Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Автоматизированная информационно-поисковая система - поисковая система, созданная на базе элек­тронно-вычислительной техники, предназначенная для авт...полностью>>
'Документ'
История средних веков: учебно-методические рекомендации для студентов очной и заочной формы обучения специальности 050401 «История с дополнительной сп...полностью>>
'Документ'
Исследовательский Фонд «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» сообщает о том, что 9-10 декабря 2008 года состоятся IV Свято-Филаретовс...полностью>>
'Документ'
«Формирование и развитие на базе РЭА им. Г.В. Плеханова системы специализированных классов, лицеев и т.п., обеспечивающих профессиональную ориентацию...полностью>>

Методические разработки адресуются руководителям, заведующим кафедрами, преподавателям, аспирантам, студентам. © Петров А. Ю., 2009 Содержание

Главная > Методические разработки
Сохрани ссылку в одной из сетей:

68

А.Ю.Петров

Построение технологической системы подготовки

руководителя образовательного учреждения к исследовательской деятельности

Нижний Новгород

2009

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Кафедра профессиональных педагогических технологий

А.Ю.Петров

Построение технологической системы подготовки

руководителя образовательного учреждения к исследовательской деятельности

Нижний Новгород

2009

ББК 74.04

У ДК 574
П - 30

П – 30 Петров А.Ю. Построение технологической системы подготовки руководителя образовательного учреждения к исследовательской деятельности: методические разработки. – Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2009. –64с.

В методических разработках представлена технологическая система подготовки руководителя образовательного учреждения к исследовательской деятельности. В ней обозначена генеральная цель исследования, принципы формирования у руководителя исследовательских умений и педагогические условия реализации процесса формирования умений исследовательской дея­тельности, названы этапы формирования исследовательских умений и планируемые содержательные результаты процесса, а также уровни, критерии и показатели сформированности умений исследовательской деятельности руководителя образовательного учреждения инновационного типа.

Методические разработки адресуются руководителям, заведующим кафедрами, преподавателям, аспирантам, студентам.

© Петров А.Ю., 2009

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4

Раздел 1. Концептуальные подходы к созданию системы исследовательской подготовки руководителя образовательного учреждения нового типа…………………………………………………………………………..7

Раздел 2. Моделирование процесса управления исследовательской подготовки руководителя образовательного учреждения……………..25

Раздел 3. Основные критерии эффективности исследовательской деятельности руководителя современной школы………………………………..50

Использованная литература…………………………………………….63

Введение

Концептуальные подходы к созданию системы исследовательской подготовки руководителя образовательного учреждения нового типа базируются на ряде закономерных оснований:

  1. При реализации экономической функции образования должны достигаться цели профессиональной подготовки на уровне субъекта профессиональной активности («работник-профи»), адаптированного к рыночной среде, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответ­ственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие профессионального человека и природы.

  2. При реализации социальной функции образования должны достигаться цели профессиональной подготовки на уровне субъекта социальной активности («личность»), освоения людьми социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений.

  1. В процессе реализации культурной функции образования достигаются цели развития ключевых способностей индивида как субъекта профессионального, социального и жизненного творчества через реализацию человеком, получающим образование, ресурса свободы, поля выбора, воз­можности инвестировать в себя.

  2. При реализации валеологической функции достигаются цели здоровьесбережения как гаранта профессиональной и социальной активности, творческого долголетия (в рыночной идеологии здоровье человека его капитал).

  3. Обобщенная модель управления исследовательской подготовки руководителя образовательного учреждения нового типа, рассмотренная применительно к каждой из функций образования, содержит показатели (структурно-функциональный инвариант): тип связей; структура и функции; тип
    регуляции; тип диагностики, отношение к феноменам.

