Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
В соответствии с требованиями закона о местном самоуправлении глава Мостовского городского поселения ежегодно отчитывается о работе исполнительного о...полностью>>
'Программа дисциплины'
Основной целью практикума является получение студентами навыков работы в реальной ситуации проведения социологических исследований. В рамках практику...полностью>>
'Книга'
молодежи, принимающей от нас эстафету - боевые, овеянные славой знамена Октябрьской социалистической революции и Великой Отечественной войны, чтобы г...полностью>>
'Документ'
Комиссионный месячный осмотр сооружений, устройств и служебно-технических зданий железнодорожных станций комиссией под председательством начальника ж...полностью>>

Программа элективного курса: «история мировых цивилизаций»

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА:

«ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Разработал Анисов В.Л.-

учитель общественных дисциплин

МОУ СОШ №1 г.Сельцо

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главной задачей преподавания и изучения истории в школе является формирование у учащихся понимания важнейших исторических событий. В последние 10 - 15 лет мысль отечественных историков все больше обращается не к формационному, а к цивилизованному подходу изучения истории. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период Советской власти или игнорировалась или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XXв: теорий М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Ясперса и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов. Но многие проблемы уже решены и подтвердились строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше – оно восходит к античности, где противопоставлялось грубости и варварству, как и позже, в средние века.

В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков. Тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.

Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций. Обе теории дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории локальных цивилизаций на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное разнообразие исторического процесса. В программе используется именно такой путь изучения истории цивилизаций.

Цель этого курса – дать учащимся представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфики отдельных цивилизаций, помочь им овладеть некоторыми общими принципами цивилизационного анализа, научить проводить сопоставления между разными цивилизациями или крупными цивилизационными регионами (например, Западом и Востоком), обнаруживать общие и особенные черты исторического развития различных народов, систематизировать факты, вскрывать причинно-следственные связи, т. е. формировать у учащихся творческое историческое мышление.

Т. о. в курсе слово «цивилизация» будет использоваться в двух основных своих значениях: цивилизация как стадия в развитии человечества и цивилизация как социальная общность.

ПРОГРАММА

Тема 1. Цивилизация. Формационный и цивилизованный подходы к истории. (1 час)

Понятие цивилизации. Единство и многообразие исторического процесса. Время как историческая категория. Формационный подход и его недостатки. Цивилизационный подход.

Тема 2. Цивилизации Востока в эпоху древнего мира. (2 часа)

Древнейшие цивилизации на Древнем Востоке. Цивилизация и природа. Формирование деспотической формы правления. Власть, свобода, закон. Структура общества. Особенности духовной культуры древневосточных цивилизаций.

Тема 3. Древнегреческая цивилизация. (2 часа)

Возникновение и развитие древнегреческой полисной системы. Два центра цивилизации: Афины и Спарта. Культура древнегреческого полиса. Кризис полисной системы и возникновение эллинистической цивилизации.

Тема 4. Древнеримская цивилизация. (2 часа)

Апеннинский п-ов. Римляне и их соседи. Римская община. Патриции и плебеи. Кризис общины. Империя. Упадок или расцвет цивилизации.

Тема 5. Западноевропейская цивилизация в средние века. (2 часа)

Варварство против цивилизации. Церковь и государство. Цивилизация и экономика Западной Европы в средние века. Сословия средневекового общества. Власть и общество. Духовный мир средневековья. Европа на пороге нового времени. Зарождение капитализма. Ренессанс и Реформация.

Тема 6. Цивилизация Востока в средние века. (2 часа)

Конфуцианство. Народ и государство. Частная собственность и государственная. Япония – молодая цивилизация. Восток и Запад в истории Японии. Исламская цивилизация. Путь к мировой империи. Буддизм. Государственная власть в Индии. Индийская община и ее роль в истории Индийской цивилизации.

Тема 7. Цивилизация в эпоху нового времени. Рождение индустриальной цивилизации. (3 часа)

Капитализм и модернизация. Буржуазные революции. Просветители. Цивилизации Востока и колониальная система.

