Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Гра, як відомо, — справа азартних людей, вона приваблює і захоплює. І вже давно не таємниця, що педагог за будь-якої можливості звертається до ігрово...полностью>>
'Документ'
Модернизация системы аэронавигации в аэропорту «Манас». Строительство командно-диспетчерского пункта. Модернизация аэронавигационного и метеорологиче...полностью>>
'Документ'
Мировой финансовый кризис вызвал необходимость принимать в России экстренные меры по спасению финансовых и экономических институтов. Банковский секто...полностью>>
'Документ'
Актуальность. Современный рынок насыщен различными формами лекарственных, лечебно-профилактических и косметических средств, предназначенных для ухода ...полностью>>

Особые права журналистов: посещать государственные органы, их организации или пресс-службы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Аккредитация.

Особые права журналистов: посещать государственные органы, их организации или пресс-службы. Возможность аккредитации – дополнительная услуга, которая создаёт благоприятные условия деятельности: журналист получает дополнительные гарантии допуска к информации, предупреждается о заседаниях и других мероприятиях, обеспечивается стенограммами и другими документами, ему обеспечиваются условия для производства записи.

Произвольно нельзя лишить аккредитации, нужны официальные основания (нарушение правил информации, распространение несоответствующих действительности сведений об организации) - это подтверждается решением суда. Есть рекомендательные правила комитета гласности – механизм аккредитации, количество сотрудников СМИ с аккредитацией, какие места занимать при работе и т. д.

Зловживання свободою ЗМІ

Злоупотребление свободой массовой информации – нарушение права СМИ со стороны СМИ.

Данные по исковым заявления в суды.

1. Нарушения на этапе публикации материалов (чаще всего).

Основной повод: ущемление чести и достоинства граждан (+ деловая репутация граждан и юридических лиц) – то же что и посягательства на нематериальные блага, не то же что клевета и оскорбление (второе по частоте нарушений). Разница: честь и достоинство относится к области гражданского права, где соответствие сведений действительности доказывает ответчик (журналист), а истец лишь письменно излагает претензии без риска материального ущерба в случае, если дело будет проиграно, к тому же госпошлина при подаче заявления по закону РФ «О государственной пошлине» равна 10% от МРОТ; клевета и оскорбление относятся к области уголовного права, где действует презумпция невиновности, поэтому соответствие сведений действительности доказывает заявитель (задетый прессой человек).

2. Нарушения, связанные с рекламной деятельностью.

3. Нарушения, связанные с распространением продукции СМИ.

4. Нарушения авторских прав.

5. Нарушение порядка предвыборной агитации (не обеспечение кандидатам равных возможностей агитации в государственных и муниципальных СМИ).

6. Другие нарушения: разглашение сведений, составляющих государственную или любую иную охраняемую законом тайну, призыв к захвату власти, разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, пропаганда войны (ст. 4 Закона «О средствах массовой информации»), сокрытие или фальсификация общественно значимых сведений, распространение слухов под видом достоверных сообщений (ст. 51). Несёт уголовную ответственность только если подтверждает, действовал умышленно.

С многими оговорками, но к редакции не предъявляются претензии, если опубликованная информация:

- присутствует в обязательных сообщениях;

- получена от информационных агентств;

- содержится в ответе на запрос информации или в материале пресс-службы;

- является дословным воспроизведением фрагмента выступления официальных должностных лиц или депутатов, делегатов съездов, конференций и т. п.;

- содержится в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи (в прямой эфир) или в текстах, не подлежащих редактированию;

- является дословным воспроизведением сообщения, распространённого другим СМИ

и др.

Формы права.

Исторически первой формой права (или источником права в формальном смысле) явился правовой обычай — обычай, санкционированный государством. По содержанию он остается тем же самым правилом поведения, но обретает возможность государственно-принудительной реализации: если не сработает сила привычки, к делу подключится государство. Второй вид источников права — судебный прецедент, который признавался источником права еще в ДревнемРиме (преторское право). Был распространен в средние века. Важным источником права судебный прецедент в настоящее время является в странах, в которых получило распространение англо-саксонское общее право (в Англии, США, Канаде, Австралии). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание у суда правотворческой функции, условием чего, в принципе, являются высокая правовая культура и развитое правовое сознание как судебной системы, так и общества в целом, демократические традиции, отлаженные системы информации и социального контроля. Итак, юридический прецедент (судебный или административный) — это решение судебного или административного органа, которое послужило образцом (эталоном, примером) при рассмотрении подобного (аналогичного) дела и стало юридическим правилом. Третьим видом источников норм права можно назвать нормативно-правовой договор. Нормоустанавливающее значение договоров признается во всех правовых системах. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Нормативно-правовым договором выступает соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила. Четвертым (и важнейшим) источником права является нормативно-правовой акт. В качестве источника права может выступать юридическая доктрина (правовые теории, учения о праве). Существенное значение она имела для права Древнего Рима. Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой — разновидностью правовых актов.

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт используется как основная форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым относится и Россия. Его характерные черты определяются тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юридических норм, а с другой — разновидностью правовых актов. Таким образом, нормативно-правовой акт:
а) содержит юридические нормы;
б) представляет собой официальный письменный акт-документ;
в) является результатом особой деятельности государства, которую именуют правотворческой. С учетом названных признаков нормативно-правовой акт можно определить как официальный письменный акт-документ, содержащий юридические нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:
а) компетентными органами государства;
б) в порядке делегированного законодательства;
в) в пороядке референдума. Нормативно-правовые акты следует отличать от другой разновидности правовых актов — индивидуальных юридических, а главное — от актов применения права. Их объединяет общая юридическая природа, и те и другие содержат государственно-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивидуальный, конкретный (по субъектам и содержанию) характер. Основная задача нормативно-правового акта, как и любой формы права, -хранить правовую информацию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов.

Систематизация нормативно-правовых актов

Систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п. Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации — инкорпорацию, консолидацию и кодификацию. Инкорпорация — это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях. Консолидация — это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования. Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Правовые отношения

Правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, правоотношения - это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Под возникновением правоотношений понимают условия, порождающие правовые отношения.Правоотношение - это общественное отношение, представляющее собой двухстороннюю конкретную связь между социальными субъектами, которая возникает на основе норм права. В правоотношениях возникает связь между лицами посредствам субъективных прав и юридических обязанностей, причем эта связь носит волевой характер.Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживающего в другом городе.Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Охрана законности и правопорядка означает их охрану правоотношений, ибо последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности. Также правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью и взаимностью, персонификацией прав и обязанностей. Это всегда конкретное отношение “кого-то” с “кем-то”. Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы по именно, их действия скоординированы. Это не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализированы и управляемы.

Правосубъектность лица

Для субъекта права характерны следующие два основных признака.

Во-первых – это лицо, участник общественных отношений (индивиды, организации), которое по своим осо бенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого оно должно обладать определенными качествами, которые связаны со свободой воли человека, коллектива людей и к числу которых относятся:

(а) внешняя обособленность;

(б) персонификация (выступление вовне в виде единого лица – персоны);

(в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.

