Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Основные направления исследований в области искусственного интеллекта. Система знаний. Модели представления знаний: логическая, сетевая, фреймовая, п...полностью>>
'Документ'
[Без автора]. 40 лет творчества великого пролетарского писателя А. М. Горького. [Статья] За коллективизацию. 1932. № 83 (103). 20 сен. С. 2. (прод. ...полностью>>
'Документ'
Розглянувши клопотання КП «Міськводоканал», відповідно до пункту 44 частини 1 статті 26 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні», міська...полностью>>
'Конкурс'
3. Дата  оприлюднення  та  номер  оголошення  про  проведення процедури   закупівлі,   опублікованого  в  державному  офіційному друкованому виданні ...полностью>>

Ноу средняя общеобразовательная школа «Росинка» (1)

Главная > Исследовательская работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка»

_____________________________________________________________________________

Исследовательская работа

«Расскажи, Снегурочка, где была…»

Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке

Авторы: Егорычева Екатерина,

Рыльская Мария,6 класс.

Научный руководитель:

Данилова Р.И., учитель

русского языка и литературы

НОУ СОШ «Росинка»

Москва

2010

Оглавление

Введение

3

Глава 1. История возникновения и развития образа Снегурочки.

5

1.1. «Родословная» Снегурочки.

5

1.2. Путешествие в Щелыково.

7

1.3. Путешествие в Абрамцево.

9

1.4. Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» и её интерпретация в музыке и живописи.

10

1.4.1.История создания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».

10

1.4.2.Отличие пьесы Островского от русской народной сказки о Снегурочке и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка».

11

1.4.3.Народный характер музыки в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».

11

1.4.4.Заслуга В.М.Васнецова в конкретной реализации образа Снегурочки.

12

Выводы

14

Глава 2. Экспериментальное исследование истории возникновения образа Снегурочки.

15

2.1. Организация и методы исследования.

15

2.2. Описание и анализ результатов исследования.

17

2.3. Описание продукта исследовательской работы.

19

Заключение

20

Список источников информации

22

Приложения

23

Введение

Каждый Новый год с замиранием сердца ждут ребятишки в России появления Деда Мороза и Снегурочки. И Дед Мороз, и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у ёлки хороводы и раздавать подарки. А откуда взялась эта девочка Снегурочка?

Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников.

Заинтересовал этот образ и нас. Когда и как возник этот удивительный сказочный образ девушки-красавицы из снега? Где «родилась» Снегурочка? Нам захотелось изучить «родословную» этой сказочной героини. Поэтому мы выбрали очень интересную тему: «Расскажи, Снегурочка, где была…» Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке».

Сначала познакомимся с основными понятиями, которые встретятся в нашей исследовательской работе:

Снегурочка – сказочный образ девушки-красавицы из снега.

ОБРАЗ - художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее. Созданный художником или актером характер, тип. О. Чичикова. О. Гамлета. О. Пушкина в картинах Репина.

СКАЗКА - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

Актуальность нашей работы обусловлена тем, что образ сказочного персонажа – Снегурочки, на наш взгляд, недостаточно изучен. Литературный цикл «Расскажи, Снегурочка, где была…» для учеников начальной школы познакомит детей и взрослых с целостным образом Снегурочки, привьёт любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества. Эта работа научит анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также поможет развивать творческое воображение, аналитическое мышление.

Проект реализуется в предметных рамках литературы и лингвистики.

Проект может быть квалифицирован как исследовательский, межпредметный, внутришкольный, годовой.

Объектом исследования является Снегурочка.

Предметом исследования является история возникновения образа Снегурочки.

Гипотеза исследования: родиной Снегурочки может быть как Абрамцево, так и Щелыково.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель: исследовать историю возникновения образа Снегурочки.

Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:

Теоретические

  1. Проанализировать литературу по данной теме.

  2. Познакомиться с произведениями о Снегурочке, выявить сходства и отличия.

