет по лабораторной работе №10

Лекция №8. Технологии развития критического мышления учащихся при обучении информатике.

2

2

Вопросы экзамена

Лабораторная работа №11. Разработка фрагментов урока информатики с применением приемов развития критического мышления учащихся.

2

3

Отчет по лабораторной работе №11

Форма контроля – экзамен. Обязательное требование к экзамену: наличие отчетов по всем лабораторным работам, конспекты лекций.

Всего

54

14

156

4. Темы семестровых самостоятельных заданий

(7 семестр).

Подготовить выступление по одной из форм обучения. В начале выступления дать характеристику выбранной формы обучения. На конкретном примере продемонстрировать особенности данной формы обучения.

  1. Лекция. Почему не стоит весь урок проводить в форме лекции? Типы лекционных занятий.

  2. Семинар. Что может быть результатом работы учащегося на семинаре? Примеры тематики семинаров по информатике.

  3. Лабораторное занятие. Для чего служит контроль готовности учащихся к лабораторному занятию?

  4. Индивидуальный практикум. Как повысить эффективность работы учащихся на ЭВМ при выездной практике? Укажите характерные черты такой формы обучения, как индивидуальный практикум.

  5. Экскурсия. Постройте алгоритм действий для учителя при подготовке экскурсии по информатике. Приведите примеры заданий для учащихся на время экскурсии.

  6. Факультативные курсы. Укажите основные цели факультативных занятий. В чем заключаются преимущества межпредметных факультативных курсов? Приведите пример темы, не подходящей для факультативных занятий. Дайте обоснование.

  7. Кружок. В чем особенности кружковой работы по информатике в сравнении с остальными?

  8. Олимпиады и подготовка к ним. Укажите цели олимпиад: для школьника его учителя. Как выравнить шансы участников, работающих с разными типами ПК и ПО?

  9. Телекоммуникационные викторины по информатике. Тематика заданий.

  10. Телекоммуникационные проекты. Межпредметные связи в телекоммуникационных проектах.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Программные средства

  1. Текстовые редакторы: Блокнот, MS Word

  2. Графические редакторы: Paint, PaintBrush

  3. Табличный процессор MS Excel

  4. СУБД MS Access

  5. Средства компьютерных телекоммуникаций: Internet, Internet Explorer, Outlook Express

  6. Средства для подготовки презентаций: PowerPoint

  7. Система учебных исполнителей: программно-методический комплекс по курсу информатики «основы алгоритмизации» («Кенгуренок», «Пылесосик», «Логомиры»)

  8. Пакет ПС по курсу «Роботландия»

  9. Пакет «Мир информатики»

  10. Операционные системы: Windows

  11. Программно-методический комплекс по курсу информатики «Первые уроки информатики»

  12. Пакет ПС «Страна Фантазия».

  13. Пакет ПС «Информатике – 2 класс».

  14. Геоинформационная система.

Литература

Учебные пособия для студентов пед. вузов

  1. Лапчик, М.П. Теория и методика обучения информатике: Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, М. И. Рагулина, Н. Н. Самылкина, Л. В. Смолина, С. Р. Удалов. Под ред. М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с.

  2. Лапчик М.П., Рагулина М.И., Смолина Л.В. Теория и методика обучения информатике. Лабораторный практикум: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М.П. Лапчика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. – 312 с.

  3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544с.

Учебники школьного курса информатики

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Сиситематический курс. Учебник для 10, 11 кл. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2004.

  2. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. Омск: ОмГПУ, 1999.- 85 с.

  3. Гейн А.Г., Житомирский В.Г., Линецкий Е.В., Сапир М.В., Шолохович В.Ф. Основы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие для учащихся - М.: Просвещение, 1991.

  4. Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах». Ч. 1, 2, 3, 4. 3 кл., автор Горячев и др., Баласс, 2000.

  5. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы / Под ред. И.Г. Семакина, Е. К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  6. Информатика 7, 8, 9. Учебники 7-9 кл. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  7. Информатика. Пособие по углубленному изучению информатики для учащихся средних школ и поступающих в технические университеты. / Каймин В.А. и др. - М.: БРИДЖ, 1994

  8. Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.П. Основы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие для учащихся - М.: Просвещение, 1989

  9. Кузнецов А.А., Апатова Н.В. Основы информатики: учебное пособие для учащихся 8-9 классов. - М.: Дрофа, 1998.

