Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
о проведении областного конкурса профессионального мастерства мастеров производственного обучения и студентов учреждений среднего профессионального о...полностью>>
'Обзор'
Наше путешествие начнем с центральной исторической площади Варшавы - Дворцовой площади (пляц Замковы). В ее центре стоит колонна Сигизмунда - первый ...полностью>>
'Документ'
Открытое акционерное общество "Бабушкина крынка" является крупнейшим в Беларуси производителем молочной продукции. В 2008 году предприятие в...полностью>>

Среднесрочная программа социально-экономического развития московской области до 2015 года Социально-экономическое положение Московской области

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение

к Закону Московской области от __________ № __________

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 года

  1. Социально-экономическое положение Московской области

Введение

В связи с завершением в 2010 году действия Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года, которая являлась частью Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 15.12.2006 № 1164/49 «О Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2020 года», Правительством Московской области разработана Стратегия социально-экономического развития Московской области до 2025 года (далее - Стратегия) и Среднесрочная программа социально-экономического развития Московской области на 2011-2015 годы.

Стратегия разработана с учетом приоритетных направлений экономического и социального развития Московской области в изменившейся ситуации в экономике, обусловленной влиянием финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов, а также в соответствии с основными направлениями стратегического развития Российской Федерации, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и учитывает особенности региона.

Стратегическая цель развития Московской области до 2025 года – создание на территории Московской области благоприятных условий для жизни и работы, обеспечивающих формирование качественно нового образа жизни населения.

Стратегия определяет основные задачи социально-экономического развития Московской области – создание условий для формирования динамичной и высокотехнологичной экономики, позволяющей обеспечить устойчивое экономическое развитие Московской области на этот период, и на этой основе - создание условий для развития человеческого потенциала.

Среднесрочная программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы разработана для достижения поставленной цели в рамках долгосрочной Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2025 года и определяет основные задачи и ключевые направления деятельности Правительства Московской области на среднесрочный период, а также механизм принятия и реализации решений, направленных на достижение стратегической цели.

Цели и задачи Стратегии достигаются посредством реализации основных направлений устойчивого градостроительного развития Московской области, разработанные в рамках Генерального плана.

Генеральный план развития Московской области является системой нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику пространственного развития Московской области. Данная система нормативных правовых актов разработана в рамках долгосрочной целевой программы Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 08.10.2008 № 911/38 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года».

  1. Характеристика социально-экономического потенциала

Московской области

1.1.Экономико-географическое положение

Московская область расположена в центре европейской части России в бассейнах рек Волги, Оки, Клязьмы, Москвы.

Площадь территории 45,8 тысячи квадратных километров. Численность населения 7,08 миллиона человек (в том числе городское население – 5,67 миллиона человек).

Общая протяженность рек в Московской области составляет 18,8 тысячи км. Наиболее крупные реки – Ока, Москва и Клязьма. Важной водной артерией области является канал им. Москвы длиной 126 км.

На реках и канале им. Москвы построено 1213 водохранилищ и прудов, в том числе 72 водохранилища с полным объемом более 1 миллиона кубических метров. Из них крупнейшие — Истринское, Можайское, Озернинское, Рузское, Учинское, Клязьминское водохранилища.

Московская область находится в зоне с умеренно континентальным климатом. Средняя многолетняя температура воздуха в январе составляет – 6,7°C, в июле +19°C. Среднегодовой объем выпадения осадков – 450–650 мм. Средняя продолжительность вегетационного периода – 130–140 дней.

Большая часть Московской области (северная и центральная) расположена в лесной зоне, и лишь крайний юг – в лесостепной.

Московская область занимает выгодное географическое положение. На севере и северо-западе она граничит с Тверской областью, на западе – со Смоленской областью, на северо-востоке – с Ярославской областью, на востоке – с Владимирской областью, на юго-востоке – с Рязанской областью, на юге – с Тульской областью, на юго-западе – с Калужской областью. Отличительной особенностью Московской области является наличие в границах ее территории города Москвы – столицы Российской Федерации.

