Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Одним из показателей, определяющих положение научного потенциала страны являются затраты на НИОКР и количество студентов, выпускаемых вузами страны н...полностью>>
'Реферат'
Впервые альманахи в России появились в конце XVIII в. Их издателем был Н. М. Карамзин.1 В них публиковались его сочинения, а также произведения, прин...полностью>>
'Документ'
The article deals with the effectiveness of integrated farming development in the Krasnoyarsk Territory. The mechanism of formation and development o...полностью>>
'Документ'
конференции «Состояние и перспективы технического обеспечения спортивной деятельности», которая состоится 1 - 2 декабря 2011 года в Белорусском нацио...полностью>>

Федерализм в системе конституционного строя россии 12. 00. 02. конституционное право; муниципальное право

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, показывается состояние ее научной разработанности, сформулирована гипотеза диссертационного исследования, ставятся цель и задачи работы, определяется методологическая основа, указывается эмпирическая база, отмечается научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации результатов исследования и структуре работы.

В первой главе «Федерализм в системе конституционного строя Российской Федерации (теоретико-методологический анализ)» раскрывается содержание системной связи важнейших категорий конституционного права — российского конституционного строя и федерализма, определяются методологический инструментарий, основные способы познания категории «федерализм» в современной науке конституционного права, проблемы ее соотношения с другими понятиями и категориями, закономерности существования и эволюции, особенности нормативно-правовой регламентации и реализации конституционных принципов российского федерализма, их роль в становлении и развитии демократического, правового государства.

Первый параграф посвящен концептуальному анализу взаимодействия российского конституционного строя и федерализма как важнейших категорий конституционного права.

Политико-правовые трансформации последних лет, последовательное внедрение идей конституционализма в российскую теорию и практику правового регулирования, выстраивание новой модели федеративных отношений порой на фоне отсутствия концептуального понимания происходящих процессов и явлений, актуализируют проблему соотношения базовых категорий науки конституционного права.

Теоретическое построение научного знания не только придает ему упорядоченность, конструктивность, информационную насыщенность и формальную адекватность, отражает объективные закономерности государственно-правового и общественного развития, но и ориентирует практическую деятельность, совершенствует ее внутреннюю организацию и повышает эффективность.

Основа любого познавательного процесса государственно-правовых явлений — осмысление основных государственно-правовых понятий и категорий. Поскольку российский федерализм как политико-правовой феномен в условиях реформирования способен оказать существенное влияние на механизм осуществления государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, изменить баланс соотношения централизованных и децентрализованных начал в построении государственности, снизить или, наоборот, усилить его демократический потенциал, то категорию «федерализм» следует рассматривать в системной связи с категорией «конституционный строй».

В соотношении категорий «конституционализм» и «конституционный строй» первая выступает в качестве образца, парадигмы последовательной реализации принципов конституционного строя в государстве. Конституционализм — это идея и определенный государственно-правовой режим, который достигается в результате конституционно-правовой регламентации общественных отношений. Категория «конституционализм» придает объемность, целостность диалектического восприятия конституционного строя страны в юридическом и фактическом смысле.

Категория «конституционный строй» более подвижна, динамична, учитывает особенности исторического, экономического, политического и социального развития государства, отражает основные закономерности развития нашего государства, его отдельных государственно-правовых институтов. Высокая степень обобщения данной категории, ее аксиологические функции позволяют выстраивать категории конституционного права в иерархический смысловой ряд.

Объективность данной категории придают выразившиеся в ней особенности конституционно-правовой регламентации экономических, политических, социальных и иных отношений, практика осуществления правовых предписаний. Категория «конституционный строй» относится к разряду общеобязательных государственных установлений. Ее абстрактный характер не препятствует ее проникновению во все важнейшие сферы жизнедеятельности общества и государства. Получившие закрепление в главе 1 Конституции РФ основы конституционного строя (конституционные ценности, принципы и институты) выступают в качестве эффективного средства регулирования общественных отношений. Конституционная юстиция обеспечивает охрану Конституции РФ, основ конституционного строя, способствует претворению всех конституционных предписаний в жизнь.

Конституционный строй является развивающейся категорией. Она связана с объективными потребностями общества и государства, способна отражать новые процессы государственно-правовой действительности.

