Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения это не дань моде, а необходимость, продиктованная современным уровнем развития ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
УМК соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования для подготовки специалиста 030501.65 «Юриспруденци...полностью>>
'Документ'
Березуцький В.В., завідувач кафедри охорони праці та навколишнього середовища Національного технічного університету “ХПІ”, кандидат технічних наук, пр...полностью>>
'Документ'
М 33 «Матеріалізм і емпіріокритицизм» – шедевр світової філософської думки: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (27-28 листопада 200...полностью>>

Программа дисциплины (факультатив) Философия в мировой художественной литературе для направления 030100. 62- философия подготовки бакалавра

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического

развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Государственный университет –

Факультет философии

Программа дисциплины

(факультатив)

Философия в мировой художественной литературе

для направления 030100.62– Философия

подготовки бакалавра

Автор Кантор В.К.

Рекомендовано секцией УМС «Философия»

Председатель Порус В.Н.

____________________________

«____» _______________200__г.

Утверждено УС факультета

философии

Ученый секретарь Макеева Л.Б.

____________________________

«____» _______________200__г.

Одобрено на заседании

кафедры истории философии

Зав. кафедрой Руткевич А.М.

____________________________

«_____» _____________200__г.

Москва

Пояснительная записка

Данный курс является авторским курсом и основан на теоретических разработках преподавателя, его публикациях в центральной научной печати (книгах и статьях), также лекциях и чтении студентами первоисточников – как собственно художественных произведений, так и классических трудов, их комментирующих.

Одна из задач курса - привить студентам умение работать самостоятельно над текстами художественной литературы, что несомненно увеличивает интеллектуальный кругозор и повышает их способность интуитивно-аналитического восприятия мира. Такая по сути дела практическая работа должна способствовать развитию творческих способностей слушателей. Если исходить из философского представления, что мир есть текст, то умение читать, видеть этот текст – одна из важнейших задач в воспитании будущего философа.

Курс поможет воспитанию специалиста, который будет реально представлять, какие проблемы стоят и стояли перед философией в процессе освоения ею культурного пространства.

В результате изучения курса обучаемые должны

знать о тесной связи русской и мировой литературы, философские ходы в основных великих художественно-философских произведениях, основные понятия философско-художественного анализа, работы выдающихся философов, занимавшихся проблемами художественной литературы.

уметь читать текст, уметь его анализировать, видеть неслучайность слов в великих произведениях, учиться видеть философское сцепление сюжетных линий, взаимосвязь эпизодов, применять в дальнейшей работе свои знания.

ознакомиться с текстами мировой художественной литературы и их философской трактовкой в трудах отечественных и зарубежных мыслителей.

Тематический план учебной дисциплины

пп

Наименование раздела, темы

Всего

часов

Аудиторные часы

Самост.

работа

Лекции

Семинары

Философия и литература

10

4

2

4

Роль литературы в русской культуре

12

4

2

6

Достоевский: полифонический философский роман

16

6

2

8

Проблема теодицеи в русской и мировой литературе

16

6

2

8

Проблема зла или об изначально злом в человеческой природе

20

6

4

10

История как проблема литературы

12

4

2

6

Образ художника-творца

12

4

2

6

Идеальные образы мировой литературы

10

4

2

4

ИТОГО:

108

38

18

52

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (доклады, обсуждения, диспуты, опросы на семинарских занятиях и т.п.), написание эссе, зачет в 3-ем модуле

Примерный объем эссе: 3 – 4 тысяч слов

О базовом учебнике:

Поскольку курс является авторским, то базового учебника как такового по данной дисциплине пока не существует. Курс основан на лекциях преподавателя и на знаменитых мировых именах писателей-классиков и их основных известных и читаемых во всем мире литературных произведениях. Вместе с тем составитель курса предполагает со временем предложить учебник по данной проблематике, который в доступной форме давал бы общие понятия и ориентацию в огромном массиве художественной литературы для всех студентов, интересующихся философией.

