Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Після набуття Україною суверенітету в 1991 році одним із головних завдань незалежної держави, яке потребувало вирішення, стало створення незалежної с...полностью>>
'Документ'
Відповідно до Законів України “Про Цивільну оборону України”, ”Про захист населення і територій від надзвичайних ситуацій техногенного та природного ...полностью>>
'Документ'
С 31 мая по 2 июня 2012 года в Москве пройдет Международная гумбольдтовская конференция "Роль фундаментальных наук в современном обществе",...полностью>>
'Пояснительная записка'
Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс по всем направлениям и специальностям / авт.-сост. Г.Н. Конева. – Киров: филиал НОУ ВПО ...полностью>>

Дипломная работа (44)

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Дипломная работа

Дергуновой Марины Викторовны, студентки-заочницы школы политики и бизнеса при Институте Мировых Цивилизаций

совместно с Государственной Думой ФС РФ, специальность Менеджер по связям с общественностью и ПИАР – технологиям

в политике и бизнесе. (05.06.2006 год)

Содержание

Введение 2

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы изучения своеобразия политических избирательных кампаний в современной России 4

1.1. Избирательная кампания как специфический вид политической деятельности. 4

1.2. Сущность, классификация и механизм современных избирательных технологий. 9

1.3. Правовые основы, этические нормы и принципы проведения избирательных кампаний. 13

Выводы 1 главы 18

ГЛАВА 2. Технологии проведения политических избирательных кампаний 19

2.1. Модели избирательных кампаний 19

2.2. Пиар-акция по выборам президента РФ 38

Заключение 49

Литература 51

Введение

Актуальность проблемы. Современная Россия стремительно осваивает политическое разнообразие идеологий и концепций, возникших в послеперестроечный период. Особенность ее политической жизни заключается в относительно малом по сравнению с западными странами опыте в проведении демократических выборов, и как следствии, малой разработанностью и слабой осмысленностью данной проблемы. Заимствования в российских избирательных кампаниях зарубежного опыта, в первую очередь стран Европы и США, показывают наличие противоречий между традиционными для россиян ценностными системами и стремлением навязать им западные технологии. Таким образом, существует необходимость выявления социально-психологических особенностей выборных кампаний в нашей стране, влияния на них социальных и политических процессов и явлений, происходящих в ней.

Собственно исследования политической активности населения и своеобразия выборной деятельности в нашей стране были начаты относительно недавно, в середине 90-х гг. прошлого века. Появилось достаточно много работ (Егорова - Гантман Е.В., Желтов М.В., Ковлер А.И., Кошелюк М.Е., Кудинов О.П., Малкин Е., Мирошниченко А.А., Сучков Е., Шестопал Е.Б. и др.) в которых подвергались анализу различные стороны (социальные, политические, юридические) избирательной активности, выборной деятельности и технологий ее осуществления.

Объект исследования технология PR акции по выборам президента РФ.

Цель исследования состояла в том, чтобы на основе изучения практики проведения политических избирательных кампаний в России в 1989-2005 гг. выявить и описать их особенности.

Гипотеза исследования представляла собой обоснование положения о том, что:

избирательные кампании в нашей стране, придавая им своеобразное

выражение, отличающее их практику от той, что существует в других странах.

Теоретической основой исследования стали:

— современные научные представления о психологии
политической деятельности и политической активности масс и их оценке
в современных условиях (Вебер М., Вундт В., Лебон Г., Ольшанский
Д.В., Парыгин В.Д., Перелыгина Е.Б., Сигеле С, Тард Г., Шестопал Е.Б.,
Юнг К. и др.);

— труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные
анализу политических избирательных кампаний, как за рубежом, так и в
России (Богданов Е.Н., Буа П., Гогель., Дубов И.Г., Зазыкин В.Г.,
Зигфрид А., Лазарсфельд П., Почепцов Г.Г., Плассер Г., Плассер Ф.,
Константинова В.Н., Кошелюк М.Е., Филиппов А.В., Шепель В.М., и др.).

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические основы изучения своеобразия политических избирательных кампаний в современной России

1.1. Избирательная кампания как специфический вид политической деятельности.

Проведение выборов в органы государственной власти всегда связано с нарастанием особого вида политической деятельности, когда ее субъекты (политические партии, претенденты, их штабы) вступают в конкурентную борьбу и предпринимают различные шаги, чтобы привлечь на свою сторону потенциальных избирателей. На политической сцене начинают разворачиваться разнообразные события: проходят митинги, собрания, встречи кандидатов с население, политические лидеры выступают с критическими заявлениями и позитивными программами в средствах массовой информации, на улицах появляются рекламные плакаты, распространяются листовки и т.д.

