Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
У світі існує широко розвинута атомна промисловість: це і виробництво атомних реакторів, різноманітного допоміжного устаткування, систем контролю і у...полностью>>
'Решение'
Вызвать интерес учащихся к произведению А. Грина, к проблеме выбора и ответствен­ности за выбранное решение, подготовить ребят к адекватному восприят...полностью>>
'Диссертация'
Защита состоится " " 2010 г. в часов на заседании Диссертационного Совета Д 212.232.65 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ...полностью>>
'Документ'
1. Целью дисциплины «Методы обработки и анализа социологической информации» является сформировать у бакалавров системное представление об исследовате...полностью>>

Рабочая программа учебной дисциплины философия Кафедра-разработчик

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

СОГЛАСОВАНО

Декан ГФ

________________ И.Е. Тимерманис

"____" ________ 2011 г.

УТВЕРЖДАЮ

Декан Гуманитарного факультета

_______________И.Е. Тимерманис

"___" ________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Философия

Кафедра-разработчик

«Философия»

Направление (специальность) подготовки

031600.62 «Реклама и связи с общественностью»

Наименование ООП

Профиль «Реклама и связи с общественностью по отраслям»

Профиль «Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Образовательный стандарт

Федеральный ГОС ВПО

Форма обучения

очная

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой СПТ

________________ И.Е. Тимерманис

"____" ________ 2011 г.

Соответствует ФГОС ВПО.
Утверждена

(протокол № 11 от 17 мая 2011 г.)
Зав. кафедрой «Философия»

_________________ В.П. Горюнов

Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали:

профессор, д.филос.н.

В.П. Горюнов

профессор, д.филос.н.

В.А. Гура

доцент, к.филос.н.

Н.А. Соколова

1. Цели, задачи и результаты изучения дисциплины

1.1. Цель изучения дисциплины

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Курс философии дает возможность студенту определить место своей профессиональной деятельности в общей структуре человеческой практики. Полученные в ходе его изучения навыки систематического, критического и самостоятельного мышления должны составить основу выработки системы принципов собственной профессиональной деятельности, ее ориентации в многоплановом и меняющемся мире.

1.2. Результаты обучения (компетенции) выпускника ООП, в формирование которых вносит вклад освоение дисциплины

Код

Результат обучения (компетенция) выпускника ООП

ОК-1

ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме

ОК-2

обладает умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь

ОК-6

владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач

ОК-8

умеет применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования

ОК-9

обладает способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях

ПК-10

способен обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, событий, процессов, делать выводы, давать аргументированные ответы

1.3. Планируемые результаты освоения дисциплины

В результате изучения курса «Философия» студент должен:

знать

- основные категории философии;

- базовые идеи и труды крупных мыслителей-философов;

- теории, концепции и модели, разработанные в рамках философии.

- особенности постановки и решения философских проблем;

уметь

- применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования;

- структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач;

- участвовать в работе международных семинаров, научно-теоретических и научно-практических конференций, в подготовке публикаций по теме своего исследования;

- выявлять сущность конкретных научно-познавательных, социально-политических и жизненных проблем.

владеть

- культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановкой целей и выбору путей их достижения;

- культурой устной и письменной речи;

- наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач;

- философской аргументацией в обосновании (критике) ценностных систем.

социально-личностные качества обучающегося:

творческая активность, способности общекультурного роста и целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, самостоятельность, коммуникативность, приверженность этическим и моральным ценностям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Согласно ФГОС ВПО направления 031600.62 «Реклама и связи с общественностью» «Философия» – дисциплина базовой части цикла Б1.

Дисциплину «Философия» студенты изучают во 2-м семестре (первый год обучения).

Изучение дисциплины опирается на знания, полученные студентами в ходе освоения материала школьной программы.

Результаты освоения дисциплины используются при изучении дисциплин Бакалавриата, в том числе, культурология, политология, религиоведение, история мировой литературы и искусства, концепции современного естествознания и др.

