Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Книга'
Название книги. Вторая часть Пятикнижия Моисеева называется у евреев палестинским начальным своим словом — “шемот” (имена) или “елле шемот” (сии имена...полностью>>
'Лекция'
Среди разнообразных закрытых повреждений особое место занимает синдром длительного сдавления (СДС), который возникает в результате длительного сдавле...полностью>>
'Документ'
В этой брошюре рассказывается о нравственных качествах самого любимого творения Аллаха, последнего пророка Мухаммада , характер которого является на...полностью>>
'Программа дисциплины'
Курс "Региональные проблемы инновационной системы Российской Федерации" предназначен для специалистов в области государственной инновационн...полностью>>

План новой темы Направления развития демократизации. Партии: определение, типология, основные признаки

Главная > Урок
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Разработки уроков по учебнику Сороко – Цюпа О.С.

«Новейшей Истории зарубежных стран. XX - XXI в. 9 класс» М.: Просвещение, 2006

Урок 2 Политическое развитие в начале XX века.

Проверка домашнего задания:

1. Назовите промышленно-технологические революции в истории человечества

2. В чём суть второй промышленно-технологической революции? Каковы её причины?

3. Вопросы и задания № 1,2.

4. Составьте рассказ по карте у доски по темам:

- причины экономического роста США и Германии в начале XX века;

- экономическое развитие Великобритании и Франции;

-чем отличалось экономическое развитие Австро-Венгрии и Италии от других стран?

5. Дайте определение: модернизация, индустриализация, технологическая революция,

империализм, монополия, финансовый капитал, финансовая олигархия.

6. Запишите в тетрадь определение

Рантье-человек, живущий на процент с отдаваемого в ссуду капитала или на доходы

от ценных бумаг(акций, облигаций).

План новой темы

1. Направления развития демократизации.

2. Партии: определение, типология, основные признаки.

3. Динамика развития политической борьбы на рубеже XIX-XX веков.

4. Социалистическое движение.

5. Либералы у власти.

1. Демократизация - общемировая тенденция на рубеже XIX-XX веков.

Направления развития демократизации

Примеры проявления этих направлений в политической жизни стран

Расширение полномочий представительных органов власти - парламентов

1. В США с 1913г. верхняя палата Конгресса-Сенат-стала избираться всеобщим голосованием

2. В Великобритании либералы добились ограничения прав палаты лордов- с 1911г. лорды отстранялись от участия в принятии финансовых законов, включая бюджет.

Расширение избирательных прав граждан в пользу всеобщих выборов

На рубеже веков по конституциям Германии, Франции, Испании, по избирательным законам Великобритании, Бельгии, России, Австро-Венгрии, Швеции, Португалии, Италии и др.-введено всеобщее избирательное право ( по мнению современников). Им обладали имущие грамотные мужчины-30-40% населения.

1946г.- во Франции женщины получили избирательные права

Снятие ограничений на деятельность различных политических и общественных организаций.

Перестали действовать запреты на деятельность социалистических партий (Германия, Италия)

2. Партия - добровольная общественно-политическая организация, созданная

и действующая на идеологической основе, ориентированная на завоевание

либо соучастие во власти на государственном уровне.

Типология партий

Примеры

По типу руководства

Партии с коллективным, единоличным и харизматическим (партии вождистского типа) руководством

По характеру идеологии

Социалистические, консервативные, либеральные, религиозные, национальные.

По степени радикализма

Радикальные(крайне левые, крайне правые), умеренные, центристские

По отношению к власти

Партии власти, оппозиционные

Основные признаки партий

- борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти;

- наличие структуры организации;

-наличие программы и устава;

-наличие аппарата управления;

- партия - носитель определённой идеологии;

- наличие социальной опоры в обществе, поиск общественной поддержки;

- постоянство, долговременность существования по сравнению с политическим движением.

Многопартийность является одним из основных условий демократичности политической системы. Определяющей для демократического процесса является тесная связь политических партий с широкими социальными силами, выражение партиями интересов этих сил и народных масс в целом.

3. Динамика развития политической борьбы на рубеже XIX-XX веков.

В конце XIX века политическая борьба проходила по линии консерваторы-либералы,

монархисты- республиканцы; первые выступали за сохранение традиций и порядка, вторые - за свободу

и равенство.

В начале XX века политическая борьба определялась противостоянием буржуазных и

социалистических партий, капитализма и социализма.

4. Социалистическое движение.

Интернационал

(Международное Товарищество Рабочих – МТР)

Хронологические рамки существования

События, задачи…

Итоги

Первый

1864 - 1876

1. Сплочение сил международного пролетариата

2. Создание рабочих партий для самостоятельной политической борьбы за победу социалистической революции.

