Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Организует познавательную готовность учащихся через эпиграф урока и постановку учебной проблемы: Что нужно учитывать выпускнику школы при выборе проф...полностью>>
'Документ'
Провести информационно-разъяснительную работу по ознакомлению и обсуждению среди студентов, сотрудников, ППС Указа Президента РК № 1144 от 27 января ...полностью>>
'Документ'
В книге дана методика соединения с подсознанием и слова-пароли на все случаи жизни. Вы можете использовать специальные слова в самых простых и самых с...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 29 мая 2008 г. в час. на заседании объединенного диссертационного совета ОД 09.16.01 при Научном центре гигиены и эпидемиологии им. ...полностью>>

Российской Федерации Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал Кафедра институциональной экономики программа дисциплины

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического Министерство

развития и торговли науки и образования

Российской Федерации Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал

Кафедра институциональной экономики

Программа дисциплины

Игровые технологии

(программа по выбору)

для студентов 1 курса факультетов экономики, менеджмента, социология и

отделений психологии и политологии.

Составитель программы – Каданер Анна Петровна

Санкт-Петербург

2006

Государственный университет – Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал

Кафедра институциональной экономики

«Человечество разыгрывает порядок вещей в природе

в той мере, в какой оно его постигает».

Лео Фробениус.

«Если хочешь быть серьезным – играй»

Аристотель

Пояснительная записка.

Учебная программа «Игровые технологии» составлена на основании требований государственного стан­дарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подго­товки выпускников по специальностям.

Требования к студентам .Для успешного освоения материала программы студенты должны владеть базовыми знаниями в следующих областях: рынок труда и его особенности, основы теории потребительского выбора, основы предпринимательства, включая представле­ние о менеджменте и маркетинге, а также знаниями иностранного языка, истории, ис­тории и культуры Санкт-Петербурга, основ мировой художествен­ной культуры. Кроме того, желательно владение навыками компьютерной грамотности в объеме средней школы.

Аннотация. Сегодня деловые и ролевые игры являются общепризнанными методами формирования требуемых навыков у профессионалов разного направления и уровня. «Дайте мне точку опоры, - говорил Архимед, - и я переверну Землю». В мире бизнеса принцип рычага дает возможность достигать удивительных результатов, и успех предпринимателя напрямую зависит от силы рычага, который он способен пустить в дело. Необходимые для этого знания и навыки можно получить, используя деловые игры. Ни один способ передачи знаний и навыков не сравнится с хорошо продуманными и организованными играми. Неслучайно деловые игры применяются многими корпорациями для развития своих сотрудников. Этот метод имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и опыт. Бесценный опыт, который в условиях размеренного существования надо приобретать годами. Кроме того, с помощью деловых игр можно учить и учиться не только тому, как и почему надо работать, можно тренировать такие важные для успешной работы качества, как коммуникабельность, лидерские качества, умение ориентироваться в сложной, быстро меняющейся ситуации. Можно проигрывать стрессовые и критические ситуации, можно тренировать не только отдельных людей, но и команду.

Различаются два вида игр – ролевые и деловые, между которыми имеются принципиальные различия. Если сравнить ситуацию деловой игры с той ситуацией, с которой человек сталкивается в ролевой игре, то можно увидеть кардинальные отличия, обусловленные отсутствием имитационной модели в последней, а значит, не предполагающей внешней материализованной в виде системы игровых правил организации деятельности. В ролевой игре человек сталкивается с неопределенной ситуацией, в то время, как в деловой игре ему предлагается решить вполне конкретные задачи.

Деловая игра является отличным инструментом для создания бизнес-команды. С помощью деловой игры можно продемонстрировать реальные возможности, которые предоставляются для профессионального развития и повышения материального благосостояния партнеров. Игра развивает лидеров, способных создавать лучшие бизнес-команды и предпринимательскую корпоративную культуру.