Кроме того, результаты изучения дисциплины используются в процессе обучения в Магистратуре для таких дисциплин, как философия науки и техники, методологические проблемы современной науки, основы научных исследований в профессиональной сфере.

Наряду с историей, политологией, социологией, культурологией и другими учебными дисциплинами философия выступает важным элементом в формировании гуманитарной составляющей в системе подготовки специалистов в области рекламы и связей с общественностью. Знания в области философии позволяют развивать у молодежи черты высокой гражданственности, активной жизненной позиции, коммуникативные качества, дают возможность целостно видеть современный мир, анализировать проблемы современного общества.

3. Распределение трудоёмкости освоения дисциплины по видам учебной работы и формы контроля

3.1. Виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоёмкость

Итого

2 семестр

ч/нед

ч/сем

ч/сем

Лекции (Л)

2

36

36

Лабораторные занятия (ЛЗ)

0

0

0

Практические занятия (ПЗ)

2

36

36

в том числе аудиторные занятия в интерактивной форме (ИФ)

18

18

Самостоятельная работа (СРС)

36

36

в том числе
творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСРС)

10

10

Экзамены (подготовка, сдача) (Э)

27

27

Общая трудоемкость:

4

135

135

3.2. Формы контроля

Формы контроля

Количество по семестрам

Итого

2 семестр

Текущий контроль

Контрольные работы (КРаб)

1

1

Коллоквиумы (Кк)

1

1

Расчетно-графические работы (РГР)

0

0

Рефераты (Реф)

0

0

Курсовые проекты (КП)

0

0

Курсовые работы (КР)

0

0

Промежуточная аттестация

Зачеты, (З)

0

0

Экзамены, (Э)

1

1

4. Содержание и результаты обучения

4.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

п/п

Разделы дисциплины

Л,

ач

ПЗ,

ач

СРС,

ач

1. Введение в философию

1.1.

Философия, ее предмет и место в культуре

2

2

2

2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии

2.1.

Возникновение философии. Философия древнего мира

2

2

2

2.2.

Философия Средневековья и Возрождения

2

2

2

2.3.

Формирование философии Нового времени

2

2

2

2.4.

Немецкий классический идеализм

2

2

2

2.5.

Неклассическая философия XIX века

2

2

2

2.6.

Основные направления и тенденции философии в XX веке

2

2

2

2.7.

Русская философия XIX–XX вв.

2

2

2

3. Философская онтология

3.1.

Бытие как проблема философии

2

2

2

3.2.

Философия развития

2

2

2

3.3.

Философия сознания

2

2

2

4. Гносеологические проблемы

4.1.

Теория познания

2

2

2

5. Философия и методология науки

5.1.

Философия науки

2

2

2

5.2.

Позитивизм и постпозитивизм

2

2

2

6. Социальная философия и философия истории

6.1.

Философия общества

2

2

2

6.2.

Динамика и типология исторического развития

2

2

2

7. Место человека в мире

7.1.

Философская антропология

2

2

2

8. PR и философия

8.1.

PR и "рекламный дискурс" как предметы размышлений современных философов

2

2

2

9. Экзамен

9.1.

Подготовка к экзамену

27

Итого по видам учебной работы:

36

36

63

Общая трудоёмкость освоения: ач / зет

135 / 3,5

4.2. Содержание разделов и результаты изучения дисциплины

Разделы дисциплины и их содержание

Результаты обучения

1. Введение в философию

1.1. Философия, ее предмет и место в культуре

Знание: Понятие мировоззрения. Предпосылки философии как теоретического мировоззрения. Соотношение философии и науки, религии, искусства, идеологии, мифа. Предметные области философии. Особенности онтологической, гносеологической, аксиологической проблематики. Основные типы философских ориентаций: материализм и идеализм, объективизм и субъективизм, агностицизм, сциентизм и антисциентизм. Функции философии.

