Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Коханская Ольга Вениаминовна 3 15 15 18 84 Призер № 0 4 0ПОРЭ Алфёренков Андрей Романович 11 МБОУ гимназия г....полностью>>
'Курсовой проект'
Колесные пары, воспринимающие статическую и динамическую нагрузку, обеспечивают непосредственный контакт экипажа и пути и направляют подвижной состав...полностью>>
'Рассказ'
Чтение наизусть одной басни. . Тема подвига и проблема нравственного выбора в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». Билет № 5 1....полностью>>
'Семинар'
Понятие о личности. Структура личности (направленность, темперамент, характер и способности). Влияние среды на личность и поведение. Личность руководи...полностью>>

Налог на доходы физических лиц как инструмент укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

ПЕРЕКАЛЬСКИЙ Семен Владимирович

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
КАК ИНСТРУМЕНТ УКРЕПЛЕНИЯ
ФИНАНСОВОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Специальность: 08.00.10 - "Финансы, денежное обращение и кредит"

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Саратов - 2010

Работа выполнена на кафедре финансов Саратовского государственного социально-экономического университета.

Научный руководитель - д-р экон. наук, профессор
Ермакова Елена Алексеевна

Официальные оппоненты - д-р экон. наук, профессор
Придачук Максим Петрович

- канд. экон. наук, доцент
Кондратьев Алексей Валерьевич

Ведущая организация - Оренбургский государственный университет.

Защита состоится 29 октября 2010 года в 1500 час. на заседании диссертационного совета Д 212.241.03 при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу:

410003, Саратов, Радищева, 89, Саратовский государственный социально-экономический университет, ауд. 843.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан 29 сентября 2010 года.

Ученый секретарь диссертационного С.М.Богомолов

совета, д-р экон. наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Муниципальные бюджеты в бюджетной системе страны составляют ее финансовый фундамент: около 60% всех бюджетных расходов на социальную сферу и 40% расходов на народное хозяйство приходится именно на местные бюджеты. Очевидно, что самостоятельность бюджетов муниципальных образований предполагает наличие собственных источников финансовых ресурсов, которыми органы местного самоуправления вправе свободно распоряжаться и нести за их рациональное и эффективное использование полную ответственность.

Решение проблемы финансовой самостоятельности муниципальных образований, расширение их собственной доходной базы сегодня становится особенно актуальным. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является наиболее значимым из всех налоговых доходов для местных бюджетов. Для муниципальных образований данный налог выполняет первостепенную бюджетообразующую роль. В последние годы он стал достаточно стабильным, но существующие проблемы с его собираемостью серьезно сказываются на местных бюджетах. Ситуация осложняется тем, что у органов местного самоуправления практически отсутствуют действенные рычаги влияния на регулирование данного налога. Кроме того, статус бюджетообразующего налога ставит наполняемость муниципального бюджета в зависимость от деятельности организаций, расположенных на территории муниципалитета. Значимость налога на доходы физических лиц для местных бюджетов определяется и тем, что это единственный налог, дополнительные нормативы отчислений по которому могут заменять дотации, предоставляемые субъектами РФ. Поступление НДФЛ в местные бюджеты определяет финансовую способность исполнения расходных обязательств муниципалитета.

В настоящее время остаются нерешенными многие противоречивые вопросы, в частности оптимизация льгот, которые для местных бюджетов сказываются существенными выпадающими доходами, а также не разработаны реальные пути легализации "теневых" доходов населения для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц и практические механизмы по снижению затрат на администрирование налога. Существующее бюджетное и налоговое законодательство ставит в затруднительное положение муниципалитеты в связи с неотработанным порядком уплаты налога, и в то же время необходимостью создания благоприятных условий для граждан, проживающих в границах конкретного муниципального образования.

Необходимость повышения благосостояния населения и укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований обуславливают необходимость разработки новых подходов в определении налогооблагаемой базы, льгот, ставок и других регулятивных элементов налога на доходы физических лиц, что определило актуальность темы исследования и круг рассматриваемых в ней вопросов.

