Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, непрерывность общения - необходимое условие жи...полностью>>
'Документ'
В настоящее время выработан единый методический подход к проведению государственного тестирования по русскому языку как иностранному. Параллельно раз...полностью>>
'Регламент'
Настоящие правила устанавливают порядок проведения энергетических обследований топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) во всех сферах экономики Россий...полностью>>
'Публичный отчет'
10.1. Информация о прекращаемой деятельности и внеоборотных активах, удерживаемых для продажи (МСФО (IFRS) 5 «Выбытие внеоборотные активов, предназна...полностью>>

Рабочая программа по истории Средних веков для 6 класса Количество часов: 1 (35 за учебный год)

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Красноярский филиал

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района Томской области

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы________Алексеев А.А. Председатель РМО______Вожова Н.В.

«__»__________20__ года «__»__________20__ года

Заведующая филиалом______Фомина Г.А.

Рабочая программа

по истории Средних веков

для 6 класса

Количество часов: 1 (35 за учебный год)

2011-2012 учебный год

Автор программы: Игнатов А.В. (2010)

Автор учебника: Агибалова Е.В. (2009)

Планирование составил: учитель истории Моисеев А.В.

Красноярка 2011

Пояснительная записка

Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с примерным количеством часов, отводимых базисным учебным планом на изучение данного предмета, и направлена на личностное развитие и социализацию учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям. Она призвана содействовать реализации единой концепции исторического образования по всеобщей истории.

Программа предполагает изучение всеобщей истории на основе цивилизационного подхода, поэтому ряд тем посвящён вопросам взаимодействия цивилизаций в различные периоды мировой истории.

При составлении программы учитывались межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса, возрастные особенности учащихся.

Изучение курса направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • Формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  • Складывание представлений о выдающихся личностях и ключевых событиях прошлого.

В рамках познавательной деятельности учащихся изучение всеобщей истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы и звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять и классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным снованиям, критериям. При выполнении творческих работ у школьников формируется умение находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Реализация программы исторического образования по всеобщей истории на ступени основного общего образования предполагает достижение метапредметных результатов. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволит учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранного языков. Знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры.

В основу программы положено сочетание новых и традиционных подходов к изучению всеобщей истории. В ней отражены следующие предметные результаты:

  • Воспитание патриотизма, гуманизма, уважения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • Ознакомление учащихся с важнейшими событиями всемирной истории, фактами, биографиями исторических деятелей прошлого и современности, основными процессами развития человеческого общества в их взаимосвязях и хронологической последовательности;

  • Создания у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;

  • Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;

  • Развитие способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;

  • Формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения истории ученик должен:

Знать:

  • Хронологию событий – основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времён и до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • Важнейшие достижения культуры; системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • Основные виды исторических источников.

Уметь:

  • Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всемирной истории;

  • Отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства из разных источников;

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, демонстрируя знания необходимых фактов, дат, терминов; давать описания исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов, сочинений, отчётов об экскурсиях;

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические события и явления по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • Соблюдения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • Применения знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

  • Способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Содержание обучения в 6 классе:

Тема № 1 «Введение» (1 час).

Периоды Всемирной истории и их хронологические рамки. Средние века как часть Всемирной истории. Хронологические рамки Средних веков. Происхождение термина «Средние века». «Светлый» и «тёмный» образы Средневековья. Почему история Средних веков изучена лучше, чем история Древнего мира.

Тема № 2 «Западная Европа на заре Средневековья» (5 часов).

Упадок античного мира. Романизация народов и племён Римской империи. Причины и проявления кризиса античного мира. Упадок рабовладельческого хозяйства. Раскол Римской империи на Западную и Восточную. Мир варваров. Образ жизни, занятия и общечеловеческие ценности германских и славянских племён. Варварские народы Европы – кельты, германцы, славяне. Двуполье. Соседская община. Вождь и дружина. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи и начало эпохи Средневековья. Последствия гибели Западной Римской империи для римлян и варваров.

Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Завоевание Британии германскими племенами англов и саксов. Легенды о короле Артуре. Англосаксы. Образование англосаксонских королевств в Британии. Распространение христианства среди англосаксов. Римский папа. Королевство остготов в Италии. Неудачная попытка короля «готов и италиков» примирить варваров и римлян. Завоевание Италии восточной Римской империей. Образование в Северной и Центральной Италии Лангобардского королевства. Завоевания франков в Галлии и рождение Франкского королевства. Хлодвиг. Установление королевской власти. Королевская дружина. Принятие франками христианства. Система управления Франкским королевством. Салическая правда. Королевский двор. «Ленивые короли» и установление власти майордомов. Карл Мартелл и реформа армии. Основание династии Каролингов. Создание Папской области.

Карл Великий. Войны Карла Великого против лангобардов в Италии и арабов в Испании. «Песнь о Роланде» - знаменитое произведение средневековой литературы. Расширение границ Франкского королевства. Покорение саксов. Возникновение империи Карла Великого. Принятие императорского титула Карлом Великим, его значение. Управление империей при первом императоре. Герцоги, графы, маркграфы. «Королевские посланцы». Верденский раздел, его причины и значение.

