Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Рецензент: 1. Боронина Елена Владиславовна, зам. Генерального директора по инвестициям ОАО "Государственная страхования компания ЮГОРИЯ",ка...полностью>>
'Учебное пособие'
Автор пособия - Галина Николаевна Трофимова – Заслуженный работник культуры Российской Федерации, доктор филологических наук, профессор кафедры массо...полностью>>
'Семинар'
Международная школа-семинар «Интеллектуальные компьютерные обучающие системы» проводится в рамках реализации государственного контракта Воронежского ...полностью>>
'Документ'
Щорічні премії Президента України присуджуються за видатні досягнення в галузі природничих, технічних та гуманітарних наук, які сприяють розвитку нау...полностью>>

История создания песен Великой Отечественной войны (1)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тяглоозёрская основная общеобразовательная школа

Пестравского района Самарской области

«Песни,

опалённые войной»

(творческий проект)

Проект выполнен

обучающимися

5 класса

Руководитель проекта:

Горлатова О.В.,

учитель математики и музыки,

классный руководитель

5 класса

С. Тяглое Озеро, 2010

Содержание

1

2

3

1

Пояснительная записка.

3

2

Концепция проекта.

4

3

Теоретическая часть.

История создания песен Великой Отечественной войны.

  1. Полюшко – поле.

  2. Три танкиста.

  3. Синий платочек.

  4. Катюша.

  5. Священная война.

  6. Седьмая симфония Д. Шостаковича.

  7. Двадцать второго июня ровно в 4 часа.

  8. Моя любимая.

  9. Моя Москва.

  10. Баллада о солдате.

  11. До свиданья, города и хаты.

  12. Два Максима.

  13. Вечер на рейде.

  14. Шумел сурово Брянский лес.

  15. В землянке.

  16. В лесу прифронтовом.

  17. На солнечной поляночке.

  18. Тёмная ночь.

  19. Случайный вальс.

  20. На безымянной высоте.

  21. Алёша.

  22. Соловьи.

  23. Эх, дороги.

  24. Казаки в Берлине.

  25. Смуглянка.

  26. Журавли.

  27. Нам нужна одна победа.

  28. День Победы.

  29. Ехал я из Берлина.

  30. На Мамаевом кургане.

  31. Офицеры.

  32. Огонёк.

  33. На поле танки грохотали.

  34. Мишка – одессит.

  35. Жди меня.

  36. Враги сожгли родную хату.

  37. Заветный камень.

  38. Раскинулось море широко.

  39. Хотят ли русские войны.

5

6

7

9

15

22

24

28

31

32

36

38

40

41

42

44

50

51

53

55

58

62

66

69

72

74

75

77

80

83

85

91

92

97

98

99

103

106

109

111

4

Практическая часть:

  • Механизм реализации проекта.

  • Календарный план проекта.

Результаты проектной деятельности

114

115

117

118

5

Заключение.

118

6

Список использованных источников.

119

7

Приложения.

  1. Пояснительная записка

В настоящее время общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих свою Родину, знающих историю своей страны и безмерно чтящих Великие подвиги прошлого.

Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к Родине являются актуальными для современного общества. К сожалению, результаты многочисленных наблюдений показывают существование у современных детей и подростков устойчивой тенденции к снижению этих качеств. Мне, учителю и гражданину, человеку, любящему свою страну, хочется видеть у подрастающего поколения чувство гордости за прошлое нашей страны, знание ее истории, а кроме этого хочется верить, что молодые люди, также как и люди более зрелого возраста, встанут на защиту своей Родины, если в этом будет необходимость.

Одним из самых страшных, незабываемых событий прошлых столетий является Великая Отечественная война, которая унесла миллионы жизней и опалила кровавым дыханием каждую российскую семью.

Музыка и война… Казалось бы несовместимые понятия. Но еще А.В. Суворов отмечал: «Музыка удваивает, утраивает армию, с развернутыми знаменами и громогласною музыкою взял я Измаил». В годы Великой Отечественной войны музыка, а именно песня, стала одним из действенных орудий в борьбе с врагом.

Побудить у обучающихся интерес к песням Великой Отечественной войны, узнать историю их создания, собрать материал о композиторах, выяснить, какие из песен до сих пор являются самыми любимыми и часто исполняемыми, разучить наиболее популярные из них - цель нашего проекта.