Во-вторых – это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойства субъекта права в силу юридических норм. Иными словами, юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права. Категории "субъект права" и "Правосубъектность" по своему основному содержанию совпадают. Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называется праводееспособностью.

Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с требованиями экономического базиса, потребностями общественного развития.

В то же время правосубъектность является именно свойством лица – таким его общественно-юридическим состоянием, которое по своей природе неотъемлемо от лица. Юридические нормы, выражая потребность общественного развития, могут сузить или расширить круг субъектов права, могут сузить или расширить объем правосубъектности. "Субъект права" ("правосубъектность") – понятие широкое, в какой-то мере отличное от понятия "субъект (участник) правоотношения". Субъект права – это лицо, обладающее правосубъектностыо, т.е. лицо, потенциально (вообще) способное быть участником правоотношений. А субъект правоотношения – это реальный участник данных правовых отношений.

Юридические факты

Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По своей социальной природе юридические факты — это обычные жизненные обстоятельства, которые сами по себе не обладают свойством вызывать юридические последствия. Такое качество придается им юридическими нормами, и может произойти так, что законодатель на каком-то этапе развития общественных отношений перестанет связывать правовые последствия с данным юридическим фактом. Юридические факты опосредуют движение правовых отношений (возникновение, изменение, прекращение). И если правосубъектность рассматривать как особого рода юридическое право в рамках общерегулятивных правоотношений, то фактические условия правосубъектности (возраст, вменяемость и т. п.) по своей природе и механизму действия тоже являются юридическими фактами. Юридические факты вызывают правовые последствия только во взаимодействии с правовыми нормами. Юридические факты могут быть классифицированы по различным основаниям: 1) по характеру порождаемых юридических последствий — правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие;
2) по характеру действия — факты однократного действия (истечение срока, нанесение материального ущерба) и факта-состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности);
3) по характеру связи с индивидуальной волей участников правоотношения -юридические деяния (действия и бездействие) и юридические события. 4) с точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Последние, в свою очередь, -на преступления и проступки (по степени общественной опасности);
5) в зависимости от волевой направленности правомерные действия делятся на индивидуальные акты (совершаются с целью вызвать определенные правовые последствия), юридические поступки (нормы права связывают с ними правовые последствия независимо от волевой направленности субъекта, в силу самого факта деяния) и результативные действия (правовые последствия связываются не с самим действием, а с его результатом, например, результатом творческой деятельности);
6) в зависимости от степени сложности юридические факты делятся на единичные юридические факты и фактические составы (системы юридических фактов).

Правомерное поведение

Приступая к анализу правомерного поведения, следует сразу определиться с тем, что в юриспруденции понятие поведения ограничено деяниями, выраженными вовне — действиями, бездействием или вербально, то есть словесно (например, оскорбление словом). поведение относительно права может быть правомерным, неправомерным (противоправным) и юридически нейтральным (индифферентным, безразличным). Правомерное поведение, как и неправомерное (и как любое другое поведение), имеет две стороны — объективную и субъективную. Объективную сторону правомерного поведения можно рассматривать на основе тех же элементов (категорий), что и объективную сторону противоправного поведения. Речь идет о поведении, определенном результате и причинной связи между ними, только у правомерного поведения все идет со знаком «плюс», то есть поведение и его результат должны быть социально полезны, во всяком случае не вредны для общества. Субъективная сторона правомерного поведения, как и субъективная сторона противоправного поведения, характеризуется интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его последствиям. Так, в качестве первого вида можно назвать правомерное поведение, при котором субъект осознает необходимость, обоснованность, справедливость требований правовых норм, осознает полезность своего поведения и желает наступления социально полезного результата. Вторым видом правомерного поведения с точки зрения его субъективной стороны является конформное (или конформистское) поведение, когда субъект подчиняет свое поведение правовым предписаниям лишь по той причине, что «так делают все». И третий вид — это когда субъект исполняет и соблюдает правовые требования под угрозой мер государственного принуждения или уже в результате их применения. По объективной стороне правомерное поведение можно подразделить на два вида:

а) необходимое (желательное);
б) социально допустимое.

Итак, правомерным можно назвать такой вариант правового поведения, который будучи общественно необходимым, желательным или социально допустимым, осуществляется в соответствии с правовыми предписаниями (не выходит за рамки дозволенного законом) и поддерживается возможностью государственной защиты.

Правонарушение: признаки, состав

Правонарушение, есть нарушение права, акт, противный праву, его нормам, закону. Совершить правонарушение - значит «преступить» право.

Правонарушение — это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.1

признаки правонарушения.

Правонарушения обладают общественно опасным характером, то есть наносят вред или создают опасность вреда для личности, собственности, государства или общества. Правонарушения носят противоправный характер. Противоправность, в отличие от общественной опасности является внешней чертой, означающей, что правонарушение – это действие, прямо запрещенное правом (деяния, не предусмотренные правовыми нормами либо не нарушающие требований правовых норм, не могут считаться правонарушениями).

Правонарушения совершаются только людьми. Правонарушением является деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособностью называется признанная законом способность лица сознавать значение своих противоправных действий и нести за них юридическую ответственность. Правонарушение может составить только акт поведения, внешне выраженный правонарушителем (действие или бездействие). Нельзя считать правонарушением не проявленные через поступки мысли, чувства. Правонарушение – это виновное деяние. Поскольку право регулирует волевое поведение людей, о правонарушении можно говорить только тогда, когда от воли человека зависело - поступить правомерно или неправомерно, и избран второй вариант в ущерб первому. Состав правонарушения – совокупность элементов, при наличии которых возможны юридическая ответственность и наказание Элементами состава правонарушения являются:2

  1. Объективная сторона правонарушения – внешнее проявление противоправного деяния. Именно по этому элементу судят о том, произошло ли правонарушение и какой вред оно причинило. Объективная сторона правонарушения включает в себя:

  2. Объект правонарушения – те явления окружающего мира, на которые направлено противоправное деяние. Субъективная сторона правонарушения – ее основная составляющая - вина (отношение лица к совершенному правонарушению).

  3. Субъект правонарушения – лицо, совершившее виновное, противоправное деяние – правонарушитель. Субъектом правонарушения может быть только деликтоспособное лицо.