Северная Европа в раннее Средневековье. Норманны-викинги – воины и мореплаватели. Берсёрки. Драккары. «Ледовая страна». «Зелёная страна». Норманны в Северной Америке. Походы викингов и их последствия для Западной Европы. Герцогство Нормандия. Сицилийское королевство. Альфред Великий. Подчинение Англии Вильгельмом Завоевателем. Битва при Гастингсе. Государства викингов в Европе. Борьба германских королей с племенами венгров. Образование Венгерского королевства.

Упадок античной культуры. Традиции варварских народов и наследие Античности в культуре европейского Средневековья. Латынь – основа итальянского, испанского и французского языков. Христианская церковь – единственная организованная сила в Западной Европе. Христианство и язычество в раннее Средневековье. Языческие обычаи как часть европейской культуры. Христианские святые. Образование в эпоху Средневековья. «7 свободных искусств». Тривиум. Квадривиум. Монастырские школы. Рукописные книги и книжное дело. Пергамент. Миниатюра. «Каролингское возрождение» - возникновение интереса к Античности при Карле Великом. Придворная Академия. Школа, просвещение и искусство в эпоху Карла Великого.

Тема № 3 «Восточнохристианский мир (3 часа).

Византия: территория, население, хозяйство. «Страна городов» и «мастерская Вселенной». Константинополь – «Второй Рим». Преемственность с античной цивилизацией. Государство и церковь в Византии. Патриарх. Эпоха Юстиниана I:реформы и укрепление империи. Восстание «Ника». «Кодекс Юстиниана». Попытки императора Юстиниана восстановить Римскую империю в прежних границах. Борьба Византии с врагами на западе и на востоке.

Складывание православного мира. Жизнь славянских племён. Византия и славяне. Славянские просветители святые Кирилл и Мефодий. Кириллица. Миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия. Славянская азбука. Распространение христианства среди южных славян. Первое Болгарское царство и Византия. Восстановление независимости Болгарии. Второе Болгарское царство.

Византия и античное культурное наследие Христианское наследие в культуре византийцев. Образование и книжное дело в Византии. Византийские школы. Любимые книги византийцев. Византийская наука. «Тайная история» Прокопия Кесарийского. Изобретения Льва Математика. Тайное оружие византийцев – «греческий огонь». Византийская храмовая архитектура. Собор Святой Софии в Константинополе. Канон. Византийская живопись. Икона. Фреска, мозаика. Культура южнославянских народов.

Тема № 4 «Арабы и рождение арабского мира» (2 часа).

Природа и население Аравии. Быт и хозяйство арабов. Города Аравии. Священный город Мекка. Кааба. Паломничество. Жизнь Мухаммеда. Духовные искания и проповеди «печати пророков». Бегство Мухаммеда и его последователей из Мекки в Ясриб (Медину). Победа Мухаммеда в борьбе за Мекку и утверждение ислама в Аравии. Возникновение единого исламского государства. Основы исламского вероучения. Коран. Мечеть. Хадж. Шариат.

Начало завоевательных походов арабов. Причины военных успехов мусульман. Создание арабского халифата. Первые халифы и раскол в исламе. Шииты и сунниты. Принципы ислама и изменение жизни народов, территории которых вошли в состав халифата. Отношение арабов к завоёванным народам. Политический и экономический строй халифата. Причины распада Арабского халифата. Распространение ислама за пределами Аравии.

Возникновение мусульманской культуры. Образование в халифате. Медресе. Наука арабов-мусульман. «Дома мудрости». Географические познания арабов. Медицина. Авиценна. Литература мусульманских стран. Поэзия. «Тысяча и одна ночь». Каллиграфия. Багдад – столица халифата. Архитектура мусульманских городов.

Тема № 5 «Западноевропейское общество в XI-XV веках (6 часов).

Средневековый человек: между Богом и дьяволом. Представления людей об окружающем мире и месте человека в нём. Христианская религия – основа мировоззрения в Средние века. Добро и зло в представлении средневекового человека. Ангел-хранитель и бес-искуситель. Грехи. Ад, рай, чистилище. Мощи. Страшный суд. Адские муки. Представления средневекового человека о времени. Хроники. Начало времён – сотворение Богом Земли. Рождество Христово – начало современного летоисчисления. Средневековые представления о пространстве. Земле и Вселенной: переплетение научных знаний с вымыслом и фантастикой. «Седьмое небо». «Лестница спасения».

Феодалы и феодализм. Феод. Зависимые крестьяне. Феодальные повинности: барщина и оброк. Феодальное поместье. Чересполосица. Натуральное хозяйство. Феодальная раздробленность. Причины феодальной раздробленности в Западной Европе. Политические права феодалов. Устройство феодального общества. Сословия. Три сословия: «молящиеся» (священники), «воюющие» (феодалы), и «работающие» (крестьяне и горожане).

Христианская церковь в жизни средневекового общества. «Божий мир». Вселенские соборы. Символ веры. Разногласия между христианами Византийской империи и стран Западной Европы. Раскол христианской церкви на православную (восточную) и католическую (западную) – возникновение двух христианских миров. Отношения между духовными и светскими властями в Византии и Западной Европе. Духовенство – первое сословие средневекового общества. Церковная десятина. Священники и миряне. Обет. Чёрное и белое духовенство. Иерархия. Папа римский, кардиналы, епископы, диаконы. Монашеские ордена. Аскетический образ жизни. Аббат. Индульгенция. Нищенствующие ордена. Францисканцы. Доминиканцы.