  10. Матвеева Н.В. и др. Информатика 2, 3, 4 класс, БИНОМ Лаборатория базовых знаний, 2004.

  11. Программно-методический комплекс по курсу информатики. Первые уроки информатики. Учебное пособие / Лещинер В.Р., Хорошева И.П. - Казанский ПК ПС, 1991

  12. Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8, 9 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  13. Семакин И.Г., Хеннер Е.К, Информатика 10, 11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  14. Сенокосов А.И., Гейн А.Г. Информатика: Учеб. для 8-9 кл. шк. с углуб. изуч. информатики. - М.: Просвещение, 1995.

  15. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Учебник-тетрадь «Информатика». 2 кл., 3 кл., БХВ Санкт-Петербург, 2004г

  16. Шафрин Ю.А., Информационные технологии: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

  17. Шауцукова Л.З. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2000.- 416 с.

Методические пособия для учителей информатики

  1. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителей / Под ред. Ершова А.П., Монахова В.М. -М.: Просвещение, ч. I, 1985, ч. II, 1986

  2. Каймин В.А. Научные основы и методика преподавания информатики./ Методические рекомендации для учителей и студентов педвузов - Псков, 1992.

  3. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8–11-е классы. Ростов н/Д: изд-во Феникс, 2003. 352 с.

  4. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 176 с.

  6. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  7. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Методическое пособие для учителей к учебникам-тетрадям «Информатика». 2-4 кл., БХВ Санкт-Петербург, 2004.

  8. Уваров А.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. 224 с.

  9. Урнов В.А., Климов Д.Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе: Книга для учителя - М.: Просвещение, 199О.

Основные источники для семинарских и лабораторных занятий

  1. Антипов И.Н. Программирование. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся VIII- IX классов – М.: Просвещение, 1976.

  2. Апатова Н.В. Развитие содержание школьного курса информатики. - М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993. - 132 с.

  3. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Мионбразования РФ от 9 февраля 1998 г.) / Первое сентября, N 3, 1998 г.

  4. Бешенков С.А., Матвеева Н.В. Обучение информатике в среднем звене общеобразовательной школы // Информатика и образование. - 1997. - № 8. - С. 19-23.

  5. Брудно А.Л. Введение в программирование – М.: Наука, 1995.

  6. Буняев М. Подготовка учителя – решение проблем информатизации // Информатика и образование. – 1991. – №4.

  7. Белошапка В. Мир как информационная структура // Информатика и образование. – 1988. – №6.

  8. Всероссийская олимпиада по информатике // Информатика и образование. — 2000. — № 5. — С.53-59. 

  9. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Программа базового курса информатики для VII-IX классов общеобразовательной школы // Информатика и образование. - 1996. - № 6.

  10. Гейн А.Г. Обязательный минимум содержания образования по информатике: и в нем нам хочется дойти до самой сути // Информатика (приложение к газете "Первое сентября"). — 2001. — №№ 24, 30, 35.

  11. Гергей Т. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе. 1985

  12. Гершунский В.С. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1987.

  13. Гусенкова С.Б. Профильный курс информатики // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — С.67-69. 

  14. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Литерат С.И., Первин Ю.А. Работа со школьниками в области информатики. Опыт Сибирского отделения АН СССР // Математика в школе. – 1981. – № 1.

  15. Ершов А.П. Школьная информатика в СССР от грамотности к культуре // Информатика и образование – 1987. – №6.

  16. Ершов А.П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. – М.: Наука, 1986.

  17. Ефимов В.И., Житомирский В.Г., Лапчик М.П. Новые направления подготовки учителя математики // Математика в школе, 1987, №2.

  18. Залогова Л.А., Русаков С.В., Семакин И.Г., Шестакова Л.В. Пермская олимпиада по базовому курсу информатики // Информатика (приложение к газете "Первое сентября"). — 2001. — № 33. — С. 2-6; — № 34. — С. — № 35. — С. 2-7.

  19. Каймин В., Завальский Ю. Экспериментальная программа по курсу ОИВТ // Информатика и образование. – 1991. – №6.

  20. Каймин В. Курс информатики: состояние, методика и перспективы // Информатика и образование. – 1990. – №6.

