Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
семинары, мастер-классы зарубежных препода-вателей Спецкурс «Базовые управленческие компе-тенции» Международные дизайнерские кон-курсы Стажировка за ...полностью>>
'Документ'
Музыкальное воспитание в детском учреждении сочетает в себе разные виды музыкальной деятельности, которые направлены на развитие музыкальных способно...полностью>>
'Документ'
Одним из главных направлений стратегии деятельности «по достижению здоровья для всех в XXI столетии» является разработка комплексной системы первично...полностью>>
'Диплом'
представляю Вам дипломную работу, выполненную на тему «Учет и анализ расходов организации и выяснение возможности их снижения». Актуальность, цели и ...полностью>>

Методические рекомендации для учителей истории по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме Аристархова Е. В., гл методист кафедры гуманитарно-художественного образования

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для учителей истории

по сопровождению государственной (итоговой) аттестации в 9-х классах в независимой форме

Аристархова Е.В., гл. методист кафедры гуманитарно-художественного образования

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО»

Саратов 2009

Содержание

Стр.

Введение

3 - 4

Анализ итоговой государственной итоговой аттестации по истории 2009 года Саратовской области

5 - 8

Методические рекомендации по сопровождению государственной итоговой аттестации в 9 – х классах в независимой форме по предмету «История»

9 - 28

Приложения

29 - 41

Список литературы, рекомендованный для подготовки и проведения ГИА в 9 – м классе

42

Введение

Данные методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой) аттестации.

Методические рекомендации составлены с учетом организации учебного курса «История» на основе анализа результатов итоговой аттестации выпускников девятых классов Саратовской области за 2008-2009 учебный год. Приведен анализ типичных ошибок выпускников базового, повышенного и высокого уровней сложности. Предлагаются различные варианты организации предэкзаменационного повторения. В приложения включены задания по новейшей истории России в проверочной работе.

Цель итоговой государственной аттестации в 9-х классах - выявление уровня исторической подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, их аттестации за курс основной школы.

- Задачи проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в независимой форме:

- создание условий для осознанного выбора учащимися профиля обучения в старшей школе;

- формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования выпускников IX классов общеобразовательных учреждений;

- повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;

- выработка единого уровня требований педагогов к образовательным достижениям обучающихся;

- определение образовательного рейтинга выпускников IX классов общеобразовательных учреждений:

- формирование исторической компетенции выпускников IX классов

Завершение 9 класса можно рассматривать как определенный рубеж в изучении предмета. Школьниками уже изучен достаточно широкий круг вопросов, образующих ядро исторического знания. Вместе с тем им предстоит определиться с направлением профильной подготовки в старшей школе. Полученные в ходе аттестации результаты могут стать в этой ситуации некоторыми ориентирами в работе педагога.

Объем знаний, круг умений, которыми должны владеть учащиеся к этому моменту, зафиксирован в обязательном минимуме содержания образования и в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Адекватно определить, в какой степени достигаются универсальные (независимые от используемых учебников, возможностей школы, количества выделяемых на предмет часов и т.п.) параметры и требования, установленные этими документами, позволяют единые контрольные измерительные материалы.

Итоги государственной аттестации позволяют сделать определенные выводы об уровне исторической подготовки выпускников основной школы, выработать единые требования к образовательным достижениям обучающихся, сформировать эффективную систему исторической подготовки выпускников девятых классов, повысить ответственность общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования.

Анализ итогов государственной итоговой аттестации

по истории 2009 года в Саратовской области

Экзамен по истории в рамках государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в 2009 г. сдавал 2381 выпускник, что составляет 11,3%. В аттестации по истории приняли участие 39 районов области.

По результатам государственной (итоговой) аттестации 9 классов в независимой форме средний балл по области по истории – 59,29.

Сравнительная статистика соответствия годовых и экзаменационных оценок в % следующая:

полное соответствие – 57,6;

повышение результата – 16,3;

понижение результата – 26,1.

В территориальном разрезе лучшие результаты по среднему баллу в образовательных учреждениях Балтайского района – 84,79, Питерского района – 78,76, Турковского района – 76,47.

Минимальные значения среднего балла – в образовательных учреждениях следующих районов: Ершовского – 44,66, Саратовского – 44,45, Петровского – 43,84.

