Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 031300 – «Дошкольная психология и педагогика». Относить...полностью>>
'Документ'
М.Ситтель: Добрый день, я - Мария Ситтель. В прямом эфире специальный проект телеканала «Россия» «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». Сегодн...полностью>>
'Документ'
Забезпечити належне фінансування заходів Державної програми покращення умов тримання засуджених та осіб, взятих під варту, на 2006 – 2010 роки, затве...полностью>>
'Методические указания'
Каждому студенту выдается один (с указанием номера варианта контрольной работы) вариант. Если не даны правильные ответы на 7-8 вопросов, может быть з...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины «неврологические основы логопедии» Специальность 050715 Логопедия

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ»

Специальность 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики

Составитель:

К.м.н., доцент С.В.Горшенева

Самара - 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I РАЗДЕЛ стр.

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………………………………5

3. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………………..6

4.Содержание дисциплины……………………………………………………………………...7

4.1.Учебно-тематический план дисциплины………………………………………………...7

4.2. Содержание разделов дисциплины……………………………………………………....8

4.3. Методические рекомендации к проведению практических занятий………………...12

4.3.1.Методические рекомендации для студентов (с перечнем заданий для самостоятельной работы по каждой теме)……………………………………………………13

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………….31

5.1. Рекомендованная литература…………………………………………………………..31

5.2. Средства обеспечения дисциплины……………………………………………………35

6. Содержание итогового и промежуточного контроля……………………………………..35

6.1. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации……………..35

6.2. Ситуационные задачи по отдельным темам дисциплины………………………………39

6.3. Рекомендации к проведению зачёта……………………………………………………...41

6.4. Вопросы к зачёту…………………………………………………………………………..41

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины…………………...43

8. Словарь терминов……………………………………………………………………………44

9. Приложение (презентации к лекциям и занятиям)………………………………………...47

II РАЗДЕЛ

Рабочая программа

I. РАЗДЕЛ

1. Пояснительная записка

Курс "Неврологические основы логопедии" является систем­но-научной основой ряда медико-педагогических дисциплин. Он базируется на полученных знаниях по курсам "Невропатология", "Анатомия, физиология и пато­логия органов слуха, зрения и речи", «Онтогенез речевой деятельности» и под­готавливает студентов к изучению таких дисциплин как "Психология речи", "Логопедия", «Логопедические технологии» и целого ряда других, изучаемых на старших курсах.

Курс «Неврологические основы логопедии» более глубоко и це­ленаправленно, по сравнению с "Невропатологией", изучает биосоциальные предпосылки формирования речи у ребенка в норме и патологии, мозговые механизмы реализации речи, а также синдромы речевых нарушений, обусловленные поражением нервной системы, что крайне важно в подготовке будущих логопедов. Знание предмета дает возможность буду­щему логопеду лучше представлять этиологические и патогенетические механизмы формирования речевого дефекта у ребенка с проблемами в развитии, что позволяет правильно выстраивать тактику коррекционной работы. В основу изучения курса положен принцип синдромного анализа, который позволяет определить структуру дефекта, установить локализацию очага поражения с учетом времени его возникновения и морфофизиологической зрелости нервной системы. Подобный подход к изучению курса поможет будущему дефектологу самостоятельно проводить анализ симптомокомплекса различных речевых нарушений у детей как органического, так и функционального генеза, и выстраивать тактику коррекционно-педагогической работы во взаимосвязи с лечебными мероприятиями.

Курс «Неврологические основы логопедии» является необходимым звеном в системе образовательного процесса при подготовке учителя – логопеда.

Целью данной дисциплины является систематизация знаний о мозговой организации речи и синдромах речевых расстройств, обусловленных различными неврологическими заболеваниями, а также освоение методов неврологического обследования больного с речевой патологией.

Программа курса «Неврологические основы логопедии» опирается на фундаментальные знания, получаемые студентами в следующих курсах: «Анатомия ЦНС», «Основы нейрофизиологии и ВНД», «Невропатология», «Логопедия», «Дизартрии» и другим смежным дисциплинам.

Задачи дисциплины.

1. Обучение:

  • знаниям принципов вертикальной мозговой организации речевого процесса, механизмов иннервации исполнительного речевого аппарата и синдромов речевых расстройств, обусловленных, как органическим поражением центральной нервной системы, так и функциональной недостаточностью; основных принципов клинического неврологического обследования больного с речевой патологией.

  • умениям использовать в своей практической деятельности методы клинического неврологического обследования больных с речевыми нарушениями для выявления признаков неврологической дисфункции или недостаточности, сопровождающей дизартрические, афазические и алалические нарушения речи; применять экспресс-схему неврологической диагностики дизартрий для установления её формы.

  • навыкам дифференциации неврологических симптомов при проведении приёмов клинического неврологического обследования и составления предварительного заключения.

2. Воспитание:

  • профессиональной культуры в организации и построении процесса восстановительного обучения с больными, имеющими речевые нарушения при локальных поражениях мозга и детьми с задержкой речевого и психического развития.

  • стремления к совершенствованию профессиональной компетенции в процессе работы с литературой, Интернет ресурсами и т.д.;

  • профессионального интереса к научно-практической деятельности и творческого подхода к ее организации.

3. Развитие:

  • профессиональной компетенции в русле гуманистических ценностных ориентаций;

  • профессионального мышления, познавательных способностей студентов;

  • коммуникативной компетентности и личностных качеств, необходимых учителю-логопеду для профессиональной деятельности.

