Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Еще в глубокой древности ходили легенды о необычайном мно­гоязычии Кавказа. Этот факт неизменно подчеркивали греки и римляне, арабские, персидские и е...полностью>>
'Документ'
Однако доступна она не только ученым. Все, кто любит шутку, получат удовольствие, читая собранные здесь небольшие юморески, и увидят за ними серьезну...полностью>>
'Регламент'
предоставления муниципальной услуги «Оказание первичноймедико-санитарной и специализированной медицинской помощив амбулаторно-поликлинических условия...полностью>>
'Документ'
Развитие физической культуры и спорта в современных условиях (Текст): материалы межрегиональной научно-практической конференции / Стерлитамакский инс...полностью>>

Вської області управління юстиції в миколаївській області право XXI століття: становлення та перспективи розвитку збірник наукових праць миколаїв 2006

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО ОМБУДСМЕНА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Уполномоченный по правам человека – это государственный орган, предусмотренный конституцией или актом законодательной власти, и возглавляемый независимым должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы на госорганы, служащих или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады.

Процесс развития указанного института в России продолжается, встречая на своем пути трудности и объективные проблемы. Одной из сложных проблем в развитии указанного института, является отсутствие данной должности в большинстве субъектов РФ.

Ввиду того, что не все субъекты РФ стремятся иметь должность Уполномоченного, может возникнуть вопрос: «Объективно ли необходима эта должность в РФ?». На него следует дать положительный ответ по следующим причинам:

1.Необходимо указать на то, что мандат Уполномоченного по правам человека дает широкие полномочия, действуя в соответствии с которыми можно оказывать значительную помощь лицам, чьи права нарушены. Отсутствие же этого института лишает их этой возможности, что впоследствии может привести не только к латентным единичным случаям, но и к латентным массовым случаям нарушения прав человека и гражданина[3,с.20]. Это является не только недопустимым. Из этого необходимо следует потребность РФ в институте Уполномоченного по правам человека и гражданина, активно участвующего в восстановлении нарушенных прав.

Должного внимания заслуживает тот факт, что деятельность Уполномоченного при восстановлении прав объективно затруднена: он может лишь обращаться в соответствующие структуры о внесении протестов на вступившие в законную силу решения судов. К сожалению, российский Уполномоченный сам по закону не может вносить протесты, что значительным образом затрудняет процесс восстановления нарушенных прав. Это положение, на взгляд автора, не соответствует эффективному развитию института Уполномоченного по правам человека в РФ и требует пересмотра.

2. Уполномоченному по правам человека принадлежит особая роль в области совершенствования законодательства и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральным Уполномоченным многое делается в этом направлении. Однако, исходя из большого количества нормативных правовых актов, существования не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ, на Уполномоченного по правам человека возлагается огромная нагрузка. Это приводит к объективной невозможности усмотреть все пробелы, коллизии, имеющиеся в законодательстве, что негативным образом сказывается на состоянии защищенности прав и свобод человека и гражданина. Необходимый выход – обязательное и беспрекословное учреждение должности Уполномоченного в абсолютно каждом субъекте РФ.

Особое сожаление вызывает отсутствие у российского омбудсмена права законодательной инициативы. Ему приходится обращаться к тем, кто этим правом наделен, что требует значительных затрат во времени, в силах, и в значительной степени затрудняет процесс совершенствования законодательства и приведение его в соответствие с международным правом.

3.Уполномоченный по правам человека в РФ имеет основополагающее значение, является одним из ключевых звеньев в развитии международного сотрудничества в области прав человека. Сегодня международное сотрудничество в этой области проводится по двум основным направлениям: установление контактов и дальнейшее развитие отношений с международными организациями, а также развитие связей с омбудсменами иностранных государств[1,с.134].