Умение: Различать основные философские ориентации. Формулировать предметные области философствования.

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

2. Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

2.1. Возникновение философии. Философия древнего мира

Знание: Философия и миф. Своеобразие европейской и восточной философских традиций. Космоцентризм древнегреческой философии. Основные школы досократовской философии. Атомизм Демокрита. Проблемы причинности и необходимости. Наивно-материалистическое объяснение духовных явлений. Сократ и его метод. Объективный идеализм Платона. Платоновская модель идеального государства.

Философия Аристотеля. Материя и форма, учение о категориях бытия, создание формальной логики. Проблема жизненных ориентаций в античной философии. Кинизм, эпикурейство, стоицизм.

Умение: Формулировать основные признаки мифологического и теоретического мышления. Различать материалистическую и идеологическую направленность античных философских школ.

Философия Древнего Востока.

Философия досократиков.

Философия Сократа, Платона, Аристотеля.

Этические теории поздней античности.

2.2. Философия Средневековья и Возрождения

Знание: Место философии в духовной культуре Средневековья. Теоцентризм и догматизм как черты средневекового мышления. Понятия “Творения” и “Откровения”. Патристика: учение о Боге, мире и человеке. Средневековая схоластика. Особенности схоластической постановки и решения философских вопросов. Номинализм и реализм как способы понимания действительности. Гуманистический переворот Ренессанса. Антропоцентризм и пантеизм в понимании природы, общества и человека. Роль религиозной Реформации в изменении системы ценностей европейского общества. Протестантская этика.

Умение: Показать трансформацию основных философских понятий в рамках перехода от античной философии к средневековой. Оперировать основными концептами средневековой философии. Различать схоластический (догматический) и творческий образ мысли. Определить сущность гуманистического переворота Ренессанса.

Патристика и схоластика как направления средневековой философии.

От теоцентризма к антропоцентризму. Гуманистический переворот эпохи Возрождения.

2.3. Формирование философии Нового времени

Знание: Становление классического естествознания и изменение философской проблематики. Роль Ф. Бэкона и Р. Декарта в обосновании научного метода. Метафизический стиль мышления.

Понятие субстанции (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.Ф. Лейбниц). Гносеологическая проблематика в философии Нового времени. Дилемма сенсуализма и рационализма. Эволюция английского эмпиризма (сенсуализма) к субъективному идеализму (Д. Беркли) и агностицизму (Д. Юм). Философия Просвещения XVIII века. Просветительское понимание человека и общественного прогресса. Французский материализм. Проблемы необходимости и свободы, материального и духовного в рамках механистического и метафизического понимания мира.

Умение: Применять понятия монизма, дуализма, плюрализма при анализе проблемы субстанции. Раскрыть специфику сенсуализма и рационализма. Установить связь между формирующимся естествознанием и основными направлениями в философии Нового времени.

Дилемма рационализма и сенсуализма в философии Нового времени.

Предмет, метод и цель философствования рационалистов и сенсуалистов.

Философия эпохи Просвещения.

2.4. Немецкий классический идеализм

Знание: И. Кант как основоположник классической немецкой философии. Основные идеи кантовской гносеологии. Антиномичность мышления. “Чистый” и практический разум. Этика Канта, категорический императив. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля. Тождество бытия и мышления. Система и метод в философии Гегеля. Особенности гегелевской диалектики. Противоречие системы и метода как предпосылка разложения гегелевской школы.

Умение: Оперировать понятиями кантовской и гегелевской философии. Различать диалектический и метафизические способы мышления.

"Критическая" философия И. Канта.

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля.

2.5. Неклассическая философия XIX века

Знание: Основания разветвления философских направлений в послегегелевской философии. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Сциентистская тенденция. Особенности позитивизма и этапы его развития. Философия марксизма. Материалистическое понимание истории. Понятие практики и его роль в марксистской философии. Проблема сущности человека, тенденций и перспектив общественного развития.