Конные воины – рыцари. Обязанности рыцаря. Паж. Оруженосец. «Семь рыцарских добродетелей». Посвящение в рыцари. Вооружение рыцаря. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Военное и политическое значение феодальной лестницы. Права и обязанности сеньора и вассала. Образ жизни рыцаря. Кодекс чести. Рыцарский турнир. Герб. Рыцарский замок. Донжон.

Крестьянское сословие в феодальном обществе. Образ жизни средневековых крестьян. Крестьянская община. Мировоззрение средневекового крестьянина. Новые черты в сельском хозяйстве. Трёхполье. Мельницы.

Рост старых и возникновение новых городов в раннее Средневековье. Право городов на самоуправление. Магистраты. Мэр, бургомистр. «Городской воздух делает свободным». Облик средневекового города: рыночная площадь, ратуша. Собор, дома горожан. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Средневековые ремесленники. Ремесленный цех. Устав цеха. Мастер, подмастерье, ученик. Шедевр. «Вечные подмастерья». Купцы, ростовщики, банкиры. Купеческая гильдия. Особенности внутренней и внешней торговли в Средние века. Ярмарки.

Ересь. Причины возникновения еретических движений. Альбигойцы. Альбигойские войны. Апостольские братья. Борьба католической церкви с еретиками. Отлучение от церкви. Инквизиция.

Причины и цели движения крестоносцев. Роль папства в организации крестовых походов. Причины участия представителей различных сословий в Крестовых походах. Первый крестовый поход. Государства крестоносцев на Востоке. Создание духовно-рыцарских орденов: госпитальеры, тамплиеры, тевтонцы. Второй и Третий Крестовый походы. Ричард I Львиное Сердце. Четвёртый Крестовый поход и захват Константинополя. Последние Крестовые походы. Итоги Крестовых походов. Значение Крестовых походов для стран Востока и Запада.

Тема № 6 «Западная Европа в XI-XV веках: от рассвета к закату Средневековья» (9 часов).

Последствия норманнского завоевания Англии. Королевская власть в Англии. Изменения в управлении страной. Шерифы. «Книга страшного суда». Реформы Генриха Плантагенета. «Щитовые деньги». Присяжные. Война баронов против короля Иоанна Безземельного и подписание «Великой хартии вольностей» - грамота о правах свободных граждан Англии. Создание английского парламента. Функции и структура парламента. Сословно-представительная монархия. Франция при первых Капетингах. Причины политической централизации Франции. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Начало становления сословно-представительной монархии при Филиппе IV Красивом. Генеральные штаты.

Причины и повод к Столетней войне. Начало войны. Поражение французских рыцарей при Креси и Пуатье. Жакерия. Ход военных действий во второй половине 14 века. Восстание Уота Тайлера в Англии. Возобновление войны в начале 15 века. Успехи англичан в битве при Азенкуре. Жанна де Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Торжество королевской власти в Англии и во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Людовик XI и Карл Смелый. Завершение создания единых государств в Англии и во Франции.

Рождение Священной Римской империи. Император Оттон I. Причины непрочности Священной Римской империи. Борьба между римскими папами и императорами. Папа Григорий VII. Император Генрих IV. «Путь в Каноссу». Вормское соглашение. Попытки императоров Священной Римской империи подчинить Северную Италию. Фридрих I Барбаросса и итальянские города. Ломбардская лига. Фридрих II – один из самых могущественных государей Европы. «Натиск на восток». Причины и особенности завоеваний германскими феодалами славянских и прибалтийских народов. Ослабление центральной власти в Священной Римской империи. «Золотая булла».

Славянские народы в раннее Средневековье. Великая Моравия. Чешское государство. Вацлав I и его роль в объединении чешских земель. Чехия в составе Священной Римской империи. Карл IV – король Чехии и император Священной Римской империи. Учение Яна Гуса. Гуситы. Причины гуситских войн и их итоги. Ян Жижка. Табориты. Образование Польского государства. Мешко I. Болеслав Храбрый. Феодальная раздробленность Польши. Польская шляхта. Сейм. Борьба Польши с внешней агрессией. Грюнвальдская битва.

Особенности экономического и политического развития итальянских государств. Города-государства Северной Италии: управление внешнеполитические и торговые связи, внутриполитическая борьба. Венеция – «царица Адриатики». Дож. Олигархия. Флорентийская республика. Городской совет «Чомпи». Лоренцо Медичи Великолепный. Папское государство. «Авиньонское пленение пап». «Великий раскол» католической церкви. Южная Италия. Сицилийское королевство при Фридрихе II.

Арабское завоевание Испании и его последствия. Пиренейский полуостров под властью арабов. Кордовский халифат. Мавры. Культурное влияние арабов на народы Европы. Начало Реконкисты. Духовно-рыцарские ордена и их роль в Реконкисте. Возникновение христианских государств – королевств Леон, Кастилия, Наварра, Арагон. Образование Португальского королевства. Образование в Испании централизованного государства. Сословно-представительная монархия в Испании. Кортесы. Фернандо Арагонский и Изабелла Кастильская. Падение Гранадского эмирата и завершение Реконкисты. Испанская инквизиция. Мориски и мораны. «Чистота веры». Аутодафе.

Тема № 7 «Западноевропейская культура XI-XV веков» (4 часа).