Ввиду того, что ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» не предусмотрел возможность отстаивать права соотечественников за рубежом, единственным выходом является налаживание информационных связей и конструктивных отношений с иностранными организациями и омбудсменами. Такое сотрудничество дает возможность сравнить степень защищенности прав и свобод человека и гражданина в РФ со степенью их защищенности в иностранных государствах, что позволит найти изъяны в российской системе охраны прав человека и выработать должный путь их устранения.

4.Во Всеобщей Декларации прав человека содержится призыв ко всем народам и государствам содействовать уважению прав и свобод человека как основы справедливости и мира путем просвещения и образования. Для России, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а проблемы с их соблюдением и защитой все же имеются, этот призыв звучит актуально и обоснованно.

Объективно говоря, наше государство многое делает для выполнения обязанности по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе и занимается проблемой просвещения и образования в этой области. Однако ситуация в сфере просвещения по вопросам прав и свобод, в целом не может быть признана удовлетворительной. Вот почему институт Уполномоченного по правам человека здесь наиболее необходим, ведь просвещение по вопросам прав и свобод, форм и методов их защиты – стратегическое направление его деятельности. Данное направление осуществляется Уполномоченным достаточно эффективно. Проводятся конференции, семинары, сессии, круглые столы, публикуются статьи, организуются просветительные акции в учебных заведениях.

В заключении хотелось бы внести предложение по реформированию ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в соответствии с которым:

Во-первых, было бы целесообразно положение о возможности учреждения должности Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ заменить положением, предусматривающим обязанность ее учреждения, то есть диспозитивность статьи изменить на ее императивность.

Во-вторых, наделить Уполномоченного по правам человека в РФ правом самому вносить протесты на вступившие в силу решения судов. Это позволит с еще большей эффективностью отстаивать позицию обратившегося к нему человека.

В-третьих, наделить Уполномоченного правом законодательной инициативы, дабы процесс совершенствования законодательства проходил быстрее и с наименьшими затратами как во времени, так и в средствах.

В-четвертых, в разделе ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», прописать норму, в соответствии с которой возможно было бы создание и отдельных специальных видов Уполномоченных.

В-пятых, прописать, порядок взаимодействия Уполномоченного по правам человека с неправительственными правозащитными организациями и несудебными госучреждениями.

Литература:

1. Бойцова В.В Служба защиты прав человека: мировой опыт, М., 1997. 200с.

2. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону “Об Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации”. М.,Инфра-М. 1997. 128с.

3. Бойцова Д. В., Бойцова В. В.Настоящее и будущее российского омбудсмена. //Юридический мир, 2003, № 3, с. 18-26

4. Миронов О.О. Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ О.О.Миронова, 1998-2003. М.: Юриспруденция, 2003 563с.

5. Миронов О.О. Институт защиты прав человека в России: перспективы развития //Журнал российского права, 2001, №9, с. 3-8

6. СелюковА.И. Доклад Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае за 2003 год.А.И. Селюков, Ставрополь, 2004, 154с.

7. СелюковА.И. ДокладУполномоченного по правам человека в Ставропольском крае за 2005 год. А.И. Селюков, Ставрополь, 2006, 68с.

8. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. М., 1997. 453с.

Оборотов Ю.Н.

О ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ПРАВА В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА

Что сегодня является определяющим в естественном праве: право на несходство (индивидуальность) или право на одинаковость (социальность)?

Ответ на этот вопрос связан с особенностями современного правового развития. Действительно, право эпохи модерна было нацелено на утверждение одинаковости, оно нивелировало индивидуальность. Между тем, право эпохи постмодерна стремится утверждать индивидуальность, настаивая на несходстве как определяющей составляющей естественного права.

Современное индивидуализированное общество задает высокий уровень конфликтности бытия, предопределяя усиление значения права как средства разрешения конфликтов (конфликтное предназначение права). При этом установка права на персонального пользователя приводит к тому, что закон перестает восприниматься в качестве сакрального начала, поскольку нормативное регулирование все чаще подменяется целесообразностью и координацией. Деперсонализация права эпохи модерна замещается поисками правовой личности эпохи постмодерна.

