Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
завідувач центру, заступник директора ДОПМПЦ з питань психології; спеціаліст вищої категорії, практичний психолог-методист; працює в центрі з 1997 рок...полностью>>
'Документ'
гидроцефалии и методах ее лечения. Хотя до настоящего времени идеального метода лечения не существует, за последние десятилетия достигнуты значительн...полностью>>
'Учебно-тематический план'
 Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса ориентирован на вторую ступень школьного образовательного процесса по курс...полностью>>
'Документ'
Сохранение, приумножение и реализация интеллектуального потенциала общества, его нравственное оздоровление и духовное возрождение определяется качест...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Финансовый менеджмент» специальность 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1. Содержание финансового менеджмента

Финансы как экономическая категория. Распределительная природа финансовых отношений и ее особенности в рыночной экономике переходного типа. Основные сферы финансов: государственные финансы, страхование, финансы предприятий, учреждений (организаций). Особенности управления финансами в организациях разного типа.

Финансовые отношения как объект финансового менеджмента. Основные направления финансовых отношений в организации: воспроизводственный аспект управления финансами; распределительно - стимулирующий процесс - дивидендная политика и система оплаты труда; накопительные процессы – долго- и краткосрочные финансовые вложения. Фондовый рынок и организация финансов. Влияние на развитие финансовых отношений финансово-кредитной системы в стране.

Понятие финансового менеджмента. Цели и задачи финансового менеджмента. Финансовый менеджмент как система управления. Объекты и субъекты финансового управления. Стратегические и тактические решения финансового управления.

Принципы и структура финансового менеджмента. Функции финансового менеджмента. Функции объекта и субъектов управления в финансовом менеджменте. Финансовый менеджмент как орган управления. Функциональные обязанности финансового директора и финансового менеджера. Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности. Финансовый рынок.

Базовые показатели финансового менеджмента: добавленная стоимость, брутто-результат эксплуатации инвестиций, нетто-результат эксплуатации инвестиций, экономическая рентабельность активов.

Тема 2. Финансовый учет, анализ и планирование

Бухгалтерская отчетность как средство коммуникации. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера. Состав и содержание бухгалтерской отчетности; экономическая интерпретация основных статей отчетности.

Финансовый анализ как основа принятия эффективных управленческих решений. Формы и системы финансового анализа. Анализ финансовых коэффициентов и интегральный (факторный) анализ.

Финансовый менеджмент и финансовое планирование. Виды планов, содержание и последовательность их разработки. Роль финансового менеджмента в обосновании концепции развития предприятии, инвестиционных программ и бизнес-планов. Основные финансовые показатели в системе бизнес - планирования. Методы финансового прогнозирования. Прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей.

Бюджетирование в системе управления финансами организаций. Виды бюджетов и их роль в краткосрочном планировании.

Тема 3. Источники средств и методы финансирования предприятия

Основные понятия и категории финансирования организации. Источники финансовых ресурсов. Авансированный (долгосрочный капитал). Источники краткосрочного финансирования.

Основные способы увеличения капитала предприятия. Собственные финансовые ресурсы (уставный капитал, дополнительный и резервный капитал, целевые финансовые фонды и нераспределенная прибыль) и их источники. Способы финансирования предприятия за счет собственных средств.

Долгосрочные заемные средства: банковские кредиты, займы, облигации. Новые инструменты долгосрочного финансирования. Эффект финансового рычага. Традиционные методы средне- и краткосрочного финансирования: кредиторская задолженность, краткосрочные займы. Новые инструменты краткосрочного финансирования.

Особенности управления международными источниками финансирования.

Тема 4. Методы оценки финансовых активов

Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени. Денежные потоки и методы их оценки. Процент и процентная ставка. Классификация процентных ставок. Методы начисления процентных ставок. Оценка аннуитетов.

Финансовый актив как объект купли-продажи. Основные характеристики финансового актива. Виды финансовых активов, их структура. Технический и фундаментальный анализ. Базовая модель оценки финансовых активов.

Оценка стоимости и доходности облигаций, простых и привилегированных акций, инструментов денежного рынка. Оценка стоимости опционов.

Тема 5. Управление финансовыми рисками

Сущность и классификация риска. Концепция риска, дохода и доходности. Оценка степени риска финансовых инвестиций.

Риск инвестиционного портфеля. Общий риск и рыночный риск. Формирование эффективных портфелей ценных бумаг. Модель оценки доходности финансовых активов (САРМ).

Процесс управления риском. Способы снижения степени финансового риска. Способы снижения отдельных видов риска.

Операционный и финансовый леверидж.