Архитектура и скульптура романского стиля. Влияние христианской религии на развитие искусства Западной Европы. Храм – центр культурной жизни людей. Характерные черты романского стиля. «Библия для неграмотных». Готическая архитектура. Витраж. Артели каменщиков. Собор Парижской Богоматери и соборы в Реймсе, Шартре, Кёльне. Средневековая литература. Прекрасная Дама. Трубадуры. Героический эпос: «Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого стола». Романы в стихах. Робин Гуд. Праздники и театральные представления. Менестрели. «Праздник дураков». Средневековый карнавал. Значение праздников для людей Средневековья.

Обучение в средневековых школах. Учебные предметы. «Семь свободных искусств». Пьер Абеляр. Школяр. Появление средневековых университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Ректор. Бакалавр. Магистр. Обучение в средневековом университете. Лекции, диспуты. Студенческая жизнь. Колледжи. Ваганты – бродяги-студенты. Средневековая наука. Схоластика. Фома Аквинский. Возрастание значения научного опыта в трудах Роджера Бэкона. Богословие. Алхимия. «Философский камень».

Сущность понятия «Возрождение». Возникновение культуры Возрождения. Зарождение идей гуманизма. Данте – предвестник Возрождения. «Божественная комедия». Литература раннего Возрождения. «Книга песен» Франческо Петрарки. «Декамерон» Джованни Боккаччо. Искусство раннего Возрождения, Творчество художников Джотто, Мазаччо, Боттичелли, архитектора Филиппо Брунеллески, скульптора Донателло.

Тема № 8 «Турки-османы против христианского мира» (1 час).

Возрождение Византийской империи. Страны Балканского полуострова. Превращение Болгарии в сильнейшее государство на Балканах и причины упадка. Сербия. Возникновение Османского государства. Турки-османы и Византия. Покорение турками-османами Болгарии и Сербии. Битва на Косовом поле. Крестовый поход против османов. Поражение крестоносцев.

Успехи и неудачи турок-османов. Тимур. Флорентийская уния. Объединение христианских церквей под верховной властью римского папы. Причины гибели Византийской империи. Падение Константинополя. Мехмед II завоеватель. Система управления Османским государством. Армия в Османской империи. Янычары. Положение христианских народов в Османской империи.

Тема № 9 «Народы Азии, Америки и Африки в Средние века» (4 часа).

Китай – «Срединное государство». «Поднебесная империя» в Средние века. Связь традиций древнего и средневекового Китая. Династии Тан и Сун. Монгольское завоевание Китая. Восстание тайной организации «Белый лотос» и начало правления династии Мин. Учения китайских мудрецов. Буддизм, даосизм, конфуцианство. Государство в Китае. Император – «Сын Неба». Китайские чиновники и их роль в управлении государством. Конфуцианская система воспитания. «Книга трёх иероглифов». «Книга тысячи иероглифов». Поэзия и живопись средневекового Китая.

Природа Японии и занятия её жителей. Влияние природы на хозяйство и культуру Японии Возникновение Японского государства. Ямато. Происхождение императорской власти. Время Великих перемен. Самураи, их моральный кодекс. «Бусидо» - «путь воина». Сэппуку (харакири). Сёгун. Захват власти сёгунами. Власть сёгуна и власть императора. Отражение монгольского нашествия. Влияние религии на культуру Японии. Взаимовлияние синтоизма и буддизма. Природа в японской культуре.

Природа Индии и занятия её жителей. Варны и касты. Неприкасаемые. Влияние кастового строя на жизнь индийцев. Раджи и магараджи. Войско в средневековой Индии. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Особенности индийской общины. Гунны в Северной и Центральной Индии. Мусульманское завоевание Индии. Делийский султанат. Религиозная политика мусульманских правителей. Индуизм – языческая религия Индии. Влияние индуизма на индийскую культуру.

Природа Африки и занятия её жителей. Складывание первых государств на территории Африки. Колониализация Африки. «Чёрный товар».

Заселение Американского континента. Индейцы. Подсечно-огневое земледелие. Государство индейцев. Значение понятия «доколумбова Америка». Города-государства майя. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Держава ацтеков. «Владыка всех людей». Империя сынов Солнца – инков. «Единственный инка». Культурные и научные достижения инков.

Тема

Основное содержание

Кол-во часов

Оборудование

к уроку

Термины

к уроку

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата проведе-

ния урока

Знать

Уметь

«Живое средневековье»

(1 час).

Урок № 1

«Введение. Происхождение понятия Средневековье.

1

Карта учебника

№ 1,

карта «Мир

в средние века», атлас «История Средних веков»,

рабочие тетради.

Средне-

вековье, история, исторические источники, феодализм, традиционное общество, цивилизация.

Иметь представление

о хронологичес-

ких и географических границах Средневековья; дать представление

о своеобразии путей исторического развития стран

и народов.

Продолжить формирование умений работать с исторической картой, учебной

и дополнительной литературой, давать рецензию на ответ товарища.

Введение.

«Западная Европа на заре Средневековья»

(5 часов).

Урок № 2

«Древние германцы

и Римская империя».

1

Карты «Европа

в 5-7 веках», «Народы и их передвижение в Европе в 4-7 веках», атлас «История Средних веков», рабочая тетрадь, карта № 1.

Род, племя, родовая община, семья, варвары, готы, кельты, гунны, знать, ярлы, герцоги.

Изучить занятия германцев

в период варварского общества; выявить, что завоевания германцев положили начало формированию соседской общины, иметь представление об образовании раннефеодаль-

ных государств.

Уметь анализировать исторические факты, на основе анализа делать выводы, уметь составлять рассказ на заданную тему, давать рецензию на ответ товарища.

