Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Работа выполнена в Учебно-научном Мезоамериканском центре им. Ю.В. Кнорозова Факультета истории, политологии и права Историко-архивного института ГОУ...полностью>>
'Литература'
Финансы – это совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов...полностью>>
'Документ'
Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязате...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Защита состоится «01» декабря 2011 г. в 12-00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 505.001.02 при ФГОБУВПО «Фи...полностью>>

Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 21 «Семейное право» Направление подготовки

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки РФ

Урюпинский филиал

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра правоведения

Утверждено

Рекомендовано

Ученым советом факультета

кафедрой правоведения

Протокол № __

Протокол № __

«___» ____________ 20__ г.

«___»____________ 20__ г.

Декан факультета __________

Зав. кафедрой ___________

Учебно-методический комплекс

по ОПД.Ф.21 «Семейное право»

Направление подготовки:

030500 «Юриспруденция»

Специальность:

030501 «Юриспруденция»

Урюпинск 2010г.

Автор-составитель учебно-методического комплекса:

кандидат юридических наук, доцент

Пеленицына Марина Валентиновна

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г., в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция», а также по специальности 030501 «Юриспруденция».

На направлении подготовки 030500 «Юриспруденция» данная дисциплина относится к циклу специальных дисциплин, на специальности 030501 «Юриспруденция» дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I

Рабочая программа учебной дисциплины……………………………………4

РАЗДЕЛ II

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов…………………………………………………………………………………..…20

2.1.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» для студента

2.2.что такое самостоятельная работа студента (срс)

2.3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (СРС) ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

2.4.ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРСКИМ (ПРАКТИЧЕСКИМ) ЗАНЯТИЯМ

2.5.РЕКОМЕДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕСТОВОЙ СИСТЕМОЙ КУРСА

2.6.Разъяснения по выполнению домашних заданий

2.7.РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ

2.8.Подготовка к экзамену, зачету

РАЗДЕЛ III

Учебно-методические материалы (УММ)……………………………………...34

3.1.Лекции

3.2.Семинары (тесты, практические задания, задачи)

Методические указания для преподавателей, ведущих практические, семинарские занятия по ведению дисциплины «Семейное право»

3.3.Словарь терминов

3.4.формы текущего, промежуточного, рубежного и итогового контроля

3.5.контрольные вопросы по каждой теме

3.6.Профессиональная практика

3.7.Курсовые и выпускные квалификационные работы

РАЗДЕЛ IV

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине…………………………………………………………….........................135

РАЗДЕЛ I

Министерство образования и науки РФ

Урюпинский филиал

ГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет социально-гуманитарных и экономических наук

Кафедра правоведения

Рабочая программа

по ОПД.Ф.21 «Семейное право»

Название направления подготовки / специальности

Форма обучения

Курс

Семестр

Юриспруденция

дневная (4 года)

3

5

дневная (5 лет)

3

5

заочная (6 лет)

3

6

заочная - на базе СПО (4 года)

2

4

заочная - на базе ВПО (4 года)

2

4

Урюпинск 2010 г.

Составитель рабочей программы:

кандидат юридических наук, доцент

Пеленицына Марина Валентиновна

Рабочая программа по дисциплине «Семейное право» составлена на основании Учебного плана по специальности 030501 «Юриспруденция», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 31 августа 2006г. (для дневной формы обучения); от 31 августа 2006г. (для заочной формы обучения); в соответствии с ГОС ВПО № 260 гум/сп от 27.03.2000г. по специальности 030501 «Юриспруденция», квалификация по ОКСО – Юрист; на основании Учебного плана по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 31 августа 2006г. (для дневной формы обучения); в соответствии с ГОС ВПО № 261 гум/бак от 27.03.2000г. по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция», степень – бакалавр «Юриспруденции».

1. цели и задачи учебной дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины.

Учебная программа курса «Семейное право» подготовлена с учетом положений Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 г., и предназначена для подготовки юристов. При подготовке программы учтены изменения, внесенные в брачно-семейное законодательство РФ с 1996 по 2008 гг., а также перспективы и основные направления его развития и совершенствования.

