Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Расписание: 10:00 – 10:45 – вступительная часть: регистрация участников семинара, знакомство, кофе-тайм....полностью>>
'Документ'
Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданн...полностью>>
'Документ'
2. Кинетика электродных процессов. Виды перенапряжений. Кинетика некоторых электродных процессов: перенапряжение выделения водорода, электровосстановл...полностью>>
'Доклад'
председателя Донецкого областного совета ветеранов Сергиенко А.Н. на совместном пленуме областного совета ветеранов и коллегии главного управления зд...полностью>>

Программа для студентов, обучающихся на заочной форме обучения Составитель (3)

Главная > Программа #
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра клинической психологии

«Методологические проблемы

клинической психологии»

Программа для студентов, обучающихся на заочной форме обучения

Составитель:

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии

Ставропольского государственного университета Польшакова И.Н.

Ставрополь

2009

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО КУРСУ

«Методологические проблемы клинической психологии»

Специальность 030302 «клиническая психология»

Форма обучения ОЗО

Темы

Заочное

Лекции

Практические

занятия

1

Общие понятия о методологии науки

2

Теоретико - методологические основы клинической психологии

2

3

Основные методологические проблемы клинической психологии

2

4

Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.

2

5

Теоретические основы и актуальные методологические проблемы патопсихологии

6

Нейропсихология: методологические проблемы и методы исследования.

7

Психосоматическая проблема. Психологические исследования в клинике соматических заболеваний.

2

8

Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции

9

Методологические проблемы аномального онтогенеза

ИТОГО:

6

2

Содержание

Общие понятия о методологии науки

Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле. Методология науки и науковедение. Структура методологического знания: уровень филосовской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. Понятие методологического подхода в клинической психологии и психологии. Вклад психологии в развитие методологии науки и особое значение методологического знания для психологии.

Основные принципы клинической психологии

Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического. Системный, многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического.

Принцип развития в психологии и клинической психологии. Определение и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, зигзагообразность, диахроничность, переход этапов в уровни. Сущность генетического метода в клинической психологии.

Предпосылки возникновения системного подхода; определение системы, виды систем. Реализация системного подхода в психологических учениях: принцип целостности в гештальт-психологии, принцип системного строения высших психических функций (Л.С.Выготский), принцип системно-динамической локализации психических функций (А.Р.Лурия), системы интеллектуальных операций (Ж.Пиаже) и др. Условия целесообразности системного подхода в клинической психологии.

Дефиниции и категории отражающие разные аспекты клинической психологии

Клиническая психология. Психологические знания, навыки и методы, используемые в целях профилактики заболеваний, преодоления болезней, восстановления здоровья и социально-трудовой адаптации больных.

Необходимость научно-обоснованных принципов и методов практической работы клинического психолога.

Категория психического здоровья. Определение болезни. Понятие психической «нормы». Методологические проблемы, связанные с употреблением понятия «нормы» в клинической психологии. Клинико-психологические и общепсихологические аспекты.

Место и роль клинико-психологических исследований в системе мультидисциплинарного изучения природы болезней

Значение научной психологии для построения общей теории психиатрии. Роль психологических исследований в изучении обусловленности и природы психических болезней и пограничных нервно-психических состояний. Принцип мультидисциплинарного подхода к изучению психических болезней и причины его становления. Многоуровневость организации исследований в этой системе научного взаимодействия.

Участие клинического психолога в решении практических задач психиатрической клиники.

Личность. Проблема психической «нормы»

Разнообразие психологических концепций личности. Многоаспектность понятия «личность».

Разное методологическое значение категории «личность» в структуре различных наук.

Значение понятие личность больного человека», «преморбидная личность», «измененная личность» в медицине и клинической психологии.

«Психические болезни – болезни личности». Операциональное использование понятия «личность» в патопсихологии. Проблема нарушений личнсоти в нейропсихологии.

