Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в международной научно-технической конференции молодых ученых «Современные проблемы и перспективы рационального лесопо...полностью>>
'Документ'
Соняшник — основна олійна культура в Україні. У валовому виробництві рослинної олії 98% припадає на соняшникову. Рослинна олія, і зокрема соняшникова...полностью>>
'Документ'
1. Фізика — обов'язковий компонент загальної та професійної освіти. Значення фізики у шкільній освіті визначається насамперед тим, що вона була і є ф...полностью>>
'Документ'
В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены раз...полностью>>

Книга рассчитана на широкого читателя (2)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Судьбы человечества, в конечном счете, зависят от адекватности восприятия обществом быстро меняющейся действительности. Но на пути решения этой проблемы, как отмечал Печчеи / З/, стоят очень большие трудности:

Безудержно меняющаяся на наших глазах действительность, за которой мы не успеваем уследить, мучает и пугает нас. Ведь все наше мироощущение, все стимулы нашего поведения, все ценности, вся система учреждений и институтов и весь наш образ жизни, в сущности, остались нам в наследство от предшествующих веков. И. чувствуя себя явно не в своей тарелке, мы робко и безуспешно пытаемся приспособиться к новым условиям, уже неспособные более жить в прежнем, естественном мире, но и не готовые еще к тому, чтобы полностью акклиматизироваться в новой, в высшей степени ненатуральной среде, которую мы сами и создали. От всего этого глубоко страдает наша психика и здоровье, ослабевает способность к здравым оценкам и суждениям, и, подавленные, сбитые с толку всей этой лавиной изменений, мы никак не можем выработать правильную и последовательную линию поведения — то впадаем в панику и начинаем предпринимать какие-то судорожные, конвульсивные меры, то инсценируем беспомощные и безадресные протесты, то замираем в покорном смирении. Такая реакция лишь увеличивает опасность, что мы вновь окажемся абсолютно неподготовленными к новым волнам перемен, которые продолжаем неустанно и безответственно выносить в этот мир. Вот он, дьявольский порочный круг человеческих затруднений”.

Как видно из анализа, проведенного Нордау и Печчеи, существует глубокая аналогия между состоянием окружающей среды и состоянием социума. Многое из тех подходов, которые применялись к экологии, можно в том или ином виде перенести на социум. В частности, в качестве аналогов показателей ПДК (предельно допустимых концентраций) можно рассматривать показатели предельно допустимых факторов технологического риска, связанного с возможностями человека.

Проблемы адаптации. Как уже отмечалось, основа внутреннего кризиса самого человека лежит в его разладе с реально существующим миром. Уже сейчас становится актуальным вопрос о конкретных пределах адаптации человека и критических показателях его отчуждения от действительности. Все это тесно связано с обеспечением безопасности работы промышленных установок, транспортных средств, объектов повышенной опасности. Эксплуатация многих сложных систем находится на пределе возможностей человека. В результате возникают аварии и катастрофы, которые являются неизбежными спутниками научно-технического прогресса.

В книге /4/ приведены оценки степени участия людей, оборудования, внешних факторов в создании аварийной ситуации. Человеческими ошибками обусловлены 45% экстремальных ситуаций на атомных электростанциях, 60% — при авиакатастрофах, 80% — при катастрофах на море. В СССР систематизация данных по взрывам агрегатов, в которых процессы протекают при высоких температурах и давлениях, показала, что в 45% случаев причиной послужили просчеты обслуживающего персонала. В работе /4/ приводится оценка В. А. Легасова, согласно которой 60%) аварий происходит из-за ошибок персонала, работающего на опасных объектах.

С каждым годом число аварий увеличивается, причем возрастает риск для больших и сложных технических систем. Согласно неполным данным /4/ по крупным промышленным катастрофам нынешнего столетия, более половины из них (56%) относятся к последним десятилетиям, в том числе треть — к 80-м годам. Увеличился и их разрушительный эффект: на последнее десятилетие приходится почти 1/2 погибших, и 2/5 раненых за весь период с начала века. Только в 1967-1984 годах в результате катастроф было эвакуировано свыше 1 млн. человек, из них 90% — после 1979 года. За последнее время почти каждый месяц мы являемся свидетелями крупных морских и авиационных катастроф. Гибнут "конкорды", "боинги", морские паромы, подводные лодки. Статистические данные указывают на четкую тенденцию роста аварийности. Начиная с 1950 года, ежегодные темпы прироста аварий в химической и нефтеперерабатывающей промышленности США составляли 9% в год. К этой цифре близки и темпы прироста автомобильных аварий. Согласно работе /4/ в конце 80-х годов прямые потери валового национального продукта в США от техногенных причин, включающих аварии и катастрофы, а также от загрязнения и связанных с ним хронических заболеваний, составляют 4 — 6% и дают 15 — 25% преждевременной смертности (20 — 30% у мужчин и 10 — 20% среди женщин).

