Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
В современных условиях перед российскими предприятиями все более остро возникает проблема эффективного управления затратами. По мере развития конкуре...полностью>>
'Документ'
Uncatalyzed addition of indoles and N-methylpyrrole to 3-formylchromones: synthesis and some reactions of (chromon-3-yl)bis(indol-3-yl)methanes and E-...полностью>>
'Реферат'
Качество товара является одной из его основополагающих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формиро...полностью>>
'Контрольные вопросы'
Почему протекционистские меры государства по защите американских автомобилей, других отраслей промышленности не решили, а усугубили проблемы качества...полностью>>

Методическое пособие крипкипро 2007 ббк 74. 3

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Психолого-медико-педагогическое

сопровождение ребенка

с ограниченными возможностями

здоровья

Методическое пособие

КРИПКиПРО 2007

ББК 74.3

П86

Рекомендовано

учебно-методическим советом

Кузбасского регионального института

повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Авторы-составители:

Л. И. Загляда, методист кабинета специальной педагогики, старший преподава­тель кафедры педагогики и психологии КРИПКиПРО;

Г. А. Спирина, дефектолог, заместитель директора по учебной работе МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9» г. Кемерово;

А. Н. Климова, педагог-психолог МОУ «Специальная (коррекционная) общеоб­разовательная школа VIII вида № 9» г. Кемерово;

А. В. Толкачёва, дефектолог, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9» г. Ке­мерово.

Под общей редакцией

Н. А. Заруба, доктора социологических наук, кандидата педагогических наук, профессора, академика АПСН, ректора КРИПКиПРО, заслуженного учителя РФ.

Рецензенты:

М. Ф. Симкин, старший преподаватель кафедры социальной педагогики КемГУ; И. Г. Загляда, заместитель директора по образовательной деятельности МОУ «Центр диагностики и консультирования» г. Кемерово.

В методическом пособии излагаются вопросы комплексной психолого-медико-педагогической диагностики и консультирования по проблемам коррекции детей с огра­ниченными возможностями здоровья в условиях специальных (коррекционных) общеоб­разовательных учреждений с I по VIII виды.

Пособие предназначено педагогам, занимающимся обучением и воспитанием де­тей с проблемами в развитии, педагогам-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, медицинским работникам.

П86

Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методическое пособие/ авт.-сост.: Л. И. Загля­да, Г. А. Спирина, А. Н. Климова, А. В. Толкачёва; под общей ред. Н. А. Заруба. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2007. – 114 с. – ISВN 978-5-7148-0294-2.

П

4310000000

© Авторы-составители, 2007

© Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2007

К92(03) – 07

ISВN 978-5-7148-0294-2

Введение

Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья содержит идеи гуманистического воспитания и личностно ориентированного подхода.

В России это сопровождение реализуется в системе специального (коррекционного) образования с 1994 года. Служба сопровождения стала необходимой структурой в образовательном процессе специальных (коррекционных) общеобра­зовательных учреждений (СКОУ). Она решает задачи гуманизации образования, обеспечения индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания, соз­даёт условия для коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время сложились различные формы и уровни сопровожде­ния. Самое широкое распространение получили психолого-медико-педагогичес­кие консилиумы (ПМПк) как первый уровень в трёхуровневой системе психолого-медико-педагогического сопровождения. Это устойчивая система, объединяющая узких специалистов: педагогов, психологов, медицинских работников, дефектологов, логопедов, социальных работников и других специалистов, осуществляющих комплексную коррекционную работу в интересах ребёнка.

Основная задача сопровождения – создание специальных условий для полноценного развития, становления социально успешной личности, защиты прав ре­бёнка на получение образования и развитие в соответствии со своими потенци­альными возможностями.

Для успешной реализации поставленной задачи специалисты ПМПк взаимодействуют со всем педагогическим коллективом при условии включения родителей в процесс сопровождения развития ребёнка. А также ПМПк общеобразова­тельного учреждения работает в тесной связи с трёхуровневой системой психоло­го-медико-педагогической службы (ПМПС): районной – ПМПС-центры, город­ской или областной психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В последнее время в печати широко публикуется множество материалов, отражающих содержательные и организационные формы сопровождения, в основном это касается детей с задержкой психического развития, детей «группы риска». Проблемы сопровождения учащихся специальных (коррекционных) общеобразо­вательных школ-интернатов различных видов раскрыты менее полно, что создаёт трудности в работе педагогического коллектива и узких специалистов данных уч­реждений. При разработке научно-практического материала по сопровождению детей с ограниченными возможностями психофизического здоровья мы опирались на имеющиеся публикации по данной проблеме и организацию сопровождения учащихся в условиях СКОУ Москвы, Санкт-Петербурга, Кемерово.

Авторы-составители методического пособия приносят глубокую благодар­ность всем специалистам и руководителям учреждений за предоставленные мето­дические и практические материалы, использованные в данном пособии.

