Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рассматривается проблема изучения адаптивного потенциала матерей, имеющих детей, страдающих церебральным параличом, что может быть полезным для выбор...полностью>>
'Публичный отчет'
Для проведения ЕГЭ в 2011 г. были разработаны более 400 оригинальных вариантов КИМ по 14 предметам (около 15 тысяч оригинальных заданий). Качество ра...полностью>>
'Пояснительная записка'
Главнейшая цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. Она может быть плодотворной лишь тогда, когда ее ...полностью>>
'Документ'
1.2. Проект реализуется во исполнение раздела 3 системы мероприятий по реализации областной долгосрочной целевой программы "Молодежь Ростовской ...полностью>>

Математика. Пояснительная записка

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Математика.

Пояснительная записка.

Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение математических знаний и развитие познавательных способностей детей, основ логического мышления и речи детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.

Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свой­ствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления уча­щихся.

Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренными программой знаниями, умениями и навыками, но и обеспечивать необходимый уровень их обоего и математического развития, а также сформировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение последовательности действий в соответствии с планом; проверка и оценка выполненной работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) — важнейшего метода математики. Курс является началом и органической частью школьного математического об­разования.

Развернутое тематическое планирование по математике (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и разработано по учебнику Моро М. И. и др. Математика. 3 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Тематическое планирование рассчитано на 4 учебных часа в неделю, что составляет 136 учебных часов в год.

Контрольных работ - 9 часов.

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:

- развитие образного и логического мышления, воображения;

  1. формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

  2. освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  3. воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Разделы программы:

Числа от 1 до 100.

    • Сложение и вычитание (10 ч)

    • Табличное умножение и деление (49 ч)

    • Доли (11 ч)

    • Внетабличное умножение и деление (28 ч)

Числа от 1 до 1000.

  • Нумерация (9 ч)

  • Сложение и вычитание (11 ч)

  • Умножение и деление (19 ч)

Планируемый уровень подготовки учащихся начальных классов:

1. младший школьник получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления;

  1. научится выполнять устно и письменно арифметические действия с числами;

  2. научится находить неизвестный компонент арифметического действия;

4. усвоит смысл отношений «больше (меньше) на ...», «больше (меньше) в ... раз», правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

  1. получит представление о величинах, геометрических фигурах;

  2. научится решать несложные текстовые задачи.

К концу III класса учащиеся должны знать:

названия и последовательность чисел до 1000;

названия компонентов и результатов умножения и деления;

правила о порядке выполнения действий в выражениях 2—3 действия (со скобками и без них).

Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

Учащиеся должны уметь:

читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;

выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 100;

выполнять письменно сложение, вычитание двузначных трехзначных чисел в пределах 1000;

выполнять проверку вычислений;

вычислять значения числовых выражений, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них);

решать задачи в 1—3 действия;

находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).

Русский язык.

Пояснительная записка

В наступившем XXI веке общество предъявляет все более высокие требования к начальному языко­вому образованию в школе: к его содержанию, структуре, к компетентности учителя. Обучение русскому (родному) языку получает прежде всего личностно-развивающую направленность. Современное языковое образование в начальной школе интегрирует в своем содержании обучение языку, развитие устной и письменной речи, знания об окружающем мире и роли человека в нем. Полифункциональность языкового образования реализуется в авторской программе по русскому языку, в учеб­никах «Русский язык» (1—4 классы), в справоч­нике «Русский язык в начальной школе» к учебникам, в тетрадях для упражнений по русскому языку и речи, в книгах для учителя.

Учебно-методический комплект и авторская программа соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (раздел «Начальное общее образование») и позво­ляют осуществить совокупность задач начального языкового образования.

Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У обучающихся возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом — носителем этого языка. Таким образом, основная задача обучения родному языку (в ее общей исходной формулировке) — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. На осуществление этой задачи и направлена, прежде всего, реализация развивающей функции учебного предмета «Русский язык».

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

  • овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

  • усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

  • формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

  • обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Установкой на полноценное овладение обучающимися коммуникативной функцией языка обусловлены не только основные задачи его изучения в школе, но и содержание обучения, его методы, средства и организационные формы, поскольку все они взаимосвязаны. В программу отобраны те знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или уместно было бы использовать) детьми 7—11 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как Частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями (см. конкретные виды знаний в соответствующих разделах программы) включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили речи, изобразительно-выразительные средства речи.

В начальном курсе русского языка в последнее десятилетие все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учениками совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для обучающихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Безусловно, усвоение лингвистических знаний — это только одно из условий развития речи. Не менее важное значение имеет также эмоциональное и литературное развитие школьника, формирование его научного мировоззрения, постоянное обогащение знаниями об окружающем мире, что, в свою очередь, связано с такими качествами личности, как любознатель­ность, целеустремленность, трудолюбие. Таким образом, языковое образование и речевое развитие детей — это задача, которую можно решать только на межпредметной основе.

Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык — это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка обучающиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника — умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план прочитанного, подбирать материал для сообщения на определенную тему, создавать текст-повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание — являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.

При распределении программного материала по классам учитывается прежде всего внутренняя логика самого учебного предмета, те связи и зависимости, которые существуют между отдельными сторонами (подсистемами) языка, его категориями. Принимаются во внимание также и возрастные возможности детей 7—11 лет, особенности их познавательной деятельности.

Поскольку все подсистемы языка — фонетиче­ская, грамматическая, словообразовательная, лексическая — взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка, при этом каждая из них изучается не изоли­рованно, а как составная часть такого сложного явления, какое представляет собой язык. Так, например, части речи постигаются на базе предложения и в тесной связи с лексикой и словообразованием.

Морфемный состав слова познается обучающимися во взаимосвязи с лексикой и элементами стилистики. На базе фонетических знаний и знаний морфемного состава слова обучающиеся овладевают орфографическими навыками. При этом для ученика предметом наблюдений становятся сами связи, которые существуют в языке, что и позволяет при­менять знания по языку в целях общения. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществлять усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение которых из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимостях между его компонентами.

Обучение русскому языку в 1—4 классах представляет собой первоначальный этап системы обуче­ния родному языку в школе. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7—11 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что изучают они те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.

Во всех классах большое место отводится наблюдениям над лексическим значением слова; постепенно усваиваются и грамматические признаки слова (т. е. слово познается как часть речи), а также его морфемный состав.

Начиная с 1 класса и постепенно усложняясь, осуществляется целенаправленное изучение предложения. Предложение познается обучающимися как минимальная единица сообщения (коммуникации), слово — как единица номинативная (называет предметы, признаки предметов, действия предметов, признаки действий предметов и т. д.). Предложения, объединенные по смыслу и грамматически, рассматриваются как текст. Текст тоже познается учениками как единица сообщения, только более крупная, чем предложение. С помощью текста можно передать развернутое сообщение на определенную тему, описать предмет или явление, доказать и убедить в чем-либо своего собеседника и т. п.

Итак, применительно к каждому году обучения программой определен объем знаний о слове, предложении, тексте. В соответствии с программой материал представлен и в учебниках.

В учебниках для начальной школы значительно усилена направленность на осознание обучающимися функций единиц языка, языковых категорий. Так, например, изучение каждой части речи начинается с выявления ее роли в общении: для чего служат в речи имена существительные, прилагательные, глаголы, наречия, числительные, предлоги, союзы. Виды предложений изучаются с учетом цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и эмоциональной окраски (восклицательные и невосклицательные). Каждая значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) рассматривается с точки зрения ее функции в слове.

Установка на овладение языком как целостным явлением, все стороны которого взаимодействуют

Между собой, сделала необходимым уточнить в целом систему обучения языку в 1—4 классах и систему изучения отдельных тем с учетом их связей.

В настоящее время учебники усовершенствованы в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального образования.

Кратко рассмотрим объем и характер учебного материала в каждом классе. Как отмечалось выше, каждый учебный год, начиная со 2 класса, проводится работа по всем разделам программы — по фонетике и графике, лексике, грамматике (морфологии, синтаксису), составу слова, а также над связной речью. Однако в содержании программного материала для каждого класса есть своя специфика.

В1 классе после завершения «Азбуки» начинается работа по учебнику «Русский язык». Обуче­ние русскому языку в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса русского языка.

Системно-деятельностный принцип обучения русскому языку реализуется во 2—4 классах. В 1 классе в процессе выполнения разного вида заданий по учебнику «Русский язык» проводятся наблюдения за словом, предложением, текстом как единицами речи и языка, их функциями в общении, а также обобщаются элементы лингвистических знаний, с которыми первоклассники познакомились в период обучения грамоте. У детей развивается внимание к устной и письменной речи, начинают формироваться умения организовывать свою познавательную деятельность по учебнику: принимать учебную задачу, искать пути ее решения, точно выполнять задания, контролировать себя.

Теоретический материал в определенной системе в 1 классе не изучается. Элементарные языковые и речеведческие сведения используются практически в речевой и учебно-познавательной деятельности.

Во 2 классе большое место занимают фонетика и графика, поскольку одной из главных задач уроков русского языка в этот период является совершенствование у обучающихся навыков чтения и письма, что непосредственно связано с овладением звуковым строем родного языка, слоговым принципом русской графики. У второклассников развиваются умения слышать и правильно произносить звуки в словах, соотносить звуки и буквы в произнесенном и написанном слове, правильно называть буквы алфавита, устанавливать последовательность звуков в слове, записывать слова без пропусков и перестановки букв, делить слова на слоги и для переноса, различать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ё, ю, ли мягким знаком (ь), а также формируются навыки написания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн и разделительным ь, слов с двойными согласными типа класс, касса, аллея. Вместе с тем второй год обучения создает основу знаний и по синтаксису. Изучение главных членов предложения направлено на формирование умений анализировать предложения (находить подлежащее и сказуемое, устанавливать связь одного члена предложения с другим) и создавать свои предложения. Развиваются умения: различать предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по структуре (простые распространенные и простые нераспространенные предложения); распознавать текст как единицу речи, виды текстов (текст-сообщение, текст-описание, текст-рассуждение) и основные компоненты (части) текста (начало, основную часть, концовку).

Центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам занимает 3 класс, прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосо­четание, текст. Школьники изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. Углубляются знания о предложениях как единицах языка и речи, в частности о сложных и простых распространенных предложениях. Особое внимание в 3 классе уделяется словосочетанию как двум словам, связанным по смыслу и грамматически, из которых одно зависит от другого. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

Ведущим направлением по языку в 4 классе в отличие от 3 класса является словоизменение. Изучается изменение по падежам имен существительных и имен прилагательных, изменение по лицам глаголов, формируются навыки правописания безударных падежных и личных окончаний. Основы грамматических знаний, с опорой на которые формируются данные орфографические умения, создаются уже в 3 классе при изучении синтаксиса (в частности, словосочетаний) и таких морфологических категорий, как род, число, падеж.

Обратимся к содержанию разделов программы и проследим, как усложняется материал каждого раздела от 1 к 4 классу. Изучение раздела «Слово. Части речи» направлено на поэтапное формирование понятий «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «местоимение» и на развитие умений употреблять их в связной речи.

Во 2 классе от общего понятия «слово» (как названия предмета, признаков предмета или действий предмета) обучающиеся переходят к знакомству с особенностями каждой из указанных групп слов. В 3 классе исходным является понятие «часть речи», на базе которого изучаются имена существительные, имена прилагательные, глаголы, проводится ознакомление с местоимениями, наречиями, числительными. При этом каждая часть речи изучается исходя из тех признаков, которые уже на ранних этапах позволяют сравнивать части речи между собой, устанавливать общее для всех и характерное для каждой из них. Для школьников в качестве таких общих линий изучения выступают следующие:

1. Что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета, признак действия предмета)?

2. На какие вопросы оно отвечает?

  • Как изменяется (или является неизменяемой частью речи)?

  • С какой частью речи чаще всего связано в предложении?

  • Каким членом предложения чаще всего является?

Категория числа изучается во 2 классе, род имен существительных, прилагательных и глаголов в прошедшем времени — в 3 классе, а более сложные категории — «падеж» и «лицо» — в 4 классе.

С наречиями и числительными обучающиеся знакомятся практически в процессе анализа текстов учебника и составления своих высказываний не только на уроках русского языка, но и на уроках математики, природоведения и др. О наречии они узнают как о неизменяемой части речи, обозначающей место действия (отвечающей на вопросы: где? куда? откуда? — далеко, высоко, вперёд, издалека), время действия (когда? — поздно, рано, вчера, сегодня, завтра), образ действия (как? каким образом? — дружно, аккуратно, хорошо, смело, робко, весело, правильно) и т. д. Школьники учатся правильно писать наречия с суффиксами -о, -а: близко, быстро, внимательно, чудесно, интересно, налево, направо, слева, справа, издалека, издавна, а также точно употреблять их в глагольных словосочетаниях. У учащихся формируется умение правильно склонять количественные числительные в словосочетаниях типа три карандаша, пять дней, тридцать семь страниц и т. п. и употреблять числительные в речи (в частности, на уроках математики). Итак, в качестве самостоятельных учебных тем наречия и числительные не изучаются; уровень знаний о данных частях речи не проверяется.

В качестве составной части в раздел «Слово. Части речи» входит материал по лексике: синонимы и антонимы, многозначность слов, употребление слов в прямом и переносном значении.

Постепенное усложнение от класса к классу характерно и для раздела «Состав слова»: 2 класс — ознакомление с особенностями однокоренных слов, с понятием «корень»; 3 класс — ознакомление с понятиями «приставка», «суффикс», «окончание», а также формирование навыков правописания корня и приставок; 4 класс — углубление знаний о словообразовательной роли приставок и суффиксов в процессе изучения частей речи, формирование навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. Предметом усвоения при напи­сании орфограмм в корне, приставке, окончании становится для обучающихся не только содержание орфографических правил, но и совокупность действий, выполняемых в определенном порядке в целях решения орфографической задачи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Математика пояснительная записка (1)

    Пояснительная записка
    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
  2. Математика пояснительная записка (2)

    Пояснительная записка
    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального
  3. Пояснительная записка (87)

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной
  4. Примерная программа основного общего образования по математике пояснительная записка статус документа

    Примерная программа
    содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  5. Программа по математике пояснительная записка

    Программа
    Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с уче­том межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебно­го процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Другие похожие документы..