С ростом научно-технического прогресса возрастает риск аварий на особо опасных объектах. К ним относятся предприятия, связанные с ядерными материалами, исключительно опасными химическими веществами и биологическими материалами (биопрепараты, штаммы бактерий), утечки которых могут вызвать катастрофические последствия.

При анализе причин аварий и катастрофических явлений в книге /4/ делается следующий вывод:

Во всех случаях аварий, когда виновниками считается персонал, как правило, профессионально хорошо подготовленный, возникает вопрос — почему все же этот персонал что-то не учел, что, по мнению комиссий, расследующих инцидент, можно было бы учесть? Обычно не рассматриваются глубинные причины неверных действий персонала, которые, если отбросить неквилифицированность, могут быть связаны с неполнотой информации, от чего возможны разные или даже неверные суждения. Представляется, что именно в неполноте информации лежат глубинные причины всех аварий”.

Однако неполнота информации и ограниченная скорость ее обработки у персонала — это не единственный, хотя и весьма важный, элемент неадекватности восприятия ситуации и конкретных действий в меняющейся обстановке. Возможны потеря ориентации, искаженное восприятие действительности, потеря чувства перспективы, реакция только на те угрозы, которые стали явными. Неадекватность реакции с определенной степенью вероятности ведет к авариям и катастрофам, и эта вероятность непрерывно растет. Все больший процент национального дохода будет направляться на ликвидацию последствий катастроф. Яркий пример: создание специального правительственного органа — министерства по чрезвычайным ситуациям.

Над будущим человечества встает призрак непрерывных катастрофических явлений, масштаб которых также постоянно увеличивается и влечет за собой все более тяжелые последствия. Достаточно вспомнить аварии в Севезо и Чернобыле. Применяемые пути борьбы (дубляж систем, внедрение информационной техники) пока обеспечивают лишь некоторое снижение роста темпов аварийности. Но существуют и факторы ускорения этого процесса. Так, в России после поражения в информационно-психологической войне из-за недостатка средств почти не проводится обновление оборудования. Изношенность его увеличивается угрожающими темпами. Нарастает ползучая аварийность /5/ . Таким образом, катастрофы и аварии, связанные с состоянием социума, выступают как внутренние ограничители поступательного развития.

Все большую роль начинает играть и проблемы социально — психологической адаптации. Как уже отмечалось, процессы, запущенные цивилизацией, пришли в противоречие с природой значительной части людей.

Современный человек устает от скученности и спешки, от множественного, но поверхностного общения, от чрезмерной стандартизации. Адаптационные возможности оказываются при этом на пределе. Люди уходят в себя, в свой внутренний мир переживаний. Наблюдается непрерывный рост неврозов, психических заболеваний, агрессивности, преступности, терроризма, численности маргиналов. Одновременно возрастает потребление алкоголя, наркотиков, психотропных средств — как попытка уйти от реальностей современного мира, снять напряжение. Увеличивается неконтролируемый прием лекарств. В конечном счете в результате социальных воздействий изменяется внутренняя среда организма, создаются предпосылки аномального поведения людей, возникают положительные обратные связи, и психологические изменения закрепляются на основе нейрохимических процессов.

Будучи не в силах изменить внешнюю обстановку, люди изменяют себя, свою духовную среду, свое видение мира. Психические больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы уходят от объективной реальности в иррациональный мир, в котором они отрешаются от трудностей, от борьбы, от принятия решений. Большая масса людей находится в невротическом состоянии. Их поведение становится неадекватным реальности. Мысли, чувства, воля перестают определяться явлениями объективного мира. Возникает отсутствие твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит многих людей в неопределенное социальное положение, лишает чувства связи с конкретными группами и со всем обществом, что ведет к росту отклоняющегося от нормы и саморазрушительного поведения. Так, в развитых странах на второе место среди причин нетрудоспособности выходит депрессия. Экстремальной реакцией человека на неспособность и невозможность ориентироваться в быстро изменяющейся внешней среде являются самоубийства. Число самоубийц в промышленно-развитых странах непрерывно растет.