Семья – это сложное социальное явление. Как всякое социальное явление, она в конечном счете определяется экономической системой общества. Но на семейные отношения огромное влияние оказывают такие факторы, как мораль (нравственные нормы) и право (правовые нормы). Конечно, человеческие чувства – любовь, дружба, уважение не поддаются правовому регулированию, и далеко не все в семейных отношениях может быть определено правовыми нормами. Но неправильно было бы и преуменьшать роль права. Устанавливая определенные обязанности перед семьей, ее членами, предусматривая ответственность за невыполнение этих обязанностей, право воспитывает у граждан чувство долга перед семьей. Нормы семейного права должны быть направлены на обеспечение таких отношений между членами семьи, которые характерны для гражданского демократического общества, на установление правовых условий, максимально благоприятных в данных политических и социально-экономических условиях для укрепления семьи.

Основной целью курса является обеспечение профессиональной подготовки юристов, отвечающих современным квалификационным требованиям, в ходе многоаспектного изучения в теоретическом и практическом ключе вопросов регулирования семейных правоотношений.

При этом курс направлен преимущественно на изучение Семейного кодекса Российской Федерации и ознакомление студентов ВолГУ с основными отечественными школами, ведущими доктринами и их авторами. Однако в ходе курса рассматриваются и институты международного права иностранных государств, таких как Германия, Франция, Италия и др.

Реализация данной программы должна способствовать:

систематизации обширного материала;

получению студентами наиболее полных знаний по предмету и пробудить интерес к изучению данной дисциплины;

обеспечению теоретического обоснования практики работы предприятий и организаций, судов, нотариатов, органов Загса, органов опеки и попечительства;

формированию целостного представления по практическому изменению нормативного материала по семейному праву;

умению студентов ориентироваться в законодательстве и международных договорах, а также применять их нормы на практике.

Указанные выше цели достигаются в ходе чтения лекций и проведения семинарских занятий, а также посредством самостоятельной работы студентов.

1.2.Воспитательные цели дисциплины.

  • воспитание нравственных и моральных качеств; справедливого отношения к окружению в социальной реальности;

  • создание оптимальных условий для самореализации, самоопределения и нравственного самосовершенствования студентов;

  • развитие патриотических качеств и справедливого мировосприятия.

1.2 Задачи изучения дисциплины.

В процессе преподавания учебной дисциплины «Семейное право» и ее самостоятельного изучения студентами решаются следующие основные задачи:

Предоставление студентам такого объема многоаспектной информации о семейном праве, который является достаточным для соблюдения студентами требований к уровню освоения курса, приводящихся ниже;

Выработку у студентов навыков применения полученных ими теоретических знаний в их практической работе;

Обеспечение успешного использования студентами полученных знаний в судах;

Ознакомление студентов с методологией получения информации о различных аспектах семейного права России и иностранных государств, в том числе при помощи библиографии и современных технических средств (электронных баз данных и Интернета);

Способствовать выработке у студентов умения ориентироваться в сложных вопросах семейного права, самостоятельно анализировать различные возникающие в нем проблемы;

Преодоление студентами узконациональных и идеологизированных представлений о взаимодействии национальных правовых систем;

Поощрение стремления студентов к постановке актуальных вопросов в сфере семейного права и самостоятельному поиску ответов на них;

Выработку у студентов нацеленности на преодоление на практике недостатков современного российского семейного права, индетификации его насущных потребностей;

Понимание студентами места и соотношения семейного права с другими отраслями права, в особенности с гражданским правом, гражданско-процессуальным правом, международным частным правом, жилищном правом, земельным правом.

Выработка умений применения в практической деятельности полученных знаний и норм семейного права к решению конкретных задач в сфере брачно-семейных отношений;

Усвоение теоретических положений и норм семейного законодательства.

В результате изучения семейного права Российской Федерации студенты должны

знать:

действующие нормы семейного права о порядке и условиях заключения и прекращения брака, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей, алиментных обязательствах членов семьи; о формах устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, приемная семья);

уметь:

применять нормы семейного права в процессе работы по юридической специальности;

ознакомиться:

с практикой применения семейного законодательства судами, прокуратурой, органами опеки и попечительства, воспитательными учреждениями и другими государственными органами; перспективами и основными направлениями иностранного законодательства о браке и семье.

1.3. Взаимосвязь дисциплин.