  4. Особое внимание в данном разделе уделено профессиональному саморазвитию руководителя школы, это процесс развития индивидуального своеобразия субъекта профессиональной педагогической деятельности, обеспечивающий присвоение индивидуальных способов самоутверждения и самовыражения в профессиональной среде через профессиональный педагогический труд, в частности, через индивидуальный исследовательский стиль педагогической деятельности, на основе личностно-ориентированной
    методологической культуры педагога, профессионального сознания и рефлексивного профессионального мышления; реализуется как основное средство развития индивидуальности специалиста.

  5. Применительно к исследовательской подготовке руководителя критериальная система (перечень критериев) конкретизируется на уровне педагогической деятельности по разработке средств и технологий практики прикладных педагогических исследований, которая (в соответствии с со­держанием квалификационного стандарта педагогических работников) имеет уровневое строение: диагностическая деятельность; проектировочная деятельность; экспериментальная деятельность.

  6. Моделирование процесса управления исследовательской подготовки руководителя образовательного учреждения инновационного типа рассматривается как установление и изучение признаков, характеризующих состояние различных элементов педагогической системы и условий ее реализации (на всех уровнях); как прогнозирование возможных отклонений и предотвращения (путем педагогической коррекции) нарушения нормальных тенденций ее функционирования и развития нормативного диагностического эталона.

9.Критериями применения нормативного диагностического эталона являются:

а) включенность нормативного диагностического эталона в педагогическую систему в качестве ее составного элемента или непосредственно воздействующего фактора;

б) наличие целей педагогического оценивания изучаемого педагогического объекта или педагогического прогнозирования его развития и коррекции;

в) применение методик использования диагностического эталона, специально разработанных и адаптированных к конкретным условиям практики исследовательской деятельности.

10. В общем виде комплекс критериев эффективности ис­следовательской деятельности руководителя современной школы может быть представлен следующими компонентами: объект исследования (управления); постановка проблемы; формирование информации; формирование системного представления; выявление компонентов системы; построение функций исследователя (руководства); построение системы целей; определение необходимых ресурсов (базы исследования); задание сроков достижения целей (этапов); определение функций управления; распределение функций исполнения (на этапах); объект исследований (управления).

Раздел 1. Концептуальные подходы к созданию системы

исследовательской подготовки руководителя

образовательного учреждения нового типа.

Изучаемые в данном разделе концептуальные подходы к созданию системы исследовательской подготовки руководителя школы содержат традиционную, «типовую» структуру:

а) исходные основания (концептуальные идеи);

б) основные параметры (понятийные характеристики);

в) сущностное содержание (собственно концепция).

Концептуальные подходы, развиваемые нами базируются на комплексе следующих оснований:

1. Научно-теоретические, нормативные, научно-методические и эмпирические предпосылки реформирования региональной системы дополнительного профессионального образования.

Социально-исторические предпосылки. Они вызваны: сменой характера взаимодействия старшего и младшего поколений в освоении теоретического и практического опыта; гуманизацией отношений в социуме; формированием новых способов информационного обмена; формированием иного характера ментальных структур, сменой общественного сознания; повышением значимости креативных (творческих) характеристик в мышлении, поведении, отношениях людей; появлением глобальных проблем, объединяющих человечество.

В Челябинской области 22 высших государственных учебных заведения, 70 техникумов и колледжей, 22 гимназии, лицеи. Образовательный процесс кроме этого ведется в 22 негосударственных высших учебных заведе­ниях, 10 средних профессиональных и 80 учреждениях начального профессионального образования. По количеству студентов на 100 тысяч населения Челябинская область вплотную приблизилась к показателям ведущих западноевропейских стран. Молодежь Челябинской области занимает значительную часть населения и практически каж­дый четвертый житель — это молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет. Их них 80 тысяч юношей и девушек находятся в студенческих аудиториях и эти цифры по прогнозам специалистов будут расти.

