Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Поступило обращений от: 3 8 51 Многодетная семья 1 3 4 Инвалиды 7/- 1/1 8/1 Пенсионеры / ВОВ 7 11 18 Рабочие 3 5 8 8 Служащие 1 3 4 8 Одинокие гражда...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится «01» июля 2009 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 602.001.02 по экономическим наукам в Академии труда и социальных...полностью>>
'Документ'
Все инструкции доступны на официальном портале Администрации Волгоградской области в разделе КБФПиК: http: volgafin.volganet.ru (Осуществляемая деяте...полностью>>
'Урок'
Засвоєння учнями навчального матеріалу проходить в процесі їх активної пошукової діяльності, в ході розв’язання ними системи проблемно-пізнавальних з...полностью>>

Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

С.В.Кривых, О.А.Абдуллаева,

И.Ю.Алексашина, Е.А.Марковская

Теория и методика

организации профильного обучения:

Санкт-Петербургский опыт

Учебное пособие для
специалистов по управлению

образованием

Под редакцией

И.Ю.Алексашиной

Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А. Теория и методика организации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт. Учебное пособие для специалистов по управлению образованием / Под редакцией И.Ю.Алексашиной. – С Пб. – 195 с.

Издание посвящено изложению теоретических основ и практических рекомендаций по выработке и принятию оптимальных решений при организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения. В пособии излагаются ценностно-смысловые ориентиры и нормативно-правовые основания профильного обучения, рассматривается Санкт-Петербургский опыт подходов к организации содержания образования в профильной школе, способам осуществления образовательной деятельности, организации сетевого взаимодействия и другие аспекты обсуждаемой проблемы. Материалы пособия содержат как теоретические основания рассматриваемых вопросов, так и адреса практического опыта их реализации. Содержание этого опыта представлено в пособии «Методические рекомендации по внедрению в практику материалов по обобщению по проблеме «Развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения» образовательных учреждений Санкт-Петербурга».

Пособие предназначено для специалистов по управлению образованием при проведении институциональных изменений в системе образования этих регионов и их стимулировании к внедрению инноваций в сфере управления системой образования, а также широкого круга педагогического общественности, интересующегося вопросами профильного обучения.

 Кривых С.В., Абдуллаева О.А., Алексашина И.Ю., Марковская Е.А., текст

БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ, оформление

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Основания профильного обучения

    1. Противоречия в современном образовании

1.2. Зарубежный опыт профильного обучения

1.3. Отечественный опыт профильного обучения

1.4. Новые возможности профильного обучения

Тема 2. Ценностно-смысловые ориентиры профильного обучения

2.1. Методологические основы профильного обучения

2.2. Цели профильного обучения

2.3. Стратегия развития профильного обучения

2.4. Требования к педагогу профильной школы

Тема 3. Нормативно-правовые основания профильного обучения

3.1. Закон «Об образовании»

3.2. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.

3.3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

3.4. Стандартизация образования. Стандарты нового поколения

3.5. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

3.6. Министерские и региональные документы, регламентирующие организацию профильного обучения

Тема 4. Содержание образования в профильной школе

4.1. Подходы к формированию содержания образования. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Структурные элементы содержания образования в профильной школе

4.2. Учебный план профильного класса. Базовые учебные предметы. Новые учебные предметы

4.3. Профильные учебные предметы

4.4. Элективные учебные предметы

4.5. Построение индивидуальных образовательных траекторий

4.6. Требования к программам.

Тема 5. Социальная направленность образовательной деятельности

5.1. Инновационные образовательные технологии

5.2. Учебные практики

5.3. Учебное проектирование

5.4. Учебно-исследовательская деятельность

Тема 6. Организация образовательной деятельности

6.1. Организация и управление педагогическим процессом

6.2. Целеполагание как важный элемент профильного обучения

6.3. Формы и методы обучения в профильной школе

6.4. Учебно-методическое, дидактическое, материально-техническое и информационное обеспечение профильного обучения

6.5. Методологические знания как необходимый элемент содержания образования в профильной школе

Тема 7. Открытое образовательное пространство. Организация сетевого взаимодействия

7.1. Использование открытого образовательного пространства при организации предпрофильной подготовки

7.2. Образовательная сеть. Возможности сетевого взаимодействия

7.3. Информационная работа в рамках образовательной сети

7.4. Курсы по выбору, профильная ориентация и профориентационная работа в открытом образовательном пространстве

7.5. Использование портфолио в аттестации девятиклассников и конкурсный прием в 10-ые профильные классы в условиях сетевого взаимодействия

Тема 8. Способы диагностики качества образовательной деятельности

8.1. Составляющие диагностики процесса и результатов обучения

8.2. Виды контроля и оценки. Формы, методы и средства контроля

8.3. Рейтинговая система оценивания и тестирование

Тема 9. Резервы дополнительного образования

9.1.Современное дополнительное образование

9.2.Возможности дополнительного образования в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения.