Дисциплина «семейное право» тесно связана с гражданским правом, гражданско-процессуальным правом, международным частным правом, жилищном правом, земельным правом, трудовым правом, теорией государства и права, отсутствие знаний по перечисленным дисциплинам, крайне затрудняет преподавание семейного права. Оптимальным вариантов изучения семейного права является его преподавание на 3 курсе дневного отделения и 2,3 курс заочного отделения юридического факультета.

1.4. формы работы

Курс «Семейное право», изучаясь в качестве самостоятельного предмета. В соответствии с учебным планом данная дисциплина предлагается студентам II-III курса очной и заочной формы обучения в течение одного семестра в объёме 132 часов.

Обучение студентов строится на основе сочетания аудиторных занятий с самостоятельной работой. В понятие аудиторных занятий входят лекции, семинарские и практические занятия, консультации. В понятие самостоятельной работы – изучение нормативных актов и литературы по темам курса, выполнение контрольной работы, подготовка докладов и рефератов, решение задач, написание курсовых, дипломных работ.

Лекции по семейному праву представляются оптимальной формой донесения до студентов основных положений по вопросам отдельных тем, нормативных актов и дополнительной литературы по базовым вопросам курса. На лекции формируются основы для углублённого и дифференцированного освоения конкретной темы в рамках семинарского и практического занятия, а также при самостоятельной работе.

Не менее важное значение в плане освоения дисциплины «Семейное право», придается семинарским и практическим занятиям. Различные формы их проведения (коллоквиумы, открытые дискуссии, составление правовых документов, решение задач и др.) способствуют углублённому изучению предмета. Они призваны обучить студентов не только юридически грамотно излагать освоенный материал, работать с нормативными источниками, анализировать теоретические концепции по наиболее спорным вопросам семейного права и судебную практику, но и применять полученные знания при решении реальных задач.

В планах семинарских и практических занятий мы рекомендуем темы, обязательные для изучения. Каждая тема снабжена перечнем основных вопросов и списком дополнительной литературы. Помимо рассмотрения теоретических вопросов к семинарскому занятию предусмотрено решение задач и практических заданий. Решение этих упражнений должно быть развернутым, аргументированным, опирающимся на нормативные источники. Выполняется задачи и задания письменно и устно.

1.5. Виды контроля

В качестве форм контроля знаний используются устные опросы, проверка самостоятельных работ, внутри семестровые тест, контрольные работы и др.

А) В соответствии с учебным планом студенты очного отделения юридического факультета ВолГУ должны выполнить три модульных контрольных работ. Контрольная работа выполняется строго по вариантам.

В каждом варианте контрольной работы предложены по четыре задания. С первого по третье (теоретическое), предполагает изучение студентом норм семейного законодательства по изученным за этот период тем. На основе выполненного анализа должны быть отобраны и выписаны конкретные статьи СК РФ, иллюстрирующие указанные в заданиях положения. Четвертое задание проверочный тест по пройденным темам. Оформляется контрольная работа письменно (написана от руки чётким, разборчивым почерком). Оценивается работа: (по балловой системе за каждое правильное задание студент оценивается от 0-3 баллов).

Б) Контрольные работы, которые выполняют студенты-заочники. Эти работы является одним из обязательных видов межсессионных самостоятельной работой студента, призванных выработать у студентов навыки самостоятельной работы, научить пользоваться специальной литературой, правильно ориентироваться в нормативном материале и умело применять свои знания к конкретным ситуациям. Решения поставленных преподавателем задач должны быть полными, то есть должны быть даны ответы на все поставленные вопросы. При этом ответы должны быть аргументированными и обоснованными, сопровождаться ссылками на использованную литературу и нормативные акты. Для облегчения проверки желательно, чтобы в текст контрольной были переписаны условия задачи или поставленные в ней вопросы.

1.6. методика формирования результирующей оценки

успеваемость студентов оценивается по балльно-рейтинговой системе.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Юб

3 курс дневная форма обучения

Ю

3курс дневная форма обучения

ЮЗ

3 курс заочная форма обучения

ЮЗс

2 курс заочная форма обучения на базе СПО

ЮЗу

2 курс заочная форма обучения на базе ВПО

Всего аудиторных занятий, час

54

54

22

10

10

Лекции, час

36

36

14

10

10

Практические (семинарские) занятия, час

18

18

8

-

-

СРС, всего часов по учебному плану

78

78

110

122

122

Общая трудоемкость дисциплины

132

132

132

132

132

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен

зачет

зачет

зачет

2.2. Учебно-тематический план

2.2.1.для студентов дневной формы обучения

п/п

Название темы

Всего

часов

Лекции

Семин.