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность, с одной стороны, представляет собой вид общесоциальной ответственности, другие виды которой возникают уже на основе иных социальных норм — политических, норм морали, корпоративных норм и др. С другой стороны, юридическая ответственность является разновидностью мер правового принуждения, причем наиболее острой разновидностью, в наибольшей степени затрагивающей правовое положение субъекта. Признаки юридической ответственности:

1. Имеет ретроспективный характер, то есть представляет собой реакцию на уже состоявшееся поведение, на поведение прошлое (или во всяком случае — длящееся). Субъект не может нести юридическую ответственность за свое поведение в будущем.
2. Поведение, лежащее в основе юридической ответственности, должно быть особым, а именно — содержать признаки правового нарушения. В частности, быть виновным поведением. Без вины не может быть и юридической ответственности.
3. Юридическая ответственность всегда связана с государственным и общественным осуждением (негативной оценкой) поведения правонарушителя. Именно поэтому, например, приговор по уголовному делу выносится от имени государства.
4. Имеет штрафной характер. Суть этого признака в том, что у правонарушителя в результате совершенного им деяния возникают новые юридические обязанности (которых до правонарушения не было). Правонарушение есть юридический факт, который вызывает появление особого — охранительного правоотношения (между правонарушителем и государством), в рамках которого эти обязанности и возникают.
5. Юридическая ответственность имеет характер претерпевания. Всякая юридическая обязанность есть обременение, но в результате правонарушения возникают особые обязанности — претерпеть лишения личного, имущественного и другого плана.
6. Порядок возложения юридической ответственности регламентируется правом, то есть закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса.

Виды социальных норм.

Социальные нормы - правила, регулирующие отношения между людьми их коллективами. Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия. Види соціальних норм виділяються за різними критеріями, на приклад, за сферами дії:

  • економічні: регулюють суспільні відносини в сфері економіки, тобто зв'язані з взаємодією форм власності, із виробництвом, розподілом і споживанням матеріальних благ;

  • політичні: регулюють відношення між класами, націями, народностями; зв'язані з їхньою участю в боротьбі за державну владу й у її здійсненні, із взаємовідносинами держави з іншими елементами політичної системи;

  • релігійні: регулюють відношення в сфері релігії і між різними релігіями, специфічні культові дії, засновані на вірі в існування Бога;

  • екологічні: регулюють відношення в сфері охорони навколишнього середовища й ін.

Основними видами соціальних норм за регулятивними особливостями є:

  • моральні норми;

  • звичаєві норми;

  • правові норми;

  • корпоративні норми. У багатьох випадках правові норми як би виростали з моральних принципів. Дотримання норм права є моральний обов'язок громадянина, що визначається моральною і правовою культурою суспільства.

Правовые нормы в системе социальных, их функции

Особливим видом соціальних норм є норми права, які є “елементарною часткою” права.

Норма права – “це загальнообов'язкове, формально-визначене правило поведінки (зразок, масштаб, еталон), встановлене або санкціоноване державою в якості регулятора суспільних відносин, що офіційно закріплює міру свободи і справедливості відповідно до суспільних, групових й індивідуальних інтересів (волею) населення країни, забезпечується всіма мірами державного впливу, аж до примусу” Правовые нормы имеют следующие признаки:

(1) Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

(2) Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

(3) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

(4) Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

(5) Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

ормы права, как правило, излагаются в нормативных правовых актах, причём норма права зачастую не совпадает со статьёй нормативного правового акта. Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Признаки нормы права

Правовые нормы имеют следующие признаки:

(1) Регулирование поведения. Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения.

(2) Общий характер. Неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.

(3) Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.

(4) Связь с государством. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением.

(5) Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Структура нормы права

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов - гипотезы, диспозиции и санкции (структура "Если - то - иначе").

  • гипотеза — указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной.

  • диспозиция — содержит само правило поведения и указывает на и устанавливаемые права и обязанности. По характеру предписания диспозиции подразделяются на управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом), обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия) и запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).

  • санкция — указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные. По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму. В некоторых случаях недостающий элемент нормы права может быть логически выведен из других норм (что не снимает его неопределённости). В других случаях такое восстановление является некорректным (например, не может иметь санкции управомочивающая, декларативная, дефинитивная норма).

Классификации норм права

Существуют следующие классификации норм права.

  • По юридической силе содержащего нормы акта: нормы международно-правовых актов, законов, постановлений и др. Юридическая сила акта позволяет выстроить определённую иерархию правовых норм и определить, какая из них будет применяться при противоречии норм друг другу.

  • По отраслям права: нормы гражданского, финансового, уголовного права, трудового, административного, экологического права и т. д.

  • По форме предписания: императивные (категорические) и диспозитивные. Императивные нормы не предполагают возможность отклонения от установленных требований (гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его), диспозитивные же допускают регулирование отношений сторонами и применяются лишь в дополнительном (субсидиарном) порядке, когда стороны своим соглашением не установили иное (если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью).

  • По форме предписываемого поведения: управомочивающие, обязывающие (предписывающие) и запрещающие. Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права возможность выбора: он может действовать определённым образом или воздержаться от таких действий (осуждённый к лишению свободы вправе получать и отправлять за счёт собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества). Обязывающие нормы устанавливают предписание субъекту сделать что-либо (каждый обязан платить законно установленные налоги). Запрещающие нормы, напротив, устанавливают недопустимость какого-либо действия (не допускается односторонний отказ от договора, за исключением установленных законом случаев).

  • По кругу лиц (сфере действия): общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе), специальные — на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные и т. п.)

  • По времени действия: постоянные и временные. Постоянные нормы действуют до их официальной отмены, временные — в пределах определённого промежутка времени.

Система права - исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура национального права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Структурными элементами системы права являются: нормы права, отрасли права, подотрасли права, институты права, субинституты.

Отрасль как составляющая системы права

Отрасль права: совокупность правовых институтов (иногда включают подотрасли), регулирующих однородную область общественных отношений (например, государственное право, гражданское право, уголовное право,..).Отрасль права - основное структурное подразделение системы права, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. система права состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права. Конституционное право - отрасль права, нормы которой закрепляют основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, избирательную систему, систему высших органов государственной власти, судебных, прокурорских, контрольных органов, порядок их образования и компетенцию, систему местного управления и самоуправления, основы финансово-кредитной системы страны. Конституционное право является базовой отраслью для всех других отраслей права: их нормы основываются на конституционных положениях, конкретизируют, развивают эти положения. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Административное право - системная совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения в сфере финансовой деятельности государственных органов, т.е. деятельности по сбору и распределению денежных средств. Земельное право - система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу управления земельными ресурсами в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны. Трудовое право - отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения по применению труда наемных работников на предприятиях, в учреждениях и в организациях всех форм собственности, вопросы заключения и расторжения трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, оплаты труда, внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, материальной ответственности и др. Семейное право как отрасль национального права регулирует отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Уголовное право как отрасль права объединяет нормы, которые определяют круг противоправных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют основания и условия уголовной ответственности, устанавливают наказания и иные меры уголовной ответственности, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Гражданско-процессуальное право - отрасль права, регулирующая порядок судопроизводства по гражданским, семейным, трудовым и некоторым другим делам.

Правовой институт - совокупность относительно обособленных норм, регулирующих близкий круг общественных отношений (например, институт выборов в государственном праве, институт права собственности в гражданском праве, институт преступления в уголовном праве,..).

