Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Мы продолжаем работу над формированием программы деловых мероприятий предстоящего весеннего туристического форума. В рамках выставки «Интурмаркет (ИТ...полностью>>
'Программа'
Знаковые системы, высказывания, предикаты, исчисления общего вида; понятие вывода; вычислимые функции; модели вычислений; невычислимые функции; разре...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре гражданского права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральская государст...полностью>>
'Закон'
На виконання статті 10 Закону України "Про позашкільну освіту", наказу Міністерства освіти і науки України від 24.07.2001р. № 553 "Про...полностью>>

Методические рекомендации по курсу «Организационные основы приема и обслуживания туристов» для специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)»

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Сибирская Государственная геодезическая Академия

И.П. Клюева

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ

ПРИЕМА И ОСБЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ

Методические рекомендации

по курсу «Организационные основы приема и обслуживания туристов»

для специальности 080502.65

«Экономика и управление на предприятии

(туризм и гостиничное хозяйство)»

Новосибирск

2006

Рецензенты:

Доктор медицинских наук, профессор

кафедры технологии и организации общественного питания СибУПК

П.Е. Влощинский

Кандидат технических наук, профессор

кафедры технологии и организации общественного питания СибУПК

И.П. Березовикова

Клюева И.П. Организационные основы приёма и обслуживания туристов: Методические рекомендации. – Новосибирск: СГГА, 2006. - 41 с.

Методические рекомендации подготовлены на кафедре экономики и менеджмента, кандидатом технических наук Клюевой И.П. для студентов, изучающих курс «Организационные основы приёма и обслуживания туристов», для специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» экономического факультета очного и заочного отделений. Рекомендованы к изданию методической комиссией Института Геодезии и менеджмента _________________2005 г. Методические рекомендации разработаны на основе государственного стандарта специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства». Содержат программу курса, практические задания, контрольные задания, тесты, вопросы для подготовки к экзаменам, методические рекомендации по самостоятельному изучению курса и выполнению практических заданий, список рекомендуемой литературы.

Печатается по решению редакционно-издательской коллегии СГГА.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………..… 4

  1. Программа курса «Организационные основы приёма и

обслуживания туристов»………………………………………….….. 5

  1. Практические и семинарские занятия …………………….…. 12

  2. Расчетно-графическая работа …………………………………… 13

  3. Контрольные задания…………………………………….…….. 14

4.1 Примерные темы рефератов ……………………………….. 15

4.2 Тесты по курсу «Организационные основы приёма и обслуживания туристов»…………………………………………….. 15

4.3 Вопросы для подготовки к экзамену ………………………... 24

5 Методические рекомендации по изучению курса……………….. 26

6 Список рекомендуемой литературы……………………………... 31

Приложение А Задание расчетно-графической работы………….......... 32

Приложение В Анкетные данные туриста для получения визы ……… 33

Приложение С Договор № _ о туробслужвиании …………………… 34

Приложение Д Путевка, ваучер (VAUCHER) …………………………… 38

Приложение Е Заявление на получение лицензии на право

осуществления международной туристской деятельности и

включение в специализированный реестр туристских фирм…….. 39

Приложение 6 Информационный листок для туриста …………………. 41

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по курсу «Организационные основы приёма и обслуживания туристов» подготовлены для студентов экономического факультета специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства», изучающих данный предмет.

Основная цель изучения дисциплины «Организационные основы приёма и обслуживания туристов» состоит в том, чтобы студенты получили необходимый объем современных знаний по организации работы туристских предприятий различных типов и научились применять эти знания в практической деятельности будущего специалиста в условиях существования предприятий различных форм хозяйствования и собственности.