Важно отметить, что все три основных нейрофизиологических механизма возникновения неврозов: перенапряжение раздражительного процесса, перенапряжение тормозного процесса и перенапряжение подвижности нервных процессов неразрывно связаны с биохимическими превращениями, вследствие которых негативные изменения закрепляются в человеческой популяции.

К сожалению, мы еще очень мало знаем об общей пригодности человека к меняющемуся образу жизни и о возможностях повышения его приспособляемости.

В этом плане представляет интерес наглядный исторический эксперимент, показывающий побочные последствия воздействия современной цивилизации на социум.

Кризис белой (европейской) расы. Негативные аспекты современной цивилизации иллюстрирует сравнительно недавно осознанный кризис белой расы. Как известно, именно европейцев в первую очередь коснулись преимущества, предоставляемые цивилизацией. В XVIII — XIX вв. ими был завоеван и подчинен весь мир. Их численность росла опережающими темпами по сравнению с другими народами. Но тогда, согласно принципу Ле Шателье, возникли и побочные процессы, ведущие к восстановлению нарушенного равновесия. С одной стороны, европейцы гораздо больше других народов пользовались благами цивилизации, с другой — они были объектом противоречия между современным образом жизни и природой человека. Фактически здесь проявился интегральный эффект воздействия недостаточной адаптации людей к условиям современной цивилизации. Ниже приводится выдержка из статьи / б/, посвященной этой проблеме:

В течение нескольких последних десятилетий началось постепенное, но набирающее темпы вырождение белой расы. Во всех белых семьях во всем мире рождается меньше, чем умирает. Особенно плачевно сложилась ситуация в России, русские вымирают самыми быстрыми в мире темпами. За ними в этом списке следуют страны бывшего восточного лагеря, затем Украина и Белоруссия, страны Центральной. Западной и Северной Европы. Все это сопровождается другим набирающим силу процессом — миграцией в Европу десятков миллионов выходцев с Кавказа, Ближнего Востока, Центральной (СНГ) и Восточной Азии, Африки. У них демографическая ситуация противоположная: темпы прироста таковы, что в их странах проблемой спито перенаселение. Их семьи имеют по 4-7 детей — с такой скоростью они растут и в Европе. Сочетание этих двух процессов — демографического кризиса белой расы и постоянного многомиллионного потока мигрантов-неевропейцев, размножающихся с невероятными темпами, — приведет к тому, что уже через несколько десятилетий европейцы в своих странах будут составлять меньшинство населения. Франция, Германия, Англия, Италия, где уже сегодня десятая часть населения являются получившими гражданство неевропейцами (и в 3-4 раза больше проживают нелегально), утратят европейское большинство к 2040-55 годам. Согласно оценкам демографов, в России, имеющей сегодня 120 миллионов русских, к 2045 году останется 70-75 миллионов русских, а нерусских россиян будет не менее 80 миллионов, что навсегда превратит Россию в нерусское государство. К 2100 году нерусских в России будет в 4-5 риз больше, чем русских”.

Здесь, правда, следует отметить, что ускоренные темпы вымирания населения России в первую очередь связаны с ее поражением в третьей мировой информационно-психологической войне и доведением до критического состояния ее промышленности и сельского хозяйства. Однако и на планете в целом возникает тенденция к ускорению процесса. Так, ожидается, что через четверть века в США белых будет лишь треть населения, другую треть составят негры, а еще треть будут составлять представители желтой расы и выходцы из Латинской Америки, г. е. и в США белые будут составлять меньшинство.

Кризис белой расы связан, согласно принципу Ле Шателье. с процессами восстановления нарушенного равновесия. Хотя, конечно, можно рассматривать его и как иронию судьбы, когда побочные стороны явления грехи прошлого (колониализм, угнетение и эксплуатация других народов).

Интересно, что как единственный выход из создавшейся ситуации предлагается метод искусственного размножения, в частности клонирование европейцев. Заметное продвижение в исследовании клонирования осуществлено в последнее время английскими учеными.

В целом, неадекватное восприятие реальности может приводить к состояниям неустойчивости. Потенциально неустойчивое состояние населения больших городов, составляющего, по терминологии Нордау /1/ . больное общество, — это общее явление современной цивилизации.

2.2. Распад взаимосвязей и атомизация людей.