Модернизация региональной системы ДПО (включая профессионально-педагогическое образование) является объективной потребностью, обоснована общими процессами модернизации общества, тенденцией перехода от существующего типа индустриального общества к обществу ин­формационного типа. В этом обществе процессы порождения и распространения профессионального знания стано­вятся ключевыми и в значительной степени опираются на развитие системы непрерывного образования.

Нормативно-правовые предпосылки. Развитие региональной системы ДПО опирается на современную нормативную базу, которая формировалась, начиная с 1992 года — с момента принятия базового Закона РФ «Об образовании».

Определяя образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Закон устанавливает необходимость создания условий для реализации предпосылок.

Опора на закон РФ «Об образовании» (новая редакция — январь 1996 г.) открывает для региональной системы непрерывного профессионального образования возможность постановки приоритетных целей исходя из комплекса функций профессионального образования: экономической, социаль­ной, культурной, валеологической, подтвержденных в Национальной доктрине образования (январь 2000 г.).

При реализации экономической функции образования должны достигаться цели профессиональной подготовки на уровне субъекта профессиональной активности («работник»), адаптированного к рыночной среде, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаи­модействие профессионального человека и природы.

При реализации социальной функции образования должны достигаться цели профессиональной переподготовки руководителя на уровне субъекта социальной активности («личность»), освоения людьми социальных навыков и ролей, развития культуры социального поведения граждан с учетом открытости общества, его быстрой информатизации, роста динамики изменений. Социальная функция образования направлена на социализацию личности в рыночной среде через формирование ценностей:

а) ответственности за собственное благосостояние через освоение людьми основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений;

б) социальной мобильности в обществе через освоение молодыми людьми возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения;

в) вхождения в глобализованный мир, в открытое информационное общество через установление в программах профессионального образования в качестве приоритетных образовательных областей определяющих коммуникативность, информатику, практические знания иностранного
языка, межкультурное взаимопонимание.

Научно-методические предпосылки. Модернизация региональной системы профессионального образования направлена с одной стороны, на удовлетворение профессиональных образовательных потребностей человека, с другой на эффективное воспроизводство, сохранение и развитие вы­сококвалифицированного персонала всех сфер общественного производства региональной экономики, культуры, государственного строительства самого субъекта Федерации.

Это предполагает обновление содержания непрерывного профессионального образования, а именно (3; 7; 16):

  1. элиминацию из учебных планов предметов и сведений, которые не являются фундаментом новых знаний и не будут востребованы в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности;

  2. расширение веса методов обучения, которые формируют навыки анализа информации, самообучения, самостоятельной работы учащихся и студентов;

  3. развитие вариативности профессионального образования;

  4. восстановление и укрепление связи профессионального образования с научными исследованиями и практикой;

  5. ликвидацию отставания от мировой практики в стандартах и качестве преподавания социальных наук и комплексной программе профессионального образования;

  1. включение в программы профессионального образования знании и базовых навыков, обеспечивающих активную социальную адаптацию: экономики, права, основ политической системы менеджмента, социологии;

  2. обеспечение рабочего знания минимум одного иностранного языка всеми выпускниками учреждений профессионального образования;

  3. увеличение открытого образования всех уровней не менее, чем на 25%, что предполагает подключение к системе Интернет всех профессиональных учебных заведений Челябинской области;

  4. переход на сопоставимую с мировой системой систему показателей качества и стандартов начального, средне­го и высшего профессионального образования.

Социально-экономические предпосылки. Они связаны с модернизацией системы финансирования как средства модернизации региональной системы профессионального образования, что должно обеспечить:

  1. доступность профессионального образования для различных социальных слоев и территориальных групп;

  2. расширение свободы выбора учащимися и студентами способов получения образования и его содержания;

  3. осуществление необходимых структурных сдвигов в региональной системе профессионального образования для его тесной увязки с требованиями рынка труда;

  4. обеспечение высокого качества профессиональных образовательных услуг;

  5. достижение непрерывности процесса образования по уровням: начальное, среднее, высшее профессиональное образование;

  6. модернизацию методов и технологий профессионального образования.