Параграф

№ 1, термины, даты.

«Западная

Европа на заре Средневековья»

(5 часов).

Урок № 3

«Королевство франков и христианская церковь

в 6-8 веках».

1

Карта учебника № 2 «Франкское государство

в 5-начале 9 веков», атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Династия, король, сборник законов, титул, зависимые крестьяне, проповедь, папа римский, приход, духовенство, миряне, обитель, монастырь, аббат, трапезная, скрипторий, майордом, феод, феодал, папская область.

Иметь представление о причинах складывания государства

у франков;

об отношениях франкских королей и христианской церкви;

о складывании классов феодалов

и зависимых крестьян.

Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, кратко пересказывать текст параграфа, выделять главное в рассказе учителя.

Параграф

№ 2, термины, даты.

Европа на заре Средневековья»

(5 часов).

Урок № 4

«Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздроблен-

ность».

1

Карта «Образование империи Карла Великого»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Император, империя, коронование, королевский двор, рыцарь, феодальная раздроблен-

ность, междоусоб-

ные войны, сеньор, вассал, вассалитет, феодальная лестница, «благород-

ные», простолюди-

ны, феодальное право.

Иметь представление о формировании, функциях и распаде раннефеодаль-

ного государства;

о причинах междоусобных войн;

о социальных группах раннефеодаль-

ного государства.

Продолжить формирование умений пересказывать текст, анализировать исторические источники, на основе анализа делать логические выводы, давать рецензию на ответ товарища.

Параграф

№ 3, термины, даты.

Урок № 5

«Западная Европа

в 9-11 веках».

1

Карта

«Образование империи Карла Великого»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Домен, придворные, мадьяры, легенда, рыцари Круглого стола, миссионеры, норманны, путь из варяг в греки, датские деньги.

Иметь представление

о причинах слабости королевской власти во Франции

и Англии

в изучаемый период, о создании новых государств на политической карте мира.

Продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, кратко пересказывать текст параграфа, выделять главное в рассказе учителя.

Параграф

№ 4, термины, даты.

Европа на заре Средневековья»

(5 часов).

Урок № 6

«Культура Европы в раннее Средневековье».

1

Атлас «История Средних веков», рабочие тетради, иллюстративный ряд учебника.

Каролингское Возрождение, Ахенская капелла, соборные школы, «семь свободных искусств», «тривиум», квадривиум, Ветхий завет, Новый завет, пергамент, инициалы, миниатюра, жития святых, хроники, эпические песни.

Познакомить учащихся

с уровнем развития культуры Западной Европы, дать характеристику различным

её отраслям, показать главные тенденции

её развития.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 5, термины, даты.

«Восточно-

христианский мир» (3 часа).

Урок № 7

«Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами».

1

Карта «Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в 6-11 веках»,

карта № 3 атласа «Византийская империя

в 6-11 веках»,

схема «Византия

в 6-11 веках»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Евразийское государство, скипетр, реформа, кодекс Юстиниана, римское право, ромеи.

Иметь представление о Византийской империи как

о наследнице империи ромеев; выявить особенности феодализма

в Византии.

Продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты, на основе анализа делать выводы.

Параграф

№ 6, термины, даты.

«Восточно-

христианский мир» (3 часа).

Урок № 8

«Культура Византии».

1

Атлас «История Средних веков», рабочие тетради, иллюстрация «Собор Святой Софии в Константинополе», репродукция иконы «Владимирская богоматерь».

Образование, «греческий огонь», храм, притвор, неф, апсида, алтарь, крестово-купольный тип храма, барабан, мозаика, смальта, фрески, пророки, апостолы, иконы.

Познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими

на развитие культуры Византии, иметь представление

о важнейших

достижениях византийского искусства

в архитектуре, мозаике, иконописи.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 7, термины, даты.

Урок № 9

«Образование славянских государств».

1

Карты «Три ветви славян», «Болгарское царство в 8-10 веках», «Образование славянских государств в 9-11 веках»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Славяне, ремёсла,

вече, племенные союзы, кочевники-печенеги, Велико-

моравская держава.

Иметь представление

о причинах появление новых государств на политической карте мира.

Продолжить формирование умений раскрывать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты, на основе анализа делать выводы.

Параграф

№ 8, термины, даты.

«Арабы и рождение арабского мира»

(2 часа).

Урок № 10

«Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад».

1

Карты «Арабский халифат

в 7-11 веках», «Завоевания арабов в 7-9 веках», «Распад Арабского халифата»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Бедуины, караван-сарай, ярмарка, храм Кааба, ислам, мусульмане, хиджра, Коран, джихад, газават, шариат, кади, халиф, мечеть, дервиш, эмир.

Иметь представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации, выявить рол ислама в объединении арабских племён; ознакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 9, термины, даты.

Урок № 11

«Культура стран халифата».

1

Иллюстрации «Соборная мечеть в Кордове (интерьер), «Мечеть Омейядов

в Дамаске, Сирия», «Львиный двор

в Альгамбре.

13-14 века.

Гранада. Испания».

Сунна,

Коран, мечеть, медресе, михраб, мулла, минарет, арабески, мавр, мавританский стиль.

Иметь представление об исторических условиях, которые благоприятно повлияли на развитие культуры стран Арабского халифата; выяснить, какой вклад внесли арабы в развитие мировой культуры.