Сравнительная статистика областных результатов ЕГЭ с результатами государственной (итоговой) аттестации 9 классов в независимой форме по проценту выпускников – участников экзамена от общего числа выпускников следующая:

областные результаты ЕГЭ – 27,6%;

областные результаты аттестации 9 классов – 15,41%.

Успеваемость обучающихся составила 98%

Распределение отметок на экзамене по пятибалльной шкале:

«5» – 212; «4» – 921; «3» – 1197; «2» – 51. Качество знаний составило

58 %. Средний балл – 3,7. Максимальный балл за работу не набрал никто.

Экзаменационная работа в 9-м классе состоит из трёх частей. Часть 1 (А) содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки выпускников – знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников. К заданиям базового уровня относятся задания, которые согласно принятым требованиям, должны выполнять 60%-80% выпускников с удовлетворительной подготовкой. За верное выполнение каждого из них начисляется 1 балл. В итоге за выполнение заданий первой части максимально можно набрать 20 баллов.

В целом выпускники справились с заданиями части А. Диапазон выполнения заданий части А от 10% до 91%. Лучшие результаты наблюдаются при выполнении заданий на проверку знания дат (базовый уровень). Диапазон выполнения этих заданий от 24% (Вольский район) до 81% (ЗАТО Светлый). Обращаем внимание на высокую полярность выполнения подобных заданий, это объясняется тем, что уровень сложности тестов различный, и если А1 выполнили 45%, то А11 - на 53%. Высокие результаты показали ЗАТО Светлый, Петровский и Перелюбский районы. Задания, предполагающие работу с историческими источниками, выполнили 62,4%.

Тесты, проверяющие знания исторических фактов выполнены в пределах от 32% (Турковский район) до 90% (ЗАТО Светлый). Хорошие знания продемонстрировали выпускники Питерского, Аркадакского, Фёдоровского районов. Больше всего затруднений вызвали задания А15, А20 (вариант №926); А15, А17, А20 (вариант №928); А17, А20 (вариант №926). Данные задания проверяли знания политических событий России рубежа XIX – XX веков и конца XX века. Сложность такого типа заданий состоит в том, что при выполнении требуется продемонстрировать знания конкретного материала, что входит в требования государственного стандарта исторического образования. Затруднения также вызвали вопросы, касающиеся истории общественного движения, культуры России.

Не менее сложным для многих выпускников были задания А3, А8, А13 , предполагающие объяснение исторических понятий. Задания экзаменационной работы ориентированы не на воспроизведение понятия, а на применение его для решения конкретной учебной задачи. Успешное выполнение основано не только на понимании понятия, но и на усвоении существенных признаков его. Такие задания были выполнены в диапазоне от 39% (Вольский район) до 60% (Аркадакский район).

Анализ результатов экзамена показал, что у части обучающихся (2%) исторические компетентности базового уровня сформированы недостаточно.

Часть 2 (В) состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв и цифр.

К заданиям повышенного уровня сложности относятся задания, с которыми, согласно установленным требованиям, должны успешно справляться 40-60% выпускников с хорошей подготовкой и 60-80% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяются умения устанавливать последовательность исторических событий, явлений, систематизировать факты, понятия, осуществлять поиск информации в источнике. За выполнение заданий второй части работы максимально можно набрать 11 баллов.

Анализ второй части работы показал, что выпускники IX классов ориентируются в подобных заданиях.

Диапазон выполнения этой части от 26% (Перелюбский район) до 94% (Питерский район). Выпускники Ершовского и Питерского районов справились с этой частью от 51% (Перелюбский район) до 82% (Питерский район). Подавляющее большинство школьников справились с заданием на установление последовательности событий – 57%. Затруднения вызвали задания по поиску информации в источнике и соотнесение памятников культуры с местом их нахождения. Одно из сложных заданий с историческими источниками выполнено на 59%, при этом выпускники Питерского района выполнили это задание на 87%, а 23% учащихся вообще не приступили к его выполнению. Наибольшую трудность вызвал вопрос В1 по расположению событий в хронологической последовательности по периоду Смуты, событий XVI-XVII веков и задание на соответствие событий и правителей.

Задания высокого уровня сложности – задания для работы с документом (С1-С4) и задания с открытым развернутым ответом (С5, С6). Эта часть требует кратких развернутых ответов.