Участие в различных деловых играх позволяет научиться основам финансовой грамотности и независимости, продумывать различные стратегии прохождения пути от наемного работника до богатого человека; упражняться в использовании возможностей, предоставляемых российской бизнес-средой; сплотить близких людей вокруг общих интересов.

Программа дисциплины по выбору «Игровые технологии» предполагает 3 модуля:
  • «Бизнес и туризм»
  • «Студенческая компания»

  • «Международный экономический саммит»

Логически программа построена на последовательном изучении каждого модуля. Окончив модуль 1, студент сможет использовать полученные знания и навыки для организации малого предприятия при изучении модуля 2. Обучение в 3-м модуле дает возможность сформировать понятия о роли каждого государства, каждой отрасли экономики в улучшении качества жизни всего населения планеты. Однако, содержание каждого модуля позволяет при необходимости начать его изучение независимо от знакомства с содержанием других модулей.

Используемые в программе игровые технологии несут определенную смысловую и функциональную нагрузку, обусловленную целью игры, ее правилами и ограничениями. Игровая функция может быть представлена в 2-х аспектах:

1. Борьба за что-то

  1. Показ, представление чего-то.

При изучении модуля «Бизнес и туризм» преимущественно используется второй аспект игровой функции - на примере освоения основ туристического бизнеса показываются навыки и умения, необходимые для успешной карьеры в любом из многочисленных секторов экономики.

Содержание модуля «Студенческая компания» в большей степени соответствует первому аспекту игровой функции – организованные студентами малые предприятия конкурируют между собой на рынке товаров и услуг.

Третий модуль «Международный экономический саммит» объединяет оба аспекта игровой функции в равной степени. Каждая страна демонстрирует свои возможности для достижения единой цели – борьба за выживание человечества, улучшение качества его жизни.

Новизна курса заключается, прежде всего, в использовании активных игровых форм обучения, моделирующих реальные жизненные ситуации делового мира. Новизной является также сочетание в одной программе трех разноплановых модулей, объединяющих проблемы микро- и макроэкономики.

Поскольку потребность играть возникает у взрослого человека по мере получения им удовольствия от игры, постольку предлагаемая программа должна быть увлекательной и вызывать желание продолжать участвовать в игре даже после окончания обучения. Повторяемость игры распространяется не только на все игру в целом, но и на отдельные ее элементы. Однажды сыгранная, она остается в памяти, как некая культурная, духовная ценность.

Присущие игре правила и порядок заставляют участников дисциплинироваться, играть честно, что постепенно входит в их жизнь и становится привычкой. Входящие в программу модули в ненавязчивой форме прививают студенту необходимые для его дальнейших успехов навыки, заставляют его принимать решения, которые могут в дальнейшем повлиять на его будущее, дают возможность попробовать себя в разных видах и формах трудовой деятельности, не рискуя при этом и не связывая себя финансовыми обязательствами, как в реальной жизни. Определенные границы, в которых разыгрывается игра, ограниченность игрового пространства, обособленность формируют игровые сообщества, которым присуще чувство, что его члены делают совместно одно важное дело, используют только им известные нормы и правила, пребывают в некоем исключительном положении относительно прочих. Это способствует развитию чувства корпоративности, важного для успешной деловой карьеры.

Цель курса – использование имеющихся теоретических знаний для получения практических навыков, необходимых для успешной карьеры в бизнесе и в жизни.

Место курса в образовательном процессе в ВШЭ определяется его тематикой, связанной направлением кафедры Институциональной экономики.

Связь с другими курсами обеспечивается общей теоретической базой и понятийным аппаратом, используемым в преподавании

В результате изучения курса «Игровые технологии» студент должен:

знать учебный материал, предусмотренный данной программой;

понимать роль малого и среднего бизнеса в экономике страны, как двигателя экономиче­ского роста; важность изучения рынков производства и потребления товаров и ус­луг и влияние функций их исследования на развитие экономики страны; степень компетентности и достоверности источников информации; необходимость толерантности, коммуникабельности, компромиссно­сти, организованности, ответственности в отношениях между чле­нами команды для успешной деятельности;

обладать навыками написания эссе, анализа и синтеза, проведения маркетинговых и других видов исследований, обработки информации, ситуационного анализа, проведения и обработки социологических опросов и анкетирования;

уметь принимать решения и нести ответственность за выбор, искать и систематизировать найденный материал, оперировать полученными знаниями; работать в команде.