Через Московскую область проходят и обслуживаются ею практически все основные транспортные перевозки России, обеспечивающие связь субъектов Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем.

В Московской области расположены особо охраняемые природные территории федерального значения: Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник, национальный парк «Лосиный остров», государственный комплекс «Завидово» со статусом национального парка, Ивантеевский дендрологический парк им. А.С. Яблокова, памятник природы «Озеро Киево», ботанический сад Всероссийского института лекарственных растений.

Минерально-сырьевая база Московской области довольно развита и разнообразна. Государственным балансом по Московской области учтено около 600 месторождений общераспространенных полезных ископаемых с общими запасами промышленных категорий порядка 2 миллиардов кубических метров.

1.2. Социокультурные особенности населения

Московская область многонациональна, на ее территории проживают представители свыше 130 народов и народностей. Представители коренной национальности (русские) составляют 91 процент. На втором месте по численности - украинцы (2,2 процента), на третьем - татары (0,8 процента), на четвертом - белорусы (0,6 процента), на пятом - армяне (0,6 процента). От 0,3 процента до 0,2 процента населения составляют этнические группы мордвы, азербайджанцев, чувашей, молдаван, евреев, грузин. Представители других национальностей составляют 0,9 процента населения Московской области.

По состоянию на 01.01.2010 на территории Московской области зарегистрировано 40 национальных общественных объединений, в том числе
31 национально-культурная автономная и 9 национальных общественных организаций. Национальные общественные объединения действуют в
24 муниципальных образованиях Московской области, в основном, в ближнем Подмосковье.

На территории Московской области осуществляет свою деятельность Московское областное отдельское казачье общество (далее - МО ОКО), внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

1.3. Состояние институтов гражданского общества

В настоящее время на территории Московской области, по данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области, зарегистрировано 11 112 некоммерческих организаций (за исключением региональных отделений политических партий и религиозных объединений), в том числе:

4 576 общественных объединений (397 – благотворительных), из них:
2 518 общественных организаций, 1 475 профсоюзных организаций,
336 общественных фондов, 71 общественное движение, 41 национально-культурная автономия, 26 общественных учреждений, 9 органов общественной самодеятельности, 100 иных общественных объединений, 3 722 некоммерческих партнера, 827 некоммерческих фондов (из них 309 – благотворительных), 829 автономных некоммерческих организаций, 820 учреждений, 338 иных некоммерческих организаций.

В общей сложности с органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области активно взаимодействует около 1 500 социально-ориентированных организаций. Это ветеранские, молодежные, женские, правозащитные организации, а также объединения, деятельность которых направлена на защиту окружающей среды, на развитие образования и культуры.

По состоянию на 01.01.2011 на территории Московской области действуют региональные отделения семи политических партий, отвечающих требованиям Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях». Это «Единая Россия» (численность – 77 308 человек), «Справедливая Россия» (16 763 человека), Коммунистическая партия Российской Федерации (далее – КПРФ) (7 560 человек), Либерально-демократическая партия России (далее – ЛДПР) (6 117 человек), «Правое дело» (1 600 человек), «Патриоты России» (1 160 человек) и «Яблоко» (1 400 человек). Кроме того, в Московской области функционируют 75 общественно-политических движений.

Московская областная Дума насчитывает в своем составе 50 депутатов. В составе Законодательного органа образовано три фракции: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия».

Важную роль в становлении и развитии гражданского общества на территории Московской области играет Общественная палата Московской области, которая действует с 10 апреля 2009 года и насчитывает в своем составе 45 членов. Общественная палата Московской области взаимодействует
с органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, Общественной палатой Российской Федерации, Общественным советом Центрального федерального округа, Общественными палатами муниципальных образований Московской области.

