Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
В отчетном периоде органы государственной власти Красноярского края и мэрия г. Красноярска совместно с выставочным оператором ЗАО выставочная компани...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится 24 ноября 2007 года в 1500 часов на заседании диссертационного совета Д 212.214.04 при Самарском государственном экономическом униве...полностью>>
'Документ'
Варіативна частина освітньо-професійної програми (ОПП) є нормативним документом Харківського державного технічного університету будівництва та архіте...полностью>>
'Документ'
Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол, необходимо увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтны...полностью>>

Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Общее заключение:________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Ф.И.О., должность рецензента

_________________________________________________________________________

Подпись ________________________ Дата:_________________________

Адреса педагогического опыта

ГОУСОШ №15

Элективные курсы:«Физика вокруг нас», «Основы генетики человека»,

«Начальный курс итальянского языка для учащихся 10-11 классов» (70ч)

«Астрономический калейдоскоп», «Рассвет английской литературы» 35 час. для учащихся 9-10 классов,«Общественно-политическая жизнь России в конце XIX- начале ХХ века, или российская интеллигенция накануне «великих потрясений»,«Язык делового человека»

ГОУ гимназия № 24 имени И.А. Крылова

Элективные курсы: «Технологии подготовки к ЕГЭ по английскому языку».

«Использование информационных технологий на уроках математики»

«Инновационные и традиционные методики в преподавании литературы»

«Цифровая фотография на уроках истории и культуры Санкт – Петербурга»

«Повседневная жизнь Великобритании».

ГОУ № 35

Элективные курсы: «Деловой английский 10-11 класс», «Техника и практика перевода», «Петербурговедение на английском языке», «Стилистика и культура речи», «Древнерусская литература», «От глубокой древности до пушкинской поры (древнерусская литература и литература XVIII века)»

ГОУ № 27

Элективные курсы: «Выбор профессии» (предпрофильная подготовка),

«Техника лабораторных работ в химико-экологических исследованиях».

4.5. Построение индивидуальных образовательных траекторий

В процессе реализации профильного обучения в общеобразовательной школе могут быть созданы реальные предпосылки для реализации личностно ориентированного учебного процесса. При этом построение индивидуальной образо­вательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возмож­ностей учеников, которые сами определяют направления и углубление в кон­кретной предметной области.

Школы вводят в учебный план избранные учащимися предметы или же предлагают другие варианты (если достаточного количества желающих изучать эти курсы не на­шлось). Это позволяет каждому ученику формировать свою индивиду­альную программу обучения на основе заданного, ограниченного набора базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов. Обучение ведется в группах со смешанным контингентом учащихся. Такая модель требует разработки новых принципов организации работы в группах, поскольку традиционная классно-урочно-предметная система не соответствует используемой технологии - (за ос­нову можно взять хорошо зарекомендовавшие себя в практике экспери­ментального обучения группы переменного состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету), использования лекционно-семинарских занятий и практикумов.

При составлении учебного плана профиля обучения следует опираться на рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Организация образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных планов и программ требует как его вариативного со­держания, так и вариативных методов, средств, форм. Индивидуальные образовательные планы и программы разрабатываются в соответствии с персональными жизненными целями и образовательными задачами обу­чающихся, которые конкретизируются в процессе диалога с самими обучающимися и их родителями.

Каждая такая программа разрабатывается на основе следующих критериев:

• обеспечение достижения и превышения обучающимся требований государственных образовательных стандартов по данной учебной дис­циплине;

• обеспечение в рамках данной программы развития функциональ­ной грамотности ученика;

• обеспечение педагогического сопровождения личностного роста обучающегося: потенциал данной программы в плане возможностей коррекции его мотивов, установок, личностных смыслов и т.п.

Индивидуальный образовательный план обучающегося разрабаты­вается педагогом-наставником (классным руководителем) и обучаю­щимся на определенный период (год или полугодие) и утверждается директором школы. Такой план включает 4 основных раздела.