Это, однако, не означает, что право перестает побуждать субъектов считаться со своим окружением, ограничивать собственные желания. Однако, в условиях модерна эти требования права воспринимались как традиционные, обычные и, по сути, не нарушались. Не случайно проблема злоупотребления правом в прежние времена была экзотической, она не затрагивала различные сферы правовой реальности. Постмодерн принес с собой повсеместное распространение игнорирования индивидом другого и той целостности, к которой он принадлежит. Отсюда нарастающее количество ситуаций злоупотребления правом и, одновременно, нормативных попыток их регламентации в самых разных областях правового регулирования, от отрасли гражданского, до уголовного права.

В настоящее время комплекс правообразующих факторов приобретает все новые очертания, что определяется не только существованием такого мощного фактора эволюции права как глобализация, но и человеческой субъективностью, где на уровне ментальности происходят динамические процессы, определяющие современный ландшафт бытия права.

Классическое право было обращено к нормативной субъективности, обладало стабильностью, самоотчетностью, ориентацией на незыблемые принципы. В современном праве все эти характеристики поставлены под сомнение, так как сказывается:

неопределенность и приблизительность в осуществлении права;

детерриторизация субъекта как отражение глобализации;

атемпорализация субъекта как фрагментация человеческого существования.

Растворение личности в многообразных и несвязанных слоях массовой культуры расшатывает традиционные социальные институты, а фрагментарность и разнообразие существующих ценностей подрывает сложившуюся нормативность, в том числе, правопорядок, приводит к утрате устойчивой принадлежности человека к определенному образу жизни, сказывается на его отношении к праву. При этом, «увлеченность собственным имиджем и игрой в свою жизнь объясняет сокращение набора общепринятых и общезначимых норм и ценностей» (Шугуров М.В.), определяет не только незнание общих начал культуры, выраженных в праве, но и стирает грани между нормой и патологией.

На этом фоне происходит отрешение человека от той субъектности, которая представлена в концентрированном виде в праве европейской цивилизации. По сути, разрушается привычная субъективность как активное и ответственное начало бытия в нормативно организованном, обществе, а институциональные структуры уже не могут согласовывать диаметрально расходящиеся цели и интересы. Все это приводит к неспособности права быть как сферой согласования интересов, так и системой преодоления конфликтов.

Современная жизнь создает большие сложности на пути правовой социализации человека, его становления в качестве правовой личности, поскольку складывается ситуация невосприимчивости права и, по сути, отказ от движения к правовой субъектности.

Современный человек пребывает как бы в двух измерениях, определяющих его раздвоение, с одной стороны, он живет в границах цивилизации, устремленной к центрации, а, с другой – в культуре, настроенной на децентрацию. Между тем, сложившаяся деперсонализация человека в праве не может быть преградой для использования права как сферы персонализации, которая вряд ли в современном обществе возможна вне права. Поэтому традиционно признаваемый приоритет объективного права над субъективным утрачивает смысл. Субъективное право выводится в центр правовой реальности, отображая плюралистическую картину бытия. Не случайно даже представление о праве (правопонимание) начинает исходить не из регулятивных его характеристик, а из координации действий субъектов и сфер их социального бытия.

Как справедливо замечено в юридической литературе, мы только сегодня приближаемся к тому, что стало почти аксиомой дореволюционной юриспруденции, а именно, к пониманию того, что субъект права, правовая личность есть вовсе не правовая усредненность некая типовая фигура, а индивидуальность, правовая особенность.

С проблемой выдвижения субъективного права в центр правовой реальности связаны утверждения о необходимости признания особой формы бытия права - актуального права, имеющего свои специфические источники, формирующегося особыми путями и особыми субъектами. При этом, актуальное право (Муравский В.А.) рассматривается как совокупность норм, создаваемых гражданским обществом и государством в сфере законодательного регулирования при реализации права и выполнении функций конкретизации, адаптации и коррекции законов, обновления правовой системы.