Тема 6. Принятие решений по инвестиционным проектам

Сущность и характеристика инвестиционного проекта. Виды инвестиционных проектов. Определение стоимости инвестиционного проекта. Критерии оценки инвестиционных проектов. Методы оценки инвестиционных проектов.

Сравнительный анализ проектов различной продолжительности.

Управление инвестиционными проектами в условиях инфляции. Анализ инвестиционных проектов в условиях риска.

Формирование и оптимизация бюджета капиталовложений.

Тема 7. Управление оборотными средствами

Оборотные активы предприятия. Содержание и структура оборотных активов предприятия. Основные характеристики оборотных средств (ликвидность, объем, структура). Кругооборот оборотных средств. Принципы расчета нормативного (рационального) объема оборотных средств. Производственный и финансовый цикл в управлении оборотными средствами.

Цель управления оборотными активами. Политика управления оборотным капиталом компании. Идеальная, консервативная, агрессивная и компромиссная модель оборотных средств. Соотношение собственных и заемных оборотных средств и методы его регулирования.

Управление запасами. Роль материально-производственных запасов в производстве. Анализ оборачиваемости материальных запасов. Методы нормирования запасов. Факторы регулирования производственных запасов.

Управление дебиторской задолженностью. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности. Методы анализа и контроля за дебиторской задолженностью. Оценка надежности дебиторской задолженности.

Управление денежными активами. Расчет времени обращения денежных средств. Денежный поток, методы его регулирования. Чистый денежный поток и платежеспособность организации. Прямой и косвенный метод составления отчета о движении денежных средств, возможности и эффективности их использования при управлении денежным потоком. Оптимизация среднего остатка денежных активов предприятия. Модель Баумоля. Модель Миллера-Орра.

Тема 8. Управление капиталом

Капитал организации и его структура. Стоимость основных источников капитала. Средневзвешенная и предельная цена капитала. Стоимость краткосрочных источников финансирования.

Теории оптимизации структуры капитала (статические: традиционная, Модильяни-Миллера, компромиссная и динамические (сигнальная модель)). Факторы, влияющие на выбор структуры капитала.

Тема 9. Управление издержками предприятия

Задачи управления издержками производства: оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности; оценка эффективности ассортиментной программы; оценка эффективности управления организацией. Оценка конкурентоспособности продукции. Управление затратами в отдельных подразделениях предприятия. Информационное обеспечение для составления основных бюджетов предприятия.

Этапы управления издержками производства. Классификация затрат; особенности их формирования и изменения. Методы распределения косвенных затрат по видам продукции. Роль метода распределения косвенных затрат в управлении издержками производства.

Диаграмма издержек, обоснование основных контролируемых статей, выбор решающих факторов изменения затрат и интенсивности их влияния на издержки производства. Матрица издержек производства. Оценка объема безубыточности производства, запаса финансовой прочности. Графические методы анализа безубыточности производства. Понятие операционного рычага и его использование в управлении издержками.

Тема 10. Дивидендная политика

Дивидендная политика. Распределение прибыли компании. Макроэкономические факторы определения дивидендной политики. Внутрипроизводственные факторы формирования дивидендной политики. Теории, связанные с механизмом формирования дивидендной политики (теория независимости дивидендов, теория предпочтительности дивидендов, теория минимизации дивидендов, сигнальная теория дивидендов, инвестиционная теория дивидендов, теория клиентуры). Современные дивидендные политики.

Акции, виды акций, обоснование их структуры и влияние на дивидендную политику. Привилегированные и простые акции.

Структура капитала и особенности выплат дивидендов. Виды и источники дивидендных выплат. Порядок выплаты дивидендов: сроки, выплаты, формирование кредиторской задолженности и ее место в финансовых источниках производства.

Оценка эффективности дивидендной политики акционерного общества.

Тема 11. Слияния и поглощения в финансовом менеджменте

Слияния и поглощения компаний. Предпосылки, стоящие за слияниями корпораций. Выгоды поглощений. Оценка синергизма. Юридические формы поглощений.

Виды слияний (горизонтальные, вертикальные, однородные и конгломератные) и типы слияний (операционные и финансовые). Отражение поглощений в бухгалтерском учете: метод покупки, объединение интересов.

Финансовые аспекты слияний и поглощений. Оценка стоимости компании после слияния. Аналитические мето­ды расчета стоимости фирмы: «затратный» подход, «доходный» подход, подход «сравнимых продаж».

Тема 12. Особенности финансового менеджмента в организациях разного типа

Особенности управления финансами в акционерных компаниях.

Особенности финансового менеджмента при изменении организационной структуры организации.

Финансовый менеджмент в условиях инфляции.

Управление финансами в некоммерческих и общественных организациях. Их основные специфические аспекты и особенности.

