Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Україна має могутній потенціал для свого розвитку та залучення інвестицій. Про це заявив Президент України Віктор Янукович у своєму виступі на Міжнар...полностью>>
'Закон'
В соответствии с пунктом 5.2.7 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российск...полностью>>
'Книга'
Видання адресовано громадським і політичним діячам, представникам органів влади усіх рівнів, викладачам, аспірантам, студентам, широкому колу читачів...полностью>>
'Кодекс'
Відповідь: Відповідно до статті 49 Податкового кодексу України платники податку на доходи фізичних осіб подають до 1 травня року, що настає за звітни...полностью>>

Программа квалификационного экзамена для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Хабаровского края, претендующих на высшую квалификационную категорию г. Хабаровск

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Хабаровский краевой институт переподготовки и

повышения квалификации педагогических кадров

Утверждено:

на заседании Учёного совета ХК ИППК ПК

протокол № 3 от 24 июня 2009 г.

Ректор ХК ИППК ПК ________ /Кузнецова А.Г./

Программа квалификационного экзамена

для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Хабаровского края, претендующих на высшую квалификационную категорию

г. Хабаровск

2009

Оглавление

Пояснительная записка 3

Руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений (по учебно-воспитательной, воспитательной, научно-методической работе, информатизации), руководители и методисты муниципальных методических служб 4

Заместители руководителей образовательных учреждений по административно-хозяйственной работе 7

ИКТ-компетентность административно-управленческого персонала образовательных учреждений 9

ИКТ-компетентность педагогических работников образовательных учреждений 13

Специалисты дошкольных образовательных учреждений 15

Старшие воспитатели 15

Воспитатели дошкольных образовательных учреждений 17

Инструктор (руководитель, воспитатель) по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении 20

Учителя начальных классов 23

Учителя-предметники 25

Учитель русского языка 25

Учитель литературы 30

Учитель обществознания 34

Учитель музыки, музыкальный руководитель ДОУ 40

Учитель образовательной области «Технология» (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный труд, черчение) 42

Учитель иностранного языка 46

Учитель родного языка 48

Учитель информатики и ИКТ 49

Учитель географии 53

Учитель ОБЖ 61

Учитель истории 63

Учитель математики 66

Учитель изобразительного искусства 68

Учитель физики 71

Учитель химии 73

Учитель биологии 75

Учитель физической культуры 78

Педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений 80

Логопеды 80

Учителя-дефектологи (олигофренопедагоги) специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 83

Воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида 87

Воспитатель детского дома 91

Сурдопедагоги 94

Педагоги-психологи 98

Специалисты системы дополнительного образования и воспитания 100

Педагоги-организаторы, старшие вожатые 100

Педагоги дополнительного образования 102

Тренеры-преподаватели 105

Методисты системы дополнительного образования детей 107

Социальные педагоги 109

Пояснительная записка

Программа экзамена для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Хабаровского края, претендующих на высшую квалификационную категорию, составлена на основе:

    • требований Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по соответствующим специальностям;

    • временных требований по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений образования (Приложение 3 к письму Минобразования России от 29 марта 2001 года № 20-52-1350/20-5);

    • приказа Министерства образования Хабаровского края от 21ноября 2006 года № 921 «О проведении аттестации педагогических и руководящих работников Хабаровского края»;

    • Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

    • Современной модели образования 2020, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики.

Программа ориентирована на определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических (руководящих) работников требованиям показателей к их квалификации и профессионализму в части содержания преподаваемого предмета, профильной области знаний, специальности (для узких специалистов), направления деятельности.

Руководящие работники образовательных учреждений, претендующие на высшую квалификационную категорию, в рамках повышения квалификации сдают квалификационный экзамен по управленческой деятельности.

Педагогические работники образовательных учреждений, претендующие на высшую квалификационную категорию, в рамках повышения квалификации сдают квалификационный экзамен по содержанию преподаваемого предмета, профильной области знаний, специальности (для узких специалистов), направлению деятельности.

Педагогические и руководящие работники по заявлению могут сдать квалификационный экзамен и вне рамок курсовой подготовки в аттестационный период в соответствии с установленным графиком.