Методы правового регулирования

Отрасли права — юридический режим, в который включает специфические отраслевые принципы, общее правовое положение субъектов отрасли, отраслевые приемы (методы) и механизмы регулирования. В зависимости от сочетании дозволении и запретов выделяют два типа правового регулирования:

а) общедозволительный — «дозволено все, кроме прямо запрещенного»;
б) разрешительный — «запрещено все, кроме прямо дозволенного». Первый тип регулирования в наибольшей мере присущ сфере гражданского оборота, частного права. Второй — сфере публичного права, регулированию государственно-властных отношений.

Иногда в литературе наряду с императивным и диспозитивным методами выделяют поощрительный (метод вознаграждения за правомерное поведение) и рекомендательный (метод совета, рекомендации определенного социально полезного поведения). Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:
а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
б) средствами их обеспечения (санкциями);
в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Частное и публичное право

В современной отечественной юридической литературе к отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное, отрасли процессуального права, к отраслям частного права — гражданское, трудовое, семейное, а также такие комплексные отрасли, как торговое, кооперативное, предпринимательское, банковское и др. основной смысл различения частного и публичного права состоит в установлении пределов вторжения государства в сферу имущественных и иных интересов индивидов и их объединений. Государство в этой сфере должно выступать лишь в роли арбитра и надежного защитника прав и законных интересов участников гражданского оборота. При всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и размыты.

Институт государства

  1. Исходными чертами государства является то, что оно есть:

    а) явление общественное;
    б) явление политическое;
    в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач. В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

    а) «по вертикали» — отличие государства от органов власти общинно-родового строя;
    б) «по горизонтали» — отличие государства от других политических организаций общества. Независимость государства вовне ограничивается суверенитетом других государств (точно так же, как свобода одного человека ограничивается свободой другого). признаки государства: государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

  2. государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

  3. только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

  4. только государство обладает монополией на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

  5. у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.).

Сложность государства как социального явления обусловливает и многообразие его определений. В учебной литературе последних лет государство определяется, например, как «форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма» (А. Иванов). Или: «государство есть публично-правовая и суверенная организация власти, обеспечивающая общие интересы всего населения и выступающая гарантом прав и свобод человека и гражданина»

Правовое государство

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

а) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;
б) верховенство правового закона;
в) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходится с нормами конституции. Итак, признаками правового государства можно считать:

  1. ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права граждан);

  2. верховенство права (правового закона) во всех сферах общественной жизни;

  3. конституционно-правовую регламентацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

  4. наличие развитого гражданского общества;

  5. правовую форму взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

  6. верховенство закона в системе права;

  7. соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

  8. прямое действие конституции;

  9. возвышение суда.

Гражданское общество

Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга — одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества (собственно, как и правового государства) определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества. Гражданское общество в его современном понимании и значении — это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество — это общество, способное сделать свое государство правовым. Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

  1. становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

  2. гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

  3. гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

  4. гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

  5. гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно — готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

  6. с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

  7. взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Виды государственных режимов. Демократия

Режим это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере взаимоотношений между частями государства, а также между центральными и местными органами. На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др. Демократия есть способ (один из способов) организации власти. Демократия означает прежде всего признание права на равное участие всех членов того или иного человеческого коллектива в осуществлении функционирующей в этом коллективе (обществе, государстве, общественной организации и т. п.) власти. При этом демократия может быть как политической, так и неполитической. Первобытное общество уже было организовано демократически, поскольку представляло собой первобытное, естественное самоуправление. Для демократии как способа организации государственной власти характерны следующие общие принципы:

1. Признание народа высшим источником власти, признание народного суверенитета.
2. Выборность основных органов государства.
3. Равноправие граждан и прежде всего — равенство их избирательных прав.
4. Подчинение меньшинства большинству при принятии решений. а) уважение прав человека, их приоритет над правами государства;
б) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;
в) уважение права меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
г) верховенство закона;
д) разделение властей; и др. В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти. Демократия государства складывается из соединения форм непосредственной и представительной демократии

Дифамация. Клевета. Обида.

ДИФАМАЦИЯ, ДИФФАМАЦИЯ, диффамации, мн. нет, ж. (латин. diffamatio) (право). Опубликование в печати позорящих кого-н. сведений. Дифамация (от англ. defamation) — умаление репутации. В настоящее время в целом ряде стран-членов Совета Европы положения гражданского законодательства о диффамации - это основополагающие или вообще единственные правовые нормы, посредством которых защищается репутация.  Законы, предусматривающие уголовную ответственность за диффамацию, во многих странах или вышли из применения Одна из наиболее серьезных проблем, связанных с законами, устанавливающими уголовную ответственность за диффамацию - то, что их нарушение может повести к суровым санкциям в виде крупного штрафа, запрета на осуществление журналистской деятельности или даже тюремного заключения. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.

ОЦЕНОЧНОЕ СУЖДЕНИЕ - суждение, в котором человеку приписываются определенные моральные качества - достоинства (благодетели) или недостатки (порок), которые, якобы, и служат причиной серии достижений или, соответственно, промахов (ошибок). Объективная научная психодиагностика должна избегать оценочных суждений, так как это приводит не только к предвзятости психодиагноста, но наносит вред испытуемому при сообщении ему психодиагностической информации. в законодательстве о диффамации должно быть сделано четкое разграничение между утверждениями о фактах и оценочными суждениями (мнениями). В первую очередь потому, что существование фактов может быть наглядно показано, в то время как оценочное суждение не нуждается в доказательствах.

Защита чести, достоинства и деловой репутации.

