Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лабораторная работа'
Систему автоматического регулирования условно можно представить в виде объекта регулирования ( машина-двигатель ) и регулятора, замкнутых в единый ко...полностью>>
'Документ'
Известное высказывание В.О. Ключевского о том, что в России всегда были в почете реформы, а крестьянин как ходил в лаптях при Иване Грозном, так и пр...полностью>>
'Документ'
С точки зрения здравого смысла о каком-либо гостеприимстве не может быть и речи без удовлетворения первичных потребнос­тей человека — потребностей в ...полностью>>
'Документ'
Ухудшающаяся экологическая обстановка, несбалансированное питание, потребление в пищу геномодифицированных продуктов, возросшие стрессовые нагрузки с...полностью>>

Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕМА 4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Целевая установка: дать понятие об изменениях в содержании образования профильной школы, развить умения проектировать учебный план профильного класса, познакомить с организацией профильного обучения средствами индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

После изучения данной темы слушатели смогут:

- перечислить подходы к формированию содержания образования, источники и факторы формирования школьного образования, структурные элементы содержания образования в профильной школе;

- спроектировать учебный план профильного класса;

- охарактеризовать различия между базовыми, профильными и элективными учебными предметами;

- знать требования к программам учебных курсов;

- иметь представление о построении индивидуальных образовательных траекториях учащихся.

Рассматриваемые вопросы:

4.1. Подходы к формированию содержания образования. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Структурные элементы содержания образования в профильной школе

4.2. Учебный план профильного класса. Базовые учебные предметы. Новые учебные предметы

4.3. Профильные учебные предметы

4.4. Элективные учебные предметы

4.5. Построение индивидуальных образовательных траекторий

4.6. Требования к программам.

4.1. Подходы к формированию содержания образования. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Структурные элементы содержания образования в профильной школе

Содержание образования как педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности.

В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепции содержания образования.

Информационный подход трактует содержание образования как педагогически адаптированные основы наук, изучаемых в школе. Эта концепция направлена на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в обществе. Игнорируя развитие качеств личности, человек выступает как «производительная сила» в ряду средств производства.

Рецептивно-отражательный подход представляет содержание образования как совокупность знаний, умений и навыков, результат усвоения которых ученик должен применять в окружающем человека мире. Предполагается, что на этой основе, без анализа всего состава человеческой культуры, развития творческого начала личности, человек сможет адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры.

Конструктивно-деятельностный подход под содержанием образования понимает педагогически адаптированный социальный опыт человечества, изоморфный, то есть тождественный по структуре (не по объему) человеческой культуре во всей ее структурной полноте. Проявления этой концепции разнообразны и включают: отказ от авторитарного манипулирования учащимися, ориентацию на всестороннее развитие, освобождение творческой энергии каждого человека и развитие эмоционально-ценностных отношений. Мировоззренческая функция концепции заключается в усвоении и принятии школьниками системы общечеловеческих ценностей. В этом случае школьное образование, во-первых, готовит и адаптирует ученика к реальной жизни, во-вторых, позволяет активно действовать и преобразовывать окружающий мир.

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин дополняют содержание образования с позиции культуры как «педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры». В этом контексте содержание образования представляет собой цели обучения, выраженные педагогическим языком. Оно является фактором, обусловливающим обучение как систему, и выступает в четырех ролях – цели, средства обучения, объекта усвоения, результата обучения.

Состав содержания образования является педагогической интерпретацией поставленных обществом социальных целей образования, а частные педагогические цели выступают на каждом уровне как элементы состава содержания. Специфичны на каждом выделенном уровне будут и функции содержания образования, которые, в свою очередь, определяют его структуру.

Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса должны быть направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний, таким образом, из цели превращается в средство саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей.

Источниками формирования содержания школьного образования являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, сферы деятельности че­ловека или, точнее, виды деятельности.

Комплектование содержания образовательного материала осуществляется с учетом конкретно-исторических и пси­хологических требований, ценности и нужности для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств детской личности, а также учиты­вается требование индивидуально-личностного развития детей, их способностей, дарований и интересов.

В качестве факторов, которые влияют на отбор и форми­рование содержания школьного образования, выступают по­требности общества в образованных людях, цели, которые об­щество ставит перед общеобразовательной школой, реальные воз­можности процесса обучения; средние и оптимальные возмож­ности учащихся, а также потребности личности в образовании

Под содержанием образования в профильной школе понимают систему знаний, умений, навыков, черт творческой личности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которая формируется, исходя из социального заказа общества.

Четыре структурных элемента содержания образования в профильной школе:

- опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме способов ее осуществления - знаний;

- опыт репродуктивной деятельности, фиксированной в форме способов ее осущест­вления - умений и навыков;

- опыт творческой деятельности - в форме проблемных ситуаций;

- опыт эмоционально-ценностных отношений.

Адреса педагогического опыта

ГОУ СОШ № 225 Адмиралтейского района

«Организация предпрофильного и профильного обучения»

ГОУ СОШ № 564 Адмиралтейского р-на

«Развитие системы предпрофильной подготовки, профильного обучения за период 2005-08 гг.»

