Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диссертация'
Специальность: 05.18.01. – Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виног...полностью>>
'Документ'
Студенческая,11А   Аптека пр.Б.Хмельницкого   Аптека ул....полностью>>
'Документ'
Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспе...полностью>>
'Конкурс'
и имея капитанские погоны, я понимала, что с низкой зарплатой государственного чиновника не смогу обеспечить достойную жизнь моей семье и счастливое д...полностью>>

Книга по истории. В 2-х частях. Часть I. / А. А. Данилов М.: Владос, 1994. «История России XVII xix века» (1)

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ЛИТЕРАТУРА

  1. Россия и мир. Учебная книга по истории. В 2-х частях. Часть I. / А.А.Данилов - М.: Владос, 1994.

  2. «История России XVII - XIX века» В.И.Буганов, П.Н.Зырянов – М.: Просвещение, 2001.

  3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. – М.: Просвещение, 1989.

  4. «Российская средневековая цивилизация». Дубровский А.М., Михальченко С.И., Брянцев В.М. Брянск, БГПУ, 1995.

  5. «История Отечества в терминах и понятиях. Словарь-справочник» – Смоленск; Русич; Брянск: Курсив, 1999.

  6. «История России с древнейших времён до 1861 г.» - М.,1989.

  7. «История России с древнейших времен до 1861 года». Ред. Павленко Н.И. – М.: Высшая школа. 2001.

  8. Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 4-х кн. – Ростов-на-Дону: 1997.

  9. История России с древности до наших дней: пособие для поступающих в вузы / М.М.Горинов, А.А.Горский и др. – М.: Высшая шк., 1995.

Выпускается

на средства и возможности

комиссии дисциплин

социально-гуманитарного цикла


БРЯНСКИЙ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИМЕНИ П.Ф.ЛЕСГАФТА

КОМИССИЯ ДИСЦИПЛИН

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(часть II)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

X

VIII – XIX

ВЕКОВ

БРЯНСК 2003

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Петр I. Азовские походы. «Великое посольство». Северная война. Реформы.

  2. Начало эпохи «дворцовых переворотов». Екатерина I. Петр II. Анна Иоанновна.

  3. Россия в первой половине XVIII в. Елизавета Петровна.

  4. Эпоха «просвещенного абсолютизма». Екатерина II.

  5. Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

  6. Русская культура, наука и просвещение в XVIII в.

  7. Русская культура в XVIII в. Архитектура, живопись, скульптура, литература, музыка, театр.

  8. Россия на рубеже XVIII – XIX вв. Павел I. Александр I. М.М.Сперанский.

  9. Внешняя политика России в начале XIX в. Войны с Турцией, Ираном, Чечней, Швецией, Францией.

  10. Отечественная война 1812 г. и освободительный поход русской армии.

  11. Политическое и экономическое развитие России в начале XIX в. «Аракчеевщина».

  12. Образование тайных обществ в России. Восстание «декабристов».

  13. Правление Николая I. Внутренняя политика. Крестьянский вопрос.

  14. Споры о путях развития России. «Западники» и «славянофилы».

  15. Внешнеполитический курс Николая I.

  16. Русская культура в первой половине XIX в.

  17. Александр II. Отмена крепостного права.

  18. Александр II. Земская, судебная, военная, школьная реформы.

  19. Общественно-политические течения России во второй половине XIX в.

  20. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

  21. Контрреформаторский курс Александра III.

  22. Русская культура во второй половине XIX в.

  23. Литература.

Методическая разработка «Отечественная история XVIII - XIX веков». Брянский филиал Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П.Ф.Лесгафта.

Русская культура во второй половине XIX в.

Освободительные реформы 1860-70-х гг. направили течение русской духовной жизни в новое русло. Лозунгом времени стало просветительство, распространение знаний в массах. После 1861 г. встала на ноги и добилась крупных успехов система народных школ в России. Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%. Количество начальных школ выросло за пореформенный период примерно в 17 раз — к 1896 г. их было около 79 тыс. с 4000 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии и реальные училища. Возникли женские гимназии. К концу XIX в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся (примерно в шесть раз больше, чем в середине столетия) и около 200 женских средних учебных заведений.