Теоретические основы и актуальные методологические

проблемы патопсихологии

Методологические основы патопсихологии. Клиническая патопсихология. Динамика и расширение круга методологических проблем, решаемых патопсихологией. Личностные компоненты познавательной деятельности. Распад и развитие психики. Психологические предикторы риска психических заболеваний и генетического риска ряда болезней. Соотношение патопсихологии с другими областями психологической науки, место патопсихологии в системе смежных дисциплин: нейропсихология, психиатрии, дефектологии.

Естественнонаучные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие ее прикладных областей. Значение идей И.М. Сеченова и И.И. Павлова, роль школы В.М. Бехтерева, работ С.С. Корсакова, А.Н. Бернштейна в становлении патопсихологии. Ведущая роль Л.С. Выготского в формировании патопсихологии.

Проблема разработки патопсихологических синдромов. Тесная взаимосвязь теории и практики развития патопсихологии.

Методологические принципы построения методов патопсихологической диагностики.

Нейропсихология: методологические проблемы и методы исследования.

Многоаспектность определения нейропсихологии как области психологической науки и раздела клинической психологии. Центральная методологическая проблема – мозговые основы психической деятельности человека.

Методологические основы разработки основных направлений нейропсихологии: клиническое, экспериментальное, психофизиологическое, реабилитационно-восстановительное, онтогенетическое.

Нейропсихологическая разработка синдромов и факторов патологии психики. Проблема локализации высших психических функций. Нейропсихологический подход к изучению патологии личности. Типологическое изучение «нормы».

Проблема межполушарной ассиметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

Восстановление нарушенных высших психических функций. Методологические основы разработки методов.

Психосоматическая проблема. Психологические исследования

в клинике соматических заболеваний.

Проблема связи психической и соматической «сферы». Психосоматические болезни, как модели изучения проблемы. Роль психологических факторов в возникновении и течении соматических заболеваний.

Проблемы психологической предикции и профилактики психосоматических недугов. Психологические проблемы преодоления болезни, кризиса личности и изменений системы отношений в условиях психосоматических страданий.

Психологическое обоснование реабилитационных и коррекционных программ для восстановленной работы с соматическими больными.

Психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции

Телесность человека - междисциплинарная методологическая проблема.

Центральная психологическая проблема – социализация и онтогенетическое освоение телесности через становление знаково-символической, роизвольной формы регуляции психофизиологических, соматических функций.

Психосоматический симптом – феномен культуры. Нетождественность психосоматических феноменов и симптомов. Формирование системы интрацептивных категорий.

Характеристики сформированного психосоматического феномена сознания и человеческой жизнедеятельности.

Методологические проблемы аномального онтогенеза

Биологические (генетические, соматические) предпосылки психического онтогенеза. Соотношение биологического и социального в природе аномалий развития.

Типы нарушений психического развития детей.

Проблемы психологических методов исследования и коррекции аномального ребенка.

Литература
Основная

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988, 304 с.

  2. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. 1995.

  3. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. Соч.в 6 т. М., 1982. Т.1. С.291-436.

  4. Выготский Л.С. Нарушение понятий при шизофрении. Избр. психол. труды. М.: изд. АПН РСФСР. 1956, с.481-497.

  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология, М.; МГУ, 1986, 286 с.

  6. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: МГУ, 1971, 98с.

  7. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: МГУ, 1990.

  8. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982, с.5-117, 98с.

  9. Кудрявцев И.А., Лавринович А.Н., Москаленко В.П. и др. Особенности патопсихологической квалификации результатов экспериментально-психологического исследования в условиях судебно-психиатрической экспертизы: Методические рекомендации. М.: изд. Мин. здравоохр., 1985, 27с.

  10. Методы психологической диагностики н коррекции в клинике (под ред. М.М. Кабанова, А.Е. Личко), Л.: Медицина, 1983, 308с.

  11. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. М.: Медицина, 1974, 166с.