Решив поставленные учебные задачи, студенты получат возможность применить на практике полу­ченные знания, увереннее вести себя при выполнении своих должностных обязанностей и быть успешным в деловой карьере.

Содержание каждого модуля приводится в соответствующих разделах.

Распределение учебных часов по программе «Игровые технологии»

№пп

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоя­тельная ра­бота

Всего часов

Лекция

Практи­кум

Всего

1.1

Бизнес и туризм

14

14

28

26

54

1.2

Студенческая компания

14

14

28

26

54

1.3

Международный экономический саммит

14

14

28

26

54

Распределение учебных часов по программе «Игровые технологии» для студентов 1 курса отделения психологии.

№пп

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоя­тельная ра­бота

Всего часов

Лекция

Практи­кум

Всего

1.1

Студенческая компания

14

7

21

33

54

Модуль 1. «Бизнес и туризм»

Программа учебного модуля «Бизнес и туризм» составлена на основе материалов программы «Пас­порт в мир» МОО «Достижения молодых» и специальной литературы по основам туристического бизнеса.

Цель модуля «Бизнес и туризм» – на примере туристического бизнеса познакомить студентов с навы­ками и умениями, необходимыми для успешной карьеры в любом из многочисленных секто­ров экономики страны. Большой объем практических занятий и самостоятельно вы­полняемых заданий должны сформировать у студентов позиции в отношении выбран­ной профессии.
По окончании курса студент должен уметь: анализировать количество и ка­чество информации, полученной из различных источников; использовать методы ис­следовательской работы для сбора и анализа информации; определять факторы моти­вации поведения потребителей; определять способы развития рыночного продвижения продукции; планировать организацию деятельности предприятия; составлять реклам­ные материалы.
Как итог – студент должен определить свои профессиональные склон­ности и способности, необходимые для работы по выбранной профессии.

Содержание программы модуля 1 «Бизнес и туризм».

ТЕМА 1. Структура индустрии путешествий и туризма.

Путешественники и туристы. Методика изучения индустрии путешествий и туризма. Поиск информации в системе Интернет: поисковые системы, веб-ресурсы, местные источники и ресурсы. Качество и количество информации. Система классификации средств размещения туристов.

Процесс планирования и организации путешествия. Типы компаний, предоставляющих туристические услуги. Виды деятельности работников компаний. Основные направления государственного регулирования туристической деятельно­сти. Составление базы данных туристических организаций Санкт-Петер­бурга, оказывающих услуги по выбранному географическому направлению

Исследование типов компаний, предоставляющих туристические услуги. Составление базы данных ту­ристических организаций Санкт-Петербурга, оказы­вающих услуги по выбран­ному направлению .

ТЕМА 2. Потребители туристических услуг.

Методы исследовательской деятельности для сбора и анализа информации о рынках производства и потребления туристических услуг. Мотивы и цели путешествий.

Крупномасштабные и местные исследования. Исследования отзывов потребителей туристических услуг. Подготовка и проведение исследований.

Составление форм опроса для исследований рынков производства и потребления туристических услуг.

Проведение опроса и анализ полноты удовлетворения спроса и качества оказания туристических услуг.

ТЕМА 3. Туристские направления.

Лекция 4. Факторы, влияющие на степень привлекательности туристских направлений. Способы развития и рыночного продвижения туристских направлений. Типы туризма: устойчивый туризм, геотуризм, экотуризм и пр. Уникальность и стандартизация. Политика туризма.