1. Общеобразовательные дисциплины. Определяются стратегиче­ские задачи для данного старшеклассника по каждой образовательной дисциплине, подбираются учителя-предметники. Планируется общее количество часов по каждой дисциплине, в том числе - часов на груп­повые занятия в классе, индивидуальные и факультативные занятия, занятие вне школы (экскурсии, практикумы в различных учреждениях), подготовку проектов по предмету, самостоятельную работу воспитан­ника и т.п.

2. Дополнительное образование. Определяется профиль кружковых, клубных и секционных и т.п. занятий, посещаемых обучающимся, а также определяются педагоги. Формулируются стратегические задачи по дополнительному образованию. Планируется количество часов на разные формы образовательного процесса.

3. Консультации наставника и специалистов. Определяется профиль и персональный состав специалистов (психолог, логопед, социальный работник и т.п.), формулируются основные проблемы и соответствующие задачи, планируется необходимое количество часов для консультаций.

4. Участие в культурной и общественной жизни через организацию социально-значимой и личностно-ценностной деятельности. Определяются виды деятельности старшеклассника в данных сферах жизни школы (общества), ответственные педагоги, решаемые педагогические задачи, необходимые часы (для репетиций, заседаний, выступлений и т.п.).

Таким образом, образовательный план обучающегося, включающий четыре данных раздела, служит организационным механизмом обеспе­чения индивидуальной образовательной траектории, позволяет строить образовательный процесс в строгом соответствии с обозначенными выше критериями. Ресурс времени пребывания обучающегося в школе распределяется согласно данному плану, что позволяет выдвигать и обеспечивать определенные приоритеты на различных этапах образова­тельного процесса. Индивидуальный образовательный план, являясь обязательным к исполнению внутришкольным документом, гарантирует равнозначность всех сфер образовательной деятельности, преодолевая, таким образом, часто существующую в школьной практике дискрими­нацию внеурочных форм образовательного процесса.

Реализация индивидуальных образовательных планов и программ обучающихся обеспечиваются за счет выполнения ряда диагностиче­ских и проектных процедур:

1) психологической диагностики уровня подготовленности каждого обучающегося к соответствующему этапу образовательного процесса;

2) обеспечения индивидуального режима жизнедеятельности обу­чающегося;

3) разработка индивидуальных коррекционных программ.

Психологическая диагностика уровня подготовленности обучаю­щихся к соответствующему этапу образовательного процесса выявляет готовность каждого школьника к познавательной, трудовой, физической и другим видам деятельности на данном образовательном этапе. На ос­нове постоянного психологического мониторинга формируется банк данных, обеспечивающий эффективное психологическое сопровожде­ние каждого обучающегося на всех этапах образовательного процесса.

Индивидуальный режим жизнедеятельности образовательного про­цесса обеспечивается организацией высокой гибкости образовательной среды. Обучающимся предоставляется широкий спектр возможностей заниматься развивающей деятельности, связанной с удовлетворением их потребностей в реализации своих персональных интересов и склонно­стей в системе основного и дополнительного образования. Каждому обучающемуся обеспечиваются возможности выбора глубины изучения определенных предметных областей.

Проектирование индивидуальных режимов жизнедеятельности обучающихся осуществляется на основе диагностических данных об их здоровье, их физиологических и психофизиологических особенностях, интересах, склонностях и жизненных планах.

Разработка индивидуальных коррекционных программ позволяет при необходимости гибко и оперативно вносить соответствующие из­менения в организацию образовательной среды, ориентируясь на изме­нения, происходящие в развивающейся личности, отмеченные в резуль­тате диагностических процедур. В связи с разработкой индивидуальной коррекционной программы педагогами совместно со специалистами (психологами, дефектологами, логопедами и т.п.), а также с соответст­вующими сотрудниками школы и другими школьниками, осуществляет­ся организация специальной коррекционной образовательной микросре­ды для отдельных учеников. Для использования в коррекционной обра­зовательной микросреде разрабатываются специальные дидактические материалы.