Умение: Показать реальные основания формирования сциентистской и антропологической традиций в философии.

Специфика неклассического типа философствования. Основные темы и методы.

Философия жизни.

Позитивизм.

Марксизм.

2.6. Основные направления и тенденции философии в XX веке

Знание: Психоанализ и философия неофрейдизма. Фрейдизм о роли бессознательного в развитии культуры и общества. Экзистенциальная философия в XX веке. Уникальность человеческого бытия как философская проблема. Философская герменевтика. Проблема понимания. Эволюция философии науки в XX веке. Неопозитивистские и постпозитивистские модели развития науки. Особенности проблематики и способа философствования на рубеже XX–XXI веков. Постмодернизм.

Умение: Распознавать отражение в философии научных, социальных и духовных проблем XX века.

Психоанализ.

Экзистенциализм.

Герменевтика.

Дальнейшее развитие позитивизма.

Постмодернизм.

2.7. Русская философия XIX–XX вв.

Знание: Особенности становления и развития философии в России. Религиозно-этическая направленность русской философской мысли. Проблема места России во всемирно-историческом процессе. Славянофильство и западничество. Основные идеи философии всеединства (В.С. Соловьев). Русский космизм. Оценка смысла и направленности научно-технического прогресса Н.Ф. Федоровым, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским. Религиозно-экзистенциальная философия Н.А. Бердяева: проблемы свободы и творчества. Особенности восприятия и трактовки марксистской философии в России.

Умение: Определить основные категории русской философии и раскрыть ее связь с реальными социальными и духовными процессами.

  • Основные этапы и характерные черты отечественной философии.

  • Славянофильство и западничество: спор окончен?

  • Философия "Серебряного века".

  • Марксистская философия в СССР.

3. Философская онтология

3.1. Бытие как проблема философии

Знание: Понятие бытия. Формы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятие материального и идеального. Объективная и субъективная реальность. Философские и естественнонаучные представления о строении и свойствах материи. Философские и естественнонаучные концепции пространства и времени.

Умение: Применять онтологические категории для осмысления реальности, формулировать специфику человеческого бытия.

Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия.

3.2. Философия развития

Знание: Естественнонаучная, религиозная и философская картины мира. Понятия движения и развития. Диалектика как общая теория развития. Принципы диалектического понимания мира. Законы и категории диалектики. Динамические и статистические закономерности. Догматизм, релятивизм, софистика и эклектика как антиподы диалектики. Значение диалектического мышления для научной и практической деятельности. Разнонаправленность развития и синергетика. Проблема самоорганизации. Умение: Находить источники и причины развития явлений природы и общества. Творчески мыслить.

Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Идея развития в философии.

3.3. Философия сознания

Знание: Основные концепции происхождения и сущности сознания. Структурные элементы сознания и их взаимосвязь. Отражение как общеприродное свойство. Психика животных, отражение в “автоматах”, сознание человека. Сознание и мозг, мышление и язык. Структурные элементы сознания: чувственные и мыслительные процессы, образное и понятийное мышление, интуиция, воображение, воля, вера. Сознание, самосознание и личность. Общественное и индивидуальное сознание.

Умение: Различать понятия знания, сознания и самосознания. Давать интерпретацию материалистических и идеалистических концепций сознания.

Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

4. Гносеологические проблемы

4.1. Теория познания

Знание: Понятие знания в разных культурно-исторических и философских системах. Знание и незнание. Знание и мнение. Знание и вера. Структура субъектно-объектных отношений в познавательном процессе. Чувственное, рациональное и иррациональное в познании. Проблема интуиции. Проблема истины и ее критериев. Свойства истины. Истина и правда.

Умение: Применять методы познания в научной деятельности.