  3. Создать представления об образе Снегурочки.

  4. Изучить «родословную» Снегурочки.

Практические

  1. Написать сценарий спектакля по мотивам сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка».

  2. Подготовить декорации для спектакля и эскизы костюмов.

  3. Подготовить и провести урок внеклассного чтения.

  4. Посетить музей-усадьбу «Абрамцево».

  5. Создать Литературную карту музея-усадьбы «Абрамцево».

  6. Создать фотоальбом «Абрамцево» и слайды.

В исследовании были использованы следующие методы:

Теоретические:

  1. Анализ литературных источников.

  2. Анализ и сравнение литературного образа.

  3. Обобщение результатов исследования.

Эмпирические

  1. Анкетирование учащихся.

  2. Моделирование: написание сценария спектакля, создание декораций для спектакля, урока по внеклассному чтению, Литературной карты.

Практическую значимость данной работы будут иметь сценарий спектакля по мотивам сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка», декорации для спектакля и эскизы костюмов, разработка урока внеклассного чтения, Литературная карта музея-усадьбы «Абрамцево», фотоальбом «Абрамцево» и слайды.

Глава 1. История возникновения и развития образа Снегурочки

    1. «Родословная» Снегурочки

Чтобы разобраться в «родословной» Снегурочки, необходимо выяснить, когда и как появилась эта героиня.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

Но в Новый год Снегурочка стала появляться лишь в самом конце 19-го века. До этого Дед Мороз приходил один. Какое же событие выдвинуло Снегурочку в ряд самых популярных в народе героинь? Ответ может быть простым - это появление пьесы сказки А.Н. Островского «Снегурочка», написанной писателем в 1873 году.

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

И в 1882 году по- настоящему «оживил » Снегурочку Островского С.И. Мамонтов. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка вместе с родственниками и друзьями Саввы Ивановича по его инициативе и при его непосредственном участии поставили спектакль по пьесе Островского в 1882 г. Потом в 1886 г. показали всей России оперу «Снегурочка» с музыкой Римского-Корсакова в знаменитом частном оперном театре Мамонтова. Лишь после этих постановок Снегурочка вошла не только в души русских людей, но и в дома, т.е. стала появляться в Новый Год как спутница Деда Мороза.

Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника.

А свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

    1. Путешествие в Щелыково

«Настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты».

В русской культуре есть немало примеров удивительного слияния творца, его произведений и места, где он творит. Михайловское, Болдино навсегда связаны с именем А. С. Пушкина, Ясная Поляна - с Л. Н. Толстым, Спасское-Лутовиново - с творчеством и героями И. С. Тургенева. В этом ряду и Щелыково — заповедный уголок Костромской земли, место, прочно связанное с именем и творчеством русского драматурга А. Н. Островского.

Отрывки дневниковых записей молодого Островского, который в 1848 году первый раз с отцом отправился в Щелыково, передают ощущения и чувства писателя от увиденного им во время путешествия.

      Ведь он, еще не быв ни разу в Щелыкове, с нетерпением, тревогой и радостью ожидал этой встречи. Чистота и свежесть, простота и искренность, величественность и восхищение переполняли душу молодого драматурга, и все это несметное богатство радости, чувств не могло не найти отражения в слове.

      Впечатления от первого знакомства с имением не изгладились из памяти драматурга с годами. Напротив, первая влюбленность укрепилась и переросла в глубокое и постоянное чувство. Сюда до конца своих дней с надеждой и верой в целительное и вдохновляющее влияние «милого Щелыкова» стремился А. Н. Островский. Здесь ему работалось и отдыхалось лучше, чем в любом другом месте. В течение девятнадцати лет ездил он в Щелыково каждое лето, в щелыковском доме провел последние дни жизни.