Одним из наиболее распространенных инкриминируемых журналистам нарушений являются претензии об унижении чести, достоинства и деловой репутациЭта группа нарушений, совершаемых редакциями СМИ и журналистами, зафиксированных Фондом защиты гласности, составляет 72,9 % всех нарушений, как Вы понимаете это далеко не полная цифра. Более того, этот процент неуклонно растет. С правовой точки зрения честь - это сопровождающееся положительной оценкой отражение качеств лица в общественном сознании. Унижение чести предполагает, что истец ощущает изменение общественного мнения о себе. Это сознательная дискредитация человека в общественном мнении. Однако, как указывает Комментарий к Уголовному кодексу, “наличие унижения и его степень, глубину оценивает в первую очередь сам потерпевший”, то есть объективных критериев для доказательства того, что “унижение чести” имело место, в законе и в текстах права вообще нет. Достоинство, как и честь, включается законодательством в число нематериальных прав личности
     Достоинство есть ощущение человеком своей ценности как человека вообще. Таким образом, понятие достоинства включает в себя сознание человеком своей абстрактной и конкретно-социальной ценности, а также ценности социальных групп, в которые он входит. Оно (достоинство) по определению может быть только со знаком плюс - есть ли у данного лица те или иные положительные качества и что по поводу этого лица считает общественное мнение, здесь не существенно. В конституции не случайно говориться не об унижении, а об умалении достоинства. Здесь следует провести четкую грань между унижением как дискредитацией человека в общественном мнении и умалением как таким воздействием на общественное мнение, которое противоречит достоинству личности как ее неотъемлемому праву. обладателем чести и достоинства может быть только физическое лицо. Не менее интересен вопрос о разнице понятий репутация и деловая репутация.
     Что касается понятия репутация, то оно вообще отсутствует в текстах закона, есть лишь понятие деловой репутации как нематериального права личности и то оно не раскрывается. В этой связи следует подчеркнуть, что понятие деловой репутации в гражданско-правовом смысле применимо только к физическим и юридическим лицам, участвующим в деловом обороте. любая критика деятельности учреждений, организацией воспринимается как сведения, порочащие их деловую репутацию. Законодательством установлена ответственность за распространение в СМИ неверных, порочащих сведений в виде компенсации потерпевшему морального вреда в денежном выражении. В соответствии со статьей 201 Гражданского кодекса Украины, честь, достоинство и деловая репутация являются личными неимущественными благами, охраняемыми гражданским законодательством. Статья 270 Гражданского кодекса Украины среди других личных неимущественных прав физических лиц устанавливает право на уважение к чести и достоинству. В соответствии со статьями 297 и 299 Гражданского кодекса Украины, честь, достоинство и деловая репутация являются неприкосновенными. Защита чести, достоинства и деловой репутации осуществляется судом. В соответствии со статьей 277 Гражданского кодекса Украины, физическое лицо, личные неимущественные права которого нарушены вследствие распространения о нем и (или) членах его семьи недостоверной информации, имеет право на ответ, а также на опровержение этой информации. Распространением информации в соответствии со статьей 14 Закона «Об информации» считается обнародование, реализация в установленном порядке документированной или публично оглашаемой информации. Поэтому информацию, размещенную в Интернете, следует считать распространенной. Статья 280 Гражданского кодекса предусматривает, что в случае, если нарушение личных неимущественных прав причинило материальный или моральный вред, такой вред подлежит возмещению.

Решения Европейского суда как часть украинского законодательства

Взятый Украиной курс на интеграцию в европейское сообщество требует выполнения нашей страной своих международных обязательств, в том числе и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Конвенция) — основополагающего документа, устанавливающего высокие стандарты в области соблюдения и защиты прав человека. А между тем за последние годы количество жалоб в Европейский суд по правам человека (Евросуд), поданных гражданами Украины, и количество вынесенных этим судом решений против Украины значительно увеличилось. И с исполнением вынесенных против Украины решений ситуация неутешительная. Так, в украинском законодательстве до недавнего времени не был заложен эффективный механизм исполнения решений Евросуда. Данные правоотношения регулировались Законом Украины «О признании и исполнении на Украине решений иностранных судов». Согласно Конвенции, ее стороны обязуются исполнять окончательные решения Евросуда по делам, в которых они являются сторонами. Надзор за исполнением решений осуществляет Комитет министров Совета Европы. И вот Верховный Совет Украины принял, а Президент подписал Закон Украины «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека». Мерами по исполнению решения Евросуда является выплата взыскателю суммы справедливой сатисфакции и применение дополнительных мер индивидуального характера, а также применение мер общего характера. Согласно Закону, выплата взыскателю суммы справедливой сатисфакции должна быть проведена в трехмесячный срок с момента обретения решением статуса окончательного. Если срок выплаты нарушен, начисляется пеня в соответствии с решением. Стоит отметить, что в предусмотренной Законом процедуре исполнения решения Евросуда против Украины существует проблемный момент. Так, согласно Заключительным положениям Закона, Кабинет Министров Украины обязан ежегодно предусматривать в проекте Государственного бюджета отдельной бюджетной программой средства на исполнение решений Евросуда. большинство сумм справедливой компенсации, присуждаемых Евросудом взыскателям, являются относительно небольшими и исчисляются несколькими тысячами евро. изучение Конвенции и практики Евросуда будет включено в программы подготовки судей, прокуроров, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Знание Конвенции и практики будет входить в квалификационные требования к вышеупомянутым лицам. Как известно, особенностью текста Европейской конвенции по правам человека является чрезвычайная обобщенность и оценочность формулировок. К примеру, каким образом непосредственно могут быть применены такие категории, как «разумность» или «необходимость в демократическом обществе», либо разведены по смыслу понятия «немедленно» и «без проволочек», либо же очерчен объем и содержание таких автономных конвенционных категорий, как «гражданские права и обязанности», «задержание», «имущество» и т.д. И потому именно Евросуду, согласно Конвенции, принадлежит право ее толкования, что полностью согласуется с положениями статьи 31 «Общее право толкования» Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Таким образом, украинский суд использует практику Евросуда для целей толкования и, соответственно, применения положений Конвенции как международного договора, являющегося, в соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Украины, составляющей национального законодательства.

Злоупотребление свободой СМИ

Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации” провозглашается, что злоупотребление свободой СМИ, влечет уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с законодательством. Казалось бы, главные слова сказаны. Однако на деле становится очевидным, что и многозначность или неопределенность многих понятий, и слабость правового регулирования, и отсутствие эффективных механизмов реализации закона приводят к тому, что злоупотребление свободой СМИ, нарушения ими прав человека, пренебрежение общественными интересами становится все более массовыми явлениями. В “Законе о СМИ” свобода слова рефлексивно определяется как нечто безграничное — “все, что не запрещено, то разрешено”.Некоторые СМИ практически сразу же после отмены цензуры и “введения свободы” восприняли ее как установку “делай все, что хочешь”. Почти сразу же представители СМИ стали называть и считать себя “четвертой властью”. Безусловно, роль СМИ в современном обществе чрезвычайно велика — но именно поэтому велика и их социальная ответственность. В некоторых демократических странах в законодательство о СМИ вводятся правовые ограничения свободы массовой информации, основанные не только на необходимости охраны интересов государства, но и на необходимости соблюдения прав человека или общественных интересов.

Информация о лице

Информация о лице - это совокупность документированных или публично объявленных сведений о лице.

Основными данными о лице (персональными данными) являются: национальность, образование, семейное положение, вероисповедание, состояние здоровья, а также адреса, дата и место рождения.

Источниками документированной информации о лице являются выданные на его имя документы, подписанные им документы, а также сведения о лице, собранные государственными органами власти и органами местного и регионального самоуправления в пределах своих полномочий.

Запрещается сбор сведений о лице без его предварительного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Каждое лицо имеет право на ознакомление с информацией, собранной о нем. Информация о лице охраняется Законом.

Запрещается доступ посторонних лиц к сведениям о другом лице, собранным в соответствии с действующим законодательством государственными органами, организациями и должностными лицами.