Совершенствовалось высшее образование. Массы гимназистов, "реалистов", выпускников духовных семинарий каждый год пополняли студенческие ряды. Во второй половине XIX в. был основан ряд новых университетов — Варшавский, Новороссийский (в Одессе), Томский. Но больше внимания уделялось специальным высшим учебным заведениям. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в четыре с лишним раза, в них обучалось около 30 тыс. студентов.

Просвещение в пореформенную эпоху распространяли также библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, которые основывались земствами, комитетами грамотности и различными обществами. Во второй половине XIX в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей. Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека в Москве, Русский музей в Петербурге. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов. К 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Число типографий выросло за 50-90-е годы до 1300. Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. В России она несла особую нагрузку: ей приходилось восполнять (наряду с университетами, земствами, адвокатурой) отсутствие партий и парламента. Важной силой становились и газеты.

Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Ученик Соловьева В.О.Ключевский больше внимания уделял народной жизни, быту, социально-экономическим процессам. Он изложил результаты своих исследований в блестящем "Курсе русской истории".

Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины XIX в., колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы — о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.С.Лескова. В 80-е гг. начался творческий путь А.П.Чехова. Яркой чертой пореформенной литературы был реализм — стремление изобразить "правду жизни". Особенно отчетливо это проявилось в поэзии Н.А.Некрасова и сатирах М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он был представлен движением "передвижников", в музыке — кружком "Могучая кучка", в театре — драматургией А.Н.Островского почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Вершиной русской живописи стали полотна И.Е.Репина, в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе, интерес к истории, тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста"). Большую роль в художественной жизни России сыграли предприниматели-меценаты. В архитектуре шел поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества. Развивалась русская национальная музыкальная школа, основанная М.И.Глинкой. В Петербурге и Москве открылись первые русские консерватории.

Контрреформаторский курс Александра III.

После эпохи "Великих реформ" 1860-70-х гг. страна вступила в следующий период своей истории, получивший название "контрреформ". После гибели Александра II на трон взошел император Александр III (1881-1894). Нового царя не готовили с детства к престолу. Идеалами наследника были неограниченное самодержавие. В ближайшее окружение Александра III входили: редактор «Московских Ведомостей» М.Н.Катков и бывший преподаватель царя, ученый-юрист, обер-прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев. В 60-е годы и Катков, и Победоносцев с энтузиазмом готовили реформы, а к 80-м стали их яростными врагами. Оба советника Александра III желали искоренить нововведения 60-70-х годов. Но предлагали разные пути: Катков призывал к политико-административным переустройствам, Победоносцев больше надеялся на изменения в умах и душах людей, на усиление влияния церкви. У трона развернулась острая борьба. Сторонники реформ настаивали на созыве представительства, одобренного Александром II 1 марта, вдень своего убийства, но 29 апреля 1881 г. Александр III без совета с министрами утвердил Манифест "О незыблемости самодержавия", тайно составленный Победоносцевым. Сторонникам реформ пришлось подать в отставку. Преемником Лорис-Меликова стал граф Н.П.Игнатьев. В 1882 г. Игнатьев был заменен "министром борьбы" - известным противником общественных свобод Д.А.Толстым. При Александре III многие преобразования, проведенные правительством его отца, не только не получили дальнейшего развития, но были серьезно урезаны, а некоторые и прямо отменены. 1880-е гг. стали временем строгого полицейского надзора за обществом. На мнения Государственного совета Александр III часто не обращал внимания, принимая те меры, которые находил нужными.

Первые стеснения претерпели печать и просвещение. По "Временным правилам о печати" (1882) совещание четырех министров — внутренних дел, народного просвещения, юстиции и обер-прокурора Синода — могло закрыть любое издание, запретить неугодным лицам заниматься журналистикой. Университетский устав 1884 г. покончил с автономией высшей школы. Поступить в университет теперь нельзя было без полицейской справки о благонадежности; студенты должны были носить форму. Все студенческие организации безусловно запрещались; плата за обучение выросла вдвое. В 1887 г. министр народного просвещения издал так называемый "циркуляр о кухаркиных детях", запретив принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями".