Все многообразие событий, инициируемых и создаваемых людьми в преддверии и во время выборов в государственные органы, можно обозначить понятием «избирательный процесс».

Избирательный процесс – это интегральная категория, при помощи которой дается общая характеристика всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами. В ходе избирательного процесса реализуются нормы электорального законодательства, политические структуры и культурные ценности, политическое поведение групп и индивидов, пытающихся удовлетворить свои потребности во власти, установки, принципы, идеалы и т.д.

Основными стадиями избирательного процесса являются: назначение выборов; образование избирательных округов и избирательных участков; составление списков избирателей; выдвижение кандидатов; регистрация кандидатов; осуществление предвыборной агитации; голосование; подведение итогов выборов; публикация итогов выборов.

Вступая в предвыборную борьбу, каждый кандидат или избирательный блок, стремится решать собственные задачи и предпринимает для этого определенные усилия. Это позволяет говорить об избирательной кампании, которую в наиболее общем виде можно определить как всю совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями или кандидатами и их командами для достижения своих предвыборных целей [3].

Если говорить о строгом законодательном определении, то избирательная кампания – период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов [4].

Таким образом, избирательная кампания является частью единого избирательного процесса, разворачивающегося в стране, и предстает в виде событий, связанных с принятием ее участниками определенных решений, с проведением ими оценки ситуации и последующей организацией различных акций.

Избирательная кампания как инструмент власти.

Человек в политической психологии может быть тоже рассмотрен в треугольнике отношений «человек – политика – власть».

Власть воспринимается, переживается в терминах политики; и политика не функционирует в отсутствие власти, также как и власть не реализуется в отсутствие политики, а человек не может сохранить свои гражданские качества в отсутствии как власти, так и политики. Политика является содержанием власти.

Каждая избирательная кампания ведется ее инициаторами в условиях жесткой борьбы с политическими соперниками. Ведь избирательный процесс по своей сути является конкурентным процессом, входе которого идет острое соперничество между его участниками обладать престижными позициями в политической иерархии, за возможность влиять на массы, за доступ к значимым ресурсам.

Это в полной степени соответствует сущности власти как реальной способности определенного субъекта (класса, иной большой социальной группы или большинства данного общества, а также представляющих их организаций и индивидов) проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными и ненасильственными средствами. Исследователем политико – психологических оснований власти А.Г. Конфисахором выдвинута гипотеза о том, что обладание властью представляет человеку уникальные возможности для самоосуществления, которых он не может достичь никаким иным образом. А.Г. Конфисахор считает, что ни в какой сфере деятельности человек не может так полно реализовать свой потенциал, как в политике, при обладании и использовании власти.

В этом контексте власть, как совокупность психолого-властных технологий, охарактеризована на фоне категорий общего порядка (технологии завоевания, использования и удержания власти; методы и средства власти), а также более конкретно, в русле избирательной борьбы: власть политического манипулирования; власть демагогии; власть политического шантажа; власть подкупа избирателей и др.

Избирательная кампания и политическое управление.

Структура властных отношений не тождественна отношению «господство – подчинение», она включает еще подсистему «управляющий и управляемый». Эти властные взаимосвязи управленческого свойства можно представить как совокупность конкретных проблем, требующих решения со стороны государства и других политических субъектов, осуществление ими соответствующих целенаправленных действий, применения конкретных средств и ресурсов.

В этом смысле можно сказать, что избирательная кампания представляет собой особый вид политического управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практика, далеко не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентируются на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах, либо просто пытаются оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д. Все это находит непосредственное отражение при выборе кандидатом избирательных технологий.

Таким образом, деятельность субъектов избирательного процесса, участников избирательных кампаний имеет в основе целеустремленность политики и практически полностью подчинена достижению политических результатов.

Избирательная кампания как вид политической деятельности.

  1. Политический труд как производительная деятельность и избирательная кампания – как ее разновидность имеют, говоря экономическим языком, собственный предмет, средства и результаты.