В современных условиях особенно важно утверждение идеи многогранности субъекта права как правовой личности, содержащей в себе разнообразие правовых связей. Потому представление о субъекте как объясняющем начале всего правового, исходной точке отсчета всех правовых явлений и центре системы правовых координат (С.И.Архипов) позволяет преодолеть ту несостоятельность механизма действия права, которая все в большей степени заметна в связи с обозначившимся высоким уровнем индивидуализации общества. По сути, индивидуализированное общество это вызов праву, которое должно реагировать на этот вызов не только выведением субъекта права в центр правовой системы, но и соответствующей персонализацией всех компонентов правового бытия.

В представленном ракурсе объяснимо развертывание исследований в рамках правовой антропологии, где осуществляется корреляция «образа права» и «образа человека» (С.И.Максимов) применительно к современному состоянию правовой реальности. При этом кардинальные изменения «образа человека» эпохи постмодерна должны соответствующими новыми положениями подкреплять «образ права», который традиционно исходит не только из способности человека быть субъектом права, но из признания за другими быть такими же.

В заключение отметим, что персонализация права в эпоху постмодерна не только принципиально меняет положение субъекта права в правовой системе, но также формирует развернутую палитру красок, с помощью которых может быть выписана индивидуализация правовой жизни современного общества.

Michał Pindera

NARKOMANIA WŚRÓD UCZNIÓW

SZKÓŁ GIMNAZJALNYCH

Obcowanie człowieka z narkotykami datuje się od wielu tysięcy lat. Już na samym początku istnienia praczłowiek przeczuwał całkowitą niemoc wobec nieznanego i strach przed śmiercią, to skłaniało go do szukania pociechy w innym świetle lub bogów. “Nie można stwierdzić z pewnością, od jak dawna ludzie stosowali środki odurzające do zmieniania swych stanów świadomości. Bardzo możliwe, że najwcześniej stosowanymi środkami odurzającymi były te, które występowały w naturze. Znamy około czterech tysięcy roślin zawierających substancje psychotropowe, lecz jedynie około czterdzieści z nich było regularnie wykorzystywanych dla ich właściwości odurzających”.1

Za początek zjawiska narkomanii w Polsce przyjmuje się zwykle lata osiemdziesiąte XIX w, kiedy to stała się zjawiskiem o charakterze społecznym. Kultura okresu Młodej Polski, będąca na tym terenie odmianą modernizmu, najpopularniejszej wówczas filozofii Europy Zachodniej, poprzez swoją fascynację wszystkim co niezwykłe, dalekie od codzienności, przyniosła wzrost zainteresowań środkami odurzającymi. Narkotyk obok alkoholu stał się w tym okresie jednym z elementów stylu życia sfer artystyczno – literackich, przy czym zjawisko narkomanii nie wykraczało swoim zasięgiem poza przedstawicieli zamożnych kręgów społecznych. Autorzy szeregu publikacji gloryfikowali świat narkotyków i fascynacji doznań.2

W latach siedemdziesiątych XX wieku wraz z przyjściem przemian społeczno – kulturowych, nowych ideologii (np. hipisowskiej, która akceptowała zażywania narkotyków) nastąpił wzrost zainteresowania narkotykami, a co za tym idzie wzrost liczby osób odurzających się.

Popularne wówczas narkotyki to środki wzwiewne rozpuszczalniki,kleje takie jak butapren tri i inne. Narkomani pozbawieni szerokiego dostępu do klasycznych narkotyków zaczęli poszukiwać środków odurzających lub ich zamienników wśród dostępnych na rynku farmaceutyków. Takim przykładem mogą być popularne krople Inoziemcowa, które po odpowiednim spreparowaniu narkomani przyjmowali poprzez iniekcję. W tym okresie tzw. “narkomanii lekowej” głównymi źródłami narkotyków były apteki, szpitale i zakłady produkujące środki odurzające. Trudności ze zdobyciem narkotyków z innych źródeł powodowały włamania do tych obiektów, kradzieże, fałszerstwa recept itp. 3

Narkomani zaczęli też szukać sposobów na samodzielną produkcję narkotyków w domowych warunkach i w rezultacie na rynku pojawił się tzw. “kompot”. Był to narkotyk dający pożądane efekty podobne do używania zwykłej heroiny. Wywołuje on silne uzależnienie fizyczne i psychiczne.