Марксизм стал самым влиятельным направлением в международном рабочем движении

Второй

1889 - 1914

1. Стал отмечаться день международной солидарности трудящихся – 1 Мая.

2. Положено начало интернациональной федерации рабочих партий и профсоюзов.

3.Формирование двух направлений в социал-демократии:

-умеренное реформистское крыло

(программа 1891г. германской социал-демократии принятая в Эрфурте):парламентские формы борьбы;

-леворадикальное крыло: отрицание реформ, ставка на социальную революцию.

В начале XX века социалистические и рабочие партии большинства европейских стран стали массовыми парламентскими партиями.

В 1914г. внутри II Интернационала произошёл раскол по вопросу отношения партий к I Мировой войне.

Национализм – идеология и политика, основа которых идеи национальной исключительности,

национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общности.

Каковы были отличительные черты национализма в Европе в начале XX века?

5. Либералы у власти (для самостоятельного разбора)

Какие силы пришли к власти в начале XX века во многих европейских странах и США?

Почему Германии не удалось в начале века провести либеральные реформы?

Домашнее задание:

Читать параграф 3.

Ответить на вопросы 2, 3, 4, 8.

Повторить складывание военных блоков накануне I Первой Мировой Войны, причины и повод к войне.

Урок 3 «Новый империализм». Происхождение I Мировой войны

Проверка домашнего задания

1. Ответить на вопросы 2, 3, 4, 8.

2. Истории складывания военных блоков накануне I Первой Мировой Войны.

3. Назовите причины и повод к войне.

4. Дайте определение понятию империализм.

План новой темы.

1. Основные черты империализма

2.Типичные войны за передел мира на рубеже XIX-XX веков.

3. Главные и общие причины Первой Мировой войны. Протекционизм.

4. Происхождение Первой Мировой войны: складывание военных союзов, Балканские войны.

5. Июльский кризис 1914г. Цели и планы участников войны.

6.Провал плана Шлифена.

7.Боевые действия на фронтах в 1914-1917гг.

Новая тема.

1. Основные черты империализма.

- слияние промышленного и банковского капитала и образование финансового капитала и

финансовой олигархии;

- преобладание вывоза капитала над вывозом товаров;

- экономический раздел мира на сферы влияния;

- территориальный раздел мира;

- установление тесной связи финансовой олигархии с правительством.

Финансовая олигархия-группа крупнейших капиталистов, владеющих промышленными

и банковскими монополиями.

2. Типичные войны за передел мира на рубеже XIX-XX веков.

Карта колониальных владений и зависимых территорий.

-испано-американская (1898.); -англо-бурская (1899-1902); -русско-японская (1904-1905).

Карта колониальных владений и зависимых территорий: Африка, Азия, Центральная Америка,

Южная Америка.

Доминионы - самоуправляющиеся территории Британской империи со своими правительствами

и парламентами: Канада(1867), Австралия(1900), Новая Зеландия(1907), ЮАС(1910).

3. Главные и общие причины Первой Мировой войны. Протекционизм.

- Желание стран упрочить позиции в мировом балансе сил;

- овладеть источниками сырья и продовольствия;

- добиться рынков сбыта промышленных товаров;

-складывание системы долговой зависимости многих стран от небольшого круга развитых государств (кредиты для закупки товаров, для строительства инфраструктуры).

Ведение политики протекционизма: за и против.

Результатом индустриального развития стало благоприятное развитие социальной сферы и

стремление к экспансии-захвату новых территорий, без которых невозможно дальнейшее

экономическое развитие.

4. Происхождение Первой Мировой войны: складывание военных союзов,

Балканские войны.

1912-1913гг. – Балканские войны.

5. Июльский кризис 1914г. Цели и планы участников войны. 28 июня 1914г.- июльский кризис: В Сараево (Босния и Герцеговина) был убит наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд, убийца- Гаврило Принцип, член националистической организации «Млада Босна», серб.

Заполнить таблицу в тетради.

Франция

Великобритания

Австро-Венгрия

Германия

Россия

Цели и планы страны в войне

Англо – германское соперничество:

- на мировом рынке товаров;

- на морских коммуникациях;

- в колониях (в Азии и Африке).

Фронты Первой Мировой войны: в Европе, Закавказье, на Ближнем Востоке,

на Тихом океане, в Африке.

6.Провал плана Шлифена.

Мольтке Х.И.- начальник Генерального Штаба Германии.

Шлифен А.- разработчик плана молниеносной войны.

План Шлифена

1. Неизбежность войны на два фронта – против России и Франции.

2. Избавиться от одного из фронтов и не допустить затяжной войны, которая грозила Германии поражением, поскольку Германия уступала противникам в обеспеченности сырьём, продовольствием и людскими ресурсами.