В 1889 г. было издано "Положение об участковых земских начальниках". Земский начальник был для крестьян и администратором, и судьей в одном лице. Он мог смещать старост и отменять решения сходов, арестовать и оштрафовать крестьянина, наказать его розгами. С введением Положения о земских начальниках упразднялся выборный мировой суд. Городовое положение 1892 г. ввело высокий имущественный ценз, сократив круг избирателей в три-четыре раза, усилило контроль администрации за деятельностью городских дум.

Несменяемость судей была ограничена; круг лиц, из которых назначались присяжные, сузился; из ведения суда присяжных изъяли ряд дел. Министру юстиции разрешалось закрывать двери суда для публики.

Особым распоряжением правительства был запрещен журнал М.Е.Салтыкова-Щедрина "Отечественные записки". Строго преследовались церковные сочинения Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева, картины Н.Н.Ге, посвященные жизни Христа. Накануне четвертьвекового юбилея отмены крепостного права прессе приказали не упоминать об этой дате.

Современники по-разному оценивали 80-е - начало 90-х г. XIX в. Ломка недавно введенных установлений 60-70-х годов вносила разлад в русскую жизнь; всеохватная полицейская опека била не только по революционерам, но и по мирным либералам. При этом в приниженном, отгороженном от остальных сословий крестьянстве копилась социальная ненависть, прорвавшаяся наружу в годы революции. "Замораживая" старые устои в деревне, правительство в то же время всеми силами поощряло индустриальный прогресс: нарастал угрожающий разрыв между бурно растущей промышленностью и архаичным, малопроизводительным сельским хозяйством. В царствовании Александра III были завязаны многие узлы, которые пришлось распутывать его преемнику Николаю II.

Петр I.

Азовские походы. «Великое посольство». Северная война. Реформы.

Решительные преобразования в жизни страны были связаны с именем Петра I, которого современники и потомки назвали Петром Великим (1682-1725).

После смерти в 1682 г. бездетного царя Федора Алексеевича (1676-1682) началась борьба за престол между двумя боярскими группировками - Милославскими и Нарышкиными. Возможных кандидатов на престол было двое: пятнадцатилетний Иван, сын от первого брака царя Алексея Михайловича с М.Милославской и десятилетний Петр, сын царя от второго брака с Н.Нарышкиной. Милославские, возглавляемые царевной Софьей (дочерью М.Милославской), организовали стрелецкий мятеж. Они убили многих сторонников Нарышкиных, провозгласили Ивана Алексеевича "первым царем", а его младшего брата Петра - "вторым". В России наступил период своеобразного "двоецарствия", а реальная власть оказалась у энергичной и властолюбивой царевны Софьи. В 1689 г., используя верных ей стрельцов, Софья попыталась захватить всю власть. Но стрельцы перешли на сторону Петра. Царевна Софья была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь.

Вскоре Иван Алексеевич умер. Став единственным правителем, Петр окружил себя способными помощниками и специалистами. Историки выделяют три важных события, повлиявших на становление царя-реформатора. Это поездка в Архангельск в 1693-94 гг., после чего Петр полюбил флот и корабли. Вторым важным событием стали Азовские походы (1695-1696). Это была его первая военная школа. Третьим событием, стала длительная поездка за границу в составе "Великого посольства" (1697-1698), где Петр вел переговоры с правителями Голландии, Англии, Австрии, знакомился с кораблестроением, политической жизнью европейцев, нанимал специалистов. В ходе двух Азовских походов был завоеван г. Азов, благодаря чему Россия получила возможность выхода в Черное море, были созданы первые корабли и получен боевой опыт. Если первый поход (1695) окончился поражением, то второй (1696) – блестящей победой над Турцией. Однако Черное море, по сути, являлось внутреннем морем (узкие черноморские проливы и выход в мировой океан контролировала враждебная Турция). Поэтому стратегической задачей России становится обретение контроля над черноморскими проливами (для этого необходимо военное присутствие России на Балканах, то есть война с Турцией) и выход в Балтийское море (то есть свободный выход в Европу и мир).

