Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Статья 37. Последствия подачи жалобы на решение таможенного органа, действия (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенный ...полностью>>
'Пояснительная записка'
Управление школой – многофакторный процесс, в котором определяющее значение имеют организационная структура, стратегии и технология управления, а так...полностью>>
'Программа'
1.Цели и задачи дисциплины: Основной целью дисциплины является приобретение студентами базовых знаний в области мировой экономики и международных экон...полностью>>
'Программа'
В реальной жизни не существует среднестатистического покупателя (потребителя), равно как нет рынка вообще, — имеются конкретные рынки, которые обязат...полностью>>

Е. А. Марковская Теория и методика о рганизации профильного обучения: Санкт-Петербургский опыт Учебное пособие

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

В Иране были созданы гуманитарные, естественнонаучные и мате­матические отделения. В Индонезии в VII—IX классах были определе­ны следующие профили: литературный, физико-математический и коммерческий, а в Х—XII классах — литературный, физико-математичес­кий и экономический.

В Японии наибольшее распространение получили четыре профиля: общеобразовательный, коммерческо-технический, торгового мореходства, иностранных языков. Во Франции в первых двух классах были введены два направления: классический и естественно-математический. В третьем классе на классическом отделении были введены еще два профиля (с древнегреческим языком и без него). В V—VI классах были введены уже 7—8 профилей с разным числом часов на языки, математи­ческие и естественнонаучные дисциплины; введено также техническое отделение. В VII выпускном классе, готовящем в вузы, три отделения: естественнонаучное, математическое и философское.

Особо следует отметить развитие профильного обучения в школах США. В I—III классах все предметы учебного плана являются обяза­тельными для всех учащихся. Параллельные классы комплектуются по «способностям» с большим и все нарастающим разрывом в объ­еме учебного материла различных потоков. В IX—XII классах был вве­ден элективный принцип, т.е. выбор предметов по системе «очков» (не менее 16 очков). В школах были введены профили: академический, го­товящий к поступлению в вузы, практический, готовящий к трудовой деятельности, и общий, дающий общеобразовательную подготовку в ограниченном объеме.

Практические профили были подразделены на сельскохозяйствен­ный, промышленный, торговый и домоводства. В состав 16 очков вошли общеобязательные предметы: предметы обязательные для данного про­филя и предметы по выбору. Общеобязательными предметами стали английский язык и литература, история США и граждановедение, физ­культура и гигиена, а также курс математики в IX классе, — все они в разном объеме и в зависимости от профиля. Остальные предметы изучаются по выбору1.

Такова общая картина дифференциации общего среднего образова­ния в зарубежных государствах в 70-х годах прошлого века. В ней отра­зилась сила традиций классического образования, недооценка значения естественных наук в системе общего образования.

Такие отделения, как академические, естественно-математические, гуманитарные, лингвистические и т.п. преследовали исключительно цель наилучшей подготовки к поступлению в соответствующие типы высших школ. А наличие в средних школах ряда стран отделений промышленных, технических, сельскохозяйственных, экономических, коммерческих, мореходства, домоводства отразило требование тех демокра­тических элементов, для которых высшая школа малодоступна и кото­рые были заинтересованы получить уже в средней школе определенную подготовку к практической деятельности.

Как свидетельствуют данные исследования, имея опыт фуркации на протяжении нескольких десятков лет, педагогика за рубежом не создала целостную теорию дифференциации обучения2.

1.3. Отечественный опыт профильного обучения

Российская школа накопила немалый опыт по дифференцирован­ному обучению учащихся. Каким же был опыт дифференциации общего среднего образования в дореволюционной России?

Первая попытка осуществления дифферен­циации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и к поступлению в специали­зированные учебные заведения).

По Уставу 1804 года учебный план гимназии носил энциклопедический характер. Затем по Уставу 1852 года были установлены 3 типа гимназии: с изучением греческого языка, с изучением законоведения. Их сменили, по Уставу 1864 года, несколько другие три типа гимназии: классическая с греческим и латинским языками, классическая с латин­ским языком, реальная. Разница между классическими и реальными гимназиями, помимо изучения древних языков, заключалась в объеме преподавания естествознания, которое в реальных гимназиях было уси­лено. Окончание реальной гимназии не давало права поступления в университет.

