Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Защита состоится 7 октября 2011 года в 16-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.193.03 при ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингв...полностью>>
'Документ'
Не менее чем три работника, обеспечивающие безопасность Работ по монтажу сборных железобетонных и бетонных конструкций, должны иметь высшее профессио...полностью>>
'Документ'
Нас приглашает Словакия…. Знакомиться со Словакией можно по-разному. Можно неспешно погружаться в романтическое прошлое старинных замков, с наслаждени...полностью>>
'Рабочая программа'
Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распр...полностью>>

Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет экономики программа дисциплины (3)

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического Министерство

развития и торговли образования и науки

Российской Федерации Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет экономики

Программа дисциплины

«Проектное финансирование»

для направления 080100.62 «Экономика»

подготовки бакалавра,

направления

080105.65 «Финансы и кредит»

подготовки специалиста

Автор программы И.И. Родионов

(ivan.rodionov@)

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

«Конкретная экономика» экономики и финансов фирмы

Председатель Завриев С.К. Зав.кафедрой Ивашковская И.В.

____________ ____________

«__» _________2004 г. «__» _________2004 г.

Утверждено УС факультета

экономики

Ученый секретарь Протасевич Т.А.

_______________ «____»_________2004 г.

Москва

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор программы: д.э.н., профессор Родионов Иван Иванович

Требования к студентам: теоретической базой курса являются основы экономической теории, курсы «Экономика фирмы», «Менеджмент», «Финансы и кредит», «Инвестиционный анализ», «Бизнес-планирование». Данный курс опирается на знания, полученные студентами при изучении организации управления производством, корпоративного финансирования, бухгалтерского учета.

Аннотация: Необходимость включения данного курса в учебный план продиктована продолжающимся ростом российской экономики, обеспечиваемым увеличением инвестиций в основной капитал, развитием средне- и долгосрочного кредитования реального сектора экономики российскими и зарубежными банками и международными финансовыми институтами, ростом прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Производственный потенциал, унаследованный от СССР после 12 лет развития в рыночных условиях, все более настоятельно требует реконструкции и развития. Ведущие российские промышленные группы-экспортеры сырья и тяжелого оборудования, а в последние годы и средние частные российские компании и фирмы осваивают новые технологии финансового управление ростом и развитием, более сложные, чем традиционные подходы к финансированию капитального строительства. Масштабность проектов и по-прежнему высокие риски, связываемые мировыми финансовыми рынками и рынком капитала с Россией, делают методологию и инструментарий проектного финансирования чрезвычайно актуальными, что требует от студентов, специализирующихся в области экономики и менеджмента, специальных знаний и навыков, а также менталитета менеджера, работающего на глобальном финансовом рынке с использованием всего богатства выработанных в мире подходов и инструментов к финансированию среднесрочных и долгосрочных инвестиций. Главное внимание уделяется обучению студентов практическим аспектам использования всех основных источников финансирования инвестиций и инструментов их привлечения, выработке оптимальной структуры финансирования проекта с использованием различных источников финансирования во взаимосвязи, исходя из минимизации и распределения среди участников финансирования рисков, связанных с инвестиционным проектом. В процессе изучения дисциплины студенты знакомятся:

  • с особенностями принципов корпоративного финансирования применительно к инвестициям в развитие бизнеса разных направлений и масштабов в современной России, основными источниками финансирования роста, доступными крупным и средним российским компаниям на глобальном рынке, их характеристиками;

  • с особенностями и взаимодополняемостью, типовым составом участников проекта, их интересами и возможностями;

  • с методами распределения рисков среди участников и источников;

  • со структурированием финансирования средне- и долгосрочных проектов;

  • с процедурами фиксации обязательств сторон и мониторинга хода реализации проекта.

Миссией курса выступает формирование у студентов представлений о возможностях применения знаний, полученных из других курсов, на основе анализа практики и понимания реальностей, с которыми сталкивается российская фирма при решении задач организации финансирования роста.

В числе задач, которые должен решить курс:

  • вовлечь студентов в самостоятельную работу по анализу применяемых и самостоятельной разработке схем финансирования роста;

  • выработать профессиональные навыки в сфере организации проектного финансирования, сформировать навыки общения с его потенциальными участниками и проведения презентаций проектов.