В результате усвоения учебного материала студент должен

  • владеть основными понятиями, терминами и определениями в области проектирования, реализации и продвижения турпродукта;

  • знать классификацию туризма; структуру турфирмы и особенности ее взаимоотношений с авиа-, авто-, железнодорожными и водными перевозчиками и клиентами; туристские формальности; вредные факторы в туризме и страхование туристов; государственное регулирование турдеятельности; международный туристский опыт;

  • уметь применять полученные знания в области организации деятельности туристского предприятия при проектировании туристского продукта для организованных и самодеятельных туристов; при заключении договоров с партнерами на организацию перевозок, размещения, питания, развлечения и других услуг для потенциальных туристов; при продаже турпродукта и контроле за его качеством.

В процессе работы над методическими рекомендациями был обобщен и использован опыт Сибирского университета потребительской кооперации.

1 ПРОГРАММА КУРСА «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИЁМА И ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ»

Введение

1. Задачи и содержание курса. Связь с другими дисциплинами. Основные термины, понятия и определения дисциплины.

2. Понятие туристского бизнеса, его значение. Факторы, влияющие на развитие туризма. Перспективы развития. Объективная необходимость зарождения предпринимательства в туризме, связь с историей.

3. Туризм – продукт длительного исторического развития. Предпосылки его появления в древности, средние века. История российского туризма.

Тема 1 Классификация и характеристика туризма

1.1 Классификация туризма. Необходимость классификации туристских путешествий. Показатели классификации туризма. Классы (категории), виды и формы туристских путешествий.

1.2 Характеристика туризма в зависимости от цели.

Рынок конгрессного туризма. Личные побудительные мотивы и общественные факторы развития конгрессного туризма. Организации-инициаторы проведения конгрессов. Типы конгрессов по географии участников, по количеству участников, по продолжительности, по месту (материальной базе) проведения, по времени назначения даты конгресса. Положительный вклад конгрессов в развитие городов.

Материальная база конгресс-туров: конгресс-центры, отели, университеты, круизные суда и др. Содержание и организация конгрессного обслуживания. Специализированные компании – профессиональные организаторы конгрессов. Выставки как составная часть конгрессов. Службы переводчиков на конгрессах. До- и послеконгрессное обслуживание участников и сопровождающих лиц. Функции туристской фирмы, организующей конгрессы. Тенденции и перспективы развития конгрессного туризма.

Инсентив-туры: история возникновения и причины развития. Этапы, цели, особенности, результативность инсентив-туров. Характеристика рынка инсентив-туров. Продолжительность, цены поощрительных туров. Характеристика путешествующих по возрасту и среднегодовому доходу. Групповые и индивидуальные инсентив-поездки. Организация инсентив-поездок. Требования к качеству организации и проведению инсентив-поездок. Круизные инсентив-туры. Перспективы развития.

Потенциал и особенности туризма лиц старшего возраста. Высокая туристская активность возрастной группы: причины. Продолжительность, сезонность туристских поездок. Особенности спроса на поездки: по видам туризма, транспорта, размещения. Спрос в зимний период: причины. Как пожилые люди организуют свои поездки. Предложение и организация поездок для лиц «третьего возраста». Роль некоммерческих организаций в организации поездок пожилых. Требования, которые необходимо учитывать при разработке туров для пожилых (размещение, программа туров, квалификация персонала, транспортное обслуживание и др.). Использование в России потенциала туристского рынка лиц пожилого возраста.

Анализ рынка делового туризма, основные показатели: объёмы, затраты, география. Деловой туризм как источник доходов различных секторов туриндустрии. Рост туризма деловых женщин. Характеристика делового путешественника. Средства обслуживания деловых туристов, оборудование номеров, отелей. Клубы деловых туристов, организуемые гостиничными группами. Услуги, предоставляемые деловым туристам.

Особенности работы турфирм на рынке корпоративных клиентов.

Показатели и тенденции круизного туризма: объёмы обслуживания, география и продолжительность круизных плаваний. Портрет круизного пассажира: состав, возраст, уровень доходов. Цены и льготные тарифы на круизы. Характеристика мирового круизного флота. Методы финансирования строительства новых судов.