Работа над проектом позволит расширить общий кругозор обучающихся, способствует воспитанию нравственно-патриотических, художественно-эстетических качеств, творческих способностей. Вследствие работы над проектом, изучая исторические документы, слушая воспоминания фронтовиков, обучающиеся знакомятся с новыми страницами истории войны, открывают для себя уже знакомые песни с новой стороны. Внедрение исследовательской и проектной технологии позволило активизировать познавательные, интеллектуальные, исследовательские способности обучающихся, углубить знания по предмету и смежным наукам, а также дало возможность получить ответ на вопрос о целесообразности проведенной работы.

Кроме этого, к обучающимся приходит уверенность в собственных силах, они приобретают опыт выступления перед аудиторией, повышается их самооценка и значимость в собственных глазах и глазах социума.

Работа над проектом и участие в нем – отличная возможность для обучающихся заявить о себе, кроме этого это еще и решение проблемы свободного времени школьников, их досуга.

  1. Концепция проекта

Цель проекта: побудить у обучающихся интерес к песням Великой Отечественной войны.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить знания о песнях ВОВ у обучающихся и их родителей;

  • собрать материал о любимых песнях ВОВ и истории их создания;

  • совершенствовать творческие, интеллектуальные, проектировочные и коммуникативные способности обучающихся;

  • развивать чувство гордости за отечественную музыку и историю страны.

Новизна проекта и проведенных исследований заключается в следующем:

  1. Подтверждается сущность и целесообразность патриотического воспитания обучающихся посредством музыки.

  2. Определены показатели готовности обучающихся к участию в проводимой работе.

Теоретическая значимость проекта заключается в том, что собран обширный интересный материал об истории создания песен Великой Отечественной войны, а также биографические данные композиторов.

  1. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обеспечивают учителя музыки обоснованными выводами и рекомендациями по организации патриотического воспитания обучающихся посредством музыки. Ученики 5 класса проявили большой интерес к заявленной теме, разучили наиболее популярные песни Великой Отечественной войны.

Гипотеза проекта: Можно ли считать полными знания об истории Великой Отечественной войны без знания песен тех лет? Если уйдут из жизни ветераны ВОВ, то можно ли полагать, что песни ВОВ также «канут в лету»?

3. Теоретическая часть

"Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах."

М. Дудин

Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:

Она вела на смертный бой,

Чтобы громить врага под эту песню,

Защищая Родину собой.

Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых. В них есть все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат. Рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали композиторы и поэты в те годы, это была бы антология истории Великой Отечественной войны.

Песни – как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. Таким песням посвящены наши поиски и исследования, результатом которых стал наш проект.

Истории возникновения песен различны. Говорилось, что фронтовая песня – это винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.

“Нам песня строить и жить помогает…” Слова эти давно уже стали крылатыми, вошли в поговорку. Думается, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала воевать.

22 июня 1941 года… Пройдут десятилетия и века, но человечество всегда будет помнить эту горькую дату начала самой страшной из войн. Она унесла 20 млн. жизней советских людей. 1710 наших городов, полностью разрушенных, оставили, уходя, фашисты. В народной памяти, литературе, музыке остались запечатленными 1418 военных дней и ночей.

С первого дня Великой Отечественной войны до победного праздничного салюта песня всегда была с солдатом. Она помогала ему преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость…

Песни военных лет весьма разнообразны по своему характеру: героические и шуточные, боевые и лирические… Они распространялись очень быстро, передавались из уст в уста, нередко перелетали через линию фронта, проникая в глубокий тыл врага, в партизанские землянки.

Есть песни о войне, написанные авторами уже в мирное время. Их авторы имеют возможность как бы с “высоты” последующих лет осознать пережитое, прочувствовать войну с более масштабных временных дистанций. Большинство вокальных произведений на эту тему – это песни – воспоминания, песни – раздумья, песни – память. В них рассказывается о далеких походах, о возвращении солдата на Родину, о боевых друзьях – однополчанах, о фронтовой дружбе.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.

Все песни, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее - были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями.

«Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!»

Поэт Е. Долматовский написал: «Вспоминаю стихи и песни, создававшиеся между 30-м и 40-м годами, готов утверждать, что поэзия наша исполняла в этот период роль барабанщика, роль трубача, раньше других увидевшего с крепостной стены подход неприятеля и возвестившего об этом на весь лагерь». В 1934 году в Германии к власти пришли фашисты. И предостережением звучала по всей нашей стране песня «Полюшко – поле» (сл. В.Гусева, муз. Л. Книппера).