Характеризуя конституционный строй как правовую категорию, необходимо отметить следующие ее черты: фундаментальность; абстрактность (предельность по уровню обобщения); аксиологический (ценностный) характер; отражение тенденций и закономерностей государственно-правового развития; выражение объективной сущности конституционно-правового регулирования; целевую ориентацию; качественную определенность (ее индикатором, в частности, может стать уровень реализации демократических установлений); системность; инструментальность (средство познания других конституционно-правовых понятий и категорий); многоуровневый характер реализации.

Современное понятие федерализма отражает объективные закономерности государственно-правового развития, его демократическую сущность, координационную природу и рассматривается многими учеными в широком смысле. Многообразие подходов в понимании категории федерализма обусловливает необходимость исследования ее основных теоретических составляющих: политико-правовой, государствообразующей (структурообразующей) и функциональной (интеграционной).

Федерализм — всеобъемлющая конституционно-правовая категория, включающая в себя в организационно-правовом, идеологическом и иных аспектах все многообразие институтов и отношений в федеративном государстве, особенности внутрисистемных федеративных связей (Федерация — субъект, Федерация — субъекты, наконец, уровень и тип связей последних), процедур (образование новых субъектов Федерации) и конституционно-правовую модель разграничения компетенции между федеральным, региональным и местным уровнями власти в целях обеспечения целостности и государственно-правового единства Федерации, свободного развития личности, территориальных и национальных сообществ.

Обобщение и абстрагирование всего многообразия явлений, связанных с познанием конституционализма обусловливает развитие таких понятий, как «конституционный строй», «конституционный режим», «конституционность», «конституирование». Проанализированы содержание и функциональные особенности перечисленных конституционно-правовых понятий и категорий, исследованы проблемы их соотношения.

Понятийный ряд «федерация», «федерирование», «федеративное устройство», «федерализм», «государственное устройство» представлен по степени развертывания его содержания от наименьшего к большему.

Взаимное влияние федерализма и конституционного строя очевидно. Следует подчеркнуть, что это взаимодействие, а не одностороннее воздействие категорий и соответствующих им государственно-правовых явлений. Формализм демократических институтов, неэффективность государственной власти, коллизии между федеральным законодательством и законодательством субъектов способны оказать деструктивное влияние на функционирование внутригосударственных и межрегиональных отношений в стране. В то же время жесткая централизация отношений между Федерацией и субъектами, лишение права народов на самоопределение, суверенизация регионов и рост национального экстремизма способны привести к нарушению прав и свобод человека, к подрыву существования других принципов конституционного строя, к его фиктивности. Автор отмечает преимущественное (доминирующее) воздействие конституционного строя на теорию и практику федерализма. Конституционный строй России, все его базовые основы должны быть пронизаны принципом федерализма в полном объеме. В свою очередь, конституционный строй выступает гарантией реализации принципов федерализма, призван гарантировать стабильное общественно-политическое положение страны, соблюдение Конституции РФ и законов, последовательное разграничение предметов ведения и полномочий как по вертикали, так и по горизонтали.

Во втором параграфе рассматриваются абстрактно-логические приемы научного познания в контексте исследования закономерностей развития российского федерализма.

Одной из задач методологии является упорядочение, систематизация научного знания с целью совершенствования основных конституционно-правовых понятий и категорий, разработка новых методов познания государственно-правовой действительности. Исследование российского федерализма, по мнению автора, должно осуществляться на основе всеобщей (философской) и специально-научной методологии. Использование последней позволяет комплексно рассмотреть внутреннее состояние системы федеративных отношений, выявить их специфику, закономерности и тенденции развития.

Среди общенаучных методов в исследовании федерализма особая роль принадлежит диалектическому материализму, который исходит из характеристики федерализма как политико-правового явления, конституционного института государства и способа территориальной организации власти в конкретных исторических условиях, во взаимосвязи с существующим государственным режимом, уровнем экономического развития регионов, институтами местного самоуправления и гражданского общества.

Получению знаний о предмете способствуют также частнонаучные методы. Среди конкретных методов познания федерализма как государственно-правовой действительности (исторический, структурно-функциональный и системный, сравнения, формально-юридический и моделирования), по нашему мнению, ведущая роль принадлежит структурно-функциональному, системному и формально-юридическому методам.