- вторгнуться во Францию через Бельгию; Англия не окажет Франции серьёзной поддержки;

-одержать победу над Францией до осени, т.е. пока Россия не будет готова к боевым действиям;

- затем сокрушить Россию.

7.Боевые действия на фронтах в 1914-1917гг.

Заполните таблицу основных сражений войны в тетради.

Западный фронт

Восточный фронт

Морские сражения, действия на других фронтах.

Изменение состава военных блоков.

Политические события.

1914г.

1915г.

1916г.

1917г.

1918г.

Домашнее задание:

1. Читать параграфы 4 – 5.

2.Подготовьте анализ данных таблиц по вопросам и заданиям на стр.36.

3.Вопросы и задания на стр.52.

4. В тетради заполнить таблицы.

Урок 4. Мирное урегулирование. Версальско-Вашингтонская система.

Проверь себя!

1. Назовите понятия приведённых определений. Используйте слова для справок в скобках.

- политика введения высоких таможенных тарифов, ограничения ввоза иностранных товаров;

- люди, которые жили исключительно на доходы от ценных бумаг;

- монополистический капитализм;

- борьба правительства США с трестами;

- самоуправляющаяся территория Британской империи;

- расширение сферы влияния государств, осуществляемое насильственными или

какими-либо другими средствами;

- идеология и политика, в основе которых идеи национальной исключительности,

национального превосходства.

(фондовая биржа, монополия, модернизация, национализм, экспансия, доминион,

рантье, империализм, протекционизм, антимонопольная политика)

2. Назовите страны, используя слова для справок в скобках.

- страны-доминионы Британской империи;

- страны Антанты;

- страны Тройственного союза;

- во главе каких государств стояли: В. Вильсон, Л. Джордж, Ж. Клемансо, Дж. Джолитти;

- для каких стран Первая мировая была справедливой войной?

(Сербия, Франция, Япония, Италия, Великобритания, Канада, США, Австралия, Россия,

Новая Зеландия, Германия, Австро-Венгрия, ЮАС, Бельгия).

3. Расположите события по годам.

Битва на Марне, «Верденская мясорубка», сражение на Сомме, Ютландское морское сражение,

Брестский мир, Брусиловский прорыв, бойня Нивеля, вступление в войну США.

1914г.

1915г.

1916г.

1917г.

1918г.

2.Подготовьте анализ данных таблиц по вопросам и заданиям на стр.36.

3.Вопросы и задания на стр.52.

План новой темы.

1. Итоги Первой Мировой войны.

2. Парижская мирная конференция: участники, основные вопросы, итоги конференции.

3.Вашингтонская конференция: причины созыва конференции, страны – участницы, договоры.

4.Непрочность Версальской системы.

1. Итоги Первой Мировой войны.

- разгромлен блок наиболее агрессивных государств Центральной Европы;

- распались Российская, Германская, Австро-Венгерская империя, Османская империя;

- в ряде стран произошли революции, на политическую арену вышли новые политические силы;

- огромные жертвы (10 млн. человек погибло) и разрушения;

- использование арсенала новейшего оружия и средств массового уничтожения;

- в войне проявилось пренебрежительное отношение к человеческой жизни,

унижение человеческого достоинства.

2. Парижская мирная конференция: участники, основные вопросы, итоги конференции.

Версальско-Вашингтонская система определяла условия послевоенного мирного урегулирования

в Европе, Азии, Африке и в бассейне Тихого океана, подготовила почву для временной стабилизации в сфере международных отношений.

Январь-июнь 1919года – Парижская (Версальская) мирная конференция.

Главные участники конференции («Большая четвёрка») – США (В.Вильсон),

Великобритания (Д.Л.Джордж)

Франция (Ж. Клемансо)

Италия (В. Орландо).

Россия не приглашена на конференцию, но русский вопрос обсуждался

(необходимость интервенции в Россию).

«14 пунктов» - программа В.Вильсона (США) по послевоенному мирному урегулированию.

Основные решения Парижской мирной конференции:

Подписан мирный договор с Германией

Создание Лиги Наций (1919г.)

(запишите условия мирного договора)

- для чего создавалась Лига Наций?

- как Лига Наций должна была предотвращать

новые войны?

- какие органы управления были созданы

Лигой Наций?

Запишите в тетради определение, что такое репарации?

После Версальской конференции были подписаны договоры с союзниками Германии:

с Австрией (1919г.), Венгрией (1920г.), Болгарией (1919г.), Турцией (1920г.).

3.Вашингтонская конференция: причины созыва конференции, страны – участницы, договоры.

Причины созыва конференции: Версальский договор не был утверждён Сенатом США, т.к.