  1. Полюшко, поле,
    Полюшко, широко поле,
    Едут по полю герои,
    Эх, да Красной Армии герои.

  2. Девушки плачут,
    Девушкам сегодня грустно.
    Милый надолго уехал,
    Эх, да милый в армию уехал.

  3. Девушки, гляньте,
    Гляньте на дорогу нашу,
    Вьется дальняя дорога,
    Эх, да развеселая дорога.

  4. Едем мы, едем,
    Едем - а кругом колхозы,
    Наши, девушки, колхозы.
    Эх, да молодые наши села.

  5. Только мы видим,
    Видим мы седую тучу,
    Вражья злоба из-за леса,
    Эх, да вражья злоба, словно туча.

  6. Девушки, гляньте,
    Мы врага принять готовы,
    Наши кони быстроноги,
    Эх, да наши танки быстроходны.

  7. В небе за тучей
    Грозные следят пилоты.
    Быстро плавают подлодки.
    Эх, да корабли стоят в дозоре.

  8. Пусть же в колхозе
    Дружная кипит работа,
    Мы - дозорные сегодня,
    Эх, да мы сегодня часовые.

  9. Девушки, гляньте,
    Девушки, утрите слезы.
    Пусть сильнее грянет песня,
    Эх, да наша песня боевая !

  10. Полюшко, поле,
    Полюшко, зелено поле !
    Едут по полю герои,
    Эх, да Красной Армии герои

Три танкиста

Слова Бориса Ласкина.

Музыка Дмитрия Покрасса .

Экипаж машины боевой. Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет, сопки Заозерной и озера Хасан.

В истории эти события остались под именем Хасанских, хотя само по себе озеро Хасан не очень заметное. Противник напал на нас с территории Кореи и Манчжурии, в то время оккупированных им.

С нашей стороны в бой вступили среди других родов войск танки. Двумя годами раньше советские танкисты маленькими группками добровольцев стали уезжать в Испанию.

В рядах республиканцев они показали чудеса храбрости и мужества, но всему народу эти подвиги оставались неизвестны - о советских добровольцах в Испании писали скупо и мало.

Хасан стал в сознании советских людей тем полем боя, на котором впервые широко проявило себя бронированное подвижное оружие.

Романтический песни о конях , клинках, эскадронах, тачанках звучали на полную мощность , юноши и мальчишки пели их , но бой уже представляли себе по-иному.

Должны были появиться песни о танкистах. И они появились.

Интересно, что первую, ставшую знаменитой, песню о танкистах сочинил композитор, судьба которого и творческое рождение были связаны с Первой Конной армией, - автор лихих кавалерийских песен Дмитрий Покрасс.

В фильме " Трактористы " есть такой эпизод. Возвращаются с Дальнего Востока демобилизованные красноармейцы. В вагоне поют они песню - три товарища, три героя - экипаж боевой машины. Слова этой песни написаны Борисом Ласкиным.

Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Надо ли упоминать о том, что сами танкисты и, в частности, каждый экипаж уверены были, что эта песня именно о них.

В фильм " Трактористы " была включена еще одна песня тех же авторов, написанная уже как марш танкистов и тоже широко распространившаяся.

В Монгольской Народной Республике на берегах реки Халха я видел танк- памятник. Он возвышается на месте боев 1939 года. На пьедестале приварены сталью строки из песни: "Броня крепка, и танки наши быстры".

Пусть читатель не посетует на то, что я ставлю в один ряд историю песни и историю наших Вооруженных Сил. Ни для песни , ни для армии -это не зазорно. Песня " Три танкиста" Отражала большие перемены и приход танков на смену кавалерии.

Если говорить о судьбе кавалерии, то с ней произошло постепенно тоже, что и с лихими кавалерийскими песнями: она отошла в область истории, постепенно исчезла, как в сказке приобретя иное обличье - танковую броню. Покрасс был одним из первых конников, "изменивших коню". А в дальнейшем это стало традицией , и почти все старые танковые начальники - это бывшие кавалеристы .

" Три танкиста" - это песня об экипаже танка, типичного для 1938 года. Потом распространились тяжелые танки с большим боевым расчетом. Но песня закрепила в сознании людей цифру " три ": при огромном количестве переделок этой песни (особенно в годы Великой Отечественной войны) цифра " три " оставалась неизменной .