К заданиям высокого уровня относятся задания, с которыми, согласно установленным требованиям, должны успешно справляться 30-40% выпускников с отличной подготовкой. В этих заданиях проверяется умение осуществлять анализ исторического источника, систематизировать факты по указанному признаку, давать обобщенную характеристику событиям, явлениям. За выполнение заданий третьей части максимально можно набрать 7 баллов.

Процент выполнения этой части колеблется от 21% (Петровский район) до 80% (Зато Светлый). Многие выпускники не приступили к выполнению этой части. Часть выпускников справилась с заданием С1. Они правильно определили событие, о котором идет речь, но не смогли выявить причины исторических событий и явлений (С2-С4). Не вызвали затруднений вопросы, связанны с крещением Руси, отечественной войной 1812 года, с политикой Петра I, Александра II. Выпускники Базарно-Карабулакского, Марксовского, Балтайского, Ершовского, Ивантеевского районов, которые допустили неточности в части А и В, смогли набрать нужное количество баллов при выполнении заданий высокого уровня сложности.

Анализ полученных результатов показал, что не менее важной проблемой явилось так же несформированность общеучебных навыков и ключевых компетенций, поэтому необходимо осуществлять переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу.

Рекомендации по совершенствованию преподавания

истории с учетом результатов ГИА 2009 года

Опыт проведения экзамена и анализ педагогической практики показывают, что позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся.

Другой фактор успеха — целенаправленная работа по использованию всех видов заданий экзамена в учебном процессе, как в обучающей, так и в контрольной функциях. С учетом того, что в экзаменационной работе основными объектами проверки являются знания, умения, способы деятельности, предусмотренные нормативными документами и отраженные в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов, учителя при планировании учебной работы исходят в первую очередь из комплекса требований к содержанию и уровню подготовки выпускников.

В исторической подготовке школьников в равной мере значимы как знание базового хронологического, фактического, понятийного материала, так и умение работать с исторической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Вот почему важно уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.

Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.

Базовые знания по предмету «История» закладываются начиная с 5 кл. Обучающиеся усваивают технологии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями, получают страноведческие знания, в основу которых заложены навыки работы с картой, понятиями, хронологией. В 6 – 8 классах отрабатываются понятия, термины, факты, события, явления, выявляются причинно-следственные связи, соответствия последовательности событий, формируются навыки работы с документами. Почти 50% заданий относится к периодам отечественной истории, которые изучаются в 6 – 8 классах. При подготовке к текущему контролю учителю, начиная с 6-го класса, важно предусмотреть выделение трех уровней усвоения понятий: базовый, повышенный и высокий.

Базовый уровень усвоения понятий предполагает наличие умения воспроизводить понятия со всеми их существенными признаками. Задания этого уровня включают в себя только те понятия, которые соответствуют обязательному минимуму содержания и требованиям к базовой подготовке выпускников. Таких заданий в экзаменационной работе 20. К ним, например, относятся понятия, составляющие основу общей системы исторического знания.

Например:

Какое из названных событий произошло в IX веке?

1) поход Святослава на Болгарию

2) гибель Бориса и Глеба

3) призвание варяжских князей

4) крещение княгини Ольги

Повышенный уровень усвоения понятий характеризуется не только воспроизведением признаков понятия, но и умением осуществлять перенос полученных знаний на новые объекты, решать различные задачи на основе этих понятий; сравнивать, систематизировать и обобщать знания. Содержание заданий этого уровня отвечает не только минимуму содержания исторического образования школы, но и содержанию курсов истории, рекомендуемых для углубленного изуче­ния предмета. Посредством этих заданий проверяются и такие понятия, с помощью которых происходит конкретизация, расширение и углубление основных системных понятий. К ним относятся задания на соответствие между фактами, событиями и явлениями, Заданий такого уровня в экзаменационной работе 7. например:

установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПРАВИТЕЛИ СОБЫТИЯ

А) Петр I 1) присоединение Левобережной Украины

Б) Алексей Михайлович 2) Присоединение Крыма

В) Екатерина II 3) Присоединение Прибалтики

4) Присоединение Средней Азии

Высокий уровень усвоения понятий определяется характером учебной деятельности, умением самостоятельно и осознанно использовать знания на новом фактическом материале, в непривычных учебных ситуациях, находить оригинальный способ решения задач и др. Заданий такого уровня в экзаменационной работе 6.

Выполнение такого рода заданий выявит следующие умения:

1) выделять признак или признаки,

2) классифицировать события, факты, явления,

3) конкретизировать ответ примерами,

4)проводить сравнение по существенным признакам,

Перечисленные умения свидетельствуют о том, что результат усвоения этих понятий является комплексным, обобщенным.