Содержание программы

Тема 1. Философия и литература

Платон – первый философ и писатель. Изгнание Платоном поэтов и поэзии из идеального Государства. Отрицательное отношение к мимесису как подражания подражанию. Философия как созерцание чистых идей. Вопрос о присутствии идеи в произведениях искусства. Возможно ли поэтам творить философски? Преобразование учения об идеях в теорию искусства. Аристотель: форма преобразует материю. Мимесис у Аристотеля. Начало риторической эпохи. Риторическая культура как культура «готового слова». Явление Христа как явление единства идеи и образа. Средневековый роман. Умопостигаемое слово. Эпоха Возрождения: ренессанс Платона и Аристотеля. От Данте к Сервантесу. Культ Девы Марии и служение «прекрасной даме».

От ренессанса к барокко. Роман в поэтике барокко и завершение риторической эпохи. Странность и норма, нарушение канонов и свой канон.

Романтики о единстве философии и поэзии. Писатели-романтики: Новалис, Гофман, Тик, Клейст. Фр. Шлегель: «Поэзия без философии становится пустой и поверхностной, философия без поэзии остается бездейственной и становится варварской». Универсальность философии и поэзии. Европейское искусство и европейская философия – личностные явления.

Роман в эпоху позднего Ренессанса, Барокко и Нового времени. Шеллинг о романе («плод зрелого духа»). Гегель о романе (роман для современного мира то, чем была эпопея для древнего). Бахтин о романе (становление романа и становление теории познания). Ортега-и-Гассет о романе.

Роман как результат появления письменности: новая эпоха культуры. «При свете исторического дня». Присутствие как императив романа. «Увидеть, а затем понять». Хронотоп как художественно-философское понятие. Самокритичность романа как жанра (пародия). Активное многоязычие нового мира как важнейшая предпосылка становления романа. Взаимоосвещение языков. Роман и стиль.

Тема 2. Роль литературы в русской культуре

Значение книги на Руси в сравнении с Западной Европой. Ее особая роль в создании цивилизации Древней Руси в результате отсутствия культурно структурированной почвы на восточно-европейской равнине. Книга как строитель духовной жизни. Противоречие реального быта и книжных идеалов. Чтение как услада людей образованных и отсутствие нормального домоустройства. Книга как результат христианизации. Отсылка к письменному слову - главный аргумент в стране, где не было пророков и апостолов христианства, учивших народ живым примером. Книга и образование.

Книга и власть. Высокий авторитет “книжных людей”. Роль книжников в оформлении государственной политики. Спор двух книжников Ивана Грозного и Андрея Курбского. Превращение книги в орудие, средство и опору сопротивления власти.

Роль книги в России и роль Библии в эпохи религиозных потрясений на Западе. Книга как опора личности в России, писатели как библейские пророки (Аввакум, Радищев, Достоевский, Толстой и т.д.).

Русская литература в контексте философских тем и образов западноевропейской культуры. Фауст, Дон Кихот, Кандид и др. и их рецепция в русской литературе. Литература как «детоводительница» русского общества к философии. ХХ век: влияние русской литературы на западноевропейскую: Томас Манн («Тонио Крёгер»), Камю, Джойс, Кафка.

Русская литература как вторая церковь, писатели как проповедники христианских нравственных норм. Попытка преодоления книгой архетипа рабского сознания и возникновение революционного умонастроения в стране. Призыв к всемирному братству (А. Блок) и крушение реальных политических институтов. Тоталитаризм и новая политика. Эмиграция, русская духовная диаспора и призыв русских литераторов к созданию правового пространства в России.

Тема 3. Достоевский: полифонический философский роман

«Всечеловечность» русской литературы. Все европейские культуры как органическая часть русской. Речь о Пушкине. Писатель-идеолог.

Бальзак как первый учитель романного мастерства (перевод «Евгении Гранде»). Бальзаковский «Отец Горио» и социально-философские проблемы начала XIX века. Позиция Бальзака: нет случайных фактов, надо искать общий смысл. Христос сегодня, папаша Горио как «Христос отцовской любви» (Бальзак). Бальзаковский Растиньяк – образ молодого честолюбца, путь к Ивану Карамазову. Интеллектуальное разрешение преступления (Растиньяк и Вотрен, Иван Карамазов и Смердяков).