Международный рынок речных круизов. Круизы по каналам. Виды речных круизов по содержанию программ обслуживания. Речные суда, используемые в круизах, минимум услуг, предлагаемых на современных теплоходах. Предложение речных круизов: программы по Рейну и Мозелю, Дунаю, Нилу, Янцзы, Волге. Особенности рынка речных круизов: цены, конкуренция с морскими круизами, средний семейных доход круизных пассажиров. Страны-поставщики круизных туров.

Современное состояние, перспективы и факторы, определяющие рост объёмов иностранного туризма на территории России.

Международный рынок морских круизов. Типы систем организации круизов: классическая и американская. Предложение на рынке круизного продукта. Сектор однодневных морских круизов: цели, география.

Перспективы развития круизного бизнеса.

Особенности спортивного туризма: основные условия, цели. Факторы, влияющие на динамику развития спортивного туризма. Категории сложности походов. Классификация спортивных туров: по форме проведения, в зависимости от основной цели, по способу передвижения. Маршруты, способы передвижения, время года, характер препятствий, категорийность пешеходного, лыжного, горного, водного, велосипедного, авто-, мототуризма.

Безопасность в спортивном туризме. Понятие аварийной ситуации, несчастного случая, их возможные причины. Содержание подготовки к прохождению маршрута. Правила безопасности в походе. Опасности, которые встречаются в туристских путешествиях: природные, субъективного характера.

Состав и структура группы в походе, функциональные обязанности членов группы.

Характеристика российского и зарубежного рынков спортивных и приключенческих туров.

Виды и цели религиозных туров. Туристские ресурсы, потребляемые в процессе религиозных туров. Содержание (программы пребывания) туров. Традиции паломничества в различных конфессиях. География религиозного туризма. Организация религиозных туров. Основные организаторы: религиозные и научные организации, туристские фирмы, их услуги и коммерческие предложения.

Событийный туризм. Международный рынок массовых мероприятий как сегмент рынка туруслуг. Специальные потребности клиентов, характеристика туриста и туристского поведения.

Формы участия турфирмы на рынке массовых мероприятий. Специализированные организации участников рынка массовых мероприятий.

Виды массовых мероприятий и их содержание. Организация и проведение массовых мероприятий. Организация перевозок и размещения туристов. Документальное оформление поездки (работы с клиентами). Техническое обеспечение и безопасность массовых мероприятий.

Шоп-туры. Анализ причин, содержания и перспектив российского шопинг-туризма. Портрет шопинг-туриста: цели, интересы, социальное положение.

География шоп-туров российских туристов.

Услуги и коммерческие предложения российских туристских фирм, реализующих шоп-туры.

География индивидуального туризма. Портрет индивидуального туриста: мотивы, потребности, сфера деятельности, доходы, возраст.

Особенности программы пребывания, рекламы индивидуальных туров.

Экологический туризм. Взаимодействие понятий: охрана природы от туризма; охрана природы для туризма; охрана природы с помощью туризма. Особенности воздействия туризма на природные комплексы.

Концепция «мягкого» туризма. Экологический туризм, его особенности.

Таймшер - система владения клубным отдыхом. Концепция владения отдыхом. Причины привлекательности таймшера. Потенциальные покупатели. Негативные моменты таймшеров. Периоды и сезоны продажного времени. Отличительные особенности курортов для таймшеров. Контракт на владение системой отдыха. Законодательство РФ и зарубежных стран о защите прав потребителей.

Тема 2 Турфирма: структура и функции

2.1 Создание турфирмы. Структура.

Создание и начало деятельности туристской фирмы. Пакет необходимых документов для открытия фирмы. Внешнее и внутреннее оформление туристской фирмы. Элементы фирменного стиля.

Трехуровневая структура туристских фирм в зависимости от опыта работы и количества направлений въезда/выезда. Функции, обязанности и права персонала туристской фирмы.

2.2 Материально-техническая база туристской фирмы: необходимое оборудования, средства коммуникации. Требования к отдельным рабочим местам. Обеспечение безопасности.

2.3 Функции туроператора, типы в зарубежной и российской практике. Функции турагентов. Создание сети турагентсв. Права и обязанности туроператоров и турагентов. Договорные отношения.