Управление финансами в бюджетных организациях.

Банкротство компании и ее финансовая реструктуризация.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 528с.: ил.

  2. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2003. – 240с.

  3. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2002. - 768 с.: ил.

  4. Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту. Конспект лекций с задачами. - М.: Финансы и статистика, 2003.-288с.

  5. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент / Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и сервис», 1998. – 304с.

Дополнительная литература

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.-4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 416с.:ИЛ.

  2. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента, - К.: Ника - Центр, Эльга, 2003. - 448с.- («Энциклопедия финансового менеджера», вып. 1).

  3. Бланк И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия. - К.: Ника - Центр, Эльга, 2003. - 496с.

  4. Бобылева А.З. Финансовый менеджмент: проблемы и решения: Сборник мини-тем для обсуждения, тестов, задач, деловых ситуаций: Учеб.пособие. – М.: Дело, 2007.- 336.

  5. Бригхем Ю., Галенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х томах (переведён с англ. Под ред. В.В. Ковалёва.). - СПб.: Экономическая школа, 1997.

  6. Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2002.-528с.

  7. Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224с.

  8. Ковалёв В.В. Введение в финансовый менеджмент. Экспресс - Курс. М.: Бератор - Пресс, 2002. - 144с.

  9. Маренго А.К. Финансовый менеджмент. Экспресс-курс. М.: Бератор-Пресс, 2002. - 144с.

  10. Морошкин В.А., Ломакин А.Л. Практикум по финансовому менеджменту: технология финансовых расчетов с процентами: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 112с.

  11. Основы учёта и анализа в системе финансового менеджмента: Уч. пос. под ред. проф. Д.А.Панкова и Д.Дутто – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003

  12. Рынок ценных бумаг. Под ред. В.А.Галанова, А.И.Басова - М.: Финансы и статистика, 2002.

  13. Справочник финансиста предприятия - 4-е изд., доп. перераб. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 576с.

  14. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента. – Минск: ООО «Интерпрессервис», 2002

  15. Финансовый менеджмент: Учебное пособие/под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: ИД ФБК-пресс, 2003.-408с.

  16. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С. Стояновой - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во «Перспектива», 2002. - 656с.

  17. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. акад. Г.Б. Поляка.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 527с.

  18. Финансовый менеджмент: Учебник под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. - М.: ИНФРА - М, 2002.-284с.

  19. Экономический анализ: Учебник для вузов/Под. ред. Л.Т. Гиляровской. - 2-е изд., доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -615с.

Интернет ресурсы:

4. Методические рекомендации для преподавателя

к учебным занятиям по курсу «Финансовый менеджмент»

Основной задачей преподавателя этого курса является формирование у студентов правильного подхода к управлению финансами корпорации в условиях развитых рыночных отношений.

Основными направлениями успешной деятельности преподавателя являются повышение качества, информативности и креативности преподавания дисциплины и оптимизация учебного процесса.

Лекции и семинарские занятия, индивидуальные и групповые консультации проводятся с целью выработки методической установки на изучение курса, одновременно осу­ществляется контроль за работой студентов.

При изучении курса наряду с овладением студентами теоретическими положениями необходимо уделять внимание приобретению практических навыков, с тем, чтобы они смогли успешно применять их в своей последующей работе.

Теоретическая часть курса должна излагаться в лекциях. На лекции преподаватель дает студентам знания по основным направлениям финансового управления в компании, обозначает его проблематику, разъясняет терминологию. Он должен изложить структуру курса, сообщить определенный объем новых знаний и дать методические рекомендации по самостоятельной работе над темой. Логически стройная композиция лекции обеспечивает эффективное ее восприятие студентами.

В ходе лекции преподаватель освещает основные и проблемные вопросы, высказывает по ним общепринятую и свою точку зрения, дает студентам задания для самостоятельной проработки тех или иных вопросов. Преподавателю необходимо согласовать лекционный материал с будущей практической деятельностью студентов в области финансового менеджмента.

На лекциях используются следующие виды взаимодействия лектора со студентами: использование слайдов, раздаточного материала.

Лекция должна иметь четкую структуру, отраженную в плане с указанием:

- названия темы,

- цели лекции,

- состава рассматриваемых вопросов,

- списка рекомендованной литературы.

Лекционный курс является базой для последующего получения обучающимися практических навыков по принятию управленческих решений, которые приобретаются на семинарских занятиях, проводимых в активной форме: деловые игры, ситуационные семинары «кейс стадии», практические задания, выполняемые на ЭВМ.