Эмпирические предпосылки. Они связаны с широкой разработкой и апробацией инновационных подходов к организации базового и профессионально-педагогического образования; с развитием в отечественном опыте идеи непрерывности профессионально-педагогического образования; с наличием фундаментальных трудов в области послевузовского и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; с широкой экспериментальной деятельностью в области профессио­нально-педагогического образования; с выявленными тенденциями развития сферы среднего профессионально-педагогического образования, позволяющими сделать достоверный прогноз.

Эмпирические предпосылки обусловлены также необходимостью:

а) упрочения статуса учреждения, входящего в систему
профессионально-педагогического образования;

б) регламентации его деятельности на организационно-правовой основе, отвечающей современной ситуации в профессиональном образовании;

в) упорядочения организационно-правовых отношений со смежными структурами непрерывного профессионального педагогического и инженерного образования;

г) действий в ответ на появление значительного количества лиц, желающих приобрести среднее профессиональное педагогическое образование и первую ступень высшего профессионального образования путем, альтернативным университетскому (вузовскому) образованию;

д) гарантированной социальной защиты педагогов, работающих в сфере профессионально-педагогического образования, от издержек рыночной экономики.

2. Ценностные основания подготовки руководителей школ к исследовательской деятельности:

а) утверждение приоритетов актуальных образовательных потребностей педагогических работников (преподавателей) и руководителей учреждений среднего профессионально-педагогического образования в повышении своей квалификации на уровне послевузовского профессионального обра­зования и развитии своего профессионализма в условиях модернизации региональной системы непрерывного профессионального образования;

б) утверждение приоритетов методологической культуры в воспитывающе-обучающей деятельности преподавателей; реализация в педагогическом творчестве критериев гуманизма, нормирующих и организующих подходы к профессионально-педагогическому образованию студентов колледжа средствамиразвития их профессионального сознания, способности придавать смысл педагогической реальности, внося в профессиональную деятельность и социум свою субъективность.

3. Основными идеями исследовательской подготовки пе­дагогических кадров, реализуемой на уровне педагогической системы, являются:

а) идея о необходимости изменения профессионально-ценностных ориентации преподавательских кадров от модели «формирующего» профессионально-педагогического образования к модели личностно ориентированного профессионально-педагогического образования;

б) идея соответствия внутренним закономерностям социально профессионального становления специалиста как субъекта личностно ориентированной профессионально-образовательной деятельности и профессионального развития, самопроектирования и самоосуществления личности в
профессиональной среде;

в) идея соответствия внешним нормам социально-профессионального становления специалиста, выраженным в требованиях профессионально-квалификационного стандарта для второй, первой и высшей квалификационных категорий, для которых, соответственно, про­фессионально значимы диагностическая, проектировочная деятельности и педагогическое исследование в форме эксперимента;

г) идея профессиональной самоактуализации в личностно ориентированном профессиональном образовании как движение «от внешне заданного ко внутренне принятому» при возрастающей значимости рефлексивных способностей субъекта профессионального труда и профессиональной ка­рьеры;

д) идея о возможности построения системы критериев мотивации профессионального развития, изменяющихся в соответствии с динамикой изменения ценностных ориентации и профессиональной рефлексии на разных этапах исследовательской подготовки преподавателей профессио­нально-педагогического колледжа.

Причем, отметим здесь, что идея получает развитие в рамках педагогической системы, предложенной Г.П. Щедровицким и соавт. (23) и обозначенной им как «Педагогическая сфера» (см. схема 1).