Предметом труда в политической деятельности – и избирательная кампания не составляет здесь исключения – являются четыре группы политико-психологических состояний (терминология введена В.А. Ганзеном, 1985):

    1. группа эмоциональных состояний – реакции на меру удовлетворения потребностей организма в жизненных ресурсах (вызываемые влиянием материальных факторов внешней среды и организменных факторов внутренней среды – жажды, голода, напряжения, страха, паники и др.);

    2. группа практических состояний – реакции на объем расходования рабочей силы для достижения своих целей (возникающие в процессе выборов утомление, напряжение, монотонность, тревожность, стресс, функциональный комфорт, отсутствие мотивации, индифферентное состояние);

    3. группа мотивационных состояний – реакции на характер межличностных отношений между участниками избирательного процесса (связанные с осознанием своей причастности, необходимости полезности всему обществу и конкретному человеку: атараксия и волнение, радость и горе, наслаждение и страдание, эйфория и гнев, экстаз и ярость и др.);

    4. группа гуманитарных состояний – реакции на качества политической информации, сопровождающие процесс познания выборов как части политической картины мира. Эти состояния обусловлены потребностью в информации, в ее достоверности, полноте, организованности, конкретности, достаточности и т.п.

2. Содержание труда. В избирательном процессе оно проявляется через сопряжение предмета труда (психического, экономического, социального состояния электората) с целеполаганием конкретной политики партий, лидеров, кандидатов. Осуществление такого сопряжения требует фундаментальных и прикладных знаний, умений и навыков для научного формулирования целеполагания лидеров, целеустремленности народа, целенаправленности развития, целесообразности затрат человеческих сил и человеческого материала для достижения политической цели.

Целеобразование в ходе выборов имеет своим источником информацию, состоит из информации и представлено в виде информации: необходимой, системной, достаточной, конкретной и др. С точки зрения технологического анализа понятно, что информация является не столько средством регистрации, сколько средством прямого, косвенного, опосредованного воздействия на состояния избирателей. Уроки выборов убедительно свидетельствуют: как своими успехами партии и кандидаты обязаны полноценной информационной подготовке, так и всеми своими неудачами они расплачиваются за информационные ошибки.

3. Средствами труда в избирательных кампаниях являются различные варианты воздействия на общество и государство. К ним относятся: интеллектуальная экспансия (распространение идеологии); правовое регулирование (изменение законодательства); экономическое принуждение (например, подкуп избирателей); физическое насилие (подавление инакомыслящих). Политики выбирают между ними и их сочетаниями, потому что другие средства являются частными случаями вышеперечисленных.

4. Продуктом труда в политической деятельности в наиболее общем виде является система власти, которая способна обеспечивать достаточный уровень жизнеобеспечения общества.

1.2. Сущность, классификация и механизм современных избирательных технологий.

В традиционном понимании технология – совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли производства, а также описание способов производства. Одним из первых мысль о возможности применения сугубо технического термина «технология» применительно к социальной практике высказал К. Маркс.

Система методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития; совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата – эти явления и процессы получили в социально-философской литературе определение социальных технологий.

Социальные технологии – важный элемент механизма управления, средство перевода требований объективных законов на язык общественной практики, практики социального управления. По своим инструментальным характеристикам и логике конструирования социальные технологии и представляют собой способ реализации людьми конкретного сложного социального процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций.

В сфере политики используются политические технологии. По определению Соловьева А.И. «Политические технологии представляют собой совокупность последовательно применяемых процедур, приемов и способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную и эффективную реализацию целей и задач конкретного субъекта в определенное время и в определенном месте».

Среди конкретных причин появления политических технологий видное место занимает возможность и необходимость управления объектом человеческих притязаний, что для понимания природы политического манипулирования и деструктивного воздействия, проявляется в ходе избирательных кампаний, играет существенное значение.

Совокупность способов воздействия на массы с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их отдать свои голоса за определенного кандидата называется избирательной технологией.

Отличительным свойством избирательных технологий является их оперативность и стандартный набор процедур.

Сейчас предвыборные кампании и PR-технологии развертываются по одному стандартному сценарию, включающему в себя, с одной стороны, демонстрацию положительных качеств рекламируемого кандидата, а с другой стороны – публичное выявление негативных характеристик оппонентов. Подобного рода кампании, строятся на специально и хорошо проработанных технологиях.

Одной из таких технологий является имиджмейкерство, т.е. формирование, распространение и разрушение образов. Посредством данной технологии формируется и тиражируется заранее «сконструированные образы, или имиджи, конкретных лиц, фирм и организаций, идей, программ, товаров и т.п.

Другой технологией является «политическая реклама», под ней понимается оплачиваемые кандидатом, избирательным объединением либо иным лицом, действующим в интересах кандидата, избирательного объединения, сообщения, материалы, побуждающие, призывающие граждан совершить предлагаемые действия.