По уставу 1871 года единственным типом гимназии была признана классическая с латинским и греческим языками и 8-летним курсом обучения. На изучение древних языков в ней отводился 41 процент всего времени. Вместо реальных гимназий в 1872 году были организованы реальные училища с 6-летним курсом. V и VI классы разделялись на основное и коммерческое отделения. VII класс считался дополнитель­ным и имел общее, механико-техническое и химико-технологическое отделения; эти отделения были закрыты в 1889 году. Тогда же в реаль­ных училищах было усилено изучение новых языков, математики, фи­зики и естествознания, однако эти училища по-прежнему не давали пра­ва на поступление в университет, и лишь в начале XX века оканчивающие реальные училища получили доступ на физико-математические и медицинские факультеты университетов.

Кроме гимназий и реальных училищ, в течение XIX века под влиянием потребностей развивающейся промышленности и торговли сложился еще один тип средней школы — коммерческие училища.

В 1901 году в гимназиях было значительно сокращено изучение ла­тинского и греческого языков. Однако вплоть до революции их учебный план сохранил резко выраженный гуманитарный уклон: по плану 1914 года на математику, естествознание, физику и географию отводилось только 31 процентов времени, а химия вовсе не изучалась.

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-16 гг.: реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П.Н. Игнатьева. В проекте реформы средней школы, разработанной в 1915 году и не реализован­ной, предусматривалось в 4-7-х классах гимназии введение следующих направлений: новогума­нитарного (с одним языком), классического (с одним древним языком и одним новым), реального с двумя ветвями: математической и естествен­нонаучной (с изучением в них одного нового языка).

Дифференциация общего образования, как она отразилась в по­следних изданиях учебных планов гимназий, реальных и коммерческих училищ, проходит через весь курс обучения в них. Сопоставление учебных планов дает следующую степень дифференциации их: гимназия — 19,7 процентов, реальное училище — 11,8 процентов и коммерческое училище — 15,5 процентов. В номенклатуре их учебных предметов 10 являются общими; только в гимназии изучались 2 предмета: философ­ская пропедевтика (3 часа) и латинский язык (30 часов); только в ком­мерческом училище изучались особые курсы химии (7 часов), полити­ческой экономии (3,5 часов), товароведения (6 часов), бухгалтерии (9 часов) и ручного труда (9 часов).

Октябрьская революция положила начало новой системе образова­ния — социалистической, основой которой стала единая трудовая шко­ла, гимназии, реальные и коммерческие училища были лик­видированы. В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников про­свещения и было разработано «Положение о единой трудовой школе», предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени шкоды. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техниче­ское.

При разработке «Положения о единой трудовой школе РСФСР» в 1918 году все члены Государственной комиссии по просвещению были единодушны в том, что курс первых 7 лет обучения должен быть еди­ным для всех учащихся. В отношении же последних 2 лет (VIII и IX) петроградские члены комиссии внесли предложение о возможности полифуркации и соответствующий проект учебного плана для гуманитар­ного, естественно-математического и технического отделений. Боль­шинство членов Государственной комиссии отвергло это предложение и в «Положение» оно не вошло. Предлагаемая петроградцами дифферен­циация учебных планов выражалась в 15,6 процентах (10 часов) для гу­манитарного отделения, в 26 процентах (19 часов) для естественно-математического и в 28 процентах (21 час) для технического. Возникли упреки в их адрес по поводу того, что полифуркация напоминает клас­сические и реальные отделения старых школ. В декларации «Положе­ния» указывалось, что «понятие единой школы означает, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образова­ние одинаково, что все имеют право идти по лестнице до ее наивысших ступеней». В этих указаниях был заложен совсем иной смысл, чем в предложениях о фуркации, что и получило свое выражение в после­дующем развитии системы народного образования в нашей стране.