не учитывал интересы американского бизнеса и

правящих кругов США. Америка выступила с инициативой

пересмотреть условия Версальской системы.

1921 – 1922гг. – в Вашингтоне созвана конференция колониальных стран (Англия, Франция,

Италия, Япония, Бельгия, Португалия, Голландия ) и Китая.

Договор девяти держав

Договор четырёх держав

Договор пяти

держав

Страны – участницы

Англия, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Португалия, Голландия, Китая, США

Англия, Франция, Япония, США

Англия, Франция, Италия, Япония, США

Условия договора

1. Уважение суверенитета Китая и неприкосновенность его границ;

2. провозглашение политики «открытых дверей» и равных возможностей в торговле.

Гарантировал неприкосновенность

островных владений

держав в районе Тихого океана.

1. Запрещал строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс т.

2. Устанавливал

соотношение между военно-морским флотом Англии, США, Франции, Японии, Италии в пропорции 5:5:3:1,75:1,75

Вашингтонская конференция и принятые на ней документы стали большим успехом дипломатии США.

4.Непрочность Версальской системы. (Выписать в тетрадь по пунктам)

Домашнее задание.

1. Параграф 6 читать.

2. Ответить на вопросы на стр.57.

3. Разобрать вопросы к документам на стр. 58-59.

Урок 5. Последствия войны: революции и распад империй.

Проверка домашнего задания.

1. Ответить на вопросы на стр.57.

2. Разобрать вопросы к документам на стр. 58-59.

3. Дайте определение, что такое репарации?

План новой темы.

1. Последствия Первой мировой войны.

2. Раскол в рабочем и социалистическом движении.

3. Распад империй и образование новых государств: революционные события в Германии,

Австро-Венгрии, России.

1. Последствия Первой мировой войны.

Последствия войны оказались болезненны как для победителей так и для побеждённых:

- разорение стран;

- обострение социальных проблем;

- разрушение хозяйственной и политической систем;

- образование значительной части деклассированных слоёв населения (маргиналов и люмпенов);

- распад империй привёл к образованию новых государств, переделу наследия Османской

империи;

- революции в Германии, Австро-Венгрии, Турции, России;

- вовлечение в политическую борьбу и культурную жизнь громадных масс населения («Восстание масс»)

Кто такие маргиналы и люмпены?

Маргиналы

Люмпены

Значение понятий

От лат. «находящийся на краю»

От нем. лохмотья

Общая характеристика социальных слоёв

Восприимчивы к социальной демагогии;

идут за сторонниками крайних партий;

питательная среда для экстремизма, идей уравнительности, национализма, шовинизма.

Выпишите определение шовинизма со стр. 286.

2. Раскол в рабочем и социалистическом движении.

В годы Первой мировой войны социалистические партии поддержали свои правительства и не смогли признать захватнический характер войны, которую вели их страны. Это стало причиной распада

Второго Интернационала.

Второй

Интернационал

1889 - 1914

1. Стал отмечаться день международной солидарности трудящихся – 1 Мая.

2. Положено начало интернациональной федерации рабочих партий и профсоюзов.

3.Формирование двух направлений в социал-демократии:

-умеренное реформистское крыло

(программа 1891г. германской социал-демократии принятая в Эрфурте):парламентские формы борьбы;

-леворадикальное крыло: отрицание реформ, ставка на социальную революцию.

В начале XX века социалистические и рабочие партии большинства европейских стран стали массовыми парламентскими партиями.

В 1914г. внутри II Интернационала произошёл раскол по вопросу отношения партий к I Мировой войне.

Леворадикальные партии оформились в коммунистические.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерный план История возникновения и развития политической науки. Основные методы политологии. Основные направления развития Политической науки. Литература

    Литература
    Федоркин Н.С. Политика как социальный феномен и предмет политоло­гической науки Веста. Моск. ун-та. Сер. 18. Социол. и политол. 1995. N З.­Цыганков П.
  2. Тема Тенденции функционирования сми в современной структуре российского общества

    Документ
    За время, прошедшее после распада Советского Союза, жур­налистика на постсоветском пространстве изменилась радикаль­но — появилось российское законодательство о печати, средства массовой информации стали значительной и объемистой
  3. А. В. Федоров Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза Монография

    Монография
    Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
  4. Высшее образование новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией д-ра пед наук проф. Е. Сполат

    Документ
    Предлагаемое пособие знакомит читателя с методом проектов, обуче­нием в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем учени­ка», а также с широким применением компьютерных телекоммуника­ций, глобальной сети Интернет в практике преподавания.
  5. Основные понятия организации. Организация и хаос. Функциональность как лавное свойство организаций

    Документ
    Организация – сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на постоянной основе для достижения общих целей.

Другие похожие документы..