Сопоставление традиционного и современного общества. Побочные явления, обусловленные принципом Ле Шателье и связанные с быстрым изменением условий жизни, проявляются и в духовной сфере. На передний план выходят чисто личностные интересы, ближние индивидуальные цели, погоня за материальными благами и новыми ощущениями. Разрываются связи между людьми, определяющие относительно далекую перспективу. Сущность происходящих изменений наглядно видна из сопоставления современного общества с традиционным.

До начала нового, времени жизнь людей направлялась традиционным обществом. Это общество обладало высокой степенью устойчивости, было скреплено множеством взаимосвязей между людьми. На переднем плане были общественные интересы, а личные имели подчиненное значение. О природе традиционного общества подробно говорится в книге М. Альбедиль /7/, посвященной Древней Индии:

Носителю традиционной культуры глубоко чуждо восприятие и осознание себя как единственной и неповторимой личности, независимой от других и противоставляющих себя обществу. Представления о своем “я” еще не имели для него того самодовлеющего значения и той исключительной ценности, как у человека современной западной цивилизации. В социальном плане он осознавал себя как часть органического целого — родственной, плановой, конфессиональной сообщности, в которой он был интегрирован. Понятие индивида, столь близкое западному уму, для индийца, скорее, тождественно его социальной роли.

Вследствие этого в традиционной индийской культуре социально-психологические установки и поведенческие модели отличались от привычных нам. Понятие долга, одно из центральных в системе социально-этических индуистских ценностей, было символом и эталоном освященной веками традиции. Долг перед семьей, общиной руководил социальным поведением индивида и с детства направлял его в нужное, т. е. социально потребное русло. Долг призывал строить свое социальное поведение в соответствии с принятыми нормами. Именно соответствие нормативам, провозглашенным обществом, а не более понятное европейскому уму всестороннее развитие индивидуальности было идеалом и образцом для подражания. Возможным отклонениям от фиксированных норм противодействовала вся система официально санкционированной индуистской идеологии. Самым действенным средством контроля был неформальный — общественное мнение, резко осуждавшее неправедность и активно одобрявшее праведность, т. е. следование утвердившемуся обычаю".

Альбедиль описала обычаи и структуру древнего традиционного общества. Многое в нем очень далеко от современности, но некоторые черты, включая приоритет общественных интересов, сохранились и в настоящее время. Прежде всего, это относится к жителям сельских общин и небольших городов.

В древнем традиционном обществе существовали жесткие рамки, ограничивающие деятельность человека. Их ослабление способствовало прогрессу, в частности развитию науки. В современный период развивается процесс атомизации и разобщения людей. Один из крупнейших ученых ХХ века Норберт Винер провел сравнительный анализ традиционного и современного общества (цит. по /8/):

В небольшой сельской общине, существующей достаточно долго, чтобы в ней сложились более или менее одинаковые уровни понимания и поведения, существуют вполне достойные уважения нормы попечения об обездоленных, управления дорогами и другими общественными средствами, терпимости к тем, кто лишь один-два раза нарушил общественные законы. Как бы то ни было, нарушители находятся здесь, и остальная община должна и впредь жить с ними, с другой стороны, в такой общине человеку не годится быть выше своих соседей. Всегда есть средства заставить его почувствовать силу общественного мнения. С течением времени он обнаружит, что оно является столь вездесущим, непререкаемым, ограничивающим и давящим, что он вынужден будет оставить общину, чтобы защитить себя.

Лишь в большом сообществе, где “господа действительного положения вещей” предохраняют себя от голода своим богатством, от общественного мнения — тайной и анонимностью, от частной критики — законами против клеветы и тем, что средства связи находятся в их распоряжении, — лишь в таком сообществе беззастенчивость может достигнуть высшего уровня”.

Как подчеркивает Винер, из всех упомянутых факторов управление средствами связи — наиболее действенный и важный. В современном обществе наступает изменение социальной психологии. Идет распад взаимосвязей, атомизация людей, мерилом всех ценностей становятся нажива и деньги. Общественная сторона, идеи справедливости отходят на задний план. Происходят коренные изменения в вопросах веры.

Кризис веры. Действия человека во многом определяются двумя факторами — разумом и верой, которые неразрывно связаны между собой как части общественного сознания. Совокупность фиксируемых и накапливающихся знаний — наука — задает рациональный подход к внешнему миру. Вместе с тем, основную сумму своих знаний человек получает от общества, принимает “на веру”. Вера носит надличностный характер. Она как бы связывает человека и общество. Есть и другой аспект слова “вера”, который предполагает существование высших духовных ценностей, стоящих над человеком: человек живет и действует не только для себя, но и для других. Вера связана со смыслом жизни, с понятиями добра и зла. Именно на ее основе человек внутренне регламентирует свои поступки.