Показать роль ислама

в развитии культуры стран Арабского халифата; создать представление

о мавританском стиле в архитектуре и

арабской книжной миниатюре; анализировать

и описывать исторические памятники.

Параграф

№ 10, термины, даты.

«Западно-

европейское общество в XI-XV веках (6 часов»).

Урок № 12

«В рыцарском замке».

1

Атлас «История Средних веков», рабочие тетради, гравюра

«Рыцарское войско на привале», миниатюра «Рыцарский турнир», миниатюры

«Охота с собаками на дикого кабана», «Принесение вассалом клятвы верности сеньору», «Рыцарь танцует

с прекрасными дамами».

Замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд,

герб,

девиз,

кодекс рыцарской чести.

Иметь представление

о быте, жизни развлечениях рыцарей,

о том,

чему и как

их обучали

и к чему готовили.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 11, термины, даты.

Урок № 13

«Средневековая деревня и её обитатели».

1

Атлас «История Средних веков», рабочие тетради, гравюра

«Рыцарское войско на привале», миниатюра «Рыцарский турнир», миниатюры

«Охота с собаками на дикого кабана», «Принесение вассалом клятвы верности сеньору», «Рыцарь танцует

с прекрасными дамами».

Феодальная вотчина, господский надел, крестьянский надел, повинности, барщина, оброк,

лично зависимые крестьяне, крестьянская община, угодья, натуральное хозяйство.

Иметь представление

о понятиях, характеризую-

щих средневековое общество, показать положение, условия жизни

и быта разных слоёв средневекового общества: крестьян, феодалов.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 12, термины, даты.

«Западно-

европейское общество в XI-XV веках (6 часов»).

Урок № 14

«Формирование средневековых городов».

1

Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в 14 веке», Рисунки «Мастерская ремесленника», «Гербы ремесленных цехов», атлас «История Средних веков»,

рабочие тетради.

Город, горожане, коммуна, самоупрвле-

ние, мэр, бургомистр, ратуша, мастер, подмастерье, заработная плата, шедевр, цехи, конкуренция, старшина, цеховой устав, гильдия, товарищество, компаньон, Ганзейский союз, фактория, ярмарка, менялы, ростовщики, ломбард, недвижи-

мость, «движимая собствен-

ность», разделение труда.

Иметь представление об основных причинах возникновения

и образования городов; показать,

что город становится торгово-ремесленным центром; показать роль труда ремесленников и крестьян в возникновении разделения труда между городом и деревней.

Раскрывать причины, способы и последствия борьбы городов

с сеньорами; создавать представление

о жизни и быте горожан, анализировать

и описывать исторические памятники.

Параграф

№ 13, термины даты.

«Западно-

европейское общество в XI-XV веках (6 часов»).

Урок № 15

«Горожане

и их

образ

жизни».

1

Карта «Развитие ремесла и торговли в Европе в 14 веке», рисунки «Площадь перед Ратушей», «Строители», «Рыночная площадь», «Улица в средневековом городе», атлас «История Средних веков»,

рабочие тетради.

Патриции,

бюргеры, собор, «локоть», Ратуша, «позорный столб», университете, интеллиген-

ция, кукольник, городское сословие.

Иметь представление

о городском образе жизни,

о быте, занятиях и развлечениях горожан.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 14, термины, даты.

Урок № 16

«Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики».

1

Карта «Западная Европа

в 11-начале

13 веков. Крестовые походы»,

атлас «История Средних веков»,

рабочие тетради.

Сословия, исповедь, десятина, «священные реликвии», мощи, рака, индульгенциякатолицизм, православие, фанатизм, церковные соборы, догматы, чистилище, еретики, отлучение от церкви, инквизиция, рыцарские ордены.

Показать процесс превращения церкви в могуществен

ную политическую и экономическую организацию; выявить, как церковь увеличивала свои богатства; ознакомить учащихся с моралью и учением католической церкви.

Характеризовать средневековые ереси как формы протеста народных масс против гнёта католической церкви; продолжить формирование умений работать с исторической картой, учебной и дополнительной литературой, составлять простой и сложный планы параграфа.

Параграф

№ 15, термины, даты.

«Западно-

европейское общество в XI-XV веках (6 часов»).

Урок № 17

«Крестовые походы».

1

Карта «Западная Европа

в 11-начале

13 веков. Крестовые походы»,

атлас «История Средних веков»,

рабочие тетради.

Святая земля, Гроб Господень, крестоносцы, крестовый поход, «семь тощих лет», великий магистр, дож.

Иметь представление

о причинах крестовых походов на Восток и целях их участников.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой

Параграф

№ 16, термины, даты, таблицы, сообщения.

«Западная Европа в XI-XV веках:

от рассвета

к закату Средневековья» (9 часов).

Урок № 18

«Как происходило объединение Франции».

1

Карты «Англия и Франция в средние века»,

«Англия и Франция в 11-

начале 14 веков», атлас «История Средних веков»,

рабочие тетради.

Денежный оброк, средний слой, Авиньонское пленение пап, Генеральные штаты, сословная монархия.

Иметь представление об особенностях образования централизованного государства во Франции; показать сущность сословного строя, значение образования представительного учреждения – Генеральных штатов.

Продолжить формирование умений анализировать и сравнивать исторические явления, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой

Параграф

№ 17, термины, даты.

«Западная Европа в XI-XV веках:

от рассвета

к закату Средневековья» (9 часов).

Урок № 19

«Что англичане считают началом своих свобод»?