В школе осуществляется интеграция общего среднего и дополни­тельного образования. Индивидуальные образовательные траектории через механизм индивидуальных режимов жизнедеятельности включа­ют в себя развивающие ресурсы, как общего среднего, так и дополни­тельного образования школьников.

В занятия по общеобразовательным дисциплинам включаются эле­менты содержания дополнительного образования, а также широко ис­пользуются методы и приемы, характерные для этого вида педагогиче­ской деятельности. В свою очередь, различные элементы общего обра­зования вплетаются в ткань процесса дополнительного образования. Специальное расписание занятий обеспечивает чередование общеобра­зовательных предметов и различных форм дополнительного образова­ния, направленных на формирование социального опыта.

Ведется методическая разработка межпредметных циклов темати­ческих занятий, объединяющих общие и дополнительное образование в единый учебно-воспитательный процесс. Такая интеграция позволяет достигать, с одной стороны — системности и фундаментальности, обес­печиваемых ресурсами общего образования, а с другой — поддерживает интерес к занятиям, делает их эмоционально насыщенными и безуслов­но работает на повышение функциональной грамотности обучающихся и на получение социального опыта на основе целенаправленных органи­зационной социально-значимой деятельности.

Адреса педагогического опыта

  • ГОУ СОШ № 4 с углубленным изучением французского языка имена Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт- Петербурга

  • ГОУ № 91 «Разработка и апробация модели индивидуальной образовательной программы для детей с ранним профессиональным самоопределением (учащихся Академии фигурного катания (СДЮШОР Фигурного катания))»

  • ГОУ СОШ № 302 «Организация профильного обучения средствами индивидуальных образовательных траекторий учащихся»

  • ГОУ СОШ № 464 «Организация профильного обучения средствами индивидуальных образовательных траекторий учащихся»

  • ГОУ гимназия № 295 Фрунзенского района

Внедрение программ индивидуального обучения особо одаренных учащихся, значительно опережающих по уровню развития своих сверстников. Удовлетворение потребности интеллектуально одаренных детей в признании своих способностей, что достигается как за счет их участия в конкурсах, олимпиадах, так и посредством выпуска гимназического альманаха творческих работ.

4.6. Требования к программам.

Учебная программа должна включать следующие структурные элементы:

1) Титульный лист.

2) Пояснительную записку.

3) Учебно-тематический план.

4) Содержание изучаемого курса.

5) Информационное обеспечение учебной программы.

Титульный лист программы включает:

– наименование образовательного учреждения, реализующего авторскую учебную программу;

– должность и Ф.И.О. ответственного работника образовательного учреждения, утвердившего образовательную программу;

– дату утверждения учебной программы;

– название учебной программы;

– возрастную категорию детей, на которых рассчитана учебная программа;

– срок реализации учебной программы;

– Ф.И.О., должность автора (авторов) учебной программы;

– название города, населенного пункта;

– год составления учебной программы.

Отсутствие единых государственных стандартов (нормативно закрепленных требований) на оформление учебных программ в известном смысле затрудняет установление, изучение и выполнение указанных требований авторами программ. Существующие стандарты лишь в той или иной степени отражают отдельные вопросы, связанные с требованиями к оформлению учебных программ. В наилучшей степени общие требования к оформлению письменных работ (точнее, их текстуальной части) отражают ГОСТ 29.115-88 «Оригиналы авторские и текстовые издательские», ГОСТ 2.106-96 ЕСКД «Текстовые документы», ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» (дата введения 01.07.1996).

В Санкт-Петербурге принят следующий вариант оформления учебной программы.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Государственное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № …..»

Согласовано Допущено

Директор НМЦ Председатель Президиума РЭС

………………… района ______________

_____________ФИО

«_____»_____________200.. г. Председатель секции по физике РЭС

______________

«____»______________200.. г.

Протокол №____ от «____»_____200..г.