  21. Камалов Р.Р. Логико-структурная модель школьного курса информатики // Информатика и образование. — 1998. — № 8. — С. 3-10. 

  22. Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1991

  23. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. – 1990. – №1.

  24. Кузнецов А.А. Школьная информатика: что дальше? // Информатика и образование. – N 2 – 1998.

  25. Кузнецов А.А., Дяшкина О.А. Школьные стандарты: первые шаги и направления дальнейшего развития // Информатика и образование. - 1999. - N 1.

  26. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Зайдельман Я.Н. Программа курса информатики // Информатика и образование. – 1997. – № 5.

  27. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Информатика и образование. 2003. – №6. с. 3–13.

  28. Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988.

  29. Лапчик М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. – 1991. – №6.

  30. Лапчик М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и профессионального образования. Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. - 294 с.

  31. Леднев В.С., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. — 2000. — № 2. — С.13-16. 

  32. Леднев В.С., Кузнецов А.А., Бешенков С.А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. — 1998. — № 3. — С. 76-78. 

  33. Монахов В.М., Лапчик М.П., Демидович Н.Б., Червочкина Л.П. Формирование алгоритмической культуры школьников при обучении математики: Пособие для учителей – М.: Просвещение, 1978

  34. Объяснительная записка и программа «машинного варианта» курса ОИВТ // Математика в школе, 1986, №3.

  35. Обучение в математических школах. Сборник статей / Сост. Шварцбурд С.И., Монахов В.М., Ашкинузе В.Г. – М.: Просвещение, 1968

  36. Основы информатики и вычислительной техники: Программа для средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1985.

  37. Основы информатики и вычислительной техники: Программа средней школы. - М.: Просвещение, 1991.

  38. Основные компоненты содержания обучения информатике // Информатика и образование. – 1995. – N 4.

  39. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  40. Программы школьного курса "Основы информатики и вычислительной техники" - М.: Просвещение, 1992.

  41. Полат Е.С. Телекоммуникации в школе // Информатика и образование. – 1993. – №1. – С.55 – 57.

  42. Проект на уроках информатики. – М.: Образование и Информатика, 2006. – 40с. – Библиотека журнала «Информатика и образование».

  43. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

  44. Российский стандарт школьного образования по информатике/ Учительская газета от 14 сентября, 1993.

  45. Самовольнова Л.Е. Обсуждаем содержание школьной информатики / ИНФО, N 2, 1998.

  46. Шолохович В.Ф. Информационные технологии обучения / ИНФО, N 2, 1998.

  47. Школьная информатика в России. Круглый стол / Еженедельное приложение к газете "Первое сентября", N 16, апрель 1998 г.

  48. Уваров А.Ю. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра // ИНФО, 1990, №1

  49. Уваров А.Ю. Чему учить на уроках информатики / Информатика (Приложение к газете "Первое сентября"). № 1 (194) январь 1999.

  50. Фалина И.Н. Современные педагогические технологии и частные методики обучения информатике // Информатика. – 2001. – №39. – С.2 – 6.

  51. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. - М.: Просвещение, 1989.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине б 1 «История науки и техники» (шифр и наименование дисциплины по уп) (2)

    Рабочая учебная программа
    Целями освоения дисциплины «История науки и техники» являются: анализ роли науки и техники в культурно-историческом развитии; знание основных периодов в истории мировой и российской науки и техники, выявление этических проблем научной
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине «Методика обучения и воспитания в математическом образовании» для ооп «050100. 62 Педагогическое образование» Профиль «Математика» по циклу Б. 3 профессиональный цикл

    Рабочая учебная программа
    Курс методики обучения и воспитания в математическом образовании спроектирован на основе требований гуманистической концепции образования, отражающих идеи самоопределения, самореализации личности, формирования профессиональной компетентности
  3. Рабочая учебная программа по дисциплине б 1 Материаловедение в производстве изделий (шифр и наименование дисциплины по уп)

    Рабочая учебная программа
    Целью освоения дисциплины «Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности» являются формирование у студентов знаний, умений и навыков, обеспечивающих им квалифицированное решение материаловедческих задач, возникающих
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «теория и методика преподавания информатики» Для заочного отделения по специальности 050202 «Информатика»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности «Информатика» Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине технология программирования, 5 курс (название)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки уровню

Другие похожие документы..