Красота окружающей природы, места, вводящие нас в мир героев Островского, — все это и поныне сохраняет за Щелыковом ту притягательную силу, то очарование, которое испытал драматург во время первого приезда в усадьбу, которую назвал «обетованными местами».
      Вот территория заповедника... Спускаемся с горы... Тропинка вьется по краю обрывистого берега Куекши к густому лесу, выводит на лесную поляну, в глубине которой блестит небольшой водоем, обрамленный шестигранным пробивающийся из земли фонтанчик и выталкивает из глубины белый песок. При ярком солнце разноцветные блики вспыхивают на илистом дне, и это равномерное движение кажется волшебным действом. Родник и колодчик зовутся Голубым ключиком, и давно уже родилась легенда о том, что прозрачно-голубой водоем образовался на месте гибели Снегурочки, потому вода в нем так холодна и прозрачна. Но сердце Снегурочки не умерло: разбуженное матерью Весной и наполненное страстной силой любви, бьется оно на дне Голубого ключика. Ключик же обладает чудодейственной силой сохранять красоту и молодость тем, кто каждый день на утренней заре приходит сюда умываться его живительной водой.
      «Здесь все вопиет о воспроизведении, а больше всего восхитительные овраги подле дома, и живописные берега речки, которым я не могу найти сравнения. Первое и самое сильное впечатление, которое производят на меня красоты природы, для меня болезненно, мне тяжело, мне надобно облегчить свою грудь, надобно поделиться с кем-нибудь этими неотступными впечатлениями, которые лезут в душу со всех сторон».

      «Я начинаю чувствовать деревню. У нас зацвела черемуха, которой очень много подле дома, и восхитительный запах ее как-то короче знакомит меня с природой. Природа мне делается понятной, все мельчайшие подробности, которых бы прежде не заметил, счел бы лишними, теперь оживляются и просят воспроизведения. Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки очаровательны, и все это ждет кисти, ждет жизни от творческого духа»1.

      Сказочность природы Шелыкова непременно вызывает в памяти фольклорные мотивы и образы. Здесь все дышит преданием и в предание обращается. Поэтому и появление пьесы-сказки «Снегурочка» в творчестве драматурга совсем не случайно.

Таким образом, возможно, что родиной Снегурочки может быть Щелыково.

1.3. Путешествие в Абрамцево

Но с другой стороны, родиной Снегурочки можно считать и Абрамцево. Да лучшего места для её «дома» и не найти.

Во-первых, это на севере от Москвы, но совсем недалеко (50 км). До Абрамцева можно добраться и по железной дороге, и по прекрасной автостраде - Ярославскому шоссе. А места здесь прекрасные: Радонеж, Хотьково, Сергиев Посад, Троицко-Сергиева Лавра.

И её волшебное появление в Абрамцеве как дочери Весны и Мороза вполне логично. Ведь Дед Мороз, как известно, проживает постоянно в Великом Устюге. Его путь в Москву всегда лежал через Абрамцево. Во время одного из своих путешествий с севера на юг в Москву он, вероятно, встретил в районе Абрамцево появившуюся там Весну-красну. И у них волшебным образом появилась дочь - Снегурочка.

Недаром на маршруте Деда Мороза Великий Устюг - Абрамцево- Москва расположено селение Берендеево, которое находится недалеко от Абрамцева и Сергиева Посада. Ведь именно в Берендеевом царстве происходили события, описанные в пьесе Островского. Полное название пьесы «Снегурочка - весенняя сказка», т.к. события там происходят от зимы и до поздней весны. Поэтому абрамцевская Снегурочка «оживает» в парке музея не только на Новый Год, но и на весь зимне-весенний период.

Осталось только официально «прописать» Снегурочку в Абрамцеве. И сделать это нужно как можно быстрее. Ведь русский обычай встречать Новый Год с Дедом Морозом и Снегурочкой начинает нравиться и за рубежом. И неровен час, когда, например, предприимчивые американцы поселят Снегурочку где-нибудь на Аляске или в Гренландии. Тогда о российском происхождении Снегурочки многие не узнают. Так уже произошло с персонажами сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», написанной им в Абрамцеве. Многим она известна только как американский мультфильм «Красавица и чудовище».