Сегодня в основе любой избирательной кампании применяется концепция «полного цикла». В начале проекта проводится мощная диагностика ситуации качественными, количественными методами, а также методами политического и экономического анализа. На его основе создается стратегия и тактика PR- кампании. И лишь при наличии стратегии осуществляются действия по реализации PR – программы.

PR - технологии наряду с другими являются частью реализации политической или электоральной стратегии. Выборные кампании требуют применения и рекламных, и организационных, и юридических, и иных политических технологий, помимо PR. Вопрос состоит в том, под каким углом зрения рассматривать избирательную кампанию кандидата. В ряде случаев это может быть чистый «промоушен», и сам кандидат имеет в виду, прежде всего, раскрутку собственного имиджа для каких-то иных целей.

Избирательные технологии не существуют вне коммуникативного процесса. При этом избирательная технология как коммуникативное действие является, прежде всего, основой коммуникативного процесса манипуляции, с помощью которого кандидат и его политтехнологи осуществляют управление поведением электората, мобилизуя его на необходимые политические действия.

Отношения между кандидатом, обслуживающими его технологами и выборщиками носят типично субъективно-объективный характер. Само же управление поведением электората осуществляется избирательными технологами, главным образом, с помощью манипуляций.

Можно подойти к борьбе на выборах с различных точек зрения- борьба имиджей, борьба программ, борьба месседжей или же борьба за удовлетворение потребностей избирателей.

Борьба за удовлетворение потребностей избирателей осуществляется путем создания потребностно- смысловых систем.

Эта система представляет собой сложный психологический механизм, где хорошо осознаваемые кандидатом (но не обязательно осознаваемые избирателем) потребности избирателя встречаются с предполагаемыми различными кандидатами смыслами, среди которых только один подходит как ключ к замку к потребности в качестве механизма потенциального удовлетворения. Если же не подходит ни один из предложенных смыслов, то тогда голосуют против всех.

На самом деле и избиратели, и кандидат понимают, что голоса отдаются за мечту, иллюзию, шанс – некоторые эфемерные или вероятностные понятия. Тем не менее, если потребностно- смысловая система все-таки сложилась, то тогда возникает ситуация, в которой электоральное решение может быть принято в поддержку кандидата.

Создание смыслов в избирательной кампании достигается при использовании всего арсенала коммуникативных технологий. Среди них особую нишу занимают психосемантические и психолингвистические приемы. Вообще работа с текстами кандидата ведется кропотливая не только в отношении смыслового содержания. Суггестивность, ритмичность, цветовые волны, ассоциации, которые возникаю в голове избирателей, - все эти параметры прорабатываются самым серьезным образом.

Стратегия избирательных технологий строится с учетом смысловых полей, которые должны совпасть с потребностями избирателей. И если у кандидата возникает соблазн позиционироваться в нескольких социальных ролях сразу: «Отец», «Созидатель», «Заботливая мать», «Борец с коррупцией», то задача технолога – снять эти устремления. Культура кандидатов не всегда позволяет им осознать факт, что имиджевый или программный «перебор» приведет лишь к поражению.

В целом можно констатировать, что сегодня в сфере избирательной борьбы создание собственных технологий занимает особое место.

Таким образом, сегодняшнему этапу в российском политическом консалтинге свойственен поиск и развитие новых подходов, направленных на повышение эффективности избирательных кампаний в условиях их малобюджетности. Рост конкуренции, умение предлагать лучшие технологии и результаты при меньших расходах, способность не навязывать, а максимально учитывать и отвечать на запросы клиента, работать в самых разных географических и культурологических условиях – вот те вызовы современности, с которыми приходится сталкиваться современным российским политтехнологами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Дипломная работа (65)

    Диплом
    кая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости объектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.
  2. Дипломная работа (1)

    Диплом
    1.9. Обязанности работодателей в рамках налогового законодательства по учету сумм начисленных (выплаченных) доходов, начисленных и удержанных сумм налога -39-
  3. Дипломная работа (40)

    Диплом
    Советскую культуру отличали волевой характер, командные интонации в лирике, навязчивая нравоучительность прозы, гигантомания в скульптуре, брутальность архитектуры, которые были адекватным воплощением духа времени и потребностей институтов
  4. Дипломная работа (47)

    Диплом
    1.9.Понять понимание, почувствовать чувство… Использование игр и упражнений для развития синестезии, творческого воображения, ассоциативности, эмпатии.
  5. Дипломная работа: выполнение и защита методические рекомендации

    Диплом
    Методические рекомендации составлены на основе учебно-методического пособия: Дипломная работа: выполнение и защита. Учебно-методическое пособие / Автор-сост.

Другие похожие документы..