ГОУ СОШ № 305 «Возможности профильного обучения»

4.2. Учебный план профильного класса. Базовые учебные предметы. Новые учебные предметы

В пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312, написано: «Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования и учебным годам» (Вестник образования России. – 2004. – Апрель. – № 8. – С. 3-38, здесь и далее указаны страницы цитируемого источника).

В цитируемом документе, кроме базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования (с. 25-26), опубликованы примерные учебные планы для некоторые возможных профилей: физико-математического, физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, информационно-технологического, агротехнологического, индустриально-технологического, художественно-эстетического, оборонно-спортивного, а также для универсального (непрофильного) обучения (с. 26-38). Там же отмечается, что «представленные варианты учебных планов отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер».

В ряде школ с учетом потребностей обучающихся, возможностей школы, особенностей ме­стной образовательной сети вполне могут открываться и иные профили11. Для подобной специализации Концепцией профильного обучения предусмотрен и соответствующий резерв времени, отводимый на элективные курсы. Еще раз подчеркиваем, что названные учебные планы отдельных профилей являются примерными и имеют рекомендательный характер, а значит, школа вправе сама назвать профиль и сформировать учебный план для него.

Сотрудники Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, П.С. Лернер, В.П. Бондарев предлагают:

I. Профильное обучение на основе предметного принципа:

1. Гуманитарно-филологический профиль (языки и литература).

2.Социально-гуманитарный (историко-обществоведческий) профиль.

3. Физико-математический профиль.

4. Биолого-химический профиль.

5. Технико-технологический профиль (физика, технология, информатика).

II. Профильное обучение по уровням сложности.

III. Профильное обучение как подготовка к поступлению в вуз.

IV. Профильное обучение по сферам социально-трудовой деятельности (например: гуманитарный, технико-технологический, сервисный профили).

В соответствии с Концепцией профильного обучения, профили дифференцированного образования учащихся старшей ступени определяются школой с учетом:

1) реальных потребностей рынка труда данного экономического ре­гиона в квалифицированных кадрах соответствующего профиля;

2) реальных возможностей школы обеспечить качественную подго­товку старшеклассников по избранному профилю (наличие высокопро­фессиональных педагогических кадров, соответствующей учебно-материальной базы, наполняемость школы);

3) соответствия профиля дифференцированного образования инте­ресам, склонностям и способностям учащихся и запросам их родителей;

4) наличия возможностей кооперации старшей ступени школы с учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования.

Набор профилей определяется школой с таким расчетом, чтобы их использование наиболее полно обеспечивало профильную ориентацию и предпрофессиональную подготовку выпускников школ по всему спектру профессий, задействованных не только непосредственно в производстве, но и во всех сферах обслуживания населения данного экономического ре­гиона, а также в учебных заведениях, осуществляющих разноуровневую профессиональную подготовку квалифицированных кадров.

Принципы построения федерального базисного учебного плана для 10-11 классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы могут быть представлены в учебном плане образовательного учреждения и/или выбраны для изучения обучающимися либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных учебных предметов и учитывая нормативы времени, установленные СанПиНами, каждое образовательное учреждение вправе формировать собственный учебный план. Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности для организации одного или нескольких профилей.

Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми учебными предметами являются: «русский язык», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированный курс «обществознание (включая экономику и право)» для физико-математического, естественно-научного и технологического профилей, «естествознание» – для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей. Остальные базовые учебные предметы могут изучаться по выбору образовательного учреждения.

Адреса педагогического опыта

ГОУ школа № 29

  • Преподавание основ гражданского права в старших классах профильной школе

  • Особенности преподавания интегрированного курса по истории в старших классах профильной школы

  • Разработка предпрофильных элективных курсов (французский язык 9 класс)

  • Технология поиска и обработки информации (технология Ралли)

  • Методико-дидактическое обеспечение предпрофильных и профильных курсов (разработки на СД носителях)

ГОУ лицей № 299 «Новые учебные предметы»

4.3. Профильные учебные предметы

Профильные общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «физика», «химия», «биология» являются профильными курсами в естественно-научном профиле; «литература», «русский» и «иностранные языки» – в филологическом профиле; «обществоведение», «право», «экономика» и др. – в социально-экономическом профиле и т.д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана. Кроме того, в пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений РФ отмечается, что «при профильном обучении обучающийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае если предметы «математика», «русский язык», «литература», «история», входящие в инвариантную часть БУПа, изучаются на профильном уровне, то на базовом уровне эти предметы не изучаются» (Вестник образования России. – 2004. – Апрель. – № 8. – С. 20-21).

Если профильный учебный предмет называется традиционно: «математика», «физика», «химия», «биология», то нетрудно подобрать программу и учебники «повышенного» содержания. В случае, если профильный учебный предмет:

- является одной, более углубленно изучаемой, частью школьных предметов, например, «экономика», «программирование», «геология», «экология», «молекулярная биология», «основы биохимии», «химия нефти» и т.д.;

- называется нетрадиционно для школы, например, «основы агрономии», «основы животноводства», «электротехника», «радиотехника», «основы менеджмента», «основы геологоразведки», «технологии нефтепереработки» и т.д., то видимо, следует ориентироваться на государственный стандарт и программы начального, среднего и даже высшего профессионального образования. Это предусматривается в некоторых примерных учебных планах возможных профилей, приводимых в «Федеральном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с. 34-37).