1

Карты «Англия и Франция в средние века»,

«Англия и Франция в 11-

начале 14 веков», атлас «История Средних веков»,

рабочие тетради.

Нормандская династия, «Книга Страшного суда», баллады, суд присяжных, графство, шериф, Великая хартия вольностей, «бешеный совет» в Оксфорде, парламент, палата лордов, палата общин.

Иметь представление

о том, почему в Англии процесс усиления королевской власти был более ранним; показать отличие парламента от Генеральных штатов.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 18, термины, даты.

«Западная Европа в XI-XV веках:

от рассвета

к закату Средневековья» (9 часов).

Урок № 20

«Столетняя война».

1

Карта «Англия и Франция в период Столетней войны», атлас «Англия и Франция в период Столетней войны

(1337-1453)»,

рабочие тетради.

Столетняя война, наёмник, арбалет, война бургундцев с арманьяками, партизанская война, Орлеанская дева, народная освободительная война.

Иметь представление

о причинах

и характере феодальной войны; познакомить учащихся с организацией феодального войска (с его вооружением и тактикой); охарактеризо-

вать

основные этапы Столетней войны; показать героическую роль Орлеанской девы в освобождении Франции.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 19, термины, даты.

«Западная Европа в XI-XV веках:

от рассвета

к закату Средневековья» (9 часов).

Урок № 21

«Крестьянские восстания в Англии и во Франции».

1

Карта «Англия и Франция в период Столетней войны», атлас «Англия и Франция в период Столетней войны

(1337-1453)»,

рабочие тетради.

Эпидемия «чёрной чумы», Жакерия, проповедник.

Иметь представление

о целях, характере, причинах и исторических последствиях средневековых крестьянских восстаний.

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Параграф

№ 20, термины, даты.

«Западная Европа в XI-XV веках:

от рассвета

к закату Средневековья» (9 часов).

Урок № 22

«Усиление королевской власти

в конце 15 века в Англии

и во Франции».

1

Карта в атласе «Англия и Франция во второй половине 15 века»,

рабочие тетради.

Централизо-

ванное государство, ежегодный налог с населения, война Алой

и Белой розы в Англии.

Показать завершающую стадию процесса образования централизован-

ных государств в Англии и во Франции; сравнить пути завершения процесса объединения; систематизиро-

вать и обобщить знания учащихся об образовании централизован-

ных государств.

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.

Параграф

№ 21, термины, даты.

Урок № 23

«Реконкиста

и образование централизован-

ных государств на Пиренейском полуострове».

1

Карта учебника «Реконкиста на Пиренейском полуострове»,

атлас «История средних веков», рабочие тетради.

Реконкиста, мавры, мориски, кортесы, инквизиция, аутодафе, демонология

Иметь представление об образовании централизован-

ных государств на Пиренейском полуострове.

Продолжить формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, обобщать отдельные события.

Параграф

№ 22, термины, даты.

«Западная Европа в XI-XV веках:

от рассвета

к закату Средневековья» (9 часов).

Урок № 24

«Усиление власти князей

в Германии».

1

Атлас «История средних веков», рабочие тетради.

Князь, «Золотая булла», курфюрст.

Иметь представление

о причинах усиления власти князей

в Германии.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой

Параграф

№ 23, термины, даты.

Урок № 25

«Расцвет итальянских городов».

1

Рисунки «Вид итальянского города Сиены», «Венеция», «Победа гибеллинов при Монтаперти в 1260 году», «Палаццо Веккьо на площади Сеньории во Флоренции», «Башня Дворца коммуны в Болонье»,

атлас «История средних веков», рабочие тетради.

Коммуна, гибеллины, гвельфы, тиран, тирания, гондола.

Иметь представление

о причинах расцвета крупных итальянских городов,

о расцвете искусства

в Италии

в изучаемый период.

Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Параграф

№ 24, термины, даты.

«Западная Европа в XI-XV веках:

от рассвета

к закату Средневековья» (9 часов).

Урок № 26

«Гуситское движение

в Чехии».

1

Карта «Европа

в средние века»,

карта атласа

«Чехия

в 13-15 веках», карта учебника «Гуситские войны (1419-1434)», рабочие тетради.

Проповедь, проповедник, гуситы, умеренные, табориты.

Иметь представление о причинах возникновения в Чехии гуситского движения; показать историческую роль Яна Гуса; сравнивать различия в составе и целях двух основных течений – умеренных и таборитов; раскрывать историческое значение гуситского движения.

Продолжить

формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 25, термины, даты.

«Турки-османы против христианского мира»

(1 час).

Урок № 27

«Завоевание турками-османами Балканского полуострова».

1

Карты «Османская империя в Средние века», «Османская империя и борьба народов против османских завоеваний»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Междоусоб-

ные войны, турки-османы, султан, военно-административная система, шейх, янычары.

Представить факты, доказывающие ведение народами Балканского полуострова освободитель-

ной борьбы против османского нашествия; иметь представление о причинах падения Византии.

Показать, что освободительная борьба народов Балканского полуострова спасла Европу от гибельных последствий османского завоевания; характеризовать государство (Османскую империю), основанную на традициях и культуре мусульманской цивилизации.

Параграф

№ 26, термины, даты.

«Западно-

европейская культура XI-XV веков»

(4 часа).

Урок № 28

«Образование

и философия».