Задачу поиска союзников в предполагаемой войне с Турцией и, одновременно, задачу обучения собственных и поиска иностранных специалистов должно было решить т.н. «Великое посольство» в Европу. Это многочисленная делегация из России, которая в конце XVII в. посещает ряд европейских государств. Петр I так же принимает участие в посольстве (тайно, под именем Петра Михайлова). В течение 1696 – 1698 гг. посольство посетило Голландию, Германию, Англию. После получения известий из России о произошедшем там стрелецком бунте, Петр возвращается в Москву, где жестоко расправляется с восставшими.

1 сентября 1700 г. начинается Северная война со Швецией (1700 – 1721). В начале русским силам сопутствовал успех, был взят штурмом г.Нарва. Однако затем талантливый шведский полководец король Карл XII (племянник Петра) разбивает русскую армию. Начинается долгое отступление. Одновременно идет реформирование армии и государства. В 1703 г. в устье р.Нева на Заячьем острове начинает возводиться крепость имени Петра и Павла (Петропавловская) и закладывается г.Санкт-Петербург – будущая столица и гордость России. Набираются и обучаются новые полки, с церквей снимаются колокола и переплавляются на пушки. В стране вводится множество налогов и сборов, что бы собрать средства на вооружение и строительство. Строятся крепости и судоверфи. На общественных работах трудится огромное количество населения. Все это стало залогом скорых блистательных побед России. 27 июня 1709 г. под Полтавой русские войска нанесли сокрушительное поражение армии Карла XII. Он бежит в Турцию, где при поддержке Франции, склоняет турецкого Султана начать войну против России. В результате Прутского похода 1711 г. русская армия терпит поражение, но и Турция предпочитает заключить мир.

В 1714 г. русский флот одерживает победу в сражении при мысе Гангут над шведской эскадрой; в 1716 г. в сражении при о.Гренгам над англичанами. В 1711 – 1721 гг. проведены ряд реформ в государственном управлении. Появились новые органы власти: Правительствующий Сенат (вместо Боярской Думы), Коллегии (вместо устаревших Приказов), Святейший Синод.

30 августа 1721 г. в г.Ништадт был заключен мир, по которому Россия получала побережье Балтийского моря, часть Карелии, Эстляндию (Эстонию), Лифляндию (Латвию). Отныне Россия становилась империей, а Петр I принял титул император.

Начало эпохи «дворцовых переворотов».

Екатерина I. Петр II. Анна Иоанновна.

После смерти Петра I (28 января 1725 г.), не назвавшего себе преемника, борьба за трон стала характерной чертой нескольких десятилетий, которые В.О.Ключевский назвал "эпохой дворцовых переворотов". За 37 лет от смерти Петра I до воцарения Екатерины II трон занимали шесть монархов, получивших престол в результате сложных дворцовых интриг или переворотов. Фактически страной правили не те, кто занимал трон, а те, кто находился у его подножия - вельможи и фавориты.

Крупной, почти решающей силой при определении политики стала гвардия - отборная, привилегированная часть российских войск. Гвардия использовалась для личной охраны императора, его семьи и для организации контроля за деятельностью различных учреждений, комплектовалась преимущественно дворянами. Гвардия активно вмешивалась в династические споры и тогда борьба за власть принимала форму дворцовых переворотов. Впервые в этой роли гвардия выступила сразу после смерти Петра. В 1722 г. Петр I издал Указ "Устав о наследовании престола", по которому император сам мог назначить себе наследника, исходя из интересов государства, но назвать преемника не успел. Вопрос о преемнике Петра I должен был решать Сенат, Синод и генералитет. Во время переговоров о наследнике престола между заинтересованными группировками знати в Зимний дворец были введены гвардейские офицеры, а на Дворцовой площади выстроены два гвардейских полка, вызванных Меншиковым и выразивших поддержку Екатерине, вдове императора. Так с помощью Преображенского и Семеновского дворянских гвардейских полков произошел в 1725 г. первый дворцовый переворот.