Методологический анализ федерализма с точки зрения структурно-функционального и системного методов позволяет сделать вывод о том, что структура федеративного государства является неотъемлемым свойством федеративной системы и представляет собой определенный тип связей между ее элементами (субъектами Федерации). Структура федеративного государства может обладать различной степенью устойчивости. Российский федерализм, по мнению автора, обладает устойчивой структурой. Российское государство состоит из структур по меньшей мере двух уровней — горизонтальной и вертикальной. Вместе с тем процессы «укрупнения» субъектов Федерации придают федеративным отношениям динамичный характер. В процессе развития федеративная система способна изменить свою структуру и составные элементы.

Поскольку система (Федерация) представляет собой конкретное объединение элементов (субъектов Федерации), для нее характерен определенный тип функционирования и развития. В качестве внешних системообразующих факторов российского федерализма выступают закрепленные Конституцией РФ 1993 г. принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод личности, народовластие, государственный суверенитет Российской Федерации, демократический, правовой характер Российского государства и т.д. По мнению автора, федерализм, будучи подсистемным образованием в системе конституционного строя России, сам выступает в качестве системы по отношению к составляющим его институтам федерализма. Российская Федерация сегодня обладает свойствами асимметрии, преемственности государственного развития, централизации.

Формально-юридический подход, дополняя методологию исследования федеративных отношений, посредством теоретического анализа обеспечивает выяснение содержания нормативно-правовых актов их регламентирующих, способствует систематизации знаний и отражению результатов исследования в юридических понятиях и категориях, обеспечивает вскрытие недостатков, несовершенств конституционно-правовой регламентации федеративных отношений.

В третьем параграфе, посвященном роли принципов российского федерализма в становлении и развитии демократического, правового государства, определяется нормативное содержание принципов Российского государства.

Раскрывая содержание принципов российского федерализма, автор выделяет такие их черты, как аксиологический (ценностный) характер, целевая ориентация, системность, многоуровневый характер реализации, концентрированность, внутренняя иерархичность, конституционная гарантированность.

Ценность принципов российского федерализма выражается в их зна­че­нии для личности, общества и государства. Положения ст. 5 Конституции РФ определяют основу функционирования федеративного государственного меха­низма, являются средством саморегуляции и саморазвития федеративных отно­шений. Российской Конституцией в качестве базовых ценностей федера­тивного устройства утверждается государственная целостность и децентра­лиза­ция, равно­правие народов и субъектов Федерации.

Целевая ориентация. Принципы федерализма выполняют функцию правовых ориентиров поведения всех субъектов консти­ту­ционного права в сфере федеративных отношений. Цели их реализации сов­падают с магистральными целями политико-правового воздействия на общест­вен­ные отношения — упорядочение последних, построение демократи­ческого, правового государства, обеспечение верховенства Конституции прав и свобод человека.

Системность. Принципы федерализма утверждают конституционный порядок в сфере федеративных отношений, устанавливают исходные начала политико-правовых коммуникаций Федерации и субъектов РФ. Они пред­ставляют собой не случайный набор юридических регуляторов. Принципы феде­ра­лиз­ма действуют в конкретной исторической обстановке, в границах, очер­ченных Конституцией, установленных сфер правового регулирования общественных отноше­ний. Они внутренне интегрированы, локально взаимосвязаны и взаимо­обус­лов­лены. Принципы играют конст­руктивную, стабилизирующую роль в развитии федеративных отношений.

Многоуровневый характер реализации. Принципы федерализма уни­вер­сальны, осуществляются как на общенациональном уровне, так и на уровне субъ­ектов, местного самоуправления. Механизм реализации каждого принципа имеет особенности в зависи­мос­ти от того, кто выступает в роли субъекта. Указанные принципы предполагают вертикальный и горизонтальный уровни реализации, ставят перед собой цели решения общих (в рамках Российской Федерации) и локальных задач (в рамках компетенции субъекта). Уровень реализации принципов федерализма обусловлен харак­те­ром и особенностями их юридической природы, механизма осуществления.