Философские споры в России 40-х гг. XIX в. Влияние немецкой философии. Славянофилы и западники. Полемика Достоевского с русским гегельянством. Черт в «Братьях Карамазовых» как выразитель кантовских антиномий (Э. Голосовкер). Достоевский и Кант. Романы Достоевского как испытательный полигон идей. Создание романа-трагедии (Вяч. Иванов). Двойничество: от Гофмана до Достоевского. Сюжет Шиллера и сюжет Достоевского. Идеи Шиллера в романе «Братья Карамазовы». Полифонический мир Достоевского (М. Бахтин). Идеи-прототипы. Идея у Достоевского как основа исторического процесса. Трагедия добра. Женщина как носительница инфернального начала. Неприятие идеи «вечной женственности». Тема искушения в романах Достоевского. Карамазовщина как символ русской стихии.

Политическая позиция как искушение писателя. Россия между Европой и Азией. Путь русского европеизма – путь в Азию. «Дневник писателя» как антиимперская программа. Спор с рационализмом. «Кристальный дворец» как символ буржуазного рационального мира. Достоевский и Вл. Соловьев. Достоевский как пророк русской революции (Д. Мережковский). Откровение о человеке в творчестве Достоевского (Н. Бердяев). Влияние писателя на мировую философскую и художественную мысль. Достоевский и Фрейд. Достоевский и Томас Манн. Ницшеанская рецепция Достоевского. Достоевский и итальянское кино. Куросава и Достоевский.

Возможность и необходимость взгляда на европейскую и мировую литературу сквозь призму творчества Достоевского.

Тема 4. Проблема теодицеи в русской и мировой литературе

Достоевский и книга Иова. Данте: поэзия и философские трактаты («Пир», «Монархия»). Августин как читатель Вергилия. Вергилий у Данте как «философский разум». Предустановленная гармония миропорядка у Данте и земной ад Достоевского. «Я не Бога, я мира Божьего не принимаю» (Иван Карамазов у Достоевского). Путь Данте через Ад и Чистилище к Любви, «что движет солнце и светила». Свергнутый Люцифер. Явление Вечной женственности: Беатриче. Вознесение в Эмпирей, зенит Земного рая, завершение пути в сердцевине мистической Розы. Идея загробного воздаяния у Данте. Отказ от мировой гармонии: от Достоевского до Марины Цветаевой («возврат билета»). Отсутствие надежды у Данте (высшая реальность) и надежда Достоевского (как человеческое и зовущее Христа).

Достоевский и Рабле. Рабле и средневековая теология. Возврат к Августину. Вопрошание Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено» (Иван Карамазов). Ответ Рабле: «Делай, что хочешь» (Телемская обитель). Апостол Павел и Августин как учителя Рабле. Свобода как добро у Рабле, свобода как потенциальное зло у Достоевского. Три утопии: Телемская обитель у Рабле, Утопия Томаса Мора и «Сон смешного человека» у Достоевского. Полемика Рабле с Т. Мором. Достоевский о принципиальной невозможности рая на Земле.

Достоевский, Лейбниц, Вольтер. «Лейбницианский оптимизм»: зло необходимо для предотвращения еще большего зла, либо для достижения большего блага. Вольтер как философ и писатель. Ирония Вольтера: «Кандид». «Все к лучшему в этом лучшем из миров». Мизантропия и пессимизм Вольтера: «возделывать свой сад» – конечная мудрость романа. «Русский Кандид» Достоевского: pro и contra. Христос и преодоление земного зла. Позиция Лейбница: исправление “подвига Христа”. Решение Великим инквизитором лейбницианской проблемы.