Екатерина I была возведена на престол (1725-1727), а фактическим правителем России стал Меньшиков. Представители старой знати были недовольны воцарением Екатерины и усилением влияния Меншикова. Чтобы обезопасить себя от столкновений с Сенатом, группа Меншикова императорским указом в феврале 1726 г. учредила Верховный Тайный совет под председательством Екатерины I. Из ведения Сената были изъяты три важнейших в государственной политике коллегии: иностранных дел, военная, адмиралтейская и переданы в непосредственное подчинение Верховному Тайному совету.

Однако в последние дни жизни Екатерина I подписала завещание, по которому на основании "Устава о наследовании престола" власть передавалась 12-летнему царевичу Петру Алексеевичу (сыну казненного царевича Алексея, внуку Петра I). Новый император Петр II (1727-1730) вступил на трон после смерти Екатерины I в мае 1727 г. До его совершеннолетия Россией должен был управлять Верховный Тайный совет, в составе которого произошли изменения. Осенью 1727 г. члены совета настроили против всевластного Меншикова юного императора - Меншиков был обвинен в государственной измене, лишен всех чинов, должностей и наград, арестован и выслан из Петербурга. В феврале 1728 г. Петр II короновался в Москве. Однако правил он недолго. 19 января 1730 г. Петр II скончался от оспы и снова встал вопрос о наследнике престола.

Верховный Тайный совет, обсуждая кандидатуры претендентов на трон, отказал в праве на престол дочери Петра I Елизавете. Старая боярская аристократия приняла решение передать престол дочери царя Ивана V - вдове герцога Курляндского, племяннице Петра I - Анне Иоанновне (1730 – 1740), подписавшей условия ("кондиции") ограничения ее власти: императрица не имела права начинать войну, заключать мир, вводить новые налоги, распоряжаться государственными финансами, раздавать земли, без разрешения Верховного Тайного совета. Однако в 1730 г. Анна Иоанновна разорвала "кондиции". Верховный Тайный совет был упразднен. Царствование императрицы Анны Иоанновны не оставило о себе доброй памяти у русского народа. Это была одна из самых мрачных страниц нашей истории, а самое темное в ней сама императрица. Наибольшее влияние на государственные дела имел фаворит императрицы Бирон, по имени которого все десятилетие ее царствования получило название "бироновщины". В 1740 г. умерла Анна Иоанновна. Наследником престола был объявлен сын ее племянницы Анны Леопольдовны - двухмесячный Иван Антонович (1740 – 1741), а регентом при нем императрица назначила своего фаворита Бирона. Но через месяц Бирон был арестован, а регентшей при царственном ребенке была провозглашена его мать Анна Леопольдовна.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Одним из главных направлений внешней политики России во второй половине XIX века являлось юго-восточное направление. Россия после поражения в Крымской войне оказалась в международной изоляции, так как Турция, Австрия, Англия и Франция являлись активными соперниками России.

В 1873 г. Россия, Австрия, Германия подписали «Союз трех императоров», оговаривающий вопросы взаимной обороны. В июле 1876 г. Сербия и Черногория объявила войну Турции. Россия опасалась открыто поддержать братьев-славян. Русские офицеры подвали в отставку и вступали в сербскую армию. В госпиталях Сербии и Черногории работали русские врачи и добровольцы.

В этих условиях, когда балканские народы терпели страшное поражение, а Турция отвергала все предложения европейских государств о мирном урегулировании, Россия в апреле 1877 г. объявила войну Османской империи (1877 – 1878). Военное министерство разработало план быстрой наступательной войны. Военные действия развернулись на двух театрах — Балканском и Закавказском. Основная часть русской армии осадила Плевну - сильную турецкую крепость в северной Болгарии. В конце июня русские овладели древней столицей Болгарии Тырново, а в июле 1877 г. захватили горный перевал Шипку — важнейший стратегический пункт на Балканах. Началось широкое наступление по всему театру военных действий. В 1878 г. русские войска вышли непосредственно на подступы к Константинополю. Военное поражение Турции стало очевидным.