Na początku lat dziewięćdziesiątych, rodzima narkomania upodobniła się do standardów światowych. Zwiększyło się spożycie narkotyków, a rynek międzynarodowy został zdominowany poszukiwaną m. in. i w Polsce amfetaminą. 4

W Polsce istnieje duże zróżnicowanie terytorialne rozpowszechniania środków uzależniających. Zagrożone miejscowości to . Katowice, Warszawa, Kraków.5

Wyniki badań Badania przeprowadzono w 2005 roku w województwie śląskim i małopolskim losowo wybranych szkołach gimnazjalnych. Badaniami ankietowymi objęto 83 uczniów klas I – III , którzy próbowali lub też brali różne środki odurzające.

Badanym uczniom zadano pytanie związane z określeniem słowa narkomania.

Odpowiedzi były różne i tak : 49 % badanych uważa jako używanie narkotyków, 22% – nadmierne spożywanie lekarstw, 12% – przyjemne przeżycie, 18% – wstrzykiwanie preparatów do krwi. Również większość badanych uczniów (65%) posiada wiedzę na temat narkotyków. Do najczęściej wymienianych przez uczniów środków odurzających były: amfetamina (17,5% wypowiedzi),marihuana (15%), haszysz (10,2 %), SLD (9,2 %).

Na pytanie związane z istnieniem na terenie szkoły problemu narkomanii – większość badanych uczniów (58%) stwierdziło, że istnieje zjawisko narkomanii, 10% badanych uważa, że na terenie szkoły nie ma narkotyków. Pozostali badani nie posiadają informacji na ten temat.

Uczniowie posiadają różną wiedzę na temat zażywania narkotyków we własnych klasach.

I tak 26,7% badanych stwierdziło, że znają osoby w swojej klasie , które zażywają środki odurzające, 53,3 % – nie orientuje się w tym zakresie.

Interesujące są wypowiedzi uczniów dotyczących zażywania jakichkolwiek środków odurzających. Okazuje się, że 18,7% badanych przyznało się do brania różnych narkotyków, 73,4% stwierdziło, iż nie miało w ogóle kontaktu ze środkami odurzającymi, 10% – stwierdziła że zażywała marihuanę, 7,7% – ecstasy i amfetaminę.

Różne są powody i przyczyny, że młodzież sięga po narkotyki. W opinii badanej młodzieży, przyczynami brania narkotyków są: kłopoty z nauką (71% wypowiedzi), ciekawość (76%) , za namową znajomych (71%) , rozwiązanie własnych życiowych problemów (64,5%), zabawa (69%), przyjemność (61% wypowiedzi badanych).

Według młodzieży miejscami odurzania się środkami są: dyskoteki, (imprezy) itp.

– 81,5 % wypowiedzi, w domu (10 % wypowiedzi ), inne miejsca (7,7%) to piwnice w domach parki, klatki schodowe.

W opinii badanych, (92,5% wypowiedzi), narkotyki są bardzo łatwo dostępne, zakupienie ich zajmuje od paru minut do jednej godziny. Jako bardzo łatwo dostępne są: leki uspokające (61,5% wypowiedzi, środki wziewne (55,5%), marihuana, haszysz (41% wypowiedzi) heroina (22,5% ), amfetamina (2,5% ), LSD (7% ).

Uzyskano też opinię uczniów o prowadzonych zajęciach, spotkaniach w szkole na temat narkomanii. Większość badanych (60%) stwierdziła, że zajęcia z tego zakresu odbywają się i prowadzą różne osoby: pedagog (30 % wypowiedzi), policja (15%), przedstawiciele MONAR (10%), ksiądz (5% ).