Основными задачами Общественной палаты Московской области являются:

привлечение граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций к формированию и реализации государственной политики по наиболее важным вопросам экономического и социального развития Московской области;

выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих значение для Московской области и направленных на реализацию конституционных прав и свобод граждан;

содействие защите общественно значимых законных интересов граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

выработка рекомендаций органам государственной власти Московской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области по наиболее важным вопросам экономического и социального развития Московской области.

взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, Общественной палатой Российской Федерации, Общественным советом Центрального федерального округа, Общественными палатами муниципальных образований Московской области.

На территории Московской области действуют 1 420 религиозных организаций, зарегистрированных Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области.

Исторически преобладающей конфессией в Московской области является православие, поэтому большую часть религиозных организаций (76,7 процента, или 1 089 организаций) составляют приходы Русской Православной Церкви.

В Московской области также представлены еще 17 различных конфессий. Это православные-старообрядцы, мусульмане, иудеи, протестанты различных направлений (баптисты, адвентисты и другие направления). 16 процентов религиозных организаций Московской области составляют протестантские религиозные организации, 1,9 процента – мусульманские, 5,4 процента – организации других конфессий.

В Московской области все религиозные организации имеют и успешно используют равные возможности для осуществления своей уставной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Жители Московской области имеют все необходимые условия для реализации ими права на свободу совести и свободу вероисповедания.

Создана и действует эффективная система взаимодействия органов государственной власти Московской области с религиозными объединениями. Это сотрудничество ведется со всеми религиозными организациями и осуществляется во всех социально важных сферах общественной жизни (культура, образование, здравоохранение, социальная защита, возрождение традиционных ценностей и воспитание подрастающего поколения в духе высокой нравственности и любви к своему Отечеству). Результатом конструктивного взаимодействия является стабильность ситуации в сфере межрелигиозных отношений.

В Московской области созданы необходимые условия для возрождения и развития казачества. В состав МО ОКО входят 22 первичных казачьих общества: 10 станичных казачьих обществ (далее - СКО), 5 городских казачьих обществ (далее - ГКО) и 7 хуторских казачьих обществ (далее - ХКО).

Устав МО ОКО утвержден Губернатором Московской области. Общая численность членов МО ОКО – 9 645 человек, из них 3 263 казака взяли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Основные условия в работе МО ОКО направлены на укрепление единства казачьих обществ, возрождение и развитие духовных и культурных традиций казачества, патриотическое воспитание, подготовку молодежи к военной службе, расширение сети кадетских казачьих классов, центров.

Гармонизация межэтнических отношений, сохранение межконфессионального согласия, формирование толерантности и культуры межрелигиозного общения жителей Московской области является одним из приоритетов в деятельности органов государственной власти Московской области.

Решение этой задачи рассматривается как важнейший ресурс сохранения социальной стабильности и поступательного экономического развития Московской области.

2. Основные результаты выполнения Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года

2.1. Охрана окружающей среды

На территории Московской области обитает 46 видов млекопитающих и около 300 видов птиц, причем 20 видов млекопитающих и 68 видов птиц включены в Красную книгу Московской области.

Общее состояние окружающей среды Московской области оценивается как стабильное и имеющее тенденцию к улучшению.

Московская область обладает сформированной сетью особо охраняемых природных территорий. Особо охраняемые природные территории федерального, областного и местного значения вместе занимают порядка 5,3 процента площади Московской области. Здесь расположены 242 особо охраняемые природные территории областного значения, например: «Журавлиная родина», «Озеро Глубокое», «Черустинский лес» и другие природные территории.

В целях охраны окружающей среды на территории Московской области регулярно проводятся мероприятия по защите природных объектов от вредного воздействия, осуществляется контроль за обеспечением радиационной безопасности населения Московской области, инвентаризация гидротехнических сооружений, расположенных на территории Московской области, обследование состояния дна, берегов и водоохранных зон малых рек Московской области.