9.3. Опыт реализации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе УДОД.

ВВЕДЕНИЕ

Правительство Российской Федерация в конце 2001 года утвердило «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года». «Отечественная система образования, — отмечается в Концепции, — является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования».

Успешному практическому осуществлению этих глобальных задач призвано способствовать и введение в классах старшей ступени обучения профильной дифференциации образования, то есть организации в общеобразовательных школах обучения учащихся старшей ступени по разделенным учебным планам (уклонам: гуманитарному, физико-математическому и др.), предусматривающим право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей и позволяющих им сосредоточивать преимущественное внимание на углубленном изучении блока дисциплин, соответствующих избранному профилю образования.

Такая форма образования старшеклассников позволяет им получить по избранному профилю более глубокие и разносторонние теоретиче­ские и прикладные знания, умения и прочные практические навыки исследовательского характера, подготовить себя к успешному продолжению образования в среднем (высшем) профессиональном учебном заведении соответствующего направления или к труду в сфере материального производства. Из сказанного следует, что профильное образование по своим целям и содержанию занимает промежуточное положение между общим средним и профессиональным образованием.

Главной целью профильного обучения является обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.

Организаторы учебного процесса в системе профильного обучения должны обеспечивать:

- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

  • завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Целью настоящего пособия является создание необходимых условий для получения основных компетенций, необходимых для организации системы предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Для этого важно знать:

  • целевые установки профильного обучения

  • изменения в содержании образования в профильных классах;

  • изменения в образовательных технологиях,

  • нормативное обеспечение профильного обучения;

  • учебно-методическое обеспечение;

  • критерии оценки профильной подготовки учащихся.

Материалы учебного пособия прошли апробацию образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Содержание опыта представлено в пособии «Методические рекомендации по внедрению в практику материалов по обобщению по проблеме «Развитие системы предпрофильной подготовки и профильного обучения» образовательных учреждений Санкт-Петербурга».

ТЕМА 1. ОСНОВАНИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Целевая установка: раскрыть сущность противоречий современного образования, на решение которых направлено профильное обучение, познакомиться с зарубежным и отечественным опытом организации профильного обучения, определить новые возможности профильного обучения.

После изучения данной темы слушатели смогут:

- назвать основные противоречия и проблемы современного образования;

- охарактеризовать зарубежный и отечественный опыт профильного обучения;

- объяснить новые возможности профильного обучения.

Рассматриваемые вопросы:

    1. Противоречия в современном образовании

    2. Зарубежный опыт профильного обучения

    3. Отечественный опыт профильного обучения

    4. Новые возможности профильного обучения

1.1. Противоречия в современном образовании

Характерные для российской системы общего среднего образования противоречия между:

  • содержанием общего среднего образования, практически сло­жившегося в иную социально-экономическую эпоху, и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов страны в усло­виях ее включения в мировое разделение труда и жесткой экономиче­ской конкуренции;

  • образовательными потребностями молодых людей и их родите­лей и существующим спектром учебных предметов и уровнем овладе­ния ими в общеобразовательных школах;

  • многообразием склонностей и способностей учащихся и единообра­зием требований проектов единого образовательного стандарта;

  • требованиями системы высшего образования к качеству подго­товки абитуриентов и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования.

Одно из главных противоречий современного образования заключается в том, что оно стало массовым, охватывающим учащихся всех возрастов, уровней развития, способностей, интересов, индивидуальных особенностей, с одной стороны, и всё возрастающим требованием к индивидуализации обучения, личностно-ориентированного подхода, с другой стороны. Налицо рассогласование между декларацией личностно-ориентированного обучения и отсутствием надежных технологий обучения, методик диагностики личностных качеств. Педагогическая наука должна разработать и предложить учителю такой набор технологий обучения и воспитания, выбор из которых с учетом возможностей учителя и ученика гарантировал бы высокий уровень конечного результата образования.