Программа ориентирована на педагогов и руководителей, имеющих высшее профессиональное образование.

Руководители образовательных учреждений, заместители руководителей образовательных учреждений (по учебно-воспитательной, воспитательной, научно-методической работе, информатизации), руководители и методисты муниципальных методических служб1

1. Государственная политика в системе образования Российской Федерации

Стратегия развития образования до 2020 г. Инновационные ориентиры развития образования в Российской Федерации. Тенденции экономического развития образования в Российской Федерации. Осуществление государственного надзора и контроля качества образования в образовательном учреждении.

Законодательство Российской Федерации об образовании как основа управления современным образовательным учреждением. Понятие законодательства Российской Федерации в области образования. Иерархия и особенности применения нормативно-правовые акты в сфере образования. Принципы государственной политики в области образования.

Государственно-общественное управление в образовании.

Образовательное учреждение – юридическое лицо. Устав образовательного учреждения. Локальные нормативно-правовые акты образовательного учреждения: содержание, способ и сфера применения.

Права и свободы участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. Права и обязанности работников и работодателей в сфере образования.

Охрана жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении. Охрана труда работников образовательного учреждения.

Защита персональных данных при обработке в информационных системах и в немашинном варианте:

  • Федеральный закон от 27.07.2006 г. №152 «О персональных данных»;

  • Федеральный закон от 27.07.2006 г. №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года №781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2008 г. №512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»;

  • приказ ФСТЭК, ФСБ, Мининформсвязи от 13.02.2008 г. №55/86/20 «Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных»;

  • приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (РОССВЯЗЬКОМНАДЗОР) №8 от 17 июля 2008 г. «Об утверждении образца формы уведомления об обработке персональных данных»).

2. Управление функционированием и развитием

2.1. Основы менеджмента

Сущность менеджмента. Основные функции менеджмента. Принципы управления. Методы управления. Регламенты управления. Современные требования к менеджменту. Понятие структуры управления. Организационная структура. Эффективность управления.

2.2. Основы стратегического менеджмента

Основы стратегического менеджмента. Формирование и ранжирование целей стратегического менеджмента. Содержание и процесс стратегического планирования. Управление реализацией стратегией. Алгоритм разработки программы развития образовательного учреждения

2.3. Основы инновационного менеджмента

Основные понятия педагогической инноватики. Структура инновационной деятельности. Инновационная деятельность в области образовании: содержание и структура. Управление проектами как альтернатива административно-командному способу управления. Управление инновационными проектами. Алгоритм разработки социального проекта.

2.4. Маркетинг в образовании

Сущность и функции современного маркетинга. Комплексное исследование рынка образовательных услуг как основа маркетинговой деятельности образовательного учреждения. Реклама в маркетинге. Методика и практика маркетинговых исследований. Организация маркетинга в образовательном учреждении.

2.5. Управление проектами

Методологический алгоритм разработки проектов. Методы управления проектами. Проектирование как вид инновационного поиска.

2.6. Мониторинговая деятельность

Мониторинг в образовании: сущность и принципы. Классификация мониторинга. Модель оценивания в мониторинге. Количественные и качественные (квалиметрические) методы оценки результата. Организация и проведение мониторинговых исследований в образовательном учреждении.

2.7. Организация финансово-экономической деятельности образовательного учреждения

Модели финансирования образовательных учреждений. Общие подходы.

Новая система оплаты труда педагогических и руководящих работников. Нормативно-правовое обеспечение новых моделей оплаты труда на региональном уровне.

Автономные и бюджетные учреждения: сравнительный анализ. Финансовая самостоятельность автономных учреждений. Основные критерии перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения.

3. Технология управления

3.1. Управление качеством образования

Современные концепции и мировой стандарт качества образования. Государственно-общественный контроль качества образования. Ответственность руководителя и образовательного учреждения за качество образования.

3.2. Управление персоналом

Теоретические и концептуальные основы управления персоналом.

Классификация персонала. Структура разделов управления персоналом: система работы с персоналом; организация работы с персоналом; мотивация. Причины и последствия конфликтов в организации. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

3.3. Управленческое решение

Методологические основы подготовки и реализации управленческих решений. Анализ альтернатив управленческих решений. Контроль и ответственность руководителя за управленческое решение. Качество и эффективность управленческих решений.