Тема 5. Проблема зла или об изначально злом в человеческой природе

Достоевский и Гете. Явление нечистой силы. Договор Бога с дьяволом. Договор Мефистофеля с Фаустом. Язычество Гете и отражение античности в немецкой литературе. Смысл «единого мига» у Гете и Достоевского. Спасение Фауста и гибель Мити Карамазова. Фауст как «Иов наоборот». Искушение Фауста любовью, богатством, властью и т.п. Как происходит сопротивление злу? Реформы Фауста как пролог обновления и исправления мира. Лемуры.

Рождение бесовщины. Дьяволизм в миру. «Бесы» Достоевского: анализ русской трагедии. Альбер Камю («Чума») и нашествие зла в мир. Бунтующий человек. Терроризм государственный и революционный. По ту сторону нигилизма. Задача человека. Стойкость как принцип жизнеповедения.

Томас Манн – писатель патрицианской-бюргерской культуры. Проблематизирование идеалов бюргерства. «Доктор Фаустус»: договор с дьяволом, взлет и падение. Художник как предстатель своего народа. Адриан Леверкюн и Фридрих Ницше. Болезнь художника – болезнь общества. Отказ от классики героя – утверждение классики писателем.

Конец трагической эпохи. ХХ век – ужас вместо трагедии (творчество Франца Кафки). Ужас (Angst) как основное понятие философии Хайдеггера. Роман «Замок» Ф. Кафки: образ нового феодалитета. Тема «нового средневековья» у Н. Бердяева. Надежда как путь к Благой вести (А. Камю).

Тема 6. История как проблема литературы

Лев Толстой: писатель, философ, религиозный пророк. «Война и мир» Л. Толстого как искушение неисторией. Лев Толстой и Руссо, проблемы воспитания, роман «Эмиль» и борьба с завоеваниями цивилизации. Интеллектуальное соперничество с Гете. «Философия история» Гегеля у Толстого как дьявольский паровоз. Черт или немец ведут паровоз истории? Кант как тайная «слабость» Толстого. Антикантианские тезисы его творчества. Любовь как преступление («Анна Каренина», «Крейцерова соната»). Андрей Болконский и чтение Гердера. Пьер Безухов как русский Фауст. «Великий отказ» Толстого. Русский Лютер. Соблазн толстовского варианта христианства. Отлучение от церкви. Лев Николаевич Мышкин («Идиот» Достоевского) и граф Лев Николаевич Толстой. Лев Толстой как предшественник большевизма. Ленин о Толстом. «Белая гвардия» Мих. Булгакова и «мужички богоносцы достоевские».

Тема 7. Образ художника-творца

Достоевский: художник как униженный и оскорбленный человек (роман «Униженные и оскорбленные»). Несовместимость художника и тщеславия. Мир кажимости, как псевдоискусство. Казаться, а не быть – установка видимого мира («Крошка Цахес» Гофмана). Подлинность искусства.

Достоевский: писатель как пророк. Истолкование этой идеи символизмом. Теургичность искусства в эстетике начала ХХ века. Жизнь как произведение искусства. Артистическая эпоха и ее крушение. Искусство и дьяволизм, искусство как выражение дьявольских задач: «Огненный ангел» Брюсова. Советская Россия как епархия дьявола: Мих. Булгаков («Мастер и Маргарита»). Обезбоженный мир. Нравственный нейтралитет Мастера-художника. Дьявол как сакральная фигура и спаситель в обезбоженном мире.

Большевистская теургия. Искусство левого фронта: жизнь как совершенное произведение. Первая великая европейская антиутопия: Роман «Мы» Евг. Замятина. Совершенное государство и запрет любви.

«Степной волк» Г. Гессе – уход художника в маргинальное пространство. Бунт и искусство. Мыслимо ли искусство после Освенцима? Человек против искусства. Генрих Бёлль: искусство как клоунада («Глазами клоуна»). Мир как армия. Художник в «самовольной отлучке».