Учебная задача курса: В результате изучения курса студент должен знать:

  • основные принципы, инструменты и формы организации проектного финансирования;

  • специфические риски, связанные с проектами, возможности управления ими путем распределения между участниками проекта и источниками финансирования и минимизации изменения природы рисков в ходе проектирования, развития и различных фаз проекта;

  • основные источники финансирования инвестиционных проектов, их особенности, взаимосвязь и взаимодополняемость;

  • основных участников проекта и их обязательства;

  • основные структуры финансирования проектов и соотношение различных источников финансирования и ответственности участников проекта;

Студент должен уметь:

  • анализировать проект с точки зрения специфических рисков, потенциальных участников и источников финансирования;

  • выявлять и анализировать основные интересы потенциальных участников проекта, обязательства, которые они могли бы на себя принять;

  • разрабатывать предложения по структуре финансирования проекта и программе (плану-графику) его реализации;

  • выполнять финансовые расчеты, разрабатывать финансовую модель проекта;

  • формулировать задачу для юристов в отношении фиксирования обязательств участников, условий контрактов, требуемых для реализации проекта, условий страхования и распределения рисков;

  • организовать финансирование проекта и осуществлять контроль за ходом его выполнения в качестве менеджера;

  • анализировать используемые на практике структуры финансирования проектов, ход их выполнения, выявлять причины, по которым проекты встречали трудности реализации.

Студент должен иметь представление:

  • о тенденциях развития методов проектного финансирования на мировом рынке и в России в отношении проектов, ориентирующихся преимущественно на иностранные и внутренние источники, об основных проектах, реализуемых на основе метода проектного финансирования;

  • о потенциальных источниках и условиях привлечения финансирования из различных источников для российских компаний;

  • о потенциальных участниках, заинтересованных в участии в проектном финансировании в России, их интересах и особенностях.

В ходе курса предусматривается:

- проведение лекционных занятий;

- проведение практических занятий, в основу которых положен разбор конкретных бизнес-ситуаций (кейсов);

- самостоятельная работа студентов по освоению теоретического материала.

Формы контроля:

- текущий контроль проводится в форме опросов, дискуссий, устных сообщений и докладов, письменных контрольных работ-тестов

- Эссе

- Курсовая работа (для направления «Финансы и кредит», по выбору)

- итоговый контроль проводится в форме письменного ЗАЧЕТА.

Оценки студентам за прослушанный курс проставляются по следующей схеме. Для оценки относительной важности отдельных видов текущего, промежуточного и итогового контроля введены веса:

текущая работа - WT = 0,6

итоговый зачет – WЗАЧ = 0.4

Итоговая средневзвешенная оценка определяется следующим образом:

ОИТОГ = От*WТ + ОЗАЧ*WЗАЧ

Таблица соответствия оценок по десятибалльной и пятибалльной системам

По десятибалльной шкале

По пятибалльной шкале

1 – неудовлетворительно

2 – очень плохо

3 - плохо

Неудовлетворительно – 2

4 – удовлетворительно

5 – весьма удовлетворительно

Удовлетворительно - 3

6 – хорошо

7 – очень хорошо

Хорошо - 4

8 – почти отлично

9 – отлично

10 – блестяще

Отлично – 5

2.Тематический план учебной дисциплины

Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа

Лекции

Сем.и практ.занятия

Раздел 1. Введение. Управление проектными рисками.

1

Тема 1. Необходимость и принципы проектного финансирования. Принятие инвестиционных решений и управление проектом в условиях риска и неопределенности.

2

2

Раздел 2. Участники и источники финансирования проекта.

2

Тема 2. Основные участники инвестиционного проекта их роль и обязательства. Финансирование проекта за счет собственных и привлеченных средств.

4

2

2

3

Тема 3. Долговое финансирование. Банковские кредиты. Облигационные займы. Финансовый лизинг и ипотечное кредитование.

4

2

2

4

Тема 4. Государственный бюджет и внебюджетные фонды. Грантовое финансирование.

4

2

2

5

Тема 5. Долевое финансирование через участие в капитале. PP, IPO и новые выпуски акций на публичном рынке.

4

2

2

6

Тема 6. Долевое финансирование через участие в капитале. Стратегические инвесторы. Конвертируемые инструменты, LBO и МВО.

4

2

2

7

Тема 7. Долевое финансирование через участие в капитале. Прямые финансовые инвесторы. Венчурные инвесторы.

4

2

2

Раздел 3. Структурирование финансирования и соотношение различных источников.

8

Тема 8. Понятие структурирования и примеры.

4

2

2

9

Тема 9. Основной долг (Senior Debt). Экспортные кредиты, страхование, лизинг.

4

2

2

10

Тема 10. Дополнительный долги квази-акционерный капитал (Mezzanine & Quasiequity). Акционерный капитал (Equity).

4

2

2

11

Тема 21. Проблемы организации проектного финансирования. Гранты.

4

2

2

Раздел 4. Типовые структуры финансирования проектов. Разработка стратегии.

12

Тема 12. Промышленность Добывающие компании- экспортеры. Предприятия перерабатывающей промышленности.