Другими словами, вера есть форма отражения общественной стороны человеческого бытия. Человек не может жить сам по себе, он входит в общество, он — его составная часть. Следовательно, вера противостоит индивидуализму, согласно которому разрешено все, что не запрещено, или другими словами — можно делать все, лишь бы не нести ответственности. Вера в значительной степени регулировала общественные взаимоотношения. Особенно это относилось к традиционным религиям. Традиции хранили жители малых городов и сел. Приблизительно такую же роль относительно общественных ценностей играла вера в коммунизм.

Таким образом, если говорить о лучшем будущем человечества, об установлении царства справедливости, то существует преемственность между религией и коммунизмом. Здесь следует отметить работы B. C. Соловьева и русского философа конца XIX века Н. Ф. Федорова, впервые проследившего близость христианских и коммунистических идей. Особый интерес представляет книга настоятеля Кентерберийского собора Хьюлетта Джонсона “Христианство и коммунизм” /9/, где он отметил моменты, в которых христианство и коммунизм вступают в удивительно тесное соприкосновение.

1. “Иисус призывал к всеобщему братству и стремился к нему”.

2. “Иисус возлагал все свои надежды на простой народ и был отвергнут богачами и высшими классами”.

3. Проводится параллель наступления царства Божия с установлением социализма.

4. “Иисус полностью отвергал всякие расовые барьеры”.

5. “Иисус бросил вызов классу как таковому, коммунизм строит бесклассовое общество”.

6. “Для Иисуса характерно то, что он сочетал веру с действием”.

7. Проводится параллель между Христом, пожертвовавшим жизнью ради идеалов, и самоотверженностью людей, начавших строить новое общество.

Рассмотренное сходство было одним из факторов, способствовавших быстрому усвоению широкими народными массами в России идеологии социализма. Коммунизм как одна из форм религии особого рода заключался в вере в человечество, в его светлое будущее, а предназначение людей заключалось в служении человечеству. Однако в последние десятилетия вера в него была подорвана действиями ангажированных Западом идеологов КПСС/10/.

В современном обществе произошло резкое изменение духовной сферы. Общество атомизировалось, доминантой стала личностная сторона жизни людей. Особенно ярко разрушение традиционного общества и традиционных духовных ценностей проявилось в развитых странах и, прежде всего, в США. Во второй половине XX века религия, которая выступала носителем традиций, превращается в чистую формальность. Образно говоря, от нее осталась одна оболочка. Все большее место в религиозной жизни занимают секты. И в Европе и в США происходит фактический отказ от Бога. В приведенном ниже отрывке из лекции Элиезера Воронель-Дацевича, профессора университета Бар Илан в Израиле, наглядно видно состояние христианства в Европе /11/:

Европа вступает в эпоху постхристианства и перестает быть христианским обществом. В чем это выражается? В том, что интерес к традиционным формам религии постоянно падает. Казалось бы' Вот погиб коммунизм, люди получили доступ к нормальным возможностям исповедания своей веры — и, что мы видим в результате? В Западной Германии с 1991 по 1998 гг. число людей, регулярно посещающих церкви, уменьшилось (да просто-таки упало!) более, чем в 2 раза: с 14,7% до 7%. Менее серьезно, но неуклонно этот процесс происходил в Италии (сокращение почти на треть), не говоря уже о Франции, где о церкви и кюре вспоминают только при регистрации браков и конфирмации. Нотр-Дам превратился в большой музей-ресторан, куда приходят толпы, жующие гамбургеры и "стиморол", чтобы поглазеть на древние ритуалы. Думается, для этих людей воскресная месса стоит в одном ряду с гаданием на картах и показательным выступлением колдунов вуду. И это подтверждают опросы, опыт общения авторов с представителями католической церкви. Один кюре из Нотр-Дама считает, что его храм превратился в бензоколонку, на которой вечно топчется народ, пришедший "подзаправиться". Шведы ходят в кирку по инерции — мол, это единственное место, где можно отдохнуть от повседневности. Британские методисты всерьез обсуждают вопрос, можно ли принимать в свою общину тех, кто и в Богато не верит. И приходят к выводу — можно. Мы все гуманисты. Главное близость к человеку, а не какое-то там запредельное “дело Господне”. Церкви в Западной Европе все больше напоминают почтовые отделения: зашел человек, потолкался от кассы к кассе, записочку написал Творцу Вселенной — и побежал дальше. Бизнес. Проводить в церкви значительную часть свободного времени? Да вы что! Это не то место, где можно чего-то добиться.