В переделках песня изменила направление - ее действие происходило уже на востоке, потом в снегах, потом уже не " у высоких берегов Амура ", а у берегов иных рек.

Несколько раз в газетах печатались фотографии и биографии трех танкистов, якобы тех, о которых сложена песня. Никого не желая обидеть я должен все - таки сказать, что песня была написана просто о танковом экипаже, а в каждом экипаже тогда было по три танкиста.

И каждый экипаж вправе был считать, что песня - о нем

1. На границе тучи ходят хмуро

Край суровый тишиной объят

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят

2. Там врагу заслон поставлен прочный

Там стоит отважен и силен

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон

3. Там живут — и песня в том порука —

Нерушимой, дружною семьей

Три танкиста — три веселых друга —

Экипаж машины боевой.

4. На траву легла роса густая,

Полегли туманы широки.

В эту ночь решили самураи

Перейти границу у реки.

5. Но разведка доложила точно —

И пошел, командою взметен,

По родной земле дальневосточной

Броневой ударный батальон.

6. Мчались танки, ветер подымая,

Наступала грозная броня.

И летели наземь самураи,

Под напором стали и огня.

7. И добили - песня в том порука -

Всех врагов в атаке огневой

Три танкиста - три веселых друга

Экипаж машины боевой!

Синий платочек”

Сл. Я. Галицкий, Муз. Е. Петерсбургский

Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась  дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия. Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах. Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Я. М. Галицкий.

Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь.

После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау.

Вряд ли подозревал тогда Яков Маркович Галицкий (1891—1963) — автор многих пьес, с успехом шедших в те годы на сценах столичных театров, что не им, а именно этому скромному его поэтическому опыту предстоит долгая жизнь. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин.

На пластинку в довоенные годы «Синий платочек» записан был только однажды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский, исполнительница — популярная в те годы певица Е. Юровская и ее аккомпаниатор — пианист Б. Мандрус.

Слушаешь сейчас эту запись и невольно задаешься вопросом: «Ну чего в ней особенного, в этой песне?»

Думается, правильно ответил когда-то на этот вопрос композитор Д. Б. Кабалевский. Возражая противникам «Синего платочка» (а их в свое время было немало), Дмитрий Борисович заметил: «Вопрос популярности «Синего платочка» очень ясный. Этой популярностью он пользуется, по-моему, по трем причинам:

- первая причина — та, что он удовлетворяет в каком-то смысле потребность в лирической песне, которая велика в народе;

- вторая причина - та, что в нем есть абсолютное сочетание текста и музыки. В тексте этой песни нет ни героев, ни героических подвигов, ничего, кроме чистой лирики. Эта лирика так же элементарна в своем выражении, как элементарна и музыка песни. Но отсутствие противоречия между текстом и музыкой делает эту песню очень органичной;

- третья причина — та, что при всей примитивности музыка этой песни идет от традиции старинного русского вальса — вальса, на который имеется спрос…»Говоря о «примитивности» музыки, Дмитрий Борисович, по всей вероятности, имел в виду ее простоту, ту самую простоту, которая сделала «Синий платочек» легко запоминаемой, близкой, понятной и дорогой всем нам песней.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. История создания песен Великой Отечественной войны (2)

    Документ
    В настоящее время общество нуждается во всесторонне развитых, интеллектуальных, творческих молодых людях, любящих свою Родину, знающих историю своей страны и безмерно чтящих Великие подвиги прошлого.
  2. Великая Отечественная война в ресурсах Интернет

    Документ
    Указы и распоряжения Президента РФ в ознаменование Дней Победы в Великой Отечественной войне, Дней воинской славы; увековечивания памяти павших; социальной защите ветеранов войны.
  3. Методическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»

    Методическая разработка
    Данная разработка может быть использована для проведения кружковых, факультативных занятий, уроков мира, уроков мужества как самодеятельных единиц обучения,
  4. Книгоиздание в годы великой отечественной войны

    Документ
    Васильев Владимир Иванович - доктор филологических наук, профессор, директор Научного центра исследований истории книжной культуры, генеральный директор Академиздатцентра "Наука" РАН.
  5. Тема: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

    Рассказ
    Шестьдесят пять лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны, от Победы. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны.

Другие похожие документы..