Глава 1

Теоретические основы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка

Служба психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка – это структурное подразделение образовательного учреждения, возникающее в его рамках, подчиняющееся руководству образовательного учреж­дения, предназначенное для сопровождения учащихся этого учреждения.

В России система психолого-педагогического сопровождения ребёнка появилась 10-15 лет назад, но как новая образовательная технология она была выде­лена благодаря Е. И. Казаковой.

Е. И. Казакова определила несколько источников создания отечественной системы сопровождения:

  • опыт комплексной помощи и поддержки детей в системе специального образования;

  • опыт функционирования специализированных служб, обеспечивающих
    разнонаправленную психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные центры, диагно­стические центры);

  • многолетняя работа психолого-медико-педагогических консультаций и ко­миссий для детей с проблемами в развитии;

  • разработки координационных, научно-методических и экспертных советов, обеспечивающих развитие образовательных учреждений;

  • исследования различных крупных вузовских научных центров;

  • опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, специальных педагогов и психологов.

Основой комплексного сопровождения является системный ориентационный подход.

Важнейшее положение системно-ориентационного подхода – опора на внут­ренний потенциал развития субъекта, на право субъекта самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Следовательно, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить че­ловека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого, Е. И. Казакова (2000 г.) даёт чёткое определение понятию «сопровождение».

Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система. Ситуации жизненного выбора – множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Следовательно, в теории сопровождения носителем проблемы развития ребёнка в каждом конкретном случае выступает как сам ребёнок, так и его родители, педагоги, ближайшее окружение.

Следует различать понятия:

  • процесс сопровождения;

  • метод сопровождения;

  • служба сопровождения.

Процесс сопровождения – это совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответствен­ность за реализацию решения.

Метод сопровождения – это создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения существует определённая связь, под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырёх функций:

  • диагностика сущности возникшей проблемы;

  • информация о сути проблемы и путях её решения;

  • консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения про­блемы;

  • первичная помощь на этапе «реализации» плана решения.

Если сопровождение идентифицировать с понятием «организация», то служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Основными принципами сопровождения ребёнка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

  1. Принцип системности – системное видение педагогических явлений и
    процессов, происходящих в школе.

  2. Принцип гуманистической ориентации образования – рассмотрение
    ребёнка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

  3. Принцип индивидуального образования учащихся – определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение спе­циальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различ­ные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление каж­дому учащемуся возможности для самореализации и самораскрытия.

  4. Принцип социальной адекватности – соответствие содержания и средств обучения и воспитания социальной ситуации, в которой организуется образовательный процесс.

  5. Принцип создания воспитывающей среды – создание в образовательном учреждении таких отношений, которые формировали бы социальность ребёнка.

  6. Содержание развивающей работы, прежде всего, соответствует тем ком­понентам психолого-педагогического статуса школьников, формирование и полноценное развитие которых на данном возрастном этапе наиболее актуально.

  7. Содержание коррекционной работы, прежде всего, соответствует тем компонентам психолого-педагогического статуса школьника, уровень развития и содержание которых не соответствует психолого-педагогическим и возрастным требованиям.

  8. Развивающая и психокоррекционная работа организуется, прежде всего, по итогам диагностики.

Служба сопровождения в Кемеровской области строится по 3-м уровням:

III уровень

(областной)

Областная психолого-медико-

педагогическая комиссия (ОблПМПК)


II уровень

(городской)


Городской «Центр диагностики и консультирования»


I уровень

(школьный)


Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения

I-VIII вида психолого-медико-педагогический консилиум

1.1. Уровни сопровождения развития ребёнка

в Кемеровской области

I уровень – специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. В СКОУ службой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. Эту службу представляют психологи, логопеды, дефектологи, сурдопедагоги, тифлопедагоги, социальные педагоги и медицинские специалисты, работающие в СКОУ.

Психолого-медико-педагогический консилиум СКОУ обеспечивает:

  • защиту прав и интересов ребёнка;

  • диагностику по проблемам развития;

  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов;

  • консультирование по возможным путям решения всех участников образо­вательного процесса (ОП) – учащихся, учителей, родителей;

  • групповые занятия, семинары и тренинги с учителями и учениками по из­менению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам, формированию и коррекции познавательной деятельности.

II уровень – городской «Центр диагностики и консультирования».

Центр оказывает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь всем участникам образовательного процесса в решении проблем развития ребёнка. В Центре работает городская психолого-медико-педагогическая комиссия.

Специалисты этого Центра оказывают помощь педагогам, родителям и спе­циалистам СКОУ, работающим с детьми. Они берут на себя многие вопросы пси­хологического просвещения участников ОП, разработку и внедрение программ (психологических, социальных, логопедических и др.), оказание помощи по наи­более сложным проблемам (которые не могут или не способны решить на своём уровне специалисты СКОУ).

В «Центре диагностики и консультирования» ведутся групповые занятия и тренинги по наиболее сложным проблемам, групповая и индивидуальная коррекция. Специалисты Центра обеспечивают независимую защиту прав и интересов детей.