Степень разработанности проблемы. В экономической литературе рассмотрению теоретических вопросов экономического содержания налога на доходы физических лиц посвящены работы М.М. Алексеенко, С.В. Барулина, Е.С.Вылковой, Г.П. Боголепова, Г.И. Болдырева, А.В. Брызгалина, А.И. Буковецкого, И. Исаева, В.Г. Князева, Ф.А. Менькова, И.Х. Озерова, В.М. Пушкаревой, И.Г. Русаковой, В.В. Степаненко, Н.И. Тургенева, В.Е. Черкасова, Д.Г. Черника и др., а также труды зарубежных авторов А. Вагнера, К. Маркса, А. Лориа, В. Петти, Э. Селигмана, А. Смита, Р. Стурма, Э. Энгеля, К.Т. Ээберга.

Большой вклад в разработку проблем функционирования местных бюджетов внесли О.В. Врублевская, А.Г. Грязнова, Л.И. Дробозина, А.Г. Игудин, Т.М. Ковалёва, Е.В. Маркина, Л.Г. Павлова, В.Г. Пансков, Г.Б. Поляк, М.П. Придачук, В.М. Родионова, М.В. Романовский, Н.М. Сабитова, Г.К. Шеховцов и др. В их научных трудах заложены теоретические и методологические основы решения вопросов формирования местных бюджетов. В последние годы в периодической печати поднимаются вопросы совершенствования бюджетных отношений на муниципальном уровне, связанные с реформированием местного самоуправления. Этим направлением активно занимаются Л. Пронина, Л.Е.Тишкина, С.Г.Ходасевич и другие исследователи.

Вместе с тем, в научных работах в области налогообложения доходов физических лиц и местных бюджетов можно отметить определенную однобокость рассматриваемых направлений реформирования. Как правило, разрабатываемые при этом предложения противоречат друг другу: совершенствование НДФЛ рассматривается с позиций благосостояния самого налогоплательщика и предусматривает шаги в направлении расширения льгот и снижения налоговой нагрузки населения, а предложения по укреплению местных бюджетов преследуют цели пополнения казны и направлены на сокращение льгот и расширение налогооблагаемой базы, в том числе и по НДФЛ. При этом отсутствуют работы, посвященные комплексному решению проблем сбалансированности местных бюджетов и повышения благосостояния населения, которое также зависит от финансовых возможностей муниципалитетов предоставлять качественно и в полном объеме общественные услуги.

Актуальность проблемы, а также недостаточная теоретическая и практическая разработанность многих ее сторон предопределили выбор темы настоящего исследования и повлияли на постановку его целей и задач.

Цель диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретических и практических аспектов функционирования налога на доходы физических лиц с позиции укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований и разработка приоритетных направлений совершенствования инструментария воздействия налога, как на доходы местных бюджетов, так и населения в современной России

В рамках указанной цели в диссертации поставлены следующие основные задачи исследования:

- раскрыть основы и проблемы финансовой самостоятельности муниципальных бюджетов России;

- исследовать эволюционирование подоходного налогообложения в России с позиции наполнения бюджетов;

- проанализировать значение НДФЛ в формировании доходной базы местных бюджетов в современных условиях;

- раскрыть регулятивные элементы налога на доходы физических лиц и механизм их действия;

- исследовать воздействие налоговых вычетов по НДФЛ на доходы местных бюджетов и предложить меры по совершенствованию их механизма;

- разработать методику оценки выпадающих доходов местных бюджетов и предложить способы их компенсации;

- выявить наиболее проблемные стороны механизма уплаты налога на доходы физических лиц и оценить его влияние на состояние местных бюджетов;

- разработать модель организации социально ориентированного подоходного налогообложения физических лиц, в том числе на основе зарубежного опыта семейного налогообложения доходов физических лиц.

Предметом исследования является совокупность денежных отношений, складывающаяся в области формирования и исполнения местных бюджетов, а также в процессе взимания и контроля за поступлением налога на доходы физических лиц в бюджетную систему РФ.