Тема 8. XX век: к постиндустриальной цивилизации. (2 часа)

Научно-технические революции. Вызов гуманизму. Цивилизация против войн. Кризисы капитализма. Неолиберализм и неоконсерватизм. Пути развития стран «третьего мира». Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание учения (темы уроков)

Кол-во часов

Формы занятий

1

Цивилизация. Формационный и цивилизованный подходы к истории.

1

лекция

2

Цивилизации Востока в эпоху древнего мира.

1

лекция

3

Государство и общество в древних восточных цивилизациях.

1

семинар

4

Древнегреческая цивилизация.

1

лекция

5

Афины и Спарта глазами греческих историков.

1

семинар

6

Древнеримская цивилизация.

1

лекция

7

Почему погибла Римская цивилизация.

1

диспут

8

Западноевропейская цивилизация в средние века.

1

лекция

9

Человек и общество в средневековом мире. Кризис средневековой системы ценностей

1

конференция

10

Цивилизация Востока в средние века.

1

лекция

11

Роль религии и морально-этических учений в странах Востока.

1

семинар

12

Цивилизация в эпоху нового времени.

1

лекция

13

Рождение индустриальной цивилизации.

1

лекция

14

Развитие капитализма. Цена экономических успехов.

1

семинар

15

XX век: к постиндустриальной цивилизации.

1

лекция

16

Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность?

1

диспут

17

Круглый стол: подведение итогов, беседа о целесообразности курса «История мировых цивилизаций».

1

ЛИТЕРАТУРА

Античная Греция. – М., 1983. - Т. 1-2

Буржуазная и Великая Французская революция. – М.,1989.

Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. – М., 1992.

Городская жизнь в средневековой Европе. – М., 1987.

Де Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.

Культура Древнего Рима. – М., 1985. – Т. 1-2.

Матюшин Г. Н. Три миллиона лет до начала эры. – М., 1986.

Новейшая история 1898-1990: Материалы к учебнику для 11 класса средней школы. – М., 1991.

Строгецкий В. М. Полис и империя в Классической Греции. – Н. Новгород, 1992.

Фролов Э. Д. Факел Прометея: Очерки античной общественной мысли. – Л., 1991.

Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. – М.: Дрофа, 1999.

Хайек Ф. Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. – М., 1992.

Хайек Ф. Ф. Дорога к рабству // Вопросы философии. – 1990. - № 10-11



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая учебная программа элективного курса «история и культура народов кавказа» для специальностей: 060101 лечебное дело, 060103 педиатрия, 060105 стоматология

    Рабочая учебная программа
    В настоящее время при осуществлении подготовки в высшей школе медицинских работников назрела необходимость введения в общеобразовательный компонент дисциплин, способствующих формированию профессиональной этики, политкорректности,
  2. Программа элективного курса «Из истории православной иконописи»

    Программа
    Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа. Сейчас в нашей стране проявляется огромный интерес к древнерусской иконописи, но не менее огромны трудности её восприятия
  3. Элективный курс «История западноевропейской музыки»

    Элективный курс
    Элективный курс «История западноевропейской музыки» читается студентам-культурологам IV года обучения. Программа предусматривает 18 часов лекций и 18 часов семинарских занятий.
  4. Воробьевы горы». Система элективных курсов гоу лицея №1525 «Воробьевы горы»

    Документ
    Развитие лицейского компонента в системе среднего образования наиболее глубоко связано с проблемами специализации и профессионального ориентирования. Процесс этот вполне закономерен и объективен в наше время, ибо решает наиболее актуальные
  5. Программы элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. Курган, 2003. 52 с. Рекомендовано программно-экспертным советом ипкипро курганской области

    Документ
    Безбородова Л.В., Борисова Н.Г., Кокшарова Н.Н., Ловчикова З.И., Раузетдинова Н.В., Санникова Т.Н., Смирнова Т.В., Степанов Д.Л., Халява В.М. - слушатели курсов повышения квалификации ИПКиПРО,

Другие похожие документы..