В 1934 г. ПК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР прини­мают постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР», предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы школы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему - отсутствие пре­емственности между единой средней школой и глубоко специализиро­ванными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной диффе­ренциации на старших ступенях обучения.

Академия педагогических наук в 1957 г, выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести диффе­ренциацию но трем направлениям: физико-математическому и техни­ческому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факульта­тивные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые постоянно развивались и существуют вплоть до настоящего времени.

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века в стране появились новые виды образовательных учреждений (лицеи, колледжи, гимназии), ориенти­рованные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успению существовали и развивались специализи­рованные (в известной мере, профильные) художественные, спортив­ные, музыкальные, коррекционные и др. школы. Этому процессу спо­собствовал закон 1992 года «Об образовании», закрепивший вариатив­ность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым и отечествен­ным тенденциям развития образования.

Вместе с тем, общеобразовательные учреждения углубленного об­разования (гимназии, лицеи, спецшколы) пока остаются малочислен­ными, они во многом малодоступны для большого числа школьников. Недостаточность широкой специализированной подготовки старше­классников содействует сохранению таких негативных явлений, как массовое репетиторство, отток старшеклассников из школ в подгото­вительные отделения и курсы вузов и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разреше­ние подобных социально-образовательных проблем.

1.4. Новые возможности профильного обучения

Система профильного обучения включает в себя целый ряд новых для российской школы педагогиче­ских идей. Их реализация в практике по существу приведет к коренному изменению учебно-воспитательного процесса, к построению новой системы школьного образования. Перечислим основные идеи профильного обучения, одни из них актуальны уже сейчас, другие окажутся востребованными в ближайшем будущем, третьи – отдаленная перспектива:

  • введение за счет школьного компонента краткосрочных 8 - 32-часовых курсов по выбору: предмет­ных, межпредметных и ориентационных в 9-х классах и 34 – 68-часовых элективных курсов;

  • введение профильных курсов даже нетрадиционных для школы, например, основы агрономии, основы геологоразведки, основы актерского мастерства и т.д. на основе стандартов профессионального образования;

  • использование в профильном обучении очно-заочных, дистанци­онных форм получения образования; организация индивидуальных образовательных маршрутов; обучение учащихся в малых группах; обучение в одной группе учащихся разных школ;

  • введение новой системы распределения времени прохождения курсов по выбору в 9 классе в течение учебной недели, четверти, года, при которой допускается, что учебная дисциплина не обязательно изучается по одному часу в неделю;

  • введение активных методов преподавания курсов по выбору (учебные практики, практикумы, исследовательская деятельность, защиты проектов, моделирование, экскурсии (в том числе виртуальные), тренинги, дискуссии, дебаты и т.д.);

  • проведение эвристических и профессиональных проб3 для учащихся, позволяю­щих им точнее определиться в выборе профиля образования, а в дальнейшем профессии;

  • прохождение всеми учащимися курса обучения, раскрывающего сущность, смысл и ценность профессиональной деятельности человека (например, «Твоя профессиональная карьера», «Планирование профессиональной карьеры», «Слагаемые выбора профиля обучения», «Ценности и смыслы профессиональной карьеры»). Например: Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.;

  • введение накопительной оценки учебных достижений учащихся по типу «портфолио», его использование в выстраивании рейтинга достижений учащихся;

  • зачисление в 10-й профильный класс на основе решения муници­пальной экзаменационной комиссии, учитывающей «весомость» достижений «портфолио» ученика;

  • построение образовательных сетей разного уровня (муниципальных, районных, микрорайонных и т.д.)

  • проведение обучения вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальных и межмуниципальных образовательных сетей, ресурсных образовательных центрах, МУКах и т.д.;

  • проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий с учащимися, позволяющих использовать ресурс «портфолио»;

  • переход на независимую от школы и школьного учителя оценку учеб­ных достижений ученика, выставляемую внешними экспертами и подтвержда­емую документально.