1

Репродукции, иллюстрации произведений средневекового искусства, карта «Развитие ремесла, торговли и науки. Рост городов Европы

(11-14 века)»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Купец, корпоратив-

ное общество, корпорация, университет, землячество, факультет, декан, ректор, магистр, диспут, схоластика, рационализм, мистика.

Иметь представление

о первых средневековых университетах, дать представление о средневековой системе образования.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 27, термины, даты.

«Западно-

европейская культура XI-XV веков»

(4 часа).

Урок № 29

«Средневековая литература и искусство».

1

Репродукции, иллюстрации произведений средневекового искусства, карта «Развитие ремесла, торговли и науки. Рост городов Европы

(11-14 века)»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Рыцарская поэзия, трубадуры, труверы, миннезинге-

ры, Мадонна, рыцарские романы, ваганты, романский стиль, полукруглая арка, готический стиль, стрельчатая арка, рельеф, портал, капитель, химера, витраж.

Ознакомить учащихся

с великими произведениями средневекового искусства: архитектуры, живописи, литературы, музыки, показать их художественные особенности.

Показать, что развитие городов и образование централизован-

ных государств в Западной Европе способствовало подъёму культуры, показать уровень технических открытий и изобретений в средние века.

Параграф

№ 28, термины, даты.

«Западно-

европейская культура XI-XV веков»

(4 часа).

«Народы Азии, Америки, Африки в Средние века» (4 часа).

Урок № 30

«Культура раннего Возрождения

в Италии».

1

Репродукции, иллюстрации произведений средневекового искусства, карта «Развитие ремесла, торговли и науки. Рост городов Европы

(11-14 века)»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Раннее Возрождение, философия, философ, «студия хуманитатис» гуманисты, личность, индивидуаль-

ность, портрет, палаццо.

Иметь представление об основных особенностях раннего Возрождения в литературе, живописи, музыке; иметь представление

о философии гуманизма.

Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Параграф

№ 29, термины, даты.

Урок № 31

«Научные открытия и изобретения».

Урок № 32

«Средневеко-

вый Китай».

1

1

Репродукции, иллюстрации произведений средневекового искусства, карта «Развитие ремесла, торговли и науки. Рост городов Европы

(11-14 века)»,

атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Карта

«Китай в средние века», карта атласа «Индия, Китай в Средние века», иллюстрации китайской живописи скульптуры, памятников архитектуры.

Астрология, алхимия, «философ-

ский камень», механизм, домна, пушка, астролябия, каравелла, книго-

печатание, литера, печатный станок, информация.

Династия, Великий шёлковый путь, племена монголов, курултай, тёмник, «тьма», мобильная армия, Восстание «красных повязок», фарфор, пагода, улус.

Иметь представление об уровне технических

открытий и изобретений в Средние века.

Иметь представление о Китае 4-8 веков, показать борьбу Китая

с завоевателями; охарактеризо-

вать государственное устройство, быт, нравы и обычаи китайского народа.

Продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 30, термины, даты.

Параграф

№ 31, термины, даты.

Урок № 33

«Индия. Государства

и культура».

1

Карта

«Индия в средние века», карта атласа «Индия, Китай в Средние века», иллюстрации китайской живописи скульптуры, памятников архитектуры.

Раджа, магараджа, индуизм, брахманы, касты, «неприка-

саемые», мавзолей, насан.

Иметь представление о кастовом строе Индии, охарактеризо-

вать государственное устройство, быт, нравы и обычаи индийского народа.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 32, термины, даты.

«Народы Азии, Америки, Африки в Средние века» (4 часа).

Урок № 34

«Государства

и народы доколумбовой Америки».

1

Карты

«Государства доколумбовой Америки», «Географические открытия и колониальные захваты

в 15-17 веках», атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Инки,

ацтеки,

майя.

Ознакомить учащихся с основными занятиями народов Америки; дать представление о нравах и быте коренных народов Америки; Проследить процесс организации государств коренных народов Америки до открытия Америки европейцами.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 33, термины, даты.

«Народы Азии, Америки, Африки в Средние века» (4 часа).

Урок № 35

«Африка».

1

Карта «Географические открытия и колониальные захваты

в 15-17 веках», атлас «История Средних веков», рабочие тетради.

Слоновая кость, попугай, рабы, шаманы, вуду.

Ознакомить учащихся с основными занятиями народов Африки; дать представление о нравах и быте коренных народов Африки; Проследить процесс организации государств коренных народов Африки.

Продолжить формирование умений анализировать

и описывать исторические памятники, составлять простой и сложный планы параграфа, работать

с учебной и дополнительной литературой.

Параграф

№ 34, термины, даты.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса Количество часов: 2 (70 за учебный год)

    Рабочая программа
    Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с примерным количеством часов, отводимых базисным учебным планом на изучение данного предмета, и направлена
  2. Рабочая программа По предмету изобразительное искусство для 5 класса (количество часов в неделю 1час, в год 35 часов)

    Рабочая программа
    Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» автора Л.А. Неменская, под ред.
  3. Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времен до конца XVI века Класс 6

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История» на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания исторического
  4. Рабочая программа по истории и обществознанию для 6 класса. Мбоу «Чувашско- бродская сош»

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программ курса «История средних веков» Бойцова М.
  5. Программа по истории для специальных (коррекционных) классов VII вида 5 класс История Древнего мира

    Программа
    Предлагаемая программа по истории Древнего мира для 5 класса включает обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе. Составлена на основе примерной программы, разработанной с учётом федерального компонента

Другие похожие документы..