Объектом исследования выступает действующая бюджетная система и практика налоговых отношений на муниципальном уровне в современной России.

Методологической основой исследования послужил диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности. Сравнительный подход к объекту исследования реализован при помощи общенаучных методов: научной абстракции, моделирования, анализа и синтеза, группировки и сравнения.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, экономистов по проблемам бюджета и организации бюджетных отношений, а также раскрывающие теоретические аспекты и проблемы налогообложения доходов физических лиц.

Информационной базой исследования послужили законодательные акты и нормативные документы государственных органов власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), отчеты и материалы Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития РФ, Федеральной налоговой службы, Министерства финансов Саратовской области, материалы, опубликованные в периодической печати, и размещенные в сети Интернет, а также собственные расчеты автора.

Научная новизна диссертационного исследования в целом заключается в разработке комплексной модели совершенствования функционирования налога на доходы физических лиц как инструмента укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований России.

Наиболее существенные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

- на основе оценки реализации принципа самостоятельности бюджетной системы РФ уточнено понятие финансовой самостоятельности муниципального образования как способности финансировать в полном объеме расходные обязательства муниципального образования за счет местных доходов бюджета (собственных и передаваемых на постоянной основе, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ), независимо от финансовой помощи (дотаций, субсидий) из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- дана авторская трактовка собственных доходов бюджетов, в рамках которой предложена классификация доходов местных бюджетов по трем группам (собственные доходы, передаваемые (закрепленные) доходы и доходы в виде межбюджетных трансфертов) и разработан коэффициент финансовой самостоятельности муниципального образования;

- на основе анализа значения НДФЛ в бюджетах муниципальных образований в целях укрепления финансовой самостоятельности обоснована необходимость увеличения доли НДФЛ, закрепленной на постоянной основе соответственно за бюджетами муниципальных районов и городских округов;

- выделены особенности реализации НДФЛ основных налоговых функций; определен механизм действия системы фискально-регулятивных элементов НДФЛ, к которым отнесены: налоговая ставка, налоговые льготы (в т.ч. налоговые вычеты), налоговая база;

- предложены меры по совершенствованию механизма предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, предполагающие механизм их автоматического индексирования на показатель инфляции и увеличение стандартного универсального налогового вычета и вычета на детей до величины прожиточного минимума при одновременном повышении порогового значения накопленного дохода, а также отмену социальных налоговых вычетов (за исключением вычета на обучение детей) и имущественного налогового вычета на строительство или приобретение недвижимости;

- разработана формализованная методика оценки выпадающих доходов местных бюджетов в связи с предоставлением налоговых льгот (вычетов) и обоснована возможность их компенсации за счет введения прогрессивной шкалы налога, учитывающей благосостояние населения и бюджетные интересы, а также направленной на выполнение налогом функции социального регулятора;

- предложен механизм уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства физического лица, учитывающий фискальные интересы муниципального образования, на территории которого зарегистрирован налогоплательщик;

- разработана по основным элементам модель социально ориентированного подоходного налогообложения на основе адаптированного использования в России зарубежного опыта семейного налогообложения доходов физических лиц, которая предполагает выбор налогоплательщиком одной из систем налогообложения: индивидуальной или семейной.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в приращении новых знаний о развитии бюджетных отношений на муниципальном уровне, в углублении теоретических подходов к определению финансовой самостоятельности муниципальных образований и системы доходов их бюджетов, к обеспечению эффективного функционирования налога на доходы физических лиц в РФ и комплексного согласования бюджетных интересов и интересов налогоплательщиков - физических лиц. Теоретические выводы и положения диссертации составили методологическую базу для практических разработок и рекомендаций.