Концентрированность. Несмотря на то, что принципы федерализма изло­жены в Конституции в самом общем виде, они выполняют особую роль в правовом регулировании федеративных отношений. Принципы интегрируют отправные начала развития федерации, определяют юридические рамки феде­ративных отношений. Для их конституционного воплощения характерна высо­кая степень обобщения, четкость, лаконичность выражения.

Предельно обобщенный, концентрированный характер принципов при­зван обеспечить их стабильность. Принципы не могут непосредственно регулировать динамич­ные общественные отношения в сфере федеративного устройства, так как это со временем неизбежно приведет к коллизиям конституционных предписаний и жизненных реалий. Принципы отражают устойчивые закономерности и тенден­ции развития федерализма в России.

Внутренняя иерархия. В иерархии конституционных норм принципы российского федерализма занимают особое место, поскольку ст. 5 Конституции включена в главу I «Основы конституционного строя» и согласно ч. 2 ст. 76 Конституции никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Вместе с тем, по мнению автора, справедливо говорить о внутренней иерархии указанных принципов. Эта иерархия объективно предопределена законодателем, расположившим прин­­ципы федерализма в определенной последовательности. В качестве доми­нирующих принципов выступают государственная целостность, единство сис­те­мы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Перечисленные прин­­ципы обеспечивают существование государства как геополитической реаль­­ности, решают вопрос соотношения централизации и децентрализации в его построении и функционировании. Несмотря на внутреннюю иерархию, все принципы гарантируются Конституцией и законами, обязательны для испол­нения.

Конституционная гарантированность. Принципы федерализма тес­ным образом связаны с государством и Конституцией РФ, поскольку их установ­ление и реализация невозможны вне государства и в противоречии с Основным Законом. Конституционный уровень гарантирования является самым высоким в системе действующего российского законодательства. Принципы российского федерализма обеспечиваются целым комплексом экономических, политичес­ких, организационных и иных гарантий высшей юридической силы. Важная роль в механизме юридического гарантирования реализации предпи­саний Конституции принадлежит Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству и Конституционному Суду России.

Во второй главе «Конституционно-правовые основы организации государственной власти и механизма управления в федеративном государстве» исследуются федеративные начала государственно-правовой системы, проблемы правовой легитимации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, роль федеральных округов в повышении эффективности государственного управления.

В рамках первого параграфа «Федеративные начала организации государственной власти в Российской Федерации» выявляются структурные и функциональные связи, особенности внутрифедеративных взаимодействий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в условиях проводимых реформ.

Автор предлагает различать институциональный и функциональный компоненты федеративной организации государственной власти в Российской Федерации.

Институциональный компонент федеративной организации государственной власти проявляется в деятельности Президента РФ, его полномочных представителей в федеральных округах, Государственной Думы, особом порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ (по два представителя от субъекта РФ), Совета законодателей Совета Федерации (в него входят председатели законодательных органов власти субъектов РФ), Государственного Совета (состоит из высших должностных лиц субъектов РФ), Министерства регионального развития РФ, в самостоятельном установлении субъектами Федерации собственной системы органов государственной власти, в возможности создания представительств субъектов Федерации, территориальных органов федеральных органов государственной власти.

Функциональный компонент федеративной организации государственной власти в Федерации представлен институтом (в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 78 Конституции РФ) делегирования полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов и, наоборот, возможностью законодательного закрепления передачи осуществления полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов РФ, взаимодействием Федерации и субъектов (в том числе в законодательном процессе), процедурами формирования некоторых внутрипарламентских органов палат Федерального Собрания РФ (учитываются интересы различных политических партий и субъектов Федерации), договорным характером регулирования отношений между Российской Федерацией и субъектами, инициированием субъектами Федерации процесса укрупнения Федерации с обязательным участием в нем федеральных органов государственной власти, возможностью использования Президентом РФ согласительных процедур (ст. 85 Конституции РФ), государственным контролем в сфере федеративных отношений (Конституционный Суд РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах), особенностями функционирования институтов прямой демократии.

Проанализирована роль Государственного Совета РФ в системе органов государственной власти Российской Федерации и внесены предложения, направленные на совершенствование его статуса.