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уров­нем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Вместо узкого специалиста, ориентирующегося только в своем узкопрофессиональном направлении, сейчас все чаще оказывается востребованным на рынке труда широко образованный, компетентный человек, уверенно ориентирующийся в различных сферах науки, техники и культуры, владеющий иностранным языком, информационными технологиями, экономическим мышлением. Специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, уметь и желать учиться и переучиваться.

Мир вступает в новую фазу развития, переходя от индустриального общества к постиндустриальному информационному. Это с необходимостью ставит задачу изменения и образовательной парадигмы. Уже очевидно, что системы образования, нацеленные на передачу молодому поколению фактических знаний и стандартных алгоритмов, в условиях доступности любой информации и мощных средств её обработки не отвечают современным требованиям. Нынешнее же общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности.

Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представления обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов. Встаёт задача оказания содействия человеку в определении и коррекции отношения к самому себе, окружающему миру, другим людям и к профессиональной деятельности.

Следует признать, что о полноценности аттестата зрелости, особенно в новых социально-экономических условиях России, можно говорить только тогда, когда выпускник девятого или одиннадцатого класса с помощью школы узнал и то, что он хочет, и то, что он может в профессиональном плане, когда проблематика труда становится для него актуальной. И кто как не учителя должны помочь школьникам сделать самим правильные выводы о том, как, каким образом и какой ценой выживать в условиях постоянного выбора, реализовать свои сущностные силы, сохранив уникальность своей индивидуальности, в приобретении профессии и/или ряда профессий.

1.2. Зарубежный опыт профильного обучения

Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формаль­но получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в ос­новной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь, к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обу­чаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущест­венно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию, то есть в основной школе.

В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором даст­ся предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всею учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.

Следует заметить, что вопрос о дифференциации обучения в сред­ней школе, или фуркации, как это принято было называть ранее, не нов, он имеет более чем столетнюю давность. Впервые фуркация была введена во Франции в 1852 году. В тради­ционной, унаследованной от прошлого системе образования, получили развитие школы, в которых преподавались классические языки, литера­тура и другие аспекты культурного наследия древнего мира и которые ввиду этого назывались «классическими школами», «грамматическими школами», или «гимназиями». Эти школы не готовили своих учеников ни к труду в развивающейся промышленности, ни к управлению ею. Их цель заключалась в том, чтобы дать образование, отвечавшее гумани­стическим идеалам эпохи Возрождения, и они не отвечали потребно­стям ни церкви, ни буржуазии.

События последующих двух столетий — буржуазные революции, та­кие, как Великая французская революция, и первые промышленные рево­люции, например, в Англии в начале XX века, — выхолостили в извест­ной степени гуманистическую направленность классических школ. Клас­сическое образование того времени было несовместимо с потребностью в «современном реальном» образовании, которое частично было введено в начальных школах. Однако средние школы, ориентированные на клас­сическое образование, продолжали существовать параллельно со сред­ними (реальными) школами, специализировавшимися в преподавании естественных наук и новых языков. В конце концов борьба, длившаяся практически на протяжении всего XIX столетия, привела к возникнове­нию нового типа средней общеобразовательной школы, сочетавшей классическое, естественнонаучное и' математическое образование. Эти школы получили разные названия, как новые, так и существовавшие ранее: грамматические школы, гимназии, колледжи, лицеи, средние школы, средние общеобразовательные школы и т.д.

В конце XIX века дети посещали начальную школу до 11 лет, при­чем последний год был решающим. На этом этапе происходил процесс отбора, позволяющий распределять их по разным типам школ: профес­сиональным — двух типов. Первый тип (школы ученичества) предна­значался для удовлетворения потребностей торговли и производства в индустриальном обществе. Второй тип (средние технические, коммер­ческие и др.) обеспечивали наряду с промышленностью и торговлей подготовку кадров для многочисленных государственных и частных учреждений. Эти школы считались тупиковыми, поскольку они не дава­ли общего образования. Существовал еще один тип школ, которые дава­ли общеобразовательную практическую подготовку с целью создания более «просвещенного» класса промышленных рабочих, мелких служа­щих, домохозяек и т.п. Они являлись продолжением начальных школ, но также не имели статуса средней школы. Наиболее строгие требова­ния предъявлялись к поступавшим в среднюю общеобразовательную школу. Курс обучения в них продолжался восемь лет. Они готовили учащихся не к труду, а к поступлению в университет. Отсюда их назва­ния «академические», «классические», «теоретические» и т.д.