Практическая значимость результатов исследования заключается в их доведении до конкретных прикладных моделей, механизмов и рекомендаций, позволяющих при их внедрении обеспечить функциональность и эффективность муниципальной налогово-бюджетной политики и местной бюджетной системы. Это касается практических результатов, связанных с организацией элементов функционирования налога на доходы физических лиц в направлении сокращения налоговой нагрузки на население и нивелирования выпадающих доходов местных бюджетов, созданием условий для финансовой самодостаточности муниципальных образований. Названные и другие прикладные разработки могут быть использованы государственными органами власти и органами местного самоуправления для законотворческой деятельности в целях реформирования НДФЛ и построения эффективной налогово-бюджетной политики на муниципальном уровне.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были доложены и обсуждены на итоговых научно-практических конференциях в 2008, 2009 и 2010 годах в Саратовском государственном социально-экономическом университете, а также в рамках работы региональных и международных научно-практических конференций в г. Ижевске и г. Саратове.

Важнейшие выводы практического характера нашли применение в деятельности Министерства финансов Саратовской области, что подтверждено справкой о практическом использовании материалов диссертационной работы.

Основные теоретические положения диссертационной работы используются в качестве учебно-методического материала, в процессе преподавания дисциплин "Финансы", "Финансы и кредит", "Бюджетная система РФ", "Налогово-бюджетная система", "Государственные и муниципальные финансы", "Налоги и налогообложение", а также при подготовке муниципальных служащих Саратовской области по специализированным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Саратовском государственном социально-экономическом университете, что также подтверждено справкой о внедрении в учебный процесс.

Наиболее существенные положения и результаты исследования опубликованы в 7 научных трудах общим объёмом 4,55 п.л., из них 2 статьи объемом 1,0 п.л. - в изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура работы. Работа имеет следующую структуру, определенную логикой исследования и совокупностью решаемых в нем задач:

Введение

Глава 1. Налог на доходы физических лиц в системе доходов местных бюджетов России

1.1. Финансовая самостоятельность муниципальных образований России

1.2. Эволюция подоходного налогообложения в России

1.3. Значение налога на доходы физических лиц в формировании доходной базы местных бюджетов в современных условиях

1.4. Фискально-регулятивные элементы налога на доходы физических лиц

Глава 2. Совершенствование инструментария воздействия налога на доходы физических лиц на доходы местных бюджетов и населения в современной России

2.1. Воздействие налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на доходы местных бюджетов

2.2. Методика оценки выпадающих доходов местных бюджетов и способы их компенсации

2.3. Механизм уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика

2.4. Модель организации социально ориентированного подоходного налогообложения физических лиц

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ,
ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

Полученные в диссертационном исследовании научные результаты, основные идеи, положения и выводы нашли отражение в двух группах проблем.

Первая группа проблем посвящена теоретическому анализу роли налога на доходы физических лиц в системе местных бюджетов России.

Исследование начинается с раскрытия и уточнения понятия финансовая самостоятельность муниципального образования.

С целью реализации принципа самостоятельности бюджетов, закрепленного в Бюджетном кодексе РФ (БК РФ), важно обеспечить максимально возможную степень финансовой самостоятельности бюджета. Это, в свою очередь, может зависеть от уровня налоговой составляющей в доходах бюджета, уровня доходов, закрепленных (полностью или частично) на постоянной основе (без ограничения сроком), сокращения уровня дотационности, наличия в налоговом и бюджетном законодательстве необходимых исходных условий для развития инициативы органов местного самоуправления с целью максимальной мобилизации собственных финансовых ресурсов.

Основываясь на оценке реализации принципа самостоятельности бюджетной системы РФ, финансовая самостоятельность муниципального образования понимается как способность финансировать в полном объеме расходные обязательства муниципального образования за счет местных доходов бюджета (собственных и передаваемых на постоянной основе, закрепленных в БК РФ), независимо от финансовой помощи (дотаций, субсидий) из других бюджетов бюджетной системы РФ.

С целью сохранения главного критерия, характеризующего уровень самостоятельности бюджетов, а также для полноты и четкости понимания и структурной характеристики доходов бюджетов в работе предлагается разделить доходы на три крупные группы:

1) собственные доходы, с выделением в их составе собственных налогов;

2) передаваемые (закрепленные) доходы;

3) доходы в виде межбюджетных трансфертов.