Тема 3 Услуги перевозчиков в туризме

3.1 Стандартная международная классификация средств транспорта (ВТО, 1994 г.): воздушный, водный, сухопутный.

3.2 Перевозка туристов авиационным транспортом.

Правовое обеспечение перевозок в международном и внутреннем сообщении. Роль международных организаций в регулировании и совершенствовании авиационных перевозок. Авиабилеты. Регистрация и ограничение перевозок. Перевозка туристского багажа. Расписание полётов, изменения расписания, резервирование. Возмещение. Ограничения для пассажира и его поведение на борту самолета. Цена билета, тарифы, скидки и льготы. Атрибуты сервиса для пассажиров.

Некоторые специфические особенности правил перевозки пассажиров авиационным транспортом в РФ в рамках воздушного кодекса РФ.

Обязанности перевозчика и пассажира. Права пассажира. Порядок расторжения договора перевозки. Ответственность перевозчика. Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних воздушных перевозках, при международных перевозках. Срок исковой давности и порядок рассмотрения претензии. Размеры ответственности за вред, причиненный при воздушной перевозке. Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

Применение паспортных, таможенных и иных правил при выполнении международных полетов воздушных судов.

Типы и классификации самолетов на международных авиалиниях; самолеты будущего. Краткая сравнительная характеристика основных аэропортов мира. Технология обслуживания туристов на международных авиалиниях.

Перевозка туристов чартерными рейсами. Предоставление туристскими фирмами услуг бронирования и продажи авиабилетов.

3.3 Обслуживание туристов на железнодорожном транспорте.

Правовые основы обслуживания туристов железнодорожным транспортом. Технология перевозки туристов на железнодорожном транспорте. Подвижной состав пассажирского железнодорожного транспорта для туристских перевозок и основные туристские железнодорожные маршруты в России.

Билеты, тарифы, льготы, перевозка багажа. Ответственность и обязанности перевозчика. Перевозка туристских грузов в железнодорожном сообщении.

Специфика обслуживания туристов железнодорожным транспортом за рубежом.

3.4 Перевозка туристов автомобильным транспортом.

Роль и место автомобильных перевозок в туристских путешествиях. Классификация туристских автобусов.

Организация туристских путешествий на внутренних маршрутах. Специфика организации транспортных путешествий на международных маршрутах. Требования к безопасности транспортных путешествий. Новые виды экологически чистых транспортных средств.

Путешествия на личном автомобильном транспорте.

Прокат автомобилей.

3.5 Перевозка туристов водным транспортом.

Достоинства, недостатки и мотивация водных путешествий туристов. Правовые основы водных туристских путешествий. Обязанности и ответственность перевозчиков. Специфика организации морских и речных путешествий. Морские путешествия и круизы. Морские путешествия на паромах. Речные путешествия и круизы. Морские и речные прогулки и экскурсии. Яхт-круизы. Правила перевозки пассажиров и багажа на внутренних водных бассейнах РФ.

Перевозка пассажиров-туристов другими видами транспорта.

Тема 4 Туристские формальности

4.1 Паспортные формальности.

Виды паспортов. Порядок получения паспорта. Срок действия паспорта. Ответственность владельца паспорта.

4.2 Визовые формальности.

Виды виз. Порядок получения. Аккредитация турфирм. Референс.

4.3 Таможенные формальности. Таможенная декларация, требования к ее оформлению. Валютный контроль и обмен валюты.

4.4 Санитарные (медицинские) формальности. Карантинно-опасные регионы, вакцинация, оформление гигиенических сертификатов.

Тема 5 Вредные факторы в туризме

5.1 Травмоопасность, воздействие окружающей среды и пожароопасность

5.2 Биологические воздействия и психофизиологические нагрузки.

5.3 Опасность излучений и химические воздействия.

5.4 Повышенная запыленность и загазованность.

5.5 Прочие и специфические факторы риска.

5.6 Международные конвенции по безопасности. Защита интересов туристов РФ в зарубежных странах в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Государственные организации РФ в зарубежных странах.

