Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Исследовательская работа'
«Концепция модернизации образования на период до 2010 года» ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономич...полностью>>
'Программа'
Чтения проводятся по инициативе и под руководством протоиерея Константина Татаринцева, настоятеля храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами...полностью>>
'Документ'
Метою реформи системи освіти є підвищення конкурентоспроможності української освіти, інтеграція системи української освіти в єдиний європейський осві...полностью>>
'Урок'
Цель – ознакомиться с некоторыми видами минеральных удобрений; уметь разъяснять роль минеральных удобрений в получении высоких урожаев; уметь определя...полностью>>

Федерализм в системе конституционного строя россии 12. 00. 02. конституционное право; муниципальное право

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Заметина Тамара Владимировна

ФЕДЕРАЛИЗМ
В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
РОССИИ

12.00.02. — конституционное право; муниципальное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени
доктора юридических наук

Саратов 2010

Диссертация выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права»

Научный консультант доктор юридических наук, профессор,
заслуженный деятель науки Российской

м положении личности занимает естественное и неотъемлемое право на охрану здоровья.ды высшей ценностью. Федерации
Кабышев Владимир Терентьевич

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской

м положении личности занимает естественное и неотъемлемое право на охрану здоровья.ды высшей ценностью. Федерации

Авакьян Сурен Адибекович,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист Российской

Федерации

Невинский Валерий Валентинович

доктор юридических наук, профессор

Пряхина Татьяна Михайловна

Ведущая организация — ГОУ ВПО «Уральская государственная

юридическая академия»

Защита состоится 25 октября 2010 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.239.02 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» (410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104, ауд. 102).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права».

Автореферат разослан «_____» _______________ 2010 года

Ученый секретарь
диссертационного совета О.С. Ростова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена следующим. Явления глобализации, приобретающие в современном мире всеохватывающий характер, порождают действия двух противоположных тенденций — интеграцию государств в мировое сообщество, унификацию демократических институтов и процессов, механизмов осуществления государственной власти и политического взаимодействия, с одной стороны, и стремление к сохранению региональных, национальных, языковых и конфессиональных особенностей, — с другой.

Российская Федерация выступает центральным звеном формирования нового Евразийского геополитического пространства. Выполнение этой миссии обусловлено не только экономическими факторами, но и стремлением обеспечить реализацию национальных ценностей и духовных потребностей различных народов, проживающих на территориях государств данного региона.

В XXI в. в Российской Федерации продолжаются государственные преобразования, основной вектор которых направлен на укрепление властной вертикали и повышение эффективности государственного управления. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев отметил важность дальнейшего развития российского федерализма, в том числе необходимость достижения оптимального баланса разграничения полномочий между Федерацией и регионами, размещения территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, повышения активности участия законодательных органов государственной власти субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе, а также поддержки национальных традиций и культур народов России1.

Одним из вызовов российской государственности остается ситуация на Северном Кавказе. На совещании по развитию Северо-Кавказского федерального округа 23 января 2010 г. Председатель Правительства РФ В.В. Путин подчеркнул, что государство должно доказать, что оно в состоянии гарантировать безопасность, справедливость и уважение к закону, «предстоит существенно улучшить инвестиционный климат в регионе, навести порядок в контрольно-надзорных органах, в целом в структуре власти, в социальной и бюджетной сферах»1.

Российское государство исторически сложилось как многонациональный союз, объединение народов, консолидированных на началах исторической общности, равноправия и сотрудничества. В.Т. Кабышев справедливо отмечает, что геополитический фактор всегда имел существенное значение для государственно-политического режима в России, поскольку «путь Русского государства как в прошлом, так и в настоящем — это путь интегрирования, объединения всех земель, частей огромного геополитического пространства»2. Геополитический характер властеобразования нашел своё отражение в положениях ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 и Преамбулы Конституции РФ, согласно которым Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство, носителем суверенитета и единственным источником власти, в котором является её многонациональный народ.

Усиление унитаристско-централистской составляющей государственной политики обусловлено слабостью механизмов саморегулирования, фрагментацией политического пространства и социально-экономической дифференциацией российских регионов, опасностью роста национального экстремизма, отсутствием единых социальных стандартов уровня жизни населения в субъектах Федерации.

Федерализм — это не только форма, но и определенное содержание, качественное состояние общественных отношений, правовой режим, при котором обеспечиваются компромисс интересов, партнерские отношения Центра и регионов, единство и многообразие, используются многочисленные каналы взаимного влияния субъектов федеративных отношений в целях согласования базовых потребностей.