4. Деловое администрирование

Оценка качества образовательных услуг. Решение проблем. Управление изменениями.

Управление заинтересованными сторонами. Работа с персоналом. Информационные потоки в организации. Управление временем.

Структура коммуникативного акта. Средства коммуникации. Общение как часть коммуникативного акта. Барьеры в общении. Публичное общение. Основные ошибки в коммуникации.

Организация делопроизводства в образовательном учреждении. Виды школьных документов и их подготовка. Требования к оформлению документов. Юридическое значение документов.

5. Инновационные подходы к методической работе как объекту управления

Методическая работа как ресурс развития образовательного учреждения и системы образования в целом. Направления методической работы. Различные модели методической службы в образовательном учреждении (муниципальном образовании).

Методический аудит в деятельности образовательного учреждения (муниципальном образовании).

Корпоративное обучение как инструмент трансформации образовательного учреждения в Обучающуюся организацию («learning organization»). Проектирование изменений в методической работе образовательного учреждения (муниципальном образовании).

Заместители руководителей образовательных учреждений по административно-хозяйственной работе

1. Нормативно-правовая база федеральной и региональной образовательной политики. Нормативно-правовая база образовательного учреждения

Основные документы в области государственной образовательной политики. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг.». Модель 2020.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.5.2409-08. Правила пожарной безопасности зданий и сооружений. Единые требования к организации проведения проверок образовательных учреждений к началу учебного года. СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений». «Ликвидация аварийной ситуации в школьных зданиях» (рекомендации). Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Нормативные документы образовательного учреждения: классификация, характеристика. Права и свободы участников образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей. Система нормативных правовых актов в сфере образования. Правовой статус образовательной организации.

Привлечение образовательными учреждениями дополнительных (внебюджетных) источников финансирования. Применение федерального законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд образовательными учреждениями. Конкурсные торги и закупки.

Трудовое законодательство в образовании. Основные понятия трудового права. Трудовой договор: понятие, заключение, изменение, прекращение, пролонгирование. Составление должностных инструкций для младшего обслуживающего персонала. Рабочее время и время отдыха работников младшего обслуживающего персонала. Система оплаты труда младшего обслуживающего персонала. Дисциплинарная и материальная ответственность. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров.

2. Вопросы административно-хозяйственной деятельности в образовательном учреждении

Привлечение образовательным учреждением дополнительных (внебюджетных) источников финансирования. Применение федерального законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд образовательными учреждениями. Конкурсные торги и закупки. Основные понятия трудового права. Трудовой договор: понятие, заключение, изменение, прекращение, пролонгирование. Составление должностных инструкций для младшего обслуживающего персонала. Рабочее время и время отдыха работников младшего обслуживающего персонала. Система оплаты труда младшего обслуживающего персонала. Дисциплинарная и материальная ответственность. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров. Планирование и анализ работы заместителя директора по административно-хозяйственной работе. Организация делопроизводства в деятельности заместителя директора по административно-хозяйственной работе.

3. Обеспечение безопасности жизнедеятельности образовательного процесса

Обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении. Основы законодательства и нормативно-правовой базы обеспечения пожарной безопасности. Основные требования. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Права и обязанности руководителя учреждения в области пожарной безопасности. Ответственность в области в области пожарной безопасности. Виды ответственности. Организация обучения рабочих, служащих правилам пожарной безопасности и проведения противопожарных инструктажей на объекте. Обязанности и действия руководителей в случае возникновения пожара.

Общие требования пожарной безопасности, противопожарный режим. Содержание территории, зданий, сооружений, помещений, путей эвакуации. Требования противопожарной безопасности при проведении огневых работ. Действия обслуживающего персонала на случай возникновения пожара. Огнетушащие вещества и правила пользования первичными средствами пожаротушения.

4. Здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения

Организация и планирование здоровьесберегающего образовательного пространства образовательного учреждения. Вредные привычки, их профилактика и коррекция. Пагубность вредных привычек. Наркомания, токсикомания, курение. Система самооздоровления и самосовершенствования.

Предупредительно-профилактические функции образовательного учреждения по противодействию терроризму. Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. Профилактика алиментарнозависимых заболеваний.