  12. Практикум по патопсихологии. М.: МГУ, 1987,184 с.

  13. Рубинштейн С.Я. Патология слухового восприятия. М.: МГУ, 1976, 50с.

  14. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Медицина, 1970, 214 с.

  15. Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении (под ред. Ю.Ф. Полякова). М.: изд. Ин-та психиатрии АМН СССР, 1982, 203 с.

Дополнительная
    1. Зейгарник Б.В. Патология мышления. М.: МГУ, 1962, 242 с.

    2. Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как метод оценки умственного развития: Методические рекомендации. М.: изд. Ин-та психиатрии АМН СССР, 1975, 97 с.

    3. Кожуховская И.И. Нарушения критичности у психически больных: патопсихологическое исследование. М.: МГУ, 1985, 90с.

    4. Коченов М.М., Николаева В.В. Мотивация при шизофрении. М.: МГУ, 1978, 86с.

    5. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С. Эмоциональная и смысловая регуляция восприятия у психопатических личностей возбудимого и истероидного круга. //Ж. невропат, и психиатрии им С.С. Корсакова, 1984, №12, с.1810-1815

    6. Кудрявцев И.А., Сафуанов Ф.С., Васильева Ю.А. Особенности регуляции деятельности психопатических личностей смысловыми (мотивационными установками) //Ж. невропатологии и психиатрии им. C.C. Корсакова, 1985, №12, с. 1837-1842.

    7. Логинова С.В., Рубинштейн С.Я. О применении метода "пиктограмм" для экспериментального исследования мышления психических больных: Методическое письмо. М.: изд. Ин-та психиатрии АМН СССР, 1972, 55 с.

    8. Петренко Л.В. Нарушение высших форм памяти. М.:МГУ, 1976,100 с.

    9. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие, М.: МГУ, 1976,127с.

Лекция №1

Тема: Теоретико - методологические основы клинической психологии.

Цель: ознакомить студентов с методологическими принципами клинической психологии, основными задачами и общими принципами психологического исследования в клинике.

План:

  1. Общая характеристика клинической психологии.

  2. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками.

  3. Методологические принципы клинической психологии.

  4. Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.

  5. Этика в клинической психологии.

1. Общая характеристика клинической психологии.

«Клиническая психология — это частная психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Она включает следующие разделы: этиологию (анализ условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию (профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов». Шрамль одним из первых в немецкоязычных странах предложил понимать клиническую психологию шире, чем просто психологию в клинике: «Клиническая психология — это применение знаний, техник и методов основных психологических специальностей, а также смежных с ними дисциплин, таких как глубинная психология, социология и социальная педагогика в широком клиническом поле: от консультационных бюро и специализированных воспитательных учреждений до больниц».

В соответствии с государственным образовательным стандартом клиническая психология — специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

Деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и психологическую реабилитацию.

Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.

Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.

Клинический психолог в указанных выше областях выполняет следующие виды деятельности: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и некоторые другие.

2. Взаимосвязь клинической психологии с другими науками.

Базисными науками для клинической психологии являются общая психология и психиатрия.

Психиатрия относится к медицине, но теснейшим образом соприкасается с клинической психологией. Предметом научных исследований, как клинической психологии, так и психиатрии являются психические расстройства, а клиническая психология, кроме того, занимается такими нарушениями, которые по своей значимости не равноценны болезни (например, проблемы супружества и партнерства), а также психическими аспектами соматических расстройств.

Психиатрия, как частная область медицины, больше учитывает соматическую плоскость психических расстройств; в клинической же психологии основными являются психологические аспекты. Клиническая психология оказывает влияние на развитие теории и практики психиатрии, неврологии, нейрохирургии, внутренних болезней и других медицинских дисциплин.

Патопсихологические расстройства часто проявляются в экстремальных условиях, которые изучаются и другими психологическими науками, например, авиационной и космической психологией. В связи с этим был предложен термин — экстремальная психология.