Понятие «злого умысла»

Закон определяет умысел как ситуацию, когда журналист или СМИ знали, что информация является недостоверной и что ее распространение будет иметь общественно опасные последствия. Последняя фраза в определении не совсем понятна и явно привнесена специалистами из уголовного права, но первая наиболее существенна и значит, что если суд не установит, что журналист знал о недостоверности информации, то назначить компенсацию морального вреда он не имеет права. Доказать же наличие такого умысла очень тяжело. Положение об умысле существовало и в предыдущей редакции закона, однако раньше было указано, что суд устанавливает наличие злого умысла. На практике же это означало, что, установив отсутствие умысла, судья постановлял взыскать ущерб. Долгое время положение вообще никак не применялось, поскольку отсутствовало само определение "злого умысла". Норма была первоначально заимствована из практики США - известное дело"Нью-Йорк Тайме"против Салливана" (1964). Однако в украинской юриспруденции понятие злого умысла (malicious intention) ранее не было определено. Только в 2001 г. Верховный Суд Украины дал определение, которое с небольшими изменениями и было перенесено в закон. Закон умалчивает о том, кто должен доказывать наличие умысла. В США такая обязанность возлагается на истца. Поскольку в законе прямо ничего не прописано, следует пользоваться общими положениями гражданского процесса, которые гласят, что каждая сторона должна подавать доказательства тех фактов, на которые она ссылается. Это значит, что прежде всего истец должен подавать свои доказательства умысла журналиста, если он рассчитывает получить компенсацию морального вреда. Еще следует отметить, что наличие умысла не имеет значения, если человек защищает право на опровержение и право на ответ. Статья касается только вопроса компенсации морального вреда.

Моральный ущерб

Действующее законодательство о возмещении морального ущерба, причиненного нарушением законодательства об информации (в том числе о защите чести, достоинства и деловой репутации), не определило его максимального или минимального размера, понятий морального ущерба и обстоятельств, которые должны учитываться при определении размера его возмещения. Правовой основой определения судом размера возмещения морального ущерба является ст. 4401 ГК, отсылающая к учету сути исковых требований, характеру деяния лица, нанесшего ущерб, физических и моральных страданий потерпевшего, а также других отрицательных последствий. В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Украины №4 от 31 марта 1995 г. "О судебной практике в делах о возмещении морального (неимущественного) ущерба" разъяснено, что суд определяет размер возмещения морального ущерба в пределах заявленных требований в зависимости от характера и объема нанесенных истцу моральных и физических страданий, с учетом в каждом конкретном случае степени вины ответчика, характера и объема страданий, состояния здоровья потерпевшего, тяжести нанесенной травмы, последствий телесных повреждений, существенности вынужденных изменений в его жизненных и производственных отношениях, степени снижения престижа, деловой репутации, характера деятельности потерпевшего, должности, времени и усилий, необходимых для возобновления предварительного состояния, намерений, с которыми действовал наноситель ущерба и др. В судах сложилась разная практика при определении соотношения размеров возмещения морального ущерба соответчиками - средством массовой информации и автором публикации. Одни считают, что большую ответственность нужно возлагать на автора публикации, вследствие недобросовестности которого и возникла спорная ситуация, другие - на средства массовой информации как источник распространения этой информации.

Право журналиста на неразглашение источников информации

а) термін “журналіст” означає будь-яку фізичну або юридичну особу, яка регулярно або професійно задіяна в зборі та публічному поширенні інформації через будь-які засоби масової інформації;

b) термін “інформація” означає будь-яку констатацію факту, думки або ідеї у формі тексту, звуку та/або зображення;

c) термін “джерело” означає будь-яку особу, яка передає інформацію журналістові;

d) термін “інформація, що ідентифікує джерело”, означає, оскільки це може призвести до ідентифікації джерела:

і) ім’я та дані особистісного характеру, а також голос та зображення джерела,

іі) фактичні обставини одержання журналістом інформації від джерела,

ііі) неопублікований зміст інформації, що передається журналістові від джерела, та

іv) дані особистісного характеру журналістів та їх наймачів, що стосуються їхньої професійної справи.

Національне законодавство та практична діяльність держав-членів мають забезпечити чіткий і прозорий захист права журналістів не розкривати інформацію, що ідентифікує джерело, згідно зі статтею 10 Конвенції про захист прав і основних свобод людини (далі — Конвенція) та принципами, що в ній проголошуються, які слід розглядати, як мінімальні стандарти поваги цього права. Розкриття інформації, що ідентифікує джерело, вважається необхідним, якщо може бути переконливо доведено, що:

і) зважених заходів, альтернативних розкриттю, не існує або вони вже вичерпані особами чи органами державної влади, які намагалися здійснити розкриття, та

іі) законний інтерес щодо розкриття очевидно переважає державний інтерес щодо нерозкриття, пам’ятаючи при цьому, що:

— доведена домінуюча вимога необхідності розкриття,

— обставини носять надзвичайно важливий та серйозний характер,

— необхідність цього розкриття визначена як така, що відповідає нагальній соціальній потребі, та

— держави-члени наділені певним дискреційним правом, визначаючи таку потребу, але це дискреційне право йде пліч-о-пліч із контролем з боку Європейського суду з прав людини.

Слід сказати, що нерозкриття джерела інформації є загальновизнаним міжнародним стандартом у галузі журналістської діяльності. Журналістові слід пам’ятати, що, згідно українського законодавства, він повинен оприлюднити джерело інформації лише за рішенням суду. І то, це стосується випадків захисту позивачем державних інтересів надзвичайної ваги. Інакше відповідач може оскаржити рішення суду, напряму посилаючись на конкретні норми Європейської Конвенції з прав людини і конкретні справи Європейського Суду з прав людини

Информация с ограниченным доступом

информация, права доступа к которой со стороны пользователей ограничены. Подразделяется на информацию, составляющую государственную, служебную, коммерческую, кооперативную, личную тайну.

Каждый субъект общественных отношений, как правило, имеет информацию, свободное распространение которой он считает нецелесообразным. У государства это — государственая тайна и конфиденциальная информация, которая является его собственностью, у физического лица — персональная информация о нем, о его частной жизни, у юридических лиц — коммерческая тайна, секреты производства (ноу-хау). Если в связи со своими профессиональными обязанностями кому-либо стала известна информация о другом субъекте правоотношений, вступают в силу механизмы защиты такой информации от доступа третьих лицНа сегодня существует целый ряд положений законодательных и подзаконных актов, регулирующих механизм защиты информации, составляющей коммерческую тайну. Однако отсутствие системности в законодательном регулировании статуса такой информации негативно влияет на решение проблемы в целом. В соответствии с нормами Постановления Кабинета Министров Украины «О перечне сведений, которые не являются коммерческой тайной» № 611 от 9 августа 1993 года, уставные документы не являются коммерческой тайной предприятия. согласно ст. 30 Закона «Об информации» даже информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее собственника, если эта информация является общественно значимой, т.е. если она является объектом общественного интереса и если право общественности знать эту информацию имеет преимущество перед правом ее владельца на ее защиту. Таким образом, хотя имя и фамилию «рядового гражданина» и можно отнести к информации о лице с ограниченным доступом, однако информация о фамилии и имени публичного должностного лица – перестает быть информацией с ограниченным доступом и становится общедоступной практически с момента назначения его на эту должность.