Объединение всех идей в одном процессе образует принципиально новую педагогическую систему образования. Эта система должна создать условия для самоопределения школьников: обеспечить возможность для осуществления про­б; предоставить право самостоятельно выбрать профиль обучения; сформи­ровать готовность нести ответственность за сделанный выбор4.

Опыт Санкт-Петербурга по модернизации образования в направлении развития системы предпрофильной подготовки и профильного обучения опубликован в следующих пособиях:

  • Адреса передового педагогического опыта: петербургские школы в приоритетном национальном проекте «Образование» / Сост. И.В. Муштавинская, Н.Н. Михайлова, А.К. Данилова. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 55с.

  • Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: опыт, достижения, проблемы / Сост. Михайлова, А.К. Данилова. – СПб: СПбАППО, 2007. – 158с.

  • Петербургские педагоги в приоритетном национальном проекте «Образование»: достижения и проблемы / Сост. И.В. Муштавинская, Н.Н. Михайлов, А.К. Данилова. – СПбАППО, 2008. - 126с.

  • Петербургские школы в приоритетном национальном проекте «Образование» (Из опыта инновационной деятельности общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга) / Е.Н. Барышников, Э.В. Ванина, В.Н. Волков и др.; науч.ред. Е.Б. Спасская. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 66с.

  • Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения в условиях системных изменений: Монография / Под ред. И.В. Гришиной, С.В. Кривых. – СПб.: СПбАППО, 2007.- 306с.

Вопросы для самоконтроля и ссылки на ответы

1. Почему современное образование не удовлетворяет потребностям учеников и их родителей? (См. стр. 8 - 9, п. 1.1., абзац с 1 по 5)

2. В каких зарубежных странах реализуется профильное обучение? (См. стр. 10 - 16, п. 1.2.)

3. Внедрялось ли профильное обучение в нашей стране? В каких формах? (См. стр. 16 - 20, п. 1.3.)

4. Какие новые возможности в организации процесса обучения предлагает профильное обучение? (См. стр. 21 -23, п. 1.4.)

ТЕМА 2. ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Целевая установка: раскрыть методологические основы профильного обучения, изучить цели профильного обучения и прокомментировать их, познакомиться со стратегией развития профильного обучения, рассмотреть требования к педагогу профильной школы.

После изучения данной темы слушатели смогут:

- прокомментировать методологические основы профильного обучения;

- охарактеризовать цели профильного обучения;

- объяснить стратегию развития профильного обучения;

- определить требования к педагогу профильной школы.

Рассматриваемые вопросы:

2.1. Методологические основы профильного обучения

2.2. Цели профильного обучения

2.3. Стратегия развития профильного обучения

2.4. Требования к педагогу профильной школы

2.1. Методологические основы профильного обучения

Профильное обучение5 - средство дифференциации и индивидуа­лизации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются ин­тересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональны­ми интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Профильная же школа есть институциональная форма реализации этой цели, естественно форма основная, но не единственная. Вполне пер­спективными в отдельных случаях могут стать иные формы организа­ции профильного обучения, в том числе, например, выводящие реали­зацию соответствующих образовательных программ за стены отдельной школы. Общеобразовательные учреждения, участвующие в эксперименте, выступают не только как «полигоны», но и как партнеры в разработке (конструировании) нового в профильном обучении.

Профиль6 как та или иная комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемым базисным учебным планом (БУПом) (33 часа в неделю), и максимальным лимитам санитарной нагрузки (36 часов в неделю). Значит, учащимся предоставляется возможность с помощью комбинации базовых, профильных и элективных курсов выстроить индивиду­альную программу или так называемый индивидуальный маршрут получения полного среднего образования, который может позволить к окончанию учеб­ного заведения выйти с разным (но определяемым лично учащимся) уровнем подготовки - как минимальным, так и максимально возможным (углубленным либо расширенным).

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой Правительством РФ, предусматривается на старшей ступени общеобразовательной школы профильное обучение. Это один из видов дифференциации и индивидуализации обучения, форма орга­низации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья учащихся, создаются ус­ловия для развития учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями.

Каковы же методологические подходы7, стратегия, цели и задачи профильного обучения? Для начала разберемся с понятиями.