III уровень – областная психолого-медико-педагогическая комиссия.

Этот уровень обеспечивает:

  1. разработку стратегии развития службы сопровождения;

  2. информированность;

  3. осуществление динамического контроля за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям;

  4. методическую помощь;

  5. обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов.

В современной практике сложились общие представления о критериях эф­фективности работы по сопровождению детей. Такими критериями для служб сопровождения могут выступать:

  • востребованность услуг службы со стороны учителей, детей (показатели: количество и содержание обращений);

  • выраженность роста удачно решённых проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось.

Основанием для создания службы или центра сопровождения может высту­пать договор с Учредителем. Содержанием такого договора будет гарантия деятельности центра (или службы) в следующих областях:

  • научно-методическое и организационное обеспечение разработки и реализации программ развития образовательных систем;

  • сопровождение детей, обучающихся в образовательном учреждении (образовательных учреждениях), или воспитанников детского дома;

  • разработка и реализация адресных профилактических и коррекционных
    (терапевтических) программ;

  • повышение квалификации педагогических работников, обусловленное общими задачами сопровождения развития детей;

  • организационное и научно-методическое сопровождение деятельности пси­хологов, социальных педагогов, логопедов, коррекционных педагогов, служб, работающих в образовательных учреждениях (для крупных независимых центров).

1.2. Структура планирования психолого-медико-педагогического

сопровождения

1.2.1. Организационная и методическая подготовка к проведению консилиума.

Этот этап работы заключается в чётком почасовом планировании предстоящих диагностических мероприятий, консилиумов, оповещений всех участвующих лиц, подготовке необходимых методических материалов – бланков, тестов, мето­дик, ключей, таблиц для обработки.

1.2.2. Проведение первого этапа диагностического обследования.

1.2.2.1. Наблюдение за учащимися на уроках, регистрация данных в прото­коле.

1.2.2.2. Проведение методик диагностического минимума со всеми учащи­мися данной параллели.

1.2.2.3. Проведение экспертного опроса педагогов.

1.2.2.4. Проведение (если он предполагается при работе с данной паралле­лью) экспертного опроса родителей.

1.2.2.5. Обработка результатов, заполнение бланков заключений по всем учащимся, отбор группы школьников для проведения различных схем углублен­ной психодиагностики.

1.2.3. Проведение второго этапа психодиагностического обследования школьников.

1.2.3.1. Проведение диагностического обследования школьников.

1.2.3.2. Обработка данных, заполнение заключений по результатам обследо­вания.

1.2.4. Подготовка к психолого-медико-педагогическому консилиуму.

1.2.4.1. Проведение консультаций со школьным врачом и классными руко­водителями относительно предстоящего консилиума.

1.2.4.2. Подготовка аналитической информации по классам и параллели в
целом.

1.2.4.3. Составление плана обсуждения: выделение групп психологически благополучных школьников и школьников с разными типами проблем.

1.2.4.4. Подготовка бланков для заключения консилиума.

1.2.5. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума.

1.2.5.1. Обмен информацией между участниками консилиума относительно
конкретных школьников.

1.2.5.2. Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.

1.2.5.3. Заполнение бланка заключения консилиума по данному школьнику.

1.2.5.4. Разработка и планирование стратегии сопровождения каждого школьника.

1.2.5.5. Разработка и планирование стратегии сопровождения в целом по
классу и параллели.

1.2.6. Реализация решений консилиума.

1.2.6.1. Осуществление общих консультативных мероприятий: проведение
родительских собраний, консультирование администрации, проведение групповых консультаций педагогов-предметников.

1.2.6.2. Планирование совместных действий классных руководителей и пси­холога.

1.2.6.3. Отбор школьников в специальные развивающие группы, планирование и проведение индивидуальных консультаций родителей, педагогов и школьников.

1.2.6.4. Проведение индивидуальных консультаций педагогов-предметников, родителей и старшеклассников.

1.2.6.5. Осуществление социально-диспетчерской деятельности (поиск спе­циалиста, обеспечение его контакта с клиентом, осуществление поддерживающих мероприятий).

Глава 2

Психолого-медико-педагогический консилиум –



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Козырева Ольга Анатольевна библиографический указатель

    Библиографический указатель
    Козырева Ольга Анатольевна : библиографический указатель / сост. Е. В. Глухотко, Т. А. Самуткина. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА, 2011. – 58 с. – ISBN 978–5–85117–639–5.
  2. Департамент культуры и национальной политики

    Документ
    Календарь знаменательных и памятных дат по Кемеровской области на 2008 год / Сост. Н. Н. Котышева, ред. О. Д. Крылева; Кемеровская обл. науч. б-ка. – Кемерово, 2007.
  3. "Утверждаю" Директор Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Федорова

    Документ
    развитие научно-исследовательской деятельности по изучению проблем библиотечного дела и адаптации ОНБ в современных условиях: дальнейшее развитие получили проекты в рамках Творческой лаборатории по каталогизации документов; «Музея

Другие похожие документы..