1

Понятие, предмет и метод семейного права. Семейное право как отрасль праваего структура и источники.

6

4

2

2

Понятие, структура и виды семейных правоотношений.

6

2

2

3

Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Основания и порядок признания брака недействительным.

6

4

2

Модульная контрольная №1

4

Понятие и основания прекращения брака.

4

2

2

5

Личные неимущественные правоотношения супругов, их виды. Имущественные правоотношения между супругами: понятие, значение и виды.

6

4

2

6

Правоотношения родителей и детей

6

4

2

Модульная контрольная №2

7

Алиментные обязательства

8

6

2

8

Выявление и устройства детей оставшихся без попечения родителей

6

4

2

9

Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

8

6

2

Модульная контрольная № 3

Итого

54

36

18

2.2.2. для студентов заочной формы обучения(6 лет)

п/п

Название темы

Всего

часов

Лекции

Семин.

1

Понятие, предмет и метод семейного права. Семейное право как отрасль праваего структура и источники.

2

2

-

2

Понятие, структура и виды семейных правоотношений.

2

2

-

3

Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Основания и порядок признания брака недействительным.

2

2

-

4

Понятие и основания прекращения брака.

2

2

-

5

Личные неимущественные правоотношения супругов, их виды. Имущественные правоотношения между супругами: понятие, значение и виды.

4

-

6

Правоотношения родителей и детей

2

-

-

7

Алиментные обязательства

-

-

-

8

Выявление и устройства детей оставшихся без попечения родителей

-

-

-

9

Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

-

-

-

Итого

14

8

-

2.2.3. для студентов заочной формы обучения(на базе СПО)

п/п

Название темы

Всего

часов

Лекции

Семин.

1

Понятие, предмет и метод семейного права. Семейное право как отрасль праваего структура и источники.

2

-

-

2

Понятие, структура и виды семейных правоотношений.

2

-

-

3

Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Основания и порядок признания брака недействительным.

2

-

-

4

Понятие и основания прекращения брака.

2

-

2

5

Личные неимущественные правоотношения супругов, их виды. Имущественные правоотношения между супругами: понятие, значение и виды.

-

-

-

6

Правоотношения родителей и детей

2

-

-

7

Алиментные обязательства

-

-

-

8

Выявление и устройства детей оставшихся без попечения родителей

-

-

-

9

Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

-

-

-

Итого

10

-

-

2.2.4. для студентов заочной формы обучения(на базе ВПО)

п/п

Название темы

Всего

часов

Лекции

Семин.

1

Понятие, предмет и метод семейного права. Семейное право как отрасль праваего структура и источники.

2

2

-

2

Понятие, структура и виды семейных правоотношений.

2

2

-

3

Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Основания и порядок признания брака недействительным.

2

-

-

4

Понятие и основания прекращения брака.

2

-

-

5

Личные неимущественные правоотношения супругов, их виды. Имущественные правоотношения между супругами: понятие, значение и виды.

2

-

-

6

Правоотношения родителей и детей

-

-

-

7

Алиментные обязательства

-

-

-

8

Выявление и устройства детей оставшихся без попечения родителей

-

-

-

9

Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

-

-

-

Итого

10

-

-



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 18 «Международное частное право» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международное частное право» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2009г.
  2. Учебно-методический комплекс по опд. Р. 6 «Прокурорский надзор в рф» Направление подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Прокурорский надзор» составлен на основании «Положения об учебно-методическом комплексе», утвержденного приказом ректора ГОУ ВПО ВолГУ от 7 апреля 2010г.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 07 Гражданское право для специальности 030501. 65 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с основной образовательной программой высшего профессионального образования по специальности 030501.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История древнего мира» для направления 050400 «социально-экономическое образование» Утвержден на заседании кафедры №

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и структура дисциплины истории древнего мира. Ее место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, в становлении ценностного отношения будущего учителя к достижениям Человечества, к духовным традициям
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Российское уголовно-процессуальное право»

    Учебно-методический комплекс
    У 91 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Российское уголовно-процессуальное право» : учебно-методическое пособие / Сост. С.И. Вершинина. – Тольятти : Тольяттинский государственный университет, 2008.

Другие похожие документы..