Цензура

Цензура - контроль держави над прилюдними виявами думки і творчості. Як правило, проявляється у придушенні вияву певних ідей, торкання певних тем або вживання певних слів. Як привід до Ц. часто називається намагання нібито стабілізувати суспільство, над яким уряд має контроль. Типи цензури

Цензура буває відкритою, коли видаються спеціальні закони, які забороняють публікацію або оприлюднення певних ідей (наприклад, Китай, Австралія або Саудівська Аравія, де законом заборонено відвідування веб-сторінок певної тематики); або прихованою, у вигляді залякування, коли людям забороняють висловлювати або підтримувати певні ідеї під страхом втрати роботи, суспільної позиції, або загрозою їх життю. Традиції радянських часів значною мірою зберегли цензуру в Україні і за часів незалежності. Хоча на офіційному рівні декларувалась свобода слова і совісті, реально більшість громадських діячів, державних службовців і журналістів були змушені підтримувати офіційний курс керівництва держави, або зазнати втрат і утисків в професійній сфері або бізнесі. Були випадки вбивств журналістів, які дозволяли собі ставити неприємні питання керівникам і їх оточенню або розслідувати їх діяльність. В останні роки правління президента Кучми цензура особливо загострилась, засоби масової інформації відкрито переслідувались за донесення об`єктивної інформації про діяльність опозиції. Майже на всіх телевізійних каналах панували "темники". Навіть після перемоги Помаранчевої Революції журналісти засобів масової інформації продовжують самоцензуру, боячись викликати гнів власників цих ЗМІ або інших пов`язаних з ними впливових осіб в державі. У країнах радянського блоку українські й україністичні видання підлягали попередній цензурі на загальних засадах, а крім того, діяло зовнішнє радянське втручання. Дещо вільнішою була цензура в Юґославії. Тоталітарні режими сьогочасності також використовують цензуру.

Право на частую жизнь

Для защиты частной жизни граждан, должны быть установлены пределы вмешательства государства в частную жизнь. Установлено, что никто не должен быть подвергнут неправомерному вмешательству в осуществление права на неприкосновенность частной жизни, семьи, жилища или корреспонденции, нападкам на честь и достоинство. Каждый имеет право на защиту закона от посягательств такого рода. Право на частную жизнь, как и всякое субъективное право - это некое социальное благо, для защиты которого человек может прибегнуть к принудительной силе государства.

Право на частную жизнь - достаточно емкая юридическая категория, которая включает целый ряд правомочий. Основные из них: возможность пребывать вне службы в состоянии некоторой обособленности, скажем так, от государства, общества, коллектива. Потребность этого - объективная реальность современного общественного развития. Чем выше ритм общественной жизни, выше интенсификация труда, тем острее потребность в уединении, в личной жизни, в отдыхе в конечном счете.

Второе - это свобода общения между людьми на неформальной основе.

Третье - предоставленная человеку и гарантированная государством возможность контролировать информацию о самом себе, не допускать разглашения сведений личного, интимного характера.

Из права на частную жизнь вытекает недопустимость слежки за человеком, прослушивания и записи личных разговоров, ведущихся дома или в общественных местах, в том числе, например, прослушивание телефонных переговоров, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом.

Никуда не уйдешь от необходимости обеспечения информационных аспектов борьбы с преступностью. Но это исключение из общего правила свободы информационного обмена, защиты частной жизни, поэтому эти положения должны быть четко оговорены, отражены в законе.

Освобождение журналиста и СМИ от ответственности за распространение недостоверной информации.

Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
2) если они получены от информационных агентств;
3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации (в том числе подпадающем под действие статьи 24 настоящего Закона), не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов

Освещение хода судебных процес сов

Освещение хода следствия, судебного процесса и других официальных процедур должно быть свободно от предубеждений. В силу этого перед началом и в ходе самого процесса печать избегает занятия какой-либо преюдициальной позиции. До объявления судебного приговора подозреваемого нельзя представлять в качестве виновного. О решениях суда до их обнародования нельзя ничего сообщать без веских на то оснований. В публикации имен и фотографий жертв и преступников при освещении несчастных случаев, преступлений, следствия и судебного процесса, как правило, нет необходимости. Всегда следует взвешивать, что имеет приоритет: интерес со стороны общественности или право личности затронутого лица. Потребность в сенсации не может служить для обоснования интереса со стороны общественности. Публикация материалов о ходе следствия и судебного процесса призвана служить предоставлению общественности тщательно проверенной информации о преступлениях, об их расследовании и об оценке, данной судом. До объявления судебного решения действует принцип презумпции невиновности, даже если имеется признание обвиняемого. Даже если причастность к преступлению является для общественности очевидной, обвиняемого нельзя представлять в качестве виновного (в смысле осужденного судом) до вынесения судебного решения.

Вынесение осуждения до решения суда и утверждения такого рода нарушают конституционно-правовые принципы защиты человеческого достоинства, которые в неограниченной мере распространяются и на преступников.

В рамках правового государства целью публикации материалов не должно быть дополнительное общественное наказание осужденных путем их «заклеймения в печати». Поэтому в материалах печати должна проводиться четкая граница между подозрениями и доказанной виной.

Если печать осудила названного по имени человека или человека, известного широкому кругу читателей, еще до вынесения судебного решения, то она должна сообщить также об оправдательном приговоре или о соответствующем смягчении обвинений, если таковые впоследствии имеют место и если это не противоречит законным интересам затронутого лица. Эта рекомендация действует и в отношении прекращения следствия.

Критика и комментарии по поводу следствия или судебного процесса должны четко разделяться от освещения самих процессов такого рода.

Государственная регистрация печатних СМИ

Согласно постановлению КМУ от 30.11.2005 г. № 1128 "Вопросы государственной регистрации печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности" с 1 марта 2006 года государственная регистрация печатных СМИ и информационных агентств в качестве субъектов информационной деятельности будет проводиться Министерством юстиции. При этом регистрация информационных агентств и печатных СМИ общегосударственной, региональной и/или зарубежной сферы распространения будет осуществляться непосредственно Минюстом Украины, а местной сферы распространения – Главным управлением юстиции Минюста Украины в АР Крым, областными, Киевским и Севастопольским городскими управлениями юстиции. Соответствующие изменения внесены в постановление КМУ от 17.11.97 г. № 1287.
     Напомним, что в настоящее время государственная регистрация печатных СМИ проводится Государственным комитетом телевидения и радиовещания, а также комитетами информации на местах в зависимости от сферы распространения печатного СМИ. Информационные агентства регистрируются Государственным комитетом телевидения и радиовещания. (Об этом мы писали в "Частном предпринимателе" № 8, 2004 г., с. 20.)