Утверждаю

Директор средней школы № ….

______________......................

Протокол педсовета № ___

от «___»_____________200.. г.

ПРОГРАММА

Название программы (без кавычек)

(Учебный курс по выбору предпрофильной подготовки

для учащихся 9 класса)

Автор программы

Учитель …….школы № …..

_____________ФИО

«______» _______________200.. г.

САНКТ-ПЕТЕГБУРГ

200..г.

Введение (пояснительная записка) раскрывает:

– образовательную область и предмет изучения; функции данного учебного курса;

– новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса;

– цель и задачи учебной программы; специфику и значение для решения задач предпрофильной подготовки учащихся;

– отличительные особенности данной учебной программы от уже существующих в этой области;

– продолжительность реализации учебной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

– представление о требованиях к данному элективному курсу; о путях развертывания учебного материала и основных идей курса;

– общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения, формы и режим занятий;

– ожидаемые результаты;

– формы подведения итогов реализации учебной программы (возможно – выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Учебно-тематический план программы включает:

– перечень разделов, тем;

– количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;

– формы занятий, планируемые по каждой теме (урок, игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс и т.д.);

– формы подведения итогов по каждой теме.

Содержание изучаемого курса раскрывается через:

– краткое описание тем или разделов;

– краткую характеристику форм занятий по каждой теме;

– описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

Информационное обеспечение программы включает:

– список литературы (отдельно для учителя и учащихся)12;

– перечень Internet-ресурсов (URL-адрес, WEB-страницы);

– перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет).

Методические рекомендации по разработке программ элективных учебных предметов:

1. Программы элективных учебных предметов разрабатываются исходя из интересов учащихся, направления профилизации, материально-технического и дидактического обеспечения.

2. Цели новой программы выражаются в однозначных для понимания формулировках и учитывают:

– цели и процессы развития способностей, склонностей, интересов ученика;

– задачи учебной деятельности учащихся, определенные действующими планами, программами, уставом ОУ;

– ранее полученные знания учащимися;

– соответствующий профиль обучения и его концепции;

– требования, предъявляемые уставом ОУ;

– уровневую структуру курса;

– информационные и методические возможности отрасли знаний.

3. Программа должна отражать требования Закона «Об образовании», нормативные положения, рекомендации, концепции, существующие в регионе и Российской Федерации, и обеспечивать решение задач предпрофильной подготовки и профильного обучения.

4. Программа должна быть нацелена на:

– развитие любознательности как основы познавательной активности;

– развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;

– формирование творческого воображения;

– развитие коммуникативности;

– формирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся.

5. Программа должна обеспечивать:

– оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся;

– эмоционально-психологическое благополучие школьника;

– прикладную направленность знаний, умений, навыков;

– преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ;

– достаточность и соответствие требованиям вузов региона и страны;

– реализацию основных требований регионального компонента.

6. В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности (ученик - ученик; ученик - группа; ученик - учитель; учитель - группа; учитель - класс).

7. В программе не следует допускать:

– дублирования содержания базового предметного курса;

– противоречия программам, действующим в общеобразовательной школе и требованиям государственного стандарта.

Алгоритм разработки программы учебного курса13

1. Определение общих целей предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям предпрофильной подготовки и профильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике.

3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.

4. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала.

5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.

6. Определение соответствующих целям обучения методов раскрытия учебного материала.

7. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом.

8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.

Опыт разработки элективных курсов в ГОУ Санкт-Петербурга обобщен в следующих публикациях:

  • Предпрофильная подготовка и профильное обучение: иностранный язык: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Л.К.Никитина, И.В.Ларионова. – СПбАППО, 2005. – 108с.

  • Ценности отечественной духовной традиции в воспитании: Программы элективных курсов: Авт.-сост.: М.В. Захарченко, Т.А.Берсенева. - СПб.: СПбАППО,2006. – 100с. – (Петербургский опыт общего образования)

  • Предпрофильная подготовка: Элективные ориентационные курсы для 9-х классов общеобразовательной школы: гуманитарный цикл: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.И. Элиасберг. – СПб.: СПбАППО, 2005. – 86с. - (Петербургский опыт общего образования.)