Политика федерализма имеет для Российской Федерации, её государственности и многонационального народа стратегическое значение. Продолжающаяся модернизация российского федерализма идет по пути усиления интеграционных тенденций и централизованных начал построения государства. Реформа федеративных отношений в Российской Федерации привела к сокращению числа ее субъектов, образованию в результате объединения новых субъектов Федерации и к территориальным преобразованиям Пермского края, Красноярского края, Камчатского края, Иркутской области и Забайкальского края. Поиск парадигмы государственного устройства Российской Федерации актуализирует проблему, связанную с основами конституционного строя, — постепенной трансформации России в унитарное государство, создания однопорядковых и равноправных субъектов в рамках федеративного государства либо постепенного превращения в регионалистское государство.

Воспитание уважения к ценностям федерализма — необходимое условие эффективной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан. Очевидно, что федералистская культура является частью конституционной культуры, выступает одной из предпосылок формирования конституционной законности и правового прогресса общества.

Для многосоставных обществ вопросы гражданского согласия и толерантности имеют особое значение. Именно демократия и федерализм способны обеспечить решение задачи сохранения национальной самобытности народов, проживающих на территории Российской Федерации, и укрепления целостности и единства государства. Особенностью демократического режима является обеспечение прав не только русского народа как государствообразующей нации, но и прав культурных, этнических, конфессиональных, региональных и других меньшинств. Поэтому особую актуальность приобретают формирование научно обоснованной, эффективной и демократичной национальной политики, способной обеспечить в условиях Федерации интеграцию национальных идей с общечеловеческими ценностями, удовлетворение национально-культурных интересов и потребностей многонационального народа Российской Федерации, гармонизацию межнациональных отношений.

Все эти обстоятельства свидетельствуют об актуальности и своевременности исследования в науке конституционного права российской федеративной государственности, проблем содержания, правовой регламентации и реализации конституционных принципов российского федерализма, федеративных начал организации государственной власти и конституционной модели разграничения полномочий, обусловливают необходимость комплексного изучения предложенной темы исследования, определяют его теоретическое и практическое значение.

Гипотеза исследования: федерализм (ст. 1, 5 Конституции РФ 1993 г.) выступает одной из основополагающих основ конституционного строя России, поэтому в условиях модернизации государственно-правовой системы содержание и формы функционирования конституционного строя должны определяться федеративными началами.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе реализации принципа российского федерализма в системе конституционного строя России.

Предметом исследования выступает содержание российской федеративной государственности, конституционно-правовая регламентация и практика реализации принципов российского федерализма, федеративных начал организации государственной власти, государственной национальной политики Российской Федерации.

Научная задача: в условиях модернизации государственно-правовой системы выявить особенности российской федеративной государственности и разработать основные направления совершенствования ее конституционно-правовой регламентации.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном системном теоретическом анализе федеративных начал государственно-правовой системы России, изучении теоретических и практических проблем федерализма в системе конституционного строя России, формулировании теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на совершенствование конституционно-правовой регламентации принципов российского федерализма, федеративных начал организации государственной власти, федеративной ответственности и государственной национальной политики.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач, отражающих логическую последовательность предпринятого исследования.

Задачи работы:

– изучить понятие и теоретико-правовое содержание российского конституционного строя и федерализма, выявить сущность их взаимосвязи и взаимодействия;

– проанализировать методологические основы исследования российского федерализма как сложной динамической системы;

– раскрыть роль принципов российского федерализма в становлении и развитии демократического правового государства;

− рассмотреть федеративные начала организации государственной власти современной России;

− теоретически осмыслить особенности конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

– показать роль федеральных округов в повышении эффективности государственного управления;

– дать характеристику, определить генезис и особенности конституционно-правовой регламентации государственной национальной политики России;

– выявить основные проблемы правовой формализации региональной национальной политики;

− исследовать нормативное содержание конституционно-правового статуса коренных малочисленных народов России;

− раскрыть роль конституционной юстиции в укреплении единства и развитии Российского государства;

− проанализировать конституционно-правовые основы федеративной ответственности;

– определить тенденции развития и обосновать основные направления совершенствования правового регулирования федеративных отношений.

Методологическая основа диссертационного исследования. В диссертационном исследовании были использованы научные положения диалектической философии, учение о взаимосвязи и взаимообусловленности социальных явлений. Всесторонний анализ познаваемых явлений государственно-правовой действительности обусловливает необходимость рассмотрения их в процессе развития и современного состояния. Наряду с этим были использованы такие общенаучные методы исследования, как анализ изучаемых явлений и синтез полученных результатов исследования, индукция и дедукция, социологические и статистические методы исследования. Кроме того, в процессе разработки различных аспектов темы широко использовались специальные методы научного познания: историко-юридический, сравнительно-правовой, системно-функциональный, формально-юридический подход, метод моделирования и другие методы познания.

Анализ федерализма с точки зрения структурно-функционального и системного методов позволяет сделать вывод о том, что структура федеративного государства является неотъемлемым свойством федеративной системы и представляет собой определенный тип связей между ее элементами (субъектами Федерации).