Итак, вера нынешнего европейца: 1) личная; 2) эклектичная: 3) в ней отсутствуют какие-либо элементы прежней конфессиональной веры, кроме, быть может, чисто ритуальных, и то сильно искаженных. Это давно уже не Б-г Авраама. Исаака и Иакова. И даже не Бог философов и ученых. Это бог ревущей и злобной плоти — не Б-г евреев, невидимый и недоступный, а арийский бог, попросту красный и потный от напряжения фаллический символ молящегося. Как сказали бы в Одессе, народ поце-поклонников (смех в зале). Перед нами эпоха торжества язычества. Да, настоящего язычества. В сущности, в качестве Бога каждый европеец водружает на свой алтарь собственное изображение, да и то не всего себя. Он наделяет его собственными качествами, достоинствами и недостатками, восхваляет его. Его Бог амбивалентен и аморфен. Он не то что не спасет — его вообще нет. Это фикция, фантом, блеф пьяного игроки в покер”.

Таким образом, наряду с разрывом традиционных связей между людьми, идет процесс духовной атомизации — разрыв духовных связей. В определенном смысле слова, человечество подходит в вопросах веры к водоразделу. Согласно традиционным мировым религиям, Бог — это высшая сила, и человек не должен совершать греховные поступки, направленные против других людей. По мнению ряда выдающихся ученых. Бог — это природа, и с ней нужно жить в согласии. Смысл коммунизма можно охарактеризовать положением: Бог — это все человечество как единое целое и нужно действовать во имя его будущего. Западное и, в первую очередь, американское общество фактически пришло к положению: Бог — это я, что явилось одной из основ кризиса европейской расы.

Самоорганизация атомизированного общества. В результате процессов атомизацйи людей и разрушения веры, человек остается как бы один, сам по себе. Ослабление связей между индивидуумом и социальной группой усиливает криминогенность общества, увеличивает численность наркоманов и алкоголиков, сексуальных извращенцев приводит к росту отклонений от общепринятой морали.

Тем не менее, общественная природа у людей остается, что приводит к стихийной самоорганизации и возникновению простейших форм объединений на нижнем уровне. Формируются группы преступников, наркоманов, геев: наступает расцвет сект самого различного толка, в том числе изуверских, сатанинских и откровенно жульнических. На более высоком уровне возникают организованная преступность, объединения националистов, кланы. Повсеместно наблюдается обострение национального вопроса, например, в Испании (страна басков). Северной Ирландии. Турции (Курдистан).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга рассчитана на широкого читателя (1)

    Книга
    В книге рассмотрены закономерности и тенденции общественного развития, проявившиеся на грани второго и третьего тысячелетий. Состояние современного мира характеризуется нестабильностью, нарастанием экологического и социального кризисов,
  2. Книга рассчитана на массового читателя

    Книга
    Медленный бег, оздоровительный бег, дозированный бег, бег на выносливость, трусца – эти понятия известны сегодня миллионам людей, избравшим самое надежное средство закалки и укрепления здоровья – движение, физические упражнения.
  3. Книга рассчитана на широкие круги читателей, в том числе не имеющих специальных знаний по политической экономии. Ксожалению, по вине авторов иных учебников и книг встречается у нас, (1)

    Книга
    Всякое произведение на историческую тему пишется не только для того, чтобы рассказать о прошлом, но и для того, чтобы выразить через историю отношение автора к современности и ее проблемам.
  4. Книга рассчитана на широкий круг читателей

    Книга
    Океанография открывает человечеству просторы и глубины «голубого континента», морей и океанов, покрывающих 2/3 планеты. Морское дно скрывает не только тайны древней истории Земли, но и тайны древнейшей истории человечества.
  5. Книга рассчитана на широкие круги читателей, в том числе не имеющих специальных знаний по политической экономии. Ксожалению, по вине авторов иных учебников и книг встречается у нас, (2)

    Книга
    Всякое произведение на историческую тему пишется не только для того, чтобы рассказать о прошлом, но и для того, чтобы выразить через историю отношение автора к современности и ее проблемам.

Другие похожие документы..