В 2010 году возрос объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения на 22,5 процента по сравнению с уровнем 2005 года. Это связано прежде всего с высокими темпами строительства в Московской области и развитием экономики. За этот период сброс загрязняющих сточных вод снизился на 11,4 процента и составил 562,6 миллиона кубических метров.

В целом по Московской области в 2010 году уловлено и обезврежено 82,9 процента загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения. Доля улавливания твердых загрязняющих веществ составила 97,1 процента, жидких и газообразных – 2,9 процента. Количество источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу увеличилось по сравнению с 2005 годом на 32,6 процента. Количество объектов, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, выросло за этот период в 2 раза.

В Московской области ежегодно размещается более 8 миллионов тонн твердых бытовых отходов, в том числе около 5 миллионов тонн отходов поступают из города Москвы. Среднегодовой прирост объемов образования отходов составляет 4-6 процентов.

В настоящее время на территории Московской области уже действуют 23 мусоросортировочных комплекса и прессовых пункта.

В городе Дубне Московской области создается Технопарк по переработке отходов - совместное российско-финское предприятие. В рамках реализации данного проекта будет полностью реорганизована система сбора и транспортировки твердых бытовых отходов (далее – ТБО) с использованием передовых европейских технологий и оборудования.

Существует современный комплекс по брикетированию и пакетированию отходов, оставшихся после сортировки, фирмы «EUREC» (Германия), построенный на полигоне ТБО «Торбеево» в Люберецком муниципальном районе Московской области.

Главная задача в сфере обращения с отходами состоит в снижении количества захораниваемых отходов при одновременном создании индустрии переработки вторичного сырья.

Внедрение на полигонах ТБО данных комплексов позволит сократить объемы захораниваемых отходов в 5-7 раз, увеличив тем самым сроки эксплуатации полигонов, уменьшить транспортные расходы до 10 раз и свести к нулю опасность самовозгорания полигонов ТБО.

В рамках областных целевых программ Московской области «Экология Подмосковья на 2003-2004 годы», «Экология Подмосковья на 2005-2006 годы», «Экология Подмосковья на 2007-2008 годы» в течение 6 лет проводились мероприятия по ликвидации и инвентаризации нефтяных загрязнений, представляющих опасность для окружающей природной среды Московской области, что связано со значительным количеством промышленных предприятий в регионе.

Основные результаты выполнения Программы:

Показатели

2005 год

2010 год

индикатор

фактически

Объем сброса загрязненных сточных вод, млн. куб. метров

635,1

625,0

562,6

Объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, тыс. тонн

167,3

155,0

205,0

Инвестиции в основной капитал, направляемые на охрану окружающей среды, млрд. рублей

0,3

8,3

0,7

До конца 2010 года

Сохранение ресурсного потенциала и генофонда более 15 видов птиц и
20 видов млекопитающих

Обеспечение условий среды обитания для сохранения 10 видов рыб

В целом, улучшение экологической обстановки в Московской области требует модернизации производственных технологий, позволяющих сократить выбросы загрязняющих и вредных веществ, а также увеличение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Федеральная целевая программа "снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в российской федерации до 2015 года" паспорт

    Программа
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2015 ГОДА"
  2. Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"

    Программа
    федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года"
  3. Концепция развития города Орска до 2030 года Стратегия развития города Орска

    Документ
    Перспективы развития Орска во многом зависят от внешних факторов и условий, которые формируются вне города, имеют преимущественно объективный по отношению к нему характер, и оказывают существенное влияние на процессы, протекающие внутри города.
  4. Постановление от 30 сентября 2009 г. N 370 о стратегии социально-экономического развития республики башкортостан до 2020 года всвязи с корректировкой основных

    Постановление
    В связи с корректировкой основных параметров и приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской
  5. Программа социально-экономического развития курской области на 2011 2015 годы

    Программа
    Программа социально-экономического развития Курской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) представляет собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам реализации комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных,

Другие похожие документы..