Тема 6 Страхование в туризме

6.1 Правовые основы страхования в РФ. Основные определения и понятия. Основные виды страхования в туризме. Практические рекомендации по страхованию в туризме. Правила добровольного медицинского страхования на время путешествия за границу.

6.2 Компенсационная и сервисная формы туристского страхования.

Тема 7 Проектирование туристского продукта

7.1 Проектирование программы путешествия.

Проектирование туристского продукта по производственной схеме: приобретение у других организаций прав (гарантий) на получение различных услуг (по отправке, размещению, питанию, экскурсионному обслуживанию, возвращению туристов и прочим услугам).

Проектирование туристского продукта по торговой схеме: приобретение путевки у туристической фирмы для продажи туристам или другим фирмам (комплекс услуг, оформленных путевкой).

Проектирование туристского продукта по посреднической схеме: получение денежных средств за продажу путевки, принадлежащей другой туристической фирме или получение денежных средств от других организаций и по их поручению для перевода третьим организациям.

7.2 Работа туристской фирмы с клиентом. Обязательная информация, предоставляемая туристам. Инструктаж клиентов.

Тема 8 Основы договорных взаимоотношений при реализации туристских путешествий

8.1 Правовые основы договорных взаимоотношений.

Нормативно-правовая база договорных отношений. Типовые договоры, применяемые в различных сферах туристской деятельности. Права и обязанности сторон. Ответственность перед клиентом. Специфика урегулирования споров.

8.2 Документы по организации туристского путешествия.

Контракт (договор) на туристское путешествие: основные правила составления контракта (договора); структура контракта (договора). Порядок возмещения убытков по неисполненному договору (контракту).

Туристская путевка. Ваучер.

8.3 Работа турфирмы с претензиями. Ответственность за достоверность и полноту информации, сообщаемой турфирмой клиенту. Порядок рассмотрения жалоб и рекламаций.

Тема 9 Государственное регулирование туристской деятельности

9.1 Стандартизация в туризме.

Цели и задачи стандартизации в области туризма и гостиничного хозяйства. Основные принципы и организация работ по стандартизации в области туризма и гостиничного хозяйства. Категории нормативных документов. Виды стандартов и основные положения по международному сотрудничеству.

9.2 Лицензирование в туризме.

Лицензирование внутренней и международной туристской деятельности. Условия действия лицензии. Порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии.

9.3 Сертификация в туризме.

Сертификация туристских услуг. Правовые основы сертификации туристских услуг. Порядок сертификации. Схемы сертификации услуг в туризме. Инспекционный контроль за сертифицированными предприятиями.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по дисциплине «Организация общественного питания» для специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)»

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации подготовлены на кафедре экономики и менеджмента, кандидатом технических наук Клюевой И.П. для студентов, изучающих дисциплину «Организация общественного питания», для специальности 080502.
  2. Методические указания №03/10 по организации дипломного проектирования для студентов всех форм обучения Специальности 080502/8 «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)»

    Методические указания
    Методические указания по организации дипломного проектирования для студентов всех форм обучения специальности 080502/8 «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)» составлены на основе требований государственного
  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (2)

    Методические рекомендации
    График сдачи отчетности 5 II. Материалы для выполнения контрольных работ Общие положения Порядок выполнения работы 8 Образец оформления титульного листа контрольной работы 10 Задания для контрольных работ Политология 11 Психология и педагогика
  4. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» Челябинск 2009

    Учебно-методический комплекс
    Лысенко, Ю.В. Учебно-методический комплекс по итоговой государственной аттестации [Текст]: / Ю.В. Лысенко; Челябинский ин-т (фил) ГОУ ВПО «РГТЭУ».- Челябинск, 2008.
  5. Программа 1 вступительных испытаний для абитуриентов, имеющих документ государственного образца о высшем профессиональном образовании или профильном среднем профессиональном образовании, поступающих на п

    Программа
    вступительных испытаний, проводимых Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма» и Кисловодским филиалом Государственного образовательного

Другие похожие документы..