В лекционном курсе рассматриваются вопросы иерархической, многоуровневой мозговой организации речи на примере концепции Н.А.Берштейна, формирование уровней мозговой регуляции в онтогенезе, механизмы иннервации исполнительного речевого аппарата и расстройства речи, обусловленные органическим поражением нервной системы. На практических занятиях рассматриваются вопросы неврологического подхода к диагностике речевых расстройств и осваиваются отдельные приёмы и методы, позволяющие отдифференцировать разнообразные формы речевых нарушений. Практические занятия могут проводиться как в аудиториях, так и в специальных учреждениях: в неврологических отделениях, медицинских реабилитационных центрах, ДОУ.

Целью самостоятельной работы является изучение студентами специальной литературы по заболеваниям нервной системы, сопровождающимися речевыми расстройствами у взрослых и детей, подготовка рефератов, развитие аналитико-синтетической деятельности в процессе обработки полученной информации и заполнения таблиц, апробирование полученных знаний в своей коррекционно-педагогической деятельности.

В программу включены контрольные вопросы и задания, нацеленные на углубленную самостоятельную работу студентов, дан список рекомендуемой литературы, предложена примерная тематика рефератов и перечень вопросов к зачёту.

Программой предусмотрена динамичная координация лекционных и практических занятий, гибкая система проверочных и контрольных работ, индивидуализация заданий для самостоятельной работы сту­дентов.

Курс рассчитан на 18 часов лекционных, 16 часов практических занятий; отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. Зачёт. Внутрисеместровая аттестация проводится в форме контрольных работ, решения ситуационных задач (коллоквиума, экспресс-опроса и т.д.).

Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов 4-го курса (8-й семестр) дневного отделения и студентов 5-го курса (10-й семестр) заочного отделения института коррекционной педагогики.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать основные понятия и термины, применяемые в неврологии для обозначения очаговых поражений нервной системы, этиологию, патогенез и клинико-неврологическую характеристику дизартрических и афазических речевых расстройств, принципы интегративного – медико-педагогического подхода, а также основные направления лечебных мероприятий в коррекции речевых расстройств.

Уметь анализировать специальную литературу по дисциплине, применять приёмы клинико-нейропсихологического обследования больных с разнообразными формами речевых нарушений, выделять ведущие неврологические признаки и формулировать предварительное заключение.

Владеть навыками дифференциальной диагностики речевых нарушений, обусловленных органической патологией нервной системы у взрослых и детей.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды занятий

Дневное

отделение

Заочное отделение

Общая трудоемкость

68

68

Аудиторные занятия

34

12

Лекции

18

6

Практические занятия (семинары)

16

6

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

34

56

Указать другие виды работы (если есть), в том числе курсовые проекты, рефераты

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачёт

Зачёт

4. Содержание дисциплины

4.1. Учебно-тематический план дисциплины

Наименование тем

Всего

часов

Аудиторная

работа

Самос-тоятель-ная

работа

лекции

практи-

ческие

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

ДО

ЗО

1. Мозговая организация речевого процесса. Функциональное значение коркового, подкоркового и стволового уровней регуляции.

11

10

4

2

2

2

5

6

2. Развитие различных отделов НС в онтогенезе как предпосылка формирования речевой и других форм ВПФ. Принцип гетерохронного развития н.с. и варианты асинхронии.

8

6

2

1

2

-

4

5

3. Центральные органические формы речевых нарушений. Дизартрии, как проявление расстройств иннервации речевого аппарата. Дизартрии, обусловленные центральным и периферическими парезами и параличами. Непаретичные формы дизартрии. Клинико-неврологическая характеристика стертых форм дизартрии, методы неврологической диагностики с применением экспресс схемы.

11

15

4

3

2

3

5

9

4. Клинико-неврологическая характеристика афазий. Принципиальное отличие от алалии. Клиническая характеристика афазических и других неврологических расстройств при локальных поражениях мозга. Методы обследования больных с афазией (клинико-неврологические).

9

9

2

-

2

1

5

8

5. Речевые нарушения при болезнях НС в детском возрасте. Характер речевых нарушений у детей с различными формами с ДЦП. Влияние патологических установочных рефлексов на звукопроизношение. Наследственные заболевания нервно-мышечной системы. Клинические проявления, характер речевых расстройств.

12

8

2

-

4

-

6

8

6. Минимальная мозговая дисфункция, как наиболее частый исход перинатальной патологии ЦНС. Характеристика неврологических и речевых расстройств.

4

4

1

-

-

-

3

4

7. Этиопатогенез заикания. Значение наследственной предраспо­ложенности к данной патологии. Характе­ристика и течение различных форм заикания. Сочетание заикания с другими видами речевой патологии.

7

8

2

-

2

-

3

8

8. Этиология и патогенез аграфии и дисграфия. Сочета­ние аграфии и дисграфии с речевыми нарушениями.

6

8

1

-

2

-

3

8

Всего:

68

68

18

6

16

6

34

56

4.2. Содержание разделов дисциплин.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Дизартрия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Дислалия, ринолалия, дизартрия: история, статистика, терминология, определение, классификация, формы и методика логопедического воздействия, эффективность, профилактика, специальные пособия, медицинское и общепедагогическое
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы медицинских знаний и здорового образа жизни» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Алалия. История, определение, статистика, этиология, механизмы нарушения, классификация, дифференциальная диагностика, динамика развития, обследование, принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины «обучение и воспитание дошкольников с ффн и онр» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    ДПП.Ф.02 Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины «логопедия. Афазия» Специальность 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Афазия. История, определение, статистика, нейролингвистический подход, причины и механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, речевые и неречевые нарушения, степень выраженности, прогноз, специфика обследования, принципы
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины «основы нейропсихологии» Специальности 050715 Логопедия

    Учебно-методический комплекс
    Функциональная организация мозга и психическая деятельность. Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приема, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля

Другие похожие документы..