Системный подход помогает раскрыть особенности внутрифедеративных связей, внешние и внутренние системообразующие факторы российского государственного устройства. Федерализм, будучи подсистемным образованием в системе конституционного строя России, сам выступает в качестве системы по отношению к составляющим его институтам.

Формально-юридический подход, дополняя методологию исследования федеративных отношений с помощью правил юридической техники и формальной логики посредством теоретического анализа, позволил выяснить содержание нормативно-правовых актов, выявить недостатки законодательной регламентации федеративных отношений и сформулировать собственные предложения, направленные на совершенствование правового регулирования принципов федерализма, федеративных начал организации государственной власти и государственной национальной политики.

Степень научной разработанности проблемы и теоретическая основа диссертационного исследования. Многопорядковый характер феномена федерализма обусловил привлечение научной литературы по общей теории государства и права, философии, социологии, политологии, юридической конфликтологии.

Теоретико-философскую и методологическую основу исследования составили труды С.С. Алексеева, Н.А. Богдановой, А.М. Васильева, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, А.Б. Лисюткина, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, А.В. Малько, В.С. Нерсесянца, О.Ю. Рыбакова, В.А. Ржевского, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, И.Е. Фарбера, В.Е. Чиркина, Б. С. Эбзеева и др.

Проблемы современной российской государственности нашли свое отражение в работах известных отечественных ученых С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, Н.А. Богдановой, Н.В. Бутусовой, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, В.В. Гошуляка, Т.Д. Зражевской, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина, Е.В. Колесникова, В.О. Лучина, В.В. Невинского, С.В. Нарутто, Ж.И. Овсепян, Т.М. Пряхиной, В.В. Полянского и др.

Теоретической основой диссертационного исследования федеративных отношений стали труды таких ученых, как Р.Г. Абдулатипов, М.В. Глигич-Золотарева, Д.Л. Златопольский, Л.Ф. Болтенкова, Н.М. Добрынин, В.Т. Кабышев, Ю.В. Ким, Л.М. Карапетян, Д.А. Ковачев, А.В. Кисилева, С.С. Ливеровский, М.С. Саликов, В.Е. Сафонов, И.Н. Сенякин, П.М. Силинов, И.А. Конюхова, В.А. Черепанов, Б.С. Эбзеев и др.

Исследуя проблемы конституционно-правовой регламентации государственной национальной политики Российской Федерации, правового статуса национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, диссертант обращался к работам Л.В. Андриченко, Н.А. Михалевой, Б.С. Крылова, В.А. Кряжкова, С.Н. Королева, С.А. Комарова, А.Н. Кокотова, Л.А. Морозовой, Б.А. Схатума, Т.Я. Хабриевой и др.

Теоретическую базу осмысления конституционной и федеративной ответственности составили работы С.А. Авакьяна, И.Н. Барцица, Н.А. Бобровой, В.А. Виноградова, Т.В. Гошуляк, Т.Д. Зражевской, В.И. Крусса, Н.М. Колосовой, А.А. Кондрашева, С.Л. Краснорядцева, И.А. Конюховой, И.В. Левакина, С.И. Некрасова, В.О. Лучина, М.С. Матейковича, С.Н. Матросова, В.И. Радченко, Д.Т. Шона, Б.С. Эбзеева и др.

В большинстве работ акцентировалось внимание на общетеоретических аспектах российского федерализма, его отдельных принципах.

Существенный вклад в разработку проблемы становления и развития российского федерализма внесли комплексные монографические работы И.А. Конюховой (Современный российский федерализм и мировой опыт. Итоги становления и перспективы развития. М., 2004); Н.М. Добрынина (Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск, 2005; Федерализм: историко-методологические аспекты. Новосибирск, 2005); И.Н. Сенякина (Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов, 2007); Ю.В. Кима (Федеративный режим, М., 2007).

Не умаляя значимости накопленного теоретического опыта и призна­вая огромный вклад ученых в исследование общей проблематики во­просов, положенных в основу диссертационной работы, следует все же отметить необходимость дальнейшего анализа конституционно-правовых основ российского федерализма, разработки теоретико-правового содержания федерализма в системе отечественного конституционного строя.

Современное состояние федеративных отношений характеризуется наличием ряда проблем, требующих теоретического осмысления и практического разрешения. Несмотря на существующий научный интерес к проблемам федеративного устройства России, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, конституционно-правовой ответственности субъектов РФ, вопросы методологии федерализма, федеративных начал организации государственной власти, особенностей конституционно-правовой регламентации государственной национальной политики Российского государства на федеральном и региональном уровнях остаются за пределами научного исследования.