При этом к собственным доходам относятся финансовые средства, получаемые вследствие принятия самостоятельных решений.

Первые две группы доходов условно названы местными доходами, которые в какой-либо мере определяют самостоятельность муниципального образования и зависят исключительно от деятельности органов местного самоуправления.

Совокупность и структура налоговых доходов местных бюджетов представлена в следующей Таблице 1.

Таблица 1. Предлагаемая классификация доходов местных бюджетов

Местные доходы

Доходы в виде межбюджетных трансфертов (МБТ)

Собственные доходы

передаваемые (закрепленные) доходы

доходы, передаваемые на постоянной основе и закрепленные в БК РФ

доходы, передаваемые по решению органов государственной власти субъектов РФ, на ежегодной или среднесрочной основе

дополнительные нормативы отчислений от налогов взамен дотации

дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта РФ

Собственные налоги:

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц

Дотации

Земельный налог

Единый сельскохозяйственный налог

Налог на прибыль организаций

Субвенции

Налог на имущество физических лиц

Государственная пошлина

Транспортный налог

Субсидии

Единый налог на вмененный доход

Налог на имущество организаций

Иные МБТ

Прочие

Неналоговые доходы

Согласно БК РФ

НДФЛ в местные бюджеты попадает по трем финансовым "каналам": во-первых, в качестве установленного БК РФ стабильного норматива отчисления от федерального налога; во-вторых, в виде устанавливаемого регионами дифференцированного норматива отчисления от региональной доли налога, в качестве средств, замещающих дотацию; в-третьих, в виде единого дополнительного норматива отчисления от региональной доли налога в местные бюджеты.

Налоги выступают не только как источник дохода, но и как мощный регулятор хозяйственных отношений. Поэтому принципиально важно не только то, какие объемы доходов обеспечивают налоговые поступления, но и то, какова способность органов власти регулировать налоговые отношения с хозяйствующими субъектами и влиять на формирование налоговой базы территорий. Такие отношения складываются на основе реализации предоставленных властям полномочий по управлению отдельными элементами налога.

Учитывая авторские положения относительно группировки доходов местных бюджетов, а также структурирования местных доходов, в качестве показателя для оценки уровня самостоятельности местных бюджетов определен коэффициент финансовой самостоятельности муниципального образования (Кфсмо):

, Кфсмо ≥ 30%.

где: ∑(СД + ПД) - общая сумма местных доходов, в которую входят: собственные доходы (СД) и доходы, передаваемые на постоянной основе и закрепленные в БК РФ (ПД); ДБ - совокупная величина доходов бюджета муниципального образования.

Далее в работе проводится анализ исторического развития налога на доходы физических лиц, в результате которого были выделены этапы развития НДФЛ в России в зависимости от его финансовой значимости в местных бюджетах (см. табл. 2).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование и исполнение бюджетов муниципальных образований в условиях реформирования местного самоуправления (на примере муниципальных образований Московской области)

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре «Финансы, бюджет и страхование» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийский заочный финансово-экономического институт».
  2. Формирование системы финансового обеспечения муниципальных образований

    Автореферат
    Защита состоится 24 октября 2008 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета ДМ.502.012.01 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной
  3. Финансовое право. Учебник

    Учебник
    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Юриспруденция»
  4. Налог на прибыль и его роль в формировании доходной базы бюджетов разных уровней

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре «Финансы, бюджет и страхование» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Всероссийский заочный финансово-экономический институт».
  5. Инвестиционный паспорт муниципального образования Усть-Пристанский район Алтайского края Уважаемые инвесторы!

    Документ
    В инвестиционном паспорте Вы сможете найти достоверную информацию о социально-экономическом развитии района, ознакомиться с историей района, природными и трудовыми ресурсами, ознакомиться с административно-территориальным устройством.

Другие похожие документы..