1.4. Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» и её интерпретация в музыке и живописи

1.4.1.История создания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка»

В 1873 году Малый театр, душой которого являлся Островский, закрылся на капитальный ремонт. Руководство Большого театра соглашалось предоставить актерам сцену на время их длительного «отпуска», но подмостки его во много раз превосходили сценические площади Малого.

Островский разработал замечательный план: задействовать весь свой коллектив актеров, музыкантов, гримеров, работников сцены в одной пьесе – сказке, удачно подобранной ко времени – Масленице. Так возник замысел многолюдного, разнохарактерного царства Берендеев.

Долгое время драматург изучал труды русских археологов, историков, фольклористов. Островский проштудировал «Народные русские сказки» А.Н Афанасьева. Он стремился к достоверному изображению древнего мира славян.

Большинство исследователей творчества Островского, говоря о пьесе «Снегурочка», ссылаются на дневник драматурга, который он вел весной 1848 года, когда переезжал с семьей из Москвы в Щелыково. Путь Островского лежал через города Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому. Может быть, во время остановки в Переславле – Залесском автор «Снегурочки» и услышал местную легенду «о царстве счастливых берендеев, которыми правил добрый и мудрый царь». По народным преданиям, находилось оно на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого сохранялись остатки древнего городища.

Картины русской природы, горячо любимой Островским, также присутствуют в весенней сказке «Снегурочка». Голубой ключ на берегу реки Куекши (у драматурга – озеро), чудесная поляна – прообраз Ярилиной долины и другие пейзажи в Щелыкове Костромской губернии встречаются в «Снегурочке». Песни, которые услышал Островский в тех местах, были использованы в напевах Леля. «Кроткий, добрый, на все способный», по словам Островского, народ, населявший окрестности Щелыкова, также близок берендеям, выведенным в пьесе.

1.4.2.Отличие пьесы Островского от русской народной сказки о Снегурочке

и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка»

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой жаркий костер, и превращается в маленькое облачко, улетающее в небо.

В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». И новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

Заложенный в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с героями русской и зарубежной литературы.

1.4.3. Народный характер музыки в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

В 1879 году за создание оперы по пьесе А. Н. Островского берется Н. А. Римский-Корсаков, которому она в первом чтении тоже не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, — вспоминал позже композитор. — В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…»2. Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех…

«Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать...» — писал о «Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными.

И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Последнее обращение ее к любимому: «О милый мой, твоя, твоя...» Звучит оно трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света.   

Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает много разных чувств: она заставляла удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее, представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея.

Островский очень точно назвал музыку Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве — о любви. То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

1.4.4.Заслуга В.М.Васнецова в конкретной реализации образа Снегурочки.

Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника. Суриков В., не веривший, что декорации могут быть настоящим произведением искусства, при появлении на сцене декораций Васнецова на одном из представлений оперы «Снегурочка» первым встал и на весь зал громко зааплодировал.

В Абрамцеве Васнецов написал картину «Снегурочка - дочь Мороза и Весны» (сейчас она находится в Третьяковской галерее) как один из проектов декорации.

Вот как это происходило. В Абрамцеве решили поставить «Снегурочку» Островского, и Мамонтов стал просить В.М. Васнецова написать декорации к четырем картинам («Прологу», «Берендееву посаду», «Берендеевым палатам» и «Ярилиной долине»). Виктор Михайлович сначала отказывался, убеждал, что никогда не писал декораций. Но все настаивали. И пришлось приниматься за дело. Картина «Пролога» долго не выходила. Как-то, гуляя по заснеженному абрамцевскому лесу, Васнецов, вспоминали его коллеги-художники, остановился, будто громом пораженный. Вот здесь могла бы бродить загадочная девушка! Вскоре все увидели чудо, ожившее на холсте. Морозная голубая ночь, в бездонном небе далекие холодные звезды... А на опушке Снегурочка с лицом Шуры, младшей дочери Саввы Мамонтова.