Кроме того, политико-правовые трансформации последних лет, постепенный переход к управлению территориями, вместо управления субъектами Федерации в рамках реализации долгосрочной стратегии развития страны, последовательное внедрение идей конституционализма в российскую теорию и практику правового регулирования, порой на фоне отсутствия концептуального понимания происходящих процессов и явлений, актуализируют проблемы выстраивания новой модели федеративных отношений в условиях укрупнения субъектов Федерации, модернизации государственной власти и совершенствования управления.

Теоретическое построение научного знания не только придает ему упорядоченность, конструктивность, информационную насыщенность и формальную адекватность, отражает объективные закономерности государственно-правового и общественного развития, но и ориентирует, совершенствует практическую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и очевидность практической значимости рассматриваемой проблемы, определенная новизна и объективная потребность в совершенствовании правового регулирования российского федерализма в системе конституционного строя определили выбор темы, а также цель и задачи диссертационного исследования.

Нормативно-правовую и эмпирическую основу исследования составили Конституция Российской Федерации 1993 г., конституции и уставы субъектов Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральное законы, подзаконные акты федерального уровня, законодательство субъектов Федерации, другие нормативные материалы и статистические данные. При подготовке диссертационной работы широко использовались постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, а также проекты федеральных законов по проблемам федерализма и национальных отношений.

Научная новизна работы заключается в комплексном исследовании российского федерализма в системе конституционного строя России.

В условиях дифференциации научного знания, расхождения между онтологическим и гносеологическим аспектами содержания категории федерализма, осуществлен анализ федерализма с точки зрения структурно-функционального и системного методов, рассмотрены категории «федерализм» и «конституционный строй» в их диалектическом единстве и взаимосвязи, выстроены понятийные ряды категорий.

В рамках диссертационной работы выявлены проблемы правовой регламентации институциональных и функциональных начал федеративной организации государственной власти Российской Федерации и разработаны основные направления их развития в условиях повышения эффективности управления и модернизации существующей модели взаимодействия между органами публичной власти различных уровней.

Впервые особое внимание уделяется конституционно-правовым началам государственной национальной политики Российской Федерации, особенностям ее правовой формализации на федеральном и региональном уровнях, коллизиям и пробелам правового регулирования национальных отношений и основным направлениям совершенствования государственной национальной политики.

Доказывается необходимость унификации конституционно-правовых начал национальной политики на региональном уровне, без которой невозможно построение симметричной федерации и обеспечение в полном объеме реализации многонациональным народом Российской Федерации государственного суверенитета.

В России именно федерация, с её разветвленной системой децентрализации и самоуправления, с вовлечением всех социальных групп на федеральном, региональном и местном уровнях в процесс управления государственными и общественными делами, способна обеспечить развертывание и последовательную реализацию основных принципов и институтов демократии. В работе содержатся предложения, направленные на усиление федеративных начал организации государственной власти, совершенствование разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Федерализм как элемент формы Российского государства и основа двухуровневой организации государственной власти выполняет структуро- и системообразующую роли, обеспечивает согласование интересов центра и регионов, развитие гражданского общества и местного самоуправления. По мнению автора, именно федерализм в большей степени отвечает глобалистским вызовам современной цивилизации.

Федеративная ответственность — один из новых, динамичных институтов российского федерализма, который призван укрепить конституционную ответственность и дисциплину разноуровневых субъектов федеративных отношений, стабилизировать характер внутрифедеративных взаимодействий. Автором сформулированы предложения, направленные на совершенствование правовой регламентации этого института.

Новизну работы составляют и предложения по совершенствованию Конституции РФ и российского законодательства в сфере регламентации федеративных отношений и национальной политики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституционно-правовые основы взаимодействия государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних на уровне субъектов РФ 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 23 апреля 2010 г. в 10 часов 00 мин. на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.243.16 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.
  2. Рабочая программа дисциплины (модуля) Конституционное право Российской Федерации

    Рабочая программа
    1.2. Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у бакалавров профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:
  3. Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 02 Конституционное право; муниципальное право очной и заочной форм обучения

    Программа
    Конституционное право в российском праве: понятие и назначение. Общеправовые функции конституционного права. Коллизионный потенциал конституционного права.
  4. Учебно-методический комплекс по научной специальности 12. 00. 02 Конституционное право, муниципальное право

    Учебно-методический комплекс
    Содержанием специальности 12.00.02 – «Конституционное право; муниципальное право» являются исследования и разработка предложений по совершенствованию конституционного законодательства и норм муниципального права, исследование их источников
  5. Методические указания для подготовки аспирантов по специальности научных работников 12. 00. 02 Конституционное право

    Методические указания
    Методические указания предназначены для поступающих и обучающихся в аспирантуре по специальности 12.00.02 – Конституционное право; муниципальное право.

Другие похожие документы..