Zakończenie.

Profilaktykę definiuje się jako proces wspierania rozwoju, pełnego zdrowia, umożliwianie ludziom uzyskania pomocy niezbędnych do przeciwstawiania się trudnościom życiowym oraz osiągnięcia subiektywnie satysfakcynującego, społecznie konstruktywnego życia . Rodzina powinna być pierwszym środowiskiem dziecka, w którym należałoby zapoczątkować działania przeciw niepożądanym zachowaniom. Profilaktyka działań powinna zmierzać do wytworzenia pozytywnych wzorców w rodzinie. Rodzina powinna być silnym oparciem dla młodego człowieka. Dziecko należy uwrażliwiać na emocjonalne kontakty interpersonalne. Działania profilaktyczne powinny obejmować także samych rodziców.

Celem takich programów powinno być szeroka wiedza na temat skutków działania narkotyków.

Placówki oświatowe powinny położyć większy nacisk na organizowanie młodzieży wolnego czasu i wypoczynku. Należałoby również:

w szkołach zwiększyć ilość spotkań poświęconym problemom narkomanii,

prezentować filmy video ukazujące skutki narkomanii.

Mimo, że narkomania jest tak wielkim problemem, wciąż można zauważyć niedosyt publikacji na ten temat.

Literatura:

1. Cekiera Cz., Psychoprofilaktyka uzależnień oraz terapia i resocjalizacja osób uzależnionych. Lublin 1999

2. Gossop M., Narkomania – mity i rzeczywistość Warszawa 1993

3. Juczyński Z., Szmardt – Sisicka E., Narkotyki w Polsce. Mity i rzeczywistość. Warszawa 2001

4. Moneta – Malewska M ., narkotyki w szkole i w domu. Warszawa 2000

5. Rogala – Oblędowska J., Przyczyny narkomanii Warszawa 1999

6. www.nie. pl. / patologie / patologie 1. ht ml

Сирота I.M.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Й суд миколаївської області управління юстиції в миколаївській області визначальні тенденції генезису державності І права збірник наукових праць миколаїв 2007

    Документ
    У збірнику наукових праць репрезентуються матеріали доповідей, які були представлені під час проведення пленарних і секційних засідань міжнародної науково-практичної конференції „Треті Прибузькі юридичні читання”, що відбувалася 23-24
  2. Міністерство освіти І науки україни (102)

    Документ
    ПРАЦІ ПРОФЕСОРСЬКО-ВИКЛАДАЦЬКОГО СКЛАДУ КАФЕДРИ КРИМІНАЛЬНО-ПРАВОВИХ ДИСЦИПЛІН МИКОЛАЇВСЬКОГО НАВЧАЛЬНОГО ЦЕНТРУОДЕСЬКОЇ НАЦІОНАЛЬНОЇ ЮРИДИЧНОЇ АКАДЕМІЇ
  3. Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни національний університет «одеська юридична академія» кримінальне право україни (1)

    Навчально-методичний посібник
    Посібник надає стислу характеристику тем курсу з Загальної та Особливої частин кримінального права, звертає увагу студентів на основні визначення кримінального права, які мають особливе теоретичне та практичне значення, на деякі дискусійні,
  4. Міністерство освіти І науки, молоді та спорту україни національний університет «одеська юридична академія» кримінальне право україни (2)

    Навчально-методичний посібник
    Посібник надає стислу характеристику тем курсу з Загальної та Особливої частин кримінального права, звертає увагу студентів на основні визначення кримінального права, які мають особливе теоретичне та практичне значення, на деякі дискусійні,
  5. Держава І право: de lege praeteritA, instante, futura міністерство освіти І науки україни одеська національна юридична академія

    Документ
    Держава і право: de lege praeterita, instante, futura: Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції. Миколаїв, 27-28 листопада 2009 року. – Миколаїв: Іліон, 2009.

Другие похожие документы..