Основным назначением семинарских (практических) занятий является выработка у студентов умений в принятии инвестиционных и финансовых решений в конкретных условиях практической работы финансового менеджера. На занятиях предполагается рассмотреть наиболее сложные прикладные вопросы данного курса, решение инвестиционных и финансовых задач, возникающих на практике. Активность работы студента на семинарском (практическом) занятии во многом будет предопределяться самостоятельной проработкой им выносимых для обсуждения вопросов.

Занятия могут проводиться в различных формах, включая деловые игры, решение практических заданий, групповые дискуссии по проблемным вопросам, семинары, тестирование и имитационное моделирование прикладных задач финансового менеджмента.

По некоторым выносимым на семинарское (практическое) занятие темам студенты будут получать задания для самостоятельной работы.

Важное значение следует придать тестированию, что дает возможность обучающимся не только проверить свои знания, но и получить дополнительный тренинг.

Формы занятий и их содержание продиктованы стремлением как можно эффективнее развивать у студентов мышление и интуицию, необходимые современному предпринимателю. Активные формы семинаров открывают большие возможности для проверки усвоения теоретического и практического материала. На семинарах необходимо рассматривать конкретные управленческие решения и действия, которые необходимо принимать финансовым менеджерам в различных ситуациях и на разных предприятиях.

Для закрепления полученных знаний и развития мышления преподаватель предлагает студентам одну или более ситуационных задач.

Метод конкретных ситуаций в обучении

ФИНАНСОВОМУ менеджменту

В основе концепции метода конкретных ситуаций (кейс-метода) лежит практикующее обучение, нацеленное на формирование у студентов управленческих качеств, навыков и умений через моделирование практических действий в условиях учебного занятия.

Разбор конкретных ситуаций дает возможность не только определить и проанализировать ситуационную проблему, но и ознакомиться с многочисленными подходами к ее решению. Также в ходе обсуждения кейсов и дискуссии со своими коллегами будущие специалисты приобретают навыки эффективной межличностной и групповой коммуникации, умение задавать правильные вопросы, аргументировано на них отвечать.

Кейс-метод учит студентов действовать, принимать обоснованные решения, и главное, ведет к развитию одного из решающих качеств управленцев – умению брать на себя ответственность за принятое решение.

Бизнес-ситуация (кейс) – это эффективный способ моделирования управленческих ситуаций. Проблематика кейсов близка к проблемам, с которыми будущим специалистам придется столкнуться в реальной жизни.

Анализ кейса и поиск эффективной формы преподавания этого анализа в аудитории – наиболее серьезная форма обучения. Начало занятия (дискуссии или презентации) – это единственный момент, когда ситуация полностью находится в руках преподавателя. От того, как начнется обсуждение кейса, зависит общий тон, интерес и направленность всего занятия.

Ниже приводится оптимальная схема последовательности действий преподавателя во время обучения с помощью кейс–метода.

Выдача домашнего задания студентам

Определение сроков выполнения задания

Ознакомление студентов с системой оценивания решения кейса

Определение технологической модели занятия

Проведение консультаций

Работа над

ситуацией

в аудитории

Вступительное слово преподавателя; постановка основных вопросов

При необходимости распределение студентов по малым группам (по 4-6 человек в каждой)

Организация работы студентов в малых группах, определение докладчиков

Организация презентации решений в малых группах

Организация общей дискуссии

Обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации

Оценивание студентов преподавателем


Хотя начало каждого занятия имеет свои особенности, оно подчиняется динамике развития ситуации, предполагает учет специфики каждой аудитории. Чтобы быть эффективной, учебная стратегия обсуждения должна быть тщательно подготовлена, структурирована, регламентирована во времени контролируема.

Обычно дискуссия начинается с постановки преподавателем стимулирующих вопросов, подготовленных заранее. Преподаватель должен стараться предусмотреть возможную реакцию аудитории на поставленные вопросы, направляя обсуждение на достижение учебных целей.

Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении кейсов преподавателем формулируются четыре основных вопроса:

  1. Почему ситуация выглядит как дилемма?

  2. Кто принимал решение?

  3. Какие варианты решения имел тот, кто принимал решение?

  4. Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, акцентируя те моменты, на рассмотрение которых он хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что студенты могут высказывать свою точку зрения, не предусмотренную заранее.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальностям: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Программные средства офисного назначения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  2. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит 080107 Налоги и налогообложение

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Аудит» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: 080109 «Бухгалтерский учет,
  3. Учебно-методический комплекс Специальность: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Москва 2009 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Управленческий анализ в торговле» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой 1 по дисциплине по образования
  4. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Москва 2008

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  5. Учебно методический комплекс Для специальности: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Согласовано: Рекомендовано кафедрой (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Бухгалтерское дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности:

Другие похожие документы..