Использование источников информации при определении туристских направлений. По базе данных составление классификации фирм, предоставляющих услуги по различным видам туризма. Мотивация путешествий. Факторы, влияющие на популярность туристических мар­шрутов. Маркетинг туристических направлений. Типичные методы привлечения посетителей, используемые туристическими компаниями

По базе данных составление классификации фирм, пре­доставляющих услуги по различным видам туризма

Выбор туристского направления для разработки туристического маршрута. Исследование и выбор типа рекламных материалов для будущего ту­ристического маршрута.

Исследование и выбор типа рекламных материалов для будущего ту­ристического маршрута .

Исследование работы туристической фирмы.

Написание эссе на русском и английском языках «Место, где я живу» с описанием достопримечательностей своего района с точки зрения при­влекательности для туризма.

ТЕМА 4 . Культура и культурное разнообразие.

Культурное разнообразие и толерантность. Роль мирового культурного наследия и различных элементов культуры в развитии индустрии путешествий и туризма. Охрана культурного наследия. Разнообразие и стереотипы в межкультурном общении. Способы продвижения культурного туризма. Характер влияния туристских потоков на культуру посещаемых направлений.

Сбор и систематизация информации о памятниках куль­турного наследия в разрабатываемом туристическом маршруте. Составление проекта рекламного проспекта о достопримечательно­стях разрабатываемого маршрута

Сбор и систематизация информации о памятниках куль­турного наследия в разрабатываемом туристическом маршруте (домашнее задание).

Разработка и изготовление рекламного проспекта о достопримечательно­стях разрабатываемого маршрута.

ТЕМА 5. Работа в индустрии путешествий и туризма.

Профессии и специальности в индустрии путешествий и туризма. Транспорт. Гостиничный бизнес. Ресторанный бизнес. Маркетинг, реклама, информационные службы. Службы вспомогательного обслуживания. Профессиональные склонности и способности, необходимые для ус­пешной работы в туристической индустрии. Экскурсионная работа. Предпринимательская карьера.

Посещение туристической фирмы и анализ ее рекламной продукции. Анализ вэб-сайта туристической фирмы.

Посещение туристической фирмы и анализ ее рекламной продукции.

Экскурсия в ресторан.

Экскурсия в ресторан.

Экскурсия в музей.

Отчеты об экскурсиях.

Подготовка компьютерной презентации «Один день в Санкт-Петер­бурге»(домашнее задание).

Презентация проекта «Один день в Санкт-Петербурге»

ТЕМА 6. Подготовка итоговой работы.

Разработка проекта туристического маршрута.

Консультации.

Защита итоговой работы. Компьютерная презентация разработанного туристического маршрута и рекламных материалов

Тематическое планирование модуля «Бизнес и туризм»


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации Национальный Исследовательский Университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал Кафедра прикладной политологии программа дисциплины

    Программа дисциплины
    Преподавание курса «Молодежная политика современности» направлена на формирование знаний, умений и навыков в области политологического анализа молодежной политики как отрасли государственного управления.
  2. Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал Кафедра социологии Учебная программа дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    В основу данного курса положена логика и структура ставшей уже классической программы по курсу социальной стратификации доктора экономических наук, профессора В.
  3. Правительство Российской Федерации Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал Кафедра социологии Учебная программа дисциплины (2)

    Программа дисциплины
    В основу данного курса положена логика и структура ставшей уже классической программы по курсу социальной стратификации доктора экономических наук, профессора В.
  4. Правительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал Кафедра институциональной экономики программа дисциплины (3)

    Программа дисциплины
    Требования к студентам: студенты должны владеть базовыми курсами «Микроэкономика» и «Макроэкономика», «Эконометрика», базовым вузовским курсом математики и курсами «Макроэкономика-3», «Микроэкономика-2» магистратуры.
  5. Правительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Санкт-Петербургский филиал Кафедра институциональной экономики программа дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    Цель курса – дать профессиональные знания, умения и навыки в области имитационного моделирования. Базовым учебником по теоретической части курса будет служить широко используемый в мире учебник Р.

Другие похожие документы..