В феврале 1878 г. в местечке Сан-Стефано, был подписан предварительный мирный договор. Его главное значение заключалось в обеспечении суверенности балканских народов. Независимость получили Сербия, Румыния и Черногория, ранее имевшие лишь автономию в пределах Турции. Болгария, Босния и Герцеговина, многие столетия томившиеся под османским игом, стали автономными княжествами. Сан-Стефанский договор фактически вывел из-под власти Турции все балканские народы. Россия получила южную Бессарабию, потерянную после Крымской войны, приобрела новые опорные пункты на Кавказе. Западные державы отказались признать условия Сан-Стефанского договора, потребовав его пересмотра и созыва международного конгресса. Россия, не готовая к новой общеевропейской войне и находящаяся в политической международной изоляции, была вынуждена уступить.

Летом 1878 г. в Берлине открылся конгресс, в котором приняли участие Россия, Турция (как две противоборствующие державы), а также Англия, Франция, Германия и Австро-Венгрия. Европейские государства, действуя единым фронтом, навязывали свою волю русскому правительству. На Берлинском конгрессе был подписан многосторонний трактат, значительно изменивший условия Сан-Стефанского мирного договора. Болгария была расчленена на две части. Автономию получила только северная Болгария, южная — оставалась под игом Турции. Территории Сербии, Черногории и Румынии были значительно сокращены. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину. Англия получила остров Кипр. Западные державы бесцеремонно воспользовались успехами русского оружия.

Человеком, который сделал многое для вывода России из международной изоляции, был министр иностранных дел А.М.Горчаков. Россия с его подачи поддержала стремление прусского канцлера Отто Бисмарка к объединению германских земель в начале 60-х гг. В свою очередь, Германия поддержала Россию в ее требованиях, направленных на возврат позиций на Черном море. На очередной конференции евродержав в Лондоне в 1881 г. требования России были удовлетворены.

На восточном направлении Россия продолжила расширение своих территорий в Средней Азии, подчинив к 80-м гг. Туркестанскую область, Бухарское и Хивинское ханства. Расширялась территория и на Дальнем Востоке. В 1858 г. подписан Айгуньский и в 1860 г. Пекинский договоры с Китаем. В 1875 г. подписан российско-японский договор, по которому Россия передавала Японии некоторые острова Курильской гряды взамен на японскую часть о. Сахалин.

В 1867 г., учитывая сложность освоения и желая укрепить дружественные отношения с США, Россия уступила Соединенным Штатам полуостров Аляску за 11 млн. рублей.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Книга по истории. В 2-х частях. Часть I. / А. А. Данилов М.: Владос, 1994. «История России XVII xix века» (2)

    Книга
    Методическая разработка «Отечественная история с древнейших времен до конца XVII века». Брянский филиал Санкт-Петербургской академии физической культуры и спорта имени П.
  2. А. А. Данилов М.: Владос, 1994. «История России XVII xix века» В. И. Буганов, П. Н. Зырянов М.: Просвещение, 2001. «История Отечества в терминах и понятиях. Словарь-справочник (2)

    Справочник
    Методическая разработка «Отечественная история XVIII - XIX веков». Брянский филиал Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П.
  3. А. А. Данилов М.: Владос, 1994. «История России XVII xix века» В. И. Буганов, П. Н. Зырянов М.: Просвещение, 2001. «История Отечества в терминах и понятиях. Словарь-справочник (1)

    Справочник
    Февральская революция 1917 года. Второе коалиционное правительство. Корниловский мятеж. Всероссийское Демократическое совещание. Третье коалиционное правительство.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  5. Рабочая программа по истории россии I. Организационно-методический раздел

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в проблемно-хронологическом плане. Основной целью преподавания данного курса является формирование у студентов научного подхода к изучению проблем отечественной истории, осознание самобытности исторического

Другие похожие документы..