Задания всех уровней проверяются на ГИА в 9 классе, а в дальнейшем на ЕГЭ.

Активная познавательная деятельность учащихся предполагает применение различных форм учебных занятий, новых педагогических технологий, включение всех видов учебной информации, расширение практики решения познавательных задач, реализацию проблемного подхода к изучению истории.

Основа подобных подходов закладывается при тематическом планировании уроков. Блочно-тематическое планирование учебного материала отвечает принципам системности знаний, что особенно важно для подготовки к ГИА. Под тематическим блоком понимается система учебных заданий, объединенных общей темой и целевой установкой, внутри которой происходит не механическое прибавление одного занятия к другому, а логическое наращивание знаний и умений учащихся.

Такой подход к планированию позволяет на практике реализовать усвоение учебной информации с учетом законов психологии: сначала «погружение» в новую тему; затем – углубление и конкретизация знаний, развитие познавательных умений; и, наконец, повторение, обобщение и систематизация. В соответствии с этим, тематический блок условно делится на три части: 1) вводную, где формируются основные проблемы, разъясняются ключевые понятия и идеи, предлагаются опережающие задания; 2) основную, где на конкретных исторических фактах раскрываются общие теоретические положения, накапливаются и углубляются знания по «сквозным» проблемам темы, а также совершенствуются познавательные умения; 3) заключительную, где новые знания систематизируются, обобщаются, применяются в творческих и проблемных ситуациях, проверяются вместе с умениями и оцениваются.

На каждом этапе изучения новой темы в рамках тематического блока можно рационально расположить все типы уроков и другие формы учебных занятий по истории, обосновав место каждого и оптимальные комбинации их сочетаний.

На такой основе наиболее эффективно осуществляется формирование не только предметных умений и навыков учащихся, но и развитие общеучебных умений.

При этом учителями заранее предусматриваются разные виды познавательной деятельности на каждом из занятий:

- анализ исторической информации в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);

- источниковедческий анализ (внешняя и внутренняя критика источника, классификация источника исторической информации по определенным основаниям);

- самостоятельное создание алгоритмов творческого и поискового характера;

- использование при поиске и систематизации информации методов электронной обработки и др.

Главное внимание должно уделяться формированию умений систематизировать, классифицировать исторические материалы, определять и сравнивать характерные черты отдельных исторических периодов, подтверждать обобщенные суждения, выводы с относящимися к ним конкретными примерами, соотносить ряды представленной информации между собой.

Наиболее продуктивным и целесообразным представляется сочетание традиционных форм организации уроков с так называемыми «нетрадиционными видами уроков по истории» («дебаты», «проектная деятельность», «мозговая атака», «круглый стол», ролевые и деловые игры, уроки проблемных поисков, уроки-аукционы, и др.).

В IX кл. осуществляется постоянная и целенаправленная подготовка к экзамену.

В ходе подготовки можно выделить следующие формы организации учебного процесса.

1. Учебные лекции.

Во время лекции происходит коллективное восприятие, осмысление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содержанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется особое внимание характеристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.

2. Практикумы.

На практикуме происходит осмысление материала и применение
знаний на практике. Как правило, практикумы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания экзамена частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высокого уровней сложности.

Анализ выполнения заданий экзамена показывает, что наибольшее затруднение у обучающихся вызывают следующие виды заданий:

  • поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идёт речь), заданий такого рода 5 в части А и В;

  • соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий, такое задание в экзаменационной работе одно, в части А;

  • систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку, всего заданий таких 6, при этом в части А 4, в части В;

  • контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых событий, явлений с привлечением знаний из курса истории). таких заданий 4 и расположены только в части С

В связи с этим на практикумах происходит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подобными видами заданий.

Большие проблемы возникают у учащихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом чаще всего затруднения вызывают задания на интерпретацию текста, установление связи материала текста с историческими знаниями. Поэтому на практикумах осуществляется постоянная работа в этом направлении, которая способствует устранение типичных ошибок и недостатков, развитию навыков деятельности с заданиями повышенного и высокого уровней сложности.

3. Семинары.

На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают навыки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в ходе самого семинара, учащиеся совершенствуют коммуникативные навыки.

  1. Консультации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.

Другие похожие документы..