4

2

2

13

Тема 13. Производственная инфраструктура. Электроэнергетика, газоснабжение, нефте- и газопроводы. Транспорт и связь.

4

2

2

14

Тема 14. Социальная инфраструктура. Жилищное и гражданское строительство.

4

2

2

Итого

54

20

8

26

Базовый учебник:

Катасонов В.Ю., Морозов Д.С., Петров М.В. Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России - М.: Анкил, 2001. - 312 с.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Введение. Управление проектными рисками.

Тема 1. Необходимость и принципы проектного финансирования. Принятие инвестиционных решений и управление проектом в условиях риска и неопределенности.

Понятие инвестиционного проекта, инвестиционный цикл, принципы корпоративного финансирования, применяемые для финансирования проектов, ключевые финансовые показатели и коэффициенты, определяющие инвестиционные решения, необходимость использования проектного финансирования и его основные принципы, обзор инструментов и техники проектного финансирования. Многообразие источников и форм финансирования в качестве особенности инвестирования в долгосрочные проекты.

Проектные риски, их экономическая природа и влияние на показатели эффективности долгосрочного инвестирования, методика анализа условий и возникновения рисков, классификация рисков, анализ и оценка рисков, количественный и качественный аспекты проекта, особенности влияния макроэкономических, производственных и финансовых рисков, внутрихозяйственных рисков, типичных и специфических проектных рисков, управление рисками. Роль экспертов и инвестиционных консультантов.

Основная литература:

Катасонов В.Ю., Морозов Д.С., Петров М.В. Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России - М.: Анкил, 2001. - 312 с.

Попков В.П. Организация и финансирование инвестиций / Попков В.П.; Семенов В.П. - СПб.: Питер , 2001. - 221 с.

Родионов И.И. Проектное финансирование – ГУ ВШЭ, 2004. http://www.xion.ru/study/?fac=1&year=4#101

Дополнительная литература:

Comer B., Bodnar M. Godnar Project Finance Teaching Note, Fall 1996. The Wharton School - http://finance.wharton.upenn.edu/~bodnarg/ml/projfinance.pdf

Раздел 2. Участники проекта и источники финансирования.

Тема 2. Основные участники инвестиционного проекта их роль и обязательства. Финансирование проекта за счет собственных и привлеченных средств.

Характеристика основных участников проекта (спонсор, клиент, подрядчик, инвестор, финансовый институт (банк), финансовый посредник, страховое агентство, консультанты), их роль на различных этапах проекта, интересы и возможности по принятию на себя обязательств по рискам проекта.

Классификация источников средств для финансирования долгосрочных инвестиций, эффект финансового рычага (leverage), особенности расчета и оценки эффективности собственного и заемного капитала, понятие «цены капитала». Свободный поток наличности, амортизационные фонды, прибыль, изменения в оборотном капитале в качестве источника средств для финансирования инвестиционных проектов. Планирование инвестиций за счет собственных средств, возможности и ограничения.

Основная литература:

Катасонов В.Ю., Морозов Д.С., Петров М.В. Проектное финансирование: мировой опыт и перспективы для России - М.: Анкил, 2001. - 312 с.

Сергеев И. В. Организация и финансирование инвестиций : Учеб. пособие для вузов / Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Яновский В.В. - М. : Финансы и статистика , 2002. - 398 с.

Родионов И.И. Проектное финансирование – ГУ ВШЭ, 2004. - http://www.xion.ru/study/?fac=1&year=4#101

Дополнительная литература:

Comer B., Bodnar M. Godnar Project Finance Teaching Note, Fall 1996. The Wharton School - http://finance.wharton.upenn.edu/~bodnarg/ml/projfinance.pdf



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики программа дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    Развитие новых коммуникационных технологий, в частности Интернета, кардинально меняет все традиционные представления об обществе и общественных связях.
  2. Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики программа дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    студент, приступая к изучению данного учебного курса, должен обладать основными знаниями дисциплин, полученных в рамках программы бакалавриата на Факультете государственного и муниципального управления.
  3. Правительство Российской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики программа дисциплины

    Программа дисциплины
    Студент, приступая к изучению данного учебного курса, должен обладать основными знаниями гуманитарных дисциплин, полученными в рамках программы общеобразовательной средней школы и в курсе «Теория государства и права».
  4. Правительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики программа

    Программа
    Программа подготовлена в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»
  5. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет- высшая школа экономики» программа дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: Курс «Демографические модели и прогнозы» предназначен для второго года обучения магистерской программы демография. Предполагается, что студенты прослушали продвинутый курс демографического анализа, а также
  6. Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет- высшая школа экономики» программа дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    (Тематический план учебной дисциплины отражает содержание дисциплины (перечень тем), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с рабочим учебным планом,

Другие похожие документы..