5. Охрана труда

Понятие охраны труда. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труд. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда, назначение, классификация

Организация обучения и проверки знаний по охране труда работников и обучающихся. Расследование несчастных случаев. Требования безопасности при эксплуатации зданий и надзор за их техническим состоянием. Организация безопасной работы на персональных компьютерах, требования СанПин. Требования безопасности к учебным мастерским, лабораториям, оборудование рабочих мест. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим. Аттестация рабочих мест по условиям труда. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера. Защита населения путём эвакуации. Средства индивидуальной защиты.

ИКТ-компетентность административно-управленческого персонала образовательных учреждений2

1. Модернизация системы образования на основе использования ИКТ

1.1. Нормативная база информатизации образования

Базовый уровень

Система информатизации образования в Российской Федерации. Государственные и региональные программы информатизации образования. Составляющие государственных образовательных стандартов и программ, региональных программ в области информатики и ИКТ.

Продвинутый уровень

Умение находить нормативные документы на Web-представительствах государственных и региональных органов образования, законодательные акты и документы в правовых информационно-поисковых системах. Умение организовать работу по ознакомлению педагогического коллектива, административных и хозяйственных работников с содержанием государственных и региональных программ информатизации образования, организовывать работу педагогического коллектива с учетом государственных образовательных стандартов в области информатики и ИКТ.

1.2. Модели и опыт информатизации образования

Базовый уровень

Состояние, проблемы и перспективы информатизации и компьютеризации образовательных учреждений разных ступеней. Модели и опыт информатизации образования в регионе, в России и за рубежом. Принципы аккумуляции опыта педагогов и управленческого персонала в сфере ИКТ. Состояние системы повышения квалификации работников образования в области ИКТ.

Продвинутый уровень

Умение формировать информационную культуру педагогического коллектива, контролировать разработку и выполнение плана повышения квалификации в области информатизации всех категорий сотрудников учреждения, организовать консультационную и методическую поддержку преподавателей в использовании ИКТ-технологий в обучении, систематизировать информационные, методические и дидактические ресурсы учреждения.

1.3. Информатизация образовательного учреждения

Базовый уровень

Цели и задачи информатизации образовательного учреждения. Перспективный план информатизации образовательного учреждения. Функции персонала по информатизации образовательного учреждения. Принципы мониторинга процесса информатизации образовательного учреждения.

Продвинутый уровень

Умение ставить цели и задач информатизации образовательного учреждения, создавать план информатизации образовательного учреждения, описывать функции по информатизации руководителей различных рангов, контролировать уровень информатизации образовательного учреждения, организовать обслуживание, ремонт технических средств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кодексу российской федерации (2)

    Кодекс
    Работа современной кадровой службы сложна и многогранна. Кадровым специалистам необходимо не только решать вопросы о приеме, оформлении и увольнении сотрудников на работу, но и заниматься проблемами регулирования трудовых отношений
  2. Приоритетные направления программы Укрепление и сохранение здоровья детей. Развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций. Создание условий для получения качественного образования

    Документ
    Проблема школы: развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление их здоровья, обеспечение их безопасности, сохранение, дальнейшее развитие и модернизацию системы образования и воспитания учащихся, способствующей
  3. Законодательное собрание Красноярского края (1)

    Закон
    Кондрашев А.А (канд. юрид. наук) – подраздел 1.2, раздел 3, подразделы 4.12 (совместно с Шарниной Л.А.) и 7.4 (совместно с Роньжиной О.В), раздел 10 (кроме 10.
  4. Исключительные права на представленные обзоры принадлежат ао "Консультант Плюс"

    Обзор
    Данные обзоры еженедельно подготавливаются специалистами АО "Консультант Плюс" и содержат аннотации к документам, введенным в информационный банк КонсультантПлюс:ВерсияПроф.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для специальности «юриспруденция» 030. 501. 62 Составители

    Учебно-методический комплекс
    Трудовое право, являясь одной из ведущих отраслей российского права, регулирует общественные отношения в важнейшей сфере жизнедеятельности общества – в сфере труда, выступает в качестве одной из основных дисциплин, изучаемых в рамках

Другие похожие документы..