Адреса педагогического опыта

ГОУ лицей № 150 Калининского района Опыт работы по образовательной программе основного и среднего общего образования, обеспечивающей дополнительную углубленную подготовку по предметам технического, естественнонаучного и социально-правового профиля (8-11 кл.)

ГОУ гимназия № 205, ГОУ школы 206, 189 «Гуманитарный профиль»

ГОУ школы № 214, 167, 309, 179 «Естественнонаучный профиль»

ГОУ школы № 308, 181 «Математический профиль»

ГОУ школы № 294, 80, 619 «Информационно-технологический профиль»

ГОУ школы № 215, 376, 612 «Экономический профиль»

ГОУ школы № 174, 190 «Художественно-эстетический, искусствоведческий профиль»

ГОУ школы № 301, 493 «Оборонно-спортивный профиль»

4.4. Элективные учебные предметы

Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные учебные предметы выполняют три основных функции, отмечается в пояснительной записке к федеральному базисному учебному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений РФ:

  1. являются «надстройкой» профильного учебного предмета;

  2. развивают содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету;

  3. способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Поскольку элективные курсы ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, то можно допустить определенную корректировку программы, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей, интересов и особенностей состава учащихся. Другая особенность программ элективных курсов в старшей школе заключается в том, что они жестко не определяют обязательный для изучения объем учебного материала, поскольку содержание итогового контроля (по возможности более интересного, необычного) определяется самим учителем. Темп изучения элективного курса может быть адекватен реально складывающейся ситуации: на чем-то задержались ввиду особого интереса учащихся, что-то рассмотрели бегло, а какой-то материал вовсе выпустили.

Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для 10-11 классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.

Научно-методической службой Санкт-Петербурга разработаны критерии разработки и оценки элективных курсов, которые являются ориентирами для авторов-разработчиков. Ознакомьтесь с этими документами.

Вопросник-помощник для написания программы элективного курса предпрофильной подготовки

Вопрос

1. Кому адресован?

2. Какие из задач предпрофильной подготовки он решает?

(«Цели курса»)

3. К какому типу курсов по выбору для предпрофильной подготовки относится?

4. На каком содержательном материале будет строиться данный курс?

5. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?

6. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового?

7. Какие виды деятельности учащихся возможны? Какие виды работ могут выполнить учащиеся?

8. Какие дополнительные образовательные результаты могут быть получены при изучении курса?

9. Что из перечисленного будет им предлагаться в режиме выбора?

10. Какие виды работ будут обязательными?

11. Какие виды работ будут зачетными?

12. Каковы критерии успешности и нормы оценивания?

13. Каковы формы итоговой аттестации?

14. Какие материалы по итогам изучения курса могут войти в портфолио?

15. В какой форме деятельность учащихся можно организовать?

16. Какие материальные и другие условия мне для этого потребуются?

Экспертная оценка программы элективного курса

Наименование программы: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Автор:_______________________________________________________________________________

Полное наименование образовательного учреждения _______________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Критерии оценки / баллы

0

1

2

3

Примечание

1

Степень новизны для учащегося

2

Мотивирующий потенциал программы

3

Развивающий потенциал программы

4

Реализация принципа учета возрастных особенностей и индивидуальных возможностей учащихся

5

Наличие здоровьесберегающих характеристик

6

Полнота содержания

7

Связность и систематичность изложенного материала

8

Адекватность методов обучения типу курсов

9

Степень контролируемости

10

Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов

11

Наличие в структуре программы необходимых разделов:

- пояснительная записка (с обязательным указанием вида элективного курса*, целеполагания, возможной формы оценки результатов освоения элективного курса, возможной формы итоговой аттестации учащихся по окончании курса);

- поурочно-тематического плана;

- описания возможной самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения курса

12

Наличие краткой аннотации, адресованной учащимся и их родителям (в первую очередь – для программы 9 классов).

Итого:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 16 марта 2010 г. в 1 часов на заседании диссертацион­ного со­вета Д 311.011.01 при ФГОУВПО «Волгоградская государственная ака­демия физической культуры» по адресу: 4 5, г.
  2. Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование Дополнительная специальность

    Методические указания
    Понятие популяция. Понятие биоцинозы и экосистемы и их функциональные компоненты. Трофическая специализация организмов. Автотрофы. Гетеротрофы. Продуценты, консументы, редуценты, как функциональные компоненты биоцинозов и экосистем.
  3. Николаева Светлана Николаевна Теория и методика экологического образования детей учебное пособие

    Учебное пособие
    Н 63 Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад школа колледж вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «14» ноября 2007г. в _15_ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.
  5. Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим

    Методические рекомендации
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Другие похожие документы..