Тема 8. Идеальные образы мировой литературы

Достоевский – Сервантес - Гончаров – Платонов. «Положительно прекрасный человек» как оправдание человечества на Страшном суде. Князь Мышкин, Алеша Карамазов и Илья Обломов: отсутствие деятельности. Пародийность идеальных героев как их родовая черта (Дон Кихот как пародия на странствующего рыцаря).

Странствующий герой. Андрей Платонов: пространственно-временные категории. Дон Кихот и Копенкин. Образ странствующего мастера в мировой культуре. Кант и образ звездного неба. Тело земли и тело человека. Штайнеровский слой в прозе Платонова. Энергетический принцип и символика энтропии. Семантический ряд земли: почва, грунт, глина, песок, пыль. «Чевенгур»: большевизм и евразийство. Семантический ряд воды: вода, влажность, сухость. Солнце и душа человека. Звуковой ряд: симфония, песня, гул, безмолвие. Катастрофизм советского хронотопа.

Символика ландшафта: впадина, яма, овраг, котлован. Точка, плоскость, объем. «Генеральная линия партии». Безвременье, время и вечность. Морфология советского апокалипсиса. Символика стены и гроба.

Принцип витаморфизма в поэтике Платонова. Человек, животное, растение минерал. Ступени бытия: бодрствование, усталость, сон, смерть. Идеал или реальность. Платон и Платонов. Символика родины и дома. Николай Федоров и Андрей Платонов. Космизм и музей вечной памяти.

Поиски идеального героя у Хемингуэя и Фолкнера. «По ком звонит колокол» Хемингуэя и «Притча» Фолкнера.

Темы эссе

по курсу проф. ВК. Кантора

Философия в мировой художественной литературе

Уважаемые студенты, предложенные вам темы требуют работы с текстами, в том числе и посещения библиотек. Но самое главное – внимательное чтение текста, понимание, что у большого художника случайностей не бывает, все противоречия, как правило, в пределах его философского миросозерцания и поэтики. Прошу в конце каждого эссе указать использованные источники, в том числе и те исследовательские работы, которыми вы пользовались. При этом, пожалуйста, не забывайте, что одну тему берут не более двух человек. Объем – не более 6-7 страниц.

1. Христианская тема в «Гамлете». Гамлет как христианин. Показать в тексте.

2. Откуда приехал в Эльсинор принц Гамлет? Связь позиции принца с протестантизмом.

3. «Воспитание христианского государя» Эразма Роттердамского и «Гамлет» Шекспира.

4. Рецепция «Книги Иова» в «Фаусте» и «Братьях Карамазовых».

5. Можно ли верить в черта, не веря в Бога? По роману «Бесы».

6. «Бесы» Достоевского как текст ветхозаветного пророка.

7. Вотрен и Мефистофель (два искусителя, земной и потусторонний: что общего и различного)

8. Смердяков (персонаж «Братьев Карамазовых») и Крошка Цахес Гофмана. Тема двойничества. Магия имен.

9 Вотрен и Эжен де Растиньяк, черт и Иван Карамазов, сравнить тип, стиль и тему искушения.

10. Смысл «единого мига» у Гете и Достоевского (спасение Фауста и гибель Мити Карамазова).

11.Искушение любовью (Гамлет, Фауст, отец Горио). Что это такое?

12. Проблема искушения в «Гамлете», «Фаусте», «Отце Горио» и «Братьях Карамазовых» как религиозно-философская проблема. Что общего в этих искушениях?

13. К.Н. Леонтьев о «Войне и мире». Антиисторизм эпопеи.

14. Тема «вечной женственности» в русской литературе (от Пушкина до Вл. Соловьева, А. Блока и В. Маяковского).

15. Конец трагической эпохи. ХХ век – ужас (как основное понятие философии Хайдеггера) вместо трагедии (творчество Франца Кафки).

16. Альбер Камю («Чума») и нашествие зла в мир. Безрелигиозная стойкость и сопротивление. Почему они стали возможны?

17. «Мастер и Маргарита» Мих Булгакова как «антифауст».

Вопросы к проведению зачета по дисциплине

1. «Эпос и роман» Бахтина. Чем роман отличается от эпоса?