Анализ схемы 1 показывает: новые структурные компоненты преобразуют традиционную системы ДПО по таким уровням:

а) социальной среды («производство — потребление — клуб»);

б) совокупности социально фиксированных деятельностей, подлежащих усвоению и построению самим учащимся;

в) методической деятельности по конструированию приемов обучения, созданию учебных средств, разработке программ образования;


ОБУЧАЕМЫЙ -

учащийся

УЧИТЕЛЬ — решатель

педагогической задачи

в совокупности

используемых средств

Э — эталонная деятельность, выступающая как «содержание обучения», подлежащая усвоению обучаемым

Д — деятельность-продукт

как деятельность, которую должен уметь строить обучаемый по окончании процесса обучения (цель-результат)

П — продукты деятельности,

используемые как средства обучения (решения педагогической задачи)

ВС — вещественные средства обучения

ЗС — знаковые средства обучения

ОБУЧЕНИЕ — процесс трансляции знаний-умений

(деятельностей)

Схема 1. Применение системного полхода к анализу моделей педагогических систем: педагогическая система «Педагогическая сфера» по Г.П. Щедровицкому.

г) исследовательской деятельности руководителя образовательного учреждения инновационного типа.

4. Исходные сущностные характеристики исследуемого объекта (педагогической системы подготовки руководителя образовательного учреждения к исследовательской деятельности) определяются следующими основными понятиями:

а) непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров — особая конструктивная образовательная деятельность, преобразующая процессы профессионального становления в процессы профессионального развития, основанные на потребности самоактуализации, самопроектирования, самоосуществления личности;

б) субъект профессиональной образовательной деятельности — педагог как «интегральная субъектность» обладает сформированной в процессе непрерывного профессионального образования методологической культурой, развитыми способностями к постановке целей личностно ориен­тированного профессионального педагогического труда, к выбору способов и средств организации профессиональной педагогической деятельности и профессиональных взаимоотношений, а также субъективно включенный в процессы исследования профессионально-педагогической реальности;

в) профессиональное саморазвитие процесс развития индивидуального своеобразия субъекта профессиональной педагогической деятельности, обеспечивающий присвоение индивидуальных способов самоутверждения и самовыражения в профессиональной среде через профессиональный педагогический труд, в частности, через индивидуальный
исследовательский стиль педагогической деятельности, на основе личностно ориентированной методологической культуры педагога профессионального сознания и рефлексивного профессионального мышления; реализуется как основное средство развития индивидуальности специалиста;

г) методологическая культура руководителя образовательного учреждения — особая форма функционирования педагогического сознания, управляющая мышлением педагога и проявляющаяся в целеполагании, моделировании, поиска социально-педагогической реальности (субъектности, соавторства, ценностных ориентации, продуктивного диалога).

5. Основные психолого-педагогические закономерности, обеспечивающие основания педагогической системы подготовки руководителей школы к исследовательской деятельности:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 удк 338. 24(075. 8) Ббк 65. 290-2я73

    Учебно-методическое пособие
    Городнова, А.А. От эссе и реферата к курсовой, от выпускной квалификационной работы к диссертации: учебно-методическое пособие / А.А.Городнова. – Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2010.
  2. Положение о порядке выборов декана факультета и заведующего кафедрой 40 положение

    Документ
    2. ПОЛОЖЕНИЕОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАВ БРЯНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ АКАДЕМИКАИ.Г. ПЕТРОВСКОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ(КРЕДИТОВ) И БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ 72
  3. Отчет о работе базовых кафедр за 2008 год

    Публичный отчет
    В 2008 г. ЮНЦ РАН поддерживал работу 21 базовых кафедр: аквакультуры и водных биоресурсов Астраханского государственного технического ун-та (АГТУ); экономики развития региона (мировой экономики), регионоведения и международных отношений,
  4. Концепция развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет» (ГОУ ВПО ГАГУ) является высшим учебным заведением федерального подчинения, имеющим статус юридического лица.
  5. Одавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Москва, 19-20 ноября 2008г

    Документ
    Проблемы и перспективы преподавания социогуманитарных наук в технических вузах в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-методической конференции /(Москва, 19-20 ноября 2008г.

Другие похожие документы..