  • Элективные курсы в предпрофильной подготовке: естественно-научное, математическое и технологическое образование: Методическое пособие / Под ред. И.Ю. Алексашиной / СПб.: СПбАППО, 2006. – 186с. - (Петербургский опыт общего образования.)

  • Элективные курсы в профильной подготовке: естаственно-научное, математическое и технологическое образование: Методическое пособие / Науч.ред. И.Ю.Алексашина; сост.И.Б. Мылова. – СПб.: АППО, 2007. – 276с. - (Петербургский опыт общего образования.)

  • Основы безопасности жизнедеятельности: теория и практика. Предпрофильная подготовка и профильное обучение: программы профильных и элективных курсов: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост.: Т.А. Берсенева, Т.В. Мельникова, А.М. Осокин. – СПб.: СПбАППО, 2007. – 276с. - (Петербургский опыт общего образования.)

  • Город, открываемый заново: Освоение культурного наследия: Петрбургская модель: научно-методический сборник/авт.-сост.: Л.М. Ванюшкина, Л.К. Ермолаева, Е.Н. Коробкова, А.Д. Рапопорт, Н.Г. Шейко; науч. Ред. Л.М. Ванюшкина; СПБАППО – СПб.: СМИО Пресс,2006. – 200с. - Об элективных культурологических курсах в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Примеры образовательных программ элективных культурологических курсов для 9-11 классов.

  • Маркина И.В. Курс «Основы издательской деятельности» // Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы /сост. Михайлова, А.К. Данилова. – СПб: СПбАППО, 2007. – 158с.

  • Константинова С.И. Интегрированный элективный курс «Прогулки по Невскому проспекту» на английском языке // Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы/сост. Михайлова, А.К. Данилова. – СПб: СПбАППО, 2007. – 158с. – (Приоритетные национальные проекты). – С. 175 – 179.

Вопросы для самоконтроля и ссылки на ответы

1. Перечислите подходы к содержанию образования. (См. стр. 55, п. 4.1.)

2. Назовите структурные элементы содержания образования в профильной школе. (См. стр. 57, п. 4.1., последний абзац)

3. Как формируется название профиля? (См. стр. 58 - 60, п. 4.2.)

4. Из каких компонентов состоит учебный план профильного класса, охарактеризуйте каждый из них. (См. стр. 60 - 63, п. 4.2. – 4.4.)

5. Охарактеризуйте базовые, профильные и элективные учебные предметы. (См. стр. 60 - 65, п. 4.2. – 4.4.)

6. Как можно организовать профильное обучение посредством индивидуальных образовательных траекторий учащихся? (См. стр. 67 – 72, п. 4.5.)

7. Перечислите требования ГОСТа к учебным программам. (См. стр. 73 – 74, п. 4.6.)

Задание для самостоятельной домашней работы

Используя таблицу 1 и рекомендации14 после нее, составьте учебный план профильного класса (название профиля придумайте сами).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 16 марта 2010 г. в 1 часов на заседании диссертацион­ного со­вета Д 311.011.01 при ФГОУВПО «Волгоградская государственная ака­демия физической культуры» по адресу: 4 5, г.
  2. Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование Дополнительная специальность

    Методические указания
    Понятие популяция. Понятие биоцинозы и экосистемы и их функциональные компоненты. Трофическая специализация организмов. Автотрофы. Гетеротрофы. Продуценты, консументы, редуценты, как функциональные компоненты биоцинозов и экосистем.
  3. Николаева Светлана Николаевна Теория и методика экологического образования детей учебное пособие

    Учебное пособие
    Н 63 Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад школа колледж вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «14» ноября 2007г. в _15_ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.
  5. Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим

    Методические рекомендации
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Другие похожие документы..