В реализации государственной политики в сфере федеративных и национальных отношений развитию местного самоуправления особая роль принадлежит Правительству РФ. В целях обеспечения формирования правовых и организационных основ федеративных и национальных отношений, а также разработки механизмов реализации государственной политики в соответствующих сферах федеративных и национальных отношений, по мнению автора, следует вернуться к практике существования Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям — федерального органа исполнительной власти, специализирующегося на соответствующих проблемах. Действующее сегодня Министерство регионального развития РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию не только в сфере федеративных отношений и национальной политики, но и в области осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества, строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Из 17 его департаментов только 7 непосредственно занимаются проблемами территориального, национального, федеративного развития, остальные — вопросами градостроительной политики, жилищно-коммунального хозяйства, строительства олимпийских объектов и т.д. Учитывая нестабильность ситуации на Северном Кавказе (Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика), необходимо сконцентрировать внимание федерального органа исполнительной власти на проблемах федерализма и национальных отношений.

В целях усиления федеративных начал организации государственной власти автор предлагает ряд мер по совершенствованию конституционно-правового статуса Совета Федерации, повышению эффективности его деятельности, в частности, дополнить ст. 7 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» частью 3 «Формы деятельности членов Совета Федерации», предусматривающей участие членов Совета Федерации в заседаниях Совета законодателей.

Государственный контроль в сфере федеративных отношений в широком смысле осуществляют Президент РФ, полномочные представители Президента в федеральных округах, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, конституционные (уставные) суды российских субъектов. Каждый из перечисленных органов выполняет контрольные функции в пределах собственных полномочий. Особая роль в обеспечении единого правового пространства, соответствия правовых систем субъектов Федерации общефедеральной правовой системе, разрешении споров о компетенции между Федерацией и субъектами РФ принадлежит Конституционному Суду.

Второй параграф главы посвящен анализу нормативно-правового содержания конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проблемам законодательного и договорного регулирования отношений между Федерацией и ее субъектами.

Под предметами ведения автор предлагает понимать закрепленные в Конституции РФ наиболее значимые государственно-правовые объекты комплексного характера, объединенные по содержательным признакам, в рамках которых Федерацией и ее субъектами посредством управомоченных государственных органов федерального и регионального уровней обеспечивается перспективное и локальное правовое регулирование. Понятия «предметы ведения» и «полномочия» соотносятся как форма и содержание, поскольку предметы могут находиться в ведении Федерации, субъектов РФ, совместном ведении, а полномочия включают в себя круг прав и обязанностей соответствующих органов государственной власти, которыми они наделяются для реализации задач и функций в рамках определенного предмета ведения.

Конституционно-правовая конструкция, определяющая источники разграничения полномочий в государстве, нуждается в изменении. По нашему мнению, ч. 3 ст. 11 Конституции РФ должна быть сформулирована следующим образом: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента и Правительства, а также договорами о разграничении предметов ведения и полномочий».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конституционно-правовые основы взаимодействия государственных органов и общественных объединений по защите прав несовершеннолетних на уровне субъектов РФ 12. 00. 02 конституционное право; муниципальное право

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 23 апреля 2010 г. в 10 часов 00 мин. на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 212.243.16 при ГОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.
  2. Рабочая программа дисциплины (модуля) Конституционное право Российской Федерации

    Рабочая программа
    1.2. Целью учебной дисциплины «Конституционное право» является формирование у бакалавров профессиональных компетенций, необходимых и достаточных для:
  3. Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 02 Конституционное право; муниципальное право очной и заочной форм обучения

    Программа
    Конституционное право в российском праве: понятие и назначение. Общеправовые функции конституционного права. Коллизионный потенциал конституционного права.
  4. Учебно-методический комплекс по научной специальности 12. 00. 02 Конституционное право, муниципальное право

    Учебно-методический комплекс
    Содержанием специальности 12.00.02 – «Конституционное право; муниципальное право» являются исследования и разработка предложений по совершенствованию конституционного законодательства и норм муниципального права, исследование их источников
  5. Методические указания для подготовки аспирантов по специальности научных работников 12. 00. 02 Конституционное право

    Методические указания
    Методические указания предназначены для поступающих и обучающихся в аспирантуре по специальности 12.00.02 – Конституционное право; муниципальное право.

Другие похожие документы..