Психофармакология также связана с клинической психологией, поскольку и та, и другая изучают психопатологические расстройства и способы их лечения. Кроме того, лекарственное лечение всегда оказывает на пациента положительное или отрицательное психологическое действие (например, плацебо-эффект).

В настоящее время в систему общей клинической диагностики включена психологическая диагностика (прежде всего в психиатрии). Областью клинической психологии в определенной мере является психологическая трудовая экспертиза, которая подразделяется на профориентацию, профконсультацию, профотбор и трудоустройство инвалидов. Успешно развивается медицинская педагогика — смежная с медициной, психологией и педагогикой область. Ее предметом служит обучение, воспитание и лечение больных детей — дефектопедагогика с отраслями олигофрено-, сурдо- и тифлопедагогики.

В настоящее время в качестве самостоятельной медицинской специальности выделена психотерапия. Теоретические и практические проблемы психотерапии не могут разрабатываться без клинической психологии.

Активно развивающейся отраслью современной психологии является социальная психология, в центре исследований которой находится человек в его взаимоотношениях с социальным окружением, поэтому ее влияние на клиническую психологию, несомненно.

Зарубежная клиническая психология связана и с другими дисциплинами, смысл и содержание которых новы для отечественной психологии и медицины, поэтому следует кратко остановиться на понимании некоторых из них: поведенческой медицины, психологии здоровья, общественного здоровья.

3. Методологические принципы клинической психологии.

Методология — это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, объединенная учением об этой системе. Она имеет разные уровни: философский, общенаучный, конкретно-научный, которые находятся во взаимосвязи и должны рассматриваться системно. Методология собственно клинической психологии определяется конкретно-научным уровнем и связана с мировоззренческой позицией исследователя (например, ориентированной на динамическое, когнитивно-поведенческое, гуманистическое или диалектико-материалистическое понимание личности, поведения, психопатологии).

Методология включает конкретно-научные приемы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др. Они в свою очередь реализуются в специальных процедурах — методиках получения научных данных. Являясь психологической дисциплиной, клиническая психология опирается на методологию и методы общей психологии. Методы, то есть пути познания, — это способы, посредством которых познается предмет науки.

Согласно Платонову, для медицинской (клинической) психологии наибольшее значение имеют принципы: детерминизма, единства сознания и деятельности, рефлекторный, историзма, развития, структурности, личностного подхода. Пояснения, вероятно, требуют лишь некоторые из них, в частности, последние три принципа.

Принцип развития. В клинической психологии этот принцип может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств в их прямом (развитие болезни) и обратном (ремиссия, выздоровление) развитии. Специфическим является особая категория — патологическое развитие личности.

Принцип структурности. В общей психологии изучают структуры сознания, деятельности, личности и др. Задачей клинической психологии является приведение в единую систему частных структур различных психопатологических явлений и согласование ее с общей структурой здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода. В клинической психологии личностный подход означает отношение к пациенту или исследуемому человеку как к целостной личности с учетом всей ее сложности и всех индивидуальных особенностей. Следует различать личностный и индивидуальный подходы. Последний — это учет конкретных особенностей, присущих данному человеку в данных условиях. Он может реализоваться как личностный подход или как изучение отдельно взятых индивидуально-психологических или соматических качеств.

Подчеркивая значение методологических проблем в клинической психологии, Мясищев писал: «Чем более важны и ответственны проблемы здоровья и болезней человека, тем более необходимо серьезное обоснование методологической стороны и основы медицинской психологии, сложность и трудность которой возрастает вследствие сочетания в проблеме медицины и психологии».

4. Основные задачи и общие принципы психологического исследования в клинике.