Доступ к информации

Расширение доступа граждан к государственной информации является общепризнанным важным правом человека и административным рычагом совершенствования методов госуправления. Этим обеспечивается участие общественности в управлении государством, демократическая подотчетность органов власти и доверие общества к процессу принятия решений. Законы о праве доступа к информации приняли более 60 стран мира, в том числе почти все страны Западной и Центральной Европы. Информация является кислородом для демократии. Граждане не имеют возможности внести сколь-нибудь значительный вклад в развитие общества, если им не известно, что происходит в их обществе, и если действия правящей власти сокрыты. Но информация - это не просто необходимость, она является отличительной чертой хорошего правительства. Для того чтобы выжить плохому правительству необходима обстановка секретности; оно способствует бездействию, расточительности и процветанию коррупции.

Права и обязанности журналиста.

Основная обязанность журналиста — обеспечение конституцион­ного права граждан на получение информации. В статусе журнали­ста реализуются его социальные задачи как специалиста по сбору, анализу и обработке социально значимой информации. Права и обязанности журналиста определяются нормами пя­той главы Закона о СМИ — права и обязанности, связанные: 1) с по­лучением информации; 2) распространением информации; 3) произ­водством и выпуском средства массовой информации. К первой группе относятся права и обязанности, которые реали­зуются в ходе поиска и сбора информации:

·    право посещать органы государственной власти и местного само­управления, государственные и муниципальные организации и учреждения, унитарные предприятия, органы общественных объ­единений либо их пресс-службы;

·    право искать, запрашивать и получать информацию;

·    право быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

·    право получать доступ к документам и материалам, за исключе­нием их фрагментов, содержащих сведения, составляющие госу­дарственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

·    право копировать документы и материалы при условии соблюде­ния авторских прав и других исключительных прав (интеллекту­альной собственности);

·   право производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением слу­чаев, когда это запрещено законом;

·   право посещать специально охраняемые места стихийных бедст­вий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоп­лений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвы­чайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях;

·   право проверять достоверность сообщаемой ему информации;

·   обязанность удовлетворять просьбы лиц, предоставивших инфор­мацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цити­руемого высказывания, если оно оглашается впервые;

·    обязанность сохранять конфиденциальность информации и ее источника;

·   обязанность ставить в известность граждан и должностных лиц о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

·   обязанность предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостовере­ние или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Ко второй группе относятся права и обязанности, которые реа­лизуются в процессе передачи информации от журналиста к аудито­рии СМИ:

·   право распространять информацию;

·   право публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения авторских прав и других исключительных прав (интеллектуальной собствен­ности);

·   право излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения в СМИ за его подписью;

·   право снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом огово­рить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с требованиями права интеллектуаль­ной собственности;

·   право распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи;

·   право распространять сообщения и материалы, подготовленные с использованием скрытой аудио- и видеозаписи;

·   обязанность проверять достоверность сообщаемой им информации;

·   обязанность получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распро­странение в средстве массовой информации сведения о личной жизни гражданина от него самого или от его законных представи­телей.

К третьей группе относятся права и обязанности, реализуемые внутри редакции в процессе производства и выпуска СМИ:

·   право отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

·   обязанность соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

·   обязанность ставить в известность главного редактора о возмож­ных исках и предъявлении иных предусмотренных законом тре­бований в связи с распространением подготовленного им сообще­ния или материала;

·   обязанность отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с на­рушением закона.

Особо следует указать обязанность журналиста при осуществле­нии профессиональной деятельности уважать права, законные инте­ресы, честь и достоинство граждан и организаций, а также право журналиста на защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лица, выполняющего общественный долг.

Запрос на информацию

Запрос информации можно определить как обращение редакции или журналиста к государственным органам и организациям, обще­ственным объединениям и должностным лицам с целью получения сведений об их деятельности. Закон допускает запрос информации как в устной, так и в письменной форме. Это означает, что устное обращение журналиста, например, к мэру или министру с просьбой дать интервью, есть не что иное, как запрос информации в устной форме. Следовательно, ответы интервьюируемого на вопросы журналиста следует рассматривать как ответ на запрос информации. Данный тезис особенно важен с учетом того, что закон освобождает журналиста от ответственности за содержание информации, если она получена в ответ на запрос информации.

Закон предусматривает четыре основных варианта реагирования на запрос информации.

Первый. Предоставление информации. Запрашиваемую ин­формацию обязаны предоставлять руководители соответствующих органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные на то лица в пределах их компетенции.

Второй. Отказ в предоставлении информации. Он возможен только в том случае, если запрошенная информация содержит све­дения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вру­чается представителю редакции в трехдневный срок со дня получе­ния письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну.

Третий. Отсрочка в предоставлении информации. Такой вари­ант будет законен, если запрашиваемые сведения не могут быть пре­доставлены в семидневный срок со дня получения письменного за­проса. Уведомление об отсрочке вручается в том же порядке и в те же сроки, что и уведомление об отказе. В тексте должны быть указа­ны причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена в семидневный срок, а также дата, к которой требуе­мые сведения будут готовы.

Четвертый. Волокита с использованием всевозможных бюро­кратических ухищрений.

Закон предоставляет редакции юридическую возможность обжа­ловать в суд как отказ и отсрочку, так и несоблюдение соответст­вующими должностными лицами установленного порядка работы с запросами. Если суд признает обжалуемое решение или действие неправомерным, он выносит решение об обоснованности жалобы, обязывает устранить допущенное нарушение (предоставить запро­шенную информацию) и возместить редакции понесенные убытки, включая неполученные доходы — упущенную выгоду.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (30)

    Документ
    ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ДУМСКОГО КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ СНГ И СВЯЗЯМ С СООТЕЧЕСТВЕННИКАМИ, ЧЛЕН ПРЕЗИДИУМА ПАРТИИ "РОДИНА" И ОДНОИМЕННОЙ ФРАКЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ АНДРЕЙ САВЕЛЬЕВ: "МЫ ХОТИМ НАПОМНИТЬ, КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН".
  2. Пресс-служба ОАО «Таттелеком» Дайджест сми (23)

    Документ
    За открытием избирательных участков на Камчатке и Чукотке из Москвы в режиме реального времени 4 марта в 00:00 по московскому времени наблюдали министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щёголев и глава Центризбиркома Владимир
  3. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (12)

    Документ
    17 Время новостей, Василенко Кирилл, 1 .0 . 005, №105, Стр. 17 БЕСПЛАТНОЕ И СВЕТСКОЕ. 18 Известия, Головина Екатерина, 1 .0 . 005, №100, Стр.
  4. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (19)

    Документ
    ОЛЕГ ТОЛКАЧЕВ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ И СОБСТВЕННОСТИ: ПРАВО НА СОБСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНО СТАТЬ НОРМОЙ.
  5. Пресс-служба фракции «Единая Россия» Госдума РФ (26)

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: К другим темам. Завтрашнее заседание ГД будет посвящено мерам по снижению цен на топливо и электроэнергию для сельских хозяйств. Об этом сегодня по окончании совета Думы сообщил спикер палаты Борис Грызлов.

Другие похожие документы..