2. Что такое хронотоп?

3. Назовите произведения мировой литературы, где появляется дьявол в том или ином виде. Как соотносится явление дьявола с философской проблемой добра и зла? Докажите свою мысль.

4. Эпизоды где Достоевский сравнивает старца Зосиму с Франциском Ассизский (Патер Серафикус). В каком еще великом западноевропейском тексте появляется Патер Серафикус. Почему?

5. Алеша и Алексий-человек Божий. В каком знаменитом русском тексте путешественник слушает песнь об Алексее-человеке Божием. Житие Алексия.

6. Объясните фамилии Карамазовы и Смердяков. Каков их культурфилософский смысл? Вспомните другие говорящие фамилии русских писателей - 10 (Фамусов, Молчалин, Онегин, Ларины, Дубровский, Печорин, Рудин, Базаров, Ольга Ильинская, Безухов, Раскольников, Разумихин).

7. Где встречается и упоминается в романе «черт» (кроме разговора Ивана с чертом), пояснить. Почему?

8. Все злые поступки Смердякова

9. Все злые поступки Мити

10. Все злые поступки Ивана

11. Все злые поступки Алеши

12. Сходство в сюжете «Братьев Карамазовых» и «Разбойников» Шиллера. Где еще упоминается в романе Шиллер? Что символизирует имя Шиллера

13. Сходство и упоминания в романе шекспировского «Гамлета»

14. «Легенда о Великом инквизиторе» В.В. Розанова

15. «Великий Инквизитор» у Н.А. Бердяева

16. Инфернальность женских образов в романе

17. «Как сложилась легенда о великом инквизиторе» И.И. Лапшина

18. Три речи в память Достоевского В.С. Соловьева. Речь первая

19. Три речи в память Достоевского В.С. Соловьева. Речь вторая

20. Три речи в память Достоевского В.С. Соловьева. Речь третья

21. Исслендование Н. Вильмонта «Достоевский и Шиллер»

22. Место действия романа «Братья Карамазовы» (описание города, его название, тип города). Ср. с описанием города в «Чуме» Камю.

23. Строки русских поэтов в романах Достоевского (Тютчев, Пушкин и т.д.)

24. Упоминания об аде и о рае в романе «Братья Карамазовы»: что есть ад и рай (ср. с «Отцом Горио»)

25. «Федор Павлович Карамазов как идеолог любви» Л.П. Карсавина

26. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского, статья С.И. Гессена

27. Смердяков и «Крошка Цахес» Гофмана

28. Камю: можно ли стать святым без Бога?

29. Европа и русская культура в речи Достоевского о Пушкине

30. Священник Панлю и доктор Риэ в романе Камю «Чума»: возможен ли коллективный грех и коллективная ответственность?

31. «Война и мир» Л. Толстого как искушение неисторией.

32. Где в дантовском «Аду» обитают мыслители и поэты? Почему?

33. Перечислить круги «Ада» и рассказать, какие грехи наказываются в каждом кругу.

34. Дантовский «Ад» и «Мертвый дом» Достоевского: сравнить грехи и преступников.

35. Серебряный век как артистическая эпоха. Что это такое? Причины крушения и последствия этой эпохи.

36. Ницшеанская рецепция Достоевского.

37. Кант и образ звездного неба в европейской литературе.

38. Достоевский и Фрейд.

39. Генрих Бёлль: искусство как клоунада («Глазами клоуна»).

40. «Белая гвардия» Мих. Булгакова и «мужички богоносцы достоевские».

41. «Степной волк» Г. Гессе – уход художника в маргинальное пространство.

42. Катастрофизм советского хронотопа.

43. Поиски идеального героя у Хемингуэя и Фолкнера.

44. Платон и Платонов.

Литература

Основная:

  1. Ауэрбах Эрих. Данте – поэт земного шара. М.: РОССПЭН, 2004.

  2. Ауэрбах Эрих. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.:-СПб.: Университетская книга, 2000.

  3. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000.