В начале XX столетия существовали все упомянутые типы школ, в которых, имел место процесс дифференциации обучения. Их основными характерными чертами были следующие: отсутствие единообразия, дуализм (два основных учебных потока: общеобразовательный и профессионально-технический); отсутствие демократии (неодинаковые требо­вания в различных школах и неравные возможности для продолжения образования), отбор (по социальному положению).

Эти недостатки традиционной системы образования были подвергнуты резкой критике перед первой мировой войной и особенно - в период между войнами. Однако серьезно к этой критике стали относиться лишь спустя несколько десятилетий. Только в 70-х годах были приняты конкретные меры, которые привели к созданию новых систем образования, в том числе к введению основ дифференциации обучения.

К 70 годам XX века дифференциация среднего образования имела место в 33 государствах за рубежом. Фуркация применялась и в дореволюционной русской средней школе на протяжении 65 лет. Не удиви­тельно, что вопрос об основах дифференциации обучения постоянно вызывает интерес со стороны педагогической общественности и, в част­ности, к конкретным его формам в нашей стране и за рубежом.

Практически дифференциации в государствах за рубежом осущест­влялась двумя путями:

- или в виде создания различных типов средней общеобразова­тельной школы, не только отличающихся своими учебными планами, но и предоставляющих оканчивающим школу их разные возможности дальнейшего образования в высшей школе;

- или в виде разделения каждой школы на ряд отделений с особым учебным планом для каждого из них.

Первый вариант нашел отражение в средних школах Италии, ФРГ, Австрии, Бельгии, Дании, Швейцарии, Аргентине и др. Средние школы этих стран (гимназии, лицеи, коллежи) разделены на два типа: классиче­ские и реальные. В ФРГ — это гимназии классические, новых языков, естественно-математические и экономические. В Австрии, кроме клас­сических и реальных были созданы реальные училища и особые средние школы для девочек. В этих странах дифференциация осуществлялась на протяжении всего срока обучения в средней школе (от 4 до 9 лет).

Второй вариант нашел отражение в 20 государствах, в том числе в США, Японии, Индонезии. В Англии, Франции и Люксембурге были созданы как различные типы средних школ, так и разделение каждой из них на отделения или профили. В отмеченных государствах фуркация осуществлялась в течение различных сроков, с разным числом отделе­ний и имела неодинаковую степень ее углубленности. Сроки колебались от одного года до семи лет, а число отделений — от двух до семи.

В выпускном классе фуркация была введена в Тунисе и Доминиканской республике; в двух последних классах, соответственно, в Анг­лии, Израиле, Португалии, Мексике, Аргентине, Венесуэле, Бирме, Египте и др.; в трех старших классах в Швеции, Японии, Иране, Сирии и др.; в четырех старших классах в США, Канаде, отчасти в Японии (в классах без отрыва от производства). Через весь курс средней школы фуркация была введена в Индонезии (6 классов) и во Франции (7 лет).

Более половины государств создали в школах по два отделения. Как правило, это естественнонаучное, или естественно-математическое и гуманитарное отделения. Однако в Бирме в школах образовались техни­ческое и сельскохозяйственное отделения, на Филиппинах — академи­ческое и профессиональное; в Бразилии — классическое и реальное; в Аргентине — общеобразовательное и педагогическое; в Люксембурге в классических лицеях были созданы отделения древних и новых языков. В Англии получили развитие грамматические школы с тремя отде­лениями (с естественно-математическим, гуманитарным и экономиче­ским отделениями) и технические школы с отделениями: коммерческими, строительными и математическими. В Швеции в последних трех классах гимназий были введены три профиля с двумя потоками в каждом из них: латинский профиль с потоками математическим и биологи­ческим и общий профиль с потоками общественным и языковедческим (3 современных языка).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 16 марта 2010 г. в 1 часов на заседании диссертацион­ного со­вета Д 311.011.01 при ФГОУВПО «Волгоградская государственная ака­демия физической культуры» по адресу: 4 5, г.
  2. Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование Дополнительная специальность

    Методические указания
    Понятие популяция. Понятие биоцинозы и экосистемы и их функциональные компоненты. Трофическая специализация организмов. Автотрофы. Гетеротрофы. Продуценты, консументы, редуценты, как функциональные компоненты биоцинозов и экосистем.
  3. Николаева Светлана Николаевна Теория и методика экологического образования детей учебное пособие

    Учебное пособие
    Н 63 Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад школа колледж вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «14» ноября 2007г. в _15_ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.
  5. Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим

    Методические рекомендации
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Другие похожие документы..