Интересно, что В.М. Васнецов на первых постановках спектакля лично играл Деда Мороза.

Когда в Абрамцеве начались репетиции «Снегурочки», Мамонтов решил, что к роли Деда Мороза больше других подойдет сам художник-декоратор. «Что тут делать? - рассказывает В. Васнецов. - Никогда ни на какой сцене я не игрывал…. Отнекиваться не полагалось, да как-то и стыдно было. Ну и играл Деда Мороза, и играл не один раз!»

Итак, «натурой» для васнецовской Снегурочки была младшая дочь Мамонтова Александра. Старшую дочь Веру все знают по картине «Девочка с персиками». Александре выпала не меньшая честь - быть навечно запечатленной в образе российской Снегурочки. И она как никто достойна этого чистого и светлого образа. Эта умная и шустрая девочка в детстве любила зиму, особенно любила кататься на санках по абрамцевским кручам.

Интересно, что впоследствии эта Снегурочка (Александра Саввична Мамонтова) станет организатором и первым директором музея «Абрамцево».

В декорациях «Снегурочки» В. Васнецова ожила русская сказка, раскрылась неяркая красота родной природы.

Эскизы Васнецова к домашнему спектаклю «Снегурочка» хранятся в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике «Абрамцево»: «Пролог», «Палаты царя Берендея», «Ярилина долина», «Улица слободки Берендеевки», «Дед Мороз», «Мизгирь», «Царь Берендей», «Лель», «Купава», «Бобыль», «Бобылиха» и др.

В 1885 году В. М. Васнецов исполнил декорации и костюмы для оперы «Снегурочка», которая шла в Частной опере С. И. Мамонтова. 18 января 1893 г. В. Д. Поленов писал Н. В. Поленовой: «Вчера Виктор передал мне все свои рисунки к «Снегурочке». Что за дивная вещь «Певцы»! Мы все под этим высоким настроением»3.

Выводы:

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ноу средняя общеобразовательная школа «Росинка» (2)

    Исследовательская работа
    Кто из нас не любит или не читал сказки? Они нравятся не только детям, но и взрослым, так как в чудесных сказочных событиях можно увидеть многое из нашей реальной жизни, можно найти ответы на некоторые важные вопросы, можно просто
  2. Ноу средняя общеобразовательная школа «Росинка» Менеджмент и стратегия корпораций: на примере компании

    Исследовательская работа
    Тема настоящей работы «Менеджмент и стратегия корпораций: на примере компании “The Coca-Cola Company”» является интересной и актуальной в настоящее время.
  3. Ноу средняя общеобразовательная школа «росинка» Пираты вчера и сегодня Авторы работы: Меламуд Дарья, Ягубов Эйюб

    Документ
    Данная работа посвящена изучению пиратского кодекса и обычаев. Интересно выяснить, как с древнейших времён до сегодняшнего дня менялись наши представления о пиратстве, какова эволюция кодекса пиратской чести с древнейших времён до наших дней.
  4. «Росинка»

    Исследовательская работа
    Социологический опрос в Великобритании показал, что 17% англичан получили в 2007 году 1 любовное письмо, а за последние 5 лет отправили такие письма 28% респондентов.
  5. Муниципального общеобразовательного учреждения «средней общеобразовательной школы №4» Раздел I

    Документ
    Телефоны: (395-5) 51-94-40 (приемная), (395-5) 51-94-30 (информационно-методический центр), (395-5) 51-94-50 (бухгалтерия), (395-5) 51-92-00 (завхоз), (395-5) 51-94-22 (вахта, столовая), (395-5) 51-94-70 (начальная школа), (395-5)

Другие похожие документы..