Среднее (полное) образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда … отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.).

Разработка и экспериментальная проверка организации профильно­го обучения школьников основывается на стратегии модернизации образования (индивидуализации и дифференциации образования, его личностной развивающей направленности, реализации деятельностного и компетентностного подходов, развитии коммуникативности, учете потребностей рынка труда и геоэкономического пространства региона).

Выбор учащимися профиля обучения является основой построения профильной школы. Однако реально этот выбор, в большей или мень­шей мере, навязывается школьникам, которые в силу возраста еще не являются субъектом самостоятельного принятия решения (П. Щедровицкий). Поэтому необходимо с первых дней обучения в школе приобщать учащихся к необходимости постоянного поиска и выбора своего пути. Именно для этого следует вводить в школах различные профильные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника. Вместе с тем определение профилей обучения осуществляется не только на основе познавательных интересов учащихся, но и с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учрежде­ния, структуры региональной образовательной системы, традиций и особенностей социокультурной среды.

Методологической основой построения концепции профильного обучения является гипотеза Л.С. Выготского о динамичном соотно­шении процессов обучения и развития, суть которой заключается в том, что процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими «зоны ближайшего развития». Существенный вклад в построение теории профильного обучения вносит теория развивающего обучения В.В. Давыдова, в соответствии с которой содержанием развивающего обучения являются теоретические знания, методом - организация совместной учебной деятельности школь­ников и педагогов, а продуктом развития - главные психические новообразования. В дальнейшем эти идеи развивались в работах Ш.А. Амонашвили, В.В. Рубцова, И.С. Якиманской и др.

Методологическую базу феномена саморазвития школьников в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения раскрывает формируемый новый подход в образовании - антропоэкологический (А.А. Макареня, С.В. Кривых, И.В. Иванов, Е.В. Бускина, А.Н. Макарчук), в основе которого лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика. Подход, основанный на глубоком знании человеческой природы (учет кризисов онтогенеза, возрастной физиологии и психологии, законов идентификации, самоутверждения, самореализации и саморазвития), на таком построении субъект-субъектных отношений, которые учитывают требования гуманистической концепции образования: толерантность, педагогическая поддержка, содеятельность и т.д. Подход, учитывающий когнитивные, перцептивные, креативные способности и возможности, обеспечивающий развитие всех сфер ребенка: физической, эмоциональной, интеллектуальной, духовно-нравственной, социальной и т.д. в соответствии с его задатками, интересами и желаниями, его индивидуальным темпом развития при сохранении здоровья школьника. Антропоэкологический подход к решению образовательных задач исходит из того, что человек есть высшая ценность и мера эффективности цивилизации как способа организации жизни людей и их сообщества («преуспевающее общество»).

2.2. Цели профильного обучения

Подходы к определению целей и задач профильного обучения имеют разнообразную трактовку.

I. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятая Министерством образования РФ от 18.07.02 № 2783, трактует цели профильного обучения так: «Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расши­ряются возможности выстраивания учеником собственной, индивиду­альной образовательной траектории».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат
    Защита диссертации состоится 16 марта 2010 г. в 1 часов на заседании диссертацион­ного со­вета Д 311.011.01 при ФГОУВПО «Волгоградская государственная ака­демия физической культуры» по адресу: 4 5, г.
  2. Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по дисциплине «Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой» для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование Дополнительная специальность

    Методические указания
    Понятие популяция. Понятие биоцинозы и экосистемы и их функциональные компоненты. Трофическая специализация организмов. Автотрофы. Гетеротрофы. Продуценты, консументы, редуценты, как функциональные компоненты биоцинозов и экосистем.
  3. Николаева Светлана Николаевна Теория и методика экологического образования детей учебное пособие

    Учебное пособие
    Н 63 Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад школа колледж вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «14» ноября 2007г. в _15_ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.
  5. Методика экологического образования Методические рекомендации к семинарским, практическим

    Методические рекомендации
    Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский педагогический колледж № 2»

Другие похожие документы..