  4. Кантор В.К. Русская классика, или Бытие России. М.: РОССПЭН, 2005.

Дополнительная:

  1. Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта…». Судьба «Божественной комедии» Данте в России. М.: Книга, 1990.

  2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского (интернет).

  3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса (любое издание).

  4. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе (интернет).

  5. Бахтин М.М. Эпос и роман (интернет).

  6. Бердяев Н.А. О русских классиках. М.: Высшая школа, 1993.

  7. Вильмонт Н.Н. Великие спутники. Литературные этюды. М.: Советский писатель, 1966.

  8. Кантор К.М. Делай что хочешь – твори добро // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1988-1989. М.: Наука, 1989. С. 150-204.

  9. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М.: РГГУ, 1995.

  10. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история. М.: Языки русской культуры, 1999.

  11. Мережковский Д.С. Вечные спутники (любое издание).

  12. Мильдон В.И. Идея аналогий в художественном плане «Фауста» И.-В. Гете. М.: ВГИК, 1999.

  13. Михайлов А.В. Роман и стиль // Михайлов А.В. Языки культуры М.: Языки русской культуры», 1997. С. 404-472.

  14. Ортега-и-Гассет Хосе. Мысли о романе // Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство. 1991. С. 260-296.

  15. Пинский Л.Е. Сюжет «Дон Кихота» и конец реализма Возрождения // Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: РГГУ, 2002. С. 149-232.

  16. Цимбаева Е.Н. Художественное отрицание исторической реальности. «Война и мир» Л.Н. Толстого // Цимбаева Е.Н. Исторический анализ литературного текста. М.: URSS, 2005. С. 60-109.

  17. Шлегель Фридрих. История европейской литературы // Шлегель Фридрих. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х тт. Т. 2. М.: Искусство, 1983. С. 35-101.

  18. Эккерман Иоганн Петер. Разговоры с Гете (любое издание)

  19. Эпштейн Михаил. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Эпштейн Михаил. Знак_пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004. С. 541-592.

Список рекомендуемой художественной литературы

Основной список:

  1. Данте. Божественная комедия.

  2. Шекспир. Гамлет (лучше использовать перевод М. Лозинского)

  3. Мигель де Сервантес. Дон Кихот

  4. .Гете. Фауст.

  5. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

  6. Вольтер. Кандид.

  7. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Крошка Цахес.

  8. Оноре де Бальзак. Отец Горио.

  9. Ф.М. Достоевский. Бесы. Братья Карамазовы

  10. И.А. Гончаров. Обломов.

  11. Л.Н. Толстой. Война и мир.

  12. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.

  13. . Томас Манн. Доктор Фаустус.

  14. .Артур Кёстлер. Слепящая тьма.

  15. . Е.И. Замятин. Мы.

  16. Франц Кафка. Замок.

  17. А.П. Платонов. Чевенгур.

  18. Альбер Камю. Чума.

  19. Илья Эренбург. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников.

  20. Генрих Бёлль. Глазами клоуна.

  21. Владимир Кормер. Наследство

Дополнительный список:

  1. Вольтер. Простодушный

  2. Герман Гессе. Игра в бисер.

  3. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо.

  4. Джонатан Свифт. Путешествия Гулливера.

  5. Жан Жак Руссо. Эмиль.

  6. Новалис. Генрих фон Офтердинген.

  7. Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа

  8. Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея.

  9. Стендаль. Красное и черное.

  10. Томас Манн. Волшебная гора.

  1. Джеймс Джойс. Улисс.

  1. Уильям Фолкнер. Свет в августе. Притча.

  2. Франц Кафка. Процесс.

  3. Эрнест Хемингуэй. По ком звонит колокол.

  4. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Золотой горшок.

Автор программы: доктор философских наук, профессор кафедры истории философии факультета философии ГУ - ВШЭ

В.К. Кантор



Скачать документ

Похожие документы:

  1. И. В. Дробышева кандидат педагогических наук, профессор

    Документ
    И 74 Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 2. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им.

Другие похожие документы..