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

5. Философия и методология науки

5.1. Философия науки

Знание: Специфика научного познания. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Понятие научной рациональности. Структура научного познания, его методы и формы. Взаимосвязь эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного познания. Гносеологический статус прибора, модели. Рост научного знания. Эмпирические и внеэмпирические факторы развития науки. Наука и техника: взаимосвязь и взаимообусловленность. Проблема классификации наук.

Умение: Показать структуру научного знания, факторы и основные этапы его развития.

Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания.

5.2. Позитивизм и постпозитивизм

Знание: Основные положения махизма (эмпириокритицизма), неопозитивизма и постпозитивизма. Динамика научного знания. Научные, технические и научно-технические революции. Научные революции и смена типов рациональности. Проблема этики ученого.

Умение: показать историю науки в единстве ее эволюционных и революционных изменений.

Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

6. Социальная философия и философия

истории

6.1. Философия общества

Знание: Материальное и духовное в жизни общества, социальное и природное бытие. Понятия культуры и цивилизации. Общество и его структура. Сущность общественных отношений. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Личность и массы, свобода и необходимость.

Умение: Применять философские категории при анализе социальной реальности.

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе.

6.2. Динамика и типология исторического развития

Знание: Механизмы и закономерности протекания исторических процессов. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации. Глобальные проблемы современности. Насилие и ненасилие. Проблема направленности и смысла истории. Общественный прогресс и его критерии.

Умение: Распознавать случайное и необходимое (закономерное) в историческом процессе, видеть межцивилизационные и социальные противоречия, формулировать критерии общественного прогресса.

Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба. Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

7. Проблема человека в мире

7.1. Философская антропология

Знание: Природно-социальная двойственность человека. Природные и социальные факторы возникновения и развития человека. Роль ценностей в жизни человека и общества. Смысл жизни как интегральная базовая система ценностей. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Формирование и развитие личности. Проблема общественной нормативности. Свобода и ответственность.

Умение: Выделять социальные и духовные детерминанты гуманистического развития человека. Формулировать на концептуальном уровне проблему смысла жизни.

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.

8. PR и философия

8. PR и "рекламный дискурс" как предметы размышлений современных философов

Знание современных процессов, происходящих в обществе.

Понимание ответственности пред потребителями образов, создаваемых рекламой и PR-технологиями.

Представление о семиотике как теории знаковых систем.

Умение различать понятия знака и символа, означающего и означаемого, текста и контекста, коммуникации и общения.

Г. Маркузе об "одномерном человеке".

Р. Барт о неомифологическом мышлении.

Г. Дебор об "обществе спектакля".

Ж. Делёз о симулякре.

Ж. Бодрийяр о "символическом обмене", виртуализации, обществе потребления.

9. Экзамен

9. Подготовка к экзамену

Работа с литературой, анализ источников, подготовка по экзаменационным вопросам, структурирование информации.

Знание основных категорий философии. Знание об основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования.

Овладение базовыми принципами и приемами философского познания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочей программы учебной дисциплины философия уровень основной образовательной программы (1)

    Документ
    Целями освоения дисциплины «Философия» являются: усвоение студентами основного понятийного аппарата философии, развитие теоретического мышления, устойчивого мировоззрения, ценностного самосознания.
  2. Рабочей программы учебной дисциплины философия уровень основной образовательной программы (2)

    Документ
    Целями освоения дисциплины «Философия» являются: ознакомление студентов с этапами развития мировой и отечественной философской мысли, усвоение студентами основного понятийного аппарата философии, развитие теоретического мышления,
  3. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (19)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
  4. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 Утверждаю (37)

    Рабочая программа
    Цель: формирование понятий и представлений об основных этапах истории стран Востока, их историко-культурной, региональной и страновой специфике, развитие способностей и навыков использования исторического материала в профессиональной
  5. Рабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1 -21/01 (1)

    Рабочая программа
    Ключевые слова: рабочая программа, содержание, оформление, требования, структурные элементы, экспертиза, согласование, утверждение, хранение, обращение

Другие похожие документы..