Общей задачей клинического психолога в лечебно-профилактических учреждениях является его участие в проведении патогенетической и дифференциальной диагностики различных болезней, лечении и социально-трудовом приспособлении больных. Конкретные задачи могут быть определены следующим образом: участие в решении задач дифференциальной диагностики; анализ структуры и установление степени психических нарушений; диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения; характеристика личности и системы ее отношений; оценка динамики нервно-психических нарушений и учет эффективности терапии, решение экспертных задач, участие в психокоррекционной, психотерапевтической и реабилитационной работе с больными.

Современная клиническая психология располагает большим арсеналом методов исследования. Большей частью эти методы заимствованы из общей психологии, часть из них создана в клинической психологии как собственно клинико-психологические приемы. Условно все методы психологии могут быть разделены на нестандартизированные и стандартизированные. Нестандартизированные методы, представленные прежде всего набором так называемых патопсихологических методик (Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Поляков), отличаются «прицельностью», направленностью на определенные виды психической патологии, и выбор их осуществляется индивидуально для конкретного испытуемого

В практической деятельности клинического психолога используются также и стандартизированные методики. В этом случае группы соответствующим образом подобранных и структурированных заданий предъявляются в одинаковой форме каждому испытуемому с целью сопоставления способа и уровня выполнения их испытуемым и другими лицами. Стандартизированные методы можно определить как широко понимаемые тесты, причисляя к ним тесты для исследования психических процессов, психических состояний и личности.

5. Этика в клинической психологии.

Профессиональная деятельность клинического психолога интегрирована во все основные сферы медицинской науки и практики. Истоки клинической психологии и ее развитие как специальности неразрывно связаны с медициной, особенно с психиатрией и психотерапией. Поэтому, обращаясь к этическим аспектам этой сравнительно молодой специальности, нельзя не остановиться на современных моделях медицинской этики.

Учитывая все многообразие врачебного нравственного опыта, можно выделить 4 сосуществующие модели:

1. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).

2. Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

Модель Гиппократа. Первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др. В древних культурах — вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой — способность врачевать свидетельствовала о «божественной» избранности и определяла элитное, как правило, жреческое положение в обществе. Становление светской медицины в Древней Греции связано с принципами демократии городов-государств, и освященные права врачующих жрецов неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед страждущими. Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики. Основополагающим принципом для модели Гиппократа является принцип «не навреди»,

Модель Парацельса. Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века. Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541 гг.). Эта форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели завоевывается социальное доверие личности пациента, то «модель Парацельса» — это учет индивидуальных особенностей личности, признание глубины ее душевных контактов с врачом и включенности этих контактов в лечебный процесс. Основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие.

Деонтологическая модель. Впервые термин «деонтология» («deontos» — должное, «logos» — учение) ввел английский философ Бентам (1748-1832), обозначая этим понятием науку о долге, моральной обязанности, нравственного совершенства и безупречности. Деонтологический уровень медицинской этики, или «деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга». Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе.

Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил (соизмерение, соблюдение себя с «должным» и осуществление оценки действия не только по результатам, но и по помыслам), соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа для студентов, обучающихся на заочной форме обучения Составитель (4)

    Программа
    Изучение предмета «Современные проблемы патопсихологии» позволяет студентам сформировать знания, умения и навыки, необходимые им в период прохождения преддипломной практики.
  2. Программа для студентов, обучающихся на заочной форме обучения Составитель (2)

    Программа
    Клинические формы и течение алкогольной энцефалопатии, алкогольного галлюциноза, алкогольных бредовых психозов. Клинические формы и течение патологического опьянения
  3. Программа для студентов, обучающихся на заочной форме обучения Составитель (1)

    Программа
    «Введение в клинический психоанализ» возникла на стыке возрастной психологии, детской патопсихологии, детской нейропсихологии и детской психиатрии, но имеет свой предмет исследования и дает возможность в рамках психологической диагностики
  4. Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения специальность 030501 «Юриспруденция» (7)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимум содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501 «Юриспруденция» утвержденной
  5. Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения специальность 030501 «Юриспруденция» (14